Идейно-художественное своеобразие баллады В. А. Жуковского «Светлана. Анализ баллады Жуковского «Светлана». Сочетание романтизма и сентиментализма

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.
  • Главная мысль

    Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

    Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

    Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

    Проблемы

    В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

    Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

    Историзмы в «Светлане» Жуковского

    Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

    Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

    Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

    многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

    Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

    Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

    Запона – белая ткань, часть одежды священника.

    Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Василий Андреевич Жуковский полюбился читателям самобытностью и народностью своих произведений. Его стихотворения пропитаны русскими традициями и волшебством поверий.

Баллада "Светлана" была написана Василием Андреевичем в 1812 году. Вдохновение он нашел в произведении Бюргера "Леонора"

Главная тема стихотворения

Баллада повествует нам о самом сокровенном таинстве у девиц того времени - рождественском гадании на суженого.

Жуковский умело рисует своими строками картину трепета, волнения и ожидания чуда. Но радостный настрой переходит в тревожность и суеверный страх. Героиня стихотворения Светлана, истомившись в безответном ожидании жениха, решает приоткрыть завесу тайны и заглянуть в грядущее. Но вместо желаемых свадебных колоколов, над ней раздается лишь крик ворона. Страх и ужас нападают на девицу, показывая ей леденящие душу видения: старый заброшеный дом, гроб, воставшего мертвеца. Лишь искренняя вера и молитва помогают пробудиться девушке от кошмара. И с солнечными лучами ее встречает ее суженый, живой и здоровый. Баллада заканчивается на позитивной ноте, свадьбой и отрицанием суеверных страхов и опасений.

Главная героиня произведения предстает перед читателем девушкой с очень чистым и светлым сердцем. Ее молитва и любовь помогают побороть страхи и сомнения. Увиденное ею "пророчество" способно пошатнуть любого, но девушка крепка в своей вере.

Жуковский создал эталон русской невесты, полюбившийся многим.

Структурный анализ стихотворения

Баллада поражает своим композиционным строением. Она построена настолько реалистично, что не сразу понимаешь разницу между явью и сном. Переход к кошмару настолько плавный, что лишь резкий петушиный крик, упомянутый в финале стихотворения, "пробуждает" читателя.

Особое настроение создают междометия, риторические восклицания и вопросы. Баллада кажется живой, энергичной и очень динамичной.

Жуковский очень точно рисует перед читателем мир кошмара. Детальное описание происходящего, окружающего пейзажа и даже таких мелочей, как крик ворона, создает ощущение реальности происходящего. Автор одухотворяет природу, придавая ее явлениям сакральное значение: крики ворона, радостная песнь петуха.

Разграничивая сон от реальности эпитетами, Жуковский решает сразу несколько задач: описание окружающей героиню дествительности, передача настроения и состояния души Светланы.

Вывод

Романтический сюжет, привязка к национальным традициям и особый слог делают это произведение близким к фольклорному творчеству. Именно благодаря этому "Светлана" уже более 200 лет находит отклик в сердцах читателей.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малогрибановская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района

Воронежской области

Конспект урока

по литературе по теме:

« Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Малогрибановская СОШ

Черниговская О.А.

Класс: 6

2015 год

Тема. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Цель :

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2015)

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.

2. Беседа с учащимися.

Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера ).

Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические; бытовые; любовные).

III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя.

Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».

«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.

Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.

3.Проверка домашнего задания.

Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

4.Лексическая работа.

В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.

(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)

5. Беседа.

Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?

Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.

Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?

(ответы учащихся)

(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).

Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.

В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?

(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).

6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».

О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка?

(ответы учащихся)

Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.

7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»

Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.

Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.

8. Слово учителя.

В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

Какие два цвета преобладают в балладе и почему?

(ответы учащихся)

В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?

(Героиня погружается в сон).

Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?

Является ли сон Светланы мистическим?

(ответы учащихся)

9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха) .

Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».

Кульминация – это пробуждение Светланы.

10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.

Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.

(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).

Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему?

(ответы учащихся)

IV. Подведение итогов урока.

Жуковский, работая над балладой «Светлана», пережил разные чувства: и надежду, и разочарование.

И эти чувства проявились в произведении глубоким меланхолическим мотивом, который противостоит оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

V. Домашнее задание.

2.Письменно ответить на вопрос: « Что сближает балладу Жуковского со сказкой?»

Оценка:____________________

Заместитель директора по УВР Суховерхова Е.В.

Рецензия на проведённый урок по литературе.

Урок разработан и проведён Черниговской Ольгой Александровной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 15 лет.

Тема: Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» (6 класс).

Это один из уроков, входящих в систему сценариев, разработанных учителем по разделу «Литература 19 века».

Цели данного урока:

выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;

развивать логическое мышление, исследовательские навыки;

воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Урок проведен по четкому алгоритму. Шестиклассники легко воспринимают этот алгоритм. В его основе лежит работа воображения, обращение к ассоциативному – невербальному мышлению ребенка, к эмоциональной сфере его психики. Ученики работали на уроке очень активно, не скрывали своих эмоций, не боялись выражать свои мысли вслух. Ученики 6 класса весь урок занимались поисковой и исследовательской работой.

Учитель на уроке совершенно естественно, в процессе анализа поэтического текста говорил с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о добре и зле.

О высокой эффективности урока говорит эмоциональное выразительное чтение отрывков баллады учениками. Дети демонстрировали понимание поэтического текста и авторского замысла.

Черниговская О.А. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный О.А.Черниговской, представляет собой целостную систему.

Данный урок проведен на высоком методическом уровне.

Заместитель директора по УВР

МКОУ Малогрибановская СОШ _______________Суховерхова Е.В.

Бюргера «Ленора » своё известное стихотворение «Людмила ». Однако оно не вполне удовлетворило поэта, и через некоторое время он написал на ту же литературную тему новую балладу, «Светлана», в которой сюжет «Леноры» еще больше смягчен и изменен. «Светлана» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте) относится к одним из лучших произведений Жуковского, недаром в литературном обществе «Арзамас » ему самому была дана кличка – «Светлана».

В. А. Жуковский. Светлана

Баллада начинается с описания чисто русского обычая, гадания девушек:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».

Одна из девушек, Светлана, тоскуя о своем женихе, решается ночью гадать одна: накрывается стол на два прибора, и Светлана со свечей сидит перед зеркалом, ожидая увидать в нем отражение своего жениха. В полночь действительно является жених Светланы, она выходит с ним в морозную ночь, садится к нему в сани, и кони мчат их по снежному полю.

Ночная скачка Леноры с женихом превратилась в чисто русскую езду на санях. Но, как и в «Леноре», все, что встречается на пути, наводит страх и жуть на душу девушки. То едут они мимо церкви, в которой идет отпевание покойника, то подымается метель, то черный ворон жутко каркает над ними. Наконец, кони останавливаются перед маленькой хижиной. Внезапно и кони, и сани, и жених исчезают. Светлана одна входит в хижину, перед ней гроб со свечой у иконы.

Виден ей в избушке свет:
‎Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
‎Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
‎Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
‎Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
‎В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
‎Безответный житель.

Светлане страшно и она начинает тихо молиться, – и что же? К ней на плечо откуда-то слетает белый голубок, воркует, ласкается. Жуковскому захотелось смягчить впечатление жуткого страха, и он послал своей героине этого утешительного голубка.

Но нарастание страха продолжается: покров срывается с гроба, перед Светланой мертвец, в котором она узнает своего жениха... Он поднимается, протягивает к ней руки, – голубок старается ее защитить, – Светлана вскрикивает... и просыпается! Весь пережитой ужас был сном.

«...Уж рассвело, –
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы».

Светлана слышит дальний звон колокольчика; ближе, ближе, и вот остановились сани у ворот:

«Статный гость к крыльцу идет...
Кто? Жених Светланы!»

Радостно заканчивает Жуковский свою балладу счастливой встречей влюблённых. Вот во что обратился страшный рассказ о Леноре...

«Светлана» – одна из лучших баллад в творчестве Жуковского ; она проникнута русским духом; на всем произведении лежит отпечаток светлой, мягкой души автора.

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный ».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день ».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок ».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами ».

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переделанные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

Тема

В центре повествования баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

Жанр

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придем размер стихотворения – хорей. Подобный эффект звучания еще больше усиливается перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры (« мертвое молчанье», «свет-судья лукавый »), эпитеты (« милый», «статный», «тайный »), сравнения (« мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день »), олицетворения (« тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок »), гиперболы (« тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами »).