Интеллектуальная игра «По страницам сказок. Внеклассное мероприятие «Жили-были сказки


ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Викторина для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5 класс.
Литературная викторина

Преподаватель русского языка и литературы
Севрюкова Анастасия Александровна
Краснотурьинск 2016
Горят причудливо краски,И, как ни мудра голова,Вы всё-таки верьте сказке, Сказка всегда права!
(Эдуард Асадов)
ЦЕЛЬ:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
ЗАДАЧИ:
прививать любовь к чтению;
активизировать и закрепить знания детей о русских народных сказках;
создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки);
формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
развивать командных дух, умение действовать согласованно;
обогащать опыт общения детей в коллективе;
помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
расширять словарный запас учащихся;
организовать досуг учащихся.
Ход викторины:
Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из трех этапов. Правила викторины очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).
Итак, я объявляю начало викторины. Желаю всем успехов!
Первый этап викторины – разминка
1. На сметане мешёнНа окошке стужён.У него румяный бок,Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,К бабушке по лесу в гости пошла.Мама красивую шапочку сшилаИ пирожков дать с собой не забыла.Что же за девочка-лапочка.Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочкеУхватились все так прочно!Но ещё помощники скоро прибегут,Победит упрямицу дружный общий труд.Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодойС преогромной бородой.Обижает Буратино,Артемона и Мальвину.Вообще для всех людейОн отъявленный злодей.Знает кто-нибудь из вас,Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,Вот и ключик золотой!Артемон, Пьеро, Мальвина –Дружат все они со мной.Всюду нос сую я длинный,Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишкаИз известной детской книжки.Он глупышка и зазнайка,А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стиралаИ горох перебиралаПо ночам при свечке,А спала у печки.Хороша, как солнышко.Кто же это? … (Золушка)
8. Он весел и не злобен,Этот милый чудачок.С ним мальчик РобинИ приятель Пятачок.Для него прогулка – праздникИ на мёд особый нюх.Этот плюшевый проказникМедвежонок … (Вини-Пух)
9. Трое их живёт в избушке,В ней три стула и три кружки,Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказкиКто герои этой сказки? (Три медведя)
10. В лесу тёмном на опушке,Жили дружно все в избушке.Маму дети поджидали,В домик волка не пускали.Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Второй этап викторины – общие вопросы
Вопросы
С какими видами устного народного творчества мы с вами уже знакомы?
(1 балл за каждый правильный ответ)
Вспомните пословицы и поговорки. (1 балл за каждый правильный ответ)
Какие народные сказки вы изучили на уроках чтения? (1 балл за каждый правильный ответ)
Какие литературные сказки вы изучили на уроках чтения? (1 балл за каждый правильный ответ)
Сказки каких народов мы с вами изучили на уроках чтения? (русская, тофаларская, башкирская, татарская). (1 балл за каждый правильный ответ)
Ведущий: - Вы ответили уже на большое количество вопросов и немного утомились, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
- Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.
- Если вы любите шоколад, оближите губы.
- Если у вас есть друг, возьмите его за руку.
- Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.
- Если вы хотите получить удовольствие от викторины, будьте активны. Удачи всем.
Третий этап викторины – вопросы по сказкам
Вопросы
Какое зло причинял людям змей в русской народной сказке «Никита Кожемяка»? («много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь»). Какое решение приняли звери на сходке для медведя в тофаларской народной сказке «Как наказали медведя»? («Отныне медведь будет каждый год проводить в спячке полгода. Пусть на всю нашу долгую зиму укладывается в берлогу, пусть спит с конца октября до конца апреля. И кормить его не надо, пусть лапу сосет»).Как звали дочь – красавицу старого бая в башкирской народной сказке «Золотые руки»? (Мэфтук).
Какого жениха хотела выбрать Мэфтук в башкирской народной сказке «Золотые руки»? («- Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным человеком на свете»).
Какие испытания придумал Морозко для падчерицы и для дочки в русской народной сказке «Морозко»? (для падчерицы – «напряди ты из этой кудели ниток, вытки холста, из холста мне рубаху сшей!», для дочки «- Покажи – ка сначала какова ты мастерица, свяжи мне рукавицы! »).
Как решили позабавиться братья Морозы в русской народной сказке «Два Мороза»? («Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого и заморозим »).
За что белка наказала старших дочерей в татарской народной сказке «Три дочери»? (за то, что отказались помочь матери, когда та заболела).
Что предприняла царица, чтобы погубить молодую царевну в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Наказала сенной девушке Чернавке «отвести царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам…»).
Почему Серая Шейка не могла улететь вместе со всеми в теплые края в сказке Д. Мамин- Сибиряка «Серая шейка»? (потому что у нее было сломано крыло).
Ведущий: А сейчас волнительный момент, мы подсчитаем баллы и узнаем, кто же победил в этой викторине.
(Жюри подводит итоги. Награждение команд благодарностями и сладкими призами).Итоговый протокол результатов литературной викторины
«По страницам любимых сказок»
Этап викторины Задание Баллы
Команда 1 Команда 2
Разминка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общие вопросы 1 2 3 4 5 Вопросы по сказкам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итоги викторины

