Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер. Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер Борис Мессерер Струйка дыма

Мессерер Асаф Михайлович

Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обладал неповторимой исполнительской манерой - он привносил в классические партии энергию, силу и азарт. Его Зигфрид («Лебединое озеро») и Принц («Щелкунчик»), Бернар («Раймонда»), Раб, Пират («Корсар»), Франц («Коппелия»), Базиль («Дон Кихот») исполнялись на танцевальном языке нового времени - жестче и технически виртуознее, чем было принято прежде. Мессерер танцевал и в балетах современников - в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, «Пламени Парижа» Бориса Асафьева, «Золушке» Сергея Прокофьева, а с середины 1920-х годов выступал в качестве балетмейстера.
Среди его спектаклей - «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936, 1952), «Лебединое озеро» (1937) и другие.
Лучшие свои балеты Асаф Мессерер создал, будучи педагогом-репетитором ведущих танцовщиков и балерин Большого театра - «Урок танца» (1960, на музыку Константина Лядова, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова).
Оксана ТОКРАНОВА

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)

Народный артист РСФСР(1951).
Народный артист СССР (1976).

Жена - танцовщица Ирина Тихомирнова (1917-1984).

Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.

театральные работы

Партии:
1921 - «Волшебное зеркало» А. Корещенко - сольный номер
1922 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Принц Зигфрид
1922 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Принц
1922 - «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля - Колен
1922 - «Раймонда» А. Глазунова - сарацинский танец и Бернар
1923 - «Петрушка» И. Стравинского - Петрушка и Арап
1923 - «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни - Раб и Пират
1923 - «Баядерка» на музыку Л. Минкуса - индусский танец
1924 - «Миллионы Арлекина» Р. Дриго - Арлекин
1924 - «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни - Раб и Океан
1924 - «Коппелия» Л. Делиба - Франц
1925 - «Иосиф Прекрасный» С. Василенко - Раб и Иосиф
1925 - «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого - Зефир
1926 - «Эсмеральда» Ц. Пуни - Зефир
1926 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица
1927 - «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) - Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
1930 - концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
1930 - «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
1932 - концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
1932 - «Саламбо» А. Арендса - Лидийский военачальник и Фанатик
1935 - «Три толстяка» В. А. Оранского - Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
1936 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - Нурали
1938 - «Кавказский пленник» Б. Асафьева - Фигурист
1939 - балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки - Сатир
1940 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Базиль
1945 - «Золушка» С. Прокофьева - Принц и Шут
1947 - «Пламя Парижа» Б. Асафьева - Филипп

Концертные номера - «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.

Постановки:
1925 - «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
1926 - «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
1926 - «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1927 - «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1930 - «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
1936 - «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
1937, 1951 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
1951, 1969, 1973 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
1953 - «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
1960 - «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1960 - «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1961 - «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1961 - «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1963 - «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
1972 - «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
1973 - «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
1974 - «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)

Концертные номера - «Футболист» на музыку А. Цфасмана,«Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Мелодия» на музыку А. Дворжака.

МЕССЕРЕ́Р АСАФ Михайлович (1903, Вильна, ныне Вильнюс, - 1992, Москва), советский артист балета, балетмейстер и педагог.

В 1919–21 гг. учился в Московском хореографическом училище (класс А. Горского), по окончании которого был принят в труппу Большого театра; до 1954 г. - ведущий солист. Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также - концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71).

В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Регулярная исправленная статья
Асаф Мессерер
Асаф Михайлович Мессерер
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Профессия:

артист балета, балетмейстер

Гражданство:
Годы активности:

с 1921 по 1992

Амплуа:

артист классического и гротескового амплуа

Театр:
Награды:

Сталинская премия
народный артист СССР

IMDb:

Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (6 (19) ноября 1903, Вильно - 7 марта 1992, Москва) - российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976). Член ВКП(б) с 1944 года. Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Биография

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии М. М. Мордкина, затем - в Московском хореографическом училище (1919–21 гг.) у А. А. Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в труппу Большого театра . Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.

За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» был удостоен Сталинской премии первой степени в 1947 году . С середины 1920-х начал выступать как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли, так и танцы в операх, а также отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам.

Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 - в Московском хореографическом училище. С 1946 вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Особенности творчества

Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Семья

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Асаф Мессерер в концертном номере Футболист. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903 92), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1921 54 в Большом театре. Партии: Филипп (“Пламя Парижа” Б.В. Асафьева, 1947), концертный номер “Футболист” на музыку А.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (1903 92) российский артист балета, педагог, народный артист СССР (1976). С 1921 в Большом театре. В 1923 60 преподаватель Московского хореографического училища. Государственная премия СССР (1941, 1947) … Большой Энциклопедический словарь

- [р. 6(19).11.1903, Вильнюс], советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР (1951), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1953). Член КПСС с 1944. В 1921, окончив Московское хореографическое училище, был принят в… … Большая советская энциклопедия

- (1903 1992), артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Брат С. М. Мессерер. С 1921 в Большом театре. Партии: Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Филипп («Пламя Парижа»… … Энциклопедический словарь

- (1903, Вильнюс — 1992, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Мессерер принадлежал к большой артистической семье: старший брат Азарий был актёром; сестра Рахиль — киноактриса, мать балерины М.М. Плисецкой; … Москва (энциклопедия)

Род. 1903, ум. 1992. Артист балета, балетмейстер. Работал в ГАБТ (с 1921 г.). В 1923 60 гг. преподавал в Московском хореографическом училище. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1941, 1947). Народный артист СССР (1976) … Большая биографическая энциклопедия

Мессерер еврейская фамилия, диалектный вариант (месейрер) слова «мешойрэр» (идиш: синагогальный певчий). Известные носители Азарин, Азарий Михайлович (настоящая фамилия Мессерер) (1897 1937) русский актёр, художественный руководитель… … Википедия

Асаф Михайлович (1903 92), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1921 54 в Большом театре. Партии: Филипп (Пламя Парижа Б.В. Асафьева, 1947), концертный номер Футболист на музыку А.Н. Цфасмана (1930, собственная постановка) и др. Поставил… … Современная энциклопедия

- (р. 1908), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1962). Сестра А. М. Мессерера. В 1926 50 в Большом театре. Партии: Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жанна («Пламя Парижа»… … Энциклопедический словарь

- (р. 1933), театральный художник, народный художник Российской Федерации (1993), действительный член РАХ (1997). Сын А. М. Мессерера, муж Б. А. Ахмадулиной. Заострённо зрелищное, построенное на игре линий и силуэтов, иногда гротескное оформление… … Энциклопедический словарь

«Заниматься классическим танцем я начал только в шестнадцать лет.
Не следует, однако, заимствовать подобный пример.
Начинать учиться классическому танцу надо в раннем детстве, иначе придётся не только преодолевать обычные сложности, стоящие перед будущим артистом балета, но и (как это привелось мне) столкнуться с удесятеренными трудностями на пути к обретению техники.
Итак, я начал в шестнадцать. И притом совершенно случайно. Увлекаясь спортом - лёгкой атлетикой, гимнастикой, футболом, я знал, конечно, о существовании балета, но совершенно им не интересовался. Но однажды я увидел «Коппелию». Танцевали А. Балашова и Л. Жуков.
Сказать, что мне понравился спектакль и исполнители главных ролей, - значит сказать очень мало.
Меня просто неудержимо потянуло к тому, что я увидел. Мне не приходило в голову, что я опоздал посвятить себя балету, хотя об этом с откровенной и жестокой прямотой мне сказали в хореографическом училище Большого театра, куда я пришел вскоре после поразившей меня «Коппелии».
- Как поступить к вам учиться?
- А сколько тебе лет?
- Шестнадцать.
- Но в шестнадцать у нас кончают учиться, а не начинают.
- А как же быть? Я решил научиться танцевать во что бы то ни стало.
- Попробуй поступить в какую-нибудь частную студию...»

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 8.

«В классах Горского и Тихомирова я усваивал различные «секреты мастерства», разные, но одинаково важные приёмы овладения профессиональными знаниями. До мастерства было, разумеется, очень далеко, но каждый день приносил нечто новое. Всё, что узнавал утром, я ещё много раз повторял вечером один, в пустом классе.
То, что я усвоил, продумал, осознал, мне хотелось проверить на других».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с.13-14.

До 1954 года Асаф Мессерер был ведущим солистом Большого театра. Был известен тем, что постоянно увеличивал сложность балетных движений.

«Его пребывание в воздухе было таинственно, волшебно. Это видели многие зрители, это видели Шаляпин и Собинов - он совпал с ними на великой сцене, это видели Мейерхольд и Михоэлс - он совпал с ними в трагическом времени».

Ахмадулина Б.А. , Памяти Великого Артиста / Миг бытия, М., «Аграф», 1997 г., с. 199.

Позже Асаф Мессерер начал вести класс ведущих танцовщиков и балерин Большого театра.

