Художник борисов мусатов биография. Виктор Борисов-Мусатов – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge

Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов , Россия

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
(1870-1905) - русский художник.

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Одиночество». Пастель.

Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.

«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.

«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.

«Летний день». Акварель.

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Праздник зеленого маскарада. Фотография.

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.


«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Виктор Эльпифидорович Борисов-Мусатов был русским живописцем, акварелистом, а также автором прекрасных фресок конца XIX - начала XX века. У Мусатова был дар без лишней сентиментальности, очень точно и тактично изображать то, что его окружало. Он не был передвижником, авангардистом, академистом. Этот немного грустный человек ассоциируется с чистотой, красотой и мечтами. Виктор Борисов - Мусатов не выражал никаких идей, моралей в своих произведениях, он являл красоту людям, не опускаясь до низости и пошлости.

Появление на свет художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем - женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.

У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор - счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.

К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.

Первые шаги к искусству

Мальчику с самого раннего детства нравилось рисовать, мечтать в одиночестве. Он любил убегать на один пустынный островок посреди Волги. Там он рисовал красками, мечтал, размышлял о жизни. Молодой художник был застенчивым, но очень милым и в то же время излучающим позитивную энергию человеком.

Художественное училище

Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.

Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.

Первый успех

Будучи еще учеником, художник нарисовал картину «Майские цветы», которая очень приглянулась княгине Елизавете Федоровне.

Она купила ее за 150 рублей. Это дало возможность юноше побывать за границей, брать уроки живописи у мировых художников.

Результаты поездки в Париж

Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова - это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.

Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.

Несбывшиеся мечты

Архитектор Ф. Штефель строил в Кропоткинском переулке особняк для Дерожинской и очень хотел, чтобы роспись на стенах выполнил именно Виктор. Уже были готовы эскизы «Времен года» (они и сейчас хранятся в Третьяковской галерее), которыми художник планировал расписать стены, но мадам Дерожинская была категорически против услуг Борисова-Мусатова, так и не дав воплотиться в жизнь мечтам художника.

Женские образы произведений

Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:

  • младшую сестру, Лену;
  • жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
  • жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.

Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.

Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина "Водоем". Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем - это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес...

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь - Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

Посмертная выставка художника

После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Огромную помощь в этом ей оказали друзья и семья. На этой выставке были приобретены для Третьяковской галереи картины «Призраки», «Тополя и облака. Ветер», «Изумрудное ожерелье».

Также было куплено несколько этюдов из произведения «Реквием». С самой картиной Елена Владимировна не желала расставаться, брала ее везде с собой. Лишь только через несколько лет, боясь испортить произведение, она подарила его Третьяковской галерее.

«Призраки»

Картина «Призраки» является одним из меланхоличных произведений Мусатова.

На фоне Зубриловской усадьбы художник написал размытый образ девушки в белом. Пейзаж также немного размыт. В левой части произведения можно заметить чье-то летящее платье. Кажется, что художник прощался в этой картине с чем-то. Сам Борисов-Мусаев пояснял значение этой картины как окончание жизни дома помещика, говорил, что «все уходит в прошлое», как и удаляющиеся призрачные фигуры…

«Изумрудное ожерелье»

В «Изумрудном ожерелье» Борисов передал женские образы в прекрасных одеяниях, богатых декоративными элементами, на фоне зеленого сада.

Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.

«Тополя и облака. Ветер»

Произведение «Тополя и облака. Ветер» не столь широко известно общественности. На переднем плане холста можно увидеть фрагменты деревьев с развевающейся на ветру зеленой листвой. По небу плывут майские облака, кажется, вот-вот полетит тополиный пух… Чувствуется солнечное тепло, которое разливается по всей картине… Эта работа кажется простой и незатейливой, но в ней чувствуется душа художника, стремящаяся к прекрасному, вечному, доброму.

«Осенняя песня»

Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».

На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной "Осенняя песня" Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни - пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его - это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили - «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.

В.Э.Борисов-Мусатов - один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи и один из самых поэтичных и одухотворенных русских художников.

Родился в Саратове, в семье железнодорожника. В трехлетнем возрасте с маленьким Витей произошел несчастный случай. Резвый, подвижный мальчик упал со скамейки и повредил себе спину. Ушиб вызвал в позвоночнике хронический воспалительный процесс. Мальчика усиленно лечили, однако лечение оказалось безуспешным, в результате у него вырос горб, и, как пишет один из биографов художника - вырос он "с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем."

Конечно, болезнь и увечье не могли не сказаться на характере молодого Виктора Борисова-Мусатова, на его моральном и физическом состоянии. Уже с детских лет у него были развиты такие качества, как мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность, стремление к одиночеству. Однако вместе с тем он был и очень общительным, умел преданно дружить, всегда готовый помочь ближнему, рос несмотря ни на что живым и жизнерадостным.

Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. По окончании реального училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф.Кормона. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года - в Подольске и Тарусе.

На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П.Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. Художник сумел соединить тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией. В произведениях Борисова-Мусатова нашли отражение раздольная саратовская природа, волжские просторы. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды, изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.

А литератор А.М.Федоров так писал о картинах художника:"И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги, Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там".

В возрасте 35 лет жизнь художника внезапно оборвалась. Он был похоронен на высоком берегу реки Оки, на кладбище у Вознесенской горы. На могиле его был поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева - на плите крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчмк. Местные жители говорят, что это не уснувший, а утонувший мальчик, которого спас Мусатов, но возвратить к жизни его не удалось. Скульптура сделана с необыкновенной силой и мастерством.

Это одна из первых работ художника, которая в дальнейшем определила его творческий путь. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. а сердце щемит от нежности, от восхищения.

Юный маркиз на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. Мерный напев стихотворных строк объединяет элегически-сосредоточенное состояние женщин с настороженной недвижностью листвы и вечереющей глубиной парка. Все должно передать таинственную власть поэзии, сводящей в интимно-тесный круг людей и природу. Над этой идиллией застыли огромные, как снежные глыбы, облака. Их изображение не просто увенчивает устремленную ввысь вертикальную композицию. Благодаря им жанровая сценка получает символическое звучание. Холодным тонам: белому перламутру дамских нарядов с голубыми тенями, лиловому камзолу маркиза, сизоватой зелени травы и высоких деревьев - должна там, в "горних высях", противостоять чистая белизна, зажженная розовым отблеском солнца. В ходе работы сложились такие рифмы:

Складки, фижмы, девы молодые, кружева,

Пурпур яркий в строгом облаке горит,

Косы, букли, кринолины,откидные рукава.

В центре "он", затянутый в атлас стоит.

В сумерках царит повсюду тишина,

Лишь аккорды звучные родятся из тонов...

Полное задора и весенней свежести полотно! Стоял май в разгаре, белым-бело цвели сады..Поутру резкие и сочные тени от серо-голубых дощатых стен флигеля бросает на траву майское солнце. Шелковистый блеск травинок на свету. Яблони, с их крупными цветами, вроде голубовато-розовых бантов, стояли, напоминая торжественно расцветшую девичью красу. А каждая вишня была именно еще девочка, и это ее взгляд, с розоватыми ресничками тычинок, был наивно-светел. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева. И даже просветы меж ветвей ее узорны.
В один из таких "узоров", звонко смеясь, вбежала сестра Лена, ловя красный мяч, брошенный ее подружкой. Виктор старался передать яркий на солнце белый тон ограды, сизоватые тени на траве...На белые платья девочек легли отсветы - розоватые у Лены и легкие голубые у Нины. На фоне зеленого лужка - красное пятнышко мяча.
Вся картина очень напоминает картины известных французских импрессионистов.

На деревянной веранде флигеля, залитой мягким солнечным светом, Елена Мусатова, сестра художника, склонившаяся над пяльцами на фоне зелено-золотой листвы. Столько прелести в этой темноволосой головке, в лице, розовеющем румянцем, в плавных линиях, очерчивающих пышное и вместе с тем простенькое платье. Да и сам девичий тип - миловидный, нежный и простой. Его недаром будут сравнивать с пушкинской "барышней-крестьянкой".
Вся сценка полна домашнего тепла, молодой свежести и обаяния.

Красивая, "лунная" картина. Дама в старинном наряде - платье с широкими рукавами, отороченными кружевом, с брошью на груди, локоны спадают на плечи. Лунная ночь. Женщина вышла в сад и о чем-то задумалась, или размечталась. Листва деревьев выглядит кружевом, на фоне которого стоит она.
Картина написана в любимых художником сине-голубых тонах, благодаря которым все кажется нереально-волшебным.

Лето. Дом на холме, чудо вечерних облаков. Широкая, спускающаяся с холма аллея. По правому краю ее светлеет в плавном повороте дорожка. Тихо скользят в сумерках две женские фигуры. Оцепеневшие кусты белых роз окружают памятник спящего "бога любви": на высоком постаменте маленький амур дремлет стоя, склонившись на белую урну. Светлый край неба и один розовый куст отражены зеркалом водоема.
Панно должно было быть в вечерней, холодеющей, синевато-серебристой гамме. Пепельно-голубая дымка по зелени лугов. Цвет как тихий напев знакомой сказочной мелодии, где "сон по берегу ходил, дрема - по лугу...".

Таруса. Осень. Художник слышит осеннюю песню родной природы, спустившись по тропке к самой Оке. Ближе - к реке, ближе - к небесам, меж двух расступившихся золотых берез, похожих на раскрывшиеся кулисы и развесивших свои плакучие ветви. А там, над лилово-зелеными заокскими лесами, в холодеющей хмари тонким пунктиром протянулись птичьи стаи.

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали...

Темные, отливающие синевой гирлянды больших дубовых листьев, подобно навесу, обрамляют вверху композицию. По контрасту с ними еще светлее кажется зеленый, залитый солнцем, луг, покрытый прозрачно нежными белыми шарами одуванчиков, с лежащими кое-где сине-зелеными тенями...
Легкий, развертывающийся слева направо неторопливый мотив движения девичьих фигур звучит на этом фоне как задумчивая музыка. Она прерывается "паузой" - зеленым полем, сиянием одуванчиком, прихотливым узором большой дубовой ветки, затем подхватывается торжественной спокойной фигурой в центре в почти однотонном, зеленовато-охристом платье. Следом мотив нарастает, убыстряется, получая предельное звучание в самой крайней фигуре справа. И наиболее богатая, мерцающая драгоценными переливами фиолетового, синего, розового, - именно в одежде этих двух фигур.
Это зарождение, замирание и быстрое развитие композиционной и цветовой мелодии совпадает со сложным движением душевного состояния героинь: от полной отрешенности девушки с ожерельем, слева - до незавершенного и почти трагического в своей безысходности порыва изображенной в профиль девушки с тяжелыми золотыми волнами волос.
В картине явно показан конфликт между двумя девушками. Как здесь объясняется ожерелье? Может быть, девушка со светлыми волосами узнала, кто подарил это ожерелье? Или она просто позавидовала. что у нее такого нет? Это нам неизвестно. Художник хотел показать силу волнующих, юношеских чувств. Это торжественное прославление земной жизни.
В картине соединены психология, декоративность и музыкальность...

Знакомый пейзаж: белый двухэтажный дом, парк, дорожка к дому. На переднем плане прогуливаются девушки. Возможно, они гуляли все вместе, но потом разделились на две группы - справа сплотились втроем против одной - слева. Что-то произошло между ними - какой-то конфликт, скорее всего, связанный с сердечными делами. Та, что слева, с веером, видно, очень удивлена, почему вдруг ее подруги от нее отвернулись? Крайняя справа, в синем платье с длинным шарфом, гордо отвернулась, скорее всего, от соперницы. Крайняя справа, в шали на плечах, тоже отвернулась, поддерживая подружку рядом с ней. И лишь девушка в центре попыталась что-то объяснить, что они не ожидали такого вероломства со стороны подруги. Но ее неловкая улыбка дает понять, что она не знает точно, кто из подруг прав.
Вечер. Небо покрылось хмурыми облаками. Деревья и кусты уже укрылись вечерним сумраком. Но последние лучи солнца еще золотят верхнюю часть здания, ложатся солнечными бликами на дорожку, на платья девушек.
Картина не выглядит грустной, невзирая на печальный сюжет. И солнце еще не зашло полностью за горизонт, и девушки еще так молоды, что их конфликт скоро забудется, а жизнь так прекрасна!

Весенний цветущий сад...Сумерки начинают сгущаться. Чувствуется аромат сирени...Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Задумчивый мотив звучит в природе...Не веселит солнце, если оно горит в лучах заката, и весна - грустна, если в ней память отсиявших весен...

Войди на закате, как в свежие волны, в прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, и сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно-больно...

И в отвернувшейся от нас девичьей фигуре есть та же сладостная печаль, та же сердечная грусть...

На фоне парка с тяжелыми купами разросшихся деревьев, выступающего торца белого здания, усадебного двора, вымощенного плитами и освещенного мягким закатным солнцем, зритель видит двух женщин в светлых, старинных платьях с кринолинами. Одна - в веером в руке, ниткой жемчуга на шее - остановилась, опустив глаза и задумчиво полуобернулась к подруге. Вторая изображена в плавном наклоне. скрывающем ее лицо. Эти движения, бессознательно-грациозные, направленные друг другу и друг друга успокаивающие, эти мягкие линии делают композицию спокойной и уравновешенной.
Название картины отвечает его колориту - декоративно-приглушенному, основанному на сочетании больших цветовых пятен. Живопись напоминает как бы "вышитый блеклым шелком гобелен". Мусатов отказался от ярких контрастов солнечного дня, стремясь подчеркнуть отличие создаваемого мира от действительной жизни. Поэтому он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой. Он использует технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель. Отныне все лучшие работы Мусатов отличаются благородной сдержанностью, матовостью цвета, она лишена бликов.

Во второй половине сентября с набежавшей прохладой художник написал горящий ясной желтизной куст орешника. Добивался тонкой гармонии в колорите и бережно, любовно выписывал мелкий кружевной узор свесившихся над орешником высоких деревьев.

В акварельной "Весенней сказке" сияние неба, отражение облаков в воде - все курится, плывет тонким цветным туманом, перемешивается, во всем - опьяняющая легкость "утра года" и память сразу о всех былых собственных веснах. Таинственно красивы были ожившие реки - лиловые тени у берегов, зеркальные отражения.
Радостное утро. Юные игры. Две молодые подруги ловят мотыльков. Третья подбирает букет и рвет лепесточки. Светлое платье, как лепестки весенних цветов. Группа плакучих берез с прозрачными длинными ветвями...Старый бюст Горация, друга лирических лесов, задумчиво смотрит вдаль. А даль, берег парка и небо с весенними облаками отразились в реке.
Наивный и простой сюжет написан так, что весенняя природа как бы бесплотна. Осталось видение весны, ее светлые призраки, ее "дух" - стелющийся белесый пар над синей водой.

Непритязательный, но такой душевный пейзаж - вид с балкона своего дома в Тарусе. Размыты дали осенним туманом, кружа. залетают на веранду золотые листья. За серыми колоннами и балюстрадой, за розоватыми и желто-зелеными пятнами светится полоска Оки.

Художник очень бережно, трепетно любил свою сестру Лену. Автопортрет с нею он решил написать в укромном уголке сада. Виктор поставил маленький самоварный столик простой работы, но с мраморной доской. Слева водрузил цветок агавы. Лену посадил между нею и столиком. На стол подложил розы...
Все в картине продумано, во всем стремление к красоте. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Крупные мягкие раздельные мазки передают ощущение игры света на кустах сирени, более мелкие светло-зеленые мазочки - освещенную листву дерева в глубине, открытым голубым и синим написан затененный куст за спиной Лены. Но главное - ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба. Роза на мраморе. Роза в косах девушки.
Художник в свободной блузе, черный цвет которой пришлось записать белилами. Гордая независимость облика, романтически-проницательный, с прищуром, взгляд. И все же образ "творца" получился двойственным: смелость, вызов соединились с невольной застенчивостью. Отсюда как бы случайное возникновение его фигуры, нависшей сбоку над столиком и "срезанной" краем холста.

Радостная, жизнеутверждающая картина, написанная по мотивам произведения Лонга - "Дафнис и Хлоя".
Действие происходит в деревне на греческом острове Лесбос в Эгейском море. Там жили два пастуха, один пас коз, другой - овец, один был рабом, другой свободным. Однажды козопас увидел, как его коза кормит подкинутого ребенка - мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и нож с рукояткой из слоновой кости. Козопас усыновил мальчика и назвал его Дафнисом. Прошло немного времени, и овцевод тоже увидел, как его овца кормит подкинутого ребенка - девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Овцевод ее удочерил и назвал Хлоей.
Шло время, оба подкидыша росли вместе. Дафнису уже 15 лет, а Хлое 13, и оба стали необыкновенными красавцами. Он пас коз, она - овец. Они дружили, резвились и везде и всегда вместе.
Однажды летом с Дафнисом случилась беда: он оступился, попал в волчью яму и чуть не погиб. Хлоя с соседом вытащили его из ямы, а потом девушка повела Дафниса к ручью вымыться. И тут впервые Хлоя увидела, как Дафнис красив, и почувствовала ранее непонятное волнение - первое волнение любви. Сосед поспорил с Дафнисом, кто из них красивее и попросил Хлою разрешить их спор. Хлоя подошла и поцеловала Дафниса - того, кто ей больше нравился. И после этого поцелуя Дафнис тоже почувствовал первое волнение любви.
Пришла осень. Настали виноградные праздники. Дафнис и Хлоя по-прежнему веселились вместе. И тут пастух им рассказал, что миром правит бог любви Эрот, и невозможно спастись от его чар.
Вот тогда Дафнис и Хлоя поняли причину своего волнения, и теперь они стали обниматься, целоваться, но дальше не заходили.
На следующее лето к Хлое стали свататься женихи. Дафнис в горе, потому что он был беден. Но однажды он нашел богатый клад и приемные родители решили поженить молодых влюбленных. Неожиданно по вещам, которые были при подкинутых детях, у них нашлись настоящие родители, к тому же и те, и другие были богаты.
Состоялась свадьба. "И тут Хлоя поняла, что все, чем они занимались с Дафнисом в дубраве, были только шутки пастушьи".
Дафнис и Хлоя жили долго и счастливо, и детей их вскармливали козы и овцы.

Группа дам на фоне тенистого парка и стены дома, освещенного солнцем, слышатся звуки цитры. Летние облака принимают фантастические формы. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Сидящий лев и ваза - с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Мебель, столик, деревянный с позолотой усадебный стул, и второй - немецкой работы стул с орнаментом - из Радищевского музея. Сидящая спиной, с портретно переданным профилем - Надежда Юрьевна Станюкович, давний друг семьи Мусатовых. Задумчивая дама с веером в руках - как бы сошедшая с фотографий саратовская натурщица Домбровская.

Быть может, ни одна другая картина в русской живописи не останавливает нашего взора с такой лирически-нежной и властной силой...

По зеркалу водоема плывут прозрачные тени, скользят очарованные облака, колышутся кущи деревьев, составляя зеленое кружево. В глубокую задумчивость погружены две девушки: одна (будущая жена художника Елена Владимировна) сидит на берегу, другая (сестра Лена) застыла у самой воды, полуобернувшись к подруге. Девушки молчат, околдованные тишиной.

Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки - таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков. Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые оттенки платья стоящей девушки, "розоватые и желтоватые отблески, создающие впечатление вибрации воды".

Ощущение глубокой, как бы звучащей тишины, апофеоз человеческого бытия...Настроение полотна, пожалуй, лучше всего выражают эти прекрасные тютческие строки:

