Избушка на курьих ножках что означает. Как выглядит швейцарская избушка на курьих ножках. Любителям истории. Происхождение избушки на курьих ножках

Люди склонны бояться и уничтожать то, что их шокирует или пугает. Рыба капля, фото и видео которой вы найдете у нас — самое несчастное существо на планете. Из-за своего «странного» на взгляд человека вида, эту обитательницу морских глубин просто уничтожают ради того, что бы посмотреть или продать, как сувенир.

Самое «печальное» животное на планете

Подводный мир удивителен и разнообразен. Среди его обитателей можно встретить как довольно привычных существ, так и необычных, а, порой, даже странных. Наиболее распространенными представителями водной фауны были и остаются рыбы – животные с плавниками и хвостом, тело которых покрыто чешуей. Однако, среди рыб есть довольно редкие виды, с необычной внешностью и не менее удивительным образом жизни.

Внешний вид и среда обитания рыбы-капли

Глубоко под водой, в водах Атлантического, Тихого и Индийского океанов, живет рыба, которую, на первый взгляд, и рыбой то назвать затруднительно. Речь идет о рыбе-капле (научное название, на латыни – «Psychrolutes marcidus»). Что же это за рыба такая? Она относится к семейству психролютовые, отряду — лучеперые.

Внешность рыбы-капли напоминает бесформенную студенистую массу, хотя ученые все-таки относят ее к костным рыбам. В отличие от привычных нам представителей водных позвоночных животных, у рыбы-капли нет на теле ни единой чешуйки. А плавники почти невозможно отличить от общей формы тела, их можно назвать неким «слабым подобием плавников».

Эти рыбы вырастают не больше 70 сантиметров в длину, а вес их не превышает 9,5 килограммов. Зато природа наградила это создание огромными глазами, которые всегда «грустят», большим мясистым носом и широким ртом, с будто очерченными губами.


Средой обитания рыбы-капли являются подводные глубины. Не всем обитателям водного мира под силу проживание в таких условиях. Толща воды слишком сильно давит на тело на большом расстоянии от поверхности. Как же рыбе-капле удалось приспособиться? Все благодаря строению и составу ее тела.

Дело в том, что плотность самой рыбы меньше плотности воды на большой глубине, а, кроме того, ее воздушный пузырь создает то самое вещество, гель, из которого и образовано все тело рыбы-капли. Такое студенистое тело и позволяет ей передвигаться глубоко от поверхности воды. Еще одной особенностью этой удивительной рыбы является полное отсутствие мускулатуры, поэтому ее плавание со стороны выглядит как неловкие движения.

Питание рыбы-капли

Основной пищей для рыбы-капли являются моллюски и мелкие ракообразные. На больших глубинах такой еды очень много, поэтому, чтобы «пообедать», рыба просто открывает свои большой рот, а еда сама заплывает к ней.


Размножение рыбы-капли

Ученые долго исследовали эту труднодоступную и таинственную рыбку, но им все же удалось установить, что рыба-капля – это самый заботливый родитель среди всех рыб. Свое маленькое потомство эти рыбы окружают невероятной заботой и ни на миг не оставляют мальков, пока те не окрепнут и не станут вполне самостоятельными рыбами.

Наверняка, каждый хотел бы посмотреть своими глазами на это чудесное создание природы, но из-за того, что эта рыба живет очень глубоко под водой, у человека редко выпадает шанс увидеть ее вживую. Однако, бывали единичные случаи, когда рыбу-каплю из-за сильных волн выкидывало прямо на берег.


Нельзя сказать, что эти необычные рыбы пользуются большим спросом у любителей морской продукции, но в некоторых странах Восточной Азии рыба-капля считается деликатесом. Кроме того, многие рыболовы прямо таки охотятся за этими необычными существами, чтобы потом продать эту редкую рыбку как сувенир за немалые деньги. Поэтому, как сказал один канадский профессор, у этой печальной на вид рыбки есть много причин, чтобы быть несчастной.

Все мы не раз видели рыб и прекрасно знаем, что они собой представляют. Это покрытые чешуей, обитающие в воде холоднокровные животные, плавающие с помощью плавников и хвоста и, дышащие жабрами. Но в удивительном по красоте подводном океаническом мире встречаются оригинальные экземпляры, которых с трудом можно назвать рыбами, но тем не менее, это так.

К одному из подобных видов относится и рыба-капля , обитающая в глубинных водах Тихого, Индийского и Атлантического океанов. По латыни она называется Psychrolutes marcidus , а в английском языке носит смешное название Blobfish .

