История струнно-смычковых инструментов. Струнные инструменты

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.

Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля - Закса они получили название «хордофоны».

История возникновения струнных инструментов

Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.

А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.

Смычковые струнные инструменты

Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.

Появившись в 15 веке, быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари - большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.

Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты - альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.

По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.

Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.

И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.

Струнные щипковые инструменты

Второй подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые - это сольные, часто любительские, инструменты. Самым распространенным среди них является гитара, применяемая в различных музыкальных жанрах начиная с 15 века и по сегодняшний день.

К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности - от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических.

История исполнительского искусства

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для учащихся IV курса

специальности «Инструментальное исполнительство» специализации «оркестровые струнные смычковые инструменты»


Составитель Калинина В.Н.

От составителя: учебное пособие охватывает исторический период от зарождения струнно-смычкового инструментария до середины XIX века.

1. Историческое развитие струнных смычковых инструментов.

2. Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров.

3. История формирования смычка.

4. Эпоха Возрождения. Расцвет скрипичного искусства в Западной Европе.

5. Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

6. Французское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

7. Скрипичное искусство Германии XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

8. Камерно-инструментальное творчество И.С. Баха. Сонаты и партиты для скрипки соло.

9. Мангеймская школа.

10. Камерно-инструментальное творчество композиторов Венской классической школы.

11. Становление и развитие жанров камерно-инструментальной музыки.

12. Скрипичное искусство в России от народных истоков до середины XIX века.

Приложение: звучат старинные струнные смычковые инструменты (видео).

Историческое развитие струнных смычковых инструментов

Сведения по истории смычковых инструментов не очень богаты и подробны. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые струнные инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим из них, по-видимому, был раванастрон .

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

Эрху

В настоящее время очень популярен китайский народный инструмент эрху - китайская скрипка, который по своей конструкции очень близок к древнему раванастрону.



Эрху - старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двухструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.


Кяманча

Очень похож на раванастрон, но уже более совершенен инструмент кяманча. Кяманча (Kamanche), Кеманча, – этнический (Персия, Иран) струнный смычковый инструмент XV века. "Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Длина классической кеманчи 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева, иногда из кокосового ореха. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Исполнитель держит инструмент вертикально и играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено.


Классическая кеманча. Кеман (был распространён в Армении).

Девушка, играющая на кеманче. Миниатюра 1662г.


Существуют различные теории происхождения скрипки: от смычковых инструментов, занесённых арабами в VIII в. в западноевропейские страны; от среднеазиатских, кавказских инструментов, от смычковых инструментов скандинавских и прибалтийских стран, от средневековой кроты, жиги, смычковой лиры .



Смычковая лира

Упоминания о смычковой лире обнаружены в сочинениях о музыке, относящимся к IX веку.

Наиболее распространена версия происхождения скрипки от средневековых инструментов типа фиделя и ребека. Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела (в романских странах) - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе XI веке и сохранялся в различных видах около шести столетий. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель Фидель


Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.

Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с VIII века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides - струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в X-XV веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.

Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали.

Классический ребек


Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека - G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.

На рубеже XIV – XV веков можно констатировать начавшееся ранее расслоение фиделеобразных инструментов и выявление двух ярко выраженных линий в его развитии. Одна из них, связанная с практикой народных музыкантов, социальное положение которых было низким и бесправным, привела к скрипке; другая, бытовавшая в придворно-замковой практике и соприкасавшаяся с лютней, привела к образованию семейства виол.

Давид Тенирс Младший. Дуэт. Джованни Беллини. Деталь алтаря

(ребек) церкви Св. Захария, Венеция 1505 г.

В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир.

Виола (итал. viola) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от XV до XVII столетия, хотя они появились намного раньше. В начале XI столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. Время происхождение виол неясно, это вероятно конец X столетия, когда в Европе был признан смычок. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.


Семейство виол (иллюстрация из трактата Михаэля Преториуса Syntagma musicum )

По сравнению со скрипками, виола была более длинная и легкая, и в результате производила менее интенсивный звук. В отличие от скрипки виола не имела характерной формы. Некоторые инструменты имели плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Все эти инструменты в подавляющем большинстве случаев располагали шестью струнами. Струны на виолах были размещены очень близко друг от друга, гриф был разделен ладами, - поперечными металлическими порожками, а подставка имела очень ничтожную выпуклость. Старинные виолы в основном были сведенные к четырем важнейшим видам в подражание вокальному квартету, излагались четырехголосно, то есть в оркестре виол им поручались четыре вполне самостоятельных голоса или партии. Все прочие разновидности виол (а их было довольно много) отличались друг от друга размером, звучностью, числом струн или внешним видом, но они никогда не были постоянными участниками смычкового оркестра.

Виолы

На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.

С XVII века виолы начали утрачивать своё значение, стали вытесняться скрипичным семейством. Несколько дольше удержались виола да гамба и виоль д`амур (виола любви).


Карл Фридрих Абель.

Виола да гамба (итал . viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение, для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. (Гёте назвал Карла Фридриха Абеля - последним виртуозом на гамбе).

Вытеснение виольного семейства скрипичным происходило постепенно и дольше других конкурировала с виолончелью соответствующая ей по размерам виола да гамба, но и она к концу XVIII века утратила своё значение (чтобы спустя сто с лишним лет вернуться в концертные залы благодаря исполнителям – аутентистам, начиная с Христиана Дёберайнера).

Виоль д’амур

Виоль д"амур - последняя представительница смычкового семейства виол - впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. По внешнему виду она не отличается от других виол: плоская нижняя дека, покатые плечи, квартово-терцовый строй, но держится виоль д"амур не способом «а гамба», как все другие виолы, а на плече, подобно скрипке.

Характерной особенностью инструмента являются подгрифные струны - их называют резонирующими или симпатическими. На них не играют, но они колеблются и резонируют во

время исполнения на основных струнах и тем самым придают звучанию виоль д"амур своеобразную таинственность.

Виоль д`амур

По внешнему виду виоль д"амур, пожалуй, самый красивый инструмент из всех смычковых. Исключительно изящна форма корпуса, особенно его «талия», повторяющая контуры резонансных отверстий в виде огненных язычков, сделанных на верхней деке. Декоративным украшением являлась «готическая роза», которую вырезали под грифом на верхней деке. Длинный ящичек с множеством колков, завершающийся вырезной головкой, либо девичьей, либо амура с завязанными глазами, дополнял изысканность формы. Все это вместе взятое позволяет говорить о старинном инструменте как подлинном произведении искусства.

По размеру виоль д"амур может быть приравнена к небольшому альту, поэтому на ней чаще всего играют альтисты, для которых освоить старинный инструмент больших сложностей не представляет. На инструменте очень легко играть аккорды, арпеджио, различные многозвучные сочетания, флажолеты.

Смычковая лира , возникшая в Италии в XVI-XVII вв. по виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку.Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн – от 5 до 10. В противоположность семействам виол и скрипок, лиры различались между собой не только по размеру, тембру и диапазону, но и по ряду других признаков, делающих объединение этих инструментов в одно семейство несколько условным.

В процессе развития фиделя в скрипку определяющее влияние оказали лиры, державшиеся a braccio (в руках), т. е. лира a braccio и примыкающая к ней лироне a braccio. Низкие же лиры отразили влияния лютни и виолы. Ранняя лира a braccio отличалась от фиделя лишь количеством струн. Помимо пяти струн на грифе, она имела еще две, расположенные вне грифа струны, так называемые бурдоны, применявшиеся

для своеобразного аккомпанемента в виде выдержанных звуков. Уже на позднем фиделе можно встретить использование нижней струны в качестве бурдона. Лира a braccio имела безладовый гриф. Квартово-квинтовый строй фиделя при его эволюции в лиру переходит в квинтовый строй.

Лиры a braccio

Строй лиры a braccio полностью совпадал со строем современной скрипки и отличался только удвоением «соль» и наличием бурдонов. В процессе развития лиры в скрипку следует отметить появление на корпусе сперва двух, а затем и четырех углов, а, также приближение формы дек и резонансных отверстий к скрипичным. Широкое применение получили лиры на своей родине, в Италии. Их можно было встретить и у народных певцов-сказителей и в академических музыкальных кругах. В XVI веке лиры, особенно приближающаяся по размеру к виолончели лира a gamba, часто применялись для сопровождения мадригалов.

Яков Дак.

(Музыкальный быт 16-го века).


Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, – это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки – такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку. Кроме того, считается, что современный контрабас сочетает в себе ряд свойств скрипичного и виольного семейств.

Современный контрабас

Многие факты указывают на раннее развитие народных смычковых инструментов у славян, что свидетельствует о безусловной связи скрипки с народными инструментами славян.

Польская мазанка Злобцоки

В Польше при археологических раскопках были обнаружены два инструмента: первый из них (2-я половина XI века) – двухструнный, близкий по размерам и долблёному корпусу позднейшей пошетте (карманной скрипке); второй - почти вдвое больший по размеру. По предположению польского учёного З. Шульца, второй из обнаруженных инструментов, является предком одного из древнейших инструментов – трёхструнной мазанки , корпус которой выдалбливался из цельного куска дерева. Название «мазанка» произошло от древнего польского слова «мазаня» - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели колковую коробку, настраивались по квинтам и не имели ладов. К другому типу древних польских смычковых инструментов принадлежали трёх- и четырёхструнные злобцоки , генсле (или генслики) . По размерам они были больше мазанок, также настраивались по квинтам, имели яркий, открытый звук. Как и у мазанки, корпус злобцоки вместе с шейкой и головкой сделан из одного куска дерева. Четыре струны (в старинных три) настроены как у скрипки. При игре эти инструменты держали на плече или верхней части груди.

Несколько позднее, во 2-й половине XV века в Польше отмечено появление народного инструмента с названием скрипица . Его характерные черты – квинтовый строй и, предположительно, четыре струны. Видимо скрипица и явилась первым польским инструментом, вобравшим в себя характерные черты различных, но имеющих типовое сходство смычковых инструментов. Подобное название в XVI веке появляется и в России (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель ).

Болгарская гадулка

В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента: a gamba и a braccio. То же было и в славянских странах: болгарская гадулка и сербская гусла держались a gamba; польская генсле – a braccio.Проникли эти инструменты в славянские земли со стороы Азии. По теории Курта Закса, известного немецкого инструментоведа, именно от балканских славян заимствовала Западная Европа инструмент фидель (в германских странах) или виелу (в романских странах).

Смычковые инструменты на Руси были известны с глубокой древности (X – XI вв.) и в основном держались в позиции a gamba. Один из древнейших струнных смычковых инструментов Руси – смык или смычок . Точно сказать что это за инструмент невозможно, так как о нём упоминается только в народных песнях. Не путать название инструмента с современным значением этого слова, одно из первых названий смычка – «лучец» , с XVI века название «смык» переносится на смычок.

Скорее всего смык - это разновидность гудка. Имеются многочисленные упоминания о гудке в песнях, хронике, старинных изображениях. Но сам инструмент в народной музыкальной практике был утерян. Только во второй половине XX века во время археологических раскопок в Новгороде были обнаружены подлинные экземпляры этого инструмента. Гудок имел грушевидный корпус с плоским дном и прямой декой с резонаторными отверстиями.

Старинные русские народные инструменты (гудок)

Струн (обычно жильных) было три. Две нижние настраивались в унисон либо в интервал и обеспечивали бурдон. На верхней струне исполнялась мелодия. При игре инструмент держали вертикально, упирая в колено. Звук извлекался при помощи смычка с конским волосом, которым водили сразу по трем струнам. Очевидно, существовали гудки разных размеров, что отражено в названиях: гудочек, гудок, гудало, гудище.

Предклассический тип скрипки в славянских странах сложился в период со второй половины XIV века до конца XV века. В живописи начала XVI века запечатлены изображения первых образцов вполне сложившегося инструмента. В этот период наиболее развитым инструментом оказалась польская скрипка, слава о которой распространилась по всей Европе. Народные инструменты медленно уходили из народной и профессиональной практики. Наиболее долго сосуществует со скрипкой виола. Семейство виол с XV до середины XVIII века было широко распространено в ряде европейских стран, в особенности в Германии, Англии и Франции.

Таковы были основные типы смычковых инструментов, сосуществовавших в народной и профессиональной практике в эпоху, предшествовавшую Возрождению. Стремительный процесс развития скрипки предклассического типа обусловливался несколькими причинами: высоким уровнем народного инструментального искусства, тенденциями звуковой и технической выразительности, навыками построения инструментов различного типа. Это предопределило качественное своеобразие смычкового инструментария – концентрацию наиболее ценных черт, рождённых в более ранние эпохи.

Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков грунтовки и лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося профессионального искусства.

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.