Итальянские народные танцы названия. Итальянская народная музыка: лоскутное фольклорное одеяло. Народные танцы Италии

Добавлена: 06.06.2013

В Италии танец всегда считали обязательным компонентом при сборе народа по какому-либо поводу: ярмарки, праздника, карнавала, свадьбы и т.д.

Танцующие получали огромное удовольствие от самого процесса, а остальные просто стояли в сторонке и наслаждались танцующими парами. В итальянских городах до сих пор организовывают праздники, в особенности летом, где каждый может потанцевать.

В зимние месяцы танцы организовывали в помещениях, зато наступало раздолье летом, танцевали везде - на природе, на городских площадях, на угольных складах. В Италии каждый регион имеет свою типичную манеру танцевать - свой типичный танец.

Больше всех остальных итальянских танцев известны сальтарелла и тарантелла.

Сальтарелла - типичный римский танец, который возник в 16 веке, очень распространен в центральной части Италии до сих пор. Существуют и региональные варианты данного танца, например, сальтарелла из области Эмилья-Романья или из Болоньи.

Сальтарелла - один из самых старых народных танцев, который исполняют парами или группами, так сказать, шаркающими движениями. Ритм в этом танце задает тамбурин.

Тарантелла распространена на юге страны, раньше была танцем-ухаживанием. С ее историей связано немало легенд: именем, которое носит этот танец, он обязан городу Таранто, что находится на юге Италии, или же пауку-тарантулу, от укуса которого спасал этот танец.

По городам Италии 16-го века странствовали оркестры, под их игру и плясали укушенные этим пауком. Музыка тарантеллы характеризовалась необычайно живым ритмом с бесконечными повторами и резкими переходами, которые были способны оказывать «гипнотическое» действие по выведению яда из человеческого организма. В то время народ верил во все эти легенды.

Итальянский народный танец pizzica-pizzica. Этот танец возник в более ранний период, он очень напоминает тарантеллу. Обязательным его элементом служит платок, подаренный мужчине женщиной.

Танец spallata известен в регионах Кампанье, Молизе, Базиликате и Пулье. Примечателен этот танец тем, что в его основе лежит удар плечом, который танцор должен нанести своему соседу.

В этом танце нет ограничений по количеству танцующих, его могут исполнять как пары одного пола, так и множество собравшихся в круг людей.

Каждый из этих танцев способен выразить стиль жизни итальянцев, а также их особую темпераментность и пылкость.

Итальянские танцы представляют собой выражение души, и всей характерной натуры итальянцев, как нации. А танцевать итальянцы очень любят.

Считается, что название популярного итальянского танца по имени тарантелла происходит от имени одного из итальянских городов – Таранто. Любителям экзотики, однако, нравится думать, что это название родилось из жуткого и древнего средневекового обряда, во время которого обреченного человека закрывали в небольшой комнате, полной ядовитых пауков-тарантулов. Жертва принималась прыгать, избегая укусов, а мучители снаружи задавали темп этим отчаянным прыжкам, играя на барабане. Сначала медленный, ритм всё убыстрялся, жертва невольно следовала ему, в результате падала в изнеможении. Третья теория возникновения тарантеллы опять же касается вредоносных тарантулов, которых действительно было слишком много на юге Италии, и которые обвинялись в странной болезни, происходящей якобы от их укусов. Единственное лекарство – безумные скачки для того, чтобы разогнать кровь и победить этим действие яда.

Мрачная средневековая церковь, и без того обвинявшая женщин во всех смертных грехах, назвала тарантеллу воплощением женской похоти, что стало поводом для запрета на этот танец . Но народную песню, разумеется, ни убить, ни задушить невозможно, тарантелла становилась всё популярней, дошло до того, что сам кардинал повелел исполнять весёлый танец при своём дворе.

Распространилась за пределы Италии, даже в Нидерландах крестьяне порой бросали все домашние дела для того только, чтобы предаться безумным пляскам. Современные учёные обвиняют их в том, что неистовый танец стал просто поводом для того, чтобы устроить незапланированную разнузданную пирушку и немного сбросить с себя груз вечных забот. Многие находят весьма схожими движения итальянской тарантеллы и знаменитой лезгинки. Ведь кавказская так же, как и ее итальянский собрат имеет с арсенале множество прыжковых и скочковых элементов, и невероятную скорость движений ногами. Ну и, конечно, нельзя не отметить схожесть манеры исполнения танца с точки зрения характера - это невероятный темперамент при всей своей внешней грациозности.

Ещё один народный итальянский танец, основанный на прыжках и подскоках – сальтарелла. Он очень популярен в Романьи, Сан-Марино и Абруццио. Начало тихое и медленное: партнёр вежливыми поклонами приглашает даму на танец, а та кокетничает и делает вид, что ей совсем не хочется танцевать . Затем звучит удар барабана, служащий сигналом к началу прыжков. Темп сальтареллы постоянно увеличивается, поэтому хорошая физическая форма и сила партнёров только приветствуется. Есть и хороводные разновидности сальтареллы, во время исполнения которых, все участники стоят в плотном кругу, тесно прижавшись и наклоняясь вперёд, соприкасаясь головами и плавно раскачиваясь в ритме движения ног. А в Марче сальтарелла исполняется под удары бубна, которые должна производить почему-то непременно пожилая женщина.


Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.


Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.


Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.


Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.

Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.


Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.

Считается, что традиционные итальянские танцы начали формироваться в XV веке. До этого танцевальные движения итальянцев не отличались разнообразием и не имели четких закономерностей и правил.

Эпоха Возрождения изменила отношение к Богу и к культуре в целом. Изменился характер итальянских танцев – появилась легкость, плавность, быстрота в движениях. Шагообразные плавные комбинации стали переходить в так называемые балли – легкие движения в быстром темпе. В танцах появился символизм – держа полную стопу на полу, танцующий как бы соединялся с Землей, вставая на носки – стремился к Божественному.

Знатные итальянцы приглашали хореографа Гульермо Эбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro) и Доменико делла Пьяченца (Domenico della Piacenza) известного в XV веке теоретика по танцевальному искусству, для создания культурного наследия страны. Благодаря этим людям появились новые танцевальные движения, старые танцы были переработаны, многие па были взяты из культуры других народов.

Представляем для вас список самых зажигательных старинных и современных итальянских танцев:

Гальярда (Gagliarda) – в переводе «веселый» – считается старейшим танцем в Италии. Гальярду исполняли в паре или соло. Основными чертами танца являются скачки и комбинация пяти па. Со временем Гальярда приобрела обыденную чопорность придворных танцев, стала медленной, а к концу XVII века перешла в музыку. После Италии этот танец получил распространение в других станах западной Европы. Гальярда была любимым танцем английской королевы Елизаветы I, и несмотря на быстроту темпа, она танцевала его и в немолодые годы.

  • Смотрите также:

Тарантелла (Tarantella) – зажигательный энергичный танец, популярный в южной италии, особенно в Калабрии и на , хотя классическим вариантом считается неаполитанская тарантелла.

По одной из версий название танца происходит от названия итальянского города Таранто. Согласно другой легенде, тарантелла была способом излечиться от безумия, вызванного укусом тарантула «тарантизма». Быстрый темп, скачки танца якобы помогали разгонять кровь и противодействовать яду паука. В XVI веке по улицам гуляли специальные оркестры, под музыку которых народ часами танцевал тарантеллу. Пары или отдельные танцоры образуют круг во время танца, двигаясь по часовой стрелке, потом неожиданно меняя направление.

Музыка для танца игралась на гитарах, флейтах, ударных или клавишных инструментах, часто сопровождаясь пеним и тамбуринами или кастаньетами в руках танцоров. В средневековье церковь сочла танец воплощением женской похоти и запретила его. Но уже во времена кардинала Барберини танец вновь был разрешен и стал исполняться при дворе. В наше время тарантеллу иногда танцуют на итальянских свадьбах и на Notte della Taranta фестивале проходящем в Мелпигнано.

Пиццика (Pizzica) – один из видов тарантеллы, родом из Саленто, широко распространенная в , Базиликате и Калабрии.

Так и тарантеллу, пиццикатанцуется в кругу, сопровождаемая жестикуляцией рук и резкими поворотами. Но в отличие от тарантеллы, пиццику исполняют только дуэтом.

На праздниках в кругу семьи, пару могут составлять однополые родственники. В былые времена обязательным атрибутом танца был платок на плечах женщины. Сам танец похож на ухаживание, когда дама ускользает, а кавалер старался добиться ее расположения, а именно забрать платок. Существует вариант танца с мечами, когда разыгрывались сцены сражений и дуэлей.

Бергамаска

Бергамаска (Bergamasca) был танцем крестьян провинции , но быстро стал популярен среди других сословий западной Европы.

Например, заключительным танцем в первой сцене пятого акта комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» был именно бергамаска. Это ритмичный, оживленный танец под соответствующий четкий музыкальный аккомпанемент. И хотя танец вышел из моды, осталось богатое музыкально наследие в композициях Баха, Дебюсси, Росси и других композиторов.

Сальтарелла

Сальтарелла (Saltarello) – популярный в эпоху Возрождения музыкальный жанр, в XVIII веке возродившийся в качестве танца. С итальянского saltare переводится как «прыгать», что отражено в движениях танца – прыжки, поклоны и обороты.

Танец начинается медленно, кавалер приглашает даму на танец, а та делает вид, что не хочет танцевать. После раздается сигнал к началу активных движений, и по ходу танца темп музыки нарастает. С середины XX века сальтарелла популярен на свадьбах, праздниках в честь завершения сбора урожая и карнавалах. Музыка сальтареллы дошла до нас в сюитах и увертюрах Берлиоза, Мендельсона, Кастельоно.

Павана

Павана – медленный придворный бальный танец, который в XV веке пришел на смену бас-дансу.

Павана (La pavana) отличалась изяществом движений, вычурностью манер и торжественностью. Придворные облачались в парчу и бархат, кавалеры носили плащи и шпаги, а платья дам украшали шлейфы. Весь танец состоит из простого или двойного шага, или их комбинации, с периодическими реверансами и сменой положения партнеров. Павану танцевали в начале празднеств и на балах, в народ он не ушел. Считается, что танец появился в городе Падуя и также его название схоже с латинским вариантом слова «павлин» – «pavo».

Танцы Сардинии

Народные танцы исполнялись, как правило, во время религиозных праздников, в честь удачного урожая или охоты. Часто танцевали вокруг костра, взявшись за руки, тем самым символизируя единение с коллективом. Некоторые танцы, например ballu antigu танцевали без музыки, под пение одного человека. Танец ballu tzivile напоминает движениями польку или мазурку, а во время танца serpentina танцоры образуют своеобразную змейку.

Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare - «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.

Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Искусство Италии является жемчужиной мирового искусства, и итальянские танцы входят в него как неотъемлемая часть. Их истоки берут начало в 15-ом веке. Первые известные итальянские учителя — Доменико делла Пьяченца из Марокко и еврейский хореограф Гуглиелмо Эбрео, которые обработали итальянские танцы и создали стилизованную форму. Часть фигур были придуманы ими, часть взяты из танцевальных традиций других народов.

Первоначально танцы исполнялись на одном уровне без прыжков, но затем они появились и стали называться балли, или балло. Их характерной особенностью является легкость и быстрый темп.

На итальянские танцы достаточно серьезное влияние оказала философия Возрождения. Согласно мировоззрению людей того времени человек должен был танцевать для Бога, и поэтому в движения закладывался сакральный смысл. Например, если танцор опускается на всю стопу, то он черпает силу из Земли для своего совершенствования, а если поднимается на носки – стремится своими помыслами к Богу.

Общие характеристики итальянского танца: быстрота движения; переходы с полной стопы на носок; переход от беспрыжковых па к легким балли.

Классификация танцев

  1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
  2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназначались для определенных празднеств.
  3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.

Известные танцы

  1. Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии. Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение – «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

  1. Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Тарантелла – это итальянский фольклорный танец. Его название произошло от Таранто (город в Италии) и паука тарантула, который как бы заставлял всех танцевать под свою дудку. Тарантелла на Итальянском языке (tarantella) - это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).

В каждом регионе Италии у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.

Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.

Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.

  1. Пиццика (pizzica)

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас это встречается гораздо реже.

Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

  1. Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare — прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ.

Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии».

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

  1. Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI - нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана – испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латинского pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Основные элементы костюмов

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка - «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» - узкой куртке без рукавов или с рукавами.

На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом, с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.

Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.

Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.

Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом - «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.

Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.

В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода - кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.

Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.

Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.

В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.

Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.

Мужчины носили чулки и штаны до колен.

Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал - «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.

Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.

В XV в. итальянки носили платье - «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.

Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).

Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.

Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.

Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.

В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева - рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.

В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего - короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.

В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу - отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.

Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер - вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.

Обувь

В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. У некоторых модниц подошва туфель была настолько толстой (иной раз до 30 сантиметров), что они не могли передвигаться без поддержки.

Украшения

Мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.
Тарантелла — визитная карточка Юга Италии.

Коллективы и личности

Заслуга культуры Италии также выражается в развитии искусства балета. Он зародился при дворах итальянских князей в эпоху Возрождения. Слово «балет» происходит от латинского слова «ballo», что в переводе означает «танцую», Под ним в конце 16 века в Италии понимали танцевальный эпизод в опере, который использовался для передачи определенное настроение. Позже балет перешел в самостоятельный вид искусства.

Итальянское танцевальное искусство произвело впечатление на французский двор, и в 17 веке балет переехал туда, а потом стал популярным во всей Европе. В наше время уровень балетного искусство Италии не менее высок чем раньше.