Художественный союз тутунджан и баскакова. Тутунджан джанна таджатовна. «Пришвартовались к нашему берегу»


Джанна Таджатовна Тутунджан родилась в Сивцевом Вражке на Арбате в Москве 22 сентября 1931 года. По материнской линии она из семьи потомственных московских дворян. По отцовской линии связана с армянскими корнями, но в самой Армении была всего один раз, в 1955 году.

Еще в военном 1944 году Тутунджан начала учиться в Московской средней художественной школе, которая долгое время находилась в Лаврушинском переулке, как раз напротив Третьяковской галереи. В 1959 году она закончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

В 1952 году Джанна впервые приехала на вологодскую землю, и с 1959 года осталась жить и работать в Вологде навсегда. Ее привез на Север муж, художник-живописец Николай Баскаков. В одном из своих интервью Тутунджан отмечала: «Муж - вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе, в Суриковском институте. Правда, в разное время. От него я услышала первые рассказы о Вологде. Он первым познакомил и поводил меня по этой земле. Научил всегда делать то, к чему лежит душа».

В 1969 году в Вологде прошла первая персональная выставка живописи и графики Тутунджан. Работы Тутунджан 1960-х годов стали смелым открытием нового героя и необычной стилистики художественного языка.

Тутунджан привела и утвердила в изобразительном искусстве Вологодчины своего главного и излюбленного героя: простого по жизни и совсем не простого по душе деревенского жителя. В 1969 году появилась ее центральная картина тех лет - «Незабудки». В деревне Сергиевской Тарногского района была выполнена первая серия большеформатных рисунков фломастером и тушью с очень емкими, прямо говорящими названиями: «Сама себе хозяйка», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «День Победы», «Сын сына», «Старая прялка - долгие песни», «Расскажи мне, братыня».

Начиная с 1981 года, каждые десять лет в Вологде проходили персональные выставки новых произведений Тутунджан, которые вызывали всеобщий интерес. Сначала всех удивили и заставили о многом задуматься ее картины-символы о волновавших проблемах жизни деревни и современного общества: «Расставание», «Птичий рынок», «Корень рода», «Последний конь».

Подлинным открытием стала серия рисунков Тутунджан «Диалоги. По правде, по совести». Выделяя свою новую творческую задачу, она подмечала: «Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые, по моим понятиям, представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

В 1980-е и 1990-е годы в живописи Тутунджан появились масштабные картины-притчи, в которых она стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и очень непростые историко-культурные явления меняющейся жизни: «Черный ворон», «Пожар», «Вольному – воля». В картинной галерее проводились выставки-презентации этих картин, которые становились важными общественными событиями тех перестроечных лет.

В 1972 году Джанне Тутунджан было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Более чем через тридцать лет, в феврале 2004 года она была удостоена почетного звания народного художника России, кем уже давно являлась у верных почитателей.

Творчеством Тутунджан восхищаются поклонники не только в России, но и за рубежом.

Джанна Таджатовна Тутунджан - народная художница России, член-корреспондент Российской академии художеств - является одной из самых талантливых российских художниц, живших и творивших на вологодской земле.

Родилась художница в Москве 22 сентября 1931 г. По материнской линии она происходит из семьи потомственных московских дворян. По отцовской линии имеет армянские корни, но в самой Армении, как отмечала сама Джанна в интервью, была всего один раз, в 1955 году.

Ее детство проходило в нелегкое для страны время, когда весь мир боролся с фашизмом. Девочка поступила в одну из средних художественных школ Москвы в 1944 году. Долгое время школа находилась напротив Третьяковской галереи, что вполне могло способствовать развитию творческих способностей Джанны. После окончания школы юная художница поступила в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

Тутунджан училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, а темой ее дипломной работы стал монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики. В 1959 году она окончила ВУЗ, вышла замуж за художника-живописца Николая Владимировича Баскакова и вместе с ним уехала в Вологду, которую впоследствии стала считать своей малой родиной.

В одном из своих интервью Джанна рассказывала про знакомство с будущим супругом: «Муж - вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе, в Суриковском институте. Правда, это было в разное время. Именно от него я услышала интересные рассказы о Вологде. Он первый, кто познакомил и поводил меня по этой земле. Я благодарна ему за все, особенно за то, что научил всегда делать то, к чему лежит душа».

В одной из поездок по области эта творческая супружеская пара нашла себе укромное место на берегу Сухоны в деревне Сергиевской, затерянной в лесах Тарногского района. Именно это место и дало толчок в развитии творчества этой замечательной художницы.

