Как грибоедов определил жанр горе от ума. Жанр произведения горе от ума грибоедова. «Горе от ума»: персонажи

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.

Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление : исследовательская деятельность .

Тема :

«Что такое звук , скажи

1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.

2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.

4. Актуальность :

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .

5. Новизна :

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости :

Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук ?

Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .

7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?

8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .

9. Задачи для ребенка :

Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей :

Закреплять представления детей о понятии «звук » .

Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.

Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук

Что такое звук ? Скажи !

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук , попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация :

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,

использование звуков , о слухе и способов его сохранения.

Проведение элементарных опытов;

Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;

Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков ;

Распознавание звуков окружающего мира .

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

Знакомство с высокими и низкими звуками ;

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,

усиление и ослабление звука .

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .

12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .

Исследование № 1

«Увидеть звук »

Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .

Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

«Музыкальная шкатулка» .

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .

Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .

Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук » .

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .

Материал : лист бумаги.

Лист бумаги свернуть в трубочку.

Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .

Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .

Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .

Литературные источники :

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

1. Что изучает фонетика?

2. Что такое звук и что такое буква?

3. Что называется алфавитом?

Фонетика (от греч. – phone – звук, phonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и классификацию, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В фонетическую систему русского языка входят 43 звука, с помощью которых различается смысл слов:

6 гласных: [а/ и/ о/ у/ э/ ы/]

37 согласных: [ б/б’/ в/ в’/ г/ г’/ д/ д’/ ж/ ж’/ з/ з’/ j/ к/ к’/ л/ л’/ м/ м’/ н/ н’/ п/ п’/ р/

р’/ с/ с’/ т/ т’/ ф/ ф’/ х/ х’/ ц/ ч’/ ш/ ш’ (щ)].

В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и два знака.

Необходимо различать звуки и буквы. Звук – это минимальная, нечленимая звуковая единица. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква – это то, что мы видим и пишем. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между буквами и звуками (яблоко – 6 букв, 7 звуков (jаблоко)). В некоторых словах произносятся не все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове «праздник» не произносится звук, обозначенный буквой «д»), или произносится другой звук (в слове «сделать» произносится звук «з», а пишется буква «с») и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Буквы, расположенные в общепринятом порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка

Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ

Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ь Ээ Юю Яя

чэ ша ща ы э ю я

Упражнение 13.

Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стол, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 14.

В слове «бак» замените гласный звук [а] последовательно звуками [о], [у], [ы]; объясните как меняется смысл слов от замены гласного звука.

Упражнение 15.

Объясните, какие звуки меняют смысл слов. Какими буквами обозначены эти звуки?

Пил – пыл – пыль; мёл – мол – моль; бил – был – быль.

Упражнение 16.

Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, блюдо, аромат, глобус, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, жюри, расчет, рассчитать, цыган, цапля, форма, ураган, щавель, юность, яблоко, экзамен, филология, грамматика, графика, инвентарь, маршрут.

Упражнение 17.

Объясните происхождение следующих слов и фразеологизмов. (В случае затруднений обращайтесь к словарям: Н.М. Шанский др. Краткий этимологический словарь русского языка, Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова).

Алфавит, азбука, звук, буква; ни аза не знать, с азов начинать, от альфы до омеги, от аза до ижицы, от доски до доски, от корки до корки.

Составьте предложения, используя данные слова и фразеологизмы.

Звук, в широком смысле - колебательное движение частиц упругой среды,распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах в узком смысле - явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит З. с частотой от 16гц до 20 000гц. Физическое понятие о З. охватывает как слышимые, так и неслышимые звуки. З. с частотой ниже 16гц называется инфразвуком, выше 20 000 гц - ультразвуком; самые высокочастотные упругие волны в диапазоне от 10 9 до 10 12 -10 13 гц относят к гиперзвуку. Область инфразвуковых частот снизу практически не ограничена - в природе встречаются инфразвуковые колебания с частотой в десятые и сотые долигц. Частотный диапазон гиперзвуковых волн сверху ограничивается физическими факторами, характеризующими атомное и молекулярное строение среды: длина упругой волны должна быть значительно больше длины свободного пробега молекул в газах и больше межатомных расстоянии в жидкостях и в твёрдых телах. Поэтому в воздухе не может распространяться гиперзвук с частотой 10 9 гц и выше, а в твёрдых телах - с частотой более 1012-10 13 гц.

