И а бунин темные аллеи анализ. Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи. Драматичность судеб главных героев

Тема: И.А. Бунин «Темные аллеи»

ТДЦ: Раскрыть идейное содержание рассказа, используя ТРКМЧП

Развивать культуру речи, память, мышление, творчество

Совершенствовать навыки анализа произведения, умения составлять ОК,

характеристики, сравнивать и делать выводы.

Воспитывать нравственные качества учащихся, философское осмысление

места человека в мире и смысла в жизни., интерес к творчеству И.А. Бунина.

«Всякая любовь великое счастье,

даже если она не разделена»

И.А.Бунин

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле.

Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви.

Эпиграф нашего урока «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена».

А что есть любовь для вас?

С чем ассоциируется это слово?

Давайте составим кластер и сделаем выводы

(составление кластера)

Любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки…

Назовите, с какими произведениями о любви вы уже познакомились?

Дайте характеристику любви в этих произведениях.

Вспомните слова генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

А теперь наша с вами задача рассмотреть это на примере произведения «Темные аллеи».

Вначале познакомимся с историей создания рассказа и цикла «Темные аллеи» .(опер зад, ученик)

Проблемный вопрос: Почему рассказ назван «Темные аллеи?»

Первый вариант вашего ответа?

Давайте послушаем его. (подг. ученик)

Итак, первое, название из стихотворения Огарева,которое читал Н.А.Надежеде

А чтобы предложить другие варианты, нам нужно произвести исследование текста

Анализ

Начнем с краткого содержания рассказа. Какова фабула произведения?

Расскажите о героях произведения

Кто из героев вам симпатичен, почему? А как к героям относится автор? Что позволяет вам сделать подобные выводы?

Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)

Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”?

(Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)

Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)

Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича

Задания группам-парам для самостоятельной работы прием «двойного дневника».

1 гр. Сравните портретные характеристики героев и сделайте выводы)

2гр. Какова роль пейзажных зарисовок в стихотворении и рассказе –сравнить и сделать выводы.

3.гр - Выписать высказывания о прошлой любви Н.А. и Надежды)

Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги.

Как построен диалог бывших влюбленных?

Давайте зачитаем диалог.

Какие выводы мы делаем?

Задание: составьте синквейн со словом любовь для Н.А., любовь для Надежды.

Сравните Любовь Надежды и Желткова.

Какую роль в жизни Николая Алексеевича играет встреча с Надеждой? Что он понял?

Каков нравственный выбор произведений? Правильно ли поступила Надежда, храня в себе память о первой любви, живя одними воспоминаниями?

Обратите внимание на пространство, в котором живет героиня?

Что говорит кучер, когда Н.А. отъехал от домика Надежды.

4. Рефлексия,

Перекрестная дискуссия «Защита своего мнения».

Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

1 группа –Надежду, которая поступила верно

2группа- Нельзя жить воспоминаниями и хранить обиду на всю жизнь.

Выводы. Рассказ назван так: 1. По названию стихотворения Огарева

2.темные лабиринты любви, воспоминания, не дающие человеку жить полной жизнью, у этой любви нет будущего.

Вывод: раскрытие содержание эпиграфа.Подтвердите словами ге

Прекрасно все в любви - несет ли нам

Страдания она или бальзам.

Страданья ради истинной любви

Блаженством, о влюбленный, назови.

Саади

Песня «Ты на свете есть»

5.Какой вывод ребята,вы сделали для себя?

На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты. Счастливо-старомодный и правоверный, автор не нуждается в «свободном стихе»; он чувствует себя привольно, ему не тесно во всех этих ямбах и хореях, которые нам отказало доброе старое время. Он принял наследство. Он не заботится о новых формах, так как еще далеко не исчерпано прежнее, и для поэзии вовсе не ценны именно последние слова. И дорого в Бунине то, что он – только поэт. Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, нет у него теории словесности: он просто пишет прекрасные стихи. И пишет их тогда, когда у него есть что сказать и когда сказать хочется. За его стихотворениями чувствуется еще нечто другое, нечто большее: он сам. У него есть за стихами, за душой.

Иван Алексеевич Бунин. Фото ок. 1890 г.

Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый четкий в современной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущенного Кастальского ключа. И с внутренней и с внешней стороны его лучшие стихи как раз вовремя уклоняются от прозы (иногда он уклониться не успевает); скорее он прозу делает поэтичной, скорее он ее побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи, как нечто от нее отличное и особое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыденной речи, но через это не опошлился. Бунин часто ломает свою строку посредине, кончает предложение там, где не кончился стих; но зато в результате возникает нечто естественное и живое, и нерасторжимая цельность нашего слова не приносится в жертву версификации. Не в осуждение, а в большую похвалу ему надо сказать, что даже рифмованные стихи его производят впечатление белых: так не кичится он рифмою, хотя и владеет ею смело и своеобразно, – только не она центр красоты в его художестве. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он извлекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов.

