Искусство реализма во франции середины 19 века. Реализм во французской литературе. Реализм в искусстве XX века

С конца XVIII в. Франция играла главную роль в общественно-политической жизни Западной Европы. XIX в. ознаменовался широким демократическим движением, охватившим почти все слои французского общества. За революцией 1830 г. последовала революция 1848 г. В 1871 г. народ, провозгласивший Парижскую коммуну, сделал первую в истории Франции и всей Западной Европы попытку завладеть политической властью в государстве.

Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла не повлиять на мироощущение людей. В эту эпоху передовая французская интеллигенция стремится найти новые пути в искусстве и новые формы художественного выражения. Именно поэтому в живописи Франции реалистические тенденции обнаружились намного раньше, чем в других западноевропейских странах.

Революция 1830 г. принесла в жизнь Франции демократические свободы, которыми не преминули воспользоваться художники-графики. Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнили страницы журналов «Шаривари», «Карикатюр». Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии. В жанре карикатуры работали такие художники, как А. Монье, Н. Шарле, Ж. И. Гранвиль, а также замечательный французский график О.Домье.

Важную роль в искусстве Франции в период между революциями 1830 г. и 1848 г. сыграло реалистическое направление в пейзажной живописи - т. н. барбизонская школа. Этот термин идет от названия маленькой живописной деревушки Барбизон недалеко от Парижа, куда в 1830–1840-х гг. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Не удовлетворенные традициями академического искусства, лишенного живой конкретности и национального своеобразия, они стремились в Барбизон, где, внимательно исследуя все изменения, происходящие в природе, писали картины с изображением скромных уголков французской природы.

Хотя произведения мастеров барбизонской школы отличаются правдивостью и объективностью, в них всегда чувствуется настроение автора, его эмоции и переживания. Природа в ландшафтах барбизонцев не кажется величественной и отстраненной, она близка и понятна человеку.

Нередко художники писали одно и то же место (лес, реку, пруд) в разное время суток и при разных погодных условиях. Выполненные на открытом воздухе этюды они перерабатывали в мастерской, создавая цельную по композиционному построению картину. Очень часто в законченной живописной работе исчезала свежесть красок, свойственная этюдам, поэтому полотна многих барбизонцев отличались темным колоритом.

Крупнейшим представителем барбизонской школы был Теодор Руссо, который, будучи уже известным пейзажистом, отошел от академической живописи и приехал в Барбизон. Протестовавший против варварской вырубки лесов, Руссо наделяет природу человеческими качествами. Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848–1850; «Дубы в Агремоне», 1852). В то же время произведения Руссо показывают, что художник, манера которого сформировалась под влиянием академического искусства и живописи старых мастеров, не смог, как ни старался, решить проблему передачи световоздушной среды. Поэтому свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер.

Искусство Руссо оказало большое влияние на молодых французских художников. Представители Академии, занимавшиеся отбором картин в Салоны, старались не допустить работы Руссо на выставки.

Известными мастерами барбизонской школы были Жюль Дюпре, в пейзажах которого присутствуют черты романтического искусства («Большой дуб», 1844–1855; «Пейзаж с коровами», 1850), и Нарсис Диаз, населивший лес Фонтенбло обнаженными фигурами нимф и античных богинь («Венера с амуром», 1851).

Представителем младшего поколения барбизонцев являлся Шарль Добиньи, начавший свой творческий путь с иллюстраций, но в 1840-х гг. посвятивший себя пейзажу. Его лирические ландшафты, посвященные непритязательным уголкам природы, наполнены солнечным светом и воздухом. Очень часто Добиньи писал с натуры не только этюды, но и законченные картины. Он построил лодку-мастерскую, на которой плыл по реке, останавливаясь в самых привлекательных местах.

К барбизонцам был близок крупнейший французский художник XIX в. К. Коро.

Революция 1848 г. привела к необыкновенному подъему в общественной жизни Франции, в ее культуре и искусстве. В это время в стране работали два крупных представителя реалистической живописи - Ж.-Ф. Милле и Г. Курбе.

Реализм (от лат. «realis» - действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей. В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века).

Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Он выступал как форма ответной реакции на идеализацию, которая характерна для романтизма и классических принципов академизма. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества того времени. Его ведущие принципы заключались в объективном отображении существенных сторон жизни, которые вместе с тем содержали в себе высоту и истинность авторских идеалов, в воспроизведении характерных ситуаций и типичных персонажей, при сохранении полноты их художественной индивидуальности.

