Какие сюжетно композиционные особенности слова о полку. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Сферы применения текстолита

«Слово «глагол» — какая часть речи?», «Что такое глагол?», «Зачем он необходим в русском языке?» — вопросы, часто задаваемые не только иностранцами, но и русскоговорящими. Ответить на них нетрудно, но для этого придется изучить большое количество информации.

Глагол как часть речи в русском языке считается одним из основных ее компонентов. Без него практически невозможно составить полноценное предложение. Несмотря на то что идеальное время для изучения разбора глагола как части речи - 3 класс, многие взрослые люди приобретают желание и возможность изучать русский язык слишком поздно, и начинать с азов приходится уже в более взрослом возрасте.

Помимо очевидных минусов (приходится осваиваться в грамматике с нуля вместо того, чтобы формировать свою грамотность вокруг имеющихся знаний) у такой модели изучения есть и плюсы: взрослому человеку — а эта статья создана как раз для взрослых людей, а не для третьеклассников — можно объяснить гораздо больше полезного и интересного.

Общая информация

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета или явления. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», а в предложении выполняет функцию сказуемого, подлежащего или, в редких случаях, второстепенного члена. Взять, например, следующее предложение: "Поспешить — людей насмешить".

Первый глагол в нем — «поспешить» — является подлежащим, а второй — «насмешить» — сказуемым.

С помощью глаголов в предложении или тексте выражается какое-либо действие, событие, явление, передается динамика, изменения. Обилие глаголов характерно для текста-повествования, насыщенного часто меняющимися событиями.

Инфинитив

Инфинитив — это неопределенная форма глагола. Ее также называют начальной формой. Иногда еще и словарной, потому что именно она приводится в толковых, орфографических и других словарях. Раньше инфинитив называли неопределенным наклонением глагола, но сегодня этот термин совершенно вышел из употребления.

Чаще всего инфинитив образуется с добавлением к корню слова суффикса «-ть». Например: читать, рисовать, решать, удивлять, давать, брать.

Слова, корни которых оканчиваются на согласные, чаще всего имеют суффикс «-ти»: расти, идти, пасти, трясти.

Слова с основой, оканчивающейся на «-г» или «-к», изменяются сильнее всего. Последняя буква корня и первая буква суффикса как бы сливаются, образуя «-ч-». Например, в следующих глаголах: могу — мочь, теку — течь, пеку — печь, стригу — стричь.

Признаки глагола

Глагол как часть речи обладает определенным набором признаков. Знание этих признаков очень помогает в правописании. Без них также невозможно произвести разбор глагола как части речи или просто дать слову грамматическую характеристику. Вот их полный список:

  1. Лицо.
  2. Число.
  3. Время.
  4. Наклонение.
  5. Залог.
  6. Спряжение.
  7. Возвратность.

Некоторые из этих признаков не изменяемые: вид, спряжение, возвратность. Другие могут меняться в процессе спряжения. Каждый из этих признаков будет подробно объяснен далее в статье. Чтобы знать, как разобрать глагол как часть речи, необходимо понимать и различать все эти признаки. Их удобнее и эффективнее всего разбирать по отдельности и по порядку.

Лицо

Глагол как часть речи может существовать в первом, во втором и в третьем лице.

Лицо Пояснение Примеры
Первое

Первое лицо подразумевает, что действие совершается говорящим или говорящими либо над говорящим или говорящими. Глаголы в первом лице сочетаются с местоимениями «я» и/или «мы».

Пишу, читаю, рисую, учим, работаем, дружим.
Второе

Второе лицо употребляется, когда действие совершается адресатом или адресатами реплики. Глаголы во втором лице сочетаются с местоимениями «ты» и/или «вы».

Пишешь, читаешь, рисуешь, учите, работаете, дружите.
Третье

Третье лицо употребляется, когда имеется в виду, что действие совершается человеком или объектом, не участвующим в разговоре, кем-то посторонним или посторонними. Глаголы в третьем лице сочетаются с местоимениями «он», «она», «оно», «они».

Пишет, читает, рисует, учит, работает, дружит.

Лицо глагола невозможно определить, если он употреблен в форме прошедшего времени, поскольку между формами в разных лицах нет абсолютно никакой разницы: я читал, ты читал, он читал.

