Икона пояс пресвятой богородицы. Чудеса пояса пресвятой богородицы

13 сентября православные отмечают положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. История обретения, путешествий и чудес этой святыни захватывает дух.

Утешение апостола Фомы

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии - в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. "Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?" - пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Императрица Зоя и нечистый дух

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

Разделение пояса

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Ватопедский монастырь

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это - дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке - последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик.

История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

Храм Пояса Богородицы в Сирии

В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый "Умм Зуннар". По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В "Умм Зуннаре", рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

Много поясков

Православные верят, что список с чудотворной иконы так же свят, как и оригинал, что камень из святого места, привезенный домой, может сотворить чудо по вере паломника. Так и маленькие пояски, сделанные монахами Ватопедского монастыря и освященные на поясе пресвятой Богородицы, обладают той же силой, что и сам пояс - силой веры молящегося. Эти пояски люди передают друг другу, делят на части, посылают в разные страны. Многие пишут об исцелениях не только по "оригиналу", но и через эти посланные им простые пояски и их части. Считается, что в паломничестве важен путь, в очереди к святыне - молитвенное (пред)стояние в этой очереди - то есть подготовка, молитва и встреча со святыней - одно.

Божественная мера и чудо исцеления

Пояс Пресвятой Богородицы - не только реликвия и святыня, но и эталон, божественная мера, которая использовалась при строительстве соборов. Например, пропорции Благовещенского собора Дивеевского монастыря определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м.), тридцать в длину (36 м.), пятьдесят в высоту (60 м.). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки целого ряда Богородичных храмов на Руси, в том числе Успенской церкви в Ростове и Успенской церкви в Суздале.

Множество свидетельств о чудесных исцелениях от пояса Богородицы известно с давних времен. Продолжаются чудеса и в наше время. По молитвам людей разрешаются их беды самого разного рода. Но больше всего свидетельств, связанных с поясом, поступает от людей, страдавших бесплодием и излечившихся (в Ватопедский монастырь не иссякает поток писем с фотографиями новорожденных) и от тех, кто исцелился от тяжелейших болезней, в том числе онкологических.

В России части пояса Богородицы хранятся в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.

В мужском монастыре Ватопед на горе Афон, в Греции хранится христианская реликвия, возраст которой насчитывает почти 20 веков. Ежегодно в обитель приезжают толпы паломников, чтобы поклониться уникальной святыне, попросить у нее исцеления. Большинство из них – женщины. Им пояс Пресвятой Богородицы помогает забеременеть.

Ведь согласно преданию собственноручно сотканным пояском Дева Мария подвязывалась, когда носила под сердцем Богом данное дитя. И потом с ним не расставалась. Сняла и сбросила с небес лишь потому, что хотела утешить апостола Фому, который не присутствовал при Успении.

Праздник в честь счастливого исцеления

Чудеса Богородицы, удивительные свойства ее пояса проявились в X веке. У византийского императора Льва Мудрого тяжело заболела любимая жена Зоя, ее обуревал нечистый дух. Усилия лекарей и священников оказались тщетны, о выздоровлении супруги правитель молил Всевышнего. Господь послал несчастной видение: душевный недуг отступит после наложения пояса Пресвятой Богородицы. Его тотчас доставили во дворец.

Вскрыли старинный ковчег, в котором святыня пролежала 900 лет, и несказанно удивились: шерстяной поясок со временем не истлел, был целым и невредимым. Когда его приложили к голове императрицы, она почувствовала облегчение. Болезнь отступила. Благодарная Зоя украсила пояс золотой вышивкой. В память о знаменательном событии был учрежден праздник. В месяцеслове он значится, как Положение Пояса Пресвятой Богородицы. И по новому стилю отмечается 13 сентября.

Как святыню разделили на части?

Царицу Елену тоже пояс Пресвятой Богородицы вылечил. Поэтому его часть она привезла в Грузию, где ей предстояло жить после замужества. Бесценная реликвия по сию пору пребывает в кафедральном соборе города Зугдиди. Хотя в XIX столетии ее отсылали в Санкт-Петербург, российскому самодержцу Александру I. Щедрый подарок монарх почему-то отправил обратно.