(Борис Кустодиев "Портрет Д.Ф.Богословского" )

Реализм начала ХХ века был направлен на поиск новых связей человека с окружающей его реальностью, новых творческих способов и методов, оригинальных средства художественной выразительности. Часто он выражался не в чистом виде, для него характерна тесная связь с такими направлениями в искусстве ХХ века как символизм, религиозный мистицизм, модернизм.

Реализм в живописи

Появление данного направления во французской живописи в первую очередь связано с именем художника Гюстава Курбье. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». В выдвинутой художником декларации провозглашались принципы нового направления в живописи, целью которого было создание живого искусства, передававшего нравы, обычаи, идеи и облик его современников. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли.

(Гюстав Курбье "Автопортрет с черной собакой" )

В основе реалистического искусства лежит свой, особенный взгляд на окружающую действительность, который подвергает критике и анализу многие стороны жизни общества. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.

(Жюльен Дюпре "Возвращение с полей" )

Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Для художников-реалистов было важно передать мгновения жизни в её динамике, как можно правдоподобнее подчеркнуть индивидуальные особенности действующих персонажей, реалистично показать их чувства, эмоции и переживания. Главная характеристика полотен, изображающих человеческие тела - это их чувственность, эмоциональность и натуралистичность.

Реализм как направление в живописи развивался во многих странах мира таких как Франция (Барбизонская школа), Италия (был известен под названием веризм), Великобритания (Фигуративная школа), США («Школа мусорных ведер» Эдварда Хоппера, художественная школа Томаса Икинса), Австралия (Гейдельбергская школа, Том Робертс, Фредерик Мак-Каббин), в России он был известен как движение художников-передвижников.

(Жульен Дюпре "Пастушок" )

Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. На картинах французских художников-реалистов не изображались идеализированные типы, здесь были реальные люди, обыденные ситуации без прикрас, здесь отсутствовала привычная эстетика и навязывание универсальных истин.

(Оноре Домье "Вагон третьего класса" )

Наиболее видными представителями французского реализма в живописи были художники Густав Курбье («Мастерская художника», «Дробильщики камня», «Вязальщица»), Оноре Домье («Вагон третьего класса», «На улице», «Прачка»), Франсуа Милле («Сеятель», «Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Смерть и дровосек»).

(Франсуа Милле "Сборщицы колосьев" )

В России развитие реализма в изобразительном искусстве тесно связано с пробуждением общественного сознания и развитием демократических идей. Передовые граждане общества обличали существующий государственный строй, проявляли глубокое сочувствие к трагической судьбе простого русского народа.

(Алексей Саврасов "Грачи прилетели" )

К группе художников-передвижников, сформировавшейся к концу XIX века, принадлежали такие великие русские мастера кисти как художники-пейзажисты Иван Шишкин («Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Сосновый бор») и Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Сельский вид», «Радуга»), мастера жанровых и исторических картин Василий Перов («Тройка», «Охотники на привале», «Сельский крестный ход на Пасхе») и Иван Крамской («Неизвестная», «Безутешное горе», «Христос в пустыне»), выдающийся живописец Илья Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»), мастер изображения масштабных исторических событий Василий Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы») и многие другие (Васнецов, Поленов, Левитан),

(Валентин Серов "Девочка с персиками" )

К началу ХХ века традиции реализма прочно закрепились в изобразительном искусстве того времени, его продолжателями стали такие художники как Валентин Серов («Девочка с персиками» «Петр I»), Константин Коровин («Зимой», «За чайным столом», «Борис Годунов. Коронование»), Сергей Иванов («Семья», «Приезд воеводы», «Смерть переселенца»).

Реализм в искусстве XIX века

Критический реализм, появившиеся во Франции и достигший своего расцвета во многих странах Европы к середине XIX века, возник в противопоставлении к традициям предшествующих ему направлениям в искусстве, таким как романтизм и академизм. Его главной задачей стало объективное и правдивое отображение «правды жизни» с помощью специфических средств искусства.

Появление новых технологий, развитие медицины, науки, различных отраслей промышленного производства, рост городов, усиление эксплуататорского давления на крестьян и рабочих, все это не могло не отразиться на культурной сфере того времени, что и привело в дальнейшем к развитию нового движения в искусстве - реализма, призванного отразить жизнь нового общества без прикрас и искажений.

