Как носить траур по умершему человеку. Похоронное бюро "грааль"

В данной статье мы хотели бы рассказать о траурных традициях, траурном этикете, а также привести интересные исторические факты о трауре.

Что означает траур?

Душевная скорбь по ушедшему из жизни человеку проявляется и во внешнем выражении: в одежде, эмоциональном поведении.
У каждого народа во все времена были свои особенности ношения траурной одежды и свои траурные обычаи. Каждая нация по-своему проявляет печаль, горе по поводу безвременной утраты близкого человека. Черный цвет в трауре общепринят в христианстве. Принято полагать, что черный является универсальным цветом в выражении скорби. Облачение скорбящего в черные цвета – дань скорби и уважения усопшему.

Интересен тот факт, что в древности ношение черной траурной одежды в случае смерти близкого было связано не с идеей выражения уважения и скорби, а с суеверным страхом перед ним. Полагалось, что дух умершего родственника не сможет их узнать, если они облачаться в черное и не сможет увести за собой. Вуаль на лице также должна была ввести в заблуждение духов, чтобы они оставили в покое душу прячущегося за вуалью и не утащили с собой в преисподнюю. Многие из суеверных традиций пришли с нами в современность, до сих пор принято занавешивать зеркала в доме во время похорон , по одному из поверий, если зеркала оставить неприкрытыми, через некоторое время в отражении можно увидеть покойного.

Образцы траурной одежды 17 века

Со временем траурная одежда окончательно приобрела смысл, которым мы наделяем ее сегодня - знак траура.

Современная траурная одежда

Существует траурная одежда белого цвета, как антипод символу ночи, смерти. Белый цвет считается цветом, олицетворяющим божественность, свет, чистоту, истину. Этот цвет в траурной одежде общепринят в Индии и других странах Юго-Восточной Азии.
В Китае вместе с белым цветом траурными считаются также розовый, красно-розовый и красно-фиолетовый, в Египте это желтый цвет, у персов - коричневый, у цыган - красный.

Сколько необходимо соблюдать траур?

Длительность траура всегда определяется самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжается траур. Нет ничего постыдного в том, что человек может в скором времени найти в себе силы жить дальше и выйти их траура.
Траур подразумевает, что находящиеся в трауре люди, на весь его период отказываются от всех развлечений и увеселений. Ранее считалось, что выходу из траура должно предшествовать направление всем своим друзьям и знакомым открыток, предварительно информирующих об этом намерении. Ибо до тех пор, пока подобное сообщение не отправлено, по своей инициативе общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.

Эти традиции разумны. Траурная одежда служит своего рода защитой для скорбящего человека. Вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, правила хорошего тона в рамках траурного этикета полностью соблюдались.

Ранее траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду тусклого цвета с воротником и манжетами из белого цвета. Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Отсутствие бусинок и цветов в одежде свидетельствовало о том, что скорбящая поглощена глубоким горем, а не своей внешностью. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду тусклых цветов можно было заменить на платья с неброской отделкой.

После первого года траура, даме, вместо шляпы с длинной тяжелой вуалью разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор. Позволялось носить шляпы различных фасонов. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

Мужчины же в те времена носили обычно темные одноцветные костюмы, которые подходили как для траура, так и для офиса. Было принято, что вдовцы прекращали носить траур и выходили в общество гораздо раньше, чем вдовы.
По усмотрению родителей, порой и детей одевали в траурную одежду. Девочке шили такое же платье, какое носила бы ее мать. Например, для полутраура платье и шляпку отделывали черной повязкой, а кнопки на платье были из черного янтаря.
Слуги обычно носили траур по главе семьи, но иногда и по другим членам семьи.

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с потерей родных и близких. Как правильно организовать обряд прощания с умершим, какие правила при этом необходимо соблюдать, как вести себя в период траура и сколько он продолжается - эти вопросы возникают перед многими людьми, столкнувшимися со смертью.

