Как устроена греческая комедия и почему ругать людей хорошо. Античная комедия: понятие, история, особенности

Древнегреческая комедия - драматический жанр, получивший развитие в Древней Греции в V - IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) комедию, лишенную хора и носившую преимущественно бытовой и пародийно-мифологический характер (Эпихарм), и аттическую, названную так по области Аттике, где она возникла и прошла длительный путь развития. В современном литературоведении, следуя отчасти за античными филологами, обозначают 3 периода древнегреческой комедии, различающиеся содержательными и формальными признаками Происхождение древнегреческой комедии.Аристотель связывал с запевалами фаллических песен, исполнение которых в рамках ритуала плодородия позволяло вносить в них элемент социальной инвективы. Таким образом при оформлении в начале V в. древнегреческой комедии как жанра хор с самого начала приобрел обличительный характер, явившийся главным признаком древней аттической комедии. Другой ее источник - речевые эписодии с участием 2 - 3 актеров - восходит к фольклорной бытовой сценке с перебранкой и ударами, которые сыплются на побежденную сторону (ср. рус. театр Петрушки). В результате объединения обличительного хора с диалогическими эпизодами возникла своеобразная структура древней аттической комедии: за обширным прологом следовал парод хора из 24 человек, который сразу же энергично вмешивался в действие. Затем эписодии чередовались с хоровыми партиями, пока борьба двух противников не достигала вершины в огоне - споре на какую-нибудь важную общественную тему.

Особое место занимала в древней комедии парабаса - ее древнейшее хоровое ядро. Для времён древней аттической комедии известно около 60 имен авторов и отрывки из их произведений, не считая Аристофана, от которого сохранено целиком 11 комедий. Наряду с ним в античное время высоко ставили Кратина и Евполида, представленных в настоящее время только фрагментами. Как видно из дошедшего материала, древняя аттическая комедия выступала против Пелопоннесской войны, от которой страдало главным образом аттическое крестьянство, но не имела возражений против самого существа афинского государственного устройства. Идеал ее - в эпохе славных марафонских бойцов («Всадники» Аристофана); с этой точки зрения древняя аттическая комедия осмеивала новые течения в духовной жизни афинян, религиозный скептицизм и критическую направленность учения софистов, драматургию Еврипида («Облака», «Лягушки» Аристофана). Зорко подмечая смысл конфликта в общественной жизни, древняя аттическая комедия находила разрешение его только в мире сказки и социальной утопии, не останавливаясь перед тем, чтобы вывести из мира мертвых великих мужей прошлого («Демы» Евполида).



В художественном плане древняя аттическая комедия отличалась специфическим способом типизации: осмеиваемые ею отрицательные черты олицетворялись в реально существующем человеке (Клеон, Сократ), чье имя придавало конкретность маске демагога или ученого шарлатана. Характерна для древней комедии также материализация метафор: длительность мирного договора соответствовала вкусу содержимого в различных бутылках, основательность поэтического слова проверяется его взвешиванием на весах и т. п. С падением потенциала афинской демократии исчерпала себя и древняя аттическая комедия. Пришедшая ей на смену средняя аттическая комедия, не оставляя насмешек над отдельными лицами, в целом утратила свою общественно-политическую тенденциозность. Это сразу же сказалось на значительно сократившейся роли хора, а в сюжетах стала преобладать мифологическая пародия и бытовая тематика, причем уже в рамках средей аттической комедии наметились маски, ставшие впоследствии достоянием новной аттической, а затем и римской комедии: влюбленный юноша, суровый отец, хвастливый воин, сводник, гетера, хитрый раб, повар и т. п. Всего в области средней комедии творило св. 50 поэтов, самыми крупными были Антифан и Алексид, в настоящее время представленные только фрагментами.

Потеря античных текстов оказалась особенно ощутимой для новой аттической комедии. Среди ее примерно 60 авторов античная критика особо выделяла Менандра, Дифила и Филемона. Произведения 2 последних известны немногочисленными фрагментами или (иногда) переделками римских авторов. Только Менандр, благодаря двум волнам папирусных находок (в нач. XX в. и в 50 - 60-е годы) стал известен гораздо лучше. В новой аттической комедии сохранились стереотипные ситуации, найденные еще в средней комедии; в их основе лежали такие мотивы, как невольная связь девушки с каким-нибудь неведомым насильником, подброшенные и со временем найденные дети; в конце концов все нити распутывались, и дело кончалось свадьбой. Менандр внес в стандартные сюжеты глубокую психол. мотивировку, пробуждал сочувствие к жертвам насилия и обмана, варьировал и индивидуализировал постоянные комедийные типы. В его творчестве твердо сложилась 5-актная комедия; интервалы между действиями заполнялись пляской хора, утратившего всякую связь с содержанием пьесы. Произведения новой аттической комедии стали главным источником для римской комедии и через Плавта и Теренция оказали огромное влияние на новую европейскую комедию.

«Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. С этой фольклорной стороной «древней» комедии необходимо прежде всего познакомиться для того, чтобы понять специфику жанра.

Аристотель («Поэтика», гл. 4) возводит начало комедии к «зачинателям фаллических песен, и поныне остающихся в обычае во многих общинах». «Фаллические песни» - песни, исполнявшиеся в процессиях в честь богов плодородия, особенно в честь Диониса, с несением при этом фалла, как символа плодородия. Во время таких процессий разыгрывались насмешливые мимические сценки, отпускались шутки и бранные слова по адресу отдельных граждан (стр. 20); это те самые песни, из которых в свое время развился сатирический и обличительный литературный ямб (стр. 75). Указание Аристотеля на связь комедии с фаллическими песнями в полной мере подтверждается рассмотрением составных элементов «древней» аттической комедии.

Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос - «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания. Комосы имели место и в религиозной обрядности и в быту. В древнегреческом быту комос иногда служил средством народного протеста против каких-либо притеснений, превращался в своего рода демонстрацию. В комедии элемент комоса представлен хором ряженых, одетых подчас в весьма фантастические костюмы. Нередко встречается, например, животный маскарад. «Козы», «Осы», «Птицы», «Лягушки» - все эти заглавия древних комедий даны им по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием. Песни комоса были прочно, укреплены в аттическом фольклоре, независимо от религии Диониса, но входили также и в обрядность Дионисовых празднеств.

Таким образом, и хор и актеры комедии восходят к песням и играм празднеств плодородия. Обрядность этих празднеств отражена также и в сюжетах комедии. В структуре «древней» комедии момент «состязания» обязателен. Сюжеты чаще всего строятся таким образом, что герой, одержав в «состязании» победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» (по античному выражению) вверх дном какую-либо сторону привычных общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса. Из известных нам «древних» комедий лишь немногие, и притом наиболее серьезные по своему содержанию, отклоняются от этой схемы, но и они, кроме обязательного «состязания», всегда содержат в том или ином виде также и момент «пиршества»

* Древняя аттическая комедия

Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин», «ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. п.), Ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. «Древняя» комедия - комедия по преимуществу политическая и обличительная, превращающая фольклорные «насмешливые» песни и игры в орудие политической сатиры и идеологической критики.

Другая отличительная черта «древней» комедии, это - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо либо прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, либо становилось предметом язвительных, порой очень грубых, шуток и намеков, отпускавшихся хором и актерами комедии. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Эврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными.

используя при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана».

Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер..

Комический хор состоял из 24 человек, т. е. вдвое превосходил хор трагедии дософокловского времени. Он распадался на два иногда враждующих между собой полухория. Важнейшая партия хора - так называемая парабаса, исполняемая посредине комедии. Она обычно не стоит ни в какой связи с действием пьесы; хор прощается с актерами и обращается непосредственно к зрителям. Парабаса состоит

из двух основных частей. Первая, произносимая предводителем всего хора, представляет собой обращение к публике от имени поэта, который сводит здесь счеты со своими соперниками и просит о благосклонном внимании к пьесе. Вторая часть, песня хора, имеет строфический характер и состоит из четырех партий

а гон, в котором часто сконцентрирована идейная сторона пьесы. Агон в большинстве случаев имеет строго каноническое построение. «Состязаются» между собой два действующих лица, и спор их состоит из двух частей; в первой ведущая роль принадлежит той стороне, которая будет побеждена в состязании, во второй - победителю; Типическим для «древней» комедии можно считать нижеследующее построение. В прологе излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута. Тогда дается парабаса. Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, Заканчивается пьеса процессией комоса. Развитие связного действия и усиление партий актера привели к созданию пролога, произносимого актерами, и оттеснению парабасы к середине пьесы. КНИГА СТР.157-161

Периодизация древнегреческой комедии: 1. староаттическая (древняя) комедия – 2 половина 5 в. до н.э. 2. среднеаттическая комедия – середина 4 в. до н.э. 3. новоаттическая комедия – конец 4 в. до н.э. – 3 и 2 в. до н.э. Черты древнегреческой комедии (по содержанию): носила общественно-политический характер; введение конкретных исторических персонажей в карикатурном виде; все комедии носят фантастический характер.

