Художник васильев федор александрович. Федор Васильев — художник трагической судьбы Картины васильева в третьяковской галерее

Федор Александрович Васильев - живописец и рисовальщик, мастер пейзажа
(1850, 10 февраля, Гатчина Санкт-Петербургской губернии - 24 сентября, 1873, Ялта)

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин." (Ге Н.Н.)

Родился в Гатчине в бедной семье. Работал подмастерьем в мастерской художника-реставратора. В 1865 году поступил в Вечернюю рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств, поддерживал дружеские отношения с И.Н.Крамским, пользовался советами И.И.Шишкина, с которым постоянно работал на натуре. Пытливо изучал природу, делал множество этюдов и зарисовок. Закончил обучение в 1867 г. Талант Васильева развивался необычайно быстро: уже в ранних пейзажах Васильева образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны. В 1868 г. художник написал вполне зрелые произведения «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в 1868-1869-х - «Перед дождем». В 1870 году, после четырехмесячного путешествия по Волге вместе с Репиным и Макаровым, художник написал свою первую известную картину «Вид на Волге. Барки» (1870) - восторженный гимн красоте летнего утра. В 1871 году он создал знаменитую «Оттепель». В ней ясно чувствуется настроение тревоги и безнадежности. Романтик по мироощущению, художник, стремясь к выражению сильных чувств, запечатлевал необычные состояния природы, как это - оттепель посреди зимы. Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, картина восхищает изысканной монохромной колористической гаммой, столь любимой Васильевым золотисто-коричневой с оливковым. Горизонтальная композиция перелает ощущение бесприютности равнинного пейзажа, его молчаливости, на унылых просторах которого потерялись два путника. И лишь робкий луч солнца, пробивающийся сквозь плотную пелену облаков, приветливо светит им в этом мире. Картина была принята современниками как историческое событие в русской пейзажной живописи, Общество Поощрения Художеств вручило художнику первую премию. Эта картина стала роковой в судьбе Васильева: во время работы над ней он заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Ялту в надежде на излечение. Щемящим чувством тоски по российским пейзажам и предчувствием скорой кончины пронизана одна из последних картин художника «Мокрый луг» (1872). Картина поражает свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы, исходящей от нее смутной томительностью. Спустя некоторое время Васильев начинает писать виды Крыма. Картина «В Крымских горах» (1873) свидетельствует об открывающейся перспективе в творчестве художника. О чем бы ни писал Васильев - об убогих русских деревушках или величественных крымских горах - его картины наполнены подлинной поэзией и глубоким эмоциональным чувством. Полотна Васильева, столь рано ушедшего из жизни, отмечены непосредственностью восприятия и взволнованностью чувств. Проявляя сильный интерес в своем творчестве к лирическому пейзажу, он выступил продолжателем традиций Венецианова и Саврасова. А по силе и чистоте цвета его полотна явились откровением для живописи 70-х годов XIX века.

5. Книга В.М.Скляренко "Все величайшие отечественные художники".

Замечательному русскому художнику-пейзажисту Васильеву судьба отпустила до обидного мало: всего 23 года жизни. Но и за это время он оставил заметный след в русском искусстве.

Федор Васильев родился 22 февраля 1850 года в Петербурге, в семье бедного почтамтского чиновника. Двенадцатилетним ребенком Федор был отдан на службу на главный почтамт.

С ранних пор он пристрастился к рисованию и отдавал все свободное от работы время любимому занятию. Детство Васильева было омрачено бедностью и смертью отца, после которой на плечи 15-летнего Фёдора легли заботы о хлебе насущном

Васильев работал у реставратора Академии художеств Соколова и продолжал свои занятия искусством. Он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, в ней преподавал Крамской, с которым Васильев был близок всю свою недолгую жизнь. Впоследствии Васильев сближается с Шишкиным, который стал авторитетным наставником начинающего художника.

В июне 1867 года Васильев с Шишкиным отправляется на Валаам, где он учится работе на натуре. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев пишет несколько этюдов с натуры, которые затем были выставлены в Обществе поощрения художеств.

Образы природы приобрели в живописи Васильева одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 - 69 “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.

Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Большое в лияние на него оказали произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза. Они поразили его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.

После грозы

В 1868 году Фёдор Васильев представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, и она получила высокую оценку. Дальнейшее творчество художника оказывается свободным от каких-либо влияний. Восхищаясь чувственной красотой природы, Васильев стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня”...

В 1870 году Васильев с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате появились живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой”.

Оттепель

Вернувшись в Петербург Васильев пишет одну из своих главных картин — “Оттепель”. В есной 1875 года она на конкурсе в Обществе поощрения художников удостоилась первой премии. "Оттепель" проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни .

Зимой 1870 Фёдор Васильев простудился, у него обнаружилось сильное заболевание легких, а с наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств, ему присвоили звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен.



Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Он переселился в Ялту, забрав с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Эта к артина глубоко взволновала Крамского.

Мокрый луг

В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе, исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Кроме множества рисунков, он написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. Он начинает картину “В крымских горах”, работает над полотном “Прибой в Ялте”. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Последняя законченная работа Васильева — “В крымских горах” (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном; природы приобретает оттенок героического величия. Эту картинуа Крамской признал гениальной.

Последние работы Васильева “Утро”, “Болото в лесу. Осень”, “Заброшенная мельница” частично не закончены. “Заброшенная мельница” представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.

Заброшенная мельница

Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Художнику было необходимо закончить заказанную и уже оплаченную картину “Рассвет”, но смерть оборвала его творчество. Федор Васильев 24 сентября 1873 скончался .

На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все картины были распроданы еще до её открытия. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.

Фёдор Александрович Васильев - один из самых талантливых русских пейзажистов . Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира.

http://www.artsait.ru/art/v/vasilevF/main.htm



Художник Васильев родился в 1850 г. в семье небогатого почтового чиновника. Детство у Федора Васильева было не легкое совмещая учебу в школе он с 12 лет уже помогал отцу по работе на почте. Уже детства художник Васильев был замечен его окружением в таланте рисования.

В 1865 году трагически умирает его отец, в пятнадцатилетнем возрасте молодой художник становится опорой своей семьи. Нанялся к реставратору картин П.К. Соколову, где постигал живописные основы проявляя любовь к рисованию, с этого первого этапа началась творческая биография Васильева. За заслуги по рисованию он поступил в вечернюю школу рисования при ОПХ, по окончании которой он познакомился со многими художниками и плотно влился в их творческую среду обитания.

Среди художником главным его товарищем в творчестве был И. Крамской опекавший его помогавший не по годам талантливому самородку. Развивая свой талант Васильев много писал пейзажных картин, этюдов, часто ходил на этюды в лес с Иваном Шишкиным у которого он также заслужил уважение.

Многие уже тогда маститые художники удивлялись его молодому таланту, к 1868 году исполняет свои первые работы по качеству сравнимые с известными художниками: После грозы, Деревенская улица, Возвращение стада. Все эти первые работы подчеркивали стиль, к

которому тяготел художник Васильев, в основном это картины лирического направления. Живопись молодого художника была одухотворена поэтичностью и глубоким романтизмом проникающим в душу зрителя. Васильев занял среди художников свою неповторимую нишу творчества, создавая свою неповторимую концепцию пейзажного искусства.

В 1871 году художники И. Репин и Е. Макаров его приглашают в творческую поездку по Волге. Очарованный этой дивной рекой художник создает новые полотна: Вид на Волге,Волжские лагуны, баржи и др.

По возвращению в Санкт-Петербург он написал одно из главных своих произведений: Оттепель, эта картина была удостоена первой премии в обществе поощрения художников. Дополнительно к этому ему была заказана копия этой картины для царского двора.

После таких событий художник Васильев становится знаменитым мастером пейзажа. Все бы хорошо но молодому художнику мешало его здоровье, в ту пору он тяжело простудился спровоцировав более тяжелую форму туберкулеза, вполне возможно наследственный. Врачи посоветовали ему поехать на Украину, где он побывал в Крыму в Ялте.

В Крыму он создает новое полотно Мокрый луг, он часто ностальгировал по Петербургу, по России эту картину он написал не с натуры под впечатлениям прошлого. Его Крымские картины не удавались ему с первого раза, со временем он все таки он написал картину в 1873 г. в Крымских горах, которую высоко оценили, как заслуживающее внимание произведение, в этом же году 24 сентября молодой еще художник умер в городе Ялта.

Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя - 24 сентября 1873, Ялта) - русский живописец-пейзажист.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865-1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых - «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе - большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

ТВОРЧЕСТВО

Он с ранних пор пристрастился к рисованию.

Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.

Окружающие поражались его феноменальной одаренности.

Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.

Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами и .

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин.
Ге Н.Н.


Портрет художника Федора Александровича Васильева
Крамской Иван Николаевич

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.
В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.
Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.

Русский живописец, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию.


«На пароходе. Возвращение с богомолья»
1867г.


Лошади на водопое. 1867-1869


Пейзаж с облаками


«Художники, работающие на берегу озера»
1867г.

Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.
В 1868 году художник представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, которая представляла собой итог его годичной работы. Картина получила высокую оценку.


Возвращение стада. 1868


Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868

Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.


«Деревенская улица»
1868г.
Холст, масло. 52.5 x 44.5 см


«После грозы»
1868
Холст, масло. 53.5 x 45 см
Государственная Третьяковская галерея



«У водопоя»
1868г.
Бумага на картоне, масло. 16.6 x 20.3 см


Гумно. 1868


Близ Красного Села. 1868


В окрестностях Петербурга. 1868


Грозовые облака. 1868-1871


Дорога в березовом лесу. 1867-1869


Ствол старого дуба. 1867-1869

Васильев постоянно находится в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние в этот период оказали на художника произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.

Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе, полной жизненных сил и поэтического очарования. Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня” и др.


Вечер. 1869


«Деревня»
1869г.
холст, масло, 61х83 см


«Летний жаркий день»
1869г.
Холст, масло 33,4 х 41
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«На реке. Ветреный день»
1869г.
Холст, масло. 31 x 41.5 см
Государственный Русский музей


«После дождя»
1869.
Холст, масло 30,2 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва


На острове Валааме. 1869


Деревья. 1870


Вечер. 1869-1871

В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.


На берегу Волги. 1870


Парусники. 1870


«Вид на Волге. Барки»
1870г.
Холст, масло
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как "лирический герой", определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева - свидетели и участники людских мыслей и чувств.
В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии "естественного человека и природы", неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина "Волжские лагуны". Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.


«Волжские лагуны»
1870
Холст, масло 70 х 114
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Ее романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы. Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной. Но присутствие в картине радуги - предвестника грядущего просветления - расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.


Лодка. 1870


Крестьянская семья в лодке. 1870


«Перед дождем»
1870
Холст, масло 39,7 х 57,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Лето. Речка в Красном Селе. 1870


Сараи. 1870


Землянка. 1870


После проливного дождя. 1870

Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. Несмотря на непродолжительность своей художественной деятельности, Васильев оставил глубокий след в русском искусстве.


«Илюминация в Петербурге»
1869г.
Холст, масло. 35.5 x 37.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Продолжение следует...

Спасибо за внимание!