(Даниэль Дефо )

Основоположником европейского реализма в литературе считается английский писатель и публицист Даниэль Дефо. В своих произведениях «Дневник Чумного года», «Роксана», «Радости и горести Моль Флендерс», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» он отображает различные общественные противоречия того времени, в их основе лежит утверждение о добром начале каждого человека, которое может измениться под давлением внешних обстоятельств.

Основоположник литературного реализма и психологического романа во Франции - писатель Фредерик Стендаль. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.

У истоков русского реализма стояли такие выдающиеся мастера пера как драматург Александр Грибоедов, поэт и писатель Александр Пушкин, баснописец Иван Крылов, их продолжатели Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Антон Чехов, Лев Толстой, Федор Достоевский.

Для живописи периода реализма XIX века характерно объективное изображение реальной жизни. Французские художники под предводительством Теодора Руссо рисуют сельские пейзажи и сцены из уличной жизни, доказав что обычная природа без прикрас тоже может быть уникальным материалом для создания шедевров изобразительного искусства.

Одним из самых скандальных художников реалистов того времени, вызывавший бурю критики и осуждения, был Густав Курбье. Его натюрморты, пейзажные картины («Олень у водопоя»), жанровые сцены («Похороны в Орнане», «Дробильщики камня»).

(Павел Федотов "Сватовство майора" )

Родоначальник русского реализма - художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества, и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Продолжателями его традиций можно назвать движение художников-передвижников, которое было основано в 1870 году четырнадцатью лучшими художниками-выпускниками Императорской Петербурской Академии Художеств совместно с другими живописцами. Первая же их выставка, открытая в 1871 году, имела огромный успех у публики, она демонстрировала отображение реальной жизни простого русского народа, находящегося в ужасных условиях нищеты и угнетения. Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов.

(Константин Менье "Индустрия" )

В 19 веке архитектура, зодчество и связанные с ними прикладные искусства находились в состоянии глубокого кризиса и упадка, что предопределило неблагоприятные условия для развития монументальной скульптуры и живописи. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).

Реализм в искусстве XX века

В послереволюционное время и во времена создания и расцвета СССР главенствующим направлением в русском искусстве стал социалистический реализм (1932 год - появление данного термина, его автор советский писатель И.Гронский), который являлся эстетическим отражением социалистической концепции советского общества.

(К. Юон "Новая планета" )

Основными принципами соцреализма, направленного на правдивое и реалистичное изображение окружающего мира в его революционном развитии, были принципы:

  • Народности. Использовать простонародные речевые обороты, пословицы, для того чтобы литература была понятна народу;
  • Идейности. Обозначить героические поступки, новые идеи и пути, необходимых для счастья простых людей;
  • Конкретности. Изображать окружающую действительность в процессе исторического развития, соответствующего его материалистическому пониманию.

В литературе главными представителями социального реализма были писатели Максим Горький («Мать», «Фома Гордеев», «Жизнь Клима Самгина», «На дне», «Песнь Буревестника»), Михаил Шолохов («Поднятая целина», роман-эпопея «Тихий дон»), Николай Островский (роман «Как закалялась сталь»), Александр Серафимович (повесть «Железный поток»), поэт Александр Твардовский (поэма «Василий Теркин»), Александр Фадеев (романы «Разгром», «Молодая гвардия») и др.

(М. Л. Звягин "На работу" )

Также в СССР к числу писателей-соцреалистов причисляли творчество таких зарубежных авторов как писателя-пацифиста Анри Барбюса (роман «Огонь»), поэта и прозаика Луи Арагона, немецкого драматурга Бертольта Брехта, немецкой писательницы и коммунистки Анны Зегерс (роман «Седьмой крест»), чилийского поэта и политического деятеля Пабло Неруды, бразильского писателя Жоржи Амаду («Капитаны песка», «Донна Флор и два её мужа»).

Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая — пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.

(Вера Мухина монумент "Рабочий и колхозница" )

Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде), Сергея Коненкова. Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы, такие как гранит, сталь или бронза, устанавливали их на открытых пространствах для увековечивания особенно важных исторических событий или героико-эпических подвигов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1830-1840-е годах, особенно в произведениях Бальзака, проявляются характерные черты реализма. Свою основную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности, в познании законов, определяющих ее диалектику и разнообразие форма.

«Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем», – указывал Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии», провозглашая принцип объективности в подходе к изображению действительности важнейшим принципом реалистического искусства. Наряду с этим великий романист отмечает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!» Действительно, как искусство, дающее многоаспектную картину действительности; реализм далеко не исчерпывается нравоописанием и бытописанием, в его задачи входит и аналитическое исследование объективных законов жизни – исторических, социальных, этических, психологических, а также критическая оценка современного человека и общества, с одной стороны, и выявление позитивного начала в живой реальности – с другой.

Один из ключевых постулатов реализма – утверждение принципов реалистической типизации и их теоретическое осмысление – также связан прежде всего с французской литературой, с творчеством Бальзака. Новаторским для первой половины XIX века и значимым для судеб реализма вообще стал и принцип циклизации, привнесенный Бальзаком. «Человеческая комедия» представляет собой первый опыт создания серии романов и повестей, связанных между собой сложной цепью причин и следствий и судьбами персонажей, предстающих каждый раз на новом этапе своей судьбы и нравственно-психологической эволюции. Циклизация отвечала стремлению реализма к всеохватному, аналитическое и системному художественному исследованию действительности.

Уже в эстетике Бальзака обнаруживается ориентация на науку, прежде всего – на биологию. Эта тенденция развивается далее в творчестве Флобера, стремящегося применить принципы научного исследования в современном романе. Таким образом, характерная для позитивистской эстетики установка на «научность» проявляется в художественна практике реалистов задолго до того, как она станет ведущей в натурализме. Но и у Бальзака, и у Флобера стремление к «научности» свободно но от присущей натуралистам тенденции к абсолютизации естественных законов и их роли в жизни общества.

Сильной и яркой стороной реализма во Франции является психологизм, в котором романтическая традиция предстает углубленной и более многогранной. Спектр причинных мотивировок психологии, характера, поступков человека, из которых в итоге складывается его судьба, в литературе реализма значительно расширяется, акценты делаются в равно мере и на историко-социальную детерминированность, и на личностно- индивидуальное начало. Благодаря этому достигается наибольшая достоверность психологического анализа.

Ведущим жанром реализма во Франции, как и в других странах, становится роман в его разновидностях: нравоописательный, социально-психологический, психологический, философский, фантастический, приключенческий, исторический.

В творчестве реалистов находят отражение новые темы: развитие современного общества, появление новых типов и отношений, новой морали и новых эстетических взглядов. Эти темы находят воплощение в творчестве Стендаля, Бальзака и Мериме. Национальное своеобразие французского реализма сказалось в стремлении этих писателей понять сущность богатого общественного опыта, накопленного французским обществом в бурный период, начавшийся революцией 1789 года и продолжившийся при жизни писателей.

Вооруженные не только своим талантом, но и глубоким знанием действительности, реалисты создали гигантскую панораму французской жизни, показав ее в движении. Произведения Стендаля, Бальзака, Мериме и Беранже свидетельствовали о том, что в ходе исторического процесса французское дворянство близилось к полному упадку. Реалисты видели и закономерность появления новых хозяев жизни – представителей буржуазии, которую они заклеймили в образах Вально или Гобсека.

Черты зарождающегося реализм сразу же по-разному проявляются в творчестве различных писателей. При всем том, что проблематика произведений Бальзака и Стендаля во многом близка, индивидуальные особенности их творческого метода существенно отличаются: Стендаль – прежде всего мастер психологического романа, стремящийся глубокого исследовать внутренний мир отдельных людей. Бальзак создает огромное полотно французской действительности, целый мир, населенный множеством фигур.

И Стендалю и Бальзаку присущ историзм. Через их произведения проходит мысль о том, что общество находится в состоянии постоянного изменения, и они ищут причины этой эволюции. Историзм присущ и Мериме. Для него жизнь общества – это постоянное изменение в соотношении общественных сил, влияющее на человеческий характер. В целом ряде своих произведений Мериме показывает своих современников, изуродованных и развращенных буржуазным обществом («Двойная ошибка», «Этрусская ваза» и др.).

Все указанные выше особенности французского реализма проявились уже в 1830 - 40-е годы, прежде всего в творчестве Бальзака и Стендаля. Однако принципиальная новизна реализма как художественного метода остается еще в слабой мере осознанной самими писателями и критиками того времени. Теоретические выступления Стендаля (в том числе «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»») идут целиком в русле борьбы за романтизм. Бальзак хотя и ощущает принципиальную новизну метода «Человеческой комедии», но не дает ему никакого конкретного определения. В своих критических работах он отделяет себя от Стендаля и Мериме, признавая вместе с тем и близость, связывающую его с этими писателями. В «Этюде о Бейле» (1840) Бальзак пытается классифицировать явления современной ему литературы, но при этом относит к разным течениям себя (к «эклектическому») и Стендаля (к «литературе идей»). Для «школы идей» Бальзак считал характерным аналитическое начало, устремленное на раскрытие сложных коллизий внутреннего мира. Под «эклектической школой» он подразумевал искусство, стремящееся к широкому эпическому охвату действительности и социальным обобщениям, заключенным во множестве типов, создаваемых художниками на основе наблюдений над жизнью. Даже такой авторитетный критик XIX века, как Сент-Бёв, в статье «Спустя десять лет в литературе» (1840) обходится без термина «peaлизм», а в «Человеческой комедии» видит лишь проявление чрезмерной и предосудительной правдивости, сравнивая ее автора с «врачом, нескромно разглашающим постыдные болезни своих пациентов». Столь же неглубоко критик трактует и произведения Стендаля. И только с появлением «Госпожи Бовари» (1857) Флобера Сент-Бёв заявляет: «...Я как будто улавливаю признаки новой литературы, черты, которые являются по-видимому, отличительными для представителей новых поколений» (««Госпожа Бовари» Гюстава Флобера» (1857)).

Все это свидетельствует о том, что становление теоретической концепции нового художественного метода на первом этапе его эволюции значительно отстает от практики. В целом же первый этап французского реализма представляет собой создание нового метода, теоретическое обоснование которого начнется несколько позднее.

Нарастание критической тенденции во французской литературе шло по восходящей линии, усиливаясь по мере того, как раскрывалась антинародная сущность буржуазной монархии Луи Филиппа. Как свидетельство этого во второй половине 30-х годов появились «Утраченные иллюзии» Бальзака, посвященные теме разочарования в буржуазной действительности.

Во Франции реалистическая эстетика получила более выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление, а само слово «реализм» было впервые использовано как термин, выражающий комплекс художественных принципов, сторонники которых создали нечто вроде школы.

Как уже отмечалось ранее, термин «реализм» начинает встречаться на страницах французских журналов уже в 1820-е годы, но только в 1840-е годы это слово освобождается от отрицательного оценочного смысла. Глубокие изменения в отношении м к понятию «реализм» произойдет несколько позже, в середине 50- х годов и будет связано с деятельностью Ж.Шанфлёри и Л. Э. Дюранти и их единомышленников.

Нельзя не отметить, что путь ранних французский реалистов был далеко не гладким. Буржуазное общество травило и преследовало тех, кто писал о нем правду. Биографии Беранже, Стендаля, Бальзака богаты фактами, которые свидетельствуют о том, как ловко использовали буржуазные правящие круги самые различные средства, для того, чтобы разделаться с неугодными им литераторами. Беранже за свои произведения был отдан под суд. Стендаль был при жизни почти неизвестен, Бальзак, широко известный за рубежом, умер, не получив должного признания во Франции. Служебная карьера Мериме складывалась достаточно успешно, но и он был оценен как писатель только после смерти.

1830-40-е годы представляли собой важный период в истории Франции и ее литературы. К исходу этого периода, то есть к кануну революции 1848 года, уже стало ясно, что самое существенное, самое новое в богатом литературном опыте 30-40- х годов связано с реалистическим направлением., представители которого смогли создать наиболее яркие и правдивые картины французской жизни между двумя революциями, заложить прочные основы для дальнейшего развития национальной французской литературы.

