История картины спаситель мира. Лот да Винчи: почему самая дорогая картина в мире может оказаться фейком. Эта картина работы Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Salvator Mundi

В Лондонской национальной галерее в рамках выставки Леонардо публике впервые будет показана картина "Спаситель мира", на протяжении нескольких веков считавшаяся утерянной. О находке этого уникального артефакта в июне сообщил авторитетный журнал Artnews, ссылаясь на заявление Роберта Саймона, дилера, входящего в пул владельцев картины. Им удалось приобрести эту работу в 2004 году на аукционе, название которого не разглашается, за неизвестную сумму. В июле этого года Саймон выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что после многочисленных экспертиз ряд ученых считает, что авторство картины принадлежит Леонардо да Винчи. Дилер также сообщил, что именно это полотно является пропавшим оригиналом, с которого ученики художника делали копии и гравюры.

Ошеломляющая новость, казалось, разделила арт-мир на два лагеря: некоторые искусствоведы и критики сравнивают эту находку с открытием планеты, другие относятся к ней по меньшей мере настороженно. Сотрудник музея Метрополитен, предпочитающий не афишировать свое имя, единолично подтвердил подлинность "Спасителя мира" изданию Artnews. По его словам, первоначально большое количество краски действительно делало картину похожей на дурно выполненную копию, но, когда эксперты с ювелирной скрупулезностью очищали ее слой за слоем, им открылась удивительная нежная живопись и не осталось сомнений: перед ними был давно утерянный оригинал.

Однако когда картина была предоставлена для исследования в Бостонский музей изящных искусств, куратор музея отказался давать комментарии в отношении аутентичности артефакта. Другой известный историк искусства, знаток техники да Винчи Карло Педретти не только не верит в подлинность "Спасителя", но даже считает всю историю с находкой полотна "изощренной маркетинговой операцией".

По его мнению, за настоящего да Винчи выдают лишь бледное подобие, работу одного из его учеников, притом не самых даровитых. В финале статьи, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед и куратор призывает не гоняться за химерами, подобными "очередному "Спасителю", а просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца.

Несмотря на такую неоднозначную оценку находки в прессе, многие ученые, специализирующиеся на творчестве да Винчи, признали подлинность картины, что позволило Национальной галерее в Лондоне экспонировать ее наряду с признанными шедеврами живописца.


Леонардо да Винчи "Дама с горностаем"

Интересно, что подлинность одного из представленных на выставке полотен, "Дамы с горностаем, также долгое время считалась спорной, но со временем она получила общественное признание.

Несомненно, включение этого полотна в экспозицию выставки, посвященной миланскому периоду творчества да Винчи, упрочит позиции картины в арт-мире. Однако неясно, почему до сих пор не проведены лабораторные исследования, такие как, например, спектрография, которые оправдали бы громкие заявления экспертов и без которых любые оценки кажутся голословными.


Альбрехт Дюрер "Автопортрет"

Тема Salvator Mundi в большей степени характерна для искусства Северного Возрождения, обычно она передается через фронтальное изображение Христа, несущего земной шар в одной руке и благословляющего человечество другой. К этому мотиву обращались такие художники, как Ян Ван Эйк, Дюрер, Тициан, Эль Греко и другие. В конце жизни Леонардо тоже писал этот сюжет, о чем свидетельствует описание картины "отцом искусствоведения" Джорджио Вазари, а также многочисленные рисунки и эскизы самого да Винчи и гравюры его учеников. На сегодняшний момент известно лишь 15 работ великого гения, что делает находку подобного рода бесценной.

Масло/Доска (1499)

Описание

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу...

«Спаситель мира» - картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.
В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписываетсяФранческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевыГенриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монферрат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.
«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».
Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, по предварительным оценкам, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» уже может достигать $200 млн.

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) датируют 1500-м годом: считается, что эта последняя работа художника — портретное изображение Спасителя, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, — долгое время была утеряна.

«На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной, — говорится в пресс-релизе Christie"s. — Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II». В следующий раз, согласно описанию аукционного дома, картина упоминается в 1763 году — тогда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.

Очередь к картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира» перед аукционом в Нью-Йорке, ноябрь 2017 года

Julie Jacobson/AP

Затем «Спаситель мира» всплывает в 1900-м, когда ее приобрел Чарльз Робинсон, но в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. «В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе, — продолжает Christie"s. — В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby"s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека».

В 2013 году картину приобрел за $127,5 млн российский миллиардер Дмитрий при помощи швейцарского дилера Ива Бювье.

Тот, свою очередь, купил ее за $80 млн на частных торгах аукционного дома Sotheby"s у троих арт-дилеров. Один из них, как утверждает , восемью годами раньше обнаружил картину на аукционе недвижимости и купил за $10 млн (тогда эксперты по-прежнему предполагали, что это работа художника школы Леонардо).

Теперь «Спаситель мира» продан неизвестному покупателю за сумму, в 45 раз превышающую ту, что заплатил неназванный арт-дилер в начале 2000-х, при этом первоначальная цена картины, которую заявил дом Christie"s уже составила $100 млн.

Телефонные торги с шестью неизвестными покупателями длились 20 минут. По окончании аудитория взорвалась аплодисментами. Ведущий аукциона Юси Пайлкканен заявил: «Это зенит моей карьеры аукциониста. Никогда больше не будет картины, которую я продам дороже, чем эту сегодняшним вечером».

«Спаситель мира» действительно побил предыдущий рекорд, который когда-либо ставила картина старого мастера. Раньше самой дорогой работой в этой категории считалось «Избиение невинных» Рубенса, ушедшее с молотка в 2002 году за $76,7 млн на аукционе Sotheby"s.

Преступление и наказание

На цену не повлияли даже сомнительные обстоятельства, связанные с этой картиной и ее предыдущим владельцем Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бювье. В 2013 году, когда три дилера продали через Sotheby"s картину за $80 млн, швейцарец продал ее российскому бизнесмену за сумму на $47,5 млн больше буквально через несколько дней. Продавцы картины письменно обратились к Sotheby"s с вопросом, знали ли они, что у картины уже был другой покупатель? Возможно, представители аукциона даже предварительно показали Рыболовлеву работу?

Арт-дилеры грозили судом, если окажется, что они стали жертвами мошенничества, и за картину им заплатили меньше, чем она стоит на самом деле.

Представители аукционного дома приняли меры, первыми отправив это обращение в окружной суд Манхэттена, чтобы заблокировать иск: они заявили, что не знали о том, что Бювье уже договорился с миллиардером, и тот уже ждал «Спасителя мира».


Князь Монако Альбер II и владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев после матча в Монако, 2014 год

Алексей Даничев/РИА «Новости»

В 2015 году российский владелец футбольного клуба «Монако» подал в суд на арт-дилера Ива Бювье, обвинив его в том, что он многократно завышал цены на продаваемые им работы, в том числе, и на картину Леонардо да Винчи: за 37 картин известных мастеров миллиардер заплатил, в общей сложности, $2 млрд. Бювье все отрицал, а Рыболовлев стал избавляться от работ. В марте он продал произведения Магритта, Родена, Гогена и Пикассо, которые приобрел у Бювье за $174 млн. Выручил он за них — $43,7 млн.

После того, как Рыболовлев подал в суд на Бювье, тот был задержан в Монако, после чего отпущен под залог в €10 млн. После этого арт-дилер заявил, что юридическая система Монако действовала в интересах Рыболовлева. И действительно, в сентябре 2017 года министр юстиции Монако Филипп Нармино подал в отставку после того, как французская опубликовала статью, в которой доказывалось, что российский миллиардер оказывал давление на страны. Самому же Бювье, чтобы покрыть судебные издержки, пришлось продать часть бизнеса, связанную с хранилищами для предметов искусства.

Автора, автора!

Денежные вопросы - не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie"s, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, и ).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн. Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн.

Его уже прозвали Мужская Мона Лиза, и он то, что Christie"s объявляет «самым большим открытием 21-го века».
Аукционный дом в Нью-Йорке сегодня утром обнародовал свое ранее секретное и «самое захватывающее приобретение на сегодняшний день»: Сальватор Мунди («Спаситель мира»), ранее потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который считается последней картиной художника. «Salvator Mundi» это святой Грааль художественных открытий», - сказал Алекс Роттер, сопредседатель Кристи.

Картина из немногих - их всего около 15 картин Да Винчи, которые, как известно, существуют. (Чтобы понять важность этого события в мире искусства, представьте, что последний раз, когда был обнаружен Да Винчи, шел 1909 год.)

Она была скрыта за непрозрачными раздвижными стеклянными дверями Christie, пока не было объявлено - приглашение на пресс-конференцию "Вы приглашены на первое в истории открытие беспрецедентного шедевра " (“You are invited to a first-ever unveiling of AN UNPRECEDENTED MASTERPIECE”) писалось под гигантским знаком вопроса в позолоченной рамке. Картина первоначально висела в коллекции короля Карла I и изображала блаженного Иисуса Христа, одетого в лазурные одежды и держащего сферу, одна рука вытянута ввысь; Мона Лиза была написана примерно в то же время.

Сальватор Мунди впервые появился в 2005 году (он был продан на Sotheby"s за 45 фунтов стерлингов в 1958 году) и представлен в Национальной галерее Лондона в 2011 году, директор Национальной галереи назвал ее прибытие «это событие больше, чем открытие новой планеты».

Сразу после сегодняшней пресс-конференции картина будет гастролировать по миру, появляясь в Гонконге, Сан-Франциско и Лондоне, а затем вернется в Нью-Йорк, где она будет выставлена ​​на аукцион .

Из 15 картин Да Винчи, известных в настоящее время, Сальватор Мунди является единственным в частных руках. Он будет продаваться на аукционе Christie"s, а оценочная цена составляет 100 миллионов долларов. «Кто его купит?» - сказал Гузер. "Кто знает. Но Лувра не было бы без Моны Лизы, и, вероятно, не было бы Парижа без Лувра, тот, кто купит его, увековечит свое имя, свою коллекцию, скорее всего, и, вероятно, свой город».

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. Почти полмиллиарда долларов отдал неизвестный покупатель за последнюю оставшуюся в частных руках картину великого Леонардо да Винчи. Продаже полотна "Спаситель мира", которое до этого принадлежало российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, предшествовала небывалая для арт-мира пиар-кампания: за месяц до торгов аукционный дом Christie"s отправил картину в настоящее турне. Посмотреть на "открытие века" выстроились толпы в Гонконге, Сан-Франциско, Лондоне и Нью-Йорке. Обратились консервативные арт-дилеры и к современным технологиям: на YouTube появилась серия видеороликов об уникальном произведении искусства.

© AP Photo / Kirsty Wigglesworth Картина Леонардо да Винчи "Спаситель мира" на аукционе Christie"s в Лондоне. 24 октября 2017

© AP Photo / Kirsty Wigglesworth

Русский след

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Ноя 15 2017 в 8:16 PST

В этой продаже было необычно все, начиная с выбора торгов: "Спасителя мира" выставили в сегменте послевоенного и современного искусства, что странно для картины, датированной приблизительно 1499 годом. Таким образом, Christie"s пытался поднять стартовую стоимость полотна, ведь в последние годы главные коллекционеры сосредоточились на искусстве ХХ века, а торги старых мастеров привлекали все меньше денег и внимания.

Все же для подлинного да Винчи первоначальная цена (эстимейт) оставалась довольно скромной — 100 миллионов долларов. Вероятнее всего, причина в том, что история владения картиной (провенанс) весьма туманна.

Последним обладателем "Спасителя мира" был российский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Рыболовлев, пару лет назад оказавшийся в центре громкого скандала. Бывший владелец "Уралкалия" обвинил в махинациях своего швейцарского арт-дилера Ива Бувье — тот приобретал произведения искусства для коллекции Рыболовлева по реальной стоимости, а перепродавал их заказчику с огромной наценкой. Так, например, "Спасителя мира" Бувье купил за 80 миллионов долларов, а Рыболовлев выложил за полотно 127,5 миллиона.

В итоге бизнесмен обвинил дилера в том, что переплатил за свою коллекцию в два раза. Сейчас между Рыболовлевым и Бувье идут судебные разбирательства, а незадачливый собиратель постепенно распродает скандальную коллекцию.

От 45 фунтов — до 450 миллионов долларов

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Ноя 15 2017 в 9:43 PST

Мотивы Рыболовлева для продажи "Спасителя мира" ясны: ему были нужны деньги. И результат, надо полагать, превзошел ожидания. Теперь бизнесмену будет сложно доказать в суде, что он остался в накладе после сделок с Бувье. Еще в 1958-м, когда полотно впервые оказалось на аукционе Sotheby"s, но еще не было атрибутировано кисти да Винчи, продавцу удалось выручить за него всего 45 фунтов.

Картина впервые упоминается в официальных документах лишь в XVII веке. По данным исследования организации ArtWatch, дальнейшие переходы "Спасителя мира" от одних владельцев к другим на протяжении последующих четырех столетий подтверждаются довольно расплывчатыми формулировками: "возможно, приобретен", "вероятно, принадлежит потомку", "предположительно, привез полотно с собой в Англию", "возможно, передал по наследству".

© 2019 Associated Press "Спаситель мира" за 400 миллионов - картину да Винчи продали за рекордную цену


© 2019 Associated Press

Таким образом, судьба картины прослеживается до 1900 года, когда сильно испорченная неумелыми "дорисовками" она попала в собрание английского баронета Фредерика Кука.

В 2004-м полотно приобрела группа арт-дилеров и отправила его на реставрацию. Детали не раскрывались, но после восстановления "Спаситель мира" проходил несколько экспертиз в музеях Европы и США. Лишь Лондонская национальная галерея решилась признать да Винчи автором полотна. В 2011 году "Спаситель мира" был представлен на их выставке "Леонардо да Винчи: художник Миланского двора" уже как "открытие века".

Код да Винчи

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Окт 12 2017 в 12:15 PDT

Сегодня существует всего около 20 полотен, о которых доподлинно известно, что они были написаны да Винчи. Если не вдаваться в тонкости экспертиз и анализа провенанса, принадлежность "Спасителя мира" к их числу вызывает сомнение — и причин тому несколько.

Влиятельный арт-критик, колумнист New York Magazine Джерри Сальц приводит самые существенные.

Во-первых, нет никаких эскизов, доказывающих, что да Винчи работал над таким нетипичным для него, полностью фронтальным изображением лица Иисуса.

Во-вторых, нет свидетельств того, что да Винчи вообще получал заказ на эту картину: в те годы мастер, известный своей неторопливой работой над живописными произведениями, был занят математическими исследованиями и несколькими крупными полотнами, в том числе легендарной Джокондой.

Наконец, известный германский специалист по творчеству Леонардо Франк Зольнер привел серьезные аргументы в пользу того, что "Спаситель мира" — не картина самого да Винчи, а работа учеников его мастерской. Однако выводы Зольнера так и не были включены в материалы каталога Christie"s.

Самым простым и убедительным способом развеять сомнения было бы провести доскональную техническую и химическую экспертизу, благо современные технологии сильно продвинулись в этой сфере. Однако именно этого в Christie"s делать не стали, поставив под удар не только репутацию престижного аукционного дома, но и всего арт-бизнеса. Ведь если новый владелец "Спасителя мира" обнаружит, что отдал 450 миллионов за работу подмастерья, рынок произведений искусства ждет коллапс.