Половина чудодейственного пояса была обнаружена в 1953 году, на территории современной Сирии. На ее точное местоположение, церковь в Хомсе, указал древний манускрипт. Под полом здания, заложенного в 60 году от Рождества Христова, нашли куб из черного камня. В нем лежал небольшой серебряный ларец, внутри которого скрывался тонкий поясок из шерсти и золотых нитей. Ученые подтвердили: таинственная находка провела в подземелье больше тысячи лет.

Часть пояса Пресвятой Богородицы императоры Византии брали с собой на поле брани. В одном из сражений оберег от небесной заступницы захватили болгарские воины. В качестве военного трофея он достался князю Лазарю. И был передан афонскому монастырю.

Как носить пояс Богородицы, чтобы выздороветь?

По давно заведенной в обители традиции монахи изготавливают маленькие пояски. «Заряжают» их от святого оригинала и раздают тем, кто верит в чудеса Богородицы. Говорят, с помощью такого талисмана удается избавиться от мучительных болезней, победить рак и женское бесплодие.

К амулету прилагается краткая памятка, которая разъясняет, как носить пояс Богородицы. Чтобы заручиться ее поддержкой, рекомендуется ежедневно молиться, хотя бы раз в неделю посещать храм, регулярно исповедоваться и причащаться. По возможности соблюдать посты.

Поясок повязывают на голову, запястье, талию или бедра, лучше поверх одежды, чтобы не испачкался. Стирают его без порошка и мыла, так как воду нельзя спускать в канализацию. Ею поливают комнатные растения. Совсем необязательно пользоваться целебным талисманом постоянно, достаточно нескольких часов в сутки, днем или ночью. Существует поверье, что в день Положения Пояса Пресвятой Богородицы, 13 сентября, его мощь удваивается.

Святый Пояс Пресвятой Богородицы – единственная сохранившаяся до сегодняшнего дня вещь из земной жизни Девы Марии. Реликвия очень почитается христианским миром, подтверждено большое количество связанных с нею чудес. В православном церковном календаре даже есть посвященный ей праздник – 31 августа празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня отображена также на иконах, хотя образ этот достаточно редкий, православными верующими он почитается повсеместно.

История Пояса Богородицы

По преданию, пояс выткала сама Дева Мария из верблюжьей шерсти и перед смертью подарила его одной христианской семье. Реликвия там передавалась из поколения в полонение и только через 300 лет была отдана константинопольскому храму Халкопратион. Первое описанное чудо связано с излечением жены императора Льва VI Мудрого Зои Карбонопсины («Угольноокой»). По дошедшим до наших дней свидетельствам, ее мучили злые духи, нагоняющие слабость и болезни. После усердных молитв к императрице явилась Богородица и сказала, что та излечится, как только возложит на себя Святой Пояс. После этого по разрешению Патриарха ковчег с реликвией был открыт. К всеобщему удивлению, вещь выглядела как новая, она совершенно не пострадала от времени. После возложения Пояса Зоя действительно исцелилась. Будучи благодарной Божьей Матери за чудо, она расшила реликвию золотыми нитями. Именно так Пояс выглядит и сегодня, на иконах его также пишут уже украшенным. После чуда исцеления святыня была перенесена во Влахернскую церковь.

История реликвии достаточно сложна. В Х веке она была разделена на части и распределена по монастырям. Частички оказались в храмах Болгарии, Грузии, Сербии, были даже в Сирии. Самые известные обители, где находятся фрагменты святыни до сегодняшнего дня – монастырь Троодитисса на Кипре (по некоторым данным, сейчас Пояс хранится при обители Айя-Напа) и Ватопед на Афоне.

Афонским монахам реликвию передал сербский князь Лазарь в кон. XIV века. Позже полученную часть священники разделили еще на две. Одну поместили в крест, который не выносится из храма, другая запечатана в ковчеге, и его разрешено выносить за пределы обители. Например, именно так реликвию доставляют для верующих других стран.

Паломники стекаются к святыне из разных уголков мира. Поэтому сейчас монахи Ватопеда делают небольшие пояски и освящают их на Поясе Божьей Матери, а после раздают верующим. Считается, что они также обладают целительной силой.

Икона «Пояс Богородицы»

Сама реликвия изображается на разных иконографических образах, но вот каноническая икона Пояс Пресвятой Богородицы встречается достаточно редко. На ней Пресвятая Дева изображается анфас, она облачена в багряные одежды, а на руках держит красный Пояс, вышитый золотыми нитями. Вверху, над головой Богородицы видно двух воспевающих ее ангелов.