Этот этюд строится как бы вокруг центра - ствола дерева - "натюрмортно" организованный узор из листвы, трав, солнечных пятен и теней, красных вспышек мака. В верхней части этюда темно-лиловая гуща сада контрастирует с остальной - солнечной. Красивое лицо Надежды Юрьевны, обрамленное темными, скульптурно-тяжелыми локонами, опущено и глаза закрыты: она совсем отъединилась от этого мира. но чувствует и знает все, что происходит вокруг. Торжественно-сияющий облик ее слит в одну гармонию с мощным, как бы "органным" звучанием идущей ввысь дворцовой архитектуры.
Слева и справа среди дам еще два образа Надежды Юрьевны. Это не "двойники" - это ее земные, живые изображения в разных душевных состояниях и в разном возрасте. Крайняя слева, она глядит прямо перед собой наивно-доверчивым взором юной девушки, и тот же наряд переливается на ней простой и естественной его расцветкой. В группе справа она стоит второй - как бы выросшая и похудевшая, со следами пережитых страданий, но все еще доверчиво шепчущая что-то молодой даме, слушающей ее с затаенно-недобрым любопытством.
Изысканно-гармоничное построение композиции оказывается пронизано "токами" человеческих чувств, тончайшим психологическим рисунком. Две живые ипостаси образа Надежды Юрьевны, как два луча, собираются и вспыхивают белым сиянием в центральной, обобщенной фигуре. А вокруг почти все, за исключением единственной высокой женщины, в которой узнаются черты жены Мусатова Елены Владимировны, глядящей на Надежду Юрьевну с нежной заботой, - все вокруг откровенно враждебны...Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Но она, как написал Мусатов в письме к ее мужу, в моей картине всех простила - ведь она была необыкновенной женщиной, далекой от обыденной пошлости недругов...
Сам Станюкович так оценил полотно, посвященное его жене:"Реквием" - одно из чудес, одна из вершин искусства".

Что за отчаянье колеблет и сплетает туманные тела? Что за тоска ведет

Вкруг статуй, вдоль аллей, как вдоль минувших маят...

(Поль Верлен)

Блеклые, серые тона, вместо ясности летнего дня - почти безысходная тоска предрассветного часа... Вполне очевидно, что такое настроение было навеяно тем "роком" здешних мест (это старинная усадьба Голицыных в Зубриловке, где художник написал много картин), который в прекрасной усадьбе напоминал о себе на каждом шагу - и старинным родовым склепом, и памятником-часовней на месте внезапной смерти первой зубриловской хозяйки, и печальными легендами, окружившими могилу юной княжны Ольги.

Могла художника взволновать и подлинная история, случившаяся за несколько лет до того. Вся округа рассказывала о трагической гибели княжны Ольги Голицыной - красивой, всеми любимой девушки, по нелепой случайности отравленной поваром в самый день ее восемнадцатилетия. От самого повара, помилованного князем, дошли до народа подробности случившегося несчастья.

К наиболее значительным явлениям искусства рубежа XIX-XX веков принадлежит, наряду с творчеством В.А. Серова и М.А. Врубеля, творчество В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905). Выпусник Московского училища, Борисов-Мусатов возвышается над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и московского, преимущественно живописного, направлений. Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих, изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби».

На рубеже XIX-XX веков новая тема начинает настойчиво звучать в судьбе многих деятелей русского искусства - тема одиночества. Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Подолгу - иногда в течение всей жизни - они стараются держаться вне групп, не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий. Художникам этого типа, даже при очень большой одаренности, редко удавалось добиться заметного положения в искусстве своей эпохи. Современность отказывала им в славе. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу.

Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. Но в пору идейного разброда, характеризующего культуру конца XIX - начала XX веков, число и историческое значение этих боковых тропи-нок возрастает. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. История не вправе игнорировать их искания и достижения - не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет.

Борисов-Мусатов был самым значительным в ряду этих мастеров, в первую очередь по степени влияния на позднейшую русскую живопись. Бесспорно, он был также самым крупным среди них по уровню культуры и масштабам таланта. Следовало бы назвать Борисова-Мусатова наиболее типичным из «одиноких» художников его поколения, если вообще уместно говорить о «типичности» применительно к таким явлениям, в которых оригинальность и неповторимость возведены в основной принцип.

На долю Борисова-Мусатова выпали все те испытания, которым подвергались «одинокие» художники, выбравшие самостоятельную и независимую дорогу в искусстве. Он испытал непризнание, злые насмешки критики, обвинения в декаденстве, кривлянии, и, более всего, - одиночество. Его картины не покупались, проекты стенных росписей так и остались невыполненными. Борисову-Мусатову могло казаться, что его работа никому не нужна. Лишь в самые последние годы жизни к нему пришло, наконец, некоторое подобие успеха.

В душевном облике «одиноких» художников часто можно видеть черты фанатизма и озлобленной непримиримости. У Борисова-Мусатова их не было. Но его характернейшей особенностью следует назвать нравственную стойкость перед лицом испытаний и непоколебимую уверенность в правильности избранного пути.

Биографии русских художников этой эпохи большей частью не изобилуют внешними событиями. О жизни Виктора Эльпидифоровича Мусатова (1870-1905) нетрудно рассказать в нескольких строчках.

Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Художник происходил из демократической среды. Его дед был крепостным крестьянином, отец - мелким железнодорожным служащим в Саратове. В этом городе прошла большая часть жизни художника. Здесь, в отличие от других провинциальных городов, издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам; имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. От своего учителя, художника В.В. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме.

Однако даже в передовой для того времени саратовской среде молодой художник не мог не чувствовать себя одиноким. Его представления и мысли об искусстве уже тогда были неизмеримо сложнее и глубже общедоступной эстетики провинциального интеллигентского кружка. У себя на родине Мусатов остался непонятым. Чувство одиночества усугублялось, к тому же, физическим недостатком художника: он был горбат и с детства болезненно ощущал свою отчужденность от мира здоровых людей.

Профессиональное образование Мусатова началось очень рано. Он ушел из пятого класса реального училища, чтобы всецело посвятить себя живописи, и в течение четырех лет рисовал и писал маслом под руководством В.В. Коновалова. В 1890 году двадцатилетний Мусатов поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но, в сущности, именно с этого времени стал учиться самостоятельно, он опирался не столько на авторитет учителей, сколько на собственные взгляды и суждения об искусстве.

После недолгого пребывания в московском Училище Мусатов перешел в 1891 году в Академию художеств, где на первых порах показал большие успехи, совмещая работу в фигурном классе с занятиями в частной мастерской П.П. Чистякова. Но уже через год, по мере того как крепла творческая самостоятельность Мусатова, все отчетливее стали обозначаться расхождения между молодым художником и его учителями. Подобно многим художникам его поколения, Мусатов покинул Академию и вернулся в 1893 году в московское Училище, где пробыл еще полтора года, настойчиво работая и участвуя в ученических выставках, но все более отдаляясь от школы. Наконец, весной 1895 года Мусатов окончательно порвал с Училищем и принял решение совершенствоваться за границей. В 1895-1897 годах он проводил каждую зиму в Париже, работая в мастерской Фернана Кормона, изучая музеи и внимательно всматриваясь в творчество современных ему французских художников. Попытка поступить учиться к Пюви де Шаванну, которого Мусатов считал самым большим живописцем современности, окончилась неудачей, но работа у Кормона в общем удовлетворяла художника. Он нашел здесь творческую свободу и вместе с тем сознательную, строго продуманную и последовательную систему преподавания. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись.

Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Сам художник намекнул об этом, отметив однажды, что три наиболее почитаемых им учителя-пере-движник С.А. Коровин, «академист» П.П. Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон - служили одним и тем же принципам в преподавании искусства. Они передавали свойственное им умение владеть изобразительными средствами в воссоздании натуры, не навязывая ученикам своих эстетических воззрений и своей собственной художественной манеры. Школа - и русская, и французская - сыграла положительную роль в формировании мусатовского мастерства.

Однако еще большее значение для Борисова-Мусатова имело знакомство с передовым французским искусством конца XIX века, прежде всего тщательное изучение профессионального опыта импрессионистов. Борисов-Мусатов оценил и полюбил Моне, Писсарро, Ренуара и Моризо задолго до того времени, когда их влияние проникло в русскую художественную культуру. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики.

Интересы молодого художника обращались и к более поздним, уже постимпрессионистичес-ким течениям французского искусства, к таким мастерам, как Дени, Боннар, Вюйар и Руссель, которые входили тогда в группу «наби», своеобразно переработавшую традицию импрессионизма и объединившую ее с традициями декоративной живописи Гогена и Пюви де Шаванна.

Кончились годы учения, начались годы затворничества и напряженного труда. В жизни Муса-това не было уже никаких «событий», кроме картин и эскизов. С 1898 по 1903 год он жил в Саратове, лишь изредка приезжая в Москву.

Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Желая быть ближе к Москве, художник в конце 1903 года покинул Саратов и перебрался в Подольск, затем в Тарусу. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». 26 октября (ст. ст.) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста.

Жизнь художника, внешне столь однообразная, уединенная и небогатая событиями, отличалась, однако, необыкновенной внутренней интенсивностью. Одиночество его было наполнено неустанным трудом; дни проходили в работе над картинами и в постоянном, систематическом чтении. Но мир воображения казался художнику богаче и значительнее, чем обыденная будничная реальность. Сознательно отворачиваясь от окружавшей его провинциальной действительности, Борисов-Мусатов вел жизнь одинокого мечтателя. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения. Чтобы понять духовную атмосферу, в которой выросло искусство Борисова-Мусатова, следует заглянуть в его дневники и записные книжки, в перечни прочитанных им книг. Здесь встречаются имена Ницше и Метерлинка, неоромантиков и символистов; философия индивидуализма и пессимистическая поэзия конца XIX века наложили заметный отпечаток на мышление художника и творческую проблематику его произведений.

Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость. Даже в его ученических этюдах и первых самостоятельных композициях есть уверенное, совсем не ученическое мастерство и строго продуманная ясность в постановке и решении художественных задач.

Небольшая картина «Майские цветы» (1894, Государственная Третьяковская галерея), написанная двадцатичетырехлетним Борисовым-Мусатовым, вводит в атмосферу его первоначальных творческих исканий и, вместе с тем, делает понятными причины постоянных разногласий между молодым художником и его официальными руководителями.

В самом деле, все здесь противоречит школьным установкам - даже сюжет, который нельзя отнести ни к одной из сложившихся в XIX веке жанровых категорий. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Изображены две девочки с большим красным мячом, играющие в саду среди цветущих деревьев. Фигуры детей в их белых платьях не акцентированы, не выделены из пейзажа, а напротив, как бы слиты с ним и растворя-ются в общей декоративной гармонии цвета. Острые и меткие наблюдения, идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. Импрес-сионистски обобщая форму, высветляя цветовую гамму, стремясь передать не только яркость и гармонию красок, но и окутывающий их воздушный покров, Борисов-Мусатов как бы перекликается в своих исканиях с Константином Коровиным и молодым Серовым; он, однако, не повторяет их опытов, а идет независимым, вполне самостоятельным путем, в его работе отчетливо видна большая декоративность в решении бессюжетной картины, где элементы жанра и пейзажа сливаются в нерасторжимое целое.

