Какой характер у царевны лебедь. Царевна-Лебедь. Светлая тайна. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

В одиннадцатой главе уже приводилось утверждение Иржи Стржедовского о том, что в языческой Моравии Венера-Красопани была изображена на золотой колеснице, которую везли два белых голубя и два лебедя. Поскольку написано это было весьма поздно, в самом начале XVIII в., данное свидетельство вызывает вполне обоснованные сомнения. Однако вне зависимости от того, восходили сведения Стржедовского к более древним или нет, образ лебедя играл весьма важную роль в славянском фольклоре, и притом с самых древних времен. Рассказывая об основании будущей столицы Киевской Руси в VI в., автор «Повести временных лет» отмечает: «[и] быша 3 братьж. единому им А КИИ. а другому Щекъ. а третьему Хоривъ [и] сестра ихъ Лыбедь. СЪдАще Кии на горЪ гдЪже ныне оувозъ Боричевъ». Однако летописное упоминание еще не первое свидетельство о культе лебедя в данном регионе.

Рассказывая о готском короле Германарихе, создавшем свою державу в Северном Причерноморье, историк VI в. Иордан пишет: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен , подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени (росомонов), по имени Сунильду, за изменнический уход (от короля), ее мужа, король (Германарих), движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного». Все это событие относится к IV в., поскольку Германарих умер примерно в 376 г. Имена всех росомонов переделаны на готский лад. Имена братьев однозначному переводу не поддаются, а имя Сунильды переводится как «лебедь» - точно так же звали и сестру Кия, основавшего Киев несколько столетий спустя. Что же касается названия самого племени росомонов, то многие историки видят в нем одно из первых упоминаний о русах .

Возникает образ девы-лебедя, правда уже в негативном контексте, и в «Слове о полку Игореве», посвященном событиям уже XII в.: «Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дЪвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синЪмъ море у Дону; плещучи, упуди жирня времена» - «Встала обида в войсках Дажьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, восплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона; плескаясь, прогнала времена обилия». Образ этот оказался глубоко укоренен и в отечественном фольклоре: «Народные русские сказки говорят о вещих («мудрых») девах, которые плавают в морских и речных водах то белыми лебедями, то златоперыми рыбками; пойманная на удочку и кинутая наземь, рыбка эта оборачивается красной девицей, выходит замуж за сказочного героя, всех пленяет красотою, всех превосходит силой чародейного ведения». Аналогичные представления были свойственны и другим славянским народам: «Вилы могли оборачиваться в лебедей. У них бывают лебединые ноги». Логическим продолжением этой традиции стал образ Царевны Лебеди в знакомой, наверное, каждому с детства «Сказке о царе Салтане», написанной А.С. Пушкиным по мотивам русских народных сказок:

Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет.
(...)
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Все эти многочисленные свидетельства побуждают нас более внимательно отнестись к известию Стржедовского о связи Венеры-Красопани с голубями и лебедями. В древности голубь был связан с малоазиатскими богинями любви, однако, согласно представлениям людей античности, колесница Афродиты была запряжена вертишейкой или воробьями. Следовательно, данный текст чешского писателя не является точным воспроизведением античных представлений. Хоть изредка древнегреческая богиня любви на вазах и изображалась на лебеде, однако в античности эта птица была устойчиво связана с образом Аполлона. Посвященный этому божеству гимн гласил: «Когда родился Аполлон, Зевс, украсивши его золотой миртой и мирой, дал ему, кроме этого, возможность следовать на колеснице, которую влекли лебеди, и послал его в Дельфы... Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам...» На колеснице, запряженной лебедями, Аполлон неоднократно изображался как в античной поэзии, так и в античной вазописи. Гипербореев античная традиция помещала где-то на севере, и весьма показательно, что на северо-западе от Греции в Дупляе близ Белграда были найдены две модели колесниц, датируемых концом II тысячелетия до н.э. Колесницы запряжены тремя птицами, похожими на лебедей или уток. На одной колеснице стоит мужская фигура, над которой имеется своеобразный зонт, украшенный 12 лучами и являющийся, судя по всему, символом солнца. Все эти обстоятельства дали исследователям основания сопоставить данные находки с греческим мифом о запряженной лебедями колеснице Аполлона, на которой он летал на север. Следует также отметить, что на севере Германии на сегодняшний день было найдено уже семь повозок, на осях которых сидят водоплавающие птицы. Сами изображения датируются эпохой лужицкой культуры и, хоть антропоморфная фигура на повозке отсутствует, они, по всей видимости, имеют определенное отношение к мифу о божестве, передвигающемуся на запряженной птицами колеснице. Как отмечает Б.А. Рыбаков, подобная бронзовая коляска с тремя колесами, четырьмя водоплавающими птичками и двумя быками была найдена в Польше у Каловиц. Поскольку немецкие и польская находки территориально находятся в относительной близости от Моравии, где на запряженной птицами колеснице изображалась Венера-Красопани, это является еще одной причиной, по которой не следует с порога отметать данное известие как недостоверное.
Однако как греческие мифы, так и находка из Дупляя изображает на запряженной лебедями колеснице не богиню, а бога. В этом отношении к описанию Стржедовского оказываются ближе не они, а бронзовый браслет из клада в Радолинеке близ Познани, датируемый VII в. до н.э. На этом браслете изображены шесть солнечных дисков, часть которых дополнена изогнутыми лебедиными шеями. Кроме них на браслете имеется изображение женской фигуры в широкой юбке с поднятыми вверх руками. Над ней еще один солнечный диск, а по сторонам - ещё два солнечных диска с лебедиными шеями в виде латинского «s». Стоит женщина на слегка изогнутой полосе, которая может быть интерпретирована как украшенная лебедиными головами ладья. Таким образом, хоть на данном браслете богиня и не изображена непосредственно в колеснице, однако ее роль могла играть ладья, а связь с лебедями показана совершенно отчетливо. Интересна как поза богини, похожая на позу богинь в более поздней русской вышивке , так и то, что данный браслет был найден на землях, которые могли входить в территорию славянской прародины.

М. Серяков. Богини славянского мира.

Друзья, у кого развито духовное зрение, тот увидит Царицу-Лебедь,
увидит картину, мною описанную в стихе и увидит, как она танцует.
Волшебный сказ-сказка по преданию древних седовласых друидов.
Сказка "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" выложена на литпортале "Изба-Читальня".
Сказ хорошо читается под музыку П.И.Чайковского "Лебединое озеро".

ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ

На тайном озере, в лесу дремучем –
Царица-Лебедь в сказке танцевала.
Мерцали звёзды на мосте могучем,
Богиня-Ночь округу леса целовала.

Таились духи за ветвями тихо елей,
И молча на Царицу – все смотрели.
Они не знали её слёз и брега целей,
Они пред ней от страха все робели.

Вокруг утихли: ветры, сны, метели,
Туман накрыл чудесно озеро росой.
Утихли звуки и воды живой капели,
По небу Месяц плыл младой, косой.

И тут раздался гром, и озеро ожило,
И засияло, как божественный ампир.
Оно пристанищем для душ служило,
Оно мерцало, как бриллиант-сапфир.

Царица-Лебедь – расцветала в танце,
Её ресницы светом укрывались ярко.
Фигура девы – словно арфа в сланце,
А платье полыхало и мерцало жарко.

Она в девицу превращалась, как роса,
Могла в тумане скрыться, и пропасть.
А за спиной вилась, как лазурит коса,
В душе её горела нестерпима страсть.

Любила принца девушка, как солнце,
Но предал он её и бросил, как сорняк.
И свет погас, свет не светил в оконце,
Гулял по дому дух, скрипел сквозняк.

Царица с горя в лебедь превратилась,
И улетела навсегда в края Вселенной.
И с телом навсегда тогда простилась,
Душой коснулась красоты нетленной.

И каждый год, в ночь ясну Рождества,
Над озером Царица-Лебедь пролетает.
И нет в лесу чудесней чуда-торжества,
Когда девица в танце над водой летает.

Никто не видел деву звёздной красоты,
Но слухи ходят, что живёт она поныне.
От глаз исходит свет небесной чистоты,
Она, как Ангел, оживёт в моей картине.
19.09.2018г.

Автор: Галина Жолонковская (Белая Волчица).
__________________________________________
Картинка из интернета.
Сказка "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" содержит сакральную информацию,
сказ написан мною -- по преданию древних седовласых друидов.
КТО ТАКИЕ ДРУИДЫ:
Загадочные мудрецы, жившие во времена кельтов, умели делать точные предсказания, предпочитали жить в лесу и даже составили свой собственный гороскоп, которому лет и даже веков гораздо больше, чем можно себе вообразить. Это гороскоп друидов – он насчитывает более двух тысяч лет. Впервые гороскоп друидов, или иными словами - галльский гороскоп, упоминается в хрониках христианских монахов, которым зачем-то понадобилось фиксировать хронику язычников. Так что, вопреки расхожему мнению, друиды это вовсе не мифические существа, а вполне реально существовавшие люди, жрецы кельтских племён.
Друиды, как и их «коллеги» шаманы и колдуны из разных стран совершали магические обряды, жертвоприношения и занимались предсказанием будущего. Земные люди верили мудрецам безоговорочно. Для того, чтобы получить почётное звание друида, человек должен был провести двадцать лет в полном одиночестве, в лесу – так что неудивительно, что молодых друидов среди кельтов не наблюдалось.
Лес колдуны считали святым местом, где открывается условный портал для общения с неземными существами. С деревьями жрецы обходились как с живыми существами, наделяя их душой и даже характером. Они утверждали, что каждое дерево, как и человек, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. Каждое требует определенных условий жизни. Было у друидов и излюбленное растение - омела. Оно использовалось и во врачевании, и в предсказаниях, и в управленческих делах, и в обрядах жертвоприношения, поэтому к сбору омелы готовились заранее. Жрецы верили, что снадобья из омелы нейтрализуют любой известный яд. Любовь к этому волшебному растению, кстати, сохранилась и до наших дней, венками из листьев омелы европейцы украшают свои дома на Рождество.
Кельты в своё время занимали колоссальную по размерам территорию, по большому счёту – всю современную и хорошо знакомую туристам западную Европу. Именно они заложили фундамент западноевропейской цивилизации. Как у всяких уважающих себя язычников, каждое отдельное поселение нуждалось в собственном жреце, способном разговаривать с богами без особых затруднений. Но помимо общения с высшими силами, друиды так же обязаны были фиксировать героические подвиги кельтов, желательно в стихотворной форме, поэтому брали в друиды только поэтов – иначе ничего бы не получилось. В те далёкие времена «должность» друида считалась крайне почётной, что неудивительно. За советом к жрецам обращались как мелкие правители, так и короли, они так же были освобождены от воинской службы и уплаты налогов.
Правда, например, у ирландцев друиды быстро утратили поэтические способности и превратились в аналог современных деревенских знахарей, зато галлы – предки нынешних французов, – к своим жрецам относились куда более трепетно, возводя своих мудрых старцев практически в разряд полубогов, ну или, по крайней мере, небесных посланников. Вспомните хотя бы знаменитые истории про Астерикса и Обеликса – предки французов к своим «волшебникам» относились крайне почтительно. У галлов даже существовали праздники, посвящённые друидам - Самайне и Белтайне. Под руководством жрецов участие в празднованиях принимали жители всех ближайших поселений. Считалось, что в дни этих праздников грань между мирами истончалась, и в гости могли прийти посланцы других миров.
Что же касается непосредственно гороскопа, то вдохновение для его создания друиды черпали опять-таки из деревьев. Согласно их науке, дата рождения каждого человека связана с определённым растением. Большое значение друиды при этом придавали зимнему и летнему противостоянию Солнца, весеннему и летнему равноденствию. Собственно, положение Солнца относительно Земли и служит основой их гороскопа. В соответствии с ним, судьба человека, его будущее, характер и способности зависят от удаления Солнца от Земли в день его рождения. Поэтому каждый знак гороскопа друидов имеет два периода действия.
Друиды верили: чтобы изменить свою судьбу к лучшему, нужно наладить связь со своим деревом: общаться с ним при помощи прикосновений. Считалось, что в лихое время человек должен пойти в лес или сад, найти дерево, соответствующее дате рождения, и поговорить с ним, прислониться к его стволу и физически представить себе, как энергия дерева перетекает в его тело. После чего полагалось поклониться дереву, поблагодарить его и напоследок украсить ленточкой.
Вот так выглядит гороскоп друидов (в скобках указаны периоды, в которые владычествует данное дерево). Считалось, что наибольшую магическую силу и, как следствие, наибольшую помощь своему человеку дерево оказывает в периоды своего верховенства.
Яблоня (25 июня – 4 июля, 22 декабря – 1 января)
Пихта (5 июля – 14 июля, 2 января – 11 января)
Вяз (6 июля – 25 июля, 12 января – 24 февраля)
Кипарис (26 июля – 4 августа, 25 января – 3 февраля)
Тополь (5 августа – 13 августа, 4 февраля – 8 февраля)
Кедр (14 августа – 23 августа, 9 февраля – 18 февраля)
Сосна (24 августа - 2 сентября, 19 февраль – 28/29 февраля)
Ива (3 сентября – 12 сентября, 1 марта – 10 марта)
Липа (13 сентября – 22 сентября, 11 марта – 20 марта)
Орешник (24 сентября – 3 октября, 22 марта – 31 марта)
Рябина (4 октября – 13 октября, 1 апреля – 10 апреля)
Клен (14 октября – 23 октября, 11 апреля – 20 апреля)
Орех (24 октября – 2 ноября, 21 апреля – 30 апреля)
Жасмин (3 ноября – 11 ноября, 1 мая – 14 мая)
Каштан (12 ноября – 21 ноября, 15 мая – 24 мая)
Ясень (22 ноября – 1 декабря, 25 мая – 3 июня)
Граб (2 декабря – 11 декабря, 4 июня – 13 июня)
Инжир (12 декабря – 20 декабря, 14 июня – 23 июня)
Дуб (Весеннее равноденствие: 21 марта)
Береза (Летнее равноденствие: 24 июля)
Маслина (осеннее равноденствие: 23 сентября)
Бук (Зимнее солнцестояние: 21/22 декабря)
Считается, что если посадить "свое" дерево возле дома - это привлечет в дом удачу.
(ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА)

Рецензии

Отзывы на сказ-сказку "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" (ВКонтакт):
1. художник Евгений Щербань
МО-ЛО-ДЕЦ!!! 💪👍😊🌹🌹🌹

2. Алексей Голубев
Чудесно!

3. Наталья Емельченкова
Галина, красиво, сказочно,
божественная музыка П. И. Чайковского!
Спасибо огромное! ЗОЛОТОЙ ЛАЙК!!!

4. Татьяна Мишина
От всей Души, благодарю за прекрасные стихи!

5. Ольга Сародой
Красивая сказка. Здорово.

6. Надежда Зайчук
Великолепно. Благодарю.🙏🙏🙏🌹🌸🌺❤

7. Владимир Шаховский
здорово!!!

8. певица, поэтесса Елена Михайлова
ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СТИХИ! Спасибо!

9. Надежда Сухая
Какая прелесть! спасибо за чудные стихи!

10. Нина Иванова
Галечка, привет дорогая...
Доброго тебе утра и чудесного дня...
Прочла стихи -Царица лебедь...
Замечательно написано и музыка конечно прелесть и
картинка тоже изумительная...
Так и представляешь себе сказочную волшебную деву,
как она из лебедя превращается в принцессу,
очень прекрасно описана природа...
Богиня Ночь округу целовала...восторг...
Туман накрыл чудесно озеро росой...
Знаешь, я все время тобой восторгаюсь...
Боже мой как же ты, Галечка, умна...
Боже мой, кто тебе шепчет эти изумительные волшебные строки,
в каких закромах ты их хранишь...здорово...
Просто Молодец...Класс.....Правда..восхищаюсь...Спасибо...
Утихли звуки и воды живой капели..Прекрасно...
Всего тебе самого хорошего, Галечка...
Умница...обнимаю тебя всем сердцем...Удачи во всем...Пока...
Ну наверно ты что-то такое постигла, что мне никогда не будет ведомо.
Это здорово...конечно для людей я понимаю..и люди восхищаются...
Умница ты дорогая...
Ну я не знаю, Галя, можно ли сравнивать...
но я читала давно правда..про Елену Блаватскую..вот она медиум..
она видела то, что нам совсем неведомо и представить себе немыслимо..
так что есть такие люди с особым видением...
Ну, Галя, это ты такая умная и все понимаешь и
можешь вероятно все по полочкам разложить..
а люди они же в основном обыкновенны и этого просто не понимают...

11. Александр Томашевский
Чудесная сказка! 👍
Волшебная история.
Благодарю за чудо!🌹🌹🌹

Отзыв на сказ-сказку "Царица-Лебедь" (литпортал Изба-Читальня):
1. Член Российского союза писателей - Эдуард Струсберг
23.09.2018 13:17:07
Отзыв на произведение: ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ
[Галина Жолонковская (Белая Волчица)] положительный
Спасибо, Галина, за прекрасную лирику!
ВОСХИТИТЕЛЬНО!

2. Красик Эльвира 23.09.2018 16:14:17
Отзыв: положительный
Замечательно,очень красиво! Я в восторге!
Спасибо за поздравление,добрых дней тебе,Галочка!
У меня много новых песенок,будет время,заходи!


Одним из моих любимых сказочных образов является Царевна-лебедь. Я познакомилась с ней на страницах невероятного произведения Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане». Одним из главных героев этой сказки также является Гвидон. Он был сыном царя Салтана. Однажды на Царевну-лебедя напал злой коршун. И Гвидон спас Царевну. При это он пожертвовал свою самую последнюю стрелу.

Царевна была ему очень благодарна. В последствии она не раз выручала Гвидона. Она была необыкновенной колдуньей и совершала немыслимые чудеса. Казалось бы какие-то вещи были просто невозможными, но Царевна могла превратить все в реальность. Она построила огромный дворец неописуемой красоты для Гвидона. Позже исполняла все желания и просьбы Гвидона. Например, когда тот очень хотел увидеть отца, она смогла превратить его в комара.

В образе Царевны-лебедя представлены только самые лучшие черты русской женщины. Она помогает людям не в целях корысти, а просто так. Она очень добрая, милосердная и искренняя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


До знакомства с выдающейся оперной певицей Надеждой Забелой у Врубеля были романы, но ни одни из них не привел к браку. Надежда стала для него музой, женой и ангелом-хранителем, оберегающим его до последних дней жизни. Она вдохновила его на создание множества работ, в том числе и самой загадочной – «Царевны-Лебеди», и пыталась сделать невозможное – спасти от безумия.





Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос!». Это была любовь с первого взгляда, он предложил ей руку и сердце спустя два дня после знакомства. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек», – сказал художник. «Голос ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок. И сколько любви было в этом пении! Душа сказки сливалась в нем с душой человека. И какой облик! Чудо чудное, диво дивное!» – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве.



Надежда Забела была любимой исполнительницей Н. Римского-Корсакова: специально для нее он написал партию Марфы в опере «Царская невеста», она исполнила главные партии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Демон» и «Евгений Онегин». Врубель сопровождал ее на всех репетициях и спектаклях, подсказывал нюансы трактовки образов, создавал эскизы театральных костюмов. «Единственное, чем он жил, была музыка, – писал художник С. Судейкин. – Символом, идеальным выразителем прекрасного для него оставалась Надежда Ивановна».





Художник часто писал портреты жены, она вдохновила его на создание знаменитой картины «Царевна-Лебедь», хотя портретного сходства в этом случае нет. Н. Римский-Корсаков по сюжету «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина написал оперу, главную партию в которой исполнила Надежда Забела. Вдохновленный ее исполнением, Врубель написал одну из самых загадочных своих работ. Огромные глаза Царевны-Лебеди полны печали, тревоги и словно предчувствия беды.



Сценический облик Забелы в этой роли был таким же, как на картине: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на полотне – это видение, созданное народной фантазией. Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью – и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц», – писали после спектакля.



В 1901 г. у них родился сын Савва, однако счастье омрачало наличие у него врожденного порока – заячьей губы. Из-за этого у художника началась глубокая затяжная депрессия, что стало толчком к развитию душевной болезни. Ее симптомы проявлялись и раньше, но болезнь ребенка их усугубила. В 3-хлетнем возрасте малыш скончался от пневмонии, что окончательно подорвало психическое здоровье Врубеля.