По иконографическому типу образ напоминает «Покров Богородицы». Иконы практически идентичны, но имеют существенные символические различия. Пояс Девы Марии – реликвия, сохранившаяся еще с ее земной жизни. Она исцеляет от недугов и особенно популярна среди молодых женщин, ведь способна вылечить бесплодие, помогает при сложных родах. Покров Богородицы – икона-заступница. Этот образ появился намного позже, датируется Х веком. Связан он с защитой Константинополя от врагов. По преданию, когда город был осажден, Божья Матерь явилась жителям, находящимся в храме, молилась вместе с ними и уберегла их от врагов.

Изображение Святого Пояса появляется и на других иконах. Так, известны образы, на которых Богородица передает его апостолу Фоме. Примечательно, что там Пояс изображен просто красным, без вышивки. Сюжет иконы отсылает к апокрифическому тексту, в котором рассказывается, что Фома не желал верить в Успение Божьей Матери. Он приказал открыть гробницу и увидел, что та заполнена цветами, а сама Пресвятая Дева протягивает ему Пояс. По другой версии, Богородица бросила его с небес, когда после своей смерти явилась безутешному апостолу. Этот сюжет очень распространен в католической иконографии.

Чем помогает икона

Существует множество записей о чудесных исцелениях, дарованных Поясом Пресвятой Богородицы людям. Особенно известна эта реликвия как покровительница деторождения. Женщины, страдающие от бесплодия, стараются попасть к святыне, они молятся о рождении детей и, по заверениям, Дева Мария помогает им.

Есть поверье, что реликвия способна помогать при родах. Поэтому еще с древних времен существовал обычай освящения небольших поясков перед иконами Богородицы. После этими шнурами опоясывали женщин, если роды у них протекали с осложнениями. Эта традиция характерна для Сербии, Хорватии, Словении, Македонии и других стран. По некоторым данным, Елизавета Йоркская, английская королева XV века, заплатила большие деньги монаху, который дал ей использовать Пояс Богородицы при родах.

Об исцелении от бесплодия, легкой беременности и родах молятся также перед иконой с изображением святыни. Считается, что иконописные образы наделены той же силой, что и сам Пояс. Единственное условие, о котором напоминают священники, – просящая исцеления женщина должна быть замужем и обязательно венчана.

Богородица, изображенная с реликвией на распростертых руках, спасает также при душевных страданиях. Считается, что икона помогает при унынии, в сложные минуты способна возвращать веру и давать силы отчаявшимся.

Известные чудеса святыни

Значение реликвии для истории христианства сложно переоценить. С ней связан ряд чудес, которые подтверждаются документами и летописными записями из разных стран. Вот только некоторые из них:

  • 1864 год – Пояс привезли под Константинополь, где была эпидемия холеры. Стоило только кораблю, на котором находилась святыня, приблизиться к гавани, как болезнь прекратилась. Все страдающе от нее, остались живы и впоследствии выздоровели.
  • 1915 год – по воспоминаниям отца Космы Хрисуласа, реликвия Божьей Матери помогла остановить нашествие саранчи в греческом поселении Неохори. Сюда Пояс привезли монахи из Ватопедского монастыря. По свидетельствам священника, как только святыня была доставлена в село, в небе появились стаи птиц, которые быстро уничтожили саранчу. Это чудо спасло от голода множество людей.
  • 1957 год – к монахам Ватопеда прибыли жители острова Тасоса. Несколько лет там не было дождей, посевы перестали всходить, засуха грозила страшным голодом. Люди просили привезти к ним Пояс Богородицы и избавить от этого бедствия. Монахи собрались в путь через несколько дней. Когда они выплывали из гавани, была ясная погода, но когда корабль со святыней приблизился к Тасосу, священники увидели, что там идет сильный ливень. Погода была такой, что монахи просто не смогли покинуть корабль и отплыли назад к Ватопеду.

Пояс Богородицы в России

Пояс Богородицы из афонского храма периодически привозят в другие страны, чтобы как можно больше верующих молились перед святыней. Однако последние годы реликвию стараются не вывозить из обители, и святые отцы принимают не все приглашения. Так, за последние годы было отказано целому ряду стран, в том числе, США и Румынии.

