Как вы понимаете значение слова воображение. Воображение. Примеры из жизни

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн
Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это – страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие.
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами’гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению – просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение – залог нашего будущего.

Сочинение по литературе на тему: Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

Другие сочинения:

  1. Воображение – дар, который человеку дала природа. С его помощью он может мечтать, фантазировать, грезить. Но, что еще важнее, воображение помогает человеку преобразовывать мир – ведь он способен воплощать свои фантазии в реальность и, тем самым, улучшать окружающую жизнь. Таким Read More ......
  2. Библию не раз сжигали и возносили, переписывали и канонизировали, толковали и перетолковывали. Стоит ли говорить о ней вновь, можно ли подойти по-современному к ее толкованию? Ведь 0 Библии, некоторые части которой созданы более трех тысяч лет тому назад, написано очень Read More ......
  3. Реальность существует для людей, у которых отсутствует воображение Артемий Лебедев В наше время общество самых разных уголков земного шара окунулось в новую обширную информационную среду – Интернет. До сих пор многие люди считают, что Интернет пока еще является своеобразной лабораторией, Read More ......
  4. В ХІХ-ХХ веках большое значение в жизни человечества приобрел научно-технический прогресс, но одновременно с этим люди стали замечать его отрицательное воздействие. Это воздействие сказалось как на состоянии окружающей природы, так и на внутреннем мире человека. В наше время механизированная, неодушевленная Read More ......
  5. Будущее человечества – в Космосе! К. Циолковский В этом году во всем мире отмечается знаменательная дата – 50 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года началась новая веха в жизни планеты Земля – стало понятно, Read More ......
  6. Правда и ложь…. Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном. В обычной ситуации, может Read More ......
  7. Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за свое счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали ее как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию Read More ......
  8. Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем, Восторгом чувственным, безумством, исступленьем… А. Пушкин Любовь во все века была главной двигательной энергетической силой человечества на пути к гармонии жизни. Создано множество произведений искусства, посвященных любви. Это, казалось бы, очень интимное чувство, влияло Read More ......
Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

Сочинение по произведению на тему: Воображение - двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн

Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это - страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис .
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами"гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению - просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение - залог нашего будущего.


Я считаю, что воображение - это возможность человека мыслить творчески.

По моему мнению, воображение нам предназначено для того, чтобы в дальнейшем создавать что-то новое. Все рассуждают по-разному, следовательно, фантазия у каждого человека своя. Экзюпери в своей книге "Цитадель" писал: "Идя по чужим следам, рискуешь не оставить своих".

Писателям разных жанров, а в частности фантастам и утопистам, необходимо воображение, ведь оно - залог интересного сюжета. Они создают свой собственный мир на листке бумаги. Мир, со своими устройствами и героями, который затягивает нас. Чтобы автору донести мысль, нам, читателям, также необходимо пофантазировать, дабы лучше представить картину происходящего.

Ещё одна творческая профессия, в которой, несомненно, как личные качества, должно присутствовать воображение - художник.

Они постоянно ищут новые течения своего ремесла. Как, например, в двадцатом веке появился импрессионизм, основанный на впечатлении. Мы бы не увидели многочисленных ярких композиций, не обладай человек таким замечательным качеством, как умение воображать.

Воображение позволяет нам найти своё призвание в творчестве и насладиться произведениями других талантливых людей.

Обновлено: 2017-06-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение

Воображение — дар, который человеку дала природа. С его помощью он может мечтать, фантазировать, грезить. Но, что еще важнее, воображение помогает человеку преобразовывать мир — ведь он способен воплощать свои фантазии в реальность и, тем самым, улучшать окружающую жизнь. Таким образом, воображение является двигателем прогресса.

Как это происходит на деле? На мой взгляд, порождением человеческого воображения является не что иное, как наука — теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований, порожденных человеческим воображением.

Наука, в свою очередь, органически связана с производством. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Три великих изобретения — компас, порох, книгопечатание — положили начало великому прогрессу, преобразовавшему мир.

В конце XIX — начале XX вв. установилась тесная взаимосвязь науки с техникой, обусловившая постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Постепенно складывалась единая система «наука—техника—производство». В XX веке ведущее место уже принадлежит науке, она становится непосредственно производительной силой.

На современном этапе в науке на первый план вместо экспериментальных знаний вышли теоретические. Основная часть продукции в современном мире берет начало в научных лабораториях. Производственные процессы приобретают здесь все более научный характер, непрерывно происходит «онаучивание» производства.

Процесс революционных преобразований, начавшийся в теоретических областях науки, охватил затем технику, технологию, производство композиционных материалов, энергетику, информатику. Теперь на смену инструментализации (мануфактурный период) и механизации (машинное производство) пришел новый технологический способ производства — комплексная его автоматизация. На историческую арену вместо рабочей машины вышло такое техническое устройство, которое способно выполнять принципиально новые функции управления, когда технологический процесс осуществляется автономно, без непосредственного включения в него человека. Теперь в производство широко внедряются микроэлектроника, робототехника, гибкие производственные модули и системы, принципиально новые материалы с заданными свойствами. И все это «обеспечило» не что иное, как человеческое воображение.

В настоящее время особенно высоки темпы развития, характерные для тех направлений науки, где интегрируются достижения различных ее отраслей (космические исследования, создание новых материалов, новых источников энергии, управление большими системами).

В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знания. По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика. Гипотезы, привлекающие внимание физиков, математиков, астрономов, — это идеи о множественности миров, теневом мире, о всеобщей симметрии. Усилия многих ученых направлены на создание теории общего поля. В астрономии разработана теория «большого взрыва».

В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения. Ученые научились пересаживать почти все внутренние органы человека, за исключением мозга. По анализу крови делают заключения о наследственных болезнях. Для диагностики и лечения используется ультразвук. Активнейшим образом ведутся поиски лекарства от «неизлечимых» болезней — рака, СПИДа и т. д.

Важнейшей проблемой современной науки является проблема «искусственного» интеллекта. Чрезвычайно перспективным направлением современной науки также является био-иммуно технология — ее успешное развитие необходимо для решения практических вопросов продовольствия и питьевой воды на Земле.

Современное развитие науки и техники позволяет говорить о том, что человечество находится в ожидании чуда — мощного «скачка вперед», революционных открытий, которые позволят человечеству перейти на качественно новый этап своего развития. Однако мне кажется, что обольщаться не стоит. Мы не будем жить в «вечном раю», ведь научно-технический прогресс имеет и свою оборотную сторону. Развитие цивилизации повлечет за собой новые проблемы и болезни человечества. Прогнозировать и корректировать это — тоже задача науки в современных условиях. И здесь опять помощником будет являться человеческое воображение.

Делая общий вывод, нужно сказать, что воображение человечества является силой, непрерывно революционизирующей науку и технику. Воображение постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед нею новые требования и задачи.

Воображение это способность вызывать в сознании и произвольно комбинировать образы предметов и событий. На определенных этапах истории литературы воображение рассматривалось эстетикой и критикой как важнейшая составная часть творческого процесса. Признание его как самостоятельной духовной способности, совершившееся впервые в философии Платона, сопровождалось его негативной оценкой: воображение - источник ложных, иллюзорных образов ; поэтическое воображение, возбуждая в нас страсти, которые «следовало бы держать в повиновении», тем самым «орошает то, чему надлежало бы засохнуть» («Государство»); Воображение не в состоянии породить образ подлинной красоты, который может быть получен лишь из «припоминания» предыдущих состояний души. Платоновский скепсис в отношении воображения оказал влияние на его дальнейшую интерпретацию и привел к тому, что оно как «сомнительная» способность к порождению фикций было в полной мере реабилитировано в философии лишь в 18 веке. Однако, несмотря на философскую дискредитацию воображения в платонизме, это понятие уже в эпоху античности начинает использоваться и позитивно осмысляться в таких областях теории словесности, как поэтика и риторика. В трактате «О возвышенном» Псевдо-Лонгина (1 веке), заложившем основы литературной критики, воображение осознано как источник возвышенного, которое рождается в тот момент, когда, «движимый энтузиазмом и страстью, ты словно бы видишь вещи, о которых говоришь». Согласно риторической концепции Квинтилиана, оратор создает «видения», благодаря которым слушатель видит отсутствующие вещи так, словно бы они предстали перед его глазами («О воспитании оратора»). На исходе античности уже возникают попытки преодолеть посредством идеи воображение миметическую трактовку искусства. Филострат Афинский в «Жизнеописании Аполлония» провозглашает подражание низшей по отношению к фантазии способностью, поскольку подражание может воссоздавать лишь увиденное, а фантазия - то, что никогда не было увидено. Христианская мысль Средневековья, унаследовав от платонизма отрицательное отношение к воображению, все же оставило за ним определенную роль в духовной жизни человека. Согласно святому Августину, воображение компенсирует неполноту наших ощущений («воображающей душе дозволено из доставленного ей ощущениями порождать то, что не достигло целиком органов чувств». - Epistolarum classis I, No VII); при чтении Библии воображение помогает живей воспринять события Священной истории, но их интерпретация оставляется разуму как высшей способности.

Воображение и реальность

Ренессансная мысль впервые освобождает поэтическое воображение от необходимости считаться с реальностью, заявляя о независимости его созданий: Ф.Сидни в трактате «Защита поэзии» пишет, что поэт, создавая идеальный мир «вымысла», «ничего не утверждает, и, следовательно, никогда не лжет». Дж.Паттенхем («Искусство английской поэзии») сравнивает поэта с Богом, «который без всяких усилий со стороны своего Божественного воображения создал весь мир из ничего». Ф.Бэкон вводит воображение в число трех основных способностей души , закрепляя его за поэзией: «История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку» («О достоинстве и приумножении наук»). Отголоски теоретических споров о природе воображения, возможно, слышны в песне из третьего акта комедии «Венецианский купец» (1596) У.Шекспира, в которой выясняется вопрос, где «зарождается» фантазия (fancy) - в сердце, голове или в глазах. Предоставив воображению новые значительные полномочия, эстетическая мысль 16-17 веков все же оказалась далека от того, чтобы провозгласить полное всевластие воображения в литературном творчестве: оно сотрудничает с контролирующим разумом, осуществляющим такие рациональные моменты в творческом процессе, как риторические «расположение» и «украшение». Сохраняется и известное опасение перед способностью воображения завести слишком далеко: например, в «Карманном оракуле» Б.Грасиана рекомендуется «управлять своим воображением», поскольку «оно на все способно, если его не обуздывает высокое благоразумие». 18 век ознаменован интенсивной разработкой учения о воображении как основном факторе творческого процесса. В литературно-критических и эстетических трудах английских писателей A.Э.К.Шефтсбери и Дж.Аддисона развивается мысль о воображении как источнике самоценного художественного вымысла, не требующего при своем восприятии сопоставления с реальностью: «Что доставляет человечеству большее наслаждение, чем… слушание и рассказывание странных, невероятных вещей?» - вопрошает Шефтсбери («Характеристики людей, нравов, мнений, эпох»), а Аддисон отмечает, что при восприятии чудесного и фантастического «мы не заботимся о разоблачении лжи и охотно отдаемся приятному обману» («Опыт об удовольствиях, доставляемых воображением»). У Аддисона воображение впервые осознается как способность, подлежащая развитию и совершенствованию: «Поэт должен затрачивать столько же усилий на формирование своего воображения, сколько тратит философ на воспитание своего разума». Риторическая традиция в понимании воображения, восходящая к Квинтилиану, в первой половине 18 века находит продолжение в трактате И.Я.Бодмера и И.Я.Брейтингера «О влиянии и использовании воображения», где оно трактовано как способность создавать такие словесные образы, которые не позволяют «восприимчивой» душе читателя-слушателя «оставаться непотревоженной в своем покое». Классицистическая эстетика той же эпохи уже вынуждена признать воображение как реальную силу, которая, однако, нуждается в управлении и обуздании: «Слишком жаркое воображение делает поэта неразумным… Кто даст волю своим стремлениям, отбросив все правила, тот испытает на себе судьбу юного Фаэтона» (И.Х.Готшед. Опыт критической поэтики для немцев). В трактатах по эстетике второй половины 18 - начала 19 века воображение занимает прочное место в системе эстетических категорий . И.П.Зульцер во «Всеобщей теории изящных искусств» (1771-74) определяет воображение как «способность души ясно представлять себе предметы органов чувств и внутренних ощущений в момент, когда эти предметы не воздействуют непосредственно надушу» и усматривает в воображении «арсенал, где художник берет оружие, помогающее ему одержать победу над душами людей». В английском предромантизме возникает идея об активном участии читательского воображения в восприятии художественного текста: «Первые же строки книги… порой так овладевают воображением и будят в нем столь бесчисленные движения фантазии, что фантазия самого поэта остается едва ли не позади нашей» (А.Элисон. Опыт о природе и принципах вкуса). Стремление более детально разработать это понятие приводит к попыткам разграничить воображение и фантазию: согласно английскому философу Д.Стюарту, фантазия (fancy) создает отдельные образы, составляющие метафорический язык поэта, а воображение - сложные сцены и характеры на основе этих образов («Элементы философии человеческого разума»).

