Как правильно обратиться за помощью. Почему так трудно просить помощи со стороны. Будьте честны с собой

В «Завтраке на траве» Мане не просто изобразил нагое женское тело, он показал, что его присутствие среди мужчин - обычное дело. Женщина здесь - часть трапезы

Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. «Какая-то голая уличная девка, - писал критик Луи Этьенн, - бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки». На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри, и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Там выставлялся и «Завтрак». Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. «Бредовое произведение, - передавал толки вокруг картины Эмиль Золя, друг Мане, - нелепое и неприличное. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было.


Ярко освещенное нагое тело - тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.

Выражение лица Викторины критики называли сомнамбулическим. И это в какой-то степени справедливо. Голову модели Мане писал уже после того, как их роман закончился. У Мане умер отец. Вероятно, этим был снят некий запрет, и Эдуард женится на своей учительнице музыки Сюзанне Ленхов. Оказалось, что у них была давняя связь и есть даже ребенок - сын-подросток, изображенный Мане на картине «Флейтист». Викторина очень болезненно переживала окончание романа с художником, и это не могло не отразиться на ее лице.

На рентгенографии «Завтрака» видно, как сильно менялось его выражение во время работы с Мане. Натурщиками Эдуарду послужили его брат Гюстав...

И брат невесты Мане - Фердинанд Ленхов. Все они, как и Викторина, были изображены портретно и легко узнавались посетителями выставки.

Здесь тоже не обошлось без скандала: брат невесты Эдуарда позировал на одной картине с любовницей Мане!

Сам Мане утверждал, что картина написана на пленэре, но на холсте видно несколько нестыковок, выдающих ее постановочность. Так, неестественно смотрится фрак, в котором изображен Гюстав Мане. В таком никому и в голову бы не пришло выезжать на природу. Создается впечатление, что Мане просто издевался над публикой. Об этом свидетельствуют и размеры картины. Они подходят для эпических сюжетов, а не для пасторалей с любовницей.

Лес на заднем фоне также небрежен и напоминает театральную декорацию.


Девушка на заднем плане непропорционально велика. Тем самым Мане создает эффект неправильной перспективы: непонятно, где начало, центр и фон картины. Картина вызывающе композиционно нелепа.

Лягушку внизу картины искусствоведы обычно воспринимают как намек на нравственность Викторины Мёран: лягушками называли проституток.

Так же могут трактоваться и вишни, выпавшие из корзины (символ сладострастия)

Возможно, это еще одна нелепость, как и снегирь в ветвях деревьев (летом снегирей во Франции нет)

Французский импрессионист отомстил брошенной любовнице

Трапеза на пленэре - один из самых популярных сюжетов в мировой живописи. Он такой майский! Особенно любимы художниками завтраки на траве - тренд, заданный французскими импрессионистами Эдуардом МАНЕ и Клодом МОНЕ. Признание пришло к мастерам не сразу. Особенно трудно пришлось первому, Эдуарду. Но он и сам хорош: что ни картина - то скандал и провокация.

Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, - писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.

Лесбиняка на фоне парочки асексуалов

Эдуард Мане спешил закончить свой труд к открытию Парижского салона. Картина вышла весьма внушительная: 2,5 на 2 метра. Но жюри ее завернуло. Вместе с 3000 полотен других авторов, не прошедших цензуру, творение Мане показали на выставке, которую прозвали «Салоном отверженных». Даже в таком контексте многие сочли творение Мане насмешкой над общественной моралью. Художник словно дразнил публику странностями и нестыковками.

Алогичностью картины художник говорил о том, что есть темы куда важнее общепринятых - такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается отсутствие сексуальности. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности, - отмечает искусствовед Мария Ревякина .


Интерпретация темы от Клода МОНЕ (1866 г.). В роли всех женщин на полотне - невеста живописца Камилла ДОНСЬЕ

Разрезал на куски

Картина Мане не раз вдохновляла художников и XIX века, и более позднего времени на создание собственных живописных интерпретаций. В 1865 году приятель Эдуарда, 25-летний Клод Моне , сделал наброски к задуманной им огромной - 6 на 4,6 метра - картине. На ней не было обнаженки - только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Клоду было интересно изучить освещение в лесу - рисовал он недалеко от Парижа.

Уезжая в столицу, художник оставил свой «Завтрак на траве» под залог хозяину гостиницы, в которой жил. А тот забросил холст в подвал, где он чуть не сгнил. Выкупив картину через шесть лет, Моне разрезал ее на куски, выкинув фрагменты, покрытые плесенью.

В 1869-м и в 1876 - 1877 годах свои «завтраки на траве» пишет Поль Сезанн . Позже к воплощению расхожего сюжета подключается Пабло Пикассо - у него с десяток фантазий на ту же тему. Тема завтраков на природе не осталась без внимания и других, менее именитых, авторов. Правда, большинство вышедших из-под их кисти «шедевров» весьма отдаленно напоминают первоисточник.

ЛАЙФХАК. Чтобы запомнить, в каком случае фамилии Мане и Моне пишутся через «а», а в каком через «о», запомните имя художника. Какая буква есть там, такая будет и в фамилии: Эдуард Мане, Клод Моне.

Где посмотреть

  • «Завтрак на траве» Эдуарда Мане хранится в Музее д’Орсе в Париже, а этюд к ней - в Галерее Курто в Лондоне.
  • Сохранившиеся фрагменты творения Клода Моне можно также увидеть в Музее д’Орсе. А уменьшенный вариант картины - в ГММИ им. Пушкина в Москве.

Самые известные ремейки «Завтрака на траве»

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

«Бар в «Фоли-Бержер» (1882). Одна из самых скандальных и последняя картина Мане

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».


«Чета Мане » (1860). Картина, которой гордился отец художника

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.


Эдуард Мане

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

“Завтрак на траве” в – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.




Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. , Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г.

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней. Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. , Париж.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. , Париж

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории я также писала в статье

PS.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Вконтакте

Источник вдохновения «Завтрак на траве»

В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Художник хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» - то ли «купание», то ли «завтрак на траве».


Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине
Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы.

Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием - перенесением классического фрагмента из родной среды в иную - современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний.

Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г.

На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.

Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.

Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.

Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г.

Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.

Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.

Василий Шульженко. «Завтрак на траве».

Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица - не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине!

***
Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.

«Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада».
Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года.

Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет!

Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон.

Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали,
что выставка эта - не что иное, как «причуда» Его Величества императора.

Музыка: David Garrett «Air»

***
Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.