Как нарисовать гусли карандашом поэтапно? Как нарисовать гуся поэтапно на бумаге в начальной школе

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

Возьмите подготовленный брусок и расколите его пополам при помощи клиньев и .
Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.

Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.

Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.

Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные звука и будет придавать им объем.

На концевых (торцевых) отступах установите и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого стержня, а можно их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления . Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.

Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
Натяните струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.

Видео по теме

Совет 2: К каким музыкальным инструментам относятся гусли

Гусли – старинный многострунный щипковый инструмент, распространенный на территории России. Со времен Киевской Руси упоминания о гуслях встречаются в летописях, сказаниях и записках иностранных путешественников. Сейчас гусли входят в состав оркестров народных инструментов.

Инструкция

Существовали различные этого народного инструмента: лирообразные, шлемовидные, крыловидные гусли. Лирообразные гусли или гусли с игровым окном, вероятно, являются самой разновидностью инструмента. Археологи находили подобные гусли в слоях 11-13 века. На лирообразных гуслях с тыльной стороны имеется окошко, в которое помещается левая рука гусляра. При игре такие гусли держат вертикально, а струны приглушают пальцами левой руки.

Шлемовидные гусли редко встречаются среди археологических находок. В настоящее время разновидности шлемовидных гуслей можно увидеть у некоторых народов Поволжья. Корпус такого инструмента напоминает по форме шлем. На таких гуслях могло быть от 11 до 30 струн. Играли на шлемовидных гуслях сидя, при игре струны защипывались пальцами обеих рук.

Крыловидные гусли были популярны в северо-западных регионах. До сих пор в некоторых новгородских и псковских можно найти настоящие крыловидные гусли. Струны на таком инструменте натянуты веерообразно, корпус инструмента по форме напоминает крыло. На крыловидных гуслях может быть натянуто от 5 до 17 струн. Существуют различные способы настройки таких гуслей. Как правило, нижние крайние струны настраиваются как бурдонные, эти струны постоянно звучат во время игры. На крыловидных гуслях играют сидя. Пальцы левой руки располагают между струнами и в процессе игры глушат ненужные струны. Правая рука ударяет по всем струнам, при этом удар может идти сверху вниз и вверх. Самый распространенный прием игры на крыловидных гуслях – это бряцание. Иногда гусляры могут использовать прием выщипывания звуков. На крыловидных гуслях чаще всего играют традиционные плясовые наигрыши, такие мелодии отличают резким и четким ритмическим . На таких гуслях и под песни, но такая игра будет отличаться плавностью и мелодичностью.

Технология изготовления традиционных гуслей достаточна проста. Гусли чаще всего делают из цельной сосновой или еловой доски. Первоначально струны для инструментов делали из жил . Звук такого инструмента был очень мягким. Колки для гуслей раньше вытачивались из дерева, чаще всего используют металлические струны и колки.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Гусли

Гусли являются старинным русским народным инструментом. Упоминания о них можно встретить в древних рукописях о Руси. Во многих сказаниях и былинах присутствуют гусляры, которые развлекали народ и провожали воинов на поле битвы.

История инструмента

Первые записи о гуслях относятся к 591 году. Согласно рассказу историка Феофилакта Симокатты, греки захватили в плен прибалтийских славян и именно у них они увидели музыкальный инструмент, по описанию похожий на гусли.

У гуслей есть сходство с древнегреческой кифарой, армянским каноном и иранским сантуром.

Со времен Киевской Руси о гуслях пишут довольно часто. Летописцы рассказывали об известных гуслярах-сказителях, о значении этого щипкового инструмента в жизни народа. Сохранилось множество сказаний и баллад, в которых фигурируют древние славянские игроки на гуслях.

Часто встречается в старинных записях такой термин, как «гудебный сосуд». Раньше на Руси так называли струнные инструменты, включая гусли-погуды.

По мнению историков «гусли» - изначально русское слово. В старославянском языке гудеть означало извлекать звуки из струн. «Гусль» - это название одной струны, а «гусли» - совокупность струн.

