Какими науками увлекался радищев в лейпциге. Биография радищева александра николаевича. Возвращение и смерть

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749–1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву . Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири , Письмо о Китайском торге , философский трактат (1790–1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении , Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802.

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».

В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера , М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.) , с его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву” . Радищев писал, что крестьянин “заклепан в узы” и “в законе мертв” . Дворяне заставляют крестьян “шесть раз в неделю ходить на барщину” , взимают с них непосильные

Оброки, лишают их земли, применяют “дьявольскую выдумку” – месячину. Помещики истязают крестьян “розгами, плетьми, батожьем или кошками” , сдают в рекруты, ссылают на каторгу, “продают в оковах как скот” . Ни один крепостной крестьянин “не безопасен в своей жене, отец в дочери” . Помещики оставляют “крестьянину только то, чего отнять не могут, – воздух, один воздух” . Из этого Радищев делал вывод о необходимости “совершенного уничтожения рабства” и передачи всей земли крестьянину – “делателю ее” .
Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы вельмож и “великих отчинников” , в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.
Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы “исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны” . Радищев наполнил понятие “патриотизм” революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление “предписанных законов естества и народоправления” .
По Радищеву, “самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние” . Он утверждал, что истина и справедливость не живут в “чертогах царских” , что одежды царя и его приближенных “замараны кровью и омочены слезами” народа, поэтому тщетны надежды просветителей на “мудреца на троне” . Мысль Радищева шла дальше: “Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти” .
Своими произведениями “Письмо другу” , “Беседа о том, что есть сын отечества” , “Житие Федора Васильевича Ушакова” и “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде “Вольность” , наиболее важные строфы которой он включил в “Путешествие” , Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда “возникнет рать повсюду бранна” , будут “ликовать склепанны народы” и торопиться “в крови мучителя венчанна омыть свой стыд” . Праздником будет день, когда победит восставший народ.
После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол “воссядет народ” и воцарится вольность – “вольность дар бесценный источник всех великих дел” . Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, “как могут мстить себя народы” , и “Карла на суде казнил” .
Издавая “Путешествие из Петербурга в Москву” , запрещенное в России, Герцен писал о его авторе: “…. Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью – громкий протест против крепостного состояния” .
Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться “совершенным уничтожением рабства” .
Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти “звери алчные, пиявицы ненасытные” , согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что “рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем разобьют железом главы” своих ненавистных господ.
Радищев считал, что революция – не пустая мечта: “Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие” , – писал он.
Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.
С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя “вслед Радищеву” , затравленному самодержавием, радищевцы – его современники и последователи – приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.
В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое “Путешествие из Петербурга в Москву” . Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию “Вадим Новгородский” , явившуюся вершиной дворянского свободомыслия. Яков Борисович Княжнин (1742-1791 гг.) , дворянин, в течение долгих лет преподавал русскую словесность в Сухопутном шляхетском корпусе и был автором многих трагедий. В своем “Вадиме” он дал образ республиканца, противопоставляя его “просвещенной монархии” . В отличие от Радищева народ в трагедии Княжнина изображен как пассивная сила. Тем не менее со страниц “Вадима” , так же как и “Путешествия из Петербурга в Москву” , хотя и по-разному, звучали призывы к борьбе с самодержавием.
С первых же дней революции во Франции ее лозунги и дела захватили многие умы в России. Современники рассказывают, что “революционные события были ежедневным предметом разговоров и жарких споров о принципах и их изложении, и невозможно было не принимать в них участия” . Революционные журналы, книги и брошюры проникали в Россию. Они вызывали живой интерес в дворянских особняках и гостином дворе, в казармах и университетских аудиториях, в столицах и провинции. Вдумчивые наблюдатели замечали, что “прелести Французского переворота” не только до Украины, но и “до глубины самой Сибири простирали свое влияние на молодые умы” . В Яссах, например, при штаб-квартире князя Потемкина офицеры стали выпускать еженедельный листок “Вестник Молдавии” , где печатались сообщения о революции во Франции. В Тобольске учителя народного училища на страницах издаваемого ими журнала помещали статьи на революционные темы: о правах человека, о Национальном собрании, о конституции 1791 г. Известиями из Франции интересовались в Пензе, в Кременчуге, в Семипалатинске, в Саратове.
Французская революция вначале была принята русским обществом чуть ли не с единодушным одобрением. Передовые дворянские круги, в частности, увидели в событиях во Франции путь к “просвещенной” монархии, горячо ратовали за насаждение “добродетели” , за “равенство чувств” людей всех сословий, за гражданское достоинство, оставляя в стороне вопросы общественно-экономических преобразований.
