Изучить загадочный рисунок углем. Рисование углем: от истоков к современности. Техники рисования углем

У каждого художника есть излюбленный материал: масляные краски или акварель, глина или пластилин, карандаш или сангина. Но прежде чем овладеть им в совершенстве, художник перепробует многие, чтобы выбрать тот, который будет соответствовать его характеру, творческим замыслам, душевному состоянию.

Познание новых материалов влияет на устоявшиеся методы работы. Происходит взаимообогащение разных средств изображения, яснее становятся возможности и особенности каждого из них.

Работая долго карандашом, овладеваете определенным приемом, но, попробовав рисовать другими материалами – сангиной, углем, соусом, пером, – вы и карандашом будете рисовать уже иначе.

Художнику, особенно начинающему, очень важно научиться пользоваться различными материалами, иметь представление об их свойствах, что позволит ему успешнее справиться с поставленными творческими задачами.

Сегодня мы поговорим о том, как работать углем. Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.

Легкие касания угля и мела к тонированной бумаге создают обаятельный образ глубоко задумавшегося молодого человека в рисунке Карраччи «Голова юноши».


Обратите внимание на свободу использования И. Репиным неограниченных возможностей угля при работе над портретом Элеоноры Дузе, выполненном на холсте. Уголь то ложится широкими густыми линиями, то тонкими трепещущими штрихами, то лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.

В портрете Н. Забелы-Врубель «После концерта» М. Врубель, применив уголь в сочетании с пастелью, достигает эффекта живописного богатства.

Перерастает границы подготовительного рисунка картон В. Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Это вполне самостоятельное произведение, которое отвечает всем задачам исторической картины. Глубокая тональная разработка, тонкая моделировка деталей усиливает драматизм происходящего.

Иногда уголь используется не только как рисунок под живопись, но в сочетании с другими материалами выступает одним из компонентов произведения. Пятна цветной темперы в портрете балерины Иды Рубинштейн В. Серова дополняют пластическую характеристику образа, мастерски построенного на рисовальных возможностях угля. Здесь выразительные средства и используемый материал в наибольшей мере определяются характером и профессией модели. Уголь органично входит в ткань живописного произведения.

Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладает уголь, красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.


Он изготавливается из тонких древесных веток или обструганных палочек березы, ореха, ивы, подвергнутых обжигу, а также прессуется из угольного порошка, смешанного с растительным клеем. Первый называется углем рисовальным, второй – прессованным. Мы с вами будем говорить о рисовальном, так как он больше подходит для учебных работ (при красоте, насыщенности и глубине фона прессованный имеет недостаток – плохо стирается). Рисовальный же уголь стирается легко, почти без следа, что очень важно для начинающего, которому часто приходится исправлять ошибки на листе.

Незаменим уголь в выполнении больших рисунков и картонов (подготовительных к картинам, фрескам). Им быстро закрывают большие плоскости, рисуя всей поверхностью палочки. Заточив ее как карандаш или наискось – лопаточкой, можно проводить линию от тончайшей до очень широкой.

Углем рисуют на разных основах – бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом.

Для работы нужно иметь мягкую тряпку, резинку, растушку, фиксатив для закрепления изображения.

Бумагу лучше брать рыхлую или зернистую. Рисуют и на гладком чертежном ватмане, но его, предварительно натянув на планшет, необходимо либо проклеить жидким раствором столярного или казеинового клея, либо загрунтовать смесью мела и клея с добавлением пигмента для тона, либо протереть осторожно мелкой наждачной бумагой или жесткой резинкой. Бумагу для рисования можно тонировать. Света при этом намечают мелом или пастелью необходимого тона. Это делается также резинкой без применения других материалов, если вы пользовались стирающимися материалами, такими, как соус. Тонировать нужно в соответствии с характером изображаемого предмета, но не стоит слишком затемнять лист.


Следует умело выбирать уголь. Пусть он будет различным по величине и форме. Недожженный может порвать бумагу – он очень жесткий, пережженный крошится под рукой, быстро ломается, и его нельзя заточить. Постоянно рисуя, вы легко научитесь выбирать уголь нужного качества.

Перед началом работы заточите 10–15 угольков, чтобы во время занятий не отвлекаться.

Если у вас нет возможности купить готовый материал, его можно приготовить самому в домашних условиях двумя способами: пучок прутьев или наколотых палочек обмазать глиной и положить в печь на горящие угли, или, поместив их в пустую консервную банку с крышкой, засыпать песком таким образом, чтобы будущие угольки не касались стенок и дна банки. Через некоторое время вы получите угольки различной формы и величины.

Резинкой надо пользоваться в крайних случаях и желательно в конце рисования, так как она нарушает структуру бумаги и уголь ложится неровно. Тряпкой можно стирать, но лучше стряхивать угольную пыль с листа. Пользуясь тряпкой, вы слегка тонируете бумагу, после чего резинкой, пастелью или мелом можно «вынимать» освещенные места и уплотнять в глубинах, лепить форму.

При работе углем применяют и растушку, которая представляет собой туго скрученный валик из бумаги, кожи, замши с заостренным концом.


Н. Фешин. «Портрет стрика». Уголь. 2 четверть XX в.

Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Закреплять можно жидким клеем, молоком, лимонадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удобен в работе, но технология его достаточно не исследована. Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен находиться в горизонтальном положении, не попадали крупные капли. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз.

Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты. Такие, например, свойства угля, как подвижность и пластичность, приближают его к масляным краскам. Это очень важно, так как рисунок большей частью должен соответствовать материалу, в котором будет выполняться картина, роспись или скульптура.

Очень трудно представить себе «Боярыню Морозову» В. Сурикова, написанную темперой, «Иду Рубинштейн» В. Серова – маслом по-коровински, а двухметровый картон В. Шварца – нарисованный карандашом.

Значит, каждую конкретную задачу художник может успешно решить, используя в работе уголь как самостоятельное средство или в сочетании с другими материалами.

Пробуйте, ребята, при рисовании разные материалы, исследуйте их свойства, приучайтесь работать ими. И вы наверняка убедитесь в замечательных преимуществах простого, очень красивого, живописного материала – угля.

Юлия Гаврилова

исование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима,учиться передавать объём предмета, тени и развивает мелкую моторику рук. Рисовать можно угольными палочками или угольным карандашом. Раскрашивать удобно пальцем, растирать салфеткой или ватным диском. Ребёнок учится рисовать и передавать сюжет или предмет одним цветом. Бумага,на которой лучше рисовать должна быть шероховатая. Уголь легко удаляется ластиком-клячка. Рисовать следует аккуратно . Чтобы не оставлять тёмных отпечатков можно с детьми выучить правило : "левая рука всегда чистая". Выполненные картины следует обрабатывать лаком для волос. Тогда уголь не будет осыпаться. Кроме привычного способа рисования углём существует обратный способ. Лист полностью закрашиваетя, а "рисовать " по нему начинают ластиком.

Творческих успехов!


Публикации по теме:

«Рисуем углем» Конспект НОД в старшей группе (с использованием ИКТ) Аннотация: Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем».

«Зимние узоры». Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом «Зимние узоры» (Рисование в нетрадиционной технике – рисование капустным листом) Цель: Познакомить с новой техникой рисования – рисования.

Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4–5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4-5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Цель: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

В. А. Сухомлинский:«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из.

Осень золотая ходит по дорожкам, У нее на ножках - желтые сапожки, У нее на платье листики лесные, А в ее лукошке есть грибы лесные! (А. Яранова).

Нетрадиционное рисование - рисование манной крупой. Видео Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим увлекательным делом можно не только в детском саду, но и дома.

Появление в нашем мире маленького человечка – процесс не из легких, и если малыш испытывает какие-либо трудности в адаптации к окружающим.

Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.

Рисование углем - нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.



История техники

Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.

С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.




Виды угля

  • древесный - виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
  • прессованный - искусственный материал, изготовленный из порошка.

В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.

Какие инструменты понадобятся

Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.

