Как обогатить устную речь русские писатели классики. Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков? (Школьные сочинения). Что мешает разбогатеть – главные препятствия на пути к успеху


Чтение книг, в общем, учит нас грамотно излагать и формулировать наши мысли, выражать чувства, кроме того, оно поможет нам научиться грамотно писать. Прочитав несколько раз и запомнив слово, мы уже не сделаем ошибки в его написании.

Чтение пополняет наш словарный запас, ведь художественная литература полна различными средствами выразительности – это и метафоры, и сравнения, и гиперболы, и эпитеты. Они могут значительно обогатить нашу устную речь.

Также особой выразительностью речь могут наделить риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсии (необычный порядок слов). И чем больше вы будете читать, тем все детальнее будете знакомиться с видами этих средств и способами их использования.

Художественная литература. В центре такой литературы изображается человек во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном процессе развития. Автор произведения имеет возможность с разных сторон показать и то, чего не может увидеть зритель в театре или в кино.

Писатель может перенести действие в абсолютно любую эпоху, в любой город или страну, в том числе и сказочную.

Изображение каждого человека, его характера требует также передачи и языковых особенностей, характерных именно для него. Каждое действующее лицо или персонаж говорят собственным, только им присущим языком. Одновременно с этим немаловажное значение имеет авторская речь (описание людей, событий, портретов персонажей).

Художественная литература может говорить не только о современном времени. Писатель, подробно изучив прошлое, может отразить его в своих сочинениях. Он может также стремиться показать и будущее.

Но так или иначе, писатель всегда акцентирует внимание на том, что волнует его современников.

Обновлено: 2018-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Подготовьте вместе с учителем устное сообщение на тему «Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков» (новыми словами, образными выражениями, пословицами…). Выступите с этим сообщением перед одноклассниками.

Ответ

Когда ты читаешь, ты узнаешь новые слова, читаешь красивые обороты, они отпечатываются у тебя в памяти и в подходящий момент ты можешь вставить их в речь и похвастаться своим лексическим запасом).

Ты узнаешь много нового и интересного, а так же в классических произведениях познаёшь быт и культуру народа, тем самым заодно учишь историю!

Произведения русских писателей-классиков всегда наполнены множеством различных красивых эпитетов, которые, несомненно, обогащают устную речь человека. Писатели стремятся полностью представить картину того, что они видят читателю, в мельчайших подробностях, детализируя те или иные явления. Их письмо красиво и понятно.

Чтение, особенно чтение книг признанных мастеров слова, таких как Толстой, Лесков, Салтыков-Щедрин, Бунин, не только расширяет словарный запас, но и стимулирует процесс глубокого логического мышления. А умение мыслить является основой для решения практически любых проблем и для принятия решений. Кроме того, чтение способствует развитию воображения, творческих способностей и рационального мышления.

Устную речь наших современников условно можно разделить на две категории: речь тех, кто читает книги и тех, кто «читает» Интернет.

Речь любителей интернета — скудна и отрывочна, ее основная задача — передать информацию, а не получать удовольствие от процесса общения.

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Чтение - вот лучшее учение». И действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому - Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Русские летописи донесли до нас не только «земли родной минувшую судьбу», но и сведения о библиотеке Ярослава Мудрого 1 о том, что исстари «прилежали к книгам» образованнейшие люди нашего Отечества.

Подвижническая деятельность Ивана Фёдорова 2 открыла новую эпоху в истории русской книги. «Учительное» слово становилось отныне доступным широкому кругу читателей.

Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине; такой разговор может быть только между самыми близкими людьми. А герои полюбившихся книг, вызванные к жизни могучим воображением художников, становятся столь же реальными, как личности, существовавшие в действительности. Каждый сам определяет свой «круг чтения», как и круг друзей, подбирает собственную «золотую полку». Но для этого нужна изрядная подготовка.

В плавании по безбрежному морю книг доверяться надлежит надёжным маякам. Прав был русский литературный критик XIX века Виссарион Белинский: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

Чтение художественной литературы - своего рода творчество или, по крайней мере, сотворчество. Оно требует навыка и затрат внутренней энергии. Но только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека.

Недаром писатель Владимир Набоков 3 считал, что «хороший читатель», большой читатель, активный и творческий читатель - это перечитыватель. Каждый большой писатель заслуживает такого большого читателя. В их диалоге раскрывается истина о человеке и мире.

По книге С. Бэлзы «Человек читающий»

Знакомимся с учебником

  1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение - вот лучшее учение»?
  2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?
  3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?

    Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.

  4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники - авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.
  5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомнить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе.

Обогащаем свою речь

  1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.
  2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
  3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.
  4. Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

Совершенствуем свою речь

  1. Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть. Например:

      Корень учения горек, да плод его сладок.
      - Повторенье - мать ученья.
      - Ученье - свет, а неученье - тьма.
      - Не учась и лаптя не сплетёшь.
      - Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
      - Красна птица перьем, а человек ученьем.
      - Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
      - Нетрудно сделать, да трудно задумать.

    Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них.

  2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции.
  3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо - отлично - классно - блеск - клёво; плохо - худо - дрянь - лабуда?
  4. Подготовьте вместе с учителем устное сообщение на тему «Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков» (новыми словами, образными выражениями, пословицами...). Выступите с этим сообщением перед одноклассниками.

1 Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) - великий князь Киевский. Рядом побед в войнах обезопасил южные и западные границы Руси.
2 Иван Фёдоров (ок. 1510-1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол».
3 В. В. Набоков (1899-1977) - русский писатель. С 1919 г. жил в эмиграции. Выходец из старинной дворянской семьи. Закончил Кембриджский университет. Свои произведения писал на русском и английском языках.