Наиболее значительное место в развитии западноевропейского реализма принадлежит французскому искусству. И это не случайно. Уже с конца 18 века Франция играла ведущую роль в общественно-политической жизни Европы, а классовая борьба между дворянством, буржуазией и пролетариатом принимала в ней ясные классические формы. Прячась за королевскую и императорскую мантию или утверждая свою власть в неприкрытом виде, буржуазия торжествовала победу. «Промышленность и торговля разрослись в необъятных размерах, - писал К. Маркс о Франции 50-60-х годов, - биржевая спекуляция праздновала свои космополитические оргии; нищета масс резко выступала рядом с нахальным блеском беспутной роскоши, нажитой надувательством и преступлением» .
Демократическое и пролетарское движение в середине 19 века принимает во Франции широкий размах. За революцией 1830 года следует революция 1848 года; на политической арене все более решительно выступает пролетариат, возглавляющий широкие народные массы. В июне 1848 года он открыто поднимается против буржуазии, а в 1871 году, провозгласив Парижскую коммуну, делает первую в истории героическую попытку взять политическую власть в свои руки.
Обострение общественных противоречий, грандиозные классовые битвы, новые социальные проблемы, вопросы демократического переустройства общества не могли не волновать передовые умы, заставляя анализировать явления действительности, искать новые пути в искусстве. Во Франции, которая дает наиболее отчетливую картину становления и развития основных течений 19 века, подъем реализма наблюдается раньше, чем в других странах, реалистическое направление оказывается наиболее тесно связанным с общественно-политической жизнью, оно выдвигает крупнейших представителей искусства 19 века.
Июльская революция 1830 года явилась существенной вехой на пути развития французского искусства. Под ее влиянием происходит изживание романтических иллюзий, усиливается интерес к социальной тематике, вырабатывается самостоятельная теоретическая программа реализма. Основные требования к новому искусству были сформулированы Лавироном и Гальбаччо в «Салоне 1833 года». Свое дальнейшее развитие они получили в трудах крупных теоретиков-защитников реализма: Торе-Бюрже, Шанфлери, Дюранти, Кастаньяри и других. Все эти критики - представители поколения 1848 года - выдвигали на первый план вопрос о воспитательной роли искусства. Искусство, утверждали они, должно способствовать развитию общества по пути прогресса, должно быть «учителем жизни», а для этого ему необходимо быть актуальным, социально насыщенным, понятным народу. Искусство должно помочь людям познать окружающий их мир, разобраться в его противоречиях. Оно сможет сделать это, отбросив в сторону всякую идеализацию, приукрашение жизни. Правдивость изображения выдвигается в качестве одного из необходимых условий творчества - художник пишет то, что он знает, что он видит перед собой. Призыв к отказу от общепринятых образцов и к утверждению жизненной правды в искусстве помогал передовым художникам в освоении новых способов и средств художественной выразительности, открывал широкие перспективы для творческих исканий. Вместе с тем некоторые критики середины 19 века порой сводили понятие реализма к внешней достоверности изображения, иллюзорности передачи видимого мира, что, безусловно, дезориентировало художников.
Филипп Жанрон. Среди предшественников больших художников-реалистов заслуживают упоминания некоторые менее значительные мастера. Не обладая одаренностью своих последователей, они подготовили для них почву. К их числу относится Филипп Жанрон (1809-1877). Он был участником революций 1830 и 1848 годов, часто выступал в печати с защитой реалистических принципов. Уже в ранней работе «Дети на баррикаде» (1831, Музей в Кане) Жанрон обратился к непосредственному изображению революционных событий. В более поздних произведениях он давал социальный анализ действительности, противопоставляя друг другу представителей различных классов современного общества: дворянства, буржуазии и пролетариата. При изображении тружеников художник подчеркивал их нищету и страдание, не избежав при этом некоторой сентиментальности. Жанрон известен так же как портретист. Он оставил выразительные портреты передовых людей своего времени - представителей республиканской интеллигенции.

Тема урока: Критический реализм во французской живописи 19 века.

Цель : Познакомить учащихся с представлением о критическом реализме, проанализировать творчество наиболее ярких представителей этого художественного направления в изобразительном искусстве

XIX века: Оноре Домье, Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле.

Выяснить, на что хотели обратить внимание общества художники – реалисты своими картинами.

Доказать, что реалистическое искусство стремившееся к точному отображению окружающего, невольно обличало буржуазную действительность

Научиться понимать произведения искусства и передавать свои о них впечатления.

Оборудование урока: мультимедийная установка;

Репродукции картин Домье:

Репродукции картин Милле:

Репродукции картины Курбе

Вводное слово учителя

Грохотом пушек и дымом сражений начался во Франции XIX век.