Основные характеристики звука. Важной характеристикой З. является его спектр, получаемый в результате разложения З. на простые гармонические колебания (т. н. частотный звука анализ). Спектр бывает сплошной, когда энергия звуковых колебаний непрерывно распределена в более или менее широкой области частот, и линейчатый, когда имеется совокупность дискретных (прерывных) частотных составляющих. З. со сплошным спектром воспринимается как шум, например шелест деревьев под ветром, звуки работающих механизмов. Линейчатым спектром с кратными частотами обладают музыкальные З. (основная частота определяет при этом воспринимаемую на слух высоту звука, а набор гармонических составляющих - тембр звука. В спектре З. речи имеются форманты - устойчивые группы частотных составляющих, соответствующие определённым фонетическим элементам. Энергетической характеристикой звуковых колебаний является интенсивность звука - энергия, переносимая звуковой волной через единицу поверхности, перпендикулярную направлению распространения волны, в единицу времени. Интенсивность З. зависит от амплитуды звукового давления, а также от свойств самой среды и от формы волны. Субъективной характеристикой З., связанной с его интенсивностью, является громкость звука, зависящая от частоты. Наибольшей чувствительностью человеческое ухо обладает в области частот 1-5кгц. В этой области порог слышимости, т. е. интенсивность самых слабых слышимых звуков, по порядку величины равна 10 -12 вм/м 2 , а соответствующее звуковое давление - 10 -5 н/м 2 . Верхняя по интенсивности граница области воспринимаемых человеческим ухом З. характеризуется порогом болевого ощущения, слабо зависящим от частоты в слышимом диапазоне и равным примерно 1вм/м 2 . В ультразвуковой технике достигаются значительно большие интенсивности (до 10 4 квм/м 2 ).

Источники звука - любые явления, вызывающие местное изменение давления или механическое напряжение. Широко распространены источники З. в виде колеблющихся твёрдых тел (например, диффузоры громкоговорителей и мембраны телефонов, струны и деки музыкальных инструментов; в ультразвуковом диапазоне частот - пластинки и стержни из пьезоэлектрических материалов или магнитострикционных материалов). Источниками З. могут служить и колебания ограниченных объёмов самой среды (например, в органных трубах, духовых музыкальных инструментах, свистках и т.п.). Сложной колебательной системой является голосовой аппарат человека и животных. Возбуждение колебаний источников З. может производиться ударом или щипком (колокола, струны); в них может поддерживаться режим автоколебаний за счёт, например, потока воздуха (духовые инструменты). Обширный класс источников З. - электроакустические преобразователи, в которых механические колебания создаются путём преобразования колебаний электрического тока той же частоты. В природе З. возбуждается при обтекании твёрдых тел потоком воздуха за счёт образования и отрыва вихрей, например при обдувании ветром проводов, труб, гребней морских волн. З. низких и инфранизких частот возникает при взрывах, обвалах. Многообразны источники акустических шумов, к которым относятся применяемые в технике машины и механизмы, газовые и водяные струи. Исследованию источников промышленных, транспортных шумов и шумов аэродинамического происхождения уделяется большое внимание ввиду их вредного действия на человеческий организм и техническое оборудование.

Приёмники звука служат для восприятия звуковой энергии и преобразования её в др. формы. К приёмникам З. относится, в частности, слуховой аппарат человека и животных. В технике для приёма З. применяются главным образом электроакустические преобразователи: в воздухе - микрофоны, в воде - гидрофоны и в земной коре - геофоны. Наряду с такими преобразователями, воспроизводящими временную зависимость звукового сигнала, существуют приёмники, измеряющие усреднённые по времени характеристики звуковой волны, например диск Рэлея, радиометр.

Распространение звуковых волн характеризуется в первую очередь скоростью звука. В газообразных и жидких средах распространяются продольные волны (направление колебательного движения частиц совпадает с направлением распространения волны), скорость которых определяется сжимаемостью среды и её плотностью. Скорость З. в сухом воздухе при температуре 0?С составляет 330 м/сек, в пресной воде при 17?С - 1430 м/сек. В твёрдых телах, кроме продольных, могут распространяться поперечные волны, с направлением колебаний, перпендикулярным распространению волны, а также поверхностные волны (Рэлея волны). Для большинства металлов скорость продольных волн лежит в пределах от 4000м/сек до 7000м/сек, а поперечных - от 2000м/сек до 3500м/сек.

При распространении волн большой амплитуды (см. Нелинейная акустика)фаза сжатия распространяется с большей скоростью, чем фаза разрежения, благодаря чему синусоидальная форма волны постепенно искажается и звуковая волна превращается в ударную волну. В ряде случаев наблюдается дисперсия звука, т. е. зависимость скорости распространения от частоты. Дисперсия З. приводит к изменению формы сложных акустических сигналов, включающих ряд гармонических составляющих, в частности - к искажению звуковых импульсов. При распространении звуковых волн имеют место обычные для всех типов волн явления интерференции и дифракции. В случае, когда размер препятствий и неоднородностей в среде велик по сравнению с длиной волны, распространение звука подчиняется обычным законам отражения и преломления волн и может рассматриваться с позиций геометрической акустики.