Траур - это душевная скорбь по усопшему человеку, которая имеет внешнее проявление и требует соблюдения некоторых правил поведения. На протяжении траурного периода скорбящий человек отказывается от посещения увеселительных и развлекательных мероприятий, носит одежду определенного цвета, соблюдает некоторые ограничения в повседневной жизни. Каждая религия имеет свои правила и ритуалы, которые следует выполнять во время скорби по усопшему. Эти особенности обязательно нужно учитывать, так как пренебрежение может стать оскорбительным для родных и близких покойного.

Траур в мировых религиях

В различных культурах существуют свои особенности и правила поведения в дни скорби по умершему.
  • православие – в большинстве случаев продолжается от 40 дней до года, скорбящий сам определяет продолжительность траура;
  • мусульмане – Ислам не советует носить скорбные одеяния более 3 суток, единственным исключением являются вдовы, которые соблюдают траур на протяжении 4 лунных месяцев и 10 дней;
  • буддизм – в зависимости от степени родства траур носят от 49 до 100 дней.
Во многих странах имеются особые традиции соблюдения скорби по умершему человеку, которые складывались на протяжении многих столетий. На сегодняшний день некоторые из этих ритуалов некоторые из этих ритуалов не применяются и считаются пережитками прошлого.
  1. Африка – скорбь за покойным сопровождается отрубанием пальцев рук и отрезанием волос, вдовы на протяжении месяца не выходят из закрытого помещения, после чего наносят глубокие раны на конечности и грудь острым камнем.
  2. Япония – по усопшему скорбят 49 дней, после чего считается, что его душа покидает мир живых.
  3. Корея – родственники носят траур по покойному 30 суток.
  4. Китай – продолжительность траура по умершим родителям составляет 3 года.
Каждая религия четко регламентирует время и продолжительность скорби по умершим родственникам или близким.

Как правильно соблюдать траур

Христианство выделяет несколько важных моментов в поминании покойного - третий, девятый и сороковый день после погребения. На протяжении этого периода близкие родственники должны соблюдать траур. Внешнее проявление душевной грусти по усопшему заключается в ношении траурных одежд. У православных традиционным траурным цветом считается черный, хотя в некоторых религиях допускается его замена на серый или другой темный оттенок.

Основные правила поведения в дни скорби:

  • отказ от ношения одежды ярких цветов;
  • не рекомендуется яркий макияж, броские, праздничные украшения;
  • нельзя посещать увеселительные мероприятия и развлекательные заведения;
  • не рекомендуется употреблять алкогольные напитки;
  • на протяжении года после смерти близкого человека необходимо молиться за упокой его души;
  • вдове после смерти мужа нельзя выходить замуж как минимум год.

Сколько соблюдать траур

Соблюдение траура в православии длится не менее 40 дней с момента погребения усопшего. На протяжении этого срока близкие родственники носят скорбную одежду, женщины - черные платки. Считается, что на 40-й день после смерти душа покойного окончательно покидает мир живых и отправляется к Всевышнему, где ее ожидает дальнейшее очищение. Именно поэтому чрезвычайно важно соблюдать строгий траур как минимум 40 дней после похорон.

Траур в православии

Отвечая на вопрос, сколько времени по православному соблюдают траур, обязательно нужно учитывать степень родства с покойным. Например, многие священнослужители считают, что наиболее продолжительный период скорби должна соблюдать вдова - год с момента похорон супруга. Вдовец скорбит по усопшей 6 месяцев. Такой же срок траура установлен по отношению к братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. В случае смерти дяди или тети данный период сокращается до 3 месяцев.

Траур по мужу в православии

Согласно православной религии, на протяжении первых 3 дней после смерти тела душа покойного находится непосредственно возле членов своей семьи и только на 40 сутки покидает мир. Именно по этому очень важно каждый день молиться о прощении грехов для усопшего родственника, а в случае, если он был глубоко верующим человеком - обязательно заказать панихиду в церкви.

Как соблюдать траур по отцу?

