Как ты определишь свое чувство родины. “Чувство родины” – что это такое? Н. Ерофеева, служащая

Моя родина – Украина. В ответах на вопрос о чувстве родины обычно присутствуют аккуратные белые сельские хатки с аистами на крышах и вишневым садом вокруг, прозрачная, как стекло, река, голубое небо с поющим в нем жаворонком… Эти сентиментальные представления только внешние признаки моей родной земли.

Они милы сердцу, потому что возвращают нас к детству, в село, где жили или живут наши дедушки, бабушки…

Для меня родина – это, прежде всего, то, чем можно гордиться. И в нашей нелегкой истории, и в дне сегодняшнем. Это то, за что у

Меня болит душа, как у каждого настоящего патриота.

Это то, за что не стыдно перед честными людьми своей страны и перед всем миром.

Из большинства фактов истории Украины я выделяю те, которые вызывают у меня особенную гордость. Один из них – это феномен украинского казачества. Ему наша страна обязана своим существованием, потому что возникла именно на народно-казацких основах. Казаки вошли в историю человечества как создатели демократического общества, которое жило в течение столетий без писаных законов.

Демократическая казацкая держава – Запорожская Сечь – вызывала удивление и восхищение в странах Западной Европы. Историки считают, что украинское казачество опередило свое время на много веков. Как не гордиться этим?

Огромную роль сыграло казачество в формировании менталитета украинцев. В казаках воплощены лучшие черты украинского народа: величайшая отвага и мудрость, уважение к старшим, чувство товарищества, которое считалось наивысшей ценностью. “Нет уз святее товарищества!” – эти слова гоголевского Тараса Бульбы близки каждому, кто свято верит в дружбу. Удивительны были терпение и редкостная способность казаков переносить жизненные трудности. Эти качества всегда помогали нашему народу.

Именно этот народ, частичкой которого являюсь и я, воплощает для меня Родину с большой буквы. Сколько тяжелейших страданий выпало на долю нашего народа! Татары и турки, фашисты и большевики несли гибель украинскому народу. Нужно до земли поклониться такому народу, его удивительной жизнестойкости, способности возрождаться, как феникс, после столь гибельных нашествий.

И это вселяет веру в то, что Украина будет в ряду развитых и высокообразованных стран.

Именно с образованностью и одаренностью украинцев связаны мои патриотические чувства. Имена великих творцов, просветителей, ученых не могут оставить безразличными никого. Великие литературные имена прошлых столетий вызывают восхищение и глубокое уважение к народу, породившему гениев поэзии и театра, музыки и архитектуры.

Двадцатый век (казалось бы, столь неблагополучный для Украины) дал нам таких деятелей культуры, как А. Довженко, О. Гончар, В. Сосюра, П. Загребельный, П. Тычина (да разве всех назовешь?), ученых (Патон, Амосов, Антонов и др.), спортсменов (Бубка, Клочкова, братья Клычко, Шевченко, новый чемпион мира по шахматам Пономарев). Именно люди, достигшие высот в своей области и прославившие нашу родину на весь мир, вызывают сегодня чувство гордости и любви к стране.

Если коротко ответить на вопрос, заданный темой, то “чувство родины” – это величественные факты истории и имена великих украинцев.

“Чувство родины” для меня – это и гордость за великих украинцев, прославивших свою страну, и восхищение многими страницами истории Украины. Но это и просто то щемящее чувство, которое охватывает тебя, когда ты после недолгой разлуки (для кого-то и долгой) пересекаешь границу Украины и видишь эту землю…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В стихотворениях Сергея Есенина родная природа переливается особыми поэтическими красками. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, – замечал поэт. – Чувство родины – основное в моем творчестве”. Неразрывная связь с родной землей стала от­правной точкой для поэтического описания род­ной природы во всей ее изумительной красоте. Сергей Есенин обладал уникальной возможно­стью увидеть и […]...
  2. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения: Родился я с песнями в […]...
  3. Народная песня “Размойся крутые бережечки”. Песня возвеличивает патриотичный дух, самоотверженность делу национального освобождения. “Ой из-за горы туча, будто волна, идет…” Песня, рассказывает о подвиге народного героя Ивана. Так как она, пробуждает память о казацком свободолюбивом духе, воспевает славу Украины, пробуждает национальное достоинство и патриотизм. Т. Шевченко. Сам поэт – большой патриот Украины, и все его […]...
  4. Насколько устойчивой была у Есенина мечта об “Инонии”, отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк “Ключи Марии” (1918), в котором он представляет будущее как “некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где […]...
  5. Дом, чувство домашнего тепла и уюта играют в жизни каждого человека важную роль. Не зря существует выражение “Мой дом – моя крепость”. Действительно чувство дома как крепость охраняет человека от всех невзгод и помогает приобрести внутреннюю гармонию. Но если человек не придает должного значения глубинному чувству дома, он обречен на постоянное ожидание и откладывание всех […]...
  6. “Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, – писала Марина Цветаева. – Не быть в России, за- быть Россию – может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с жизнью”. Вслед за великими поэтами России Ма- рина Ивановна Цветаева пронесла;.в душе […]...
  7. 1. Губительный яд живого существа. 2. Смертельное дыхание анчара. 3. Возможный выход из ситуации. Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж. Поль Поэтическое творчество А. С. Пушкина знакомо нам с детства. Но это в основном его знаменитые сказки, в которых добро непременно побеждает зло. В школе же мы знакомимся […]...
  8. Достоинство… Что же это такое? Чувство собственного достоинства – это одно из главных качеств человеческой души. Люди, имеющие его, умеют считаться с другими, несут в себе положительные эмоции, которых хватает на всех, кто рядом, они умеет дорожить всем, что им дано. Для меня, чувство собственного достоинства – это уважение к себе, т. е. не подхалимничать, […]...
  9. Чувство принадлежности к национальному сообществу спасало поэта от тяжелого одиночества. Байронизм отчасти помог ему глубоко ощутить эту связь: “Если Байрона не сводить к “байроническому туману”, к которому Кобзарь относился скептически, то “мировая скорбь, меланхолия Байрона имела своим соответствием национальную печаль Шевченко”: “Люблю как искреннюю, верную жену, Как безталанную свою Украину!”. В проекции идеального бытия для […]...
  10. Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А. Пушкин Я родилась в Москве и очень люблю свой город. Я действительно, как все мои соотечественники, ощущаю Москву сердцем нашей родины. Но в этом смысле образ Москвы связан для меня с гениями русской литературы. С Москвой связаны имена Пушкина, […]...
  11. (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ГАРМОНИИ ЧУВСТВ) О самом возвышенном из человеческих чувств иногда приходится слышать: зов любви – это зов самой природы. Тем самым как будто утверждается, что нужно просто довериться такому чувству. Ведь по природе нет и не мо­жет быть безнравственной любви. Это ситуация, когда не мы, а нас выбирают. Такая любовь не обращает внимания ни […]...
  12. Борис Пастернак родился и жил в эпоху великих преобразований. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировых войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии. Если без желания, просто так попытаться прочитать его стихи, ничего не получится: меткие эпитеты распадутся в бессвязную бессмыслицу. Только если с душой “окунуться” в его творчество, можно […]...
  13. Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро. Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение “Шестое чувство”, […]...
  14. Разум или чувство? Наверное каждый человек попадал в такую жизненную ситуацию, когда приходится выбирать: прислушаться к чувству или разуму. Увы, эти понятия не всегда бывают совместимы. Не зря ведь существует афоризм ” Сердцу не прикажешь”. Чувство, веление сердца…Этому бывает трудно противостоять. Это сложнейшая борьба. Порою, мы выбираем чувство, не успев подумать: правильно ли я […]...
  15. Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны. После войны развитие темы патриотизма в русской лите­ратуре протекало как бы по двум руслам. Не считая произве­дений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, […]...
  16. Многие писатели были интеллигентами с большим чувством сострадания к народу. Это сострадание выражалось в их произведениях, которые и посвящались обычным крестьянским людям. Одним из таких писателей был Николай Александрович Некрасов, который был неспокоен за судьбу и жизнь народа. Его волновали нищета, страдания, ужасное отношение власти к ним, непосильная работа. Горесть, уныние и жалость нагоняет одно […]...
  17. Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. Порой случайное, второстепенное, словно […]...
  18. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и […]...
  19. Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт – Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей. Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого – Шопена. Гремит Шопен, из окон грянув, А […]...
  20. Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального ин­тереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вы­вести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. “…Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и […]...
  21. Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе ВОЙНА И МИР. ” Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от […]...
  22. Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоре­чивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому пер­вым откликнулся на все проблемы и трагедии со­временной ему жизни. Трагизм и противоречи­вость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество […]...
  23. Тема родины в лирике Марины Цветаевой. О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: -Россия, родина моя! М. Цветаева. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта […]...
  24. Чему учит человека история Родины Может ли история нашей Родины чему – нибудь нас научить? Может, если мы этого са­ми захотим! Если бы я была учителем истории, я про­вела бы урок на тему: “Какие уроки можно извлечь из ошибок, которые мы допустили в прошлом?” На этом уроке я рассказала бы ребятам о том, что пришлось […]...
  25. С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не […]...
  26. Любовь и уважение к родителям. есть чувство святое. В. Г. Белинский Г. Мопассан писал: “Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери”. Неблагодарность к родителям, на мой взгляд, самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и исконная вещь в нашей жизни. Основывается она на том, […]...
  27. В поэме “Измаил-Бей” Лермонтов писал: Еще не знаешь ты, кто я. Утешься! нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воде Обречена судьба моя. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сочинению о теме родины в поэзии Лермонтова и с них начать вступительное слово. Слово “родина” почти никогда не звучало у Лермонтова в отрыве […]...
  28. Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” – Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. С. Есенин Сергей Александрович Есенин – самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился своим крестьянским происхождением. Тема России, родины – основная в творчестве Есенина. Замкнутый патриархальный […]...
  29. Москва – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербурж­цев, часто относящихся с определенной рев­ностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пеше­ходный Арбат с его артистами, художника­ми и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […]...
  30. В. А Соллогуб размышляет над проблемой любви. Рассказывая о встрече провинциальной барышни и столичного офицера, он с сочувствием повествует об одиночестве и разочаровании обоих несчастливых героев. Но как автор возвышает и даму, и офицера, когда приводит в тексте их слова о большой любви, в существование которой трепетно верят оба, считая, что без любви жизнь становится […]...
  31. В стихотворении “Родина” Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит “страну рабов, страну господ”, т. е. Россию самодержавно-крепостническую. “Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он […]...
  32. Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонто­ва. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов про­должил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все “вечные” темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат – риотическую тему, в рамках которой разграничить тему рус­ской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лер­монтова […]...
  33. В эпических произведениях отличие Лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определенном последовательном порядке. Так, в сказке “Снежная королева” Х. К. Андерсена мы узнаем, как Герда искала, нашла и спасла, освободила Кая из ледяного плена. Эпические произведения в большинстве случаев бывают прозаическими, реже – стихотворными, например сказки Пушкина. Понятие слова “лирический” – относящийся […]...
  34. Нарицательные имена – это имена существительные, пред­ставляющие собой обобщенные названия целых классов однородных предметов, лиц, явлений и т. п., например: ребенок, планета, город, растение, тишина. В отличие от имен собственных нарицательные существительные обычно пишутся со строчной буквы. Граница между существительными собственными и нарицатель­ными не является постоянной и неподвижной: слова из одного разряда могут переходить в […]...
  35. На долю А. Твардовского выпало тяжелое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошел добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове “родина” заключен великий […]...
  36. Александр Блок и Владимир Маяковский – два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого – пушкинского – века […]...
  37. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине, о судьбе человеческой. Иногда такие размышления оказываются грустными, иногда, наоборот, вселяют надежду на лучшее. Стихотворение “Русский огонек” – это, по сути своей, маленький рассказ о […]...
  38. Тема Родины, ее судьбы всегда волновала русскую литера­туру. Эту традицию обращения к народным корням нашей жиз­ни, к нравственно-этическим идеалам продолжила и развила литература последних десятилетий. Проблема активизации исторической памяти остро встала пе­ред обществом начиная с 60-х годов. Речь шла не только о не­обходимости извлечения уроков из нашей истории, но и о со­хранении и усвоении всего […]...
  39. НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, […]...
  40. ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА Лирические произведения М. Ю. Лермонтова – это своеобразная лаборатория, в которой исследуется внутренний мир его лирического героя. И предметом исследования в ней являются, в частности, те воздействия, которые испытывает личность со стороны внешнего мира. Внутренний мир Лермонтова в его лирике выступает в значительной мере уже сложившимся, хотя еще […]...

Родина – это там, где ты вырос. Когда закрываешь глаза и видишь речку своего детства, ягодные поляны. Можно выбрать страну для проживания, но нельзя себе выбрать другую Родину, как нельзя выбрать родную мать. «Что для вас чувство Родины?» – спросили мы респондентов .

Н. Ерофеева, служащая:

– Чувство Родины для меня – ощущение теплоты, которая заполняет изнутри и не даёт душе стать пустой. Это то, что делает меня сильнее. Я больше десяти лет живу в Тюмени, но родилась и выросла в селе Голышманово. Когда подолгу не бываю здесь, появляется потребность побродить в тихом зимнем лесу, обнять берёзы в знакомой с детства роще, летом «пошептаться» с их листвой, послушать пение птиц, походить босиком по родным полям – трава на них мягче, чем где бы ни было, полежать, раскинув руки, на лугу, когда над тобой – бездонное голубое небо без единого облачка, посидеть на берегу Емца и полюбоваться игрой солнечных бликов на его поверхности. И чтобы рядом – ни души: один на один со всем тем, что с детства стало до боли родным. Уходят все печали, тревоги, заботы. Всегда проезжаю мимо домика, где жили мои бабушка и дедушка. Радуюсь, что он перешёл к хорошим хозяевам – не покосился, ухоженный, возле ограды чисто. Обязательно захожу на деревенское кладбище «проведать своих». Если мы чтим предков и помним о них, значит, у нас есть будущее, а если оно есть у нас, то есть и у нашей Родины.

М. Иванов, студент:

– Давайте, я вам анекдот в тему расскажу. Папа-червяк и сын-червяк греются на солнце. Сын спрашивает у папы: «Почему другие червяки живут кто в яблоках, кто в персиках, жизнь, наверное, у них сладкая». Папа-червяк, прячась в кучу земли, отвечает: «Родину, сынок, не выбирают». Как бы ни было несладко жить в том краю, где родился, но Родину любят, потому что она Родина. Можно, в зависимости от величины кошелька, выбрать для проживания другую страну. В период развала нашего государства уезжали за рубеж многие известные актёры, спортсмены, некоторые вернулись: или ностальгия замучила, или жизнь в России стала понемногу налаживаться. Точнее на этот вопрос могут ответить именно те, кто жил за границей. Они могут сравнивать. Большинству людей не приходит в голову мысль: «За что я люблю свою мать?» Точно так же и с Родиной.

И. Андриянов, начальник Управления пенсионного фонда:

– Чувство Родины для меня – это, прежде всего, чувство долга. Многие из нас в своё время прошли хорошую жизненную школу комсомольской, партийной, хозяйственной работы. Занимали и продолжают занимать активную жизненную позицию. Изменилось государственное устройство страны, немало трудностей пришлось нам пережить в период различных реорганизаций, но чувство гордости за Россию было и остаётся непоколебимым.

Т. Скареднова, сотрудник библиотеки:

– Чувство родины воспитывается с самого детства. Я родилась в Малышенке, но сразу после окончания школы уехала в посёлок Голышманово и давно его считаю своей родиной: здесь моя семья, дети, любимая работа. Но, когда приезжаю в Малышенку, подхожу к маминому дому, становится так спокойно, все проблемы отходят на второй план, вспоминается детство... В сентябре моей маме исполнится 90 лет, она не хочет переезжать к нам, всё делает сама. С детства нас воспитывала своим примером, учила, что на своём месте человек должен работать так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми. Когда мы с ребятишками проводим беседы на патриотическую тему, многие говорят, что не хотели бы умереть за Родину. Объясняем им, что такой жертвы не нужно, можно любить Родину, приносить ей пользу каждый день своими добрыми поступками, хорошей учёбой. Вспоминаю слова из одной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Сейчас почему-то наоборот, прежде заботятся о своих благах. Но мне кажется, что в последнее время чувство родины начинает к людям возвращаться. Сколько жителей и старых и молодых собрались в Голышманово на митинге 9 Мая. Радость нас объединяет общая. Большое всегда начинается с малого...

Л. Пуртов, ветеран труда:

– Чувство Родины связываю с первозданной красотой наших лесов, озёр, полей. У меня душа радуется, когда вокруг всё расцветает. В моём представлении любить свою малую родину – это помогать односельчанам. В жизни всегда руководствовался девизом: «Если что-то сделал полезное, значит, не зря прожил день». Около тридцати лет возглавлял местную власть, за это время удалось внести свой вклад в развитие Среднечирковской территории. Зачастую испытывал сложности в решении тех или иных вопросов, но в конце концов удавалось находить понимание и поддержку как со стороны земляков, так и районной власти. Помню, что пришлось много убеждать, чтобы внесли изменение в проект новой школы. Добился, и сейчас в Средних Чирках функционируют два спортивных зала, где наши ребята занимаются спортом.

