Художник из Челнов Данил Ахметшин: Я вдохнул жизнь в персонажей Тукая. Нервов вам эта история попортила? «с девушкой шурале не так обращался»

January 3rd, 2018 , 11:07 am

Привёл в более упорядоченный вид страницу с моими рецензиями, поскольку по данному тегу всё выходит не в алфавитном порядке, а по дате написания постов (от позднего к раннему), то этот пост станет некой рецензиотекой. Сгруппировано всё по группам "Кино", "Сериалы", "Книги", "Эссе". В последнем -…

March 8th, 2016 , 08:02 am

Вот теперь точно можно сказать, что весна начинается. Праздник весны, женственности и красоты пришёл, с чем я вас всех и поздравляю, дорогие девочки, девушки, женщины!

Будьте всегда красивы и любимы, любимы многими, но рядом с вами пусть будет тот, кого вы сами выбрали, тот, кто сделает вашу жизнь радостной и счастливой, кто будет опорой и помощником, не только мужем и любовником, но другом.

Тепла вам и бесконечного удовольствия от жизни!

В аккурат к празднику подоспела татарская открытка от Валерии Цинк . Называется она "Кыз көче", что значит "Девичья сила". Современным женщинам приходится быть сильными, смелыми, целеустремлёнными и упорными. Пусть в вашей жизни найдётся место и возможность, если вы этого хотите, быть слабыми, нежными и трогательными, воздушными, утончёнными, удивительными!

В общем, будьте такими, какими вам хочется быть!

ПС. В последний трудовой день на прошлой неделе работницы генеральной дирекции "КАМАЗа" были удивлены приятным подарком от руководства: в холле перед проходной, минут за десять-пятнадцать до начала рабочего дня состоялся небольшой праздничный концерт саксофониста, который играл мелодии из разряда "Романтик коллекшн" ("Ledy in red", "Yesterday" и прочее подобное):

Пусть всегда в вашей жизни находится место приятным удивлениям и неожиданным радостным сюрпризам.

С праздником, дорогие женщины, девушки, девочки!

December 29th, 2015 , 12:01 pm

December 28th, 2015 , 04:27 pm

Сегодня о проекте "Современная татарская открытка " расскажет сама Валерия Цинк - художница, всё это придумавшая и воплотившая жизнь. Предлагаю вам прочесть небольшое интервью с нею.

Как появился проект?
Идея проекта возникла давно. Захотелось отправить друзьям по переписке интересных открыток с местным колоритом.

Помнишь, с какой именно открытки всё началось?
Все началось с открытки "Рэхмет". Хотела таким образом отблагодарить товарища из Перми, который мне прислал серию открыток со своими работами. Примерно в то же время проходил мастер-класс по гравюре на пластике у Марата Искандеровича (руководитель Мастерской графики имени Александра Халдеева - примечание ), и, воспользовавшись случаем, смастерила ее в рамках этого МК. После этой открытки, решила сделать еще одну "С днем рождения", чтоб поздравить подругу.

На сегодняшний день сколько всего открыток в серии «Татарская открытка»?
Четырнадцать (постараюсь каждой из них посвятить отдельный пост в журнале) .

Кто сотрудничает с тобой по этому проекту?
Марат Мингалеев, в мастерской у которого я и печатаю открытки. Юлия Ахметзянова с благотворительным магазином "

"Конечно, это из ряда вон выходящий неприятный случай: когда художники обращают свое искусство к извращенным формам традиционного фольклора. Это продукт массовой культуры, где прослеживаются корни лояльности, терпимости, когда людям разрешается менять свои взгляды, потеряны народные, семейные традиции, которые являются основой нравственного воспитания. Это ошибка, прежде всего, на уровне воспитания молодежи, поскольку художник, судя по всему, молодой. Мы очень часто видим по телевизору в различных шоу, как люди прибегают к различным намекам, делая юмористические намеки сексуальной направленности. Думаю, что этим нужно серьезно заняться", - сказал Мустафаев.

Эксперт считает, что для образцов народных художественных промыслов можно создать худсовет. Однако вызвавшие резонанс сувениры, по мнению Мустафаева, к таковым не относятся. "Но за основу взят татарский фольклор. Это извращение надо пресекать на корню, дав указание тем, кто принимает указание тем, кто принимает данные товары в продажу. Надо с ходу запретить продажу и поспрашивать, почему художник обратил свое искусство на национальные, традиционные основы культуры ", - сказал Мустафаев.