В 2011 году для России было сделано исключение, и осенью Святой Пояс, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, прибыл сюда на целый месяц. За это время верующие могли поклониться святыне в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Екатеринбурге, Владивостоке и других. По оценкам, к Поясу пришли молиться более 3 миллионов паломников.

История пояса Богородицы

По дошедшему до нас преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своего успения (смерти). Эта святыня и частицы ризы - единственные вещи Девы Марии, которые сохранились до наших дней.
Есть две версии того, как Дева Мария распорядилась своим поясом.
По одной, Богородица после своей смерти явилась апостолу Фоме и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения и сильно об этом горевал.
Другая версия взята из Минология Василия II и утверждает, что пояс был отдан Богородицей незадолго до кончины двум вдовам, жившим в Иерусалиме, и затем реликвия передавалась наследниками из поколения в поколение. (прим. Минологий Василия II - иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы, составленный в 979-989 гг.)
В IV веке император Восточной Римской империи Аркадий доставил пояс Богородицы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Реликвию поместили в золотой ковчег, запечатленный царской печатью. В 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь.
До конца XII века пояс оставался в Константинополе.
В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни как талисман императоры Византии брали с собой в военные походы.
В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию.
В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора.

На обладание остальными частями пояса Богородицы претендуют:
- Влахернская церковь г.Зугдиди (Грузия);
- кафедральный собор города Прато (Италия);
- Трирский монастырь (Германия);
- церковь "Умм Зуннар" ("Храм Пояса Богородицы") в г.Хомс (Сирия).

Празднование поясу, называемое «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершается 31 августа (по старому стилю), 13 сентября (по новому).

Чудодеяния пояса Богородицы

Супруга Льва VI Мудрого (866-912) Зоя была обуреваема нечистым духом. Император попросил патриарха открыть ковчег со святой реликвией. Пояс оказался совершенно не тронут временем. После того, как его приложили к больной, та совершенно избавилась от своей болезни.
В знак благодарности Богородице за явленное чудо императрица вышила пояс золотой нитью, после чего он вновь был заключен в ковчег и запечатан.

В 1827 г. основатель Хиландарского монастыря Отец Савва пишет: «В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы», а затем, после того как святой Пояс перевезли в Дидимотихон, появляется следующая запись: «Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

В конце XIX века турецкий султан Абдул-Азиз обратился к монахам Ватопеда с просьбой о предоставлении пояса в связи со свирепствовавшей в Константинополе эпидемией холеры. Как только судно с находящейся на борту святыней приблизилось к причалу Константинополя, бушевавшая в городе эпидемия прекратилась, а уже заболевшие люди стали поправляться. Абдул-Азиз был так поражен этим событием, что повелел, чтобы пояс доставили к нему во дворец, дабы он смог его почтить.

В 1894 г. жителей города Мадита (Малая Азия) донимала саранча, уничтожавшая посевы на корню. Отчаявшиеся люди попросили отцов ватопедского монастыря предоставить им пояс Богородицы для борьбы с этим злом. Как только судно с Поясом подошло к гавани, туча поднявшейся с полей саранчи затмила небо и затем, к изумлению присутствующих, ринулась в море.

Чудодейственный пояс Богородицы и поныне совершает множество чудес. Особенно чтут его за помощь, которую он оказывает женщинам, страдающим бесплодием.
В Ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии. «Агиазониты» (то есть «святопоясники» - прозвище, данное ватопедским монахам) помогают бесплодным женщинам, не нарушая устав своей мужской обители (ведь посещение монастыря женщинами категорически воспрещено). На ковчеге, где хранится пояс Богородицы, они освящают ленты и раздают их мужьям бесплодных пар. Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов.

Как правильно носить пояс Пресвятой Богородицы

Вот выдержки из брошюры-памятки, выдаваемой с пояском: "...Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание по возможности и по взаимному согласию..."
Так что ничего сложного - повяжи поясок, уверуй, живи праведно и да воздастся тебе по Вере твоей.

Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге - 24-27 октября, Норильске - 27-29 октября, Владивостоке - 29 октября-1 ноября, Красноярске - 1-4 ноября, Нижнем Новгороде - 4-6 ноября, Дивееве - 6-7 ноября, Саранске - 7-10 ноября, Самаре - 10-13 ноября, Ростове-на-Дону - 13-16 ноября, Калининграде - 16-19 ноября и Москве - 19-23 ноября.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для .

Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.