В одной из тетрадей Борисова-Мусатова есть запись, красноречиво свидетельствующая о характере его интересов. Художник задумал «сделать опыт над женской головой в портрете на воздухе, не стесняясь яркостью красок. Все лицо будет голубое - яркое, лиловое, зеленое». Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма; таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа, или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея).

Наиболее значительным в ряду этих произведений является «Автопортрет с сестрой» (1898, Государственный Русский музей), изображающий художника и его сестру в саду, возле мраморного столика с лежащими на нем розами. В этой первой крупной работе Борисова-Мусатова не все последовательно и гармонично, но самые противоречия, которые можно заметить в картине, характерны для формирующегося творческого мировоззрения русского мастера.

Картина написана как бы в двух разных ключах, в двух не согласованных друг с другом художественных принципах. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане - то есть все декоративные элементы «Автопортрета» - решены в системе живописных приемов импрессионизма. Формы обобщены, контуры растворяются в цветовых пятнах, предметы показаны в световоздушной среде; колорит строится на тонко проработанных оттенках, раздельно положенных мазках дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Изображая себя самого и свою сестру, Борисов-Мусатов обратился к совершенно иному кругу художественных представлений и профессиона-льно-творческих приемов. Повернутое в профиль лицо женщины тщательно моделировано и вырисовывается отчетливым силуэтом, не свободным даже от графической жесткости; с такой же подчеркнутой пристальностью и детализацией написано и лицо самого художника. Борисов-Муса-тов стремился передать внутренний мир человека глубже, чем это доступно художественным средствам импрессионизма.

Таким образом, импрессионизм как исторически сложившееся творческое течение, с харак-терною для него обращенностью к окружающей действительности прежде всего к живой натуре, не стал для Борисова-Мусатова художественным мировоззрением, последовательным и цельным. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. Импрессионизм навсегда остался для русского живописца лишь известной совокупностью профессиональных приемов, лишь системой художественной формы, которую можно было противопоставить академическим школьным традициям. В последние годы жизни Борисов-Мусатов стремился преодолеть преобладающее влияние приемов импрессионизма, переработать их в соответствии со специфическими задачами своего творчества, но отпечаток импрессионистской техники отчетливо заметен далее в самых поздних его произведениях.

В конце 1890-х - начале 1900-х годов Борисов-Мусатов проводил каждое лето в «Слепцовке» и «Зубриловке» - старинных помещичьих усадьбах Саратовской губернии. «Зубриловка» представляла собой примечательный памятник русской усадебной архитектуры классицизма. Здесь художник нашел целый мир образов и сюжетных мотивов, в которых, наконец, воплотились его замыслы, до той поры еще неясные, не оформившиеся. Отныне творчество Борисова-Мусатова обрело свою собственную лирическую тему.

Между 1901 и 1904 годами он написал обширную серию картин, разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, но связанных между собой единством лирического мироощущения. Темы этих картин взяты из прошлого русской усадьбы, понятого, впрочем, подчеркнуто субъективно. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. В аллеях парка, у искусственных прудов и возле барского дома с колоннами мечтательно проходят стройные женщины в старинных нарядах.

Его героини возникают среди пейзажа, как бесплотные видения, как призраки минувших времен.

Одновременно с художниками «Мира искусства» (хотя, по-видимому, независимо от них) Борисов-Мусатов обратился к ретроспективной, как могло казаться, теме - к романтической идеализации старины. Художественная критика начала XX века воспринимала его как «последнего поэта последних дней усадебной культуры» и нередко сближала с Сомовым.

С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Это чуждая современности тематика произведений, ностальгия по утраченной красоте, элегическая поэзия опустевших старых усадеб и парков. Но при этом слишком очевидно и различие - в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства - по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Русская усадебная культура как историческое явление, в сущности, не была основной темой Борисова-Мусатова; она послужила лишь внешней оболочкой, в которой нашел выражение внутренний эмоциональный мир художника.

В отличие от большинства художников круга «Мира искусства», развивавших присущие модерну декоративные тенденции как в станковой живописи, так и в собственно декоративно-прикладных искусствах (книжное оформительство, мебель, скульптура, театральная декорация и костюм), декоративный стиль Борисова-Мусатова реализуется в основном в форме станковой кар-тины.

Среди станковых картин, написанных Борисовым-Мусатовым в 1901-1904 годах, трудно вы-делить какую-то одну, которая была бы центральной или наиболее характерной для мастера; произведения этого периода не уступают друг другу ни по степени эмоциональной напряженности, ни по уровню художественного качества. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея).

Их объединяет прежде всего отношение к сюжету. Ни в одной из картин нет каких-либо элементов повествования, нет и намека на «рассказ». Сюжет сведен лишь к мотиву. Сам художник назвал одну из своих работ «Мотивом без слов». Это название можно было бы отнести к любому из его поздних станковых произведений. Душевные переживания художника, вложенные им в живопись, раскрываются лишь средствами колорита, композиции и построения пространства.