Это поистине странное существо не имеет никаких внешних признаков, по которым ее можно было отнести к классу рыб. У нее полностью отсутствует чешуя, и имеется какое-то, слабо выраженное, подобие плавников. Тело рыбы-капли не превышает 70 см и представляет собой непонятную студенистую массу (до 9.5 кг) с большими грустными глазами, ртом и человеческим носом.

Рыба-капля живет так глубоко под водой, где другие живые существа жить не могут. Но благодаря плотности ее тела, несколько меньшей плотности толщины воды, она себя чувствует там прекрасно. Воздушным пузырем, имеющимся у рыбы вырабатывается тот самый студенистый гель, из которого она вся и состоит. Без него бы ей трудно было выдержать толщу воды и плавать. Да и плаванием ее неловкие передвижения, которые она совершает назвать трудно, ведь у нее отсутствуют какие-то либо мускулы.

Питается рыба-капля планктоном, котором насыщены места ее обитания. Она открывает медленно рот и еда заплывает туда самостоятельно. У людей практически нет шансов воочию полюбоваться на это грустное создание природы из-за глубоководной среды ее обитания. Однако иногда сильные волны выбрасывают рыбу-каплю на берег, да и в некоторых восточноазиатских странах она считается деликатесом. Трудность в добыче информации не позволяет много рассказывать об этой удивительной рыбе.

Но совсем недавно ученые установили один интересный факт. Удалось выяснить, что рыбы-капли являются самыми заботливыми родителями из всех существующих видов рыб. Они окружают своих мальков трогательной заботой, пряча их в самых укромных уголках подводного царства и никогда не оставляют их одних, пока те не вырастут. Несмотря на такой странный внешний вид, ученые смогли отнести рыбу-каплю к классу костных рыб, отряду лучеперых и к подотряду скорпенообразных.

Эта рыба очень необычная. Из-за своей внешности ее посчитали самым страшным животным на планете. Об этом существе мало чего известно, так как рыба-капля ведет скрытный образ жизни.

Внешний вид рыбы капли

У этого подводного животного совсем нет чешуи. Имеются у рыбы хвост и маленькие плавники. Вся она бледно-розового цвета или бежевого. Рыба-капля похожа на застывшее желе, это ей придает способность хоть как-то плавать, ведь у нее очень маленькое количество мышц.

Тело существа походит на каплю, поэтому его так и назвали. Вес достигает до 10 кг, но обычно меньше. Длина рыбы никогда не превышает 68-70 см. У водного «желе» печальное, грустное (иногда злое или недовольное) выражение лица, свешенный вниз нос, грустный рот. А вообще этот дар природы очень похож на лысого старика, что делает его еще и смешным.

Питание и размножение рыбы капли

В еде рыба-капля не очень разборчива. Обычно она ест планктон или мелких рачков (в ее местах обитания их много). Рыба открывает свой большой рот и ждет, пока добычи достаточно влезет в пасть. Иногда, она может полакомиться ракообразными, например креветками.

Недавно ученые узнали, что рыба-капля самый хороший и заботливый родитель из семейства рыб. Вылупившийся мальков создание природы охраняет от голодных хищных рыб. Родители постоянно беспокоятся за свое потомство, поэтому окружают деток нежной заботой и никогда не оставляют мальков без присмотра, пока те не станут взрослыми. Выросшее потомство самостоятельно живет и ищет пищу. Об размножении этих созданий ученные практически ничего не знают.

Живет рыба-капля на больших глубинах, куда не проникает солнечный свет. Там комфорт и меньше хищников (акул, мурен).

Враги рыбы капли

Врагов у взрослых рыб очень мало. ими не питается практически никто, а детеныши погибают чаще от естественных причин.

В одних странах эту рыбу считают деликатесом, а в других даже притрагиваться боятся (говорят, что она не съедобна). Некоторые ученые считают, что рыба-капля совсем не рыба. Так как у грустного существа отсутствует чешуя, а вместо нее мягкое и слизистое тело. Да и плавнички слишком маловаты для такой массы.Рыбы-капли одиночки. Иногда они могут держаться небольшой стайкой из 2-3 особей. Это создание природы стало очень редким, удивительно, ведь его мало кто ловит и ест. Люди подразумевают, что это происходит из-за долгого размножения.

В музее истории Москвы помимо всяких ложек-поварешек существует экспозиция, на которой представлена реконструкция так называемого «домика мертвых» дьяковской культуры.

Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров - предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.

Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.

Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства...

ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ

«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.

Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

РУССКИЕ - НЕ СЛАВЯНЕ

Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):

«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).

Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.

Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.

И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):

«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.

Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)

В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.

Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.

В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.

Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».

Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами

Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».

Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских - финно-угры Московии - хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.