Какой человек является пессимистом

Существует два противоположных взгляда на жизнь - пессимизм и оптимизм. Рассмотрим, кто такой пессимист, что характерно для его мировоззрения.

Слово «пессимист» пришло в русский язык из греческого языка - pessimis, то есть отрицательный, негативный. Пессимисты - это люди, которые всё окружающее видят в мрачном свете, не верят в лучшее, не ждут от жизни ничего хорошего.

Особенности мировоззрения пессимистов:

  • Пессимисты не верят в искренность намерений людей, в возможность совершать ими положительные поступки. В любом действии человека они видят эгоистические интересы, стремление получить выгоду.
  • Любые изменения в обществе волнуют пессимистов, так как они не ждут от них ничего хорошего, не верят в прогресс, в улучшение ситуации в стране, в возможность достичь народом процветания, благополучия. Им кажется, что всё напрасно, так как негативных последствий прогресса, в какой бы области общественной жизни он ни происходил, намного больше, чем позитивных.
  • Пессимисты мрачно смотрят и на своё будущее. Они не ждут ничего хорошего в жизни. Для них она даже не в полосочку - чёрную и белую, а всегда серая. Такие люди даже что-то радостное в жизни принимают с настороженностью, так как уверены - за всё надо платить, и после счастливых минут обязательно придут несчастливые или даже трагические.

Сложно быть пессимистом? Конечно, да. Страшно прожить жизнь, не веря в хорошее, в искренность чувств людей, жить без надежды на лучшее, да и просто на счастье. Конечно, нельзя смотреть на жизнь через розовые очки, закрывать глаза на негативные стороны жизни. Но, видя их, человек должен стремиться исправить что-то, добиться лучшего, а не опускать руки и ждать от жизни только ударов судьбы, как это делают пессимисты.

Кто такой пессимист и как его распознать?

Все всегда было, есть и будет плохо в жизни у пессимиста. По крайней мере, он так думает. Если намечается повышение на работе, значит, заставят трудиться без выходных. В семье намечается прибавление? Это не повод радоваться для пессимиста. «А вдруг ребеночек родиться больным или будет много плакать, не давать спать?» - думает он. В любой жизненной ситуации можно найти свои плюсы и минусы. Так вот, пессимист - это тот, чей взгляд видит только отрицательные моменты во всем. Такие люди живут безрадостной жизнью, и окружающим общение с ними в тягость. Иногда такое состояние души связано с личными неразрешенными проблемами. После удачного выхода из трудностей восприятие жизни становиться оптимистичным. Кто такой пессимист и как помочь заядлому ворчуну, расскажет эта статья.

Люди, для которых стакан всегда наполовину пуст

На самом деле существуют различные степени негативного отношения к жизненным трудностям. Существует даже специальный пессимист-тест, который может пройти любой человек. Вот примерная классификация отчаянных ворчунов и личностей, которые приобрели негативный взгляд на вещи временно:

  • Неверующие. Для них радость на лицах посторонних людей сродни лицедейству. Близкие тоже не должны выражать позитивные эмоции, иначе они станут целью насмешек пессимиста.
  • Информированные. Эти люди - провидцы, которые уже заранее знают, что дело кончиться плохо. Не пытайтесь их переубедить, ибо вы попадете в разряд наивных глупцов (по их мнению).
  • Невезучие. Ну зачем им начинать что-то делать в жизни, когда везения нет? Они все смотрят вдаль, выглядывая синюю птицу. А без нее никак. Вот и топчутся на месте.
  • Чувствительные. Когда душа подобна хрусталю, её нельзя показывать людям. А вдруг разобьёт кто? Такой пессимист зачастую одинок, но уверен, что общение принесет ему больше горя, чем радости.
  • Бывалые. С возрастом личность, которая набралась немалого опыта, может обзавестись еще и пессимизмом. Вам знакомы высказывания типа «Вот раньше было лучше!» и «Ну и молодежь пошла…»? Думаю, вы узнали старшее поколение в этих словах.
  • Ноющие. Их все обижают. К ним несправедливы всегда, и сама судьба их обделила. Такие пессимисты всем рассказывают о своих невзгодах, печалях, горестях. Перевести разговор на позитивный лад будет просто невозможно. Не отнимайте у несчастных возможности поплакаться.

Как помочь любимому пессимисту?