Тема : «По страницам сказок»

Цели : - прививать у детей интерес к сказкам;

Развивать образное мышление, речь, память, коммуникативные способности, умение общаться в коллективе;

Воспитывать нравственные ценности, уважение к людям разных национальностей.

Ход мероприятия .

I Организационный момент.

Тихо, тихо на снежок

Снежиночка садится.

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученица!

С неба к нам упал снежок

И тихонечко лежит.

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученик!

Создание психологического комфорта и мотивации к учебной деятельности

А сегодняшний классный час я предлагаю начать с игры.

1.1. Игра-приветствие «Здравствуй!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Удачи тебе на уроке! (рукопожатие)

- И я желаю вам всем удачи на занятии, уверена, у вас все получится, и мероприятие у нас получится непременно увлекательным и интересным.

II Определение темы, целей занятия

Закроите глаза, послушайте стихотворение, попытайтесь определить, чему посвящен наш классный час

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски,
И снова скрипит половица,
По комнате бродит сказка.

Чему будет посвящен наш классный час?

Совершенно верно! Мы вспомним сказки, любимых сказочных героев, выясним, какое значение имеют сказки в жизни ребенка, чему нас они учат и воспитывают.

- Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие - это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. В пути не забудьте о песнях, играх, шутках

Наш маршрут - в СКАЗКУ!
Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. Вам нужно назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.

III. Основная часть.

Вступительное слово учителя

С малых лет и в школьном возрасте ребенок знакомиться со сказками. А как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

Давайте обратимся к толковому словарю В.И. Даля и выясним значение этого слова.

Давным - давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Вспомните и назовите, какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые, авторские и народные, зарубежные и отечественные)

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Рассказывали сказки сказатели - гусляры. Затем их стали записывать в свитки, старинные книги. После появления телевидения сказки стали показывать по телевизору. Существовала такая передача,которая так и называлась в гостях у сказки. Затем уже сказки записывались на видеокассеты, а теперь на компакт диски. Мы можем включить компьютер и посмотреть любую сказку через Интернет.

Чему учат нас сказки? (ответы детей)

Выставка книг.

Со сказками вас знакомили с самого раннего детства,например, родители на ночь читали вам сказки,в детском саду,в школе. Обратите внимание на эти книги,в них есть такие интересные сказки как… ,вы можете взять их в школьной библиотеке.

Сегодняшний наш классный час пройдет в форме соревнования. Мы поделимся на три команды, члены которых проявят знания сказок, сказочных героев.

1.1«Станция «Музыкальная».

Сейчас мы сядем в паровоз и поедем к нашей первой станции. песня «Мы едем-едем-едем...»
2. Конкурс «Представление»

Вам необходимо выбрать капитана, сказочное название для команды и девиз, который является приговоркой из какой - либо сказки. (Например: команда «Цветик - семицветик», девиз: «Лети, лети лепесток, через запад на восток …и т.д.)

3. Конкурс капитанов команд .

Первые баллы для своей команды заработают капитаны

Дополните, пожалуйста, имя героя сказки. (слайд)

Кощей -… Бессмертный
Василиса -…. Премудрая
Сестрица -… Алёнушка
Мальчик -… с -пальчик
Иван -… царевич
Змей -…Горыныч
Старик -…Хоттабыч
Доктор -…Айболит
Муха -…Цокотуха
Крокодил -…Гена

Красная - …Шапочка

Крошечка - … Хаврошечка

4. Конкурс «Эрудиты»

А сейчас мы проверим знание сказок нашими участниками. Читаю отрывок из сказки,а вы говорите ее название

А) Побежала Аленушка к подружкам, заигралась с ними, да и забыла про братца. Вернулась домой, глядь, а его ужи нет нигде.