Она много трудилась, писала картины, общалась с людьми, наслаждалась пейзажами вологодской глубинки. Постепенно начали появляться ее первые этюды, наполненные мудрыми размышлениями, философскими мыслями, огромной любовью к Родине.

Джанна Тутунджан одна из немногих русских художниц, кто так емко и глубоко изобразил судьбу русского крестьянства. Ее по праву можно назвать художником-монументалистом. В ней соединилась человеческая сердечная чуткость с безграничным талантом.

Уже в 1969 году в областной столице прошла ее первая персональная выставка живописи и графики. Ее работы стали смелым открытием в области художественного стиля. Тогда она и произвела огромное впечатление на любителей живописного искусства.

В своем творчестве Джанна не изображала знаменитых людей, ее картины не наполнены пафосом. Наоборот, она показывала жизнь обычного крестьянина, простого человека по жизни, но сложного в душе, со своими внутренними переживаниям и радостями. Тутунджан показывала жизнь такой, какая она есть на самом деле, без прикрас. Центральная картина этого периода творчества художницы - «Незабудки».

В это время был выполнен целый ряд большеформатных работ при помощи фломастеров и туши. Названия этих картин очень ярки и лаконичны: «Сама себе хозяйка», «День Победы», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «Сын сына», «Вечный перезвон» и другие.

Популярность Тутунджан возрастала с каждым днем. Ее имя знали уже не только в Вологде, но и за ее пределами. С 1981 каждые десять лет проводились ее персональные выставки, которые собирали огромное количество любителей творчества художницы.

Ее работы выполнены так, чтобы зритель, смотрящий на картину, задумывался над вечными вопросами, волнующими человечество на протяжении многих тысяч лет. Очень часто в своих работах Джанна использовала образы-символы, которые отражали проблемы жизни деревни и современного общества: «Расставание», «Птичий рынок», «Корень рода», «Последний конь».

Как отмечала сама Джанна, главная цель ее картин - представление народного духа русского человека. Поэтому вологодские поэты и писатели- «деревенщики» высоко оценили творчество художницы, увидели в ней родную душу.

Тутунджан любила писать портреты, выполненные крупным планом: женские лица, изборожденные морщинами, детей, занимающихся домашними делами, мужчин, трудящихся на полях или же просто играющих на музыкальных инструментах.

Для смыслового обогащения своих работ Джанна вводила текстовые дополнения. Это и стало своеобразной изюминкой художницы. Она умело использовала текст как элемент изображения. Появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», которые до сих пор поражают зрителей красотой деревенской жизни, яркостью народного фольклора.

Очень часто Джанну спрашивали, что ей ближе в творчестве, живопись или графика, на что Тутунджан отвечала: «Графика – мои корни, живопись – крона». В своих картинах художница использовала мягкие, теплые цвета, однако иногда они имели вызывающие яркие оттенки. Например, в одном случае красный свет напоминал о свете родного очага, а в другом - яркое пламя пожара, уничтожавшего все вокруг. Но вместе с этим в ее картинах красной нитью проходит связь с натурой.

Как отмечают многие критики, Джанна писала для современных людей о современной жизни. Практически каждая картина художницы по глубине замысла и лаконизму выразительной формы относится к социальному жанру, где частный мотив превращается в обобщенный образ-символ: «Незабудки» , «Гори ясно», «Пожар», «Вольному – воля» и «Берегиня». Эти этюды относятся к одной теме, хотя и созданы в разные временные промежутки, разделены по десятилетиям. Можно сказать, что художница нуждалась в продолжении диалога со зрителем на ту или иную тему, волнующую как ее саму, так и человечество в целом.

Без сомнения, самые животрепещущие вопросы были представлены в цикле «деревенских» работ Тутунджан. Ее герои пережили войны и революции, но при этом не растеряли самого главного – веры и надежды в лучшее. Именно они, крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются корнем человеческого рода, его надеждой и опорой. Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и родной земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не пугающаяся взять на себя роль оберега для них.