Напомним, что на прошлой неделе на телеканале "НТВ" показали сюжет о сувенирах с героями татарских сказок. Героем репортажа стала пенсионерка, которая увидела на холщовой сумке принт, где под словом «Мэхеббэт» (любовь с татарского – Inkazan) был запечатлен половой акт между героями сказок Шурале и Су Анасы.

Выяснилось, что продукцию подарили ее сыну на презентации линейки сувениров в одном магазинов в центре Казани. По словам сотрудницы торговой точки, сувениры с голыми персонажами татарского фольклора оказались востребованными и пробная партия уже раскуплена.

Сообщалось, что автором является молодой художник Данил Ахметшин . В интервью одному из изданий он заявил, что идея о любовных отношениях между лешим и водяной пришла ему в 2015 году, когда он переживал "личные проблемы". А летом этого года придумал продолжение линии.

Интервью с художником Данилом Ахметшиным из Набережных Челнов, который смешал этнику и эротику

Фото: vk,com (автопортрет Данила Ахметшина)

В сентябре прокуратура Вахитовского района Казани начала проверку сообщений в СМИ о продаже сувенирных сумок, на которых изображены сексуальные сцены с участием героев татарских сказок - Шурале и Су анасы. Скандал развивался по всем законам информационного жанра: возник и схлынул, будто его и не было. Но художник Данил Ахметшин, создавший принты, считает этот шум полезным. Он заставил людей спорить и переосмысливать фольклор. В интервью «Реальному времени» художник порефлексировал о современном искусстве и своем вкладе в него.

«Картину можно интерпретировать по-разному, расценили как провокацию»

Данил, попыталась найти о вас информацию как о художнике. В интернете кроме той скандальной истории с обнаженным Шурале и Су анасы ничего нет. Расскажите, пожалуйста, о себе.

В 2006 году я закончил «худграф» (Набережночелнинский государственный педагогический институт, - прим. ред.) , по образованию я - учитель рисования. После учебы работал в разных местах. Верстальщиком-дизайнером в газете, грузчиком, сейчас в рекламной компании тружусь на печатном станке. Эта работа не связана с творчеством. Попытки заниматься дизайном у меня были не очень успешными, я долго вникал, что нужно заказчику, так что не стал двигаться в этом направлении. Но быть на пятидневке и заниматься творчеством сложно. Когда ты пытаешься что-то создать, время уходит на задумку с нуля, воплощение.

А как появились те картины, благодаря которым вы и стали известны? Сначала серия открыток на татарские мотивы, потом принты с героями татарских сказок.

У меня есть знакомая Валерия Цинк, она сделала серию подобных открыток. Как раз это совпало с периодом, когда я пытался найти контакт с аудиторией. Я понял, что у меня не очень получалось, а у моих знакомых получалось, и очень хорошо, открытки начали печатать в магазине «Солнце внутри» (сувенирный магазин в Казани, который реализовывал в том числе продукцию с принтами Ахметшина, - прим. ред.) . Я попытался творчески переработать эту тему. Когда видишь, как твой коллега что-то делает успешно, ты пытаешься не своровать, а научиться. Я начал аналитически разбирать: «Ну что в этой «фигне» такого, что она популярна, что она хит?». Это буквально зависть одного художника к другому, ведь, хотя я начал заниматься этим раньше, мои результаты были похуже. Я пришел к выводу, что самое необычное в том, что традиционные персонажи были выписаны в стиле комиксов, граффити, аниме. Я никогда не видел такого сочетания, обычно татарское существует в татарской тематике: одежда, орнаменты и т. д. А чтобы увидеть что-то современное, нужно, условно говоря, перейти через дорогу и пройти в другой музей.

В процессе размышлений у меня стали появляться народные герои. Это был активный период. Мне хотелось показывать свои работы, участвовать в мероприятиях, знакомиться с людьми в картинной галерее. Это время запомнилось тем, что я вложил много сил, но отдачи большой не получил. Прошло два года с тех пор, как я сделал те рисунки. Интерес ко мне пришел с опозданием.

- А на какую отдачу вы тогда рассчитывали? На деньги или славу?

Я не ждал денег или популярности. Я сетовал на то, что так много сделал, а в ответ - ничего. Друзья меня тоже спрашивали, чего я хотел. Определенного ответа нет, но если пытаться ответить - я хотел получить отдачу типа той, какая происходит сейчас. Когда ты сделал какую-то работу, показал ее у себя на страничке в соцсетях, на выставках, и после она заинтересовала магазин. Владельца магазина я знаю лично, а вот с блогером Ниязом (Нияз Латыпов, который опубликовал фото сумки с принтом картины Ахметшина, после чего на НТВ вышел сюжет о скандальной коллекции картин,- прим. ред.) не знаком, и не просил его публиковать фотографию. И дальше пошла та же реакция: казанские журналисты обратили на меня внимание, хотя я их вообще не знаю, как и они меня. Когда такая цепочка выстроилась, я понял: то, что я рисую, способно двигать что-то в мире. Мои работы стали существовать без меня, и я ничего не делаю, чтобы их продвигать. Это значит, у меня получилось. Хотя, может быть, я и ошибаюсь, может, популярность была связана только с тем, что я задел эротическую тему.

- «Задел» - не то слово, некоторые комментировали историю очень жестко: «Сувениры с обнаженным Шурале и другими героями татарского фольклора - из ряда вон выходящий неприятный случай, потеряны народные, семейные традиции, которые являются основой нравственного воспитания». Это директор центра народных и художественных промыслов Татарстана Нури Мустафаев говорил. У вас какие чувства такая оценка вызывает?

Я по складу логик, у меня ко всему неэмоциональный подход. Я проанализировал эту ситуацию и пришел к выводу, что есть каста людей из средств массовой информации, которая делает новости. А переживать о новостях, которые деформируют восприятие мира...? Картину можно интерпретировать по-разному. Журналисты решили сделать акцент на провокацию, скандал. Я думал, что это все раздуто, и не зря - все улеглось, сенсация существовала два-три дня. Я не особо переживаю, не считаю, что это связано с моей творческой жизнью. Я не целился кого-то оскорбить или заработать. Хотя все было преподнесено как бизнес, построенный на провокации.

Когда видишь, как твой коллега что-то делает успешно, ты пытаешься не своровать, а научиться

- Так хоть заработали?

Какие-то проценты мне платили (заплатил магазин, который продавал сувениры с принтом по рисункам Ахметшина, - прим. ред.) , хотя я всячески отказывался.

- Почему?

Когда я все придумывал, рисовал, мной двигали идеалистические мотивы. А когда идет отдача в денежном эквиваленте, появляется диссонанс. Я в растерянности пребываю, если мне какие-то деньги дают.

- Ну все-таки, сколько удалось заработать?

Помню, за год отдали тысячу, потом еще.

Не «старпер» и не националист

- Нервов вам эта история попортила?

Попортила, потому что в начале я не понимал, что происходит. Тебе все время пишут и задают поверхностные вопросы: «Здравствуйте, Данил, расскажите о вашем творчестве», а я смотрю - человек из другого мира, почему он меня расспрашивает? Диалога нет. «Дайте новость, дайте комментарий, дайте, дайте».… Я бы растерян. А когда прозвучало слово «прокуратура»...! Когда ты его слышишь в нашей стране, у тебя нет уверенности, все ли ты правильно делаешь. А потом все схлынуло.

- Но прокуратура вроде продолжает разбираться.

Вы ведь видели рисунок? Я не представляю, чьи чувства можно им оскорбить. Все нарисовано в мультипликационном стиле. Это ведь отрицательные персонажи, религиозные люди вообще отрицают наличие всех этих существ. Поклонники поэта - не знаю, существуют ли они, было бы даже интересно узнать, что они есть и что они оскорблены. Я не представляю, кого конкретно можно было бы задеть.

- Как писали критики, вы извращаете народный фольклор. Их это оскорбляет.

Я об этом думал, когда рисовал картины. Я обсуждал это в своем кругу, и мы с друзьями пришли к выводу, что уж лучше так продлить жизнь фольклору, чем он сам по себе забудется. Если такой способ возмущает, пусть появятся другие, кто попробует нарисовать что-то новое. Потому что в данный момент я нового не вижу. Есть мультипликация, иллюстрации, но они идентичны тому, что я видел в детстве. Они копируют книги, которые есть у всех дома и которые издавались в Советском Союзе большими тиражами. Это бесконечное копирование, как будто люди работают без фантазии.

Когда я все придумывал, рисовал, мной двигали идеалистические мотивы. А когда идет отдача в денежном эквиваленте, появляется диссонанс. Я в растерянности пребываю, если мне какие-то деньги дают

Бывают заказные работы на национальную тему, которые государство финансирует. А другим изготовителям будто все безразлично, они берут понемногу отовсюду, но сами не интересуются творчеством, не читают книг. Такие работы не возмущают никого, потому что они изначально какие-то мертвые. У нас в Челнах на День цветов ставят пластмассовые фигуры Су анасы, Шурале каждый год. У вас нет такого?

- Есть, наверное.

Я этим летом и в Кырлай съездил, посмотрел эти фигуры - все одинаковые. Сидит на корточках Су анасы, она всегда грустная, с гребнем. Все буквально. Глядя на это, разве можно испытать какие-то чувства? Разве это побуждает прочитать, узнать больше об этих сказках? Это как объявления на стенах, которые никто не читает. Не могу сказать, что мой рисунок заинтересовывает, но мне хотелось, чтобы кто-то прочитал книгу и сказал: «Да там вообще ничего такого нет и откуда он это придумал?!»

- Так у вас желание привлечь внимание к татарскому фольклору было первоочередным мотивом?

Все вместе. Не скажу, что сидел годами и думал. Идея витала в воздухе, и в какой-то момент все сошлось. Я учился в татарской школе, все навязывалось, навязывалось, стены были изрисованы татарскими мотивами, везде Сак-сок, Су анасы, Шурале, козел и баран. У меня даже отторжение началось. Тукаем как будто по голове тебе все время бьют и бьют. В 15-17 лет я заинтересовался: неужели все так плохо? Я все-таки татарин, надо изучить вопрос. Я начал читать и понял, что наша литература все-таки интересная и талантливая, просто из-за тиражирования превратилась во что-то скучное. И когда я делал творческую работу, отталкивался от привычного и народного. Думал, как дать этому интересный поворот. Взял избитые вещи - зомби, роботы, трансформеры, чем интересуются малыши. У меня появилось желание все смешать, чтобы популярность героев проникла друг в друга. Похоже на то, когда работники ЖЭКа, делая на праздники фигуры, принимают в расчет то, что интересно людям, и рядом с Шурале из цветов ставят Шрека из цветов.

А как вы думаете, почему «выстрелила» ваша идея с народными мотивами, а еще раньше - работы Валерии Цинк? В чем магия: современно, но на родном языке?

Да. Помните, раньше были концерты с пародиями: татарские бабушки танцуют современные танцы, мужчины, переодетые в старушек, читают татарский рэп. Все это как-то диссонировало, не нравилось ни молодым, ни старым. А в открытках это было естественно, можно было поверить в то, что автор одновременно хорошо относится к татарскому языку и принадлежит к современному поколению. А не старпер и националист, отторгающий все новое.

Когда я делал творческую работу, отталкивался от привычного и народного. Думал, как дать этому интересный поворот. Взял избитые вещи - зомби, роботы, трансформеры, чем интересуются малыши. У меня появилось желание все смешать, чтобы популярность героев проникла друг в друга

- Но с фольклорными мотивами в своем творчестве вы завязываете?

На своей странице я так и сказал, но я продолжаю что-то делать, хотя неактивно. Пока я не очень понимаю, зачем мне все это нужно, хотя могу придумывать продолжение картин о народных сказках до бесконечности. Я не могу сказать, что душой и телом слит с проектом. Бесконечно тиражировать трюк нельзя, и мне как художнику это неинтересно. Был период, я вообще ничем не интересовался. Я искал что-то для себя новое, уезжал в поездки, ездил в Кырлай и на могилу Тукая. Это отголоски моих проектов.

Айгуль Чуприна, фото vk.com

Художник Данил Ахметшин, вокруг рисунков которого разгорелся скандал, считает, что фольклор нуждается в современной интерпретации. К примеру, Козёл и Баран могли бы кататься на скейтбордах по набережной Тукая, а Кошка и Пёс – пить крафтовый чай.

Данил Ахметшин дал развернутый ответ по поводу , на которых известные персонажи татарских сказок Шурале и Су Анасы изображены в сексуальных сценах.

Напомним, ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что в республике разгорелся скандал – связан он был с изображением на сувенирных сумках сексуальных сцен с участием известных персонажей татарских сказок.


Прокуратура РТ начала проверку этой информации. Для создания объективной картины происходящего ИА «Татар-информ» дало возможность художнику Данилу Ахметшину, а также другим участникам этой истории обосновать свою позицию. Художник, в свою очередь, пообещал корреспонденту ИА «Татар-информ» изложить свою точку зрения на ситуацию в развернутом виде. И слово сдержал. Данил опубликовал пост, в котором изложил предысторию создания скандальных рисунков.