Б) Не послушался братец свою сестрицу, побежал к козьему копытцу, напился водицы и превратился в козленочка.

В) Появился на птичьем дворе маленький птенец. И до того он был безобразный - с большой головой и длинной шеей - что все птицы не приняли его в свою семью.

Г) У одних родителей мальчик был. Очень умный мальчик, поэтому все его называли дядя Федор.

Д) Правду молвить, молодица,

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем в зла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Е) Ночь настала, месяц всходит,

Поле все Иван обходит, озираючись кругом,

И садится под кустом. Звезды на небе считает

И краюшку уплетает.

Ж) В трети раз он закинул невод -

Пришел невод с одною рыбкой.

З) Испеку пирожков, положу их в короб, а ты отнеси их бабушке и дедушке. Да смотри по дороге не ешь.

И) Он рос вместе с волчатами, и отец Волк учил его. Воспитателями его были медведь Балу, пантера Багира.

Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите -ка опять:

Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите - ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

5. Конкурс «Черный ящик»

В этом ящике лежат вещи. Ваша задача отгадать, какому сказочному герою или героине они принадлежали.

(В ящик кладутс «золотое яичко», туфелька, скорлупка грецкого ореха, цветик - семицветик, золотой ключик, красная шапочка, пирожок, аленьки цветочек,

6. Конкурс «Отгадай сказочного героя»

Я вам буду загадывать загадки. А вы постарайтесь отгадать героя и название сказки. А если вы назовете еще и автора сказки, получите дополнительное очко.

А) Он был самым добрым
Из всех докторов,
Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит -
Скажите скорее, кто он? (Доктор Айболит).Чуковский

Б) Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
"Падайте мне плетку"! - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас).Толстой

В) В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучный сосед Пятачок!
Читал он вопилки, приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни Пух).Заходер

Г) Вот она какая, большая, пребольшая.
Вытащить решили, вшестером одну тащили.
Но уселась крепко-крепко.
Кто же это? (Репка).народная

Д) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).Андерсен

Ж) Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого тот поймает и что, то попросит?

О жадной старухи пойдет наш рассказ,
А жадность, ребята к добру не ведет.
И кончиться дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о золотой рыбке).Пушкин

Волшебная музыка.
Сказочник : Узнали? Я сказочник! Здравствуйте, дети!
Хожу по земле я уж много столетий
С волшебною книгой в резном переплете
Вы больше на свете такой не найдете
Листаю ее за страницей страницу,
И вот, перед нами идут вереницей
Все старые сказки и новые, впрочем,
Все добрые сказки, и страшные очень.
Веселые, грустные, разные сказки…
И к каждой есть ключик на этой вот связке.
Он дверцу от сказки
Пред вами откроет
И в мир волшебства поведет за собою.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам любимых книжек. Вот скажите, как обычно начинаются сказки? (В некотором царстве, жили-были и т. д.) Молодцы, знаете. А еще, обычно в сказках главные герои кого-нибудь спасают, освобождают. Давайте и мы для начала освободим бабочек из паутины.
(отгадываем загадки, написанные на бабочках)
А теперь, в путь, в сказку!
(Выбегает Домовенок)
Кузя : Ой, бяда, бяда, огорчение. Норки нет, щелки нет, чуланчика нет. Схорониться мне негде.
Сказочник : Кузенька, а зачем тебе чуланчик?
Кузя : Вот непонятливые. Сундук спрятать надо. В сундуке у меня вещи всякие. Потеряли их герои сказок разных. А я теперь их берегу.
Сказочник : Кузенька, давай лучше ребята помогут тебе найти их хозяев. Ты вещи показывай, а ребята будут говорить, чьи они.
(золотой ключик; очки; флакончик, с надписью «Выпей меня»;
красная шапочка; скорлупа грецкого ореха; оранжевый галстук;
градусник; клубок; серебряное блюдечко и наливное яблочко;
гаечный ключ; малахитовая шкатулка; «новое платье короля»;
перо куриное; горошина, аленький цветочек)
Сказочник : Вот видишь, Кузенька, и прятать ничего не надо. Все хозяева нашлись. Вот такие у нас ребята замечательные.
Кузя : Подумаешь, отгадали. Зато я на метле летать умею.
Сказочник : Так возьми и ребят научи.
(Кузя набирает команды по три человека. Верхом на швабре они должны пробежать
между кеглями, изображающими деревья в лесу, и не сбить их)
Сказочник : Во и лес густой остался позади.
Кузя : Ой, заболтался я с вами. А у меня там избушка без присмотра осталась. Ой, бяда, бяда огорчение. (убегает)
Сказочник : Ребята, а мы с вами оказались у деревни Простоквашино. Здесь живут герои сказок Эдуарда Успенского. Давайте о них и поговорим.
1) Скажите, как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было?
2) Какие три покупки сделали дядя Федор и его друзья, когда нашли клад?
3) Как звали трактор и на чем он работал?
4) Чем обогревали друзья свой дом?
5) Какую премию обещали родители дяди Федора тому, кто найдет их сына?
6) Из-за чего Матроскин красил усы и сидел в подвале?
7) Где жил Чебурашка в городе?
8) Когда девочка Галя заболела, кто сыграл вместо нее Красную Шапочку?
9) Где и кем работал крокодил Гена?
10) Что построили крокодил Гена и его друзья?

Давайте и мы с вами построим Дом дружбы.
(соревнуются две команды, каждая получает набор кубиков, по очереди надо добежать до стула и принести один кирпичик - кубик, побеждает команда, которая быстрее сложит их кубиков домик)
Громкий рев.
Сказочник : Кто это плачет в нашем доме дружбы.
Появляется Царевна - Несмеяна
Сказочник : Что случилось, кто тебя обидел?
Несмеяна : Зеркало обидело. Там вместо меня постоянно кто-то другой получается. (плачет)
Сказочник : Кто - другой?
Несмеяна : Не знаюуууу… (плачет)
Сказочник : Ребята, давайте поможем Несмеяне. Покажи нам свое зеркало.
1) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Она была необычайно прекрасна. Но вся изо льда. Из ослепительного сверкающего льда.
2) Он был одет в желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. На голове - синяя шляпа.
3) Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это не человек, а крокодил.
4) В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, а за плечами развевались блестящие крылышки.
5) У него на шее вакса, у него под носом клякса. У него такие руки, что сбежали даже брюки.
6) По сусеку скребен, по амбару метен, на окошке стужен.
7) Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид.
8) милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.

Сказочник : Вот видишь, ничего страшного, просто в твоем зеркале отражались герои разных сказок. Почему же ты все еще плачешь?
Несмеяна : Потому что мне скуууучноооо…. (ревет)
Сказочник : Ой, ребята, так она все сказки нам затопит. Давайте попробуем ее рассмешить. Несмеяна, смотри, у нас есть Жар-птица. Сейчас Аленушки да Иванушки будут выдергивать по одному перышку из ее хвоста и выполнять задания.
1. Станцевать как робот.
2. Показать, как ученый-зоолог ловит бабочку.
3. Попробуйте, при помощи жестов, движений и звуков изобразить танк.
4. Изобразите трубача, у которого сваливаются брюки.
5. Изобразите гитариста, у которого жутко зачесалась спина.
6. Прочтите стихотворение ___, как будто:
а) вы очень хотите спать;
б) вы сильно замерзли;
в) вам три года.
Сказочник : Наконец-то наша Несмеяна повеселела.
Несмеяна : Спасибо вам, ребята. Я отправляюсь в свою сказку, а вам хочу подарить клубочек. Он вас домой выведет.
Сказочник : И правда, ребята, пора нам уже домой отправляться.
(две команды выстраиваются паровозиком друг за другом, первый игрок получает мячик «клубочек»,
передают его над головой по рукам, последний игрок, получив мячик, бежит вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами)
Сказочник : Наше путешествие по сказкам заканчивается. На прощание давайте еще поиграем. Я буду называть героя какой-нибудь сказки и кидать вам мячик, тот, кто его поймает, должен будет назвать его друзей.
Иван - царевич; Аладдин; Карлсон; Чебурашка; Элли; Чеширский кот; Артемон; Винтик; Кай; Матроскин; Хоттабыч; Ниф-ниф; доктор Айболит.

Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч!

Светлана Неликовская
Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок»

Тема мероприятия : По страницам любимых сказок

Цель мероприятия : прививать интерес и любовь к чтению на материале народных и авторских сказок .

Задачи мероприятия :

1. образовательные : познакомить с жанром народной и авторской сказки , видами сказок ;

2. развивающие : развивать у школьников мотивацию к чтению, память, речь, воображение, фантазию, творческие способности, наблюдательность;

3. воспитательные : воспитывать положительные качества личности посредством сказки , бережное отношение к книге.

Форма мероприятия : игра-путешествие .

Форма организации деятельности учащихся : групповая, коллективная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение :

1. оборудование : компьютер, мультимедиапроектор, экран;

2. программное обеспечение : MS Power Point;

3. демонстрационный материал : маршрутные листы, иллюстрации , рисунки, карточки, схема-таблица, кроссворд, сундучок с волшебными предметами, маски животных, памятки «Правила обращения с книгой» , выставка книг, плакаты : «День, прожитый без книги,- потерянный день» , «Сказка - ложь , музыкальный фрагмент, презентация.

Ход мероприятия

I. Установка на восприятие темы мероприятия

Книги…. Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам , расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…

Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Есть замечательные слова о книге : «День, прожитый без книги, - потерянный день» . Я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых сказок .

II. Путешествие «По страницам любимых сказок »

Звучит музыкальный фрагмент «В гостях у сказки » .

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок , Чудес и Волшебства. Прекрасная страна ! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема - самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные .

Вы готовы отправиться в путь-дороженьку : белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать?

Дорожка предстоит дальняя, а чтобы вы не заблудились, справились с заданиями, помогут вам маршрутные листы.

Маршрутный лист I «Литературная грамота »

Все сказки можно разделить на две группы : народные и литературные . - Что значит народные сказки ?

Что значит литературные сказки ?

Каких русских писателей-сказочников знаете ?

Каких зарубежных писателей знаете?

Что общего во всех сказках мира ? (Добро всегда побеждает зло.)

Виды сказок

О животных Волшебные Бытовые

сказках о животных главные герои – дикие и домашние животные, птицы и рыбы;

в волшебных сказках присутствуют волшебные предметы и образы, совершаются чудеса;

в бытовых сказках происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта, действует человек, он из народной среды, борется за справедливость; в сказке высмеивается лень , жадность богатых, прославляется ум, смекалка простых людей).

Маршрутный лист II «Встреча на лесной опушке с героями сказок »

В сказках – придуманные герои , невероятные события, но в жизни сказочных героев – всё как у обычных людей. Они дружат и помогают друг другу или воюют и ненавидят, сталкиваются с подлостью и предательством и совершают ошибки. Только в сказках всё кончается хорошо.

Назовите сказку , откуда взяты строки, и её героев (группа отвечает поочерёдно, за правильные ответы учащиеся получают жетоны):

Русские народные сказки

1. Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке.

2. В избушке старая Баба Яга прядёт кудель (волокнистая часть льна) . А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет .

3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

Литературные сказки

1. И всё-таки друг у меня появился, самый лучший друг в мире : в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.

2. Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразный…

3. Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблочко. Оно

Соку свежего полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто.

А сейчас я загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную :

1. Сказочная героиня , владелица первого летательного аппарата.

2. Как зовут сестрицу Бабы Яги, хозяйку болота?

3. Сказочное существо , житель леса, так называемый Дух леса.

4. Самый одинокий представитель нечистой силы.

5. Нечистая сила неизвестного пола : «не то мужик, не то баба» .

Маршрутный лист III «Волшебный сундучок»

Предметы волшебные в сказках бывают ,

Героев желанья они исполняют :

Ковёр-самолёт – над миром подняться,

Чудесный горшок – сладкой кашей питаться.

А ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

В сундучке лежат сказочные волшебные предметы . Отгадайте загадку, назовите предмет и название сказки , в которой он встречается.

1. Много вёрст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть –

Одолеешь мигом путь.

2. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок .

3. С помощью этого предмета герой русской народной сказки нашёл своё счастье – мудрую красавицу жену, которая была заколдована.

4. Золотое, круглое,

На дереве растёт,

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко.

5. Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь и под комод.

6. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет.

Маршрутный лист IV «Отгадай кроссворд»

Долго ли, коротко ли вы идёте по Стране Сказок , Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки . Стоит она на курьих ножках. Вокруг себя поворачивается. Кто здесь живёт? Если правильно отгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали прочтёте имя отрицательной героини многих сказок .

1. Жилище Бабы-Яги

2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди

3. Второе название скатерти

4. Как зовут курочку из русской народной сказки ?

5. Кто из жителей болот стал женой царевича?

6. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха?

7. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты

Маршрутный лист V

«Сказка - ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Из любой сказочной истории можно извлечь «урок» , нужно только быть при чтении текста очень внимательным, наблюдательным. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они нас делают лучше и добрее.

- Сказочные герои приготовили для вас инсценирование эпизодов из сказок . Ваша задача – определить, чему учат эти эпизоды.

1. Русская народная сказка «Кот и лиса» .

«Увидела лиса кота и дивуется : «Сколько лет в лесу живу, а этакого зверя не видала» .

Поклонилась коту и спрашивает :

Скажи, добрый молодец, кто ты такой? Как тебя по имени звать?

А кот спин выгнул, усы растопорщил и говорит :

Я из сибирских лесов Кот Котофеич.

Пойдём ко мне в гости, Кот Котофеич.

Привела лиса кота в свою нору, и стали они вместе жить…»

(нужно быть вежливыми друг к другу, гостеприимными)

2. Русская народная сказка «Журавль и цапля» .

«Скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться.

Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! – и пошлёпал по болоту. Семь вёрст грязь месил, насилу добрёл. Едва отдышался, и стучит в избушку :

Цапля, ты дома?

Дома, где ж мне ещё быть! Ты чего хотел, долговязый?

Выходи за меня замуж!

Рассмеялась в ответ Цапля :

Нет, Журавль, не пойду! Ты на себя взгляни : ноги у тебя длинные, одежда короткая. Не пара ты мне! Да и кормить мне тебя нечем.

Так и пошёл Журавль домой несолоно хлебавши (обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого) . А Цапля задумалась :

«И зачем я его прогнала? Чем одной жить, выйду-ка я за Журавля» .

И пошла на другой конец болота. Кое-как добралась, стучится :

Журавушка, возьми меня замуж!

Ты одноногая, когда последний раз в зеркало смотрелась? Не хочу я на такой жениться.

Цапля заплакала со стыда и воротилась к себе…

Вот так до сих пор и ходят они по болоту друг за дружкой…»

(важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя , приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни.)

III. Работа с выставкой книг, рисунками

IV. Итоги мероприятия

Понравилась литературная игра-путешествие ?

Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок . В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка, ум побеждают злую силу. В жизни чаще всего действуют эти же законы.

V. Заключительное слово

Книга-учитель,

Книга-наставник,

Книга - надёжный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Закончилось наше путешествие! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, стоит вам открыть любимую книгу , и в путь!

(вручение памяток юному читателю «Что надо знать, чтобы книга «улыбалась» : правила обращения с книгой).

Организация: МБОУ СОШ № 16

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск

Цель :

  • вспомнить с детьми знакомые сказки, активизировать знания детей в знании знакомых сказок;
  • способствовать привитию интереса к сказкам, развитие связной речи учащихся;
  • способствовать воспитанию доброты, вежливости, смелости, находчивости;
  • воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование:

  • «Сказочные фишки» (за правильный ответ)
  • Пластилин
  • Цветная бумага
  • Ножницы
  • Природный материал

Участники:

  • Ведущая
  • Машинист
  • Учащиеся 2-х классов по параллели (2 команды)
  • Герои сказок (Снежная королева, Красная Шапочка, Золушка, Буратино).
  • Гости

Правила игры:

В игре принимают участие учащиеся 2-х классов по параллели (две команды). У каждой команды есть капитан, название команды, эмблемы у участников, речёвка. Во главе с капитанами и машинистом поезда команды отправляются в «сказочном поезде» в увлекательное путешествие. Когда прибывает на станцию и делает остановку, на станции участников игры встречают герои известных и любимых детьми и взрослыми сказок. Сказочные герои приготовили для участников команд различные задания, чтобы ребята смогли отправиться дальше в путь, им необходимо отвечать на задания правильно. За правильный ответ, команда получает «сказочную фишку». На последней станции, ведущая вместе с капитанами, подсчитывают собранные фишки. Команда, которая соберёт большее количество фишек за время пути, выигрывает. После этого, проходит награждение победителей.

Ход игры – путешествия: (слайд1.)

Ведущая:

Здравствуйте ребята и гости нашего праздника! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие «По страницам любимых сказок». Ведь все Вы знакомы со сказками. Сказка – верный, добрый наш друг. Сказки живут в каждом доме на книжных полках, стоит только протянуть руку и взять книгу, как сказка оживает. Сказки ведут нас по сказочным лесам, моря и разным странам, ведают нам интересные истории и рассказывают удивительные тайны. Ну а теперь, мы отправляемся в путешествие!

1 станция: «Зимняя» (слайд 2.)

(по прибытии на каждую последующую станцию, машинист загадывает детям загадку, чтобы появился сказочный герой, после того как дети отгадают её, появляется сказочный герой, который живет на этой станции, герой загадывает загадки детям, чтобы они смогли продолжить дальше своё путешествие по «Страницам сказок»).

Машинист:

Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная…
(КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ) (слайд 3.)

(появляется Снежная Королева»

Снежная королева:

Ребята, вы узнали меня. Молодцы! А теперь, чтобы вы смогли продолжить свой путь и не замёрзнуть на моей станции, постарайтесь отгадать мои загадки, которые я Вам приготовила. Готовы? Тогда слушайте внимательно…
1. Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней - мальчик Кай,

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

(Герда) (слайд 4.)

2. Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно,
Сидит, Чебурашка.
(Крокодил Гена) (слайд 5.)

3. Родилась у мамы дочка,
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка) (слайд 6.)

4. В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Всем разносит почту он,
Он их местный почтальон.
(Почтальон Печкин)

Снежная королева:

Вы справились с заданием! Вы большие МОЛОДЦЫ!!! Садитесь скорее в сказочный поезд и отправляйтесь дальше в путь. Счастливого пути!

2 станция: «Волшебная». (слайд 8.)

Машинист:

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу… (Золушка)

(появляется Золушка) (слайд 9.)

Золушка:

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на своей «Волшебной» станции. Но, чтобы вы смогли продолжить свой путь дальше, выполните и мои задания…

1. Кто был женихом Мухи-цокотухи? (Комарик). (слайд 10.)

2 . Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф). (слайд 11.)

3 . Кто отправился в Африку по телеграмме? (доктор Айболит). (слайд 12.)

5 . У какого царя есть золотой петушок на спице? (У царя Дадона)(слайд 14.)

Золушка:

Всё верно. До, свидания, ребята!

3 станция: «Интересная» (слайд 15.)

Машинист:

На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки,
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло … (Буратино)

(появляется Буратино) (слайд 16.)

Буратино:

Здравствуйте, дети. Сейчас Вы увидите фрагменты из сказок – мультфильмов. Ваша задача, их отгадать…

  1. Фрагмент из сказки–мультфильма«Сказка о рыбаке и рыбке»(слайд 17.)
  2. Фрагмент из сказки – мультфильма «Летучий корабль» (слайд 18.)
  3. Фрагмент из сказки – мультфильма «Дюймовочка» (слайд 19.)
  4. Фрагмент из сказки – мультфильма «Буратино» (слайд 20.)
  5. Фрагмент из сказки – мультфильма «Теремок» (слайд 21.)
  6. Фрагмент из сказки – мультфильма «Зимняя сказка» (слайд 22.)
  7. Фрагмент из сказки – мультфильма «Колобок» (слайд 23.)
  8. Фрагмент из сказки – мультфильма «Доктор Айболит» (слайд 24.)
  9. Фрагмент из сказки – мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (слайд 25.)
  10. Фрагмент из сказки – мультфильма «Снежная королева» (слайд 26.)

Буратино:

Ребята, Вы большие молодцы!!! Мне с Вами было весело, а сейчас отправляйтесь дальше. Счастливого пути!

4 станция: «Сказочные фразы» (слайд 27.)

Машинист:

Волк живёт в лесу большом,

Тропки знает все кругом.

По одной из них идёт

Та, что в сказочке живёт.

Не скажу про цвет панамы,

Что надела дочке мама,

Потому что все детишки

Знают про неё из книжки.

(Красная Шапочка)

(появляется Красная Шапочка) (слайд 28.)

Красная шапочка:

Здравствуйте, ребятки. Я очень Вас ждала. Мне нужна Ваша помощь. Все дело в том, что у меня на страничках книг перепутались сказки, есть начало фразы из сказки, но нет конца. Помогите мне пожалуйста закончить фразу и восстановить все сказки.(слайд 29.)

В некотором царстве … .в некотором государстве.
По щучьему велению… по моему хотению.
Скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается
И я там был, мед-пиво пил… по усам текло, а в рот не попало.
Стали они жить - поживать. и добра наживать.
Дед бил не разбил… баба била, била
Жили- были…Дед и Баба
Кощей…Бессмертный
Елена…Прекрасная
Василиса…Премудрая
Сестрица…Аленушка
Братец…Иванушка
Крошечка…Хаврошечка
Змей…Горыныч
Сивка…Бурка

Красная шапочка:

Ой, спасибо Вам большое, ребята. Без Вашей помощи я бы не справилась.

Мне очень хочется отблагодарить Вас. И поэтому, я исполню для Вас свою любимую песенку. (Красная Шапочка исполняет песню «Если долго, долго, долго…».)

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!

А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!

И как только, только, только,
И как только на дорожке,
И как только на тропинке
Встречу я кого-нибудь,
То тому, кого я встречу,-
Даже зверю,- верю, верю,-
Не забуду,- буду, буду,
Буду "здрасьте" говорить.

А-а, здравствуйте реки вот такой ширины,
А-а здравствуйте горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!

Но, конечно, но, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома, не гуляй.
Ни к чему тебе дороги,
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, раки.
Руки, ноги береги!

Зачем тебе море вот такой ширины,
Зачем тебе небо вот такой вышины,
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай?!
А-а, и зеленый попугай?!

После того, как Красная Шапочка закончила петь песню, она прощается с ребятами и желает им, счастливого пути!!!

5 станция: «Угадайка» (слайд 30)

6 станция: «Сказочная мастерская» (слайд 33.)

Машинист:

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(папа Карло)

(появляется папа Карло) (слайд 34.)

Папа Карло:

Здравствуйте, ребятки. Если Вы добрались до моей станции, значит, Вы смогли справиться с заданиями, с которыми Вам пришлось встретиться на предыдущих станциях. Значит, Вы знаете много сказок, и наверняка у каждого из Вас, есть любимый сказочный герой. Я предлагаю каждому из Вас, сделать из материала, который есть в моей мастерской, своего любимого сказочного героя. (слайд 35.)

(На выполнение этого задания командам даётся, по 5 минут. После того, как сказочный герой готов, капитан команды показывает его зрителям. Если они смогли безошибочно определить кто это, в этом случаи команда получает «сказочную фишку». Затем проходит подведение итогов - подсчёт «Сказочных фишек». Команда, в активе которой большее количество фишек, побеждает).

Ведущая:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу,
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете,
Станет легче людям жить.

Ну, что ж, ребята! Вам понравилось путешествие, в котором мы сегодня побывали? (ответ детей). Вы большие, молодцы!!! Вы знаете много сказок, поэтому безошибочно и с лёгкостью преодолели все испытания, которые для Вас подготовили герои наших любимых сказок. А сейчас пора прощаться. До, свиданья! Мы с нетерпением будем ждать следующих встреч.

(Под музыку из телепередачи «В гостях у сказки» герои покидают зал, дети возвращаются в классы).

Праздник окончен.

Список используемой литературы.

  1. В. Пашнина «Сказка в гости к нам идёт» - Ярославль: Академия развития, 2005.
  2. Детская литература. Под редакцией Е. Е. Зубаревой. Москва, 1993 год.
  3. При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия по чтению "Что за прелесть эта сказка!", Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.
  4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Т И. Линго. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 1999.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа / Сост. И. В. Клюхина. – М.: «ВАКО», 2009.