История создания картины сенокос пластова. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова "Сенокос". Описание картины Пластова «Сенокос»

Пластов — художник, что подарил нам удивительные картины, на которых часто изображал быт деревенских жителей. Отличительной особенностью его работ было отображение целой жанровой истории, что происходит на фоне прекрасных картин природы. Сюжеты его полотен ненавязчивые, но очень жизненные. Такой картиной Пластова является работа под названием Сенокос. Ее мы и опишем в нашем .

Пластов: Сенокос

Картину Сенокос художник Аркадий Пластов создал в 1945 году, почти сразу, как закончилось страшное военное время. Стране приходилось многое восстанавливать и заниматься зимними заготовками. Вот и трудились селяне на полях, занимаясь заготовкой сена. Это и изображает Пластов на своей картине Сенокос. Сегодня она находится в и вместе с другими полотнами отображает жизненный цикл русского села.

Описание картины

Сейчас передо мной находится репродукция А.А. Пластова Сенокос, по которой я напишу свое сочинение для 6 класса. Несмотря на то, что картина имеет название Сенокос, сразу бросаются в глаза не сенокосные работы, а природа. Какое же здесь буйство красок? Цветовая палитра картины показывает насколько прекрасной может быть природа в летнее время.

На картине разгар лета. Светит яркое солнце, а небо безоблачное бело-голубое. Справа начало березовой рощи. Молодые березки в любую минуту готовы в своей тени спрятать работников от палящих лучей солнца. А сколько же здесь полевых цветов: лиловые, оранжевые, фиолетовые. Смотришь и ощущаешь их аромат, который соединяется в одну цветочную ноту. Жаль только, что самим героям картины Сенокос не приходится любоваться окружающей их красотой. Им некогда. Они спешат побольше накосить сена, и пока стоит хорошая погода, можно сделать заготовки для скота.

Трудиться вышло все семейство. Нет разве что бабушки. Видимо она готовит горячий ужин для косцов и присматривает за младшими детьми. На поле же пришли подросток, его мать, отец и старик, наверное дедушка. Смотришь на героев картины Сенокос Пластова, и видишь как спорится их работа. Она для них привычна, ведь им приходится это делать ежегодно. По холсту не скажешь, что они сильно устали, но мы понимаем, насколько это тяжелый труд. Однако выбора все равно у людей не было, вот и выходили в поля не только семьями, но и целыми деревнями, где под веселые песни выполняли эту работу. А после, обессиленные, возвращались домой, где их ждал горячий ужин, приготовленный бабушкой или дочкой.

Очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Пластова «Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. И уже в 1946 году была представлена вместе с «Жатвой» на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее.

Оба полотна покоряют ощущением мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.

Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками. Зритель не только видит косарей, цветущее разнотравье, но и слышит ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.

Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.

Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.

Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.

Пластов вырос в деревне и прекрасно знал о нелегких крестьянских буднях. Но он хотел изобразить поэзию этого труда, красоту и щедрость лета в средней полосе России. И это талантливому художнику удалось запечатлеть во всем великолепии.

Картина «Сенокос» - гимн жизни, природе и труду. Ведь только вдали от городского шума можно увидеть утренние капли росы, раскинувшийся на поляне волшебный ковер, сплетенный из сотен цветов и оттенков, услышать неумолкающий и чарующий птичий гомон, мычание коров, крик горластого деревенского красавца-петуха, стрекот кузнечиков и шум ветра. Вот и в этом полотне художник собрал всю прелесть русской земли. Здесь и темные перелески, и изумрудные луга, и синеющая вдали дубрава…

Известный советский художник Аркадий Александрович Пластов был бесконечно влюблен в русскую природу, свой родной край. И все его произведения наполнены этим чувством.

Сегодня картина Пластова «Сенокос» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Сенокос»

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные - определяют основную мысль текста, лексические средства для наиболее точной её передачи, выделяют микротемы, составляют текст на определённую тему, раскрывая основную мысль, отвечают на поставленные вопросы

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : репродукция картины А.А.Пластова, стихотворения, пословицы, приметы, презентация о художнике, презентация «Фестиваль луговых цветов», карточки с заданиями для обучающихся.

Эпиграф: Любитель трав, я считаю, что краше трав

ничего в мире нет.

А.А. Пластов

Сценарий урока

1.Психологический настрой класса. Стихотворение И.Бродского «Ария насекомых»

Пчёлки, бабочки, жучки-

Мы как нотные значки.

Нашу роль нельзя сужать

До умения жужжать.

Наша музыка простая:

Затихает, улетая,

Улетает, затихая.

Возвращается, порхая.

Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркую зелёную травку. Много жужжащих насекомых на лугу).

Кто из вас был летом на лугу?

Что особенно запомнилось? Какие чувства возникали при этом?

Какую работу выполняют летом на лугу?

2. Стадия вызова.

Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.

Сформулируйте тему урока. Поставьте собственные цели.

Сегодня мы познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение по картине, в котором постараемся выразить своё отношение к предмету описания.

3. Слово предоставляется группе обучающихся, которые подготовили презентацию о творчестве А.А.Пластова.

Задайте вопросы друг другу на понимание. (Приём «толстые и тонкие вопросы»).

4. Стадия осмысления.

Беседа по картине.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос». Как вы думаете, какое время года он изобразил на картине?

В каком летнем месяце бывает такая молодая, свежая зелень? (В июне)

Что изобразил художник на переднем плане картины? (На переднем плане картины художник изобразил цветущий луг).

Какие краски и цвета использовал А.А.Пластов для изображения луговых цветов и трав?

Какие насекомые изображены на картине?

Кого мы видим в центре картины? (Косцов)

Сколько косцов на лугу?

Что делают эти люди?

Как работают косцы? (Косцы работают умело, споро, сосредоточенно).

Слово учителя: Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.

Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал свою картину так, потому что крестьяне косят траву на лугу).

Что вы видите справа? (Справа стоят красавицы берёзки).

Изобразил ли художник на картине солнце? (Нет.)

А почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день? (Художник показал какого оттенка зелень травы, листьев и стволов берёз на солнце, а какого в тени).

Что мы видим на заднем плане картины? (Чистое голубое небо).

Продолжаем собирать материал к сочинению.

Музыкальная физминутка «Две руки»

5.Выполним три задания. Карточки с заданиями у вас на столах.

Задание №1. (пополнение словарного запаса)

Найдите правильный ответ на вопрос. Соедините линией.

1.В каком летнем месяце бывает молодая зелень?

Художник в картине не изобразил солнце жёлтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого в тени.

2.Какие травы и цветы нарисовал художник?

Только в июне бывает такая зелень свежая, яркая, чистая.

3.Почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день?

В тени А.А. Пластов написал стволы сочными, интенсивными красками, а на солнце – светлыми, яркими. Перепады цвета травы, цвета, листьев создали сияние солнечного цвета.

4. Присмотритесь, как меняется цвет стволов берёз, освещённых солнцем.

Художник нарисовал колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», белые ромашки, жёлтые одуванчики, иван – чай, душистый горошек с разноцветными лепестками – все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью художника на холсте.

5.Какими красками писал художник травы и листья?

Косцы работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстаёт тяжёлым и праздничным.

6.Как работают косцы?

Зелёные л истья и травы художник пиал не только зелёными, но и синими, голубыми и белыми красками.

Взаимопроверка выполненного задания (работа в парах)

Задание №2. (орфографическая подготовка)

Вставь пропущенные буквы. Назови орфограммы.

Жаркое со.нце, всё выр.сло и ра.цвело, ф.олетовые и голубые к.локольчики, ж.лтые р.машки, в нач.ле лета, расцвели под кистью художника, на х.лсте, лё.кую ги.кость тонких побегов, сочность и хрупкость ст.блей, резные оч.ртания лист.ев, нежность и гла.кость лепестков, ясный солне.ный день, нап.сал цв.ты сочными красками, к.сцы, созданные Пластовым – хозяева земли, труд предстаёт т.жёлым.

Проверка правильности выполнения задания. Обсуждение содержания текста.

Задание №3 (средства художественной выразительности)

Подбери прилагательные к словам. Игра «Кто больше?»

Травы

Цветы

Берёзы

Небо

День

Настроение картины

6.Составление плана сочинения. (Коллективная работа. Учитель записывает на доске. Учащиеся - в тетрадях для творческих работ).

План

1.Вступление. А.А. Пластов – замечательный художник – пейзажист.

2.Основная часть. Описание картины:

а) луговые цветы и травы;

б) тяжёлый и праздничный труд косцов;

в) белоствольные берёзки в сиянии солнечного цвета;

в) голубой небосвод.

3.Заключение. Мои чувства и впечатления.

6.Устные высказывания учащихся. После того, как составлен план описания и подобраны 2 – 3 варианта начала сочинения, несколько учащихся рассказывают, кА они описали бы картину. Рабата в парах: учащиеся рассказывают друг другу, как бы они описали картину.

7.Самостоятельная работа учащихся. (Работа в черновиках).

8. Рефлексия.

С каким произведение вы сегодня познакомились?

О чём рассказал А.А.Пластов в картине «Сенокос»?

Какое у вас настроение?

Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Когда-то, очень давно, мне удалось побывать на выставке в Манеже.Там демонстрировались картины Пластова А.А. и работы скульптора Коненкова.Выставка произвела на меня большое впечатление, особенно картина Пластова "Сенокос".Она был очень большая, а травы на ней просто жили своей жизнью, очень оптимистичная и солнечная.Там был много картин от очень известных до совсем неизвестных, в том числе с изображением Сталина. Но "Сенокос" меня поразил в самое сердце!

Аркадий Александрович Пластов (19 (31) января 1893, село Прислониха, Симбирский уезд, Симбирская губерния — 12 мая 1972, село Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область) — советский живописец.
Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой,
какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию.
С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.


Портрет Н. А. Пластова.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.