Иван Бунин. Жизнь и скитания

Он рассказывает себе поэзию своей жизни, ее микроскопию, ее отдельные настроения. Проникнутый духом честности, он не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою, или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка. Поэтизируя факты, он не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста. Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» – все это продолжает его вдохновлять, все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте. Правда, это же свойство Бунина делает более слабые из его стихотворений слишком бесспорными и прирожденно-хрестоматическими.

Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он люби? ее за нее самое: ведь это совсем не обязательно, чтобы она непременно и всегда соответствовала чему-нибудь человеческому. Бунин не хочет сказать больше, чем есть: у него, правдивого, слова отвечают явлениям, и оттого ему веришь, в нем не сомневаешься. Бережный и целомудренный, классик жизни, он не выдумывает, не сочиняет и не вносит себя туда, где можно обойтись и без него. Когда он говорит о себе, то это является внутренней необходимостью, и слово ему принадлежит по праву.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком незаменимых линий передав какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по собственной воле пробуждает у нас известное впечатление, теплое движение сердца.

Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это – его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах. Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем, и они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

У него – поэзия спокойная, без исключительности, без событий. У него – жизнь медленная и матовая. Сердце его уже стало «трезвей и холодней», и его тронули уже первые заморозки жизни. Он порою сам напоминает «сон-цветок» своего стихотворения: «он – живой, но сухой». Это сочетание жизненности и сухости в результате приводит Бунина к стихии серьезной и вдумчивой. Не горит и не жжет его поэзия, нет в ней пафоса, но зато присуща ей сила искренности и правды. Так характерно для него, что ему пришлось отвесить своей возлюбленной только «сдержанный поклон», между тем как страстно хотел он к ней «хоть раз, только раз прильнуть всем сердцем, в этот ранний, в этот сладкий час». У него есть великое и трудное самообладание; но это не равнодушие к любви – напротив, он упоенно ждет ее и знает, как она страшна, и жутка, и требовательна в самом счастье своем:

О, будут, будут жуткие мгновенья!
И свежесть влажных кос, и сладость юных уст
Я буду, буду пить! Живу надеждой страстной
Всю душу взять твою – и все отдать тебе!

Общая успокоенность, светлая осень, когда рассыпается не только «чертог из янтаря», но и самая жизнь, и с застывшей печалью в лице приходит к фонтану девушка, влача по листьям спущенную шаль, и убегают дни, которым «ничего не жаль», – этот осенний дух бунинской поэзии как-то не позволяет говорить о том, какие чувства в ней преобладают, что по преимуществу движет ее уверенную, но замедленную поступь. В этой поэзии, как и в осени, вообще нет преобладания.

Он согласен чистому образу новобрачной петь эпиталаму, только еще более украшенную и углубленную сближением свадьбы и смерти:

Восприми же в час урочный
Юной жизни торжество!
Будь любимой, непорочной:
Близок мертвый час полночный,
Близок сон и мрак его.
Сохрани убор венчальный,
Сохрани цветы твои:
В жизни краткой и печальной
Светит только безначальный,
Непорочный свет любви!

Но в то же время, таинство брака склоняя перед высшим таинством любви, он торжествует свою беззаконную победу:

Ты чужая, но любишь,
Любишь только меня.
Ты меня не забудешь
До последнего дня.
Ты покорно и скромно
Шла за ним от венца,
Но лицо ты склонила
Он не видел лица...

Он поет и бурную любовь, и ласковую тишину ее, и в одном и том же стихотворении горит и страсть и слышно тихое веяние братской нежности:

В поздний час мы были с нею в поле.
Я дрожа касался нежных губ.
«Я хочу объятия до боли,
Будь со мной безжалостен и груб».
Утомясь, она просила нежно:
«Убаюкай, дай мне отдохнуть!
Не целуй так крепко и мятежно,
Положи мне голову на грудь».
Звезды тихо искрились над нами,
Тонко пахло свежестью росы.
Ласково касался я устами
До горячих щек и до косы.
И она забылась. Раз проснулась,
Как дитя вздохнула в полусне,
Но, взглянувши, слабо улыбнулась
И опять прижалася ко мне.
Ночь царила долго в темном поле.
Долго милый сон я охранял...
А потом на золотом престоле,
На востоке тихо засиял
Новый день, – в полях прохладно стало
Я ее тихонько разбудил
И в степи, сверкающей и алой,
По росе до дому проводил.

В виду все той же осенней ослабленности и успокоенности немолодого сердца нельзя сказать, чтобы автор даже природу патетически любил; он ее попросту замечает, поэтически констатирует ее великий факт, и со своей палитры берет для нее верные краски и оттенки: «день прохладный и пустой», розовеющий пепел небосклона, солнечные палаты бора – и даже сон воспоминания, его даль, для него синеет. Он – высокий мастер пейзажа, изобразитель природы. Как много зелени у него, дыхания русской деревни, как много полей, ржи, сенокоса; какие сладкие пары несутся от его хлебных нив! Хотя он сам (как-то вяло и прозаически) говорит, что «не пейзаж его влечет, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия», но это – только неудачный комментарий к собственному художественному тексту, необязательная для нас выноска к поэтической странице. На самом деле он больше всего привержен именно к пейзажу, и благодарна ему осень, что он – несравненный поэт листопада, когда

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Бунину не следует отрекаться от этой мощи своей, как живописца, потому что ею он нисколько не ослабляет своей и чужой настроенности. Тем больше его заслуга, что, как мы уже сказали, он себя природе не навязывает, и все-таки невольно, от прикосновения его осторожной и безошибочной кисти, обнаруживается естественная связь между явлением пейзажа и душою поэта, между бесстрастной жизнью природы и сердцем человеческим. И вот звезда похожа на проснувшегося ребенка:

И как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.

Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зеленая береза. –
«О, девушки! Как холодно весной!
Я вся дрожу от ветра и мороза», –

в родственном сближении обращается природа к заступничеству людей, всех этих девушек, как и береза, берегущих свои «зеленые ленты».

Или, в протяжных напевах вальса, для той, чьи «похолодели лепестки раскрытых губ»,

Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

И первая любовь так сочетается с этим воспоминанием о дожде, который промчался, «стеклянный, редкий и ядреный»:

Едва лишь добежим до чащи,
Все стихнет... О, росистый куст!
О, взор, счастливый и блестящий,
И холодок покорных уст!

Теперь замедленное сердце поэта скупо на умиление – тем дороже, когда последнее все-таки возникает в благодатной неизбежности своей и растопляет всякий лед, всякое отчуждение. И вот мы читаем:

В лесу, в горе – родник живой и звонкий,
Над родником – старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике – березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!..

«Я не люблю»... Но здесь разве можно не полюбить? У Бунина чувство не спешит, зато оно глубоко, когда приходит, когда люди или природа наконец вырвут его, созревшее, из труднопроницаемой груди.

Преобладания нет в его поэзии, но «сон-цветок», но желтый донник засухи, но листопады в природе и в жизни не могут породить колорита грусти – и вот они накидывают на его стихотворения дымку сдержанной, благородной меланхолии. Он тогда грустит, когда нельзя уже не грустить, когда без спора законны все эти чувства. Кто-то разлюбил его, кто-то покинул, и не от кого ждать депеш...

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!

Но он счастлив тем, радостно ему от того, что он еще может вспоминать о дали, тосковать по юной весне своей: ведь приходит пора, та последняя пора, когда уже и не жалеешь об утраченной молодости, – последняя, равнодушная старость...

«Улыбнись мне», обмани меня, просит он уходящую женщину; и она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один. Не будет отчаянья, не будет самоубийства – только осень сделается еще пустыннее:

И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
..................................
Что ж! Камин затоплю, буду пить,
Хорошо бы собаку купить.

И может быть, самая неразделенность любви уже ослабляет муку одиночества. Главное – любить самому, желать этой убегающей прелестной Веснянки. И с другой стороны, чтобы зародилась грусть, вовсе не нужна какая-нибудь личная катастрофа: довольно и того, что жизнь в самом процессе своем – нечто оскудевающее, какое-то неодолимое запустение. «Эта горница была когда-то нашей детской», а теперь нет уже мамы, нет ели, посаженной отцом, и теперь никто уже не отзовется на «безумную тоску» взрослого, слишком взрослого; и весь дом, вся покинутая и осиротевшая усадьба представляют собою разоренное гнездо, и ей самой невыносимо слушать, как мертвый маятник в долгие осенние ночи поет ей свою гнетущую отходную. Дворянское гнездо, тургеневское начало, которого так много в стихотворениях Бунина, отдало им всю поэзию своего элегизма – поэзию опустелой комнаты, грустящего балкона, одинокой залы, где своеобразно отражается природа, играя на ее старых половицах лучами своего нестареющего солнца, рисуя на полу свои «палевые квадраты». И болью воспоминания, романтикой сердца звучит нечаянный дрожащий аккорд старого клавесина – «на этот лад, исполненный печали, когда-то наши бабушки певали»... В ответ на все эти стихи Бунина о жизни иссякающей, о старых дагеротипах, ничье сердце не может не забиться горестным созвучием. Ибо все мы теряем свои звезды или их отражения в земной воде:

Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду, –
Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,
Я теперь в небесах никогда не найду.

А там, где момент одиночества изображен не в этом красивом освещении заката, там стучится в душу отчаяние, безнадежность, черная скорбь, – и нельзя без волнения читать «Кустарник», про эту вьюгу, которая нас «занесет равнодушно, как стог, как забытый овчарник». И зачем, зачем, изнемогая от жажды, бродит далеко от родного Загреба хорват со своей обезьянкой, зачем сидит цыганская девочка-подросток у дороги, около дремлющего отца? А ведь «много таких печальных детств зачем-то расцветало и расцветет не раз еще в безлюдии степных полей»:

Спи под кибиткой, девочка!
Проснешься – Буди отца больного, запрягай –
И снова в путь... А для чего, – кто скажет?
Жизнь, как могила в поле, молчалива.

И «на пустынном, на великом погосте жизни мировой», на этом погосте, к которому вообще часто возвращается поэзия автора, вьюга смерти загашает звезды, бьет в колокола и «развевает саван свой». Впрочем, и смерть изображает Бунин не столько в ее трагическом обличии, сколько в ее тишине, навевающей на человека примирение и печаль. Служат грустные панихиды, «погребальным вздором» наполняют кладбища, и больно, больно – но перед неизбежностью умолкает ропот на устах, и в молитвенном смирении склоняешь ты свои колени, и в самой грусти своей находишь отраду.

Ограда, крест, зеленая могила,
Роса, простор и тишина полей. –
Благоухай, звенящее кадило,
Дыханием рубиновых углей!
Сегодня год. Последние напевы,
Последний вздох, последний фимиам. –
Цветите, зрейте, новые посевы,
Для новых жатв! Придет черед и вам.

Необычайно сильное впечатление производят и следующие стихи о смерти, поэтическая панихида:

БЕРЕГ
За окном весна сияет новая.
А в избе – последняя твоя
Восковая свечка и тесовая
Длинная ладья.
Причесали, нарядили, справили,
Полотном закрыли бледный лик –
И ушли, до времени оставили
Твой немой двойник.
У него ни имени, ни отчества,
Ни друзей, ни дома, ни родни;
Тихи гробового одиночества
Роковые дни.
Да пребудет в мире, да покоится
В лоне неземного бытия!
В беспредельно синем море скроется
Белая ладья.

Здесь неотразимо трогательно простое и торжественное сближение избы и космоса, смерти крестьянина и общего бытия. В длинной ладье гроба, усталый пахарь, утомленный пловец, достиг он своего берега, нашего общего берега, – и теперь он больше не существует, и в сиротстве смерти нет у него ни имени, ни отчества, ни дома, ни родни, – последнее и великое Ничто! Но его, это Ничто, восприняло в свое лоно мировое Все, и сокрылась его белая ладья в синем море мира, да пребудет же он в мире, да покоится в лоне неземного бытия! – когда читаешь эти бунинские стихи, эту молитву, провожающую из жизни в смерть, хочется перекреститься...

Так из одиноких страданий личности выводит Бунина мысль о вечности красоты, о связи времен и миров и от любимых им будней, от этой залы «в старых переулках за Арбатом» или на Плющихе, где бегают «зайчики» от проносимых на улице зеркал, сознание его отвлекают моменты важные и величественные, мудрость востока, чужая мифология, – и словно движется перед вами какая-то колесница человечества. От «часиков с эмалью» и от «маятника лучистого», который «спесиво соразмерял с футляром свой размах», – ото всего этого быта он незаметно, но и неизбежно приходит к размышлению о солнечных часах, о тех, чей позеленел уж медный циферблат, но чью стрелку в диске циферблата «ведет сам Бог – со всей вселенной в лад». Он умеет от себя откидывать радиусы, от близкого переходить к дальнему, от человеческого к божьему, он «ищет в этом мире сочетания прекрасного и вечного». Правда, когда он сам об этом говорит, когда он без нужды неоднократно поучает, что мир весь полон красоты, что «во всем красота, красота», что олень «в стремительности радостно-звериной» уносит от охотника красоту, то именно такая настойчивость и обнаженность элементарной философии производит отрицательное впечатление. Бунин – философ только там, где он этого не сознает, где он не отрывается от образов. Ему совсем не чужды серьезные и возвышенные думы, но думы нечаянные; и наоборот, его мировоззрение, нарочно высказанное, как бы доносит откуда-то издалека охлаждающие дуновения банальности, – и было бы гораздо лучше, если бы он не напоминал, что природа – храм нерукотворный Бога, а также, с другой стороны, что «иного нет счастья на свете», как, на обильных у него «дачах», «с открытой бродить головой, глядеть, как рассыпали дети в беседке песок золотой».

Но зато как привлекательна у него та философия, которая сама вытекает из поэтического созерцания, которая не остыла еще от непосредственного постижения! Он стоит, например, у берегов Малой Азии, где было царство Амазонок:

Были дики
Их буйные забавы. Много дней
Звучали здесь их радостные клики
И ржание купавшихся коней.
Но век наш – миг. И кто укажет ныне,
Где на песке ступала их нога?
Не ветер ли среди морской пустыни?
Не эти ли нагие берега?

Так все проходит, и «прибрежья, где бродили тавроскифы, уже не те», но в вечности любви опять сливаются разлученные веками поколенья, и на те же. на прежние звезды смотрят и ныне любящие женские глаза. И ночью, космической ночью, все море насыщено тонкою пылью света. Бунин вообще верит солнцу и в солнце, в Бальдера своего; он знает, что неиссякаемы родники вселенной и неугасима лампада человеческой души. И даже когда мы сгорим, в нас не умрет наша вечная жизнь, и свет избранников, теперь еще «незримый для незрящих», дойдет к земле через много, много лет, подобно тому как звезды – неугасимый свет таких планет, которые сами давно померкли. И, может быть, не только избранники, но и все мы – будущие звезды. В самом деле, не кроткой ли и радующей звездою загорится в небе та, которая в «Эпитафии» говорит о себе: «я девушкой-невестой умерла... в апрельский день я от людей ушла, ушла навек, покорно и безгласно», или та, с кокетливо-простой «прической и пелеринкой на плечах», чей портрет – в часовенке над склепом и чьи большие ясные глаза, в раме, перевитой крепом, как будто спрашивают: «Зачем я в склепе – в полдень, летом»?..

Верный солнцу, уловленный его «золотым неводом», послушный природе, Бунин ей не противоборствует: весна говорит ему о бессмертии, осень навевает думы печальные. Он так чудно показал, что «опять, опять душа прощает промелькнувший, обманувший год». Душа прощает природе и судьбе. Невозможно противиться «томному голоду» и зову весны, светлому и нежному небу, которое что-то обещает, и бедное, доверчивое сердце человека опять ожидает ласки и любви, чтобы опять их не дождаться. У Бунина не только «душа на миг покорна», но и вообще он покорен мирозданью, хотя, в отдельные мгновенья, когда «восходит на востоке мертвец-Сатурн и блещет как свинец», у поэта возникают уже не благочестивые мысли о Творце-труженике, рассеивающем в мире «огненные зерна» звезд, а трепетное осуждение: «воистину зловещи и жестоки твои дела, творец!» Эта общая, лишь на минуты колеблемая покорность Бунина имеет свой источник в уже упомянутой способности его проводить хотя бы темные, грустные нити между собою и остальным, побеждать века и пространства. Так далеко, под Хевроном, вышел он из-под черной палатки, и душа его долго искала хоть единой близкой души в полумраке и повторяла «сладчайшее из слов земных – Рахиль!».

Светили
Молчаливые звезды над старой
Позабытой землею... В могиле
Почивал Авраам с Исааком и Саррой...
И темно было в древней гробнице Рахили.

Так развернулись мировые дали и потом опять сомкнулись в объединяющем сердце поэта. Оно – всему родное. И оттого вас не поражает, что у Бунина звучат и мотивы экзотические, что не только земля и далекие земли, но и «удав» океана, с его гигантскими пароходами, и вся отвага моря, «синяя нирвана моря», и храм Солнца, и египетские сфинксы – все находит в нем певца и глашатая. У него широка – может быть, слишком широка – география, у него слишком часто раздаются имена чужие и чуждые слуху – но есть и центр: его поэтическая индивидуальность, которая все это разное связывает в одну величавую красоту. Так сочетается в Бунине прошедшее и настоящее, что даже природа лежит перед ним не только теперешняя, но и старая, сказочная – такая, какой она была тогда, когда мелколесьем скакал древний князь и сорока нагадала ему смерть его сына, когда «солнце мутное Жар-Птицей горело в дебрях вековых», и ковыль расстилался перед полком Игоревым , и воткнутое в курган торчало копье мертвого богатыря, и Баба-Яга ругала себя:

Черт тебе велел к черту в слуги лезть.
Дура старая, неразумный шлык!

Вся эта стихия Васнецова близка и Бунину.

Медленно создается, выдвигается художественное миросозерцание нашего поэта, как медленно приходила к нему и слава его. Но уже издавна показывает оно, что самая характерная черта в нем это внутреннее соединение реальности и мифа, осязательной определенности и безграничного. Бунин принял обе эти категории, связал их в одну жизнь и, любовно и внимательно подойдя к малому, этим приобщил к себе и великое. Он не отвернулся от самой прозаической действительности и все же стал поэтом. Откровенный, свободный духом, он в честном творчестве своем не постыдил своего оригинального таланта и сделал все, что мог и может. А может он многое. Ему послушны и нежные, и стальные слова; мастер сосредоточенного сонета, который он стальным клинком вырезал и на высоте, на изумрудной льдине, он – повелитель сжатого и глубокого слова, живой образец поэтической концентрации, – и в то же время всю упоительную ipesy и сладострастие восточной музыки, всплески «Бахчисарайского фонтана» умеет он передавать в этих нежащих стихах:

РОЗЫ ШИРАЗА
Пой, соловей! Они томятся
В шатрах узорчатых мимоз,
На их ресницах серебрятся
Алмазы томных крупных слез.
Сад в эту ночь – как сад Ирема;
И сладострастна, и бледна,
Как в шакнизир – тайник гарема,
В узор ветвей глядит луна.
Белеет мел стены неясно.
Но там. где свет, его атлас
Горит так зелено и страстно,
Как изумруд змеиных глаз.
Пой, соловей! Томят желанья.
Цветы молчат – нет слов у них:
Их сладкий зов – благоуханья.
Алмазы слез – покорность их.

Не чуждый страсти, но больше прозрачный, кристальный, студеный, Бунин, как ручей его стихотворения, медлительно и неуклонно пришел к морю, к мировому морю, которое и приняло его

В безбрежность синюю свою,
В свое торжественное лоно.

В дивном стихотворении «Христос», которое пронизано светом полудня и лучезарно в самых звуках своих, он рассказывает, как живописцы по лесам храма шли в широких балахонах, с кистями, в купол – к небесам; они, вместе с малярами, пели там песни и писали Христа, который слушал их, и все им казалось, что

Под эти
Простые песни вспомнит
Он Порог на солнце в Назарете,
Верстак и кубовый хитон.

Ибо ближе всего ко Христу хитон повседневный и песни простые; оттого и Бунин, певец простых и прекрасных песней, художник русской действительности, сделался близок и к Палестине, и к Египту, к религии – ко всей красоте и ко всей широте мироздания. Его достойная поэтическая тропа привела его от временного к вечному, от близкого к далекому, от факта к мифу. И потому его странничество, его неутомимая тоска по морям и землям получает высшее оправдание, и до предельных высот религиозной красоты доходит у него вот это стихотворение, одно из самых глубокомысленных во всей литературе:

ЗОВ
Как старым морякам, живущим на покое,
Все снится по ночам пространство голубое
И сети зыбких вант; как верят моряки,
Что их моря зовут в часы ночной тоски, –
Так кличут и меня мои воспоминанья:
На новые пути, на новые скитанья
Велят они вставать – в те страны, в те моря,
Где только бы тогда я кинул якоря,
Когда б заветную увидел Атлантиду,
В родные гавани во веки я не вниду,
Но знаю, что и мне, в предсмертных снах моих,
Все будет сниться сеть канатов смоляных
Над бездной голубой, над зыбью океана:
Да, чутко встану я на голос Капитана!

Да, если мир – море и правит его кораблями некий Капитан, то среди самых чутких к Его голосу, среди ревностных Божьих матросов, находится и поэт Бунин...

По материалам статей выдающегося российского литературоведа Ю. И. Айхенвальда.


Тема любви в литературе нашла своё наиболее полное раскрытие в цикле рассказов А. Бунина «Темные аллеи». Весь цикл состоит из тридцати восьми рассказов. Все рассказы сборника объединяет тема несчастной любви. В своих рассказах он показывает любовь откровенно и смело. Любовь у Бунина в некотором смысле преступна, она переступает нормы, выходят за рамки обыденности. В его творчестве любовь – это особый синтез духа и плоти.

Дух – это высокая и прекрасная любовь, которая проникает в души и связывает их друг с другом. А любовь плоти, по-другому плотские утехи. Такая любовь дарит лишь физическое наслаждение. В качестве примера проанализируем рассказ Бунина «Темные аллеи».

Рассказ «Темные аллеи» был написан Буниным в эмиграции, под влиянием стихотворения «Обыкновенная повесть». В основе сюжета встреча двух пожилых людей после многолетней разлуки. Точнее в рассказе говорится о тридцати годах.

Со времени их последней встречи прошла уже целая жизнь, которую они прожили раздельно. В молодости Николай Александрович оставил Надежду, которая потом получила вольную и стала хозяйкой постоялого двора.

Встреча главных героев поднимает целую бурь чувств, воспоминаний и переживаний. После разговора с Надеждой Николай Александрович понимает, что прошлого вернуть не удастся. Вскоре он уезжает. Уезжая, он понимает, что если бы он не бросил эту горничную, то сейчас бы мог иметь счастливую семью.

Так композицию рассказа можно поделить на три композиционные части: приезд героя на постоялый двор, встреча бывших возлюбленных, размышления в пути после встречи.