«Летом 2015 года я изучал татарские открытки Валерии Цинк. Мне было интересно, в чем секрет их успеха. Я проанализировал и установил, что в них есть гармоничное сочетание несочетаемого: банальные фразы на татарском, типа: “хәлләр ничек?”, “сәлам!” и “туган көнең белян!” сочетались с графикой в стиле манга. Мне захотелось самому сделать что-нибудь по такому же принципу - соединить привычное татарское и что-то чужеродное, ультрасовременное. Я придумал «Зомби-Шурале» и «Зомби-Су Анасы» - графические открытки, на которых изображались разлагающиеся персонажи сказок Тукая. Половина их лиц была обычной, а вторая выглядела как череп. Таким образом я хотел показать, что герои сказок Тукая не пользуются популярностью у современных детей, что трансформеры, человек-паук и “фиксики” более любимы и популярны. И поэтому персонажи старых сказок умирают», – поделился Ахметшин.

По словам Данила, когда он положил перед собой рисунки с Зомби-Шурале и Зомби-Су Анасы, то внезапно подумал, что было бы здорово соединить их в пару, выдумав для них воображаемую любовную историю.

«Позднее я узнал, что это называется “шиппинг”, когда фанаты сериалов придумывают отношения между героями, которых нет в сериале. Я сделал открытку обнимающихся Шурале и Су Анасы. Работа получилась удачной. Персонажи обнимали друг друга – это выглядело романтично и естественно. О чем эта работа? Наверно, о том, что любовь побеждает смерть», – поделился своими размышлениями Ахметшин.


Фантазия художника привела к тому, что в «семье» сказочных персонажей родился ребенок.

«Потом, развивая тему отношений Шурале и Су Анасы, сделал открытку с ребенком, который мог бы у них родиться, - Мутант-бала. И еще одну открытку с иллюстрацией из воображаемой азбуки для Мутант-бала - “Тундырма” (мороженое). По замыслу, ребенок должен был учиться читать по азбуке, состоящей из слов, не свойственных татарской культуре, тем не менее прочно вошедших в наше культурное пространство: Үрмәкүч-кеше (Человек-паук), Ябалак-кеше (Бэтмен), Кырмыска-кеше (Человек-муравей), Нинҗа-ташбакалар (Черепашки-ниндзя) и так далее. Но не сложилось - я их так и не сделал. На сегодняшний день открыток только пять», – рассказал о нереализованном замысле Данил.

«Чуть позднее я пережил влюбленность, впечатления от которой легли в основу серии рисунков “Мечты и страхи Шурале”. Эта серия, как видно из названия, была посвящена воображаемым переживаниям Шурале от любви к Су Анасы. О чем эта серия? О том, что мое смелое обращение с персонажами Тукая вдохнуло в них жизнь, и они начали жить самостоятельной жизнью. Из старых корней выросло новое дерево», – уверен Ахметшин.


автопортрет Данила Ахметшина

Резюмируя тему сказочных персонажей, Ахметшин пишет: «В Татарстане существует культ Тукая, что приводит к тиражированию и установке однотипных скульптур Шурале с зажатой в бревне рукой и Су Анасы, расчесывающей волосы. Все эти изображения являются бесконечными копиями. Это похоже на монолог попугая. Какими бы правильными и хорошими ни были бы слова, попугай их не понимает. А под штукатуркой этих фигур персонажи каменеют, мумифицируются и умирают. Лишь вольное, свободное, живое и в то же время бережное обращение способно вдохнуть в них жизнь», – считает художник.


Данил Ахметшин также сообщил, что планов продолжать проект Шурале и Су Анасы у него нет. Но он считает, что фольклор нуждается в современной интерпретации. По его словам, например, Козел и Баран из сказки Тукая могли бы кататься на скейтбордах по набережной Тукая, а Кошка и Пес там же пить крафтовый чай.

«Могу еще предложить для примера такие сюжеты, как “Робот-Шурале против Годзиллы”, “Кисекбаш атакует Дарта Вейдера”, ”Су Анасы в гостях у Русалочки”, “Мырау Батыр в Зверополисе”. Воплощать все эти идеи мне не хватит жизни. Если кто-то захочет, я только “за”», – утверждает художник.

Как сообщили ИА «Татар-информ» в прокуратуре РТ, проверка по факту использования персонажей татарского фольклора в сувенирной продукции в «нестандартном» виде продолжается.