Как катерина относится к варваре. Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.). Плюсы и минусы характера Варвары

Текст по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Катерина и Варвара. Кто они - антиподы или «подруги по несчастью»?

Катерина и Варвара - молодые женщины из купеческой се­мьи. Они имеют черты сходства и различия.

Обе они из одной среды, обеим им не дано было в детстве получить хотя бы азы, основы светского образования. Их со­знание, вкусы, их миропонимание сформированы близкой им народной культурой.

Купеческое, мещанское население, крестьянство в 60-х годах XIX в. - это были близкие по культурному уровню сословия, где об искусстве и образованности люди часто имели приблизи­тельные представления, а черты быта, общения, эстетические понятия именно в их понимании принимали иногда довольно простые, незатейливые формы.

Катерина - женщина, одарённая и чувствительным серд­цем, и пылким воображением. Во время посещения церкви её радуют видения картин, где в светлом «небе ходит дым» и «ан­гелы… летают и поют». Ей снятся «храмы золотые» и «деревья и горы», какие изображены на иконах.

Её родительский дом, по-купечески щедрый и богатый, по­сещало множество странниц и богомолок.

Катерина слушала их молитвы, притчи и бесконечные рос­сказни, часто построенные на грубых суевериях, и верила всему не рассуждая.

Её вера в добро, её отзывчивое сердце, созидающее начало её души перерабатывали эти «материалы» в чудесные образы и видения. И картины природы, неоглядные волжские дали по­рождали в ней желание «вылететь в поле и летать с василька на василёк, как бабочка».

У Варвары, родственницы Катерины, быт и воспитание такие же, как и у неё, главной героини пьесы. Но образ жизни обеих молодых Кабановых, дочери и невестки Марфы Игна­тьевны, имеет лишь внешне схожие черты. Катерине в ро­дительском доме «таково хорошо было», а в доме мужа «всё как будто из-под неволи». Старая Кабанова, свекровь молодой женщины, создаёт в семье гнетущую атмосферу, навязывая домочадцам свои порядки и заставляя жить по законам до­мостроевской старины.

Деспотизм и чёрствость души старой купчихи вызывают у Катерины и Варвары желание поступать по-своему, вопреки воле «маменьки».

У Катерины поведение свекрови порождает не только про­тест сам по себе, но желание защитить себя и доказать своё право быть личностью, женщиной, достойной уважения.

Встреча с Борисом, интеллигентным молодым человеком из образованной среды, изменяет жизнь купеческой невестки. Мощный любовный порыв, потрясший её душу, сметает все условности и преграды на пути женщины к счастью и приво­дит к супружеской измене. Однако расплата за «грех» должна была либо сломить волю молодой Кабановой, навеки опозорив её в общественном мнении, либо уничтожить её физически. И Катерина сознательно выбирает самоубийство, не смирив­шись с потерей любимого человека, со злобным осуждением окружающих. Она уходит из жизни, не приняв законы тех лю­дей, с которыми она обречена была оставаться до конца своих дней.

Варвара, как и Катерина, сильная личность. Но в её душе нет тонкости переживаний, она смотрит на мир очень трезво и уверена в том, что должна любой ценой отстоять своё право на счастье.

Её связь с Кудряшом, советы, данные Катерине, тайно встре­чаться с Борисом, умение лгать и притворяться, а также побег из дома от тирании матери - всё свидетельствует о том, что у неё своя линия жизни, своя правда, которая отличается от правды Катерины.

Чего ждёт в будущем каждая из них? Катерина хочет радо­ваться жизни и быть честной перед Богом и людьми.

Варвара стремится получить счастье любой ценой, даже це­ной хитрости и лжи.

Катерина и Варвара не антиподы; их сближают условия жизни в одной семье и желание свободы, как они её понимают.

Здесь искали:

  • Катерина и Варвара антиподы или подруги по несчастью
  • катерина и варвара сравнительная характеристика
  • сравнительная характеристика катерины и варвары

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя».

То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность - широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение).

Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип - чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Тест по произведению


Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, - наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более значительный характер, чем в предыдущих своих пьесах.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Его Катерина - женщина, которая обладает силой воли и незаурядным характером. Но эти же качества присущи и Варваре – другой героине пьесы, не умеющей обойти в своей любви прямолинейные запреты домостроевского мира. При этом чувства и запросы Варвары слишком мелки. У Катерины же присутствует не только сила, но и глубина души, нравственное величие, смутные и неосознанные романтические стремления. Душа Катерины открывается в разговоре с Варварой. «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерине иногда кажется, что она птица. Ей так хочется разбежаться, поднять руки и полететь! Катерине были свойственны ее стремления еще до замужества, когда она воспитывалась в патриархально-купеческих условиях. Ее мать «души не чаяла» в дочери, в доме всегда полно было странниц и богомолок, было очень много цветов. Данная обстановка способствовала развитию мечтательности девушки, ее мечты были религиозными и экзальтированными. Эти условия способствовали укреплению в осознании Катерины норм патриархальной покорности, которая подкреплялась непререкаемым авторитетом религии. Патриархальная домостроевщина пробудила в героине религиозно-романтическую мечтательность, что стало для нее приговором. Мать девушки полагала, что Катерина сможет полюбить любого мужа, поэтому отдала ее в дом Кабановых без любви, но зато с выгодой. Но это была совершенно иная семья, с иными устоями – все здесь происходит не от души, а поневоле.

В такой атмосфере привыкла жить Варвара. Она, не стесняясь, обманывает мать. Внешне девушка подчинена власти матери, но внутри у нее мы видим протест. При этом она ничуть не считает, что ее двойная жизнь зазорна, она привыкла к ней. Коль без обмана нельзя обойтись, то, что ж поделаешь, весь дом Кабановых на том и держится. Обману учит Варвара и Катерину. Но Катерине чужда та атмосфера, в которой ей приходится жить… Она не любит Тихона, недалекого и слабовольного, к злобной и сварливой свекрови она испытывает лишь презрение. Романтическим устремлениям Катерины тесно в доме Кабановых, и они выливаются в любовь к Борису. Сначала девушка стремилась подавить в себе это греховное чувство, однако не смогла ему противостоять. Она искренне и тяжело переживает свою измену мужу. Катерина страшится содеянного греха, но ей не страшен людской суд, она боится суда божьего. Гроза для нее является той божьей карой, которая должна принести ей смерть. Катерине страшно умереть без покаяния, Варваре же страшно прозябать от скуки. Ее «философия» другая – она хочет жить весело, у нее свои правила жизни, которые не запрещают ей обманывать и изворачиваться. На этот путь девушку толкнула ее мать. Катерина признается Тихону в своем грехе, это ее стремление к свободе, попытка вырваться из домостроевской тюрьмы хотя бы ценой жизни. Девушка готова сбежать с Борисом, но он не хочет этого. Катерина, покинутая возлюбленным, предпочитает лучше умереть, чем вернуться назад к мужу в ненавистную семейную кабалу. У Варвары совсем иная ситуация. У нее нет обязательств, с семьей ее ничего не связывает, только неприятные воспоминания, она не испытывает родственной привязанности и дочерней благодарности. Это позволяет ей спокойно уйти с Кудряшом, не думая о последствиях.

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза». По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она не стремится с ними бороться, она научилась жить по-своему, просто приспосабливаясь к чужим правилам. Образ Варвары в пьесе «Гроза» очень быстро привлекает внимание читателя. Эта девушка имеет сильный и стойкий характер, и, несмотря на то, что она не пытается противостоять своей матери, не собирается ей потакать.

Какая она - Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман. Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи. В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Катерина и Варвара

Катерина и Варвара в драме А. Н. значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем. Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове. Катерина - это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело - Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара - человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо - судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» - это является жизненной позицией героини.

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя - замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя».

То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность - широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение).

Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип - чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Тест по произведению