Какая функция философии является главной. Предмет и функции философии: кратко о главном

Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции.Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.

Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важными функциями философии являются также: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, экспликативная, прогностическая.

Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружает человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.

Гносеологическая функция (теоретико-познавательная или эпистемологическая ) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

Методологическая (греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.

Идеологическая (социальная ) – вскрывает взаимозависимости, влияющие на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.

Гуманистическая функция направлена на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. humanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.

Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость.

Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений. В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего, и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.

Аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.

Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.

Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значения слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.

Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

Схема № 1.

Схема № 2.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

(Представления различных философов)

ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Пифагор «Любовь к мудрости» (фило-софия)
Гераклит Философ – человек, занимающийся исследованиями
Платон Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия
Сократ Средство познания Добра и Зла
Аристотель Исследование причин и принципов вещей
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Учение «Живая Этика» Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции .

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его . Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни . Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

6. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология , культурология , политология , математическая логика , науковедение , праксеология и некоторые другие.

Основные разделы философии следующие:

Онтология (греч. “ontos” - “сущее”) - учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”, «пространство», «время», «развитие», «эволюция»). Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией? Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология (греч. “gnosis” - знание) - теория познания , трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией (греч. “episteme” - “мнение”).

Метафизика - так называются онтология и гносеология вместе взятые. Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. “logos” - “слово”, “понятие”, “разумение”) - часть теории познания, а именно учение о мышлении , его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.

Методология (греч. “metodos” - путь , имеется в виду - исследования , порядок совершения умственных и практических действий) - учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.

Философская антропология - раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.

Аксиология (греч. “axia” - “ценность”) - трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.

Социальная философия - раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории - изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика (греч. “ethos” - нрав, обычаи) - учение о морали , т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Эстетика (греч. “aistethicos” - ощущение, чувство) - учение о канонах красоты , формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.

История философии рассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

I. Функции философии: 3

  1. Мировоззренческая

  2. Гносеологическая

    Методологическая

    Прогностическая

    Социокультурная

    Интеграционная

    Интерпретационная

    Коммуникативная

    Критическая

    Эвристическая

    Гуманистическая

    Логическая

    Онтологическая

II. Методы философии 6

  1. Диалектика

  2. Метафизика

III. Список использованной литературы 8

I. Функции философии

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

    Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

    Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

    Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

    Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

    Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

    Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

    Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

    Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

    Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

    Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

    Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

    Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

II. Методы философии:

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

    Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

    Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.)

    Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIXвека (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

IV. Список использованной литературы:

    Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.

В статье мы рассмотрим функции философии кратко, ее предмет и особенности метода. Все это - основополагающие вопросы при изучении данной науки. Прежде чем обозначить функции философии, кратко расскажем о самом термине, обозначающем интересующую нас науку.

Термин "философия"

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: "любовь" (phileo) и "мудрость" (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Смысл философии (по мнению софистов)

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Мнение Платона и Аристотеля

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Связь предмета философии с социально-историческими условиями

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

В чем состоит предмет философии?

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты:

Исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие);

Анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания;

Изучение общих вопросов развития и функционирования общества;

Исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории.

Специфические вопросы

Продолжая раскрывать тему "Структура и функции философии" кратко, выделим специфические вопросы этой науки. Дело в том, что как сложившаяся система интересующая нас область знания имеет свои собственные вопросы. Она должна на них ответить, опираясь на методы и функции философии. Кратко расскажем об основных.

В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип "познай себя", для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть "логики научного открытия". Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Особенности метода

Любая наука имеет свой метод. Философия, однако, выступает как самая общая методология. В этом заключается суть ее метода. Он, можно сказать, является системой общих приемов практического и теоретического освоения действительности, представляет собой способ обоснования и построения системы философского знания.

Он берет начало, как и методы других наук, в практической деятельности человека. Философский метод является в истоке своем отражением закономерностей и логики развития объективной реальности. Это, конечно, относится лишь к философии, опирающейся на науку. Общие принципы исследования задает философский метод. Однако различные философские направления и школы в соответствии со своим пониманием предмета и своей спецификой формулируют и применяют разные методы.

Таким образом, плюрализм методов соответствует плюрализму концепций в этой науке. К их числу относятся логические методы (индукция, дедукция) и опытные (самонаблюдение, рефлексия, эксперимент). Общее, свойственное всем им, - теоретическое мышление, которое выражено в философских законах, принципах и категориях.

Идеализм и материализм

Идеализм и материализм выступают в качестве наиболее общих способов и подходов рассмотрения познания и бытия. С самого начала теория познания определяется во многом тем, что берется как первичное: сознание или материя, природа или дух, то есть идеалистические или материалистические предпосылки. Общий процесс познания в первом случае рассматривается как отражение объективной действительности в сознании, а во втором он понимается как самопознание сознания, изначально присутствующей в вещах абсолютной идеи (объективный идеализм) или же как анализ собственных наших ощущений (идеализм субъективный).

Метафизика и диалектика

Еще один аспект различения методов философии - метафизика и диалектика. Диалектика - это учение об общих закономерностях развития познания и бытия. Она выступает одновременно и общим методом познания действительности, рассматривающейся как единство и борьба различных противоположностей. В принципе, диалектика совместима как с идеализмом, так и с материализмом. Она выступает в первом случае как идеалистическая диалектика (например, Гегель), а во втором - как материалистическая (Энгельс, Маркс).

