Информация о музее третьяковская галерея. Третьяковская галерея: залы и их описание. Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам

Путеводитель по архитектурным стилям

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов - только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей - тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я - «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее.

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой - сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.

Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.

А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века - равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Я свежий кавалер,
И всем теперь понятно,
Я буду всем в пример,
И все пойдет в зачет.
Я свежий кавалер,
Я парень импозантный,
Атласный этот флер
Мне очень подойдет.
Открой пошире дверь,
Мне почему-то жарко,
Я крестик заслужил,
И слава надо мной,
Я свежий кавалер,
Прижмись ко мне, кухарка,
И ласку окажи,
Ты мне ночной порой.
Теперь я, как актер,
Я Гамлет, я Отелло,
Великолепный сан,
Мне светит, как портрет,
И мой атласный флер,
Наброшен так умело,
И даже мой топчан,
Всем излучает свет.
Есть крестик у меня,
Но этого мне мало,
Я свежий кавалер,
Я покоритель дам,
Дождусь такого дня,
Как стану генералом,
И буду всем в пример,
Для дочек и для мам…

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.

Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю - П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.

Говорят, что... ...здание Третьяковской галереи пострадало во время Великой Отечественной войны: две фугасные бомбы разбили стеклянную крышу в нескольких местах, разрушили межэтажные перекрытия некоторых залов и главный вход. Восстановление здания началось уже в 1942 году, и в 1944 работало 40 из 52 залов, куда вернулись эвакуированные экспонаты.
...девушкам не выданье нельзя долго смотреть на портрет Марии Лопухиной в Третьяковке. Она умерла вскоре после написания картины, а ее отец, мистик и магистр масонской ложи, заманил дух дочери в этот портрет.
...швейцары Третьяковской галереи не подпускали Илью Репина к картинам, если у него в руках были кисти. Художник был настолько самокритичен, что норовил поправить уже законченные картины.
...коллекция Третьяковской галереи едва не погибла в наводнении 1908 года. Когда Лаврушинский начало заливать водой, здание обнесли кирпичной стеной, которую постоянно надстраивали, чтобы сдерживать воду. А работники галереи на время наводнения перенесли все картины на второй этаж.
...в Третьяковке есть портрет Ивана Абрамовича Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса. Хранители шутят, что Серов так точно скопировал французского художника, что в России стало на одну картину Матисса больше.

Третьяковская галерея на фотографиях разных лет:

А вы бы могли дополнить рассказ о Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью - «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854-1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: ". . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников". Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как "Сельский крестный ход на Пасху" В. Г. Перова, "Иван Грозный" И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года - И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания - так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.

Телефон +7 (499) 230-7788 Билет 250 рублей

Государственная Третьяковская галерея , ГТГ (известна также как Третьяковка ) — художественный музей в , основанный в купцом и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» ( , д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в .

История

начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» , хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В для широкой публики в была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу . В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё . По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в — архитектором по рисункам художника . Руководство строительством осуществлял архитектор .

Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен , занимавший этот пост ещё с . При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

В директором музея стал академик архитектуры . Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в проведено электричество.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины " " (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с были включены в основной маршрут экспозиции.

С первых дней в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в . Лишь Галерея была вновь открыта в Москве.

В , в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

В — Третьяковскую галерею возглавлял . Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

С 1986 по Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,

В 1985 году , располагавшаяся на , 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является , представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги .

Руководители Государственной Третьяковской Галереи

  • ( — наст. время)
  • ( — )
  • ( — )
  • (1926—1929)
  • (1913—1925)

Коллекция музея

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства — начала .

Вторая половина

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ ( , , , , , , , , и др.).

Многогранно представлено творчество (в том числе «Не ждали», ) и (в том числе « », « », « »), , скульптора .

Конец XIX — начала

Основные художники, представленные в коллекции: , , , , , , , мастеров ( ,

Третьяковская галерея (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лаврушинский переулок в Москве стал знаменит только потому, что русский купец, миллионер и меценат Павел Михайлович Третьяков построил здесь специальное здание для своей коллекции картин. Она легла в основу одного из крупнейших художественных собраний в мире. Третьяковская галерея продолжает хранить, исследовать и популяризировать русское искусство, формируя, тем самым, нашу культурную идентичность.

Немного истории

Первые полотна будущей коллекции Третьяков приобрел в 1856 г. Десятилетием спустя галерея открылась для публики, а в 1892 г. владелец подарил ее Москве вместе со зданием. В первые годы 20 века фасад перестроили по эскизу Васнецова.

Сотрудники Третьяковки всегда ревностно относились к своим обязанностям. После того, как маньяк изрезал ножом картину Репина, хранитель галереи посчитал себя виновным в этом происшествии и бросился под поезд.

После революции коллекцию национализировали, здание многократно достраивали и перестраивали, присоединили к нему помещение закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Во время войны полотна и статуи эвакуировали в Сибирь, в 1985 г. объединили с Государственной картинной галереей на Крымском валу, перенесли туда основную экспозицию, а главное здание 11 лет реставрировали. Сейчас строится новое помещение для Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь - часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции - икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт - на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Практическая информация

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: Лаврушинский пер., 10 (ст. метро «Третьяковская»).
Часы работы: вторник, среда и воскресенье - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница и суббота - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (ст. метро «Парк культуры»).
Часы работы: вторник и среда - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной.

Цена билета для взрослых - 500 RUB, для пенсионеров, студентов, учащихся - 250 RUB. Вход для посетителей младше 18 лет бесплатный. Прокат аудиогида - 350 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.