Из истории русских имен и фамилий. Домашнее задание: дифференцированно

Урок окружающего мира в 3 кл.

«История происхождения имен, отчеств, фамилий»

Цели. Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств; воспитывать любовь к родным, семье; продолжать работу над формированием дружного коллектива.

Ход урока.

1 Мотивация.

2. Актуализ. опорн. знаний.

Как называлась наша страна?

Как сейчас?

Что значит: Федерация?

Что входит в состав России? (республики, округа, края, области)

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

3.Формул. темы урока и целей.

Уч. с.39 Ответы на вопросы.

Сегодня мы поговорим с вами об именах, отчествах, фамилиях.

4. Работа по теме.

В группах. 1. Как рождалось имя?

Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын-первенец – назвали его Первушей, третий – Третьяк. Если родилась девочка весной – давали ей имя Веснянка; мальчик зимой родился в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Новожил, Татарин, Казанец.

2. Как рождалось имя? Ответ из учебника с 40.

Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени ребенка.

Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

В старинных народных песнях и былинах часто можно встретить такие строки:

– А как звать тебя, добрый молодец,

Как величать-то тебя

Да по имени, по отечеству?

Отечество, или отчество , – это наименование человека по отцу. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: "Добрый вечер, Ильинична!"

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Группа №3. Когда появились фамилии? Откуда пришло слово?

Фамилии возникают у разных народов в разное время. В России они появились в 19 веках. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Живет человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передается по наследству. Затем Кузнецовы становятся людьми разных профессий – врачами, сапожниками, учителями, – но фамилия остается.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Группа №4.

Как образовались фамилии?

Ответ из учебника с.43-44

Составь схему: Фамилии произошли:

Группа №5. Обсудите картинки на с.44 и расскажите: Почему сына назвали Сновид.(с.45)

– Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня "Галька".

– Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: "Эй, ты!"

– Права ли Галя?

– Ребята, прочитайте имена.

На доске написано: Света, Коля, Женя, Петя, Лена.

– Назовите имена мальчиков, девочек.

Дети. Мальчики – Коля, Женя, Петя.

– Девочки – Света, Женя, Лена.

У. Каким именем можно назвать и девочку, и мальчика? Как оно будет звучать?

Д. Женя. Мужское имя – Евгений, женское – Евгения.

На доске:

Валя, Саша

У. Чем интересны эти имена?

Д. Так можно назвать и мальчика, и девочку.

У. Образуйте полные женские и мужские имена.

Д. Валентин – Валентина.

– Александр – Александра...

На плакате написано имя Федор.

У. Образуйте от мужского имени женское.

Д. Федора.

У. Где вам встречалось такое имя?

Д. У Чуковского – "Федорино горе".

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках....

У. Как можно различить этих девочек?

Д. По фамилии.

У. А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

Дети отвечают.

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?

Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.

У. Знаете ли вы, что есть чемпионы среди имен? Имя вождя индейского племени состояло из 122 букв. Когда он умер, не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить на надгробном камне его имя. А самое короткое имя было обнаружено в Бирме. Житель этой страны имел имя, которое на письме выражалось одним лишь значком "".

Ученик 13. В русском языке нет имен-чемпионов, но встречаются фамилии из 20–25 букв: Овсянников-Куликовский, Каронин-Петропавловский. Самые длинные русские имена колеблются обычно в пределах 9–12 букв: Пантелеймон, Аполлинарий, Олимпиада, Александрина.

У. А сейчас мы проведем викторину.

1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя.)

2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Яна, Ада, Зоя, Аза, Тит, Нил.)

3. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Соня.)

4. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Тит, Аза, Ада, Анна, Алла.)

5. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-поль.)

6. Назови имя девочки, которое состоит из двух имен – мальчика и девочки. (Антон-ина.)

7. Как зовут президента нашей страны? (Владимир.)

9. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

10. Назови первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

11. Как зовут директора (завуча) нашей школы? (...)

12. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя.)

1. "Угадай по голосу". Ребенок-ведущий стоит спиной к классу, учитель просит кого-то (рукой или кивком головы) назвать имя стоящего. Если ребенок-ведущий угадал, кто говорил, – садится, а выходит тот, который назвал имя.

2. На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Вызываются девочка и мальчик, которые по очереди называют имя.

3. "Скажи скороговорку"

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Ильюшки бьются.

Лара у Вали играла на рояле.

Исполняется песня "Я, ты, он, она – вместе целая страна".

Рефлексия.

Д.З. Написать и нарисовать на альб. листе: Что обозначает твое имя. Читать с.40-45.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Значение фамилий».

Цель урока: знакомства с происхождением фамилии и его значением; развитие речи и общего кругозора учащегося; развитие познавательного интереса путем вовлечения учащегося в ходе выполнения задания в непринужденной обстановке; привлечение родителей в учебный процесс, помощь и поддержании интереса учащегося в поисковой работе; привития умения работать с электронными источниками, в перспективе — развить и закрепить умения в ориентирование учащегося к самостоятельным поискам в проектной деятельности; дальнейшее развитие поисковой работы.

Оборудование и материалы: 1. специализированное компьютерное оборудование; источники информации ПОИСКА из интернета

Ход урока: 1. Организационный момент. Повторение пройденной темы. - На прошлом уроке мы прошли тему « Значение имен». Благодаря этой теме мы узнали о значении имён. Например: что имя Никита означает «благородный», Софья - «мудрая», Виктория - «победа» и также значение др.имен. Так например, что имена Георгий, Егор и Юрий - означаютя одно и тоже, что Иван, Иоанн и Ян — имеют одно значение. Раньше на Руси имя Иван звучало Иоанн (из истории мы знаем Иоанна IV (Ивана Грозного), по-польски имя Иван звучит Ян. Скажи, пожалуйста, что означает твое имя Иван? (дар Бога). Имя данное человеку имеет огромное значение в жизни, что в характере или во внешнем облике человека присуще что-то из значения имени. Новая тема. А сегодня мы поговорим на тему «Значение фамилии». Раньше люди не имели фамилий (например как в сказке про старика Хоттабыча (его звали Гассан Абд-урр-ахман ибн Хоттаб. Ведь «Гассан» — это нечто вроде «Красавчик», слово «Абд-ур-рахман» и означает «раб Аллаха всемилостивого», а «Хоттаб» следует переводить как «ученый мудрец, способный читать священное писание». И арабское «ибн» и русское «вич» имеют один и тот же смысл — значит «сын такого-то», в данном случае сын Хоттаба- Хоттабыч). В основном в России фамилии произошли из имени. Например фамилия Иванов произошли из имени... Иван (сын Ивана). Сейчас посмотрим значение некоторых фамилий. Прочитаем и осмыслим. Закрепление новой темы. Как ты думаешь какого значение фамилии Миронов, Борисов, Николаев …? Ввод в поисковую работу. Интересную информацию про свою фамилию дал Дима Катюшин. Его фамилия произошла от имени...Катюша. Странно, ведь обычно имена происходят из мужских имен или прозвищ. Но оказалось когда в стародавние времена мужчин забирали в армию аж на 25 лет (не как сейчас 1-2 года), то конечно главой семьи оставалась старшая по возрасту женщина. Это могла быть жена, сестра или кто-либо из семьи. В истори возникновения фамилии Катюшин — главой семьи осталась Катюша, откуда пошла эта фамилия Катюшин. Эту информацию помогли найти семья Димы (это мама Ольга Николаевна, сестра Надя, брат Саша). Сейчас мы посмотрим значение фамилии Зикрач и что еще можно найти с помощью интернета (нам поможет Sarati поисковая система). Входим в Safari, в поиска Google вводим: значение фамилии Зикрач, нажимаем Enter (дальше по инструкции) Итог урока. О чем говорили на уроке? Что понравилось? Что не понравилось? Что запомнилось больше всего? Как можно использовать добытую информацию? Домашнее задание. Предлагаю сделать древо семьи. И также включиться всей семьей в поиск родословной из дворян, чтобы в последующем ваши внуки - дети Вани могли гордиться своими корнями. Представление информации о фамилии Зикрач

О моей фамилии Зикрач.

