Искусство критики. Конструктивная критика. Виды критики: различаем и делаем выводы

    Критика - это высказывания, в которых один человек осуждает другого, говорит о том, что так делать нельзя, делает замечания.

    Критика может быть на пользу, когда она конструктивна, обычно такая критика встречается в сфере образования или бизнеса. Начальник подчиненному сообщил об ошибках подчиненного - польза для бизнеса есть. Учитель исправил ошибки ученика - польза для образованности ученика есть. Или же родитель сказал своему ребенку, что делать так нельзя, - польза в воспитательном процессе есть. Конструктивная критика в меру - необходима для воспитания и развития человека.

    Но также критика бывает от разных плохих чувств в душе критикующего. Как правило, это гордыня или зависть. Такая критика часто бесполезна или даже вредна для того, кого критикуют, а у критикующего и вовсе вызывает настолько негативные эмоции, которые с точки зрения психосоматики могут приводить к смертельно опасным болезням. Критиковать своих подруг, мужей, коллег, жен - это все неправильно, хотя, не спорю, возможны исключения.

    Критика - это когда человеку напоминают о его личных недостатках, или какое то творческое исполнение,работу

    вс это используется для улучшения качества того объекта, который подвергается этой самой критике, некоторые критику воспринимают болезненно, или не воспринимают вообще, ассоциируя е с придирками, нападками к собственной личности, но не всегда это так происходит, потому, что иногда, или намного полезнее воспринимать критику как

    философское рассуждение,замечание и пытаться стать или сделать что-то лучше, люди которые правильно и спокойно воспринимают критику, более точно и быстро способны совершенствовать сво поведение или же свою деятельность, главное,чтобы критика была целесообразной.Как пишут в характеристиках: на замечания начальства,реагирует правильно. Вот примерно так и нужно совершенствовать сво сознание, конечно нужно отличать добрые дела от худых, иначе так можно правильно реагировать на критику не совсем благополучных людей в плане психики.

    Не буду копировать где то искать ответ на этот вопрос в общем как я понимаю что такое критика?

    Критика бывает положительная и отрицательная бывает с завистью с целью задеть человека.

    Положительная критика это когда человек критикует тебя с целью помочь объяснить тебе, твои недостатки, ошибки.

    Отрицательная критика это когда тебя специально критикуют что бы понизить твою самооценку, унизить тебя перед окружающими.

    Есть выражение что ты всю критику воспринимаешь в штыки? Человек который не умеет адекватно воспринимать критику чаще всего ему трудно жуть.

    Критика - это высказывания о Вас, Ваших действиях, Ваших поступках других людей (отвечаю личными выражениями и высказываниями, поэтому возможно немного ошибусь). Критика бывает разной - положительной и отрицательной. Положительная критика может быть и просто лестной, когда в процессе критикования проскакивают выражения, завышающие самооценку. Чаще всего критика отрицательная поскольку в этом и есть смысл осуждения и обсуждения (да и согласитесь - это всегда интереснее), но следует отметить, что отрицательная критика не всегда уместна и иногда лжива, т.к. людям свойственно завидовать или в целях заработка (например у журналистов или в качестве пиара), иногда человека можно опорочить, чтобы на его фоне выглядеть наиболее выгодно (например различного вида кастинги и др.). Также критика бывает обоснованной и необоснованной. При обоснованной критике говорят о правдивых фактах, к такой критике следует прислушаться, необоснованную критику следует фильтровать, поскольку опять же она применяется, чтобы опорочить человека.

    В наше время критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то

    подвергаемся критики постоянно. Просто одни люди относятся к критике спокойно, другим порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы. Критика бывает разной, она бывает хорошей и плохой.Но есть такой сорт людей которые критикуют других с поводом и без.Вот таких я людей не уважаю.А особенно тогда,когда у самого целый вагон недостатков,а он кого то критикуют.В таких случаях лучше занялся самокритикой,было бы полезно.

    Критика всегда неприятна.

    Потому что критикуют нас, любимых. А мы по умолчанию, для самих себя, конечно, безгрешны, идеальны.

    Даже если мы и признаем, что у нас есть недостатки, но как-то не совсем уверенно. Ну, может быть, я и не прав... Или, да, я неправ! (А в душе - да ничего подобного, прав я!)

    Нет приятной критики - она всегда неприятна. В лучше случае - восприятие нейтральное или безразличное (когда игнор критикана).

    Но есть варианты критики:

    • или оскорбить, или помочь;
    • корректная или некорректная;
    • конструктивная или неконструктивная;
    • желательная и нежелательная для объекта критики.

    Случай, когда критика весьма желательна, - это когда сам, на полном серьезе, просишь покритиковать себя в чем-то.

    Я написала статью для некоего издания. Редакция и комментаторы там весьма придирчивые, если что не так - затравят насмешками.

    Стремясь подстелить себе соломки, я направляю свой опус своей подруге, которой, хлебом не корми, дай покритиковать кого-то (и часто по делу). Прошу прочесть и дать правдивую оценке - где ляпы, неинтересно, затянутости, етс. Она пишет свои фе, я исправляю шедевр, печатаю и собираю аплодисменты.)) Вот такая критика мне нужна, вот за это спасибо!

    Признаться, всегда прислушиваюсь к конструктивной критике, даже если она и неприятна, даже если в первый момент чувствую себя оскорбленной. Но потом понимаю - человек прав! Спасибо ему! И нужно что-то менять в себе.