Число

Число глагола как части речи может быть либо единственным, либо множественным.

Число глагола можно определить в любом времени, поскольку разница между формами единственного и множественного числа сохраняется всегда.

Время

В русском языке, как и в любом другом, существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. В прошедшем и будущем времени существуют две видовременные формы: совершенная и несовершенная.

Время Пояснение Пример
Прошедшее совершенное Описывает действие, которое было начато и завершено в прошлом Вчера я прочитал очень интересный рассказ
Прошедшее несовершенное Описывает действие, которое было начато, но не было закончено в прошлом В прошлом году я много занимался фотографией
Настоящее Описывает действие, происходящее в данный момент Политическая ситуация в мире становится все более спокойной
Будущее совершенное Описывает действие, которое начнется и завершится (или только завершится) в будущем Офисный работник закончит отчет к девяти часам вечера
Будущее несовершенное Его также называют сложным будущим временем. Описывает действие, которое начнется в будущем, но неизвестно, когда будет закончено и будет ли закончено вообще

Отличить ту или иную видовременную форму глагола в русском языке достаточно легко. Во всех временах и числах отличия между ними сохраняются.

Наклонение

Глагол как часть речи может существовать в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном.

Только изъявительное наклонение позволяет использовать все возможные лица, числа и времена глаголов. В условном наклонении возможно только прошедшее время, а в повелительном — только второе лицо.

Вид

Эта тема уже была косвенно затронута раньше, но лишь коротко, в двух словах: глаголы как часть речи бывают совершенного и несовершенного вида. Если разобрать эту тему подробнее, можно выяснить следующее.

Существуют также глаголы, принадлежащие сразу к обоим видам. Например, глагол «обещать». «Что делал?» — «обещал». «Что сделал?» — тоже «обещал».

Род

Глагол как часть речи в русском языке бывает женского, мужского или среднего рода.

Род глагола можно определить только в том случае, если он употреблен в форме единственного числа третьего лица прошедшего времени. В настоящем и будущем времени определить род невозможно: он делает, она делает, оно делает.

Залог

В русском языке существует активный и пассивный залог.

Считается, что пассивный залог — громоздкая, тяжелая конструкция. Кроме тех случаев, когда его использование необходимо и не может быть заменено активным залогом, его лучше избегать, особенно работая над художественным произведением.

Спряжение

В русском языке глаголы могут быть первого или второго спряжения. Каждое из них обладает определенными грамматическими признаками и служит для того, чтобы употреблять правильные глагольные окончания. С тем, как разобрать глагол как часть речи, также возникает меньше проблем, если известно его спряжение. Определяют его по окончанию: на «-ить» — второе спряжение, все остальное — первое, за редкими исключениями.

Возвратность

Возвратные глаголы в русском языке содержат постфикс «-сь» или «-ся» и подразумевают, что лицо, предмет или явление совершает действие над самим собой: умываться, улыбаться, радоваться, одеваться, просыпаться, причесываться, знакомиться, нравиться, казаться.

Невозвратные глаголы, напротив, не подразумевают действие, совершающееся над действующим лицом, явлением или предметом.

Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

Понятие о части речи

Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

Части действительности

Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

4) Действия (Что делать? Что сделать?).

5) Их признаки (Как?).

Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

Разная информация, заключенная в частях речи

Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

Разная информация об одном и том же

Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

На улице идет дождь (имя существительное).

На улице дождливая погода (имя прилагательное).

На улице дождит (глагол).

На улице все выглядит дождливо (наречие).

Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

Возможности глагола

То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

Как узнать глагол

То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

Отличие от слов категории состояния (предикативов)

Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.

Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.

Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.

Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»

Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться – все это глаголы.


В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.

Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.

Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:

Некоторые видовые пары отличаются только ударением:

Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть

Или вовсе имеют разные корни:

Брать-взять, искать-найти.


Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить .

Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.

Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:

1 лицо -у (-ю) | -ем

2 лицо -ешь | -ете

3 лицо -ет | -ут (-ют)

Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:

Единственное число | Множественное число

1 лицо -у (-ю) | -им

2 лицо -ишь | -ите

3 лицо -ит | -ат (-ят)

Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.

Ко второму спряжению относятся:

Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;

7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.


Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить . Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.