Фамилия моей семьи редкая в нашем северном краю, но на Украине, в Белорусии, Сербии и Польше она достаточно часто встречается. В интернете я находил объяснение, что на старославянском языке "Зикрач"- "сизоглазый". Хотя "зикры" переводится как глаза, в Польше есть даже такое выражение "зикратый", то есть "глазастый". Первое упоминание о фамилии Зикрач восходит из Нового Кырлая (Республика Татарстан). В архивах города Новгород-Северский - упоминается стрелец Никифор Зикрач (1548). Латиницей - Zikrach или прозвище Зикрач. Имеется много упоминаний о казаках, носивших мою фамилию. Так же упоминаются несколько кадетов, участвовавших в гражданской войне с фамилией Зикрач, много людей среди интилигенции (учителя, библиотекари). Наша ветвь фамилии идет с Украины и Кавказа, хотя некоторые утверждают, что первый Зикрач был поляк, и в роду даже не было черноволосых и темных, переодически проскальзывают блондины с польской внешностью. И есть информация, что была знатная и известно, что кто-то умудрился жениться на цыганке и семья от него отреклась. Вот и пошли черноволосые Зикрачи как я, мой папа и дедушка. Мой дедушка живет в Украине, он фермер. У него большие поля на которых он выращивает овощи, зерно и подсолнухи. А моя бабушка по папиной линии Энгилина Константиновна Зикрач вошла в историю Якутии как одна из женщин-ученых изучавших Северное сияние. Она работала в институте космофизики с начала его открытия и написала свыше 60 ученых трудов. Я горжусь своей фамилией! И когда я приезжаю в отпуск к дедушке я вижу как много у меня родственников. Для встреч с ними приходится ставить много столов!

Просмотр содержимого документа
«ЗНАЧЕНИЕ ФАМИЛИЙ. КОНСПЕКТ УРОКА»

Русский язык 3 (4) класс

Тема урока: «Значение фамилий».

Цель урока:

знакомства с происхождением фамилии и его значением;

развитие речи и общего кругозора учащегося;

развитие познавательного интереса путем вовлечения учащегося в ходе выполнения задания в непринужденной обстановке;

привлечение родителей в учебный процесс, помощь и поддержании интереса учащегося в поисковой работе;

привития умения работать с электронными источниками, в перспективе - развить и закрепить умения в ориентирование учащегося к самостоятельным поискам в проектной деятельности;

дальнейшее развитие поисковой работы.

Оборудование и материалы: 1. специализированное компьютерное оборудование;

источники информации ПОИСКА из интернета

Ход урока: 1. Организационный момент.

Повторение пройденной темы.

На прошлом уроке мы прошли тему « Значение имен». Благодаря этой теме мы узнали о значении имён. Например: что имя Никита означает «благородный», Софья - «мудрая», Виктория - «победа» и также значение др.имен. Так например, что имена Георгий, Егор и Юрий - означаютя одно и тоже, что Иван, Иоанн и Ян - имеют одно значение. Раньше на Руси имя Иван звучало Иоанн (из истории мы знаем Иоанна IV (Ивана Грозного), по-польски имя Иван звучит Ян. Скажи, пожалуйста, что означает твое имя Иван? (дар Бога). Имя данное человеку имеет огромное значение в жизни, что в характере или во внешнем облике человека присуще что-то из значения имени.

Новая тема.

А сегодня мы поговорим на тему «Значение фамилии». Раньше люди не имели фамилий (например как в сказке про старика Хоттабыча (его звали Гассан Абд-урр-ахман ибн Хоттаб. Ведь «Гассан» - это нечто вроде «Красавчик», слово «Абд-ур-рахман» и означает «раб Аллаха всемилостивого», а «Хоттаб» следует переводить как «ученый мудрец, способный читать священное писание». И арабское «ибн» и русское «вич» имеют один и тот же смысл - значит «сын такого-то», в данном случае сын Хоттаба- Хоттабыч). В основном в России фамилии произошли из имени. Например фамилия Иванов произошли из имени... Иван (сын Ивана).

Сейчас посмотрим значение некоторых фамилий. Прочитаем и осмыслим.

Закрепление новой темы.

Как ты думаешь какого значение фамилии Миронов, Борисов, Николаев …?

Ввод в поисковую работу.

Интересную информацию про свою фамилию дал Дима Катюшин. Его фамилия произошла от имени...Катюша. Странно, ведь обычно имена происходят из мужских имен или прозвищ. Но оказалось когда в стародавние времена мужчин забирали в армию аж на 25 лет (не как сейчас 1-2 года), то конечно главой семьи оставалась старшая по возрасту женщина. Это могла быть жена, сестра или кто-либо из семьи. В истори возникновения фамилии Катюшин - главой семьи осталась Катюша, откуда пошла эта фамилия Катюшин. Эту информацию помогли найти семья Димы (это мама Ольга Николаевна, сестра Надя, брат Саша).

Сейчас мы посмотрим значение фамилии Зикрач и что еще можно найти с помощью интернета (нам поможет Sarati поисковая система). Входим в Safari, в поиска Google вводим: значение фамилии Зикрач, нажимаем Enter (дальше по инструкции)

Итог урока.

О чем говорили на уроке? Что понравилось? Что не понравилось? Что запомнилось больше всего? Как можно использовать добытую информацию?

Домашнее задание.

Предлагаю сделать древо семьи. И также включиться всей семьей в поиск родословной из дворян, чтобы в последующем ваши внуки - дети Вани могли гордиться своими корнями.

Представление информации о фамилии Зикрач

О моей фамилии Зикрач.

Фамилия моей семьи редкая в нашем северном краю, но на Украине, в Белорусии, Сербии и Польше она достаточно часто встречается. В интернете я находил объяснение, что на старославянском языке "Зикрач"- "сизоглазый". Хотя "зикры" переводится как глаза, в Польше есть даже такое выражение "зикратый", то есть "глазастый".

Первое упоминание о фамилии Зикрач восходит из Нового Кырлая (Республика Татарстан). В архивах города Новгород-Северский - упоминается стрелец Никифор Зикрач (1548). Латиницей - Zikrach или прозвище Зикрач. Имеется много упоминаний о казаках, носивших мою фамилию. Так же упоминаются несколько кадетов, участвовавших в гражданской войне с фамилией Зикрач, много людей среди интилигенции (учителя, библиотекари). 
Наша ветвь фамилии идет с Украины и Кавказа, хотя некоторые утверждают, что первый Зикрач был поляк, и в роду даже не было черноволосых и темных, переодически проскальзывают блондины с польской внешностью. И есть информация, что была знатная и известно, что кто-то умудрился жениться на цыганке и семья от него отреклась. Вот и пошли черноволосые Зикрачи как я, мой папа и дедушка.

Мой дедушка живет в Украине, он фермер. У него большие поля на которых он выращивает овощи, зерно и подсолнухи. А моя бабушка по папиной линии Энгилина Константиновна Зикрач вошла в историю Якутии как одна из женщин-ученых изучавших Северное сияние. Она работала в институте космофизики с начала его открытия и написала свыше 60 ученых трудов. Я горжусь своей фамилией! И когда я приезжаю в отпуск к дедушке я вижу как много у меня родственников. Для встреч с ними приходится ставить много столов!