Но разгоравшаяся на Западе заря революции постепенно отрезвляла дворянские головы. Сообщения о городских и крестьянских выступлениях во Франции, о сожженных замках воскрешали в памяти русских помещиков грозный призрак Крестьянской войны под водительством Пугачева. В событиях во Франции они видели претворение в жизнь тех дум, которые, по яркому определению Радищева, они читали “на челе каждого из… крестьян” . Один вологодский помещик заметил, что “все крестьяне имеют оставшегося от времени Пугачева духа – дабы не было дворян” , и добавил, что это и есть дух “безначальства и независимости, распространившийся… по всей Европе” . Отголоски “великого страха” докатились и до русских дворянских усадеб, где, по выражению помещика А. Карамышева, содрогались, глядя “как старый свет спознакомляется с новым” . Масон И. В. Лопухин писал в этой связи, что он охотно отказался бы от всех своих крестьян, лишь бы “никогда в отечество наше не проник тот дух ложного свободолюбия, который сокрушает многие в Европе страны” .
Развитие событий во Франции усиливало опасения представителей привилегированного класса. Победы революционных армий на полях войны, свержение монархии и казнь короля, установление якобинской диктатуры не оставляли больше места для дворянских иллюзий. Все более очевидной становилась пропасть, отделявшая “старое” от “нового” , путь к которому неизбежно шел через революцию. Приближавшийся кризис феодально-крепостнической идеологии даже в ее “просвещенной” форме приводил в отчаяние ее носителей. “Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!” . В этих словах Карамзин выразил в какой-то мере чувства и думы большого числа дворян.
Правительство Екатерины II встало на путь открытой реакции. Радищева сослали в Сибирь, Княжнин был брошен в тюрьму, где он, по-видимому, и умер в 1790 г. Новиков в начале 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет. Во имя защиты “цивилизации” и “порядка” подвергались заточению свободомыслящие люди, свирепствовала цензура. В своих посланиях к европейским монархам Екатерина призывала их к постовому походу” против “якобинского варварства” . Подавить “французское безначалие, – писала она, – значит приобрести себе бессмертную славу” .
Иначе воспринимались революционные события во Франции передовыми демократическими кругами русской интеллигенции, которые в своих стремлениях отражали интересы и нужды трудовых слоев населения. В огне революции во Франции рушились те самые феодальные устои, против которых стихийно боролось русское крестьянство, и против которых выступали лучшие люди России. Французская революция как бы подтверждала на практике жизненность идей Радищева; она способствовала становлению в России революционной идеологии, развившейся как протест против русской самодержавно-крепостнической действительности.
Дела Тайной экспедиции, сохранившие протоколы допросов, показания свидетелей, раскрывают среду, в которой зрела русская революционная мысль. В Петербурге, например, у некоего разорившегося купца Степана Еркова собирались люди различных профессий, в том числе землемер в отставке Федор Кречетов, который говорил о необходимости свергнуть “власть самодержавия, сделать либо республику, либо инако как-нибудь, чтобы всем быть равными” . В Петербурге же, в кругу мелких коллежских канцеляристов велись разговоры о том, что “русские находятся под тяжким игом самодержавного тиранства” и что “было бы очень хорошо, если бы Национальный конвент додумал о способе избавления Франции от такого врага (как Екатерина II. – автор) , а людей русских от тиранства” . На Украине мелкий служащий из обедневших дворян Степан Познанский спрашивал окружавших его лиц: “на что нам коронованные головы, на что нам магнаты” , и предлагал с ними поступить так же, “как во Франции с ними сделали, а мы в то время будем равны и вольны” . Эти требования и надежды говорят о тех революционных выводах, к которым пришли русские передовые люди в дни наивысшего подъема французской революции. Наметились истоки революционно-демократического течения, определившегося в русском освободительном движении в XIX в.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. ОДА “ВОЛЬНОСТЬ” Ода “Вольность” Радищева является первой русской революционной поэзией. Писатель призывает героев к революции, даже читатель воспринимает это, как должное. Складывается впечатление, что вроде открыты глаза людей на происходящее, но не все могут перебороть собственный страх. Писатель же старается Read More ......
  2. В конце ноября 1771 года в Петербург, после окончания Лейпцигского университета, вернулся Радищев вместе со своими друзьями – Кутузовым и Рубановским. Молодые люди были зачислены протоколистами в правительствующий Сенат. Здесь три юриста прослужили полтора года, а затем перешли в армию. Read More ......
  3. Александр Николаевич Радищев первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге Путешествие из Петербурга в Москву необходимость революции в ‘России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника Read More ......
  4. На протяжении нескольких десятилетий исследователи стремились не только решительно отграничить Радищева от такого “реакционного – явления, как русское масонство, но и говорили о “борьбе” писателя-революционера с масонами. Так, один из авторитетных литературоведов, много сделавший для изучения биографии и творчества Радищева, Read More ......
  5. Кризис жанра Самый лестный отзыв о творчестве Александра Радищева принадлежит Екатерине Второй: “Бунтовщик хуже Пугачева”. Самую трезвую оценку Радищева дал Пушкин: “Путешествие в Москву”, причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”. Самым Read More ......
  6. Александр Николаевич Радищев Радищев (Александр Николаевич) – известный писатель, один из главных представителей у нас “просветительной философии”. Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени Read More ......
  7. Путешествие из Петербурга в Москву Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции – София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они Read More ......
  8. Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева “Путеществие из петербурга в Москву” Повесть была опубликована в мае 1790 года. автор рассказывает нам в этой повести о том, как он совершил путешествие из петербурга в Москву. Но Read More ......
А. Н. Радищев

Александр Николаевич Радищев - русский писатель, поэт, философ - появился на свет 31 августа (20 августа по ст. ст.) 1749 г. в Москве, был сыном крупного землевладельца-помещика. Именно в его подмосковном имении, с. Немцово, прошло детство Радищева; некоторое время он жил в Верхнем Аблязове. Домашнее образование, полученное мальчиком, было прекрасным, а в Москве, где он оказался в 7-летнем возрасте, Саша имел возможность заниматься с детьми родного дяди А.М. Аргамакова, который несколько лет был директором недавно открытого Московского университета. Здесь с Александром и его двоюродными братьями занимались профессора и преподаватели из гимназии при университете, а лично мальчиком занимался гувернер-француз, спасавшийся от преследования своего правительства бывший советник парламента. Поэтому, не посещая учебного заведения, будущий знаменитый писатель, вероятнее всего, прошел если не всю программу гимназического курса, то, по крайней мере, частично.

В 13-летнем возрасте Радищев становится воспитанником привилегированного учебного заведения - Пажеского корпуса, где он учился до 1766 г., после чего оказался среди 13 молодых дворян, которых отправили в Лейпцигский университет учиться на юриста. Помимо права, Радищев занимался литературой, медициной, естественными науками, изучил несколько иностранных языков. Мировоззрение молодого Радищева во многом формировалось под влиянием трудов Гельвеция и других французских просветителей-энциклопедистов.

По возвращении в Петербург в 1771 г. Радищева назначили работать в сенат протоколистом. На протяжении 1773-1775 гг. он служил в штабе Финляндской дивизии обер-аудитором, благодаря чему имел возможность узнать не понаслышке о лозунгах, провозглашенных Пугачевым (как раз шло его восстание), познакомиться с приказами военного ведомства, делами солдат и т.д., что наложило заметный отпечаток на его идейное развитие. Вскоре он вышел в отставку, хотя и относился к своим обязанностям добросовестно.

С 1777 г. Радищев служит в Коммерц-колегии, возглавляемой А. Воронцовым, негативно относившимся к политике Екатерины II. Либеральный чиновник сделал его своим приближенным, и в 1780 г. благодаря его рекомендации Радищев стал работать в Петербургской таможне; будучи государственным служащим, он в 80-ых гг. поддерживал просветителей Новикова , Кречетова, Фонвизина . Параллельно Радищев выступает как писатель: так, в 1770 г. появляется его философская статья «Слово о Ломоносове », в 1783 г. - ода «Вольность». Радищев являлся членом организованного в 1784 г. в Санкт-Петербурге «Общества друзей словесных наук», в которое входили бывшие студенты университета.

С 1790 г. Радищев работал директором таможни, в конце 90-ых гг. увидело свет главное произведение в творческой биографии Радищева - философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа. Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы. Вошли в историю слова Екатерины II о том, что Радищев - бунтовщик хуже Пугачева. Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.

В годы ссылки Радищев не бездействовал: исполняя поручения А. Воронцова, занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии». Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при Александре I.

В марте 1801 г. этот император привлек Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке. Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст. ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.

Александр Николаевич Радищев в своем знаменитом произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" впервые в русской литературе правдиво рассказал о бесчеловечном отношении помещиков к своим крепостным крестьянам, о бесправии народа и творимом над ним насилии. Писатель показал картину бунта крепостных крестьян, доведенных до отчаяния. За это ему пришлось дорого заплатить - суровой ссылкой в Сибирь... Обо всем этом и других фактах из биографии А. Н. Радищева вы сможете узнать в данной публикации.

Происхождение Радищева

Начнем с представления нашего героя. Николаевич - известный русский писатель, приверженец "просветительной философии". Биография Радищева начинается 31 августа 1749 года (по старому стилю - 20 августа). Именно тогда появился на свет Александр Николаевич. Радищев Афанасий Прокопьевич, дед будущего писателя, был одним из потешных Петра. Он дослужился до чина бригадира. Своему сыну Николаю Афанасий Петрович дал хорошее воспитание. Николай Афанасьевич Радищев был саратовским помещиком. А Фекла Степановна, мать Александра, была из семьи Аргамаковых, старинного дворянского рода. Старшим сыном ее был Александр Радищев. Биография и творчество великого писателя прославили эту фамилию.

Обучение в Вернем Аблязове и в Москве

Имение отца было расположено в Верхнем Аблязове. Александр выучился русской грамоте по псалтырю и часослову. Когда ему исполнилось 6 лет, к нему приставили француза, однако выбор учителя оказался неудачным. Как узнали впоследствии, этот француз был беглым солдатом. Отец принял решение отправить в Москву своего сына. Здесь он был поручен заботам француза-гувернера, который раньше был советником руанского парламента, однако ему пришлось бежать от преследований Людовика XV.

Александра в 1756 году отдали в дворянскую гимназию, находившуюся при Московском университете. Шесть лет продолжалось обучение в ней. В Москве в сентябре 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Многие дворяне были повышены в чинах по этому случаю. Биография Радищева была отмечена важным для него событием 25 ноября: Александр Николаевич был пожалован в пажи.

Как Радищев попал за границу

Он приехал в Петербург в январе 1764 года и обучался в пажеском корпусе до 1766 г. Когда Екатерина решила отправить для научных занятий в Лейпциг 12 молодых дворян, в числе которых - 6 пажей, отличившихся успехами в учении и поведении, одним из счастливчиков стал и Радищев. Когда студентов отправляли за границу, Екатерина II лично написала инструкцию относительно того, чем им следует заниматься. Значительные средства были назначены на их содержание - сначала по 800 рублей, а с 1769 года - по тысяче в год на каждого.

Жизнь в Лейпциге

Однако майор Бокум, приставленный в качестве воспитателя к дворянам, утаивал значительные суммы в свою пользу, поэтому студенты нуждались. Радищев, биография которого нас интересует, рассказал о своем пребывании за границей в "Житии Ф.В. Ушакова". Довольно разнообразны были занятия молодых людей в Лейпциге. Они изучали философию, право, историю. Согласно инструкции Екатерины II, студенты по желанию могли заниматься и "прочими науками". Радищев выбрал химию и медицину. Он увлекся ими не просто как любитель, а очень серьезно. Александр Николаевич даже сдал экзамен на врача и впоследствии успешно занимался лечением. Одними из любимых его дел навсегда остались также занятия химией. Радищев хорошо знал различные языки (латинский, французский, немецкий). Позднее он выучил также итальянский и английский. Проведя в Лейпциге 5 лет, Радищев, как и его товарищи, позабыл русский язык. Поэтому он начал заниматься им по возвращении в Россию под руководством секретаря Екатерины Храповицкого.