Развиваются формы примитивного народного театра, становятся популярна сицилийская комедия – бытовые сценки. Автор: Эпихарм. Сохранились отрывки из его «Одиссеи» и «Брисеиды». Комедия близка к сатировой драме, но в ней не было хора. Также распространяется сицилийский мим. Основан на подражании, преимущественно имел по 2 актера. Схема следующая: один актер зачитывает текст, другой его иллюстрирует. Фриахи – бытовые сценки, пародии на тему измен и воровства. Источник – вазопись. Еще один автор – Кратин, прославившийся злободневными насмешками в адрес политиков, до нас дошли фрагменты. История сохранила имя Эфполида – афинского поэта. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 - 486 гг. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства. «Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Построение на осмеянии. Характерны резкая критика современных событий, ярко выраженный политический характер, лица современников (реальных) в фарсовом виде, но сюжет чаще всего фантастический. Ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. Начинается с пролога; парод (вступительная песня хора, обозначающая действие в комедии в роли птиц, зверей); агон (борьба, спор, состязание, конфликт между главным героем и его соперником, заканчивающийся моральной победой героя, ибо это идейная основа); эписодии (отстаивание правды при помощи драки); эксод (заключительная песня хора). Парабаса – песнь хора, не имевшая значение. Монолог от автора! Первые комические поэты: сицилийские мимы Софрона и Ксенарха (5 в. до н.э.); Эпихарм (520-500 г. До н.э.) ввёл в комедию фабулу; Аристофан (450-390 г. До н.э.).

26. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий. Этапы творчества Аристофана: 1. 425-421 г. До н.э. – «Облака», «Мир». Совпадает с первой войной между Афинами и Спартой, отсюда – прославление Афин, надежды на союз. 2. 414-405 г. До н.э. – победа Спарты. «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата». Почти исчезают персональные нападки на политиков и военных, зато высмеивания философов и драматургов многочисленны; проблемы мира, литературы; большое количество пародий на трагедии и Еврипида. 3. 390-388 г. До н.э. – «Женщины в народном собрании». Переход от политики к бытовой тематике. Фантастический аспект. Основная тема – утопия, благополучное государство. «Плутас» - комедия перехода к средней комедии. Комедии Аристофана связаны с проблемами реальной жизни, но имеют фантасмагорические ситуации. Решение сюжета комическо-фантастическое. Оттого они кажутся призрачными и невероятными. Древнегреческая комедия связана с народным театром. Карикатура и буффонада обязательны – передаются через костюмы. Имеет место частое обращение к зрителям. Содержит элементы пародии, в этом схожа с трагедией больше, нежели с лириками. По Аристофану выделяют три типа пародии: 1. Фраза в устах трагического поэта; 2. Герой комедии выводится в ситуации, которая всем знакома по трагедии; 3. ? Задача трагических поэтов и драматургов, по словам Аристофана, - учить и наставлять на путь истинный афинскую молодежь. Древняя комедия в первую очередь – это взгляды и мнения самого автора. У Аристофана существует четкая популяризация города и деревни. Плохие персонажи относятся чаще всего к городу, добрые земледельцы-труженики – к деревне. Зачастую Аристофан обращается к эпохе марафонских героев, к эпосу греко-персидских войн. Старое и новое также было связано с проблемами софистики. Комедии Аристофана не направлены простив афинской демократии! Его критика носит исключительно личный характер. Неизменно звучит идея патриотизма. Многие из комедий Аристофана посвящены проблемам мира («Лисистрата», «Мир»). Он нередко высмеивает модных лирических поэтов. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов. Впервые поднимается вопрос о смысле творчества. Сам себя Аристофан называл очистителем и критиком. Средство воздействия: смесь серьёзности и шутки, высказывание правды. Идеализация – эпоха марафонских героев. Положительные идеалы – в деревнях. Все новые школы называл сборищем шарлатанов; отрицательно относился к городской культуре. Язык и стиль: Большое количество шуток и каламбуров, часть из них непристойного характера. Многочисленные пародии. Появление новых слов, терминов и искажение старых. Речь действующих лиц: многие чужеземцы (персы, скифы, восточные божества). Речь иноземцев – каверкание греческое речи, различные диалекты. Воспроизведение стилей трагедии, лирики, пародии на лирику (на дифирамбы в частности), на оракулов и юридическую терминологию, декламации софистов, публичные выступления и дебаты. Коверкание речи + выдумывание новых слов или скороговорок. Язык – образец аттической речи. В хоре – подражание животным. 27. Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта (комедия «Лягушки»). Еврипид и Аристофан. Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены главным образом в комедиях «Лягушки» и «Женщины на празднике Фесмофорий», где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила, и отдаёт предпочтение последнему. В религиозных взглядах весьма принципиален, но это не мешало ему выводить богов в смешном, даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества.

В «Лягушках» Еврипид изображён в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Эсхил – поэт высокой и героической морали, серьёзного, глубокого и стойкого патриота. Стихи трагиков взвешиваются на весах, стихи Эсхила оказываются солидными, вескими, а лёгкие стихи Еврипида подскакивают вверх. У Еврипида – личное, бытовое, у Эсхила – вечное. А цель трагического искусства – сделать его бессмертным + моральное воспитание. Борьба трагиков носит политический характер: здесь оправдывается прежний крепкий политический строй и осуждается современная, разбогатевшая, но весьма жалкая демократия. 28. Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля

Аристотель был родом из города Стагиры (384-322 гг. до н.э.), воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Автор около 1000 трудов, 47 из них дошли до нас полностью, многие сохранились фрагментарно. По Аристотелю, искусство есть способ познания мира. Аристотель делит искусства в зависимости от подражания: Подражание посредством звука (музыка, пение); Подражание красками и формой (живопись, скультура); Подражание ритмом (танец); Подражание словами и размером (литература). Задача поэта по Аристотелю: говорить о том, что могло бы случиться. В поэзии главным поэт признавал содержание. Ввел несколько понятий: Соразмерность. Внутреннее единство произведения, единство времени, места, действия («Царь Эдип» Софокла как идеальная иллюстрация этого); Целесообразность. Размер фабулы должен соответствовать сущности дела. Эпос – это не история с хронологией! (идеальный пример – Гомер, «Илиада»). Все связано внутренним единством. Трагедия должна состоять, согласно Аристотелю, из шести элементов: 1. Фабула; 2. Характеры; 3. Сценическая обстановка; 4. Мысли; 5. Текст; 6. Музыкальная композиция. Драма не должна содержать ничего того, что мешает ее цельности и стройности. Единство времени неизменно подчинено единству действия. Выступил против основных принципов идеалистической философии своего учителя: прежде всего, он отрицал наличие двух миров, мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир – материальный. Наряду с материалистическими принципами, ему не чужды идеалистические взгляды: он признаёт чистую форму без содержания. В своём трактате «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. Отталкивается от этического понимания красоты, и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Считал искусство творческим подражанием природе, что искусство помогает людям познать жизнь. По его мнению, задача поэта – «говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или необходимости». Считал, что поэзия философичнее и серьёзнее истории. Поэзия и выдвигается на первый план из всех видов искусств, а из форм поэзии выше всего ставится трагедия. Образцом трагического характера является образ Эдипа Софокла. Аристотель настаивал на единстве действия, требовал лишь изображения людей, благородных по образу мыслей, по поведению, а не происхождению. Проблема катарсиса: 1. этическая – очищение человека от пороков. 2. эстетическая – соединение музыкального ритма, гармонии достигается в человеке чувство страха или сострадания, понятие справедливости. 3. катарсис – высшая эмоциональная точка, как следствие сострадания происходящему. 4. религиозная.