Трактовка понятия: воображение

Радикальный шаг в трактовке воображения совершается в философии и эстетике И.Канта. Если его предшественники (Шефтсбери, Аддисон, Д.Юм) трактовали работу воображения как ассоциативный процесс, механически порождающий некий конгломерат образов, то Кант увидел в воображении продуктивную способность, осуществляющую не механическое ассоциирование идей, но синтез «второй реальности», целостной и завершенной в себе: «Воображаемое (в качестве продуктивной способности) очень могущественно в создании как бы другой природы из материала, который ей дает действительная природа» («Критика способности суждения»). Представление о воображении как силе, порождающей высшую, трансцендентную реальность, было подробно разработано в эстетике и литературной критике романтизма, и с особой остротой - в английском романтизме (поздний У.Блейк, С.Т.Колридж, П.Б.Шелли). Блейк впервые резко противопоставил воображение и природу («Природа не имеет плана, а воображение имеет; у природы нет мелодии, - а у воображения есть!» - «Лорду Байрону в пустыне»), приписав воображению причастность к той высшей Божественной реальности, куда физической природе нет входа: «Мир воображения - мир вечности; это Божественное лоно, в которое все мы уйдем после смерти нашего растительного тела» («Видение Страшного суда»). Колридж в своей литературной теории различает воображение и фантазию, связывая первую, вслед за Кантом, с принципом синтеза, а вторую - с принципом ассоциации: если фантазия - не более чем «особый вид памяти», получающий «материал в готовом виде в соответствии с законом ассоциативного мышления», то воображение - «синтетическая и волшебная сила», «преобразующая всё в единое грациозное и разумное целое»; при этом воображение у Колриджа все-таки «подчиняет искусство природе» (Biographia literaria), и здесь - принципиальное отличие его концепции от мистически-трансцендентного понимания воображения у Блейка. В эссе «Защита поэзии» (1822) Шелли, развивая мысль о воображении как «принципе синтеза», усматривает в нем также «великий инструмент морального блага»: «Человек, чтобы быть добрым в наивысшей степени, должен обладать сильным и ясным воображением; он должен ставить себя на место другого и других; боли и радости всего человеческого рода должны стать его собственными» Цель поэзии, согласно Шелли, в том, чтобы совершенствовать в человеке воображение как «орган его моральной природы». Воображение («фантазия», «мечта») - одна из главных поэтических тем предромантизма и романтизма: ему посвящены «Ода к фантазии» (1746) английского поэта Дж.Уортона; поэма «Новое Сотворение мира, или Воображение» (1790) шведского поэта Ю.Х.Чельгрена; «Фантазия» (1798) и «Фантазус» (1811) Л.Тика; «Фантазия» (1818) Дж.Китса; в России - «Мечта» (1804) К.Н.Батюшкова; «Мир поэта» (1822) П.А.Катенина. В романтической лирике воображение описывается как магическое орудие поэта, позволяющее преодолеть границы пространства и времени: «И на крылах воображенья, Как ластица, скиталица полей, Летит душа, сбирая наслажденья, С обильных жатв давно минувших дней» (Катенин. Мир поэта).

После заката романтизма концепция воображения надолго теряет эстетическую актуальность и лишь с середины 20 века под влиянием философских феноменологических исследований о воображении (прежде всего книг Ж.П.Сартра «Воображение», «Воображаемое: Феноменологическая психология воображения») вновь появляется во влиятельных работах по эстетике и поэтике литературы. Современное представление о поэтическом воображении, вобравшее в себя воздействия психоанализа, феноменологии, учения об архетипах К.Юнга, наилучшим образом демонстрируется работами Г.Башляра и его последователей. Подобно романтикам, Башляр полагает, что воображение «воплощает созидательную силу «души» (Башляр Г. Психоанализ огня), однако он видит в воображении уже не стихию чистой свободы и игры, но устойчивую структуру, которая организована и вертикально, благодаря «связи нового поэтического образа с архетипом, дремлющим в глубине подсознания» (Bachelard G. La poetique de l’espace), и горизонтально, поскольку «метафоры… обладают взаимным притяжением и связываются друг с другом»; такая интерпретация воображения позволяет Башляру говорить о его «объективных закономерностях» («Психоанализ огня»). Понятое как сверх-личностная структура, воображения перестает быть орудием индивидуального «произвола» поэта, что позволяет современным исследователям говорить не только о воображении отдельных писателей, но и о воображении определенных эпох, стилей, направлений, а также об определенных образах как продуктах «коллективного воображения»: так, Башляр в «Поэтике пространства» исследует общие закономерности, присущие литературным образам обжитого, «счастливого пространства»; Ж.Дюран в книге «Антропологические структуры воображения» (1960) предпринимает попытку построения универсальной структуры человеческого воображения, различая в нем два основных режима - дневной и ночной.