Преобладающее значение имеет колорит. Борисов-Мусатов мыслит как живописец прежде всего категориями цвета, создавая на холсте изощренную гармонию пятен, топов и оттенков. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. В своих цветовых построениях художник идет уже не столько от натуры, сколько от декоративного замысла. Порывая с традицией импрессионизма, Борисов-Мусатов отказывается от масляных красок и работает теперь преимущественно темперой, с ее глубокими, несколько глухими тонами, а также пастелью и акварелью. В зависимости от эмоционального содержания картины, цвет становится то интенсивным и напряженно-ярким, то, напротив, приглушенным и блеклым. Но всегда, во всех своих колористических решениях, художник как бы подчеркивает, что жизнь, воссозданная им на холсте, призрачна, а не реальна.

Той же цели подчинены его пространственные построения. Стремясь сохранить и подчер-кнуть плоскость холста, чуждаясь иллюзионистической пространственности, Борисов-Мусатов избирает высокие горизонты и сближает пространственные планы. Но ощущение зыбкой, как бы призрачной дали, уходящей в глубину пейзажа, - ощущение, созданное средствами цвета и воздушной перспективы - неизменно присутствует в живописи Борисова-Мусатова. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Живописные массы и цветовые пятна уравновешены, хотя художник и не акцентирует нарочитой симметрии в расположении форм.

Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Линия горизонта отнесена далеко за верхнюю раму изобразительного кадра, так что плоскость земли с зеркалом водоема оказывается почти параллельной плоскости холста. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. При этом сама поверхность отражения неосязаема - водная гладь предполагается настолько спокойной и зеркально-прозрачной, что становится невидимой, и отражение в воде воспринимается наравне с реальными предметами. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, - своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. Живописный и композиционный строй картины воплощает в себе особый строй созерцания, подобный сновидению, где исчезают границы между кажущимся, отра-женным и явным. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе - непрерывностью композиционного развития, имеющего характер движения по кругу, и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Самостоятельную колористическую тему наряду с хроматическим цветовым рядом образует у Мусатова белое, белизна. Но белое в «Водоеме» - не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом».

Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Формы видимого мира на этой шероховатой поверхности как бы дематериализуются, теряют определенность очертаний, кажутся сотканными из единой субстанции. Мир предстает перед зрителем преображенным в некую страну воспоминаний, где все разобщенное во времени и пространстве пребывает вместе и одновременно, все действительно соткано из одного материала - памяти, и нет ничего мертвого, неодухотворенного. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. Важно, однако, то, что сама по себе иллюзия одухотворения предмет-ных, природных форм у Мусатова не содержит в себе никаких мистико-фантастических вкрапле-ний, ничего привнесенного сверх того, чем может обмануться глаз в реально наблюдаемой приро-де. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. Основным инструментом поэтического преображения в его произведениях является сама живопись. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» - «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.

Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей.

Первые эскизы, выполненные для московского Центрального управления трамваев, с обусловленным заказчиками обязательным «изображением электричества», не очень характерны для художника. Более значителен второй цикл, состоящий из четырех акварелей: «Весенняя сказка», «Летняя мелодии», «Осенний вечер» и «Сон божества» (1904-1905, все в Государственной Третья-ковской галерее), сделанных по заказу частного лица.

По содержанию и эмоциональной настроенности, а также по характеру творческих приемов эти акварели тесно примыкают с описанной серии картин. Есть, однако же, грань, отделяющая эскизы росписей от станковых произведений художника. Изобразительный язык акварелей становится лаконичнее, острее подчеркнута ритмическая структура композиции, смелее и решительней обобщены живописные массы, а форма подчас превращается в декоративный, почти орнаменталь-ный арабеск.

Характерные качества монументально-декоративной живописи Борисова-Мусатова выступают в картине «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-1904, Государственная Третьяковская галерея) и с особенной наглядностью его последней предсмертной работе - акварельном эскизе картины «Реквием» (1905, Государственная Третьяковская галерея).

Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. На переднем плане изображена вереница женских фигур, а в глубине видны купы деревьев и ступени мраморной лестницы, ведущей к высокому белому дворцу. Но здесь нет и той бессюжетности, о которой шла речь в связи со станковыми картинами, и нет прежнего безразличия к индивидуальной характерис-тике персонажей. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием», и придает ей особенную одухотворенность. Она как бы связывает воедино две группы фигур, заполняющих передний план эскиза, и ведет их за собой. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу.

Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника - пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее).

В них можно видеть начало какой-то новой фазы развития мастера - фазы не осуществившей-ся, которую безвременно оборвала смерть. Не утрачивая ничего из прежних достижений своего искусства, сохраняя и заостряя изысканную гармонию колорита и монументальное обобщение формы, Борисов-Мусатов вновь обращается к впечатлениям непосредственно воспринимаемой натуры и достигает большой силы творческого выражения. В последний год своей жизни он создал образцы чистой пейзажной лирики, свободной от ретроспективной темы и символистских иносказаний.

Творчество Борисова-Мусатова, развивавшееся в стороне от основных течений русского искусства конца XIX - начала XX веков, не было, вместе с тем, изолировано от своей эпохи. Художественный опыт Борисова-Мусатова таил в себе возможности дальнейшего развития. Он был воспринят и развит группой московских живописцев, выступивших в 1907 году на выставке под символическим названием «Голубая роза» .