29. Эстетические взгляды Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) был родом из Афин. Происходил из старинного аристократического рода. В молодости был драматургом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти занятия прекратились после встречи с Сократом. А его смерть так подействовала на Платона, что Сократ стал постоянным героем почти всех его сочинений. Возглавлял антидемократическую партию. Был учеником Сократа. После смерти последнего переехал в Мегару, оттуда – в Сиракузы. Основал в Афинах школу, «Академию». Платону предписывается около 43 произведений. Большая их часть написана в форме диалога. И количество персонажей, и объем сочинений различны. В хронологическом порядке учитывается связь с политическими тенденциями того времени. Группы: Самая ранняя группа, условно названа «Сократические диалоги». Небольшой объем, нечеткая философская доктрина, изложение учения Сократа и определение различных этических понятий. Примеры: диалог «Лисий», диалог «Малый Гиний» (категории правды и лжи) + диалог «Критон», сочинение «Апология Сократа» (относятся к процессу на Сократом и его смерти). Общее: диалог проходит в бытовой обстановке, реалистически выписаны типы персонажей, множество шуток и каламбуров, рефреном проходит одна и та же мысль; Вторая группа посвящена аристократическому идеалу государства и идеям. К ней относятся диалоги «Пир», «Федр», «Федон» и первая половина книг «Государство». Общее: диалоги о познании и об идее идеального государственного строя, диалоги между учеными мужами о душе (философское познание как рост крыльев души (образ Эроса)), об Эросе: связь с философами, это абсолютное новаторство автора! Новая форма диалога: более четкие мысли и идеи, более четкие понятия, более отвлеченный стиль диалога. Обоснование учения Платона об идеях (философские и этические категории). К этой группе относятся диалоги «Софист», «Фаэтет», «Политик». Общее: отсутствие бытового фона, все внимание сконцентрировано на философских понятиях. Новое изложение идей Платона. Проникновение идей Пифагора, от некоторых своих же Платон отказывается. Диалоги «Тимей», «Критий» + «Законы». Общее: это не что иное, как длинные пространственные монологи. Язык сухой и абстрактный. Учение об идеях и государстве связано и с литературной теорией. Платон делил людей на три группы: 1. Низшие (крестьяне, ремесленники); 2. Средние (воины, стражники); 3. Высшие (мудрецы, философы). Платоном было сформировано понятие «прекрасное». По его словам, оно не существует в реальном, зримом мире, но оно есть в мире идей. Узрит его только тот, кто возвысится до него. Прекрасное существует вечно, оно неизменно. Прекрасное само по себе и едино само с собой. Чтобы увидеть его, нужно познание и лицезрение. Вышеназванные категории полярны с творческим вдохновением! Последнее, по Платону, противоразумно. Перу поэта принадлежат крайне отрицательно суждения и творческой деятельности. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей. Материальный мир никак не может быть совершенным. Отсюда вытекает эстетика. Если материальный мир есть только отражение мира идеального, а художник и поэт в своих произведениях стремятся подражать окружающему миру, его мастерство ложное, является только бледной копией высших идей. Такого рода искусство не может существовать в идеальном обществе, а потому даже Гомер должен быть изгнан из стен города, которым управляют философы. Для Платона высшим воплощением красоты является соразмерный, гармоничный космос. Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены. Драма человеческой мысли, т.к. поиски истины не менее драматичны, чем события жизни. 30. Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота. Историография имеет два значения: История изучения некой проблемы; История описания некой проблемы. Истории архаических древних полисов Греции оказала влияние на развитие историографии. Малая Азия преимущественно была под влиянием ионийцев и дорийцев. Там, в их городах, возникает развитие мысли. В связи с путешествиями понадобилась письменность. Периплы - описания плаваний. Логосы - («слово», рассказ, греч.) более подробные описания. Логографы – те, кто писали логосы. Первым греческим автором, решившимся написать что-то вроде исторической хроники, был Геродот. Выходец из знатного рода, небедный человек, связанный отношениями со знатью. Значительную часть жизни провел в Афинах, путешествовал по городам, собирая материалы, под конец своих дней осел в Фуриях. Общался со многими афинскими жителями, знал множество семейных преданий. Геродот был политическим эмигрантом. Искал причины войны с Персией. Для этого и начал писать свой труд. Геродоту приходилось объяснять огромное количество вещей, доказывать различные факты. Впервые обратился к логосам и стал соединять их. Лигийский, египетский, вавилонский логосы включает историй в свое повествование – все вышеупомянутые связаны так или иначе с персами. Логосы позволяют использовать источники. Геродот то пользуется рассказами путешественников, то сам посещает описываемые места, разговаривая с местными жителями. Геродот верил в Богов. «Отцом истории» древние называли Геродота из Галикарнасса (484-426г. До н.э.). Жизнь и творчество проходили в годы после великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры. Геродот – горячий патриот Афин; много путешествовал в Средиземноморье, глубоко изучал Египет, Скифию. Труды Геродота разделены на девять книг, названных именами муз. Композиция «Истории» напоминает эпическую поэму в прозе. Как основная тема взята героическая борьба греков с персами; особенно сильно звучит в этой теме прогрессивная мысль о превосходстве греков – воинов-патриотов, прекрасно обученных гимнастике и военному делу, - над полчищами персов, гонимых бичами. Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями есть много легендарно-мифологических сказаний, идущих от древних историков. Много народных сказок-новелл придают истории литературно-художественную специфику. Вводится драматизм, если повествуется о знаменитых людях древности (Солон, Поликрат). При этом Геродот проводит основную идею – судьба и боги жестоко карают «гордого» человека, есть суровый закон о превратности жизни. Вторая книга «Истории» посвящена описанию того, что он видел и слышал во время своего путешествия по Египту. Он поражён мощью и красотой Нила. Богатейший материал о сооружениях египтян, о законах, обычаях, растениях и животных, о папирусах, даже о нравах. Жизнь племён и героев, полумифические сказания. В творчестве Геродота имелись характерные для эпохи рационалистические черты. Материал о жизни скифов дают главы третьей книги.