Православная религия рекомендует детям умерших родителей на протяжении года с момента погребения соблюдать все правила скорби. По истечению данного срока человек может постепенно возвращаться к своей привычной одежде и образу жизни.

Траур по родителям в православии

Траур по умершим родителям для детей продолжается на протяжении первого года после их смерти. В это время нужно регулярно молиться за душу покойного родителя, посещать церковь, вспоминать отца или мать только хорошими, добрыми словами.

В случае преждевременной кончины ребенка, родители также должны соблюдать траур - не менее полугода. Хотя православной религии известны случаи, когда мать или отец, у которых умер единственный ребенок, соблюдают правила скорби на протяжении всей оставшейся жизни.

Траур по матери в православии

Особые дни поминовения умершей матери - 3, и 40. В эти дни необходимо провести поминальный обед, пригласив на него только самых родных и близких, заказать церковную службу за упокой души покойной.

Относительно того, сколько носить траур по умершей матери, каждый человек решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке. В случае, если по завершению года с момента похорон родительницы чувство глубокой душевной скорби не исчезает, продолжительность траура может быть увеличена.

Траур по умершему родственнику – это не просто ношение одежды черного цвета или отказ от посещения развлекательных мероприятий. Это особый уклад жизни, который состоит из регулярных молитв за спасение души усопшего, раздачи милостыни и совершение добрых дел в память о покойном.

Дополнительно

В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

Принято, что все друзья и знакомые являются на похороны, хотя бы и не получили особого письменного приглашения, потому что, при таком глубоком горе, легко забыть того или другого.

Близким родственникам и друзьям покойной особы, находящимся в том же городе, сообщает лично дочь, внучка, племянница, или письменно через посланного. Живущим же в других городах сообщает один из оставшихся членов семейства письменно, хотя бы и после похорон.

Вежливость требует отвечать на такое письмо соболезнованием. Последнее не должно заключать в себе высокопарных или утешительных фраз; оно должно коротко и ясно выразить наше искреннее соболезнование и, в нескольких словах, оценить заслуги усопшего.

Хороший тон требует еще, чтобы по получении или прочтении извещения о смерти личности, с которой были в натянутых отношениях, явиться на ее похороны, чтобы показать, что смерть прервала все неприязни, и они не продолжаются за могилой. Каждый найдет в этом хорошую черту, и оставшиеся, может быть, будут даже благодарны.

Едва ли следует упоминать, что как на похоронах, так и на панихидах мужчинам Надо быть в черном платье и таких же перчатках. Дамы одевают черные шерстяные платья; знакомые могут одеть и черные шелковые, это не будет против правил хорошего тона. Креп на шляпе и рукаве и мужчин необходим только в случае родства.

Войдя в комнату до начала панихиды, подают руку самой близкой родственнице покойного и выражают свое соболезнование в нескольких словах. Это должно делаться скоро, потому что каждое лишнее слово, каждое утешение будут совершенно неуместны и только растравят свежую рану. Точно также родственникам, с которыми ближе знакомы, надо пожать руку, но выражать свое соболезнование - лишнее; остальным делают немой поклон. Там, где глубокая скорбь очень ясно выказывается, надо удовольствоваться одним пожатием руки.

Предполагается, что все являющиеся на панихиды и похороны знают о бывших отношениях наследников к умершему, а потому следует остерегаться высказывать свое соболезнование веселым, довольным кончиною покойника наследникам. Это производит всегда неприятное впечатление на присутствующих и бросает на нас самих тень лицемерия.

Манера держать себя должна, конечно, сообразоваться с тем грустным и серьезным событием, которое дало повод к этому собранию. В доме скорби, вблизи гроба не допускаются громкие разговоры, порывистые и шумные движения. Не надо выбирать предметом своего разговора заслуги покойного, хронику его болезни или, наконец, скорбь оставшихся. Серьезное спокойствие есть основное правило при таких случаях; молчанием гораздо больше показываем свое участие, чём громким выражением своего соболезнования. Участвующий в похоронной процессии и во время шествия должен сохранять серьезное достоинство.

Правил, как устраивать похороны, не существует. Все зависит от принятых обычаев, которые в каждом городе могут быть другие, и от средств. Здесь едут прямо на кладбище, там идут позади гроба, здесь ставят гроб на дроги, там его несут мужчины и т. д., но везде принято, чтобы духовенство, а если средства позволяют, певчие у православных, шли перед печальной колесницей, за нею ближайшие родственники пешком.

Самый глубокий траур требуется от вдовы, оплакивающей своего мужа. Обычай требует, чтобы вдова, ^по меньшей мере, носила траур 1 год, а именно: первые б месяцев - глубокий, а остальные 6 месяцев обыкновенный траур. Одеть цветное платье раньше этого срока - значит насмеяться над чувством, и даже вдова, не имеющая причины оплакивать смерть мужа как большое несчастье своей жизни, никогда не решится выказать такое бессердечие!

Впрочем, горе есть дело сердца, и его не могут судить посторонние; но всегда найдут деликатным, если вдова продолжит срок своего траура.

Если продолжают срок траура, то на второй год после смерти мужа носят: первое полугодие - обыкновенный, а второе - полутраур.

При обыкновенном трауре снимается креповый вуаль, и вместо матовых материй можно носить шелк и кисею. Только при полутрауре присоединяются.к черному белый и серый цвета, и никто не найдет предосудительным, если вдова в это время выйдет замуж, что при глубоком трауре быть не может. Дать правило насчет вторичного брака - невозможно. Это зависит единственно от личных обстоятельств.

У пожилых женщин, имевших несчастие сделаться вдовою, принято еще дольше носить траур и вообще дольше не одевать светлых платьев.

Вдовцу хороший тон предписывает носить траур на половину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжается полгода, по прошествии которого он может жениться, и никто его не осудит. Однако, если нет необходимости, или вдовец не желает скоро жениться, то хороший тон_ одобряет, если он продолжит обыкновенный траур на следующие 6-месяцев.

Как вдовец, так и вдова должны остерегаться, чтобы не сделать чего-либо против хорошего тона. По манере держать себя во время траура свет судит о бывшем супружеском счастье и старается вывести заключение о будущем их образе жизни.

Траур по родителям принято носить год, а именно: 6 месяцев - глубокий, 3 месяца - обыкновенный и 3 месяца - полутраур.

По бабушке и дедушке траур носится всего полгода: 3 месяца - глубокий и 3 - полутраур. По дяде и тетушке - 3 месяца, а по брату и сестре - 6 месяцев.

Носить траур по дальним родственникам предоставляется желанию каждого и зависит совершенно от расположения к покойному или.в случае получения от него наследства. От наследников ожидают, чтобы они наложили на себя траур как по самому близкому родственнику, хотя бы" они при жизни почти вовсе его не знали. Также нет ничего определенного для траура по ребенку. Конечно, свет видит в трауре мерило любви к умершему, но он не может измерить ту глубину скорби в сердце родителей,: которая часто длится всю жизнь, - время, конечно, может облегчить, но не излечить страдания!

Дети моложе 12 лет носят траур только по родителям, дедушке и бабушке.

Действительно, смерть наводит на много серьезных дум.

Посмотрите на плачущих и скорбящих у дорогой могилы: как самое маленькое прегрешение против усопшего воскресает в их памяти, когда уже поздно; как многое тяготит их совесть, о чем они не думали, забывая легкомысленно день смерти; как многое они хотели бы изменить и исправить, если бы это еще было возможно!

Взсляните на самих умирающих! Как уверенность в близкой кончине отнимает у них всякую сердечную горечь; ". как охотно забывают они все испытанные несправедливости; с какою, радостью протягивают они руку примирения самому тяжкому оскорбителю. Как охотно хотят они все забыть и уничтожить то, что каким-нибудь образом ставит преграду между ними и их ближними, чтобы оставить по себе у всех хорошую память!

Время траура есть время углубления в самого себя.