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи, объединяясь в различные направления. Некоторые из них мы уже изучили. А на этом уроке познакомимся ещё с одним художественным направлением в изобразительном искусстве и проанализируем творчество наиболее ярких представителей этого направления.

А сейчас посмотрите на таблицу и определите, какое направление в искусстве описано в каждой из колонок.

Классицизму, с его культом разума и идеей долга перед государством, противопоставил стремление к безграничной свободе личности и её духовному самосовершенствованию.

Учитель. Посмотрите на картины и определите, к какому из известных вам течений они относятся и кто автор этих картин.

Слайды

    Никола Пуссен. (классицизм)

    « Танец под музыку времени».

2.Эжен Делакруа. (романтизм)

    «Гамлет и Гораций на кладбище» 1839г.

    «Охота на львов в Марокко». 1854г.

3.Теодор Жерико (романтизм)

    «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку» 1812.Лувр. Париж.

    «Плот «Медузы»»

Учитель. Следующее задание на самоконтроль. Соотнесите соответствие между элементами данной картины.

Учитель.

А теперь проверьте свои ответы и скажите, сколько ошибок вы допустили.

Ответы. А) 2

Б) 4

В) 1,3

Г) 5

Учитель . Ребята, мы познакомились с творчеством представителей романтизма. Чьё творчество вам больше всего запомнилось и понравилось?

Примерные ответы учащихся.

    А.Дюма

    В.Гюго

    Женщины-писательницы

    Ч.Диккенс

    Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

Учитель. А теперь посмотрите на эти картины и скажите, к какому известному вам художественному стилю они относятся?

Слайд. Картины Жана Франсуа Милле. (Реализм)

Анализ картин.

«Чесальщица шерсти»

«Крестьянин разбрасывает сено»

«Землекопы»

(На картинах показан без прикрас тяжелый физический труд).

Учитель. Если классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, то художники, с творчеством которых мы сегодня познакомимся, сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Именно они своим творчеством ознаменовали появление нового направления в искусстве – реализма.

Определение записываем в третью колонку таблицы.

Слайд. Реализм.

Стиль в искусстве, ставящий перед собой задачу дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.

Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (реальный, настоящий)

Учитель. Ребята, скажите, какое общество приходит на смену традиционному обществу? (Индустриальное общество).

Учитель. Этот процесс был мирным? (Он сопровождался войнами, революциями, восстаниями)

Учитель. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей общества. В этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества, в котором столько уродливых тайных и явных пороков. И своему искусству художники отводили роль критика этого общества. Поэтому это новое творческое направление ещё называют критическим реализмом.

Крупнейшими представителями реализма во Франции являются Гюстав Курбе, Оноре Домье, Фердинанд Милле.

История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве.

Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве, бесспорно, является Гюстав Курбе.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Курбе.

(Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, на границе со Швейцарией.

Однако систематического художественного образования Курбе не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, копировал картины старых мастеров в Лувре.

В 1848 году во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая. Вторую республику (1848-52 гг.). Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году в Салоне Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно.

Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества

Стремление раскрыть поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен

В 1871 г. во время Парижской Коммуны Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Вандомская колонна была сооружена в честь победы .

После падения Коммуны Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Умер Курбе 31 декабря 1877)

Учитель. Наступил момент познакомиться с картинами этого художника.

Слайд. Гюстав Курбе.
1. Дробильщики камней.

Учитель. Что мы видим на картине. Какие персонажи?

Примерное описание картины.

(На одной стороне картины изображен старик, он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани вся в заплатах, из когда- то голубых порванных носков и лопнувшей снизу обуви торчат пятки. В таких же лохмотьях изображен и его юный напарник. Ему очень тяжело, это видно по его позе. Эта картина является олицетворением нищеты)

2. Полотно «Похороны в Оране» без сомнения принадлежит к числу самых выдающихся работ Курбе. Главное в картине – отношение к происходящему. Как люди изображенные на картине, относятся к церемонии погребения?

(Священник монотонно читает молитву, Могильщик, для которого похороны – повседневная работа, повернул голову к священнику, словно вопрошая: когда же ты кончишь говорить? Единственные, кому не безразлично происходящее, - старики, участники Великой Французской революции. Это видно по лицам, всецело поглощенным думами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, эти старики знали, ради каких идеалов стоит жить, поэтому смерть не страшна, если жизнь прожита достойно. И художник сознательно, в композиции,

сделал акцент именно на них).