31. Греческая историография. «История» Фукидид – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей. Фукидид (460-396 гг. до н.э.) – историк после Геродота, пишет о современной ему войне со Спартой. Родился в Аттике, принадлежал к знатному и богатому роду. Принимал участие в Пелопонесской войне. Был избран стратегом, но вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, был обвинён в государственной измене и около двадцати лет провёл в изгнании. Он дориец по происхождению, жил в Афинах, но пытался писать на ионийском диалекте! Афины в то время – центр культуры, туда съехались философы, там ведется строительство. Фукидид – ученый-рационалист. Отказывается от проявления личного мнения. Писал до самого смертного одра. Искренний патриот афинской демократии, высоко ценил Перикла, прославлял культуру Афин. В политических взглядах и в его концепции исторического процесса сказывается эпоха Перикла с её высоким уровнем науки, искусства, и философии, эпоха рационалистической критики мифов и развития софистических школ. Фукидид стремился к систематической критической проверке источников и выяснению причинности, закономерности событий. Интересы его лежали в современности. Обзор предшествующих периодов служит у него целям анализа и показа особенностей современных ему событий Пелопонесской войны. Он осознавал важность соблюдения хронологии. Порицал древнюю летописную хронологическую систему, когда во главе каждого описываемого года помещали имя должностного лица, давшего имя году, и в основу своей истории кладёт лето и зиму, основные части солнечного года. Сам Фукидид так охарактеризовал свой творческий приём художественно построенных ораторских речей знаменитых деятелей Пелопонесской войны: «речи составлены у меня так, как по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел». 32. Исторические сочинения Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ксенофонт.

а) Биографические сведения.

Ксенофонт (около 430-350 гг. до н.э.) - историк и философ, живший в эпоху упадка Афин. Афинянин по рождению, лаконофил по политическим убеждениям, Ксенофонт широко известен своим "Анабасисом" - историей возвращения на родину из Персии 10 000 греков, наемников Кира Младшего.

Жизнь Ксенофонта - бурная, полная приключений. В юности он был учеником афинского философа Сократа, которому посвятил несколько лучших своих сочинений. В 401 г. Ксенофонт идет на службу сатрапу Малой Азии, Киру Младшему, задумавшему свергнуть с персидского престола своего старшего брата, Артаксеркса. Но эта сложная и смело построенная политическая авантюра закончилась трагически для заговорщиков: сам Кир Младший был убит, военачальники греков-наемников изменнически уничтожены.

Со страшными трудностями большая часть греков-наемников вернулась к берегам Понта Евксинского. Ксенофонт в дальнейшем выступал на стороне Спарты против Афин; его осуждали за измену родному городу, и он долгие годы жил в Спарте, в подаренном ему спартанцами имении в Скиллунте. Когда же афиняне соединились со Спартой для борьбы против Фив, Ксенофонт смог вернуться на родину, но вскоре умер, пережив своего сына, погибшего за Афины.

б) Идеальны и герой в сочинениях Ксенофонта.

Творчество Ксенофонта чрезвычайно разнообразно. Он - автор записок о Сократе ("Меморабилии"), первого авантюрно-исторического романа ("Анабасис"), первой романизированной биографии "Воспитание Кира" ("Киропедия"), "Истории Греции" начала IV в. до н.э. (после катастроф Пелопоннесской войны), многих философско-по-литических трактатов. Именно широта интересов Ксенофонта, сочетавшего в себе наблюдательность историка, философскую заостренность мысли и мастерство художника, дает возможность рассмотреть его идеал прекрасного и средства, какими рисуется им этот человек.

Ксенофонт развивает классическое понимание прекрасного, отождествляя его с полезным и жизненно целесообразным. Отсюда утверждение им единства красоты физической и духовной, то есть ка-локагатии.

Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого, не раз рисуется Ксенофонтом в его книгах. Это Кир Старший ("Киропедия"), Кир Младший ("Анабасис"), спартанский царь Агесилай ("Агесилай"). В качестве такого идеального героя выступает и сам Ксенофонт, всесторонне обрисовавший свою деятельность стратега наемных войск Кира Младшего ("Анабасис"). Авторское повествование от третьего лица, как бы исподволь и вполне незаинтересованно, с полным впечатлением объективности изображает Ксенофонта Афинянина, прибывшего к Киру в Сарды по приглашению своего друга Проксена и после вопрошания дельфийского оракула по совету Сократа.

Ксенофонт здесь - образец скромности, так что до III книги мы почти не встречаем его имени. Даже взяв на себя командование войском, он всегда помнит о том, что он младший по сравнению с Хирисофом, и уступает ему руководство (III, 2, 37). Он беспрекословно идет на самое опасное дело (III, 4, 42), ни разу не упоминает о превосходстве Афин, глубоко почитая воинов-спартанцев. Он лишен корыстолюбия и отказывается от богатых даров фракийца Севфа (VII, 6, 12). Чувство долга для него - прежде всего. Поэтому он не уезжает в Афины, пока сам не передаст войско спартанцу Фиброну (VII, 7, 57). Всегда добрый, он берет на себя вину своего друга (VI, 4, 14), приходит на помощь гибнущим от холода и снега солдатам (IV, 5, 7).

Благочестие никогда ему не изменяет, и он приносит жертвы Зевсу, Аполлону , Артемиде , Гераклу, Солнцу, богу реки (IV, 3, 17) и даже ветру (IV, 5); верит предзнаменованиям, снам и оракулам (IV, 3, 8; III, 1, 11; III, 1, 5). Это опытный стратег, с большим умением перешедший с войском через горы и реки среди враждебных чужеземцев (IV книга). Вместе с тем это и строгий начальник, для которого самое главное - порядок (III, 1, 38) и вдохновенное единство войска (VI, 3, 23).

Ксенофонт выступает также в роли искусного оратора, владеющего всеми видами речей. Он то призывает и воодушевляет солдат (III, 1, 15-26), то увещевает союзников (VII, 7, 8-48), то защищается от обвинения врагов (V, 7, 6-34), причем действует всегда с безупречной логикой доказательства. В результате одной такой речи фракиец Севф, пытавшийся лишить воинов условленной платы, выдал им 1 талант денег, 600 быков, 400 овец, 120 рабов и заложников.

Можно сказать на основании "Анабасиса", что Ксенофонт является в нем тем героем, которого он сам любил и в Кире Старшем, и в Кире Младшем, и в царе Агесилае. Если в "Киропедии" Ксенофонт создал идеал государя, то в "Анабасисе" он вылепил тип идеального вождя. Портрет военной калокагатии рисуется в "Анабасисе" с классической ясностью и определенностью.

в) "Прекрасное" и "хорошее" в эстетике Ксенофонта.

Гармоническое сочетание физического и внутреннего совершенства пронизывает все вообще отношения Ксенофонта к прекрасному, которым полна окружающая человека действительность.

Ксенофонта привлекают прекрасные вещи, сделанные руками человека, то есть те, на которых проявляются его вкус, мастерство, художественные возможности. Ксенофонт любуется золотыми кубками, чашами, оружием, драгоценностями, одеждой ("Анабасис", VI, 4, 1-9; "Киропедия", V, 2, 7). В "Анабасисе", изображая свое имение, храм вблизи него, окружающий пейзаж (луга, лесистые горы, фруктовые сады), Ксенофонт выступает одновременно в роли художника и в роли искусного хозяина. Он любит все живое, проворное, гибкое, красивое и отлично выполняющее свою роль, свое предназначение. Замечательны, например, описания собак, "крепких на вид", "соразмерных", "легких", с "веселым взглядом", "веселым нравом", "привлекательных для созерцания" ("Кинегетик"), и лошадей ("О верховой езде"). Ксенофонт с упоением рисует красочные шествия, празднества в сиянии золота оружия и пурпура одежд ("Киропедия", VIII, 3, 9-16).

Таким образом, чувственно-наглядная и созерцательно-целесообразная красота выдвигается здесь на первый план.

Для Ксенофонта важна также идея жизненного порядка. "На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок",- пишет он ("Экономик", VIII, 3). Порядок - не только нечто полезное и приятное, не только радостное зрелище. Он - предмет восторга. Исхомах, герой "Экономика", рассказывает Сократу о "превосходном и в высшей степени образцовом порядке" на корабле (VIII, 11-16). С восхищением рисует он порядок в домашней обстановке, где все имеет свое место и красивый вид: плащи, покрывала, медная посуда, скатерти, кухонные горшки. "Все предметы уже, может быть, оттого кажутся красивее, что они поставлены в порядок" (VIII, 19-20). Здесь, как видим, космический разум и гармония природы досокра-товского идеала заменены чисто человеческим порядком жизни. Можно сказать, что в эстетике досократовского периода "порядок" и "строй" есть природное строение вещей, в то время как у классического Ксенофонта они устанавливаются человеком и сознательно проводятся им в жизнь.

Важно также и то, что все "хорошее", "доброе", "благое" у Ксенофонта часто имеет совсем не моральный смысл, а тот, в котором больше всего проявляется красота человека, в его "добродетели" часто больше эстетических мотивов, чем этических.