«… я постоянно искал для каждой из них свои штрихи, свою окраску.
Приходилось много работать не только на репетициях, где отшлифовывалась каждая деталь танца, но и в классе, пересматривать привычные технические приёмы исполнения движений, раскрывать их новые качества, соразмерять пригодность их для той или иной хореографической композиции, находить ту эмоциональную окраску движений, которая способствует выразительности танца, делает его ярким, характеризует его особыми отличительными свойствами и чертами.

Многое я находил. Но не всегда найденное было удачным. Например, желая отобразить в некоторых вариациях, построенных на больших прыжках, динамику взлёта, я предварительно пробовал в классе форсировать силу прыжка, добиваясь ещё большей его высоты и протяжённости. Переносил достигнутое на сцену.

И оказывалось, что при задуманной форме прыжков не хватало одинаковой интенсивности для исполнения всего номера, - развитие танца шло не на усиление, а на спад.

Я пришёл к твёрдому убеждению, что подлинно профессиональное исполнение любого танца требует обязательной экономии сил и правильного их распределения.

Этому же я стал учить и своих учеников, ибо заметил, что молодым артистам свойственно желание поразить публику (или своих товарищей по классу) в начале танца, не задумываясь над тем, из какого «запаса» они будут черпать силы, скажем, для заключительного пируэта. А ведь если танец исполнен отлично, но его финал - самая последняя «точка» - окажется смазанным, то теряется всё впечатление , и публика справедливо не простит того, что исполнитель не смог выполнить свой танец с необходимой экспрессией к его завершению.

Чтобы достичь такого танцевального crescendo, необходимо научиться правильно использовать связующие движения для отдыха, для того, чтобы « набрать дыхание » и подойти к очередному сильному, сложному и эффектному па. Однако делать это надо отнюдь не снижая внимания к качеству их исполнения. Зритель должен видеть безупречную танцевальную кантилену всего хореографического рисунка, видеть танец «единый и неделимый» во всей его прелести.

Для развития большей свободы, гармоничности танца я считал необходимым научиться самому и научить своих учеников выполнять любое движение совершенно одинаково как в правую, так и в левую сторону.

Ещё одно положение открылось мне в процессе работы на сцене: никогда не надо стремиться к введению наиболее удающихся тебе движений во все исполняемые вариации.

Соблазн этот велик, особенно для начинающих артистов, но подобная практика обедняет исполнительское мастерство и образность танца. Ведь то, что хорошо для Колена, вряд ли годится для танцевальной характеристики Зигфрида, а то, что хорошо для Базиля, плохо для Дезире, даже если думать, что всех их роднит классический танец. Но классический танец сказочно богат! И он всегда должен выглядеть разным, чтобы герои балетов отличались друг от друга не костюмом, а танцем, точнее образ был выражен в яркой неповторимой хореографической форме.

Так, шаг за шагом постигал я сложные законы балетного искусства. И если в начале моей педагогической работы почти всё внимание сосредоточивалось на уяснении методологии движений, то впоследствии я начал ставить перед собой куда более сложные задачи. Я стремился в своих классах добиваться не только постоянного и неукоснительного совершенствования техники, обогащения её, но и развития безупречной выразительности, артистичности, художественности исполнения классического танца.

Я понял, что в ведении класса артистов балета нужна определённая система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, своё лейтдвижение».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 17-18.

Асаф Мессерер в 1960-х годах работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе.

«Законы искусства классического танца, пластическая гармония и красота его форм, образное воплощение балетных произведений познаются и достигаются большим и систематическим трудом. Именно такой труд чеканит по-настоящему профессиональную технику балерины и танцовщика, обогащает и совершенствует их художественное мастерство. Артист балета должен заниматься ежедневно. Иначе он не только не разовьёт свои природные данные и профессиональные навыки, но утратит и то, чем он обладал поначалу, пройдя многолетнее обучение в хореографическом училище, - форму, технику движения, эластичность и гибкость, потеряет, в сущности, способность танцевать. […] В свете этого, в данной книге я делюсь своими знаниями, собственным опытом ведения классов артистов балета. Метод, которым я пользуюсь, складывался в течение многих лет моей педагогической и сценической работы. Начав преподавать почти одновременно с вступлением в труппу Большого театра - в начале двадцатых годов, - я всё время согласовывал свои педагогические приёмы с тем, что мне подсказывала сцена. Исполняя различные партии в спектаклях Большого театра, занимаясь под руководством таких выдающихся педагогов, как А. Горский, В. Тихомиров и позднее В. Семёнов, начав самостоятельно преподавать и ставить танцы, я накапливал необходимые знания для своей дальнейшей педагогической работы».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, СПб, «Лань», 2004 г., с. 10 и 12.