В старину гусли часто звучали на Руси. Гусляры развлекали простой люд, играли и пели на богатых пирах, участвовали в народных обрядах и провожали мужчин на войну.

Играли на гуслях двумя руками, поставив инструмент вертикально на колени или положив его горизонтально. Правильно настроенные гусли звучали мягко, но достаточно громко.

Из народных сказаний известно, что на гуслях играли герои русских былин: Садко, Баян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и другие.

Археологические находки

Самой ценной археологической находкой считаются настоящие гусли первой половины XII века, которые были найдены во время раскопок вблизи Новгорода.

Их корпус сделан из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Такие орнаменты говорят о языческих культах древнего Новгорода.

Также в Новгороде были найдены небольшие гусельки, украшенные резьбой и рисунками.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо видна надпись «Словиша». Это слово происходит от «славии» и означает «соловей».

По другой версии «Словиша» – это собственное имя инструмента. Но в любом случае, очевидно, что гусли принадлежали славянину. Сейчас этим именем называют различные коллективы и школы, где обучают игре на гуслях.

Разновидности гуслей

Первое точное описание гуслей появилось в XVIII веке. Существуют следующие разновидности гуслей: шлемовидные, крыловидные, лирообразные, стационарные, щипковые, клавишные.

У шлемовидных гуслей более глубокий корпус из тонких досок древесины хвойных пород (сосна, ель). Своей формой их корпус напоминает шлем.

Нижняя сторона инструмента прямая или спинкой вогнутая внутрь, а верхняя сделана в виде правильного овала.

Шлемовидные гусли достигают в длину 800 – 1000 мм, в ширину – около 500 мм, а в высоту – 100 мм.

Струны у инструмента расположены параллельными рядами, вверху – дискантовые, а внизу – басовые. Общее количество струн насчитывается от 11 до 30.

Однако шлемовидные гусли быстро вышли у славян из обихода. В старину ими пользовались в основном народы Поволжья.

Крыловидные гусли были больше распространены в северо-западных районах, расположенных на границе с Прибалтикой, Карелией и Финляндией.

Их делали в форме крыла из древесины клена, березы или ели. Размеры крыловидных гуслей колеблются в следующих пределах: длина 550 – 650 мм, ширина в узком конце 70 – 100 мм, в открылке 200 – 300 мм, а высота боков 30 – 40 миллиметров.

Струны у сохранившихся до нашего времени старинных гуслей металлические. Самое малое количество струн, исторически зафиксированное на гуслях – пять, а максимальное – 66. Однако пятитоновому ладу исконно русской песни лучше всего подходят именно пятиструнные гусли.

Во время исполнения гусляр сидит, прижимая инструмент к животу: узкая сторона гуслей обращена вправо, а широкая - влево.

Пальцами одной руки или чаще всего специальным приспособлением (щепка, перо или кость) музыкант бряцает по всем струнам одновременно, а пальцами другой руки, касаясь струн, глушит ненужные звуки.

В былинах крыловидные гусли называют звончатыми. Историки считают, что такое название они получили из-за чистого и громкого звука.

Лирообразные гусли еще называют гуслями с игровым окном. Они были распространены на территории Древней Руси и в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние археологические находки были сделаны в Новгороде и в польском городке Ополе, которые датировались XI веком.

У гуслей с игровым окном есть проём в верхней части инструмента. Данный признак роднит их с другими лирообразными инструментами. Скорее всего, в игровое окно помещалась левая рука музыканта, и он пальцами производил специальные манипуляции со струнами.

Правой рукой гусляр ударял по струнам, которые находились ближе к струнодержателю. Гусли при игре держали вертикально, нижним краем упирая в колено или в пояс. При игре стоя или прямо на ходу инструмент мог для удобства упираться в бедро.

Стационарные гусли, как и столообразные, клавироподобные и прямоугольные имеют схожий хроматический звукоряд. Инструмент был создан в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Его использовали как переносной инструмент, который клали горизонтально на колени гусляра. Но чаще всего стационарные гусли были неподвижным инструментом с количеством струн около 55-66. Использовались данные гусли в домах богатых горожан, в том числе среди православного духовенства, поэтому их часто называли поповскими.

Щипковые и клавишные гусли также называют академическими или концертными. Звучание щипковых гуслей такое же, как и у клавишных, но техника игры у них более сложная. Защипывание струн гусляр делает обеими руками: при этом левая создаёт оригинальный аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны на щипковых гуслях натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма «Ля мажор», а в нижней плоскости - остальные звуки.

Клавишные гусли были сделаны Н. П. Фоминым в 1905 году на базе прямоугольных гуслей. Они применяются в оркестрах русских народных инструментов чаще всего как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой он защипывает струны при помощи специального медиатора.

В истории православия существует интересный момент – отношение церковников к гуслям. Казалось бы, как безобидный музыкальный инструмент мог вызвать гнев священнослужителей, но это правда.

В XII веке любого человека, который был замечен в колдовстве, рассказывании сказок или гудении на гуслях, ожидали бесконечные «посмертные муки».

Что примечательно, на исповеди батюшка в числе прочих задавал один вопрос: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?».

Во время царствования Алексея Михайловича у населения массово изымали и сжигали гусли. Историки считают, что ненависть к инструменту была основана на связи гуслей с языческими верованиями и обрядами.

Существовало поверье, что гусляры-сказители обладали особой магической силой. Поэтому перед любым важным делом или дальним походом глава семьи приглашал гусляра, чтобы послушать его песни и тем самым приманить удачу.

Что примечательно, до сих пор не существует массового фабричного производства гуслей. Есть небольшие мастерские, в которых мастера практически вручную создают этот чудесный народный славянский инструмент.

Поэтому каждый экземпляр таких гуслей является уникальным творческим образцом.

Самым известным былинным певцом - сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.

В знаменитом «Слове о Полку Игореве» сказано, что струны на гуслях Баяна были, как будто живые и людям казалось, что инструмент в руках гусляра вещал сам.

Гусли в современном мире

Сейчас гусли есть практически в каждом оркестре народных инструментов. Чаще всего это щипковые гусли – столовидные или более поздняя, усовершенствованная модель – клавишные.

Этот старинный инструмент способен наполнить любую мелодию оригинальным колоритом древних гусельных звонов.

Под аккомпанемент гуслей до сих пор исполняются сказания и былины, в частности такая эпическая вещь как, например, «Слово о полку Игореве».

В интернете можно найти большое количество роликов, демонстрирующих профессиональную игру на гуслях. Воссозданием традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. При желании можно обратиться к мастеру, который изготовит для вас персональные гусли, и пройти обучающие курсы игры на этом интересном инструменте древних славян.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Гусли – это старинный русский инструмент, который по праву причисляют к народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит от слова «гудеть», что вполне логично.
Уникальность гуслей относительна, так как имеются сходные системы, например цитра, которая была популярна в XVII-XVIII веках в Германии и Австрии. Нужно отметить, что цитра, в свою очередь, попадает в род инструментов, произошедших от древнегреческой кифары. Можно считать, что и имеют примерно тот же вектор исторического развития. Наибольшее распространение получили разновидности крыловидного типа. Академические гусли часто выполняют в 15-ти струнном варианте, сейчас их можно встретить в некоторых ансамблях.

Перечислим инструменты, которые причисляют к разновидностям гуслей:

  • лира (Греция);
  • арфа (Италия);
  • жетыген (Казахстан);
  • канон (Армения);
  • сантур (Иран);
  • кантле (Финляндия);
  • кокле (Латвия);
  • канклес (Литва) и др.

То есть у многих народов есть подобные инструменты. Исполнителей называют гуслярами . Некоторые известные артисты говорят, что нет лучше народного инструмента для аккомпанемента при исполнении вокальных партий. В русском духовенстве в начале ХХ века можно было встретить клавирообразные гусли: прямоугольный резонансный ящик, забитый крышкой, он лежал на столе, строй был фортепианный, поэтому игра облегчалась.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Принцип игры и строй

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные


Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд . Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные


Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие . Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные


Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность . Стоят очень дорого.

Стационарные


Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.
Стационарные модели бывают щипковыми или клавишными. Находятся на столике или на подставке. Музыкант стоит или сидит возле установки и двумя руками занимается игрой. Иногда левой рукой нажимаются клавиши, а левой дергаются струны. Речь идет о гуслях с комбинированными системами. Основной и характерный прием игры на таких инструментах – арпеджиато, когда звуки аккорда перебираются от нижнего к верхнему.

Посмотрите

Видео

Слушать гусли Субботин концерт барда Рок на гуслях Одинокий пастух - Джеймс Ласт Metallika - Nohing els matter Цой - в исполнении Сергея Плотникова Егор Стрельников Ольга Глазова

В небольшом, но очень красивом городе живут два маленьких человечка. Они волшебники. Одного зовут Карандаш и у него вместо носа волшебный карандаш. Всё что он нарисует своим носом – тут же оживает и превращается из нарисованного в настоящее. Второй – Самоделкин. Это маленький железный человечек, у которого волшебные руки. Он может за несколько секунд починить и отремонтировать всё что угодно: машину, вертолёт или кораблик. Однажды Карандаш нарисовал и съел сто порций мороженого. У него заболело горло, поднялась высокая температура, и пока рядом…

Карандаш и Самоделкин на Луне Валентин Постников

Карандаш и Самоделкин решают отправиться в космическое путешествие на Луну. Волшебник Самоделкин строит чудо космический корабль. Ночью, под покровом темноты туда пробираются разбойники. Они тоже хотят очутиться на Луне, так как думают, что Луна золотая и они мечтают отпилить от неё кусочек золота и купить на него пиратский корабль. Там в космосе они облетают все планеты - Марс, Юпитер. Сатурн, Венеру и т. д. Они узнают всё самое интересное про космос. Что все планеты разного цвета. Что на одних планетах очень жарко, а на других планетах очень…

Карандаш и Самоделкин на Марсе Валентин Постников

Карандаш и Самоделкин снова отправились в космическое путешествие. На этот раз они очутились на планете Марс. Нам, они встретили людей, у которых всё наоборот. Мороженое на этой планете не холодное, а горячее. Конфеты не сладкие, а горькие. Утюги не гладят одежду, а мнут её. Стиральная машина не стирает, а пачкает бельё. Расчёска не расчёсывает волосы, а лохматит их. Планета-наоборот!!! Это самая смешная книга из всех приключений Карандаша и Самоделкина.

Карандаш и Самоделкин на необитаемом острове Валентин Постников

Карандаш и Самоделкин отправляются в кругосветное плаванье, но буря выбрасывает их маленькую подводную лодку на необитаемый остров. Следом за ними на этом же острове совершенно случайно оказываются и разбойники. Пираты начинают преследовать маленьких волшебников и оказываются в старинном замке с привидениями. Там, в этом замке и начинаются все самые интересные приключения маленьких героев книги.

Карандаш и Самоделкин в стране пирамид [Карандаш… Валентин Постников

В Волшебной школе Карандаша и Самоделкина начались каникулы. Маленькие волшебники снова собираются в путешествие, но на этот раз они отправляются в Египет. Друзей ждут опасные приключения и нелёгкие испытания. Юные читатели вместе с героями книги встретятся с кораблём-призраком, настоящими морскими хищниками, смогут пройти самые запутанные лабиринты и раскрыть секреты пирамиды Тутанхамона.

Карандаш с полустертой надписью Владимир Аренев

Когда спрашивают о том, что бы ты сделал, попади тебе в руки волшебная палочка, многие думают сперва о себе, потом о своих родных, потом об абстрактном «человечестве». И чем больше думают, тем больше мрачнеют. А что бы вы сделали, попади к вам в руки карандаш, который рисует саму жизнь?

Волшебная Школа Карандаша и Самоделкина Юрий Дружков

Маленькие волшебники – Карандаш и Самоделкин открывают школу волшебников. В этой школе они учат маленьких детей волшебству. Но неожиданно в школу пробираются разбойники – пират Буль-Буль и шпион Дырка, что бы выгнать оттуда Карандаша и Самоделкина и превратить школу волшебников в школу разбойников. Школу волшебников, Карандаша и Самоделкина спасает маленькая девочка – Настенька, одна из учениц школы волшебников.

Карандаш и Самоделкин в стране людоедов Валентин Постников

Карандаш, Самоделкин и все ученики Волшебной школы отправились в Африку на воздушном шаре. Пролетая над океаном, они любовались дельфинами, видели огромного кита. Друзья надеялись, что пират Буль-Буль и шпион Дырка, оставленные год назад на необитаемом острове, перевоспитались и стали хорошими. Поэтому освободили их и взяли с собой. Но злодеи только притворились добрыми. На самом же деле они готовили тайный и ужасный заговор...

Приключения Карандаша и Самоделкина на «Дрындолете» Валентин Постников

Что такое «дрындолет»? Это летательный вездеход-самолет. Машина ездит по земле, по снегу, по льду, плавает под водой, ползает под землей и даже летает по воздуху. На «дрындолете» Карандаш, Самоделкин и все ученики Волшебной школы отправились в путешествие на Луну. Но их вечные враги шпион Дырка и пират Буль-Буль тайно пробрались в чудо-машину. Что же теперь будет?

Карандаш и Самоделкин на Северном полюсе Валентин Постников

Знаменитый профессор Пыхтелкин расшифровал древний папирус эскимосов. В нём говорилось, что давным-давно, несколько тысяч лет назад они зарыли на Северном полюсе сокровища. А эти сокровища к ним попали от одной, ещё более древней, погибшей цивилизации. Профессор решил отправиться в экспедицию на Северный полюс для поиска эскимосских сокровищ. Пригласил с собой Карандаша и Самоделкина. Но шпион Дырка и пират Буль-Буль случайно узнали об этом. И тогда...

НАРИС ІСТОРІЇ ОУН (Перший том: 1920-1939) Петро Мірчук

„Нарис Історії ОУН” заплянований як двотомове видання. Перший том описує роки між двома світовими війнами, другий – роки другої світової війни і післявоєнних часів. В українській історіографії міжвоєнного періоду залишилась велика і дошкульна прогалина, що її якоюсь мірою повинна виповнити ця книжка. Історики та учасники тодішніх подій спромоглися з різних становищ насвітлити і зберегти для історії факти розвитку, будівництва, росту, розгрому і відроджування українського національного, культурного й політичного життя. Історичні нариси…

Это уже шестой урок из цикла о гениальных изобретениях русских. В этот раз речь пойдет об инструменте, без которого не обходится ни одна русская сказка. Я попытаюсь показать вам как рисовать балалайку поэтапно: Балалайка – символ русского народа и доказательство того, что для творчества достаточно всего три струны и пол литра. Не смотря на кажущуюся простоту девайса, учится играть на нем довольно не просто. Обучение занимает около пяти лет. И то не факт, что после этого вы сможете с легкостью забацать на ней фристайло.

Но не расстраивайтесь. На ДейФан’е вам понадобится всего пару часиков, чтобы изобразить этот инструмент, даже если вы впервые в жизни держите в руках карандаш:

Как нарисовать балалайку карандашом поэтапно

Шаг первый. Сперва набросаем эскиз. Это можно сделать с помощью геометрических фигур: Шаг второй. Добавим головку, гриф и корпус. Шаг третий. Теперь добавим лады и рисунок на балалайке. Шаг четвертый. Аккуратно заштрихуем, чтобы придать ей реалистичности. Вот результат: Очень надеюсь, что урок был полезен для вас. Пишите мне, какие еще музыкальные инструменты хотите изобразить? У нас есть еще такие уроки.