Иордания глазами курской семьи. Уровень жизни в иордании Иорданские мужчины

Является мусульманской страной со своей богатой историей, библейскими легендами и затерянными городами. Многие традиции и особенности национального характера обусловлены религией, хотя эта зависимость не столь сильна, как во многих других исламских государствах.

Жители Иордании – дружелюбные и гостеприимные люди. Так, нормальным считается пригласить в свой дом человека, с которым только что свёл знакомство, или придти на помощь растерявшемуся иностранцу.

Жаркий климат во многом обуславливает неторопливый темп жизни иорданцев и некоторую их забывчивость. О том или ином деле арабу приходится по несколько раз напоминать, а заказ в ресторане зачастую готовится больше часа.

Иордания относится к числу стран с довольно консервативными взглядами. Ярко это выражается в отношении полов. Женщины ограничены в правах, в ряде случаев им запрещено даже сидеть рядом с мужчинами, а в иорданских домах сделаны отдельные комнаты для женщин. Женщины должны ходить в закрытых одеждах и вести себя максимально скромно и сдержанно.

В то же время, отношение мужчин-иорданцев к своим жёнам очень бережное и ревностное, жена – это святое. Так, в мужских разговорах жену затрагивать нельзя, за исключением крайних случаев (например, серьёзных проблем со здоровьем). Иорданцы, как и большинство мусульман, очень ревностно относятся к своим национальным и религиозным чувствам. В разговорах нужно всеми силами стараться не задеть их. Особое время – пост в месяц Рамадан, когда жители отказываются практически от всех мирских радостей.

Удивление европейского туриста может вызвать повышенная эмоциональность жителей страны и привычка выяснять практически все споры на повышенных тонах, с активной жестикуляцией.

Население

Общее число жителей Иордании составляет порядка 5,9 млн. человек. Население страны в основном состоит из арабов (их 95 %). Внутри них выделяют иорданских арабов (35 %) и бывших жителей Палестины (55 %), которых вынудили перебраться в Иорданию и получить в ней гражданство арабо-израильские войны 1948 и 1967 годов.

Кроме них, в стране живёт довольно большое количество чеченцев, армян, сирийцев и выходцев с Кавказа, называемых «черкесами» или «шеркаси». Можно встретить и иорданцев с европейским происхождением.

После начавшейся в 2003 году войны в Ираке в Иорданию переселяются беженцы из этой страны (их зарегистрировано 150-300 тысяч). Велико число и переселенцев из Ливана, а также рабочих, состоящих, в основном, из египетских арабов.

Язык

Официальным языком нации является арабский. В правительственной сфере, в бизнес кругах и среди образованных граждан активно используется английский язык. Также хорошо им владеют торговцы лавочек в популярных туристских центрах, что позволяет им свободно торговаться с европейскими покупателями. Характерно, что английский язык – обязательный предмет в иорданской школе.

Ряд учебных заведений учит и французскому языку. Хотя обязательным он не является, популярность французского растёт, на нём выходят радиопередачи, а в стране формируется довольно большое франкоговорящее общество.

Религия

Практически всё население Иордании можно причислить к мусульманам-суннитам, активно проповедующим ислам. Около 6 % жителей относится к христианам. Внутри этой общности выделяются приверженцы православного, католического христианства, а также различных направлений протестантизма. Христиане в основном арабского происхождения, хотя службы ведутся и на многих европейских языках.

Меньшую часть жителей Иордании составляют религиозные меньшинства различного толка: представители исмаилитов и сторонников веры бахаи.

Правила поведения

Туристам стоит помнить ряд правил поведения, нарушение которых может оскорбить достоинство иорданцев. Например, в стране не принято злоупотреблять спиртным и расхаживать в нетрезвом состоянии за пределами отелей или баров.

Особенно строгие порядки в период, когда мусульмане соблюдают пост. В это время еда, курение или употребление алкоголя в людных местах считается неприличным и оскорбительным. Туристам лучше питаться в ресторане в гостинице или в заведениях близ достопримечательностей. Да и поведение в период поста должно быть гораздо более сдержанным, чем в другое время.

Иорданцы приветствуют друг друга и прощаются при помощи рукопожатия. При встрече положено задавать вопросы о текущих делах (кроме личной жизни). Приветствия довольно длинные, а интерес к здоровью, детям собеседника и т.п. скорее ритуальный, чем искренний.

Туристам стоит быть осторожными с активной жестикуляцией на публике, так как некоторые движения иорданцы могут понять неправильно. Для большинства жестов жители страны используют правую руку, так как левая связана с понятием «нечистоты». Так, подаваемую пищу нужно брать только правой рукой и не меньше, чем тремя пальцами.

Во время трапезы право первым брать пищу предоставляется хозяину дома, он же завершает принятие пищи. Если еда падает на стол, считается нормальным поднять это и съесть. Пищу лучше брать с подноса, находящегося ближе всего. Гостям всегда предлагают выпить кофе, отказывать не положено, это сочтут неуважением. Нельзя дуть на горячую еду.

Довольно много в Иордании правил, касающихся женщин. Одежду лучше выбирать свободную, прикрывающую колени и руки, скромную, чтобы не вызвать лишних волнений у местного населения. Крайне неприлично женщине пытаться сесть на переднее сиденье в машине. Также женщина никогда не прикасается к малознакомому мужчине, даже при приветствии.

Лучше не рисковать и не появляться на общественных пляжах Иордании в полностью обнажённом виде, в любое время дня. Нудистских пляжей здесь нет и быть не может.

Нужно проявлять осторожность и при фотографировании. В кадр не должны попадать объекты стратегического значения, транспортные средства. При съёмке людей нужно сначала спросить у них разрешения на это.

Национальные иорданские праздники

Мусульмане отмечают свои праздники согласно лунному календарю, он на 10-12 дней короче григорианского. Окончание месяца Рамадана и праздник Жертвоприношения сопровождаются практически недельным всеобщим отдыхом, даже отдельные музеи закрываются.

  • 1 января - христианский Новый год;
  • 15 января - День Дерева;
  • 30 января - День рождения короля Абдаллы II;
  • 22 марта - День Лиги арабских государств;
  • 25 марта - День независимости;
  • 1 мая - День труда;
  • 25 мая - День независимости и Армии;
  • 9 июня - день восхождения на трон короля Абдаллы II;
  • 14 ноября - День рождения короля Хусейна;
  • 25 декабря - католическое Рождество.

Девчонки в Иордании очень веселые и радостные.

Собственно говоря, они совершенно опрокинули мое представление о закрепощенных женщинах Востока.

Девочка надевает платок, когда становится девушкой.

Правда, наш гид рассказывала, да и мы сами это видели, что в Иордании женщина может одеваться как хочет, и никто даже взглядом не выкажет ей осуждения.

Обучение в государственных школах в Иордании раздельное. В частных - мальчики и девочки учатся вместе.

Девушки могут получить образование в шестимиллионной Иордании в 33 высших учебных заведениях, из них - 12 вузов - государственные. При приеме на работу нет дискриминации.

Такие вот наряды у девушек в жаркую погоду. Общественное мнение все-таки давит. 75% иорданских семей - ортодоксальные мусульмане.

Девчонки выходят из музея машин короля Хусейна

Девочка в Петре продает бусы

Маленькие бедуинки хотят напоить щенка водой.

Школьницы на экскурсии в Петре

Девушки в Иордании служат в армии.

В армию они идут добровольно.

Почему-то в Иордании на все экскурсии толпами ходят именно девушки, мужчин как-то на культурных объектах мало.

В плотной одежде и в форме очень жарко.

Курсантки рядом с дервишем.

Вот этот мужчина попытался помешать мне сфотографировать его жену. Таким образом закутанных женщин в Иордании много, но я стеснялась их фотографировать.

О свадебных обрядах нам немного рассказала наш гид, русская женщина из Тбилиси, которая уже 27 лет замужем за арабом.
Чтобы арабу жениться, надо иметь очень много денег, потому что он должен обеспечить свою жену всем необходимым и подарить ей много золота. Поэтому арабские мужчины женятся после 30 лет, когда получат образование и заработают на свадьбу.
Обычно это происходит так, рассказывала наш гид Стэлла. Где-то к 35 годам мужчина уже не хочет жениться, потому что он уже привык и ему уже и так хорошо, однако начинает беспокоиться его мама и подыскивает ему невесту.
Затем невесту и жениха знакомят. Если девушка совершенно закрывает свое лицо, то она может показать его жениху в присутствии брата или отца. На фигуру девушки смотрят женщины из клана жениха в бане. Есть еще много разных ухищрений узнать о состоянии здоровья девушки. Например, ей предлагают разгрызть нечищенные орешки, чтобы проверить здоровые ли у нее зубы, и так далее.
Если при первичном осмотре девушки и мужчина решают, что подходят друг к другу, то все мужчины клана жениха, а это могут быть и 50 человек и сто, встречаются с мужчинами из клана невесты и просят ее руки. Девушка должна сказать, сколько золота она хочет получить на свадьбу. Обычно женятся на ровне. Средняя семья обычно закупает золота для невесты на свадьбу примерно на 8 тысяч долларов. Если мужчины семьи невесты согласны выдать девушку, то им предлагают выпить кофе, то есть сделка завершена.
Начинается полугодовой период ухаживания за невестой, когда мужчина и девушка встречаются в кафе, ходят в кино, гости и так далее. За это время они подбирают себе квартиру, обставляют ее мебелью и всем необходимым. Это прежде всего забота жениха. В это время они, узнав друг друга получше, могут отказаться от свадьбы. В этом нет ничего страшного. До свадьбы же, разумеется, никаких сексуальных отношений.
Свадьба же обычно бывает очень большая. Приглашаются все родственники и друзья. Невеста надевает красивое белое платье. Если невеста не хочет показывать лицо, то свадьба играется "на две половины" мужскую и женскую. На одной тусуются женщины и жених с невестой без паранджи, на другую половину к мужчинам периодически выходит жених, чтобы им не было скучно.

Главой семьи тут традиционно считается мужчина. Мужчина, например, покупает в семью все продукты, решает вопросы обеспечения, отдыха, учебы детей и так далее, хотя, как хитро говорит наш гид Стэлла, как в известной поговорке "мужчина голова, а жена шея".
Мужчины могут взять себе до четырех жен, однако каждую они по закону обязаны обеспечить отдельной квартирой и полным содержанием. Почти все мужчины в Иордании теперь имеют только по одной жене, говорит Стэлла. Когда мы спросили, есть ли у ее мужа вторая жена, она очень возмутилась и сказала, что такого не потерпела бы.
При разводе мужчина должен обеспечить женщину всем необходимым. Ребенок считается собственностью мужчины, но до 15 лет суд отдает ребенка матери, а потом его спрашивают, с кем из родителей он хотел бы жить. И пусть только мужчина попробует не обеспечить только свого ребенка, тут Стэлла воинственно сверкает глазами. Женщина сразу же подаст на своего бывшего мужа в суд.

Вот в таких черных одеждах иорданские девчонки вышли искупаться на городской пляж. Они так в этих черных балахонах и окунаются. Европейские женщины могут купаться в Мертвом и Красном море в Иордании только в пятизвездочных отелях, у которых собственные пляжи, 4- и 3-звездочные отели не имеют своих пляжей, приходится ходить на городской. Если там раздеться, то никто тебе ничего не скажет, но будут смотреть ТАК, говорит наш гид Стэлла, что тебе самой не захочется больше купаться в купальнике.
Мы это испытали в ущелье с горячими источниками. В черном базальтовом ущелье, в котором стоял наш отель, сверху лились водопады с термальной водой температурой струй от 30 до 80-ти градусов. И можно было ходить под этими струями в специальных ваннах от теплой к горячей. Ну мы, европейские девушки, и ходили в купальниках, однако за нами из купальни в купальню ходила толпа арабов в плавках до колен, которые периодически погружались по пояс в воду. Мне в связи с этим вспомнился анекдот: "один петух говорит другому: Пойдем в супермаркет, на голых курочек посмотрит". Чувствовали мы себя при этом крайне неуютно.
- А как же горячие арабские мужчины, которые женятся примерно в 35 лет, обходятся все это время, - спросила я нашего гида. - Не знаю, - ответила Стэлла, стараясь при этом сделать слишком честные наивные глаза.
- Ослы, мальчики и мужчины. Это здесь развито. - ответил на мой вопрос один арабист из нашей группы. - Сексуальное общение с мальчиками и мужчинами тоже преследуется по закону, но не так строго, как с женщинами. Еще есть проститутки, о которых все знают, особенно их много приезжает с Украины. Из Киева везут целыми самолетами.
Еще одна женщина из нашей группы, у которой муж иранец, сказала мне, что эти закутанные женщины и сами не промах. По-крайней мере, в Иране две самые популярные пластические операции: первая, это пластика носа - из носа с горбинкой делают прямой аккуратненький носик, и вторая, это восстановление девственной плевы.

Это жена Лота, превращенная в соляной столб, когда она обернулась, уходя из Содома.

Является мусульманской страной со своей богатой историей, библейскими легендами и затерянными городами. Многие традиции и особенности национального характера обусловлены религией, хотя эта зависимость не столь сильна, как во многих других исламских государствах.

Жители Иордании – дружелюбные и гостеприимные люди. Так, нормальным считается пригласить в свой дом человека, с которым только что свёл знакомство, или придти на помощь растерявшемуся иностранцу.

Жаркий климат во многом обуславливает неторопливый темп жизни иорданцев и некоторую их забывчивость. О том или ином деле арабу приходится по несколько раз напоминать, а заказ в ресторане зачастую готовится больше часа.

Иордания относится к числу стран с довольно консервативными взглядами. Ярко это выражается в отношении полов. Женщины ограничены в правах, в ряде случаев им запрещено даже сидеть рядом с мужчинами, а в иорданских домах сделаны отдельные комнаты для женщин. Женщины должны ходить в закрытых одеждах и вести себя максимально скромно и сдержанно.

В то же время, отношение мужчин-иорданцев к своим жёнам очень бережное и ревностное, жена – это святое. Так, в мужских разговорах жену затрагивать нельзя, за исключением крайних случаев (например, серьёзных проблем со здоровьем). Иорданцы, как и большинство мусульман, очень ревностно относятся к своим национальным и религиозным чувствам. В разговорах нужно всеми силами стараться не задеть их. Особое время – пост в месяц Рамадан, когда жители отказываются практически от всех мирских радостей.

Удивление европейского туриста может вызвать повышенная эмоциональность жителей страны и привычка выяснять практически все споры на повышенных тонах, с активной жестикуляцией.

Население

Общее число жителей Иордании составляет порядка 5,9 млн. человек. Население страны в основном состоит из арабов (их 95 %). Внутри них выделяют иорданских арабов (35 %) и бывших жителей Палестины (55 %), которых вынудили перебраться в Иорданию и получить в ней гражданство арабо-израильские войны 1948 и 1967 годов.

Кроме них, в стране живёт довольно большое количество чеченцев, армян, сирийцев и выходцев с Кавказа, называемых «черкесами» или «шеркаси». Можно встретить и иорданцев с европейским происхождением.

После начавшейся в 2003 году войны в Ираке в Иорданию переселяются беженцы из этой страны (их зарегистрировано 150-300 тысяч). Велико число и переселенцев из Ливана, а также рабочих, состоящих, в основном, из египетских арабов.

Язык

Официальным языком нации является арабский. В правительственной сфере, в бизнес кругах и среди образованных граждан активно используется английский язык. Также хорошо им владеют торговцы лавочек в популярных туристских центрах, что позволяет им свободно торговаться с европейскими покупателями. Характерно, что английский язык – обязательный предмет в иорданской школе.

Ряд учебных заведений учит и французскому языку. Хотя обязательным он не является, популярность французского растёт, на нём выходят радиопередачи, а в стране формируется довольно большое франкоговорящее общество.

Религия

Практически всё население Иордании можно причислить к мусульманам-суннитам, активно проповедующим ислам. Около 6 % жителей относится к христианам. Внутри этой общности выделяются приверженцы православного, католического христианства, а также различных направлений протестантизма. Христиане в основном арабского происхождения, хотя службы ведутся и на многих европейских языках.

Меньшую часть жителей Иордании составляют религиозные меньшинства различного толка: представители исмаилитов и сторонников веры бахаи.

Правила поведения

Туристам стоит помнить ряд правил поведения, нарушение которых может оскорбить достоинство иорданцев. Например, в стране не принято злоупотреблять спиртным и расхаживать в нетрезвом состоянии за пределами отелей или баров.

Особенно строгие порядки в период, когда мусульмане соблюдают пост. В это время еда, курение или употребление алкоголя в людных местах считается неприличным и оскорбительным. Туристам лучше питаться в ресторане в гостинице или в заведениях близ достопримечательностей. Да и поведение в период поста должно быть гораздо более сдержанным, чем в другое время.

Иорданцы приветствуют друг друга и прощаются при помощи рукопожатия. При встрече положено задавать вопросы о текущих делах (кроме личной жизни). Приветствия довольно длинные, а интерес к здоровью, детям собеседника и т.п. скорее ритуальный, чем искренний.

Туристам стоит быть осторожными с активной жестикуляцией на публике, так как некоторые движения иорданцы могут понять неправильно. Для большинства жестов жители страны используют правую руку, так как левая связана с понятием «нечистоты». Так, подаваемую пищу нужно брать только правой рукой и не меньше, чем тремя пальцами.

Во время трапезы право первым брать пищу предоставляется хозяину дома, он же завершает принятие пищи. Если еда падает на стол, считается нормальным поднять это и съесть. Пищу лучше брать с подноса, находящегося ближе всего. Гостям всегда предлагают выпить кофе, отказывать не положено, это сочтут неуважением. Нельзя дуть на горячую еду.

Довольно много в Иордании правил, касающихся женщин. Одежду лучше выбирать свободную, прикрывающую колени и руки, скромную, чтобы не вызвать лишних волнений у местного населения. Крайне неприлично женщине пытаться сесть на переднее сиденье в машине. Также женщина никогда не прикасается к малознакомому мужчине, даже при приветствии.

Лучше не рисковать и не появляться на общественных пляжах Иордании в полностью обнажённом виде, в любое время дня. Нудистских пляжей здесь нет и быть не может.

Нужно проявлять осторожность и при фотографировании. В кадр не должны попадать объекты стратегического значения, транспортные средства. При съёмке людей нужно сначала спросить у них разрешения на это.

Национальные иорданские праздники

Мусульмане отмечают свои праздники согласно лунному календарю, он на 10-12 дней короче григорианского. Окончание месяца Рамадана и праздник Жертвоприношения сопровождаются практически недельным всеобщим отдыхом, даже отдельные музеи закрываются.

  • 1 января - христианский Новый год;
  • 15 января - День Дерева;
  • 30 января - День рождения короля Абдаллы II;
  • 22 марта - День Лиги арабских государств;
  • 25 марта - День независимости;
  • 1 мая - День труда;
  • 25 мая - День независимости и Армии;
  • 9 июня - день восхождения на трон короля Абдаллы II;
  • 14 ноября - День рождения короля Хусейна;
  • 25 декабря - католическое Рождество.

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!