Первая часть произведения – эпизод показывающий встречу возлюбленных, как они узнают друг друга. В этом эпизоде показана портретная характеристика героев. Так же показано социальное различие между героями.

Вторая часть произведения – основная часть. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний героев. Социальные ограничения отбрасываются. Теперь герои предстают друг перед другом не как хозяйка гостиницы и военнослужащий, а как влюблённые мужчина и женщина. Эта часть позволяет лучше узнать героев. Автор нам ясно показывает, как относятся герои к этой любви. Надежда ни разу не была замужем, она сохранила себя для возлюбленного. А Николай женился на другой женщине и был ей предан, так же был предан своим сыном.

Третья часть произведения – это отъезд Николая. Для него важны социальные нормы, которыми он не может пренебречь. Но при этом его терзают мысли о том, что его жизнь могла быть намного лучше останься он с ней.

Все рассказы Бунина пронизаны несчастной любовью, выходящей за рамки обыденности. Будь то искренняя любовь или лишь страсть, но она всегда несчастна. Герои рассказов вынуждены расстаться по тем или иным причинам. Это может быть различие в социальных слоях, возрасте или же просто вынужденная разлука. Так или иначе любовь по Бунину остается драмой, а иногда и трагедией.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунин написал вдали от родины, находясь во Франции и переживая о последствиях Октябрьской революции и тяжёлых годах Первой мировой войны. Произведения, входящие в этот цикл, наполнены мотивами трагической судьбы человека, неизбежности событий и тоски по родному краю. Центральная тема сборника рассказов «Тёмные аллеи» – это любовь, которая оказывается тесно связанной со страданием и роковым исходом.

Центральным в понимании замысла писателя является одноимённый рассказ сборника «Тёмные аллеи». Он был написан в 1938 году под влиянием стихотворения Н.П. Огарёва «Обыкновенная повесть», где как раз и употребляется образ тёмных аллей, а также философских мыслей Л.Н. Толстого о том, что счастье в жизни недосягаемо, а человек улавливает лишь его «зарницы», которые нужно ценить.

Анализ произведения И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

В основе сюжета произведения – встреча двух уже пожилых людей после многолетней разлуки. Если быть точными, то в рассказе говорится о 35 годах с последнего расставания. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней свою бывшую возлюбленную.

С тех пор прошла целая жизнь, которую любимым суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний. Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла сложиться жизнь иначе, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой дома в Петербурге. Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя.

Таким образом, в рассказе «Тёмные аллеи» три главных сюжетных момента:

  • Остановка героя на постоялом дворе
  • Встреча бывших возлюбленных
  • Размышления в пути после произошедшего

Первая часть произведения – это эпизод до узнавания героями друг друга. Здесь преобладает портретная характеристика персонажей. Значимо именно социальное различие между людьми. К примеру, Надежда обращается к приезжему «ваше превосходительство», а вот герой позволяет себе «Эй, кто там».

Основополагающий момент – это встреча, которая знаменует вторую часть сюжета. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний. Социальные границы отброшены, что позволяет лучше узнать действующих лиц, противопоставить их мысли. Встреча с Надеждой для героя – это рандеву со своей совестью. Читатель понимает, что она сохранила внутреннюю цельность. Николай Алексеевич, напротив, ощущает свою жизнь бесполезной, бесцельной, видит только её обыкновенность и пошлость.

Третья часть рассказа – это непосредственно отъезд и разговор с ямщиком. Для героя важны социальные границы, которыми он не может пренебречь даже ради высоких чувств. Николай Алексеевич стыдится своих слов и откровений, жалеет о том, что поцеловал руку содержательницы постоялого двора и бывшей возлюбленной.

Такая структура сюжета даёт возможность представить любовь и былые чувства как вспышку, неожиданно озарившую обыденную и наскучившую самому себе жизнь Николая Алексеевича. Рассказ, построенный на воспоминаниях героя, – это художественный приём, который позволяет автору поведать о привычных вещах более волнующе и произвести на читателя дополнительное впечатление.

В тексте произведения не встречается поучительных интонаций, осуждения действий героев или, наоборот, проявления жалости к ним. Повествование основано на описании чувств и эмоций персонажей, которые открываются читателю и именно ему предстоит дать оценку случившемуся.

Характеристика главных персонажей рассказа «Тёмные аллеи»

В положительном свете предстаёт образ Надежды. Из рассказа мы узнаём о ней не так много, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Героиня – бывшая крепостная, которая теперь является хозяйкой казённой почтовой станции. Состарившись, она продолжает выглядеть красиво, чувствовать себя легко и «не по возрасту». Надежда смогла хорошо устроиться в жизни благодаря своему уму и честности. Кучер в разговоре с Николаем Алексеевичем отмечает, что она «богатеет, деньги в рост даёт», т.е. взаймы. Героине присущи практичность и предприимчивость.