М. Сарсенбаев, выпускник агропедколледжа:

– Родина – это местечко, которое ты любишь. Я живу в Казахстане, а учился несколько лет в Голышманово. Мне одинаково они дороги, потому что в Петропавловске моя семья и близкие, а здесь – друзья, наставники. Трудно сказать, что важнее, я в одинаковой бы мере встал на защиту своего родного государства и России. Настоящий гражданин непременно испытывает чувство долга перед Родиной. Для мужчин это, в первую очередь, служба в армии. Чувство родины в наших делах и поступках. Хочу построить дом на любимой земле, постараться реализовать себя так, чтобы сыскать уважение людей, достойно воспитать детей.

Фото Евгения ДЕРИГЛАЗОВА

Этот урок нужно провести так, чтобы дети почувствовали, что место, где они родились и жили в детстве, а может быть, и теперь живут, для них священно. В ходе занятия необходимо их подвести к собственному определению понятия «Родина».

Читаем вместе отрывок из трактата Лукиана «Похвала родине».

«Старая эта истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина? Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество».

Ученики знакомятся с понятиями: Родина, ощущение Родины.

Можно работать в группах. Каждая выписывает на листе мнение учеников из своей группы.

Мои родные - мама и папа. Родители. Родная сестренка. Дедушка родненький. Бабушка - роднуленька. Много-много родственников. Родинка на щеке. Родник в лесу. Родной дом. Родная деревня. Каждый человек когда-либо произносил эти слова. Или родственные слову «род». Очень важному слову с глубоким содержанием.

Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «род человеческий»? Вспомните, что такое родовая община, родичи. Что же такое Родина?

Конечно, кое-что вы уже знаете и слышали. Есть множество стихов, посвященных Родине. Думали ли вы о таком понятии, о своем отношении к ней? Стало привычным словосочетание «Родина-мать». Хотя в английском языке слово «родина» состоит из двух слов - «мать» и «земля», а в немецком - «отец» и «земля»; «земля отцов», «отчизна».

Подумайте, что есть Родина для каждого из вас. Начните с простых слов: «Родина - это...»

После выполнения задания нужно объединить все мысли, все мнения, высказанные детьми. Объединенные вместе, они дадут более широкое толкование понятия «Родина». Поэты, конечно, сказали о Родине красивее, нежнее, возвышеннее. Но сейчас важно, чтобы каждый из вас подумал об этом сам и составил собственное мнение.

Каждый из вас знает, что человек имеет органы чувств. Именно они прежде всего связывают нас с миром. То, что мы получаем через органы чувств, называется - ощущения. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус доносят до нас цвет и свет, музыку и тишину, горечь и сладость, жар и холод. Чувства рождаются на основе ощущений. Они связаны с чем-то определенным, конкретным. Например, чувство привязанности к животному, преданности человеку, любви к Родине.

Ощущение - это отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга; исходный пункт познания мира.

Упражнения

1. Представьте, что вы в летний знойный полдень лежите на лугу. Слышны очень знакомые звуки: шелестит трава, стрекочут кузнечики, лает собачка. А можно ли услышать мягкое, пушистое облако? Какие, по-вашему, оно может издавать звуки?

2. А теперь представьте морозную предрождественскую ночь. Вы смотрите в окно. Рядом нарядная разноцветная елка. За окном темно-фиолетовое небо проглядывает сквозь черные ветви деревьев. На небе серебристо-белый месяц и мерцающие звездочки. Вы в окружении тайны. Вдруг раздается негромкий мамин смех. Какого он цвета?

3. Вы в гостях у своей бабушки. На столе соленые душистые маслята, свежевыпеченный хрустящий ржаной хлеб. Пыхтит самовар. Вдруг на скатерти заскользил солнечный зайчик. Каков он на вкус?

4. Кто не бывал летом в прохладной темной чаще леса! Тихо и сумрачно. Но сквозь кроны деревьев пробивается солнечный луч. Как он пахнет?

5. Обращали ли вы внимание на то, как выглядит обычно пыльный и шумный город после майского дождя? Попробуйте потрогать умытый город. То, что было раньше липким, шершавым, жестким, колючим, каким стало теперь? А какова на ощупь радуга над городом? Потрогайте ее. Сравните ваши ощущения. Есть ли среди них знакомые и родные?

Если человек родился и жил долго в определенном месте, то множество ощущений постепенно откладывается в памяти, даже если он этого не осознает. Если он надолго покидает родные места, ему кажется, что он все забыл. Но обязательно наступает момент, когда человеку становится плохо без видимой причины. В действительности он страдает от недостатка, потери знакомых ему, родных с детства ощущений и чувств и, конечно, привычного ему когда-то человеческого общения. Все это вместе и составляет чувство любви к Родине. Талантливый русский писатель, музыкант, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов так сказал о Родине: «И дым отечества нам сладок и приятен». Как вы думаете, что эти слова объясняют?

1. Подумайте и определите для себя родные, связанные с вашей Родиной: запахи, вкусы, звуки, ощущения.

2. Напишите небольшое сочинение: «Я уже 30 лет живу вдали от того места, где родился. Ко мне все чаще приходят родные воспоминания о...»

Где бы вы хотели жить?

Вопросы могут быть устные и письменные. Но необходимо обсуждать варианты ответов, обмениваться мнениями. Мнение учителя принимается как одно из многих и не должно довлеть над другими. В заключение можно свести все суждения в одно более или менее обобщенное. Учитель помогает поддерживать дискуссию и сводит ответы воедино.

Каждый заполняет плакат, посвященный самому себе. В нем одна строчка: «Вот мое любимое место». Причем совершенно не важно, какое пространство каждый определит: можно назвать страну, берег реки, двор у дома или подоконник своей комнаты. Любимые, и все тут.

Поразмышляйте пять минут и допишите фразу: «Я хотел бы жить в..., потому что...» Несомненно, вторая половина фразы заставит призадуматься. Действительно, по каким признакам человек выбирает место для жизни? Сравните ваши ответы. Возможно, среди вас есть желающие много путешествовать и постоянно менять местопребывания. Романтики и фантазеры могут высказать желание пожить в прошлом или будущем, или на другой планете, или в другом измерении. Подведите общие итоги.

Может быть, это начало ответа на вопросы: имеет ли значение для человека и его судьбы место, в котором он живет? Каково это значение?

Приведем некоторые сравнения. В отношении животных мы употребляем выражение «среда обитания». Подходит ли оно для человека? Если подходит, то в каких случаях мы эту фразу употребляем, какой в нее вкладываем смысл? Для жизнедеятельности животных важное значение имеют природа, климат, территория, на которой они живут. А для человека? Можете ли вы привести конкретные примеры такого влияния?

Пусть те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках, сейчас помогут. Итак, влияют ли природные условия, климат, территория на характер человека, его чувства и эмоции, формирование потребностей, мотивы поведения, жизненные ценности?

Это трудное задание, но порассуждайте в отношении самих себя.

Слышали ли вы, чтобы говорили так: «На жизнь животных влияет страна, в которой они живут»? Или выражение: «Животные разных стран...»? Что-то здесь не то. Зато вполне нормально звучит: «Народы разных стран мира...» Значит, для человека имеет значение, в какой стране он живет. Не так-то просто эту связь, это влияние ощутить, определить. А она, эта связь, есть, и очень крепкая.

Продолжим рассуждения

«Моя страна определяет во мне...»

«Люди моего родного края отличаются от других тем, что...»

Для продуманных ответов на эти вопросы нужно больше сведений и о своей стране, и о родном крае. Когда об этом вам говорят взрослые, не торопитесь отмахиваться. Помните, независимо от того, сколько вы знаете о близком вам мире, он оказывает на вас огромное влияние. Это должно вызывать ваш интерес. Старайтесь видеть, слышать, чувствовать взаимосвязь между собой и миром. Эта связующая нить не просто крепкая, но и очень сложная. В этом вопросе еще много тайн. Может быть, одна из них откроется вам.

Вот темы для маленьких сочинений:

«Я и мой котенок Барсик»;

«Если бы моя собака могла говорить, то, возможно...».

А вот другие, более сложные: «Если бы я мог понимать язык животных...», «О чем шелестела трава на лугу?», «Усталые дороги шептали мне...».

Человек не выбирает место своего рождения. Что же, получается, он должен приспосабливаться к тому, что есть? Или не должен? Может быть, ему родное место помогает в жизни?

И в конце концов сам человек влияет на окружающий мир? Как он может повлиять на природу, общество, людей, свою страну?

Зачем люди это делают? А ты сможешь повлиять на что-то из перечисленного? Очень много еще непростых вопросов вытекает из, казалось бы, простого: где бы ты хотел жить?

Марина СУББОТИНА, кандидат педагогических наук, Нижний Новгород

Чувство Родины…

Какшарова Л.Д

МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Губкине, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех;

Везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в парк, поле, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Список использованной литературы:

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  2. Бударина, Г.А. Рукотворная краса земли Белгородской/ Г.А. Бударина, Т.А.Приставкина. Белгород, 2002. – 138с.
  3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М.Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. – 96с.
  4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.