По Ксенофонту, "прекрасны те люди, трудами которых изгоняются из души и из тела безобразное и хамское и растет тяга к добродетели" ("Кинегетик", XII, 9). Даже охота "учит планомерному труду и рождает прекрасные знания", а значит, великую добродетель (там же, XII, 18). Люди делают дурное потому, что не видят "тела добродетели" (там же, XII, 19-22). Лучше, чем Ксенофонт, трудно выразить классическое отношение к красоте. Красота - это тело добродетели, то есть осуществленная физическая добродетель. Отсюда и развиваемая Ксенофонтом идея полезности красоты и любви ("Пир", VIII, 37-39), так как граждане видят, что человек в любви стремится к добродетели, а эта добродетель приобретает "все больший блеск славы" (там же, VIII, 43).

Красота и соответствующая ей любовь имеют огромное объективное значение. Красота - начало дружбы, людского единения и общечеловеческой добродетели (там же, VIII, 26-27). Поэтому для Ксенофонта главную ценность представляет "любовь к душе, к дружбе, к благородным подвигам" (там же, VIII, 9-10).

Мы видим, таким образом, что Ксенофонт, этот воин, философ, историк и писатель, явился одним из выразителей характерного для классической Греции понимания идеального и прекрасного в объективной действительности, во всех сферах самой, казалось бы, обычной жизни, исполненной порядка, стройности, гармонии и пользы.

Определение

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

  • герои трагедии - люди высокого положения, комедии - всякий сброд;
  • предмет трагедии - события великого общественного значения, комедии - повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Древняя комедия

Основная статья: Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана , хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов . Наиболее ранняя из сохранившихся комедий - «Ахарняне » - была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана - цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами , зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках , действие завершалось всеобщим пиршеством .

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V-IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу - т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность . Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи - гетеры , философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии .

Новоаттическая комедия

Основная статья: Новая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма , последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму . В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.) .

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы - Менандр , Филемон, Дефил - написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древнегреческая комедия" в других словарях:

    Аллегория комедии, Карл Ванло, 1752. У этого термина существуют и другие значения, см. Кинокомедия … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

    Комедия древнегреческая - драм, жанр, получивший развитие в Др. Греции в V IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) К., лишенную хора и носившую преим. бытовой и пародийно мифолог. характер (Эпихарм), и аттическую, названную так… …

    Древнегреческая комедия (около 4 3 вв. до н. э.). Вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политической деятельности гражданина, Н. а. к. обратилась исключительно к частной жизни человека. В области сюжета испытала… …

    Древнегреческая комедия 4 в. до н. э. Характерная черта С. а. к. изображение повседневной жизни и бытовых типов (повара, торговцы рыбой, параситы прихлебатели и т.д.). Другой существенный признак С. а. к. пародия на миф либо на его… … Большая советская энциклопедия

    Дорийская комедия - см. Комедия древнегреческая … Античный мир. Словарь-справочник.

    Древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Комедия - вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она: 1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; … Литературная энциклопедия

    КОМЕДИЯ - (греч. komodia, от komos веселый, и ado пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Комедия - КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех»… … Словарь литературных терминов

    КОМЕДИЯ - КОМЕДИЯ, комедии, жен. [греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В… … Толковый словарь Ушакова

    Комедия ТВ - ООО Развлекательное Телевидение … Википедия

    комедия - См. зрелище, обман ломать комедию... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. комедия зрелище, обман; умора, маскарад, фарс, тонадилья, лицемерие, актерство, лицедейство, комедь,… … Словарь синонимов

    КОМЕДИЯ - (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге (Комедия… … Современная энциклопедия

    КОМЕДИЯ - (от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге (Комедия ошибок У … Большой Энциклопедический словарь

    комедия - и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМЕДИЯ - КОМЕДИЯ, и, жен. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в каких н. действиях. Ломать комедию (разг. неод.). 3. То же, что умора (разг.). | прил. комический, ая, ое (к 1 знач.) и… … Толковый словарь Ожегова

    КОМЕДИЯ - жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | * Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Комедия города Петербурга , Даниил Хармс. "Комедия города Петербурга" - это Театр Даниила Хармса, а именно - собрание драматургических творений автора (как стихотворных, так и прозаических), где каждый текст (всего их - 81) являет… Купить за 430 руб
  • Комедия. Трагедия , Борис Акунин. "Комедия. Трагедия" - литературный эксперимент, книга-перевертыш Бориса Акунина. В книгу входят две пьесы: "Зеркало Сен-Жермена" (" Комедия") и "Гамлет. Версия" (" Трагедия"),…