К.Ф. Рылеев «Думы»: специфика жанра, характер историзма, тематика. Дума это Музыкально-стилистические признаки дум

16-17 вв., их основная тематика порожденная эпохой непрерывной всенародной борьбы с иностранными захватчиками украинских земель. В них рассказывается о подвигах народа или его отдельных представителей-героев, выступили на защиту своей Родины от нашествия чужаков-поработителей, часто воспевается героическая смерть воина в этой борьбе.

Хотя думы определяются как лиро-эпический жанр, но в них преобладает эпический элемент. Об этом свидетельствуют четкое построение сюжета, фабульность, повествовательный характер описания событий, который, как правило, ведется в хронологической последовательности. Однако рассказ почти всегда подается в лирическом освещении, которое выявляют широкие авторские отступления, пейзажные зарисовки, проникновение во внутренний мир героев, воспевание их чувств и переживаний. «В отличие от плавности и широты рассказы гомеровского эпоса, - отмечает Г. Скука, - в думах имеющийся сильный лиризм, который вместе с драматизмом изложения очень трогает слушателя. В этом отношении думы близки к баллад и некоторое время европейские ученые так и называли их украинскими балладами. Однако своеобразная, слишком оригинальная, только думам присуща стихотворная форма, неповторимый стиль, их поэтика исключают подобное отождествление».

Думы отличаются стройной, отшлифованной веками своеобразной поэтической формой, отличной от всех других стиховых форм украинского фольклора. Непохожесть дум в других жанров определяется прежде всего манерой исполнения. Выполнялись думы речитативом (протяжным наспівним промовлянням) - итал. recitative, от лат. recitare - читать вслух произносить. Это была своеобразная форма декламации в праздничном, приподнятом стиле. Драматизм исполнения усиливался музыкальным сопровождением - игрой на гуслях (реже бандуре или лире). Віршовою и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях. Длинные рецитации дум имеющиеся в плавном, изменчивой форме. Поэтому Очень трудно (или невозможно) изучить их напамять дословно. По Мнению исследователей, каждый кобзарь перенял от своего учителя вроде рецитации (речитативного выполнения) лишь в общих чертах, а тогда витворював свой вариант мелодии, под который выполнял все думы своего репертуара. То есть достаточно гибкая и свободная относительно словесного и музыкального выражения дума будто всегда рождается заново, імпровізується. Ни один следующий вариант думы, даже если она выполняется одним и тем же исполнителем, не является тождественным с предыдущим: в ходе воспроизведения одни элементы невольно опускаются, другие добавляются, поэтому думы относятся к наиболее импровизационных видов фольклора.

К этому побуждает нечеткая грустная стихотворная форма. Думы не имеют привычной для песен, баллад, коломыи и других лирических жанров устойчивой строфы. Стихотворение думы астрофічний (без разделения на строфы) через изменение порядка рифмовки, а также неравносложный, с интонационно-смысловой членением на уступы. То есть строки в думах выделяются по признаку окончание мысли и группируются в уступы, периоды, тирады, которые являются своеобразными строфами дум. Строки не имеют определенной устойчивой количества складов (бывает от 5-6 до 19-20 и более слогов в строке), в свою очередь уступы не имеют постоянной количества строк (бывает 2-3, а бывает 9-12). Импровизацию дум облегчает свободное, неустойчиво рифмовки. Преобладает глагольное рифмовки, которым сочетаются 2-3 строки, а порой и больше - до 10 строк подряд с созвучным концом.

Несмотря на гибкость выполнения дум, достаточно стройной и устойчивой является их композиция, характеризуется чертами присущими только этому жанру. Она в абсолютном большинстве текстов сохраняет одни и те же составные элементы, жанровую структуру.

Думы начинаются поэтическим запевом, который кобзари часто называют «заплачкою». Этот начало зачастую строится на основе художественного параллелизма:

Не сизопері орлы защебетали,

А не сивая кукушка закуковала;

То бедные невольники, сидя в неволе, заплакали. («Дума о невольников»)

То не ясный сокол стонет-проквиляє,

Как сын к отцу, к матери в огороды христианские поклоны посылает. («Плач невольника»)

В воскресенье борзо рано порану, звездами пораненьку Сива зозуля налетала, На могиле садилась, Жалібненько закуковала...

(«Плач кукушки»)

После запева идет собственно дума (развертывание сюжета со всеми эпическими элементами композиции и лирическими отступлениями). В канву сю ясету могут вводиться дополнительные эпизоды, но, как правило, дума не бывает чрезмерно усложненной: сюжет разворачивается линейно в хронологической последовательности, события передаются якнайприродніше без элементов фантастики и неожиданных поворотов в развитии действия.

Завершается дума концовкой, которая называется славословіє, потому что в ней восхваляются подвиги, отвага, дела героя, который победил врага или же погиб за правое дело:

Сохрани - » Думы - Определение и поэтика жанра . Появился готов произведение. дума про козака голоту, дума эпос манас
Ду́ма - лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI-XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине.

Думы - это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы с турками, татарами, поляками и др.

  • 1 Характерные признаки дум
  • 2 Музыкально-стилистические признаки дум
  • 3 Главные темы дум
  • 4 Литература
  • 5 Аудио
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Характерные признаки дум

По объему дума больше исторических балладных песен, которые, как и с давним дружинным эпосом («Слово о полку Игореве», старинные колядки, былины), имеет генетическую связь. структуре думы является более или менее выраженные три части: запев («заплачка», как называли кобзари), основной рассказ, окончание. Стихосложение думы неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой», а завершается «гей-гей».

Своей стихотворной и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят в плавные, меняющиеся формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец исполнения в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую исполнял все думы своего репертуара.

Пение дум требует особого таланта и певческой техники (поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов). Доминантный элемент думы - словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в думах преимущественно глагольные. поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля християнська, тихі води, ясні зорі, мир хрещений, тяжка неволя), тавтологичные высказывания (хліб-сіль, мед-вино, орли-чорнокрильці, дуки-срібляники, вовки-сіроманці, турки-яничари, п"є-гуляє), коренословные (піший-піхотинець, жити-проживати, кляне-проклинає, п"є-підпиває, квилить-проквиляє), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т. д.), традиционные эпические числа (3, 7, 40 и др.). Стиль дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов, старославянизмов и полонизмов (златоглавий, глас, іспадати, розношати, соглядати, перст, глава). Эпичность и торжественность дум усиливается ретардациями - замедлением рассказа через повторение фраз-формул.

У думы, в отличие от баллад и эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о думах есть в хронике («Анналы», 1587) польского историка С. Сарницкого, древнейший текст думы, найденный в краковском архиве М. Возняком в 1920-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) «Козак Голота». научную терминологию название думы ввел М. Максимович.

Музыкально-стилистические признаки дум

Напевы дум состоят из:

  • речитатива на одном звуке в пределах кварты;
  • мелодичного речитатива или семантично-однозначных речитативных напевов;
  • различной длительности мелодичных каденций в конце тирады или её отрезков, т. н. формул окончаний;
  • вступительной мелодичной формулы со слова «гей!», т. н. «заплачки».

Речитативные напевы, начальные и финальные мелодичные формулы обычно украшены мелизмами. Ладовую основу большинства дум составляет дорийский лад с повышенной IV ступенью, с нижним вступительным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вступительного тона в доминанте, вследствие чего V ступень выполняет функцию временной тоники. Увеличенная секунда, которое образовалось между ІІІ и IV ступенями, образует специфично «восточный» колорит или передает чувства страданий (по мнению кобзарей, «придаёт жалости»).

Главные темы дум

Основными темами дум являлись:

  • турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова»)
  • рыцарская смерть казака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана»)
  • освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем»)
  • казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере»)
  • освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Корсунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»)
  • семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»).

Литература

  • Думы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Літературознавчий словник-довідник / Р. Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. - К.: ВЦ «Академія», 1997. - с. 218-219
  • Дума / В. Л. Гошовский // Гондольера - Корсов. - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - Стб. 329-330. - (Музыкальная энциклопедия: / гл. ред. Ю. В. Келдыш; 1973-1982, т. 2).
  • Колесса Ф., Мелодії українських народних дум, серія 1-2, Львів, 1910-13 («Матеріали до української етнології НТШ», т. 13-14),2 Київ, 1969;
  • Колесса Ф., Варіанти мелодії українських народних дум, їх характеристика і групування, "Записки Наукового товариства ім. Шевченка, т. 116, Львів, 1913;
  • Колесса Ф., Про генезу українських народних дум, там же, т. 130-132, Львів, 1920-22 (вид. окремо, Львів, 1922);
  • Колесса Ф., Формули закінчення в українських народних думах, «Записки Наукового товариства ім. Шевченка», т. 154, Львів, 1935;
  • Колесса Ф., Речитативні форми в українській народній поезії, гл. II. Думи, в його кн.: Музикознавчі праці, Київ, 1970, с. 311-51;
  • Українські народні думи, т. 1-2, тексти 1-33, вступ. К. Грушевської, Київ, 1927-31;
  • Грінченко М. О., Українські народні думи, в його кн.: Вибране, Кшв, 1959;
  • Кирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), М., 1962;
  • Украинские народные думы, М., 1972.

Аудио

  • Микола Будник: дума про Марусю Богуславку, Бранку, Попівну. на YouTube (укр.)

Примечания

Ссылки

  • Думы украинские и «Слово»
  • Украинские «Думы»

дума лермонтов, дума о ковпаке, дума про козака голоту, дума эпос манас

эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора, запечатлевший борьбу украинского народа с иноземными захватчиками, социальные конфликты, семейно-бытовые отношения. От других песен, в том числе исторических, дума отличаются способом передачи и формой. Песни поются, думы исполняются мелодийным речитативом, импровизируются. Стих думы-свободный, деления на строфы нет; подмечается лишь членение на неравностишные периоды (уступы), замыкающие определенный образ или законченную мысль. Думы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: кобзы, бандуры или лиры. От их названий получили наименование и народные музыканты-исполнители: кобзари, бандуристы, лирники (наиболее известны А.Шут, О.Вересай, Н.Ригоренко, М.Кравченко). Первое значительное собрание дум и украинских песен дошло от начала 19 века: рукописный сборник «Повести малороссийские числом 16. Списаны из уст слепца Ивана, лучшего рапсодия, которого застал я в Малороссии в начале ХIХ века» (опубликовано в 1892-93 в журнале «Киевская старина»). В 1819 Н.А.Цертелев выпустил сборник «Опыт собрания старинных малороссийских песней». В 1825 К.Ф.Рылеев назвал сборник своих стихотворений и поэм «Думы». Впервые в науке употребил термин «Дума» для обозначения жанра украинской народной поэзии М.Максимович, издавший в 1827 сборник «Малороссийские песни». После этого термин вошел в употребление ученых и писателей, однако некоторые исполнители даже в конце 19 - начале 20 века продолжали пользоваться старыми названиями: «козацью пiснi», «пiснi про старовину», «поважш пiснi», «псальми». Интерес к думам, их исполнителям возрос в эпоху романтизма. Собиратели народной поэзии все большее внимание уделяли поиску новых эпических произведений, изучали репертуар их носителей, региональные традиции.

Думы разделяются на три цикла : о борьбе с турецко-татарскими набегами в 15-начале 17 века; о народно-освободительной войне 1648-54 и воссоединении Украины с Россией (к ним примыкают Думы о смерти Богдана Хмельницкого и избрании нового гетмана); на социальные и семейно-бытовые темы. Первые два цикла, объединяющие исторические и героические Думы, представляют собой два различных этапа в развитии украинского народного эпоса. Третий цикл, вероятно, создавался и бытовал одновременно с первыми двумя и позже, включая 19 век. Украинские и русские поэты и прозаики довольно часто (особенно в 1840-50х) создавали образы бандуристов, кобзарей и лирников, обращаясь к темам, художественно-изобразительным средствам и приемам Дум. Их широко использовали Н.В.Гоголь в «Тарасе Бульбе» (1835), Е.П.Гребёнка в историческом романе «Чайковский» (1843), Т.Г.Шевченко, И.А.Бунин («Лирник Родион, 1913), Э.Г.Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Петро Панч («Клокотала Украина», 1954), Иван Ле («Наливайко», 1940; «Хмельницкий», 1959-65).

ДУ́МА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили "Думы" К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: "Димитрий Донской", "Смерть Ермака", "Богдан Хмельницкий", "Волынский", "Державин" и др. К философско-лирическим принято относить "Думы" А.В. Кольцова и "Думу" ("Печально я гляжу на наше поколенье...") М.Ю. Лермонтова . Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни" назван "Элегии и думы". Цикл стихотворений "Думы" есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась "Дума про Опанаса" Э.Г. Багрицкого.

2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

что такое дума и послание в драме? по литературе и получил лучший ответ

Ответ от Анастасия Мерешко[активный]
ДУМА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К. Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриоти-ческих поэм и стихотворений: «Димитрий Донской» , «Смерть Ермака» , «Богдан Хмельницкий» , «Волынский» , «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А. В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М. Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А. А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы» . Цикл стихотворений «Думы» есть у К. К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э. Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народноосвободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

Ответ от Александр Панько [активный]
Ду?ма - лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI-XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине


Ответ от Ёазыкина Ю.О. [новичек]
Дума
Дума: Дума (думка) - устаревшее название мысли: «думать думу», «думку гадаю». Дума - вид лирико-эпических произведений украинской устной словесности. Дума - сын Измаила (Быт. 25:14) и одно из племен измаильтян.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое дума и послание в драме? по литературе