Конспект учебного занятия в рамках внеурочной деятельности

«Наши фамилии (Путешествие в страну Ономастика)»

Цели учебного занятия:
1. Познакомить учащихся с историей появления фамилий, отчеств. 2. Выявить и расширить знания о своём имени, родословной своей семьи. 3. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, интереса к истории своей семьи 4. Формировать представления детей об исследовательской деятельности. 5. Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Форма урока
: урок путешествие.
Подготовка к уроку:
1. Учащиеся заполняют таблицу «Фамилии моей семьи». 2. Учитель составляет - списки фамилий для конкурса «Передай привет и поклон землякам» (3); - Списки фамилий для конкурса «Как звали предка»; - листы для выполнения задания «Сконструируй фамилии»; - карту; - навигатор (список терминов).
Оформление доски:

Ономастика – страна имён

« Нет ничего более приятного для человеческого слуха, чем звук собственного имени» Народная мудрость «Нет средь живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, Имя, как радостный дар, от родимых своих получает…» (Гомер) По ходу занятия к доске прикрепляются листочки с терминами. Ономастика – наука об именах собственных, “onoma” – имя. Святцы – церковный календарь с указанием памятей святых и круга церковных праздников. Ход занятия: 1. Введение в тему. Знакомство с целями занятия. - Путешествовать любят все. Сегодня мы отправимся в путешествие, нас ждёт страна с необычным названием - Ономастика. Послушайте загадку: Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими. (Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть.) Да, это имя. И я надеюсь вы догадались, что ономастика – это…. страна имён. «Онима» в переводе с греческого языка означает имя. - Вы знаете, что значат ваши имена? Представимся друг другу. (Встаём в круг и рассказываем о значении имени). О целях занятия, распределение на команды. Объявление маршрута.
Страна Ономастика огромна. В ней есть долина Зоонимов (кличек животных), река Топонимов (географических названий), море Космонимов(астрономических названий), но наша цель – город Антропонимика(имён людей). Вот он уже приближается, а на окраине мы видим старинный замок – Исторический музей. Здесь можно узнать о том, как появились имена, фамилии и отчества. 2. Сообщение о появлении отчеств и фамилий. Презентация. 3. Упражнение на конструирование фамилий. Впереди сверкает тонированными витражами современный офис. Это конструкторское бюро. Здесь моделируют фамилии. Поможем и мы. Задание: от данного имени образовать как можно больше фамилий: Иван, Пётр, Василий. 4. Упражнение на узнавание фамилий, характерных для нашей местности. Шагаем дальше по тротуару широкой улицы, которая приводит нас на площадь Приволжское землячество. Как вы думаете, кто здесь живёт? Вам нужно передать привет и поклон своим землякам, жителям сёл Екатериновка и Давыдовка. Найти их нужно по списку фамилий. Задание: найди своих земляков по фамилии. 5. Упражнение по определению древнерусского, языческого имени на основе фамилий. В этой сказочной страневечное лето. Что-то становится жарко, а вон впереди синеет озеро. У него поэтичное название – Седая старина. Оно хранит тайны древних имён. Попробуем разгадать эти тайны, и мы узнаем, как называли детей на Руси до принятия христианства. Вам даны списки фамилий, которые образованы от языческих, древнерусских имён. Подумайте и назовите эти имена. 6. Фамилия - история семьи.
Потихоньку добираемся до южной окраины города. Шумят вековые деревья – это парк Памяти. - Почему в городе Антропонимика есть такой парк? (ВЫВОД) - Вы собрали материал о фамилиях своей семьи. Закрепите его на доске. Имена, отчества, фамилии хранят память о ваших предках, эта наша обязанность помнить людей, подаривших нам жизнь. Это ваш подарок стране Ономастика
7. Итог урока
Ребята, неважно, какая у вас фамилия – красивая или не очень, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». Многие ваши таланты, навыки перешли к вам по наследству, от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. Вам также передаются подарки. Вручение «фамильных» грамот.