Джанна переживала за судьбу крестьянства, она видела, как разоряются целые деревни, когда их жители уезжают в города на заработки. Поэтому, как и писатели-деревенщики, в своих работах она обращалась к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

В своих живописных произведениях Тутунджан использовала яркие и выразительные художественные средства, которые и сейчас невольно отсылают нашу память к русской иконописи. Многие исследователи называли часть ее монументальных работ «фресковым», да и сама Тутунджан использовала в них притчу как основную сюжетную канву. Ее деревенских героев часто можно сравнить со средневековыми святыми и мучениками. Однако, в отличие от притчевых легендарных героев, Джанна изображала реально живущих на земле людей. Даже названиями своих картин она пыталась разбудить нашу национальную память: «Несущий свой крест», «Матушка царица небесная», «Троица», «Всевидящее око» и другие работы.

В картинах, выполненных в жанре портрета, она проповедовала и утверждала идеал духовной красоты и чистоты, духовное богатство. Именно потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а мягкий цвет и изобразительные детали помогают раскрыть то, что художница считала самым важным - преданность и увлеченность любимым делом.

Тутунджан считала, что «мир создан прекрасным и грозным», «и жизнь ткет свой холст и страдания и радости...». Именно так поэтически выразила художница свое понимание мира. Она стремилась постичь все закономерности этой жизни: красоты и безобразия, человечности и жестокости, ее бесконечности и ограниченности. Будучи глубоко правдивым художником и искренним человеком Джанна всегда разделяла понятия «Добра» и «Зла» как в жизни, так и в своем творчестве. Для нее никогда не существовало полуправды.

Над своими работами Тутунджан работала до конца своих дней. Так красной нитью через всю жизнь прошел ее знаменитый цикл «Разговоры по правде, по совести». Именно он наиболее точно показывает особенности стиля художницы: помимо портретов, которые Джанна писала с натуры, в картинах вводился текстовой элемент с записями того, что рассказывали ей люди, изображенные на полотнах. Сама художница про данный цикл говорила так: «Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые, по моим понятиям, представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

В 1980-е и 1990-е годы в живописи Тутунджан появились масштабные картины-притчи. В них художница стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и довольно непростые историко-культурные явления, возникшие в то, стремительно меняющееся, время: «Черный ворон», «Пожар», «Вольному – воля». Очень часто в картинной галерее областной столицы проводились выставки-презентации этих картин, ставших важными общественными событиями тех перестроечных лет.

В 1972 году Джанне Тутунджан было присвоено звание заслуженного художника РСФСР за свои монументальные работы, поражавшие ценителей искусства. А более чем через тридцать лет, в феврале 2004 года художница удостоилась почетного звания народного художника России, хотя уже давно носила этот статус у верных почитателей ее творчества.

Многие критики отмечали, что особенность ее работ заключается в том, что «Джанна никогда не была сторонним наблюдателем, ведь все в её искусстве кричит, стонет, исповедуется, даже сама земля рассказывает о себе. Кроме того, обретают голос эти полные достоинства иконописные старухи, милые крестьянские дети, уставшие, потрепанные жизнью мужики. Она – их представительница, их голос, именно их, а не свое «самовыражение». Но в тоже время творчество художницы – резкое, жесткое, требовательное, иногда смущающее своей аскетичной простотой, горячее, страстное, скромное до самоотвержения, лишенное какого бы то ни было эгоизма – это она сама.

Её искусство – это её судьба, судьба девочки с Арбата, с горячей армянской кровью своих предков со стороны отца и интеллигентским аристократизмом москвичей со стороны матери».

Джанна Таджатовна Тутунджан умерла 23 февраля 2011 года в Вологде, но она всегда будет жить в своих картинах, наставляя зрителей на путь доброты, самоотверженности, истинной красоты.

Ведь неслучайно выставки Джанны Таджатовны, как и при ее жизни, собирают самую большую аудиторию. «С творчеством Тутунджан я познакомился у друга, когда тот писал про нее работу. Я посмотрел ее картины, и они увлекли меня. Так как мне очень нравится русская деревня, ее творчество оказалось очень близким для меня. Ее работы – это маленькие дети или старички и старушки»,- поделился с нами своими мыслями поклонник творчества художницы, Алексей Нечаев.

Феномен популярности этой художницы не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим как в провинции, так и в столице, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры.

Ангелина Вишневская

Работы известной художницы представлены на новой выставке, открывшейся в Ярославском художественном музее.