С тех пор долгое время Врубель проводил в психиатрических клиниках, но жена не теряла надежды и пыталась облегчить его состояние всеми возможными способами. Зная о том, как на него действует ее пение, она привозила в больницу аккомпаниатора и пела для мужа. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Именно поэтому Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Женщина проявляла необычайную стойкость, хотя ей довелось перенести немало: смерть ребенка, болезнь матери, смерть отца, безумие и гибель мужа. Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет.

Михаил Врубель навсегда остался неразгаданной тайной в мировой культуре.

Так и бывает с гением: его называют странным, вокруг него бурлят эмоции, кипят страсти, ползут слухи, а настоящее признание приходит поздно. Современники по достоинству оценили удивительный дар Врубеля, лишь когда он был уже на смертном одре. Художника провозгласили символом эпохи. О «дивных красках» в творениях Врубеля и о «причудливых чертежах, похищенных у Вечности» говорил в прощальной речи на могиле живописца Александр Блок. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля висела в кабинете поэта в Шахматове.

Русский миф

Врубеля всегда влекла поэзия сказки, фольклорной мистификации, заложенной в образах таинственных волхвов и волшебников из народных произведений. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Однако вскоре у Врубеля появилась муза, вдохновившая его творить в духе русского фольклора. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос - «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Это удивительным образом перекликалось в художественном сознании Врубеля с выразительнейшими переливами оттенков и полутонов его своеобразной живописи. Художник и певица обвенчались в том же году.

История создания картины

На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль играла Надежда Забела-Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее - в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма - иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.

Музыка цвета

Погружение в мир музыки Римского-Корсакова стало благотворным поворотом в творческой судьбе Врубеля. Надежда Ивановна, жена художника, вспоминала, что, например, оперу «Садко» Михаил Александрович прослушал около ста раз. Он говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря, что всякий раз находит в нем новые фантастические тона. Их мастер воплощал и в своих изумительных работах. Такими оттенками и полутонами дышит и вдохновенная «Царевна-Лебедь» Врубеля, созданная в 1900 году.

На картинах Врубеля почти невозможно увидеть цвета солнечного дня. Он любил переходные состояния - закатный вечер, нарождающееся утро. Колорит концентрирует особое мироощущение художника, его склонность к иррациональному, страсть к тайне и ощущение тревоги, разлитой в мире. В цветовой палитре художника тающие переливы жемчужных тонов в лиловеющем сумраке подобны гармоничным созвучьям музыкального произведения. Такою же трепетной и ускользающей изобразил ту, чье имя Царевна-Лебедь, Врубель.

Описание полотна

В медленно спускающихся на землю сумерках с алой линией заката царевна уплывает прочь, она оглянулась, чтобы сделать последний многозначительный и предостерегающий жест Гвидону. В ее печальных очах застыла тревога и скорбь, одновременно взор этих прекрасных глаз странно холоден и равнодушен к земной суете. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Еще мгновение - и она превратится в дивного белого лебедя. Эта птица в мировосприятии символизма олицетворяет вдохновение, способное прорвать рациональный мир и унестись мечтой в иные сферы.

Тихий трепет исходит от картины, на которой мерцают драгоценные каменья в дорогом кокошнике, горят тем же драгоценным сиянием на бледном лице глаза прекрасной девы, падают алые отсветы закатного солнца на морскую рябь, прозрачную воздушную вуаль и огромные белоснежные крылья.

Ничего общего со статными румяными и жизнерадостными красавицами-царевнами, какими их традиционно изображают иллюстраторы русских сказок, не имеет Царевна-Лебедь Врубеля. Ее хрустальный образ гораздо ближе не то к лику мифической Афродиты, не то к чарующему облику демоницы Лилит.

Обещание счастья

Ангельское лицо царевны напоминает лицо другого ангела - падшего - с последних полотен Врубеля. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви, и колдовские чары ее целиком на стороне добра, ради которого она кажется готовой пожертвовать самой жизнью. Потому-то таинственный облик и окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона.

Человек во все времена мечтает о запредельной тайне и о сказке со счастливым концом. Об одной из них восхитительным языком красок и образов рассказал Врубель М. Царевна-Лебедь живет в каждом ищущем поэзии и волшебства сердце.