Возвращение в Петербург, служба в Сенате

По окончании обучения Александр Николаевич стал очень образованным человеком, каких в то время было не много не только в нашей стране, но и в мире. В 1771 году Радищев вернулся в Петербург. Вскоре он поступил на службу протоколистом в Сенат. В чине титулярного советника Александр Николаевич недолго прослужил, поскольку мешало плохое знание родного языка, а также тяготило обращение начальства и товарищество приказных.

Служба в штабе Брюсова и в коммерц-коллегии, женитьба

Радищев решил поступить в штаб генерал-аншефа Брюсова, командовавшего в Петербурге. Он стал обер-аудитором. Александр Николаевич в 1775 году вышел в отставку, дослужившись до чина секунд-майора. Рубановский, один из товарищей его по Лейпцигу, познакомил Александра Радищева с семьей старшего брата. На Анне Васильевне, дочери последнего, и женился Александр Николаевич.

В 1778 году он вновь поступил на службу в камерц-коллегию на должность ассесора. В 1788 году Радищева перевели в петербургскую таможню. Он стал помощником управляющего, а затем и управляющим. Как в таможне, так и в камерц-коллегии Александр Радищев выделялся преданностью долгу, бескорыстием, серьезным отношением к своим обязанностям.

Первые литературные труды

Чтение и занятия русским языком привели его в итоге к собственным литературным пробам. В 1773 году Радищев опубликовал перевод сочинения Мабли, после чего стал составлять историю Сената России, однако уничтожил написанное.

Книга, принесшая роковую известность

Биография Радищева продолжается смертью его горячо любимой супруги. Она произошла в 1783 году. После этого Александр Николаевич решил погрузиться в литературную работу и найти в ней успокоение. Он напечатал в 1789 году "Житие Федора Васильевича Ушакова...". Радищев, воспользовавшись указом императрицы о вольных типографиях, завел у себя на дому собственную и выпустил в 1790 году главное свое сочинение под названием "Путешествие из Петербурга в Москву".

Сразу же начала быстро раскупаться эта книга. Смелые рассуждения Александра Николаевича о крепостном праве, а также других явлениях государственной и общественной жизни того времени обратили внимание самой Екатерины II, которой кто-то преподнес "Путешествие...".

Как цензура пропустила "Путешествие..."

Весьма любопытна биография Радищева. Интересные факты о нем многочисленны. Их нельзя уместить в формат одной статьи. Однако об одном из них непременно нужно упомянуть. Книга Радищева была выпущена с позволения управы благочиния, то есть установленной цензуры. Однако против автора все же было начато преследование. Как такое возможно? Дело в том, что "Путешествие..." прошло цензуру просто потому, что цензор подумал, что это путеводитель. Действительно, на первый взгляд может так показаться - главы произведения называются по местам и городам. Цензор посмотрел лишь содержание и не стал вникать в книгу.

Арест и приговор

Не сразу узнали о том, кто автор сочинения, поскольку его имя в книге не было указано. Однако после ареста купца Зотова, в магазине которого продавался труд Радищева, узнали, что именно Александр Николаевич написал злополучное произведение и издал его. Радищева арестовали, а его дело "препоручили" вести Шешковскому. Императрица забыла о том, что Александр Радищев учился "естественному праву" и за границей, и в пажеском корпусе, о том, что она сама дозволяла проповедовать и проповедовала лично принципы, о которых было сказано в "Путешествии". Екатерина II отнеслась к произведению Александра Николаевича с большим личным раздражением. Императрица лично составила вопросы Радищеву и руководила через Безбородко всем делом.

Александра Николаевича посадили в крепость, где его допрашивал Шешковский. Неоднократно заявлял о раскаянии, отказывался от написанной им книги Радищев. Краткая биография его, однако, не должна упустить тот факт, что в своих показаниях он часто обнаруживал те самые взгляды, которые приводились в его произведении. Наш герой надеялся выражением раскаяния смягчить наказание, угрожавшее ему. Однако не мог скрывать свои убеждения Радищев.

Краткая биография его дальнейших лет вполне закономерна. Ясно, что судьба Александра Николаевича была решена заранее. Его признали виновным уже в указе о предании суду. Было произведено краткое расследование уголовной палатой. Содержание его указано в письме Безбородко к графу Брюсу, главнокомандующему в Петербурге. Радищев был приговорен к смертной казни.

Смягчение участи

Переданный в Сенат, а потом и в Совет приговор был утвержден в двух этих инстанциях, после чего представлен императрице. 4 сентября 1790 года был выпущен именной указ, признававший Александра Николаевича виновным в преступлении должности подданного и присяги изданием этой книги. Вина Александра Радищева, как говорилось в нем, такая, что он заслуживает смертной казни. Однако по милосердию и в честь заключения мирного договора со Швецией столь суровое наказание было заменено ссылкой в Илимский острог, находившийся в Сибири. Ему следовало пробыть там 10 лет. Немедленно был приведен в исполнение этот указ.

Тяжелые годы ссылки

Тяжелое время пережил Александр Николаевич Радищев. Биография его отмечена нелегкими испытаниями сразу же после вынесения приговора. Арестованный летом писатель был увезен без теплой одежды из крепости. Видимо, Екатерина II надеялась, что Радищев, и без того тяжело переживающий свое заключение, по дороге погибнет. Известно, что отправил деньги тверскому губернатору для того, чтобы Александру Радищеву было куплено все необходимое для долгой дороги.

Александр Николаевич Радищев, биография которого продолжается в Илимском остроге, провел здесь почти 5 лет. Однако он не унывал. Радищев лечил местных жителей. Александр Николаевич прививал оспу детям, оборудовал у себя дома небольшую печь, где занялся обжигом посуды. И, безусловно, он продолжил свою литературную деятельность.

Всеобщее внимание привлекла к себе печальная судьба такого известного писателя, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его не должна упустить и того, что приговор, вынесенный ему, казался невероятным. Много раз в обществе возникали слухи о том, что Александр Николаевич прощен, что он скоро вернется из ссылки. Однако они не оправдывались.

Взаимоотношения с Е.В. Рубановской

В Сибирь к нему приехала Е.В. Рубановская, сестра его покойной жены, и привезла с собой младших детей (для получения образования старшие дети остались у родных). Радищев в Илимске сблизился с этой женщиной. Однако права обвенчаться они не имели. Это приравнивалось к кровосмешению и было нарушением церковных правил. В ссылке Елизавета Васильевна родила Радищеву троих детей. Она скончалась в 1797 году от простуды в Тобольске, при возвращении из ссылки. Однако подвиг этой женщины, которая предвосхитила декабристок, не только не был оценен современниками. Даже после смерти Елизаветы Васильевны их с Александром Николаевичем продолжали осуждать. Когда Радищев возвратился домой, Николай Афанасьевич, его слепой отец, отказался принять внуков. Он сказал, что жениться на свояченице немыслимо. Если бы Радищев выбрал крепостную девку, то он бы принял ее, а Елизавету Васильевну не может.

Возвращение домой

Вскоре после воцарения на престол император Павел вернул из Сибири такого важного общественного деятеля, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его дальнейших лет, однако, отмечена новыми трудностями. Указ о помиловании был составлен 23 ноября 1796 года. Александру Николаевичу было предписано жить в селе Немцове Калужской губернии, где находилось его имение. За перепиской и поведением Радищева было поручено наблюдать губернатору. Александр Николаевич после воцарения императора получил полную свободу. Его вызвали в Петербург. Здесь стал членом комиссии по составлению различных законов Александр его обрывается совсем неожиданно. Как же это произошло? Сейчас вы узнаете о том, как погиб А.Н. Радищев. Биография его завершается весьма необычно.

Смерть Радищева

Борн и Ильинский, современники Александра Николаевича, удостоверяют, что предание о его смерти верно. Согласно ему, Радищев подал проект о законодательных преобразованиях. В нем снова выдвигалось освобождение крестьян. Тогда граф Завадовский, секретарь комиссии, сделал Александру Николаевичу строгое внушение за его мысли, напомнив ему о былых его увлечениях. Завадовский даже упомянул о сибирской ссылке. Радищев, здоровье которого было сильно расстроено, а нервы разбиты, был до такой степени потрясен угрозами и выговором Завадского, что даже решил покончить с собой.

Александр Николаевич выпил яд. Он умер в больших мучениях. Радищев скончался в ночь на 12 сентября 1802 года. Похоронили Александра Николаевича на Волковом кладбище.

Запрет имени Радищева и реабилитация

Долго лежал запрет на имени такого великого писателя, как А.Н. Радищев. Краткая биография его интересует сегодня многих, однако после смерти имя его практически не появлялось в печати. Несколько статей об Александре Николаевиче были написаны вскоре после его кончины, а затем в литературе почти исчезло его имя. Очень редко оно упоминалось. Лишь неполные и отрывочные данные приводились о Радищеве. Батюшков внес Александра Радищева в программу сочинения по словесности, составленную им. Только со 2-й половины 1850-х годов был снят запрет с имени Радищева. С этого времени в печати стало появляться множество статей о нем.

И по сей день исследователей привлекает биография Радищева. Краткое содержание его "Путешествия..." знают многие наши соотечественники. Все это говорит о бессмертии его как писателя.

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - революционер, писатель, философ.
Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца Немцове. Грамоте его научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. В 1762 году Радищев был определен в петербургский Пажеский корпус, где учился до 1766 года. В 1766-1771 годах учился в Лейпцигском университете, где занимался на юридическом факультете, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками.
В декабре 1771 года Радищев был назначен протоколистом в Сенат. Первое его общественное выступление - перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории", в которой прославлялись гражданские добродетели, демократический характер государственных учреждений Древней Греции, содержались нападки на тиранов. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние".
В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове", в котором дал высокую оценку ученому и поэту, "исторгнутому из среды народный"; в 1782 году - "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего", посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I (работы Фальконе). В облике "медного всадника" Радищев увидел великого преобразователя, русского "плотника", "обновившего Россию". Он отметил и второй лик Петра - властного самодержца, который, укрепляя помещичье государство, "истребил последние признаки дикой вольности своего отечества".
В 1783 году Радищев закончил оду "Вольность" - первое революционное стихотворение о России, в котором славил революцию американского народа Вольность - "бесценный дар", "источник всех великих дел". "Препоной свободе" являются законы, создаваемые самодержавием, освящаемые церковью, утвердившие рабство Народ имеет право вернуть отнятую у него свободу и судить монарха - "злодея".
С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву". Весной 1790 года "Путешествие" было напечатано с помощью друзей в собственной маленькой типографии, в количестве 650 экземпляров.
Книга была конфискована, а Радищев арестован. Следствие по делу писателя, заключенного в Петропавловскую крепость в июне 1790 года, вела сама императрица с помощью обер-секретаря Тайной экспедиции. Смертная казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск; закованный в кандалы, Радищев был отправлен в Сибирь
Ни следствие, ни ссылки не сломили Радищева
Павел I в 1796 году разрешил писателю поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу Радищев получил лишь в марте 1801 года при Александре I Назначенный в Комиссию составления законов, он занимался подготовкой законодательных реформ Революционной энциклопедией русского просвещения была главная книга Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву", отличающееся широтой охвата русской действительности конца XVIII века и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Отношение автора к действительности определяется сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества, пафосом любви к родине и народу.
Большой художественной удачей является образ Путешественника в "Путешествии". Радищев проявляет пристальное внимание к его напряженной духовной жизни, но изображение "излучин" сердца героя не отторгает его от народной жизни, а делает "соучастником" тех, кто был "пленником в своем отечестве", ибо душа его "страданиями человечества уязвлена стала". Социальный характер эмоций - главное отличие нравственной жизни радищевского героя от героев сентиментального искусства. Путешественник не бежит из мира, его сердце открыто народному горю. В книге сплетаются судьбы личности и народа: человек, постигающий горести и радости встреченных крестьян, и народ в своем бедственном состоянии и во всем великолепии трудовой деятельности, человеческого достоинства и свободолюбия.
Естественной формой для такого произведения оказалось путешествие. Именно во время путешествия человек попадает на большую дорогу жизни, свободно происходят его встречи с людьми различных сословий, он естественно и просто знакомится с народом.
Достижения Радищева обогащали русскую художественную прозу, показывая не только зависимость человека от социальной среды, но и возможность его выступить против нее. Наиболее "художественно убедительных результатов писатель добился при изображении народа.
До революции 1905 года сочинения Радищева в России были запрещены. Однако это не помешало распространению "Путешествия" в рукописных списках сразу же после ареста автора. До сегодняшнего дня дошло около 70 списков. В 1858 году А. И. Герцен издал "Путешествие" в Лондоне.
Вопреки запретам самодержавия, сочинения Радищева - первого пророка и мученика - оказали большое влияние на развитие русской революционной мысли и литературы.