История создания политехнического музея. Секретный объект на лубянке Как доехать до выставки «Открытые коллекции»

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Политехнический музей - один из крупнейших научно-технических музеев мира. Он был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Политехнический музей всегда был популяризатором идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса. Здесь собраны и бережно хранятся устройства и предметы, иллюстрирующие этапы развития технической мысли.

В декабре 1991 года музей был объявлен особо ценным объектом российского культурного наследия.

Для чего мы работаем?

Мы открываем людям прошлое, настоящее и будущее науки. Работа музея - связывать воедино технические достижения прошлых лет, современные исследования и научные перспективы.

, посвященная достижениям российской науки, открылась в павильоне №26 на ВДНХ в апреле 2014 года. Структуру экспозиции определяют ключевые исторические экспонаты Политехнического музея, а также специально созданные интерактивные и мультимедийные объекты. Экспозиция «Россия делает сама» - ключевая площадкой Политеха на все время реконструкции исторического здания.

Впервые в истории российского музейного дела открывает широкой публике доступ в музейное хранилище; рассказывает, как собираются, хранятся и изучаются экспонаты.

Мы создаем территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента. Политехнический музей - один из центров популяризации науки для школьников, студентов, молодых специалистов.

- это практические занятия по биологии, математике, робототехнике, химии и физике для детей и подростков. Программа Научных лабораторий включает школьные уроки, кружки, разовые занятия, научные исследования, опыты и эксперименты, которые ведут молодые практикующие ученые. С 2014 года в Научных лабораториях появились специальные программы для выпускников по подготовке к ЕГЭ и программы для профориентации и выбора вуза для старшеклассников. С 2015 года занятия в Научных лабораториях стали проводиться и для взрослых.

Мы верим, что миром движут любопытство и созидание. Но без знаний любопытство не может стать созидательной силой. Поэтому главная цель всех наших проектов - просвещение.

- научно-просветительский проект Политехнического музея. Это место встречи современных ученых и специалистов в разных областях науки с детьми 7−14 лет.

Которой в 2014 году исполнилось 150 лет - одно из крупнейших в мире хранилищ научной и технической литературы. Сегодня фонд Политехнической библиотеки насчитывает 3,5 миллиона экземпляров книг и журналов, изданных в XVI–XXI веках на русском и иностранных языках. Начиная с 1921 года, библиотека получает обязательный бесплатный экземпляр каждого издания по естественным наукам и технике, вышедшего в России.

ежегодно собирает тысячи гостей. Атмосфера праздника под открытым небом, знакомство с учеными, выставки, инсталляции, лекции, интерактивные игры, участие в научных экспериментах дает детям и взрослым возможность ощутить себя частью живой научной среды.

проводится ежегодно с 2011 года. Сейчас в его программу входит не только документальное и научное кино, но и фильмы об открытиях и новых технологиях, меняющих мир на наших глазах. Неотъемлемой частью фестиваля стала дискуссионная программа: темы, поднятые в фестивальных картинах, обсуждают ведущие ученые, эксперты и популяризаторы науки.

В Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Русская история

Здание Политехнического музея в 1880 х годах. Москва. Политехнический музей (, 3/4), один из старейших научно техничических музеев мира. Создан в 1872 по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при содействии его… … Москва (энциклопедия)

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Энциклопедический словарь

В Москве, один из крупнейших и старейших научно технических музеев. Создан в 1872 на основе первой в России политехнические выставки, организованной по инициативе общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в связи с 200… … Большая советская энциклопедия

См. Музеи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политехнический музей - Политехн ический муз ей … Русский орфографический словарь

Политехнический музей - … Орфографический словарь русского языка

Политехнический музей в Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Координаты: 55°45′27.87″ с. ш. 37°37′46.15″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • 200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Альбом , Книга-каталог выставки&171;200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века&187;. Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и… Категория: История и теория искусств Издатель: Политехнический музей , Производитель: Политехнический музей ,
  • , Демчикова Анастасия , Возраст 5+3 фишки:- книжка с любимыми лабиринтами- 100 наклеек- 23 музеяПоход в музей - это настоящее приключение и путешествие по разным странам и эпохам. Хотите познакомиться с мамонтенком… Категория: Для детей Издатель: Клевер-Медиа-Групп , Производитель:

Сегодня основное здание музейного комплекса, расположенное на Новой площади, 34, закрыто на затяжную реконструкцию. Открытие обновленного музея ожидается в 2018 году. Однако любители науки и старинной техники могут увидеть большую часть коллекции на партнерских площадках столицы.

История Политехнического музея

Строительство музея в 1871 году стало результатом кропотливой работы, которую провела группа энтузиастов во главе с профессорами Московского университета. Благодаря им Городская Дума выделила 500 тысяч рублей вкупе с земельным участком в Лубянском проезде. А на Лубянской площади Политехнический музей оказался после демонтажа в 1966 году сооружения, в котором размещался императорский Комитет Человеколюбивого Общества. Это здание более известно истории, как Шиповская крепость или дом Шипова.

Открытие музейного комплекса состоялось в 1872 году на временной площадке на улице Пречистенка. Пять лет спустя в соответствии с проектом зодчего Монигетти центральная часть музея была построена. Работами руководил Шохин. Южное крыло комплекса было возведено уже по чертежам самого Шохина. Но строительными артелями в 1883 году управляли Вебер и Машков. В 1896 году было завершено правое крыло музея. В общей сложности строительные работы, включая сооружение Северного корпуса, длилось порядка трех десятилетий.

На данный момент Политехнический музей являет собой образец крупнейшего научно-технического музея России. И сравните его можно с . Он хранит более 190 тысяч экспонатов, около 150 уникальных коллекций по различным сферам науки и техники. Экспозиции демонстрируют историю становления науки и техники на всем пространстве Старого Света. Для юных посетителей музея уготованы интересные экскурсии с объяснениями принципов действия многочисленных технических гаджетов. При музее функционирует Политехническая библиотека, хранящая около 3 млн печатных материалов.

В 2010 году тогдашний президент Медведев поручил разработать проект создания Музея науки на базе фонда Политехнического музея. Открытый конкурс по реставрационным работам выиграли британские строители, которые пообещали к 2018 году подготовить нечто фантастическое для Музея науки России.

Коллекция Политехнического музея

На начало 2013 года фонд музея насчитывал почти 230 тысяч экспонатов. Все 150 коллекций имеют статус государственных или мировых собраний науки и техники. По большой части фонд комплекса включает научно-технические типологические собрания, которые в свою очередь состоят из концептуальных и серийных моделей и предметов техномира. Это позволяет формировать коллекции таким образом, чтобы была понятна четкая историческая градация техники.

Особое место в экспозиции музея занимают коллекции транспортных средств Автомобили, Мотоциклы, Велосипеды. Вокруг единственного русского автомобиля дореволюционной эпохи постоянно толпится народ. Как говорят сотрудники музея, 100-летний эксклюзивный Руссо-Балт К12/20 является жемчужиной собрания.

Среди вычислительной техники выделяются редкие авторские устройства, такие как самосчеты Буняковского, оригинальный экземпляр ЭВМ Урал, одна из рядовых моделей арифмометра Однера, Сетунь, гидроинтегратор Лукьянова, не имеющая аналогов в мире вычислительная машина, базирующаяся на троичной логике.

Техника, представленная фондом Радиоэлектроника и связь, рассказывает историю создания и развития радиовещательных приемников, приборов для записи и проигрывания звука, передачи данных на дальние расстояния. Собрание Телефонные аппараты познакомит юных посетителей музея с прообразами современных беспроводных телефонов. Думается, для взрослых понять принцип работы первых телефонов и телеграфных устройств также будет интересно. Центральным экспонатом коллекции считается аппарат Шиллинга 1832 года.

Где разместится музей на время реконструкции

На время восстановительных работ фонды музея и библиотека разместились на территории предприятия АЗЛК в Текстильщиках. Многочисленные временные выставки будут устраиваться на ВДНХ. К примеру, в павильоне 26 будет открыта выставка "Россия делает самостоятельно".

Вообще, на ВВЦ с регулярностью будут устраиваться временные экспозиции. При этом служители музея говорят, что благодаря инфраструктуре экспозиционного комплекса многие теоретические разработки музейных технологий и коммуникаций будут претворены в жизнь. При открытии они активно будут применяться в обновленном месте.

В 2015 году московские власти обещают сдать в эксплуатацию новое здание под нужды научно-общественного центра Политехнического музея и МГУ, которое соорудят на Воробьевых горах. По соседству располагается учебный корпус Шуваловский и фундаментальная библиотека. В новом здании музей получит современный кинотеатр с кинолентами научного характера, лекционные залы, галерею Science-Art, научные лаборатории, кафе, выставку Математика. Вместительность кинотеатра составит 1500 мест, а весь комплекс будет размещен на площади 40 тысяч м2.

Исторические факты

Датой основания музея считается 1872 год. По инициативе энтузиастов была открыта политехническая выставка в честь 200-летия Петра Великого.

Музейное здание на Новой площади включено в список архитектурного наследия Москвы. Над ним трудились выдающиеся зодчие своего времени - Монигетти, Вебер и Каминский.

Первоначально в здании музея должна была разместиться коллекция прикладных знаний. Первая экспозиция включала в себя 9 разделов, непосредственно связанных с прикладными науками.

Во время I Мировой войны в помещениях музея разместили военный лазарет, функционировал рентгенологический кабинет, активно применявшийся ведущими московскими клиниками. После Октября в здании устраивались народные собрания, в рамках которых выступали Дзержинский, Ленин.

Большая аудитория - одна из ведущих научных площадок столицы, располагается в здании Политехнического музея. Она открылась в 1907 году под влиянием роста популярности демонстрационных научных опытов. Здесь же происходили научные и литературные диспуты. В разное время с местной кафедры выступали Бор, Блок, Тимирязев, Мечников, Окуджава, Евтушенко.

В 1930 году уникальную экспонатуру распределили по трем новым разделам: фундаментальному, сельскохозяйственному и заводскому; научные лаборатории потеряли исследовательский характер и трансформировались в центры по переквалификации рабочих. Но всесоюзная выставка "Наши достижения" продемонстрировала грандиозные победы науки СССР. Ввиду этого было решено открыть на базе выставки Политехнический музей.

В 1980 году он становится основным музеем на просторах СССР, всецело сохранившим историю советской и русской науки и техники.

Здание Политехнического музея

Политехнический музей является интересным местом, заслуживающим внимания москвичей и гостей столицы. Он не ассоциируется с "музеем" в классическом понимании этого слова. Любимый ребятами всех возрастов, Политех имеет собственную концепцию – это открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Сотрудники Политехнического музея верят, что любопытство и созидание являются движущими силами нашего мира. Однако одного любопытства, не подкрепленного знаниями, не достаточно для создания чего-то нового. В связи с этим именно просвещение должно быть главной целью любых проектов. И действительно, посещение Московского Политехнического музея пробуждает нешуточный интерес к науке и у детей, и у взрослых!


История Политехнического музея

Московский Политех – один из наиболее крупных и одновременно старейших музейных комплексов мира. Идея его создания принадлежит Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии. Сам музей был открыт лишь спустя 9 лет после того, как из государственной казны выделили деньги на строительство здания. Изначально он задумывался как хранилище экспонатов Политехнической выставки, состоявшейся в том же году в честь двухсотлетия со дня рождения Петра І. Однако, благодаря энтузиазму основателей, первоначальные 9 экспозиций быстро разрослись и даже возникли новые, посвященные естественным наукам. Образованную интеллигенцию и аристократию притягивало сюда как магнитом. Новый музей быстро превратился в научно-исследовательский центр Российской империи.


Хотя торжественное открытие Политехнического музея и состоялось в 1872 году, строительство продолжалось в течение еще более чем 30 лет. Проект был разработан талантливым российским архитектором И.А. Монигетти и реализован не менее именитыми Н.А. Шохиным, В.А. Вебером, Г.И. Макаевым и другими. Здание Политехнического музея одновременно величественное и утонченное: высокие арочные окна и пики гармонично сочетаются с ажурной лепниной и изящными башенками. Архитектура строения отражает лучшие традиции классического русского зодчества. Здание музея представляет собой немалую культурно-историческую ценность, а потому на сегодняшний день взято под охрану государства.

В 1907 году, по окончании строительства, открылась Большая аудитория Политехнического музея – одно из любимых мест публичных собраний не только великих ученых, но и известных политических и культурных деятелей. Ораторами за кафедрой Большой аудитории были Н. Бор, И. Мечников, Б. Окуджава, В. Маяковский, А. Блок, В. Ленин и другие. Традиционно в знаменитой аудитории проходили увлекательные лекции, семинары и диспуты, конференции, а также поэтические вечера и литературные чтения.


В эпоху Советского Союза Московский Политехнический музей стал центром просвещения широких масс населения, причем не столько с научных позиций, сколько с политических. Главной задачей многочисленных экспозиций стало отражение достижений советской промышленности всех отраслей: от машиностроительной и горнодобывающей до сельскохозяйственной, пищевой и текстильной. Основная деятельность лабораторий музея перекочевала из исследовательской сферы в образовательную: здесь стали проводить курсы повышения квалификации работников технических специальностей.

В 1988 году Политех был удостоен почетного звания "Главный музей истории науки и техники СССР".

Московский Политех: реалии и перспективы

На сегодняшний день здание Московского Политехнического музея, располагающееся по адресу: Новая площадь 3/4, не принимает гостей в связи с глобальной реставрацией, которая продлится до 2018 года. Но это вовсе не значит, что любознательным туристам придется ждать посещения этого замечательного места еще несколько лет. Основные экспозиции временно работают в 26-м павильоне ВДНХ, в Технополисе «Москва» (известном как АЗЛК, м. «Текстильщики»), на базе Культурного центра ЗИЛ (м. «Автозаводская»).


Реставрация Политехнического музея, по словам сотрудников, помимо строительных работ, включает разработку новой концепции научно-культурного центра, который будет активно популяризировать науку. В Политехе планируется создание мощной практической образовательной базы, где школьники и студенты смогут проводить различные эксперименты, семинары, диспуты, а также принимать активное участие в научно-исследовательских проектах. Главная задача, которую ставит перед собой Московский Политехнический музей, – собрать в единое целое минувшее, настоящее и грядущее отечественной науки. Уже сегодня, несмотря на ремонтные работы, Политехнический музей является организатором ряда интереснейших интерактивных научно-познавательных проектов.

Нельзя обойти вниманием Политехническую библиотеку, которая в 2014 году отпраздновала свое 150-летие. Это крупнейшее в России собрание тематической литературы, доступное для любого желающего, достигшего 18 лет (с 14 лет записаться могут также учащиеся средних и высших учебных заведений). Библиотека бережно хранит не только профильную техническую литературу, здесь найдутся интересные экземпляры для любителей гуманитарных наук, музейного и библиотечного дела. На время реконструкции основного помещения, библиотека обосновалась в Технополисе «Москва» (пр. Волгоградский, д.42, корпус 5).

Экспозиции и проекты

«Россия делает сама» – ВДНХ, павильон «Транспорт»

Эта временная выставка состоит из 7 взаимосвязанных разделов, повествующих о ключевых моментах и перспективных направлениях научно-технического развития России. Также на базе ВДНХ функционируют лаборатории голографии и биохакинга. В первой дети от 8 лет вместе с родителями могут ознакомиться с историей голографических изображений, а также собственноручно создать свою неповторимую голограмму. На занятиях во второй лаборатории можно с головой окунуться в волшебный мир ароматов: узнать, как они влияют на человека, почему одни запахи кажутся приятными и успокаивают, а другие раздражают и бывают просто невыносимы.


План экспозиции "Россия делает сама"

Самых маленьких посетителей музея 5-7 лет на ВДНХ знакомят с вовсе не детскими понятиями, среди которых гравитация, электромагнетизм, ядерные взаимодействия. Мероприятие это протекает в рамках занятий «Рисуя Вселенную», где малыши творят песком, лепят из глины и даже проводят миниатюрные взрывы, в игровой форме познавая окружающий мир.

Экспозиция «Россия делает сама» работает со вторника по воскресенье (в будни – 10.00-19.00, по выходным – 10.00-21.00). Выходные – каждый понедельник и последняя среда нечетного месяца. Цена билета для взрослых составляет 300 рублей, для пенсионеров и студентов – 150 рублей, дети до 15 лет могут пройти бесплатно. Стоимость экскурсий и участия в проектах варьируется от 2500 до 5000 рублей. Уточнить цены на конкретные мероприятия и заказать экскурсию можно по телефону +7 495 780 60 27 или на официальном сайте музея – polymus.ru .

На выставке "Россия делает сама"

«Открытые фонды» – Технополис «Москва»

В связи с ремонтными работами в центральном здании Политеха, основная часть экспонатов временно «переселилась» в помещение бывшего АЗЛК у станции метро «Текстильщики». В 2014 году двери святая святых – хранилища фондов музея – открылись для посетителей. Это уникальная возможность ознакомиться с буднями музейных сотрудников и экспонатов, дожидающихся своей очереди быть выставленными на всеобщее обозрение. Здесь можно увидеть и первые экспонаты Политехнического музея, очутившиеся на его полках в далекий 1872 год, и совсем новые технические разработки, и даже уникальные прототипы робототехники. Служащие музея охотно делятся интересными историями из закулисной жизни коллекций, рассказывают о том, как экспонаты попали сюда и как за ними ухаживают. Также на базе Технополиса регулярно проводятся увлекательные конкурсы, викторины, лекции, адаптированные специально для школьников.

Особенностью работы «Открытых фондов» является обязательная предварительная запись на посещение. Это связано с тем, что десятки тысяч предметов коллекции музея требуют тщательного ухода и бережного обращения. Сотрудники Политеха тратят немало сил и времени для того, чтобы ценности сохранились максимально качественно и могли дольше радовать посетителей. Заглянуть в действующее хранилище можно во вторник, среду, четверг и субботу, записаться на экскурсию – по телефону или на сайте.

Технополис "Москва"

Музейно-просветительский центр Политеха – МГУ


В ближайшее время планируется начало работы нового Музейно-просветительского центра, созданного при участии Политехнического музея и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, возле станции метро «Университет». По задумке организаторов, это будет центр популяризации науки и активного вовлечения молодежи в научно-исследовательские работы. Для этого в центре не только создаются традиционные экспозиции, но и обустраиваются комфортабельные конференц-залы, кинотеатр, лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, спроектирована площадь под открытым небом для выставок и презентаций.

Лекторий Политехнического музея

Также Политех является инициатором многих других интересных проектов, основная цель которых – популяризация научных знаний среди широких слоев населения, интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Так, в Большой аудитории традиционно обосновался Лекторий Политехнического музея. После начала реконструкции величайшие умы современной России и ближнего зарубежья проводят лекции на актуальные научные темы на базе Культурного центра ЗИЛ, различных образовательных учреждений и т.д. (расписание и место проведения лекций следует уточнять по справочным телефонам или на сайте музея).


Занятия со школьниками в лаборатории Политехнического музея

Московский Политехнический музей инициировал создание Университета детей и проведения «Научных боев». Настоящий ВУЗ для "студентов" 6-13 лет функционирует на базе авторитетнейших учебных заведений Москвы, таких как Высшая школа экономики и МПГУ. В рамках занятий юные ученые посещают адаптированные лекции лучших педагогов столицы, проводят эксперименты и на практике познают мир науки и техники. «Научные бои» – необычный проект для юных дарований, суть которого заключается в том, что участник должен за 10 минут поведать слушателям о своем эксперименте или открытии без использования мультимедийных средств. Для предоставления информации можно использовать лишь простейшие наглядные примеры, что отлично развивает не только логику и точность, но и учит мыслить абстрактно и творчески, находить нестандартные решения.

Также в музее ежегодно проводится масштабный фестиваль науки и техники «Политех» и еще целое множество занятных и познавательных мероприятий, посещение которых способно не только оставить в памяти приятные воспоминания, но и расширить научный кругозор даже самого интеллектуально подкованного посетителя.