Ей пришлось пройти через многое. Переживания от поступка Николая Алексеевича были так сильны, что Надежда признаётся – хотела наложить на себя руки. Однако она смогла пережить трудности и стать сильнее.

Женщина продолжает любить, но вот простить предательство любимого ей не удалось. Об этом она смело заявляет Николаю Алексеевичу. Вызывает симпатию читателя мудрость Надежды. Например, на попытки генерала оправдать свой поступок прошлого, она отвечает, что молодость проходит у всякого, а вот любовь никогда. Эти слова героини говорят и о том, что она умеет и может любить по-настоящему, но счастье ей это не приносит.

Образ Николая Алексеевича во многом противопоставлен Надежде. Он дворянин и генерал, представитель высшего света. Сделал хорошую карьеру, но вот в личной жизни герой несчастлив. Жена его бросила, а сын вырос наглецом и бесчестным человеком. Герой выглядит уставшим, тогда как его бывшая возлюбленная полна сил и желания действовать. Он когда-то давно отказался от любви и так не познал её, проведя всю жизнь без счастья и преследуя ложные цели. «Все проходит. Все забывается» – такова позиция героя по отношению к счастью и любви.

Николаю Алексеевичу уже около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Военный со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает.

Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекают на страдание его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остаётся только одно вспоминать прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни».

Любовь между Надеждой и Николаем Алексеевичем оказывается обречённой, а история их взаимоотношений полна драматизма. Почему всё так произошло? Причин несколько. Это и слабость героя, который оттолкнул любимого человека и не увидел будущее в своих чувствах к ней. Это и роль предрассудков в обществе, исключающих возможность отношений и тем более брака между дворянином и обычной горничной.

Разница во взглядах на любовь также предопределила драматичность судеб героев. Если для Надежды чувства к любимому человеку – это верность себе, движущая сила, окрыляющая и помогающая ей в жизни, то для Николая Алексеевича любовь – это миг, история прошлая. Ирония заключается в том, что именно это мгновение, эта часть жизни, связанная с бывшей возлюбленной, стала самым лучшим моментом за все годы.

/ / / Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи»

Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» был настоящим достижением и литературным шедевром автора. Впервые, он вышел в свет в Нью-Йорке. В его состав вошли одиннадцать рассказов, и все они были посвящены теме любви. Ведь эта тема является самой популярной и востребованной в нашем обществе. Ее так не хватает многим из нас.

Все герои Бунинских рассказов сталкиваются с различными проявлениями любви. Одни ждут ее, другие теряют, третьи предают, а четвертые хранят до конца жизни. Ведь любовь, во всех ее проявлениях можно назвать счастьем. Она вызывает в душах людей яркие, настоящие эмоции, которые заставляют нас совершать поступки, идти на компромиссы и просто радоваться окружающей жизни.

1946 год знаменуется выходом в свет полного сборника рассказов «Темные аллеи». Это происходит в романтическом и загадочном Париже. Сборник собрал в себе целых тридцать восемь новелл. И в каждой из них мы знакомимся с различными, индивидуальными женскими типами характера, которые любили, а также, искали свою любовь. Это и Поля из новеллы «Мадрид», и Ганская Галя из одноименного рассказа, и Антигона, и Руся.

Рядом с такими яркими образами, мужские персонажи кажутся статичными и мало выразительными. Достаточно часто, автор делает мужские образы косвенными и второстепенными. Они вступают в идею рассказов лишь для того, чтобы как можно ярче раскрыть женские персоны.

Вот, к примеру, в тексте «Пароход Саратов» мы знакомимся с историей о том, как влюбленный офицер застрелил красивую женщину. И что получается! Все равно, в памяти читателей остается и запоминается ее образ, а не его.

В отрывках рассказов есть упоминание и о грубой и об игривой любви, которая смешно описывается И. Буниным. Но, большинство рассказов в «Темных аллеях» посвящены чувствам искренней и самой настоящей любви.

В сборнике мы знакомимся как с законченными рассказами, так и только начатыми. К примеру, это текст новеллы «Начало». Есть в сборнике и незаконченные рассказы. К примеру, «Кавказ».

Одним из самых совершенных рассказов, И. Бунин считал «Чистый понедельник». Он кропотливо работал над его смыслом. Каждая деталь, каждая строка в нем имеет значение. Бунин благодарил Бога за то, что тот дал ему вдохновение на написание такого шедеврального текста. Именно в рассказе «Чистый понедельник» автор создает новый типаж человеческих отношений и человеческой души. Таких еще не видела русская литература.

Все рассказы сборника «Темные аллеи» открывают перед читателем и светлые и темные стороны любовных отношений, а также связанные с ними жестокие и мрачные аллеи. Так говорил сам автор и свою мысль он мастерски перенес на бумагу.