При распространении звуковой волны в заданном направлении происходит постепенное её затухание, т. е. уменьшение интенсивности и амплитуды. Знание законов затухания практически важно для определения предельной дальности распространения звукового сигнала. Затухание обусловливается рядом факторов, которые проявляются в той или иной степени в зависимости от характеристик самого звука (и в первую очередь, его частоты) и от свойств среды. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы. В первую входят факторы, связанные с законами волнового распространения в среде. Так, при распространении в неограниченной среде З. от источника конечных размеров интенсивность его убывает обратно пропорционально квадрату расстояния. Неоднородность свойств среды вызывает рассеяние звуковой волны по различным направлениям, приводящее к ослаблению её в первоначальном направлении, например рассеяние З. на пузырьках в воде, на взволнованной поверхности моря, в турбулентной атмосфере (см. Турбулентность), рассеяние высокочастотного ультразвука в поликристаллических металлах, на дислокациях в кристаллах. На распространение З. в атмосфере и в море влияет распределение температуры и давления, силы и скорости ветра. Эти факторы вызывают искривление звуковых лучей, т. е. рефракцию З., которая объясняет, в частности, тот факт, что по ветру З. слышен дальше, чем против ветра. Распределение скорости З. с глубиной в океане объясняет наличие т. н. подводного звукового канала, в котором наблюдается сверхдальнее распространение З., например З. взрыва распространяется в таком канале на расстояние более 5000 км.

Вторая группа факторов, определяющих затухание З., связана с физическими процессами в веществе - необратимым переходом звуковой энергии в др. формы (главным образом в тепло), т. е. с поглощением звука, обусловленным вязкостью и теплопроводностью среды ("классическое поглощение"), а также переходом звуковой энергии в энергию внутримолекулярных процессов (молекулярное или релаксационное поглощение). Поглощение З. заметно возрастает с частотой. Поэтому высокочастотный ультразвук и гиперзвук распространяются, как правило, лишь на очень малые расстояния, часто всего на несколько см. В атмосфере, в водной среде и в земной коре дальше всего распространяются инфразвуковые волны, отличающиеся малым поглощением и слабо рассеиваемые. На высоких ультразвуковых и гиперзвуковых частотах в твёрдом теле возникает дополнительное поглощение, обусловленное взаимодействием волны с тепловыми колебаниями кристаллической решётки, с электронами и со световыми волнами. Это взаимодействие при определённых условиях может вызвать и "отрицательное поглощение", т. е. усиление звуковой волны.

Значение звуковых волн, а следовательно, и их изучение, которым занимается акустика, чрезвычайно велико. С давних пор З. служит средством связи и сигнализации. Изучение всех его характеристик позволяет разработать более совершенные системы передачи информации, повысить дальность систем сигнализации, создать более совершенные музыкальные инструменты. Звуковые волны являются практически единственным видом сигналов, распространяющихся в водной среде, где они служат для целей подводной связи, навигации, локации (см. Гидроакустика). Низкочастотный звук является инструментом исследования земной коры. Практическое применение ультразвука создало целую отрасль современной техники - ультразвуковую технику. Ультразвук используется как для контрольно-измерительных целей (в частности, в дефектоскопии), так и для активного воздействия на вещество (ультразвуковая очистка, механическая обработка, сварка и т.п.). Высокочастотные звуковые волны и особенно гиперзвук служат важнейшим средством исследований в физике твёрдого тела.

Уровень интенсивности силы звука

Пользуясь определениями бела идецибела, можно сформулировать определение принятому в акустике основному понятию −«уровень интенсивности (силы) звука - L » в дБ и записать его условную формулу (28):(28)

В математическом виде формула (28) с учётом пропорциональности (21) примет вид формулы (29): (29)Уровень интенсивности (силы) звука - L (дБ ) является отвлечённым понятием, которым пользуются в практических расчетах вместо конкретного физического понятия − интенсивность (сила) звука. В то же время с его помощью можно объяснить многие противоречия между объективными и субъективными оценками звука. С учётом тождества (11) в мировой практике принято следующее определение этого понятия:

Уровень интенсивности (силы) звука, выраженный в децибелах, представляет собой двадцатикратный логарифм отношения абсолютной величины давления звука р к базисной величине звукового давления р0 = 2 10-5 Н/м2 стандартного тона частотойf = 1000 Гц на пороге слышимости ЭИЗ = 10-12Вт/м2 установленного международным соглашением. Очень важно понимать, что уровень интенсивности (силы) звука - это не физическое, а чисто математическое понятие.

Понимание того, что уровень интенсивности (силы) звука не физическое, а чисто математическое понятие очень важно для понимания многих «тайн акустики».