Произведения, составившие экспозицию, – часть собрания Вологодской областной картинной галереи. Отраженный в этих работах самобытный северный край стал для Джанны Тутунджан местом, где она нашла и свою тему, и свой стиль в искусстве…

Потомственная москвичка, родом из аристократической семьи, в которой соединились русская и армянская кровь, она уехала вслед за мужем, художником Николаем Баскаковым, на его родину – в Вологодскую область. И навсегда влюбилась в край озер и рек! Край, в котором живут суровые, но надеж­ные и добрые люди, скромные и мудрые, сохраняющие способность радоваться жизни, сколь тяжелой бы она ни была. Здесь, в деревне Сергиевская на берегу Сухоны, был куплен дом, где семья художников прожила всю жизнь.

Деревенские жители стали главными героями произведений Джанны Тутунджан. И несмотря на монументальность полотен – а художнице присущ именно такой стиль в живописи – в каждом портрете видишь что-то очень родное, знакомое, но как будто позабытое с годами. Чем дальше погружаешься в этот мир, тем больше память возвращает тебе собственное прошлое. Вот старенькая женщина в платочке смотрит на облака через окно иллюминатора и восклицает про себя: «Матушка, Царица Небесная!» – наверное, так же много лет тому назад замирала от страха и восхищения твоя бабушка, которая летела к тебе погостить из далекого, отделенного несколькими часовыми поясами, края. А вон в той избе с картины «Корень рода» фотографии родственников на стенах – так раньше было и в домах твоих прадедов, где снимки оформляли в рамы, как картины, а теперь традиция жить вот так, ежедневно всматриваясь в портреты близких, ушла…

Художница говорила: «мир создан прекрасным и грозным», «жизнь ткет свой холст и страдания и радости...». Именно так она и отразила действительность – с ее наполненностью светом и болью, красотой и безобразием, добром и жестокостью. Не сочиняя никакой «святой Руси».

Многие образы Джанна Тутунджан запечатлела в графике, которой занималась на протяжении всего своего творчества. Порой делала легкие наброски с едва намеченными контурами лиц, порой довольно подробно прорисовывала каждую деталь. Постепенно сформировался тип ее рисунка одной широкой линией, силуэтом выде­лявшей фигуру на листе.

Графика представлена на выставке только в цифровом виде, к сожалению. Но обаяние рисунков пробивается даже через экран монитора – с этими удивительно красивыми лицами, с пронзительными высказываниями персонажей, с трогательным юмором порой («Чево хорошево – дак пома лу, а плохово – дак с ле шево!»). Монологи и беседы изобра­жаемых ею людей Тутунджан стала записывать прямо на рисунках, начав работу над большой графической серией диалогов «По правде, по совести». В этом цикле художнице удалось не просто зафиксировать манеру речи, говор, характерные словечки своих любимых героев. Соединив в одном пространстве графику и слово, Джанна Тутунджан отразила особый взгляд, особую философию людей, которые живут с каким-то глубинным пониманием смыслов, с очень простым и мудрым отношением к миру.

Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Джанна Таджатовна Тутунджан родилась и выросла в Москве, но, как художник, состоялась на Вологодчине, куда приехала в 1959 году, закончив графический факультет МГХИ имени В. И. Сурикова. Знания, полученные в институте, высокий профессионализм и талант позволили ей естественным образом влиться в творческий союз вологодских художников, куда входили такие известные мастера, как Николай Баскаков, Владимир Корбаков, Владислав Сергеев, Анатолий Наговицын, Евгений Соколов, Алексей Щепёлкин, Генриетта и Николай Бурмагины.

Становление Д. Т. Тутунджан, как самостоятельного художника со своим мировоззрением и принципами в искусстве, начинается в 1960-е годы. Переезд в Вологду, знакомство с северной землей, многовековой самобытной культурой русского Севера вдохновляют её на поиски собственного пути. Знания, полученные Тутунджан в мастерской преподавателей графического факультета МГХИ имени Сурикова М. М. Черемныха и Н. А. Пономарёва, суриковская школа рисунка, традиции московской академической школы формируют основу её художественного метода. Но стремление к монументальности, внутренняя тяга к большим плоскостям и пространствам направляют искания молодой художницы по особому руслу. Принципы фресковой живописи, адаптированные к изобразительному полю бумаги или холста, постепенно становятся одной из отличительных черт её творчества.

Стилистические особенности произведений Д. Т. Тутунджан во многом определяются авторской позицией в искусстве. Как и многие художники, она следует тенденциям своего времени. Но, обращаясь к основам соцреализма, Тутунджан пропускает их через призму собственного мировоззрения, благодаря чему её художественный мир практически сразу начинает восприниматься как особое пространство, построенное на правде, искренности и любви. Эти основы уходят корнями в самое