    Критика - это обсуждение и оценка всех достоинств и недостатков какого-либо труда, произведения, действия. Различают критику объективную и необъективную. Их отличия заключаются в том, что при необъективной критике, происходит специальное унижение всех ваших действий. Высказываются только отрицательные моменты. А ещ чаще необъективная критика происходит когда критикующий сам не обладает достаточного количества нужной информации, но уже сделал свой вывод (то есть поторопился в суждениях). Иногда, просто нужно засудить, показать что ты такой плохой.

    Критика - это когда человек сам творить не умеет, но очень любит давать советы другим и обсуждать сделанное другими.

    Всегда проще обсудить и осудить или одобрить чужие идеи, произведения искусства и науки, рецепты блюд и так далее. А вот придумать что-то новое, написать шедевр, спасти Человечество от надвигающейся экологической катастрофы - под силу не каждому.

    Поэтому так мало гениев и так много посредственностей. Но, с другой стороны, именно благодаря последним человечество ещ не вымерло на этой замечательной планете. Даже трудно вообразить, что было бы на Земле, если бы на ней жили одни гении.

    Так что, да здравствуют критики, какими бы они ни были!

Формы критики

Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.

Критические оценки могут быть:

Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал...»
Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»
Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»
Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.

По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.

По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
открытой, публичной;
доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

Как было отмечено выше, знания структуры и видов аргументации дает возможность оратору увидеть "слабые места" и грамотно раскритиковать положение других людей. Действительно, ораторское речь не рождается в вакууме. Существуют другие мнения относительно изучаемого предмета, а оратор должен убедить аудиторию в правильности именно своей позиции. Даже если эти мысли явно не выражены, оратор может сформулировать их, ввести в свою речь и показать их несостоятельность.

На сегодняшний день термин "критика" (от греч. - Искусство различать) имеет несколько значений. Например, этим термином обозначают такие высказывания, содержащие негативную оценку мыслей или действий определенных людей, или выявляют недостатки в мыслях или поступках других людей.

В рамках этой концепции риторики, которая преподается в данном пособии, понятие «критика» можно определить следующим образом:

Критика - это обоснование неприемлемости определенной аргументации.

В литературе по логике более употребляемым для подобных процессов является термин "опровержение". Однако в ораторской деятельности такая процедура почти не встречается. Дело в том, что опровержение - это обоснование логическими средствами (преимущественно в форме дедуктивных рассуждений) ложности тезиса с помощью истинных аргументов.

Построение критики предполагает наличие определенной аргументации. В зависимости от того, на какой структурный компонент будет направлена критика, различают следующие ее виды:

o критика тезиса;

o критика аргументов;

o критика формы.

Критика тезиса - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости того утверждения, что защищалось другим человеком.

Как правило, для критики положения выбирают:

o путь "сведение к абсурду" или

o путь обоснования антитезы.

Первый путь предполагает выведение таких последствий из тезиса, которые противоречат общепризнанным положением или фактам.

Второй путь предполагает, по сути, построение оратором аргументации в пользу собственной тезисы, когда она антитезой к предложенному другим человеком положение.

Критика аргументов - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости тех аргументов, которые использовала другой человек в поддержку своего тезиса.

Например, оратор может показать, что неприемлемыми последствия из приведенных аргументов или продемонстрировать обоснованное возражение исходных положений другого человека.

Часто считают, что критики аргументов достаточно для признания неприемлемости тезиса. На самом деле это не совсем так. С помощью такой процедуры тезис признается только необоснованным и у другого человека остается возможность подобрать более весомые аргументы в ее пользу.

Критика формы - это вид критики, который направлен на обоснование оратором отсутствии связи между аргументами и тезисом другого человека.

Наличие такой связи обеспечивается соблюдением тех правил, которые установлены логикой для определенных видов соображений.

Критика тезиса является наиболее сильным видом критики, ведь только в таком случае тезис признается неприемлемой, которые еще аргументы не приводились в ее поддержку. Другие виды критики (критика аргументов и критика формы) только разрушают процесс аргументации.

Рассмотрим пример:

"Стоит выбирать новых, неизвестных политиков в парламент? Представители этого блока считают, что в этом их преимущество. Но если так рассуждать, то нам придется в следующем году переизбрать и этих: ведь они уже не будут новыми политиками. Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки! Выбирайте тех, кого знаете! Боритесь с дилетантизмом! ".

В этой рекламной листовке имеется попытка критики тезиса ("В парламент следует выбирать новых, неизвестных политиков") путем "сведение к абсурду". Из нее выведено следствие ("В следующем году придется переизбрать и этих политиков"), который не согласуется с "общепринятым" опытом политической деятельности ("Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки!").

Попробуйте самостоятельно оценить уровень убедительности такой критики.

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики.

    Контрольная работа.

    По курсу: «Конфликтология».

    Тема: «Критика ее виды и формы».

    Выполнила:

№ группы СО-082, № зачетки 508831

    Проверил:

Воронеж 2011

Введение 3

1. Формы и виды критики 4

2. Грамотная критика 8

3. Критика в конфликтных ситуациях 11

4. Замена критики 13

    Заключение 16

Введение.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого- педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

1. Формы и виды критики.

Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности .

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

  1. Прямая и косвенная.

Прямая критика о недостатках говорит прямо.

Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

  1. Открытая и скрытая.

    Скрытая - неизвестен.

  1. Поддерживающая и разгромная.

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку , поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

  1. Общего плана и конкретная.

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика .

Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?»

    Виды критики.

Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство . Критика высказывания - это возражение .

    2. Грамотная критика.

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.

Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

Критика уместна, если у вас есть возможность контакта . Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

Легче с людьми воспитанными , знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский) .

Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками . Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив , критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития