Ильины три. Подписка на новости журанала

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей [Тать – разбойник, грабитель.] – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать [Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.]. В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

Пересказал: Нечаев А.В.

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

На вопрос о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки заданный автором Ѐ?РіРѕСЂСЊ Расщупкин лучший ответ это Ильины три поездочки
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженец, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор:

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела
ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: "Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатым стать, а кто прямо поедет- тому женатым быть".

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойничий, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего.

Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет.

Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется – переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй – и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец!

Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья.

Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.

Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду сладкого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись, отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает: "Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано".

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, - туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал".

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.

Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть".- Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ее в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было, где от врагов спасаться, от огня отсидеться.

Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, написал надпись новую: "Влево ездил - богат не бывал".

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

Конспект урока «Литературное чтение»

4 класс

Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».

По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".

Задачи :

Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Предметные : прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.

Метапредметные :

    регулятивные : формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.

    познавательные : строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.

    коммуникативные : высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.

Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование :

    для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;

    для обучающихся: свитки с отрывком из былины.

Звучат гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Слушают учителя

Эмоциональный настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

А как называют музыканта, играющего на гуслях?

С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.

Что же такое былина?

Кто являются главными героями былин?

Каких богатырей вы знаете?

- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.

Играли гусли.

Гусляр.

Гусли сопровождали исполнение былин.

Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

Богатыри.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока

Подготовка к первичному восприятию

О каком богатыре эта былина?

Что вы знаете про Илью Муромца?

- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.

Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа

Первичное восприятие и анализ

Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

Что вы видите на картине?

Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

В какой форме написана былина?

Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

- Давайте немного отдохнем. Все стали.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

Все ли слова вам понятны? Слайд.

Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

В какой же форме написана былина?

Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

А в чем же отличия?

Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

Назовите действующих лиц.

Все ли слова вам понятны?

Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Попона - для лошадей, закрывающее спину, .

Справились ли ребята с задачей?

Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

Назовите героев былины этой части.

Ребята справились с заданием?

Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте проверим.

Прослушивание аудиозаписи.

Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"

Ответы детей

Застава, росстань, дозор.

В поэтической, в стихотворной форме.

Наезжал на белый камень Илья.

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

"Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть"

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!"

Во глубоком раздумье Илья.

Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")

Сажень, пядь, брод.

В прозаической форме.

Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.

В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Высказывают свое предположение.

Слушают.

Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.

Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.

Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.

Чтение по ролям.

Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.

Самостоятельно читают отрывок былины.

Чтение по ролям.

Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.

Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.

Слушают аудиозапись.

Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.

Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.

Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции

Вторичный синтез

Почему былина называется "Ильины три поездочки"?

Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.

Карточка.

Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.

Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в
двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси.

Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.

Ответы детей.

Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.

Приемы: характеристика героя.

Умение работать в парах; умение слушать

Информация о Д/з

Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Итог урока, рефлексия

С каким жанром работали сегодня на уроке?

Что особенно вам запомнилось?
- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Жанр былина.

Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.

Умение делать вывод; умение слушать