Учитель. В 1849 году в Барбизоне поселился Жан Франсуа Милле. Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Милле.

(Он родился в Нормандии. Живописи учился в Париже. Сначала писал портреты, потом обратился к пейзажу и стал подлинным поэтом сельской Франции. Он рисовал крестьян, которые засевают поле, рубят дрова или делают бочки. Одним из любимых персонажей Милле стала крестьянка, кормящая ребенка кашей, пасущая гусей или несущая тяжелую вязанку хвороста.)

Учитель. Так почему же Жан Франсуа Милле в своем творчестве изображал сельских тружеников? Давайте познакомимся с некоторыми его картинами и тогда мы сможем ответить на этот вопрос.

Учитель. В письме своему другу Милле писал: «Вы сидите под деревьями, испытывая, приятное чувство покоя… и вдруг вы замечаете, что на тропинку выходит несчастная фигура, нагруженная вязанкой хвороста. Неожиданность появления этой фигуры всегда вас поражает и мгновенно направляет мысль на печальный удел человечества – усталость».

Одна из лучших картин Милле, гордость Лувра, изображает собирательниц колосьев.

Кого Милле изобразил на этой картине?

(Бедных женщин, которых пускали на уже сжатое поле собирать оставшиеся на нем колосья. На фоне уходящей к горизонту равнины в плавном, медленном ритме они наклоняются и распрямляются. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Используемые тона дают ощущение глубины, делая фигуры объемными. Без этого изображение выглядело бы плоским.

Учитель. Ещё одна прославленная эти художником картина «Человек с мотыгой».

Кто изображен на этой картине?

Милле изобразил наёмного рабочего, подавленного и искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая фигура на фоне все того же бескрайнего поля обладала монументальностью и делала картину почти символической. Официальный критик писал: «Вообразите чудище без черепа, с потухшим взглядом, с оскалом идиота, стоящее криво, как огородное пугало, среди поля. Никакой свет интеллекта не очеловечивает этого дикаря на отдыхе. Что он собирается делать – работать или убивать?» Милле защищался от обвинений, объясняя, что он тоже не слеп к красоте природы: «Я очень хорошо вижу ореолы одуванчиков и солнце, стоящее очень высоко над землей, царящее в облаках. Но не хуже я вижу и дымящуюся равнину, работающих лошадей и на каменистом участке земли, измученного человека, хриплое дыхание которого слышится с утра, который пытается распрямиться на мгновение, чтобы вздохнуть. Драма совершается среди совершенства окружающего мира»

Учитель Милле любил природу и говорил про себя: «Я родился крестьянином, крестьянином и умру»

Какова основная тема работ Милле?

(Художник изображает крестьян, доведенных до полного физического истощения).

Учитель . Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. Художник говорил, что «обращается к обыденному, чтобы выразить возвышенное».

Его живопись, прежде всего, выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Учитель. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника Оноре Домье.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Оноре Домье.

(Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях - 1830, 1848 и 1870 года - нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем. В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады)

Слайд. « Вагон третьего класса»

Учитель. В «Вагоне 3-го класса» (1863-1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850-1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи, и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы. Какие чувства вызывает эта картина у вас? К чему привлекает внимание общества художник этой картиной?

Ответы учащихся

Слайд «Прачки»

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Какого литературного героя называют рыцарем печального образа. Кто написал произведение о подвигах Дон Кихота? (Мигель Сервантес). Что искал и какие поступки совершал Дон Кихот, скитаясь по земле? (Искал добро и справедливость. Помогал униженным и обездоленным людям)

Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе. Почему Домье обратился именно к этому литературному герою? (Отсутствие сострадания к людям, мало людей, которые бескорыстно совершают благородные поступки)

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, - это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим художники - реалисты занимались всю жизнь.

Подведение итогов.

Учитель.

    Ребята, назовите имена художников, с чьим творчеством мы сегодня познакомились

(Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье)

    К какому художественному стилю относится творчество этих художников? (к реализму)

    Почему? Потому, что эти художники сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.

Художники ставили перед собой задачу наиболее полно отразить действительность.

Д/З. &7 стр.53-56.Описывая сюжеты картин, подготовить сравнительный анализ известных вам художественных направлений в искусстве.