Что может пригодиться:

  • шероховатая бумага или специальная бумага. Гладкая поверхность не подойдет - угольная крошка будет крошиться;
  • средства для удаления - обычный ластик или тряпочка;
  • фиксаторы - специальные средства, закрепляющие материал на поверхности бумаги под тонким пленочным слоем.

Какие бывают техники

На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка - все это требует навыков и четких действий.

Вот основные техники:

  • растирание - распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
  • перекрестная штриховка - рисование в различных направлениях;
  • мягкая растушевка - распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
  • Подробности о техниках расскажут преподаватели наших курсов. Расскажут, покажут, научат!




Как рисовать

Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?

Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:

  1. Перед тем, как нарисовать картину, художник обычно делает эскиз и компонует его. Это нужно для понимания пропорций предмета, его расположения на листе.
  2. После того, как эскиз готов, общие очертания переносятся на бумагу. Сначала - очертания, затем - закрашивание темных частей, а после - нанесение светлых тонов пастелью.
  3. Когда очертания четко видны, художник прорисовывает отдельные детали, предметы, участки, фон.
  4. В конце важно закрепить рисунок лаком или другим фиксатором, иначе он может осыпаться.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в старшей группе

(с использованием ИКТ)

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2) ,
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

Простые карандаши, салфетки бумажные,

Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

Для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

На одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

Нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

И написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель :

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

- Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

И наброски.

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

Гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

Чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

Еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

Или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель:

Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

(работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов НОД:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

- В художественной мастерской.

Воспитатель:

- Кто нас туда позвал?

Дети:

Художник.

Воспитатель:

А чем мы там занимались?

Дети:

Рисовали углем.

Воспитатель:

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

Воспитатель:

Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

Работы детей.


Уголь – это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем – это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) – синевато-черным.

Уголь представляет собой один из самых древних художественных материалов; он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это – процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования. Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни – там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь попрежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля – например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

Процесс производства и оборудование

В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид – Salix triandra – является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид – ива Osier (S. vimlnalis) – собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра – такой стержень используется в работах очень больших размеров.

После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига.

Боксы наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи – в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. После предварительного нагревания до полного высыхания стержней они подвергаются обжигу в печи на протяжении нескольких часов при высоких температурах. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии – от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Бумага и не только
Уголь выигрышно смотрится на матовой шероховатой бумаге. С гладкой или глянцевой он просто осыпается.

Растирание.

Уголь легко распределяется по бумаге, позволяя придавать изображению гладкий, бархатистый вид. Проведите ряд штрихов боковой стороной стержня и осторожно разотрите их пальцем или торшоном Насыщенность тона можно варьировать, меняя степень нажима.

Перекрестная штриховка.

Еще один способ тонирования углем – рисование в разных направлениях. Проведите ряд параллельных штрихов, а затем перечеркните их под углом другими штрихами. Для того чтобы изменить насыщенность тона, надо изменить плотность сетки.

Мягкая растушевка.

Растирать штрихи пальцами или торшоном необязательно. Слегка подточите стержень с помощью наждачной бумаги, возьмите его поближе к верхнему концу и попробуйте рисовать так, чтобы штрихи сливались друг с другом. Для получения более светлых или более темных тонов меняйте степень нажима.

Для начала вам понадобится несколько угольных стержней разной толщины, бумага и фиксирующий аэрозоль (уголь легко размазывается!). Если вы не сможете купить аэрозоль в специализированном магазине, воспользуйтесь обычным лаком для волос.

Для затачивания стержней необходим острый контурный нож или наждачная бумага, а для исправления ошибок и создания просветов – мнущаяся резинка (клячка). Растирать уголь удобно подушечками пальцев, но иногда, чтобы не испачкать рисунок, лучше взять торшон, свернутый валиком, ватные палочки или бумажные салфетки.

С какой силой надо нажимать на уголь, чтобы получились светлые и темные тени, вы научитесь определять со временем. А пока запомните, что на тонкий угольный стержень нельзя сильно надавливать, иначе он будет крошиться и пачкать рисунок.

Уголь идеально подходит для рисования с натуры, так как его легко стирать. К тому же он прекрасно передает светлые и темные тона.