Диалектика возникла и в дальнейшем развивалась вместе с метафизикой как способ познания и мышления, противоположный ей. Ее особенностью является тенденция к созданию статичной, однозначной картины мира, а также стремление к абсолютизации и рассмотрению тех или иных фрагментов бытия или моментов изолированно.

Метафизический метод рассматривает процессы и предметы по одному принципу: да или нет, черное или белое, друг или враг и т. д. Метафизика при изучении движения тяготеет к сведению различных форм к некоторой одной. Например, характерно для материализма Нового времени сведение разных форм движения материи лишь к механической (так называемый механистический материализм). Ошибка метода возникает тогда, когда момент покоя или же некоторая сторона, характеристика предмета исследования возводится в абсолют, вырывается из общей взаимообусловленности и взаимосвязи.

Другие методы философии

Кроме указанных методов в философии есть и другие. Среди них наиболее распространенными являются следующие.

Сенсуализм - методологический принцип, согласно которому чувства берутся за основу познания. Он стремится вывести все знание из деятельности ощущений, органов чувств, абсолютизируя при этом их роль в познании (Фейербах, Гольбах, Беркли, Локк, Гоббс, Эпикур). Рационализм - это метод, по которому основой действия людей и познания является разум (Гегель, Лейбниц, Спиноза, Декарт). Иррационализм представляет собой методологический принцип, отрицающий или, по меньшей мере, ограничивающий роль в познании разума. Основное внимание он уделяет иррациональным способам постижения действительности (Бергсон, Дильтей, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр).

Бурное развитие познания и науки в последнее время привело к пониманию методологии как области знания, являющейся специализированной. В ее рамках изучаются внутренние механизмы, организация и логика науки (знания). Например, рассматриваются критерии, по которым можно определить научность знания, анализируется язык науки, структура научных революций, прослеживаются рост и логика научного знания.

Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя в достаточной степени полно раскрыть, не затрагивая при этом вопроса о функциях этой науки. Среди них стоит особенно отметить следующие.

Мировоззренческая связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением мира. Оно отличается от всех других уровней и видов мировоззрения (мифологического, обыденного, религиозного). Роль, которую играют мировоззренческие функции философии, кратко можно определить следующим образом: они способствуют формированию представлений об устройстве мира, его целостной картины, месте в нем человека, а также принципов, по которым происходит взаимодействие с окружающим нас миром.

Мировоззрение имеет свою структуру: знание (научное и обыденное), принципы, вера, убеждения. Оно служит средством познания окружающего мира человеком. Мировоззрение вбирает опыт познания, а философия ориентирована на понимание общих принципов того, как устроен мир, каковы его важнейшие характеристики. Она решает лишь наиболее общие мировоззренческие вопросы, отнюдь не стремится дать свой ответ на все познавательные вопросы.

Методологическая состоит в том, что философия является общим учением о методе, а также совокупностью общих методов освоения и познания человеком действительности. По-другому эта функция называется поисковой. Методологическая функция философии кратко может быть описана так: эта наука формулирует для всех частных наук правила познания.

Продолжая описывать функции философии кратко, мы переходим к прогностической, выдвигающей гипотезы об общих тенденциях, по которым развивается мир, человек, сознание и материя. Степень вероятности прогноза при этом будет выше в такой степени, в какой философия опирается на науку.

Эта наука является школой мудрости и теоретического мышления, что касается в особенности истории философии.

Критическая дополняет другие функции философии. Кратко о ней скажем следующее. Со времен античности многими философами проповедуется принцип, гласящий: "Подвергай все сомнению!". Это свидетельствует о важности в этой науке критического подхода, а также о наличии по отношению к существующим социокультурным ценностям и знанию некоторой доли скепсиса. Этот принцип играет в их развитии антидогматическую роль.

Описывая основные функции философии кратко, расскажем еще об одной, аксиологической. Она тесно связана с критической. Каждая философская система включает момент оценки изучаемого объекта с точки зрения различных ценностей: идеологических, эстетических, нравственных, социальных. Эта функция особенно остро проявляется тогда, когда в общественном развитии наблюдается переходный период, когда встает проблема выбора пути дальнейшего движения и вопрос о том, что из старых ценностей необходимо отбросить, а что - сохранить.

У философии есть также социальная функция. Она состоит в том, что эта наука должна выполнять двуединую задачу. Философия должна объяснить социальное бытие и в то же время способствовать его духовному и материальному изменению. Следует помнить при этом, что социальные реформы, эксперименты, различные изменения в общественной жизни имеют особое значение и ценность. Поэтому нужно до попыток изменить социальный мир его хорошо объяснить. Сегодня особенно важны социальные функции философии, кратко описанные выше. У этой науки есть прерогатива в разработке концепций консолидации и интеграции общества, являющихся всеобъемлющими.

Опишем и другие функции философии в обществе кратко. Тесно связана с социальной гуманитарная. С этой точки зрения философия должна играть жизнеутверждающую и адаптационную роль для индивидов, способствовать формированию в обществе гуманистических идеалов и ценностей, утверждению цели жизни и позитивного ее смысла. Таким образом, она призвана выполнять функцию интеллектуальной терапии, являющейся наиболее важной в периоды, когда состояние общества нестабильно, когда существование людей находится в пограничной ситуации и необходимо сделать свой выбор каждому.

Основные функции философии кратко были нами описаны. Каждая из них по-своему важна, а вместе они определяют то большое значение, которое имеет эта наука в системе знания. Ведь именно она описывает функции сознания. Философия, кратко о которой мы рассказали в этой статье, позволяет нам приблизиться к пониманию сути всех вещей.