Не стоит идти на поводу его негативных высказываний. Помните, что пессимист не изменится, пока сам этого не захочет. Если вторая половинка отрицательно высказывается о вашем отношении к жизни, отстаивайте свой взгляд неотступно. Когда вам нужно на что-либо уговорить пессимиста, дайте ему высказаться самому по данному вопросу. Если вы сначала предложите свое решение проблемы, то получите ворох аргументов против идеи. А на его поле играть будет проще. Предлагайте к совместному прочтению и просмотру позитивные книги, фильмы, журналы, телепередачи. Всегда найдется то, чему вторая половинка обрадуется. Это могут быть прогулки, музыка, вкусные обеды, рыбалка. Балуйте буку, и, возможно, его сердце оттает. Надеюсь, что эта статья помогла вам узнать, кто такой пессимист и как ему помочь. Будьте оптимистами!

Все люди по-разному относятся к событиям, которые происходят вокруг них, будь то события личного характера или вселенского масштаба. Одни видят во всех событиях хорошие стороны, а другие только плохие. Идёт по улице один человек, его сверху обляпала птичка. Он подумает: "К деньгам!" А другой расстроится и подумает: "Опять день испорчен". Поэтому принципу людей условно разделяют на пессимистов и оптимистов. Вот о первой категории людей и пойдёт речь в данной статье.

Так кто же такой пессимист?

Во многих толковых словарях дают такое определение. Пессимист-это человек, у коего всё на свете идёт к худшему, видящий во всём только зло, глядящий на всё мрачно. Что бы ни произошло в жизни такого человека, будь то радостное событие или горе, он на всё смотрит как бы через тёмные очки. Его не радует ничто.

Пессимисты чаще всего ассоциируются у нас с нытиками и неудачниками, они зачастую не уверены в себе и своих силах, слушая общественное мнение на сей счёт, почти всегда уверены, что у них никогда ничего не получится. Берутся за одно дело, у них что-то не получается, берутся за другое, опять неудача. В конце концов, просто перестают предпринимать всяческие попытки действовать, что зачастую приводит к плачевным последствиям.

Может ли такой человек добиться успеха в жизни?

Да! Очень часто приходится слышать, что пессимист видит все трудности. Так это же очень замечательно! Если человек наделён талантом предугадывать возможные препятствия, предвидеть все возможные трудности, то у него гораздо больше шансов преуспеть. Но так думает оптимист, а пессимист заранее настроен на проигрыш, на поражение. Наперёд "видит", что у него не получится, его не примут на работу, его не одобрят...

Всю ли жизнь человек проживает пессимистом?

Нет! В разные периоды жизни человек смотрит на вещи и события по-разному. Это, зачастую зависит от нашего окружения, от периодичности происходящих с человеком событий. На человека "нападает" пессимизм, когда несколько печальных событий его жизни происходят одно за другим. Тогда руки опускаются, жить не хочется. Но проходит некоторое время, человек успокаивается, начинает смотреть на мир другими глазами. Жизнь понемногу налаживается, ну и соответственно человек начинает оптимистичнее смотреть на многие события. В юности и молодости мы все настроены оптимистично, свято верим в то, что у нас будет всё, что нам захочется, получится всё, что задумаем.

Но с возрастом всё большее число людей становятся пессимистично настроены. Отчего же так случается? От безысходности? Нет! Просто с возрастом мы становимся мудрее, осторожнее, приобретённый опыт подсказывает не торопиться, быть осторожнее и внимательнее.

Пессимисты отнюдь не неудачники, какими нам кажутся. Это люди, умудрённые опытом. Пессимист проникнут мрачным взглядом на жизнь, хотя при этом не обязан делиться своей точкой зрения с окружающими. В то время как нытики не упускают возможности пожаловаться на всё, что с ними происходит, да и не с ними тоже.

Напоследок, чтобы не заканчивать на такой пессимистичной ноте, небольшое отступление.

Анекдот

Оптимист убеждён, что всегда найдётся кто-то, кто возьмётся за самую тяжёлую и неинтересную работу. А пессимист уверен, что этим кто-то будет он.

pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма - естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана .

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. - болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая - источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания - привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха - прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга - путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: "Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть". Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения "себя" и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: "своего" тела, "своего" ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало - «воля», «бессознательное» и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

Пессимизм как качество личности – склонность проявлять мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием; выражать негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру и людям.

Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – безнадежный пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира. Одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: “Ну вот, опять ненастоящая…” Оптимист: “А у меня живая! Только убежала”.

Нобелевский лауреат Жорес Алферов сказал: «В России остались одни оптимисты, пессимисты уже давно уехали!» Опросы социологов подтверждают его слова: пессимизм по мере удаления на запад крепчает и, тем самым, теснит оптимизм. Больше всего оптимизма в Индии, Китае, Японии. Недалеко от них отстоит Россия.

Пессимизм живет по принципу, если какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно случается. Он ярый приверженец законов Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше»; «Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; «Всякое решение плодит новые проблемы». Пессимист считает: всё, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

Пессимизм – это видение мира, как нескончаемую череду неприятностей. Пессимист – это олицетворенное ожидание неприятностей. Он чрезмерно категорично, в негативном свете оценивает всё вокруг, по малейшему поводу включает свой могучий оправдательный механизм, давая универсальное объяснение своим просчетам и неудачам. Споткнувшись на решении какого-то несложного жизненного урока, он готов капитулировать по всем направлениям. Ким Кэтролл правильно подметила: «Пессимист видит проблему в каждой задаче. Оптимист – задачу в каждой проблеме».

Не секрет, что существует прямая связь между болезнями и качествами личности. Пессимизм ничего хорошего здоровью не сулит. Своего обладателя он награждает анемией, сахарным диабетом, гормональными сбоями, болезнями поджелудочной железы. В Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти - на 60%. К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови - всё это создает условия для развития инфаркта. Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.

Оскар Уайльд писал: «Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, пессимист дырку!» Пессимизм любит приговаривать: «Не с моим счастьем». Вечно он самый невезучий, обиженный и обделенный. Лев Толстой писал: «Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим». Если жизнь подкинет пессимисту лимон, он никогда не догадается сделать из него лимонад. Неудовлетворенный собственной жизнью, пессимист видит во всем жирные минусы, а не плюсы. Для него всегда стакан наполовину пуст. Пессимист говорит: «Хуже быть вряд ли может!» Оптимист: «Может, может!» Любые жизненные перемены он воспринимает негативно, изначально видя в них реализацию самых худших своих предположений. Сильный человек, принимая вызовы судьбы, ищет в неприятной ситуации приобретения и новые возможности. Пессимизм сразу готовит калькулятор для подсчета убытков и потерь. Судьба переменчива, считает он – гадкие дни чередуются с окаянными. Анекдот в тему. Встречаются два приятеля. Первый — Как дела, как жизнь? Второй — Да плохо — жена ушла, с работы уволили, машину угнали. Первый – Ну, ничего, жизнь то полосатая, сейчас черная полоса, зато потом будет белая. Через месяц. Первый — Как жизнь, как дела? Второй — Да…а та полоса то, оказывается, была белая….

Вместе с тем, даже в этом порочном качестве личности присутствуют свои плюсы. Недаром говорят: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Чтобы проявлять разумность и рассудительность, важно не терять контакт с реалиями жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: «Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее». Поэтому на стадии рассмотрения возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы, а на стадии прогнозирования и планирования гипотетических сценариев — видеть оптимистические варианты.

Пессимизм, находящийся на одной шкале со своей противоположностью – оптимизмом, постепенно, с биологическим возрастом человека отвоевывает у другого полюса всё новые и новые территории. Человека в старости одолевают болезни, нарастает усталость и возрастная лень. Все эти факторы не добавляют оптимизма. К примеру, ранний А.П. Чехов – это весёлость и оптимизм, поздний – это печаль и пессимизм. Встретились два друга: - Старею. - Откуда такой пессимизм? - От женских вопросов. - Каких именно? - Раньше меня спрашивали: «Почему не женишься? » А теперь спрашивают: «Почему не женился? «

Джонатан Свифт — один из величайших пессимистов — высмеивателей человеческой натуры, «писатель-человеконенавистник», как называли его современники пишет в «детской» книжке «Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута. При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у него жизнь». Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись подлостью и преступлением».

У многих пессимизм ассоциируется с картинами Эдварда Мунка, проникнутыми трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Названия его картин говорят сами за себя: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность», «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Вампир». На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу». Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Эксперты увидели в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: «Крик»! Невозможно даже дать представление об этой картине, — все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров… И небо кричит, — вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

Петр Ковалев