И н крамской писал бытовые картины. Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин. Артель свободных художников

Живописный этюд к картине "Неизвестная", который хранится в Праге, в частном собрании (1883).

Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой бло-ковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.

В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадложности к высшему свету; скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной действительности.

На странице самые знаменитые картины Крамского Ивана Николаевича.

Крамской один из основателей и главной идеолог объединения передвижников.

Главным событием первой выставки передвижников и была картина Крамского «Христос в пустыне». Но самой известной и популярной картиной стала в дальнейшем картина «Неизвестная».

Крамской как никто другой оставил нам массу портретов великих деятелей своего времени.

Автопортрет Крамского.

Неизвестная. Крамской.

Самая таинственная и интригующая картина Крамского. И самая известная.

Но совершенно неизвестен прототип, та женщина, с которой художник писал. Лицо сразу бросается в глаза. Взгляд у женщины холодный и надменный, одета по самой последней моде. Сидит в коляске на фоне зимнего Петербурга с его Александринским театром.

На фото картина «Букет цветов. Флоксы». Крамской. Редкий для Крамского натюрморт.

Картины Крамского почти всегда изображают людей.

Девушка с распущенной косой. Крамской.

Какое горестное лицо у девушки, какой тоскливый взгляд!

Наверняка сам Крамской испытывал разочарования в жизни, пустоту и муку. Неслучайно картина многие годы была без зрителей, находясь в мастерской художника.

Сидит девушка и взгляд её обращён в никуда, в пустоту.

Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. Увлечённо она читает книгу.

Иродиада. Крамской.

Здесь религиозный сюжет. Иродиада виновна в гибели Иоанна крестителя, который откровенно осуждал брак её с дядей.

И после убийства Иоанна пожелала Иродиада взглянуть на его отрубленную голову и насладиться долгожданной победой над врагом. В картине кругом ядовитый красный цвет, цвет крови и смертоубийства! И это не столько религиозный сюжет, сколько нравственный или точнее сюжет безнравственности.

Крестьянин с уздечкой. Крамской. Былинный крестьянин!

Картины Крамского очень часто изображают простых людей, людей из народа! И эта картина своего рода итог многочисленных портретов крестьян. Моделью стал реальный крестьянин Мина Моисеев. Мудрое спокойствие и добрый юмор на лице его!

Лесная тропинка. Крамской.

Редкий для Крамского пейзаж без людей. Картины Крамского почти всегда с людьми!

Лунная ночь. Крамской.

Первоначальное название картины «Волшебная ночь».

И действительно ночь волшебна, но как раз волшебная луна её и делает такой! Множество деталей в ночи луна осветила своим ярким светом. В центре красивая и задумчивая девушка в шикарном белом платье на лавке сидит.

Перед ней пруд с кувшинками. Позади неё парк с могучими деревьями! Картина наполнена лирикой и таинственностью!

Молитва Моисея после перехода израильтян через Красное море.

Некрасов в период Последних песен.

В изголовье умирающего Некрасова Крамской поместил портрет Добролюбова и бюстик Белинского. Так он изобразил во имя чего поэт жил и творил!

Оскорблённый еврейский мальчик

На фото «Пасечник». Крамской.

Картины Крамского нередко изображают простого русского мужика.

Полесовщик. Крамской.

Полесовщик — это старое слово, означавшее лесника.

Другие названия картины «Мужик с дубиной» и «Мужик в простреленной шапке».

Вот такого грозного и сильного лесника написал Крамской.

Крамской ещё и комментировал этот портрет словами о том, что именно из таких мужиков и складываются народные восстания Разина и Пугачёва.

Портрет Александра III

Это уже не герой из народа, а герой над народом. Впрочем, самый лучший был царь, только пил много.

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника.

Портрет Веры Николаевны Третьяковой

Замечательные портреты у Крамского!

Портрет великого доктора Боткина

Портрет И. И. Шишкина. Крамской.

Самый знаменитый портрет Шишкина!

А это уже Шишкин на фоне природы. Наверняка деревьями любуется Шишкин.

Сам Крамской почти не отделял портреты от картин. И на этом полотне могучий и раскованный Шишкин изображён на фоне солнечной лесной поляны. Портреты и картины Крамского великолепны!

Портрет великого Третьякова

Портрет Гончарова. Крамской.

Главное направление его творчества - портретная и историческая живопись.

Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. О бразование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте.

Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать в той же думе, где и работал отец, служил в думе писцом.

В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течении года. Так же он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по , фотографируя различные мероприятия.

Харьковчанин приобщил Крамского к своему делу. Иван стал путешествовал вместе с фотографом по стране в течение трех лет. За это время он совершенствовал свои умения в ретуши.

В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в . В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников.

Чтобы окончить Академию Художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ.

Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин - сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни.

Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники же в свою очередь попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».

14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников», которая была образованна по инициативе Ивана Николаевича. 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.

В биографии художника много хороших , которые и сегодня известны каждому. Крамской - значимая фигура русской истории, оказавшая большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути он был воспитателем последующего поколения русских художников реалистов.

Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г, прямо за работой - он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать помощь, но все, же оказался бессилен.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников (1868), (1869), (1861), (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно и , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо осознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Его замечания и мнения об искусстве не были субъективными, были, как правило, доказательны, насколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Основное его требование — содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но и самой живописи он отводил не последнее место. В этом можно убедиться, читая его переписку, изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова “Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи” (СПб., 1888). Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Крамской не был хорошо образован, но всегда сожалел об этом и постоянно пытался восполнить этот недостаток.

В небольшой композиции “Осмотр старого барского дома” (1873 — 1880) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его “Неизвестная” (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьезным явлением картина “Неутешное горе” (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине “Русалки” (1871) закончилась неудачей.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877 —1878), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и других; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: “Полесовщик” (1874), “Созерцатель” (1876), “Мина Моисеев” (1882), “Крестьянин с уздечкой” (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень — добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 — 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Иван Николаевич Крамской

Картины Крамского и биография художника

Автопортрет. 1867

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Крамской - один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

Биография Крамского

Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус-ства, когда критический реализм в живописи, литературе до-стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни-ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ-ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока-зал огромное влияние на умы своих современников.

Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу-бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис-кусству с течением времени превратился в настойчивое влече-ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо-тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по-мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо-дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра-дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве-чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста-вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус-ства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред-ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те-му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери-альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз-главив это движение, Крамской принял на себя ответствен-ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза-имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе-редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари-щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус-ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж-ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака-демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо-скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж-ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз-буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти-летий объединяла всех передовых художников России.

На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю-жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу-ны, все же нечто фантастическое вышло».

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель-ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по-казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу-стыне» была воспринята современниками как символ чело-века высокого гражданского долга.

Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль-ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь-зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто-го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи-ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч-ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху-дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не-красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо-лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира-ющего поэта.

В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен-ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про-образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це-лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе-ру среди них — «Полесовщик» (1874).

В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли-цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.

Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре-мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху-дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо-та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар-тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт-венной судьбы человека.

25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.

Трудно переоценить значение художественного и литера-турного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо-бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе-ния русских художников.

Автопортрет. 1874.

Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872


Русалки. 1871


Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877-1878

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861



Иродиада. 1884-1886

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866-1869

Женский портрет. 1884

Женский портрет. 1867

Девушка с распущенной косой. 1873

Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874


Голова крестьянина. 1874

Выздоравливающая. 1885

Букет цветов. Флоксы. 1884

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883


Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879

Портрет художника Михаила Клодта . 1872

Портрет художника К.А.Савицкого.

Портрет художника И.К. Айвазовского

Портрет художника И. Е. Репина

Портрет художника Григория Мясоедова

Портрет художника Алексея Боголюбова . 1869

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876

Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875

Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873

Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876

Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879

Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881

Портрет И.И.Шишкина. 1880

Портрет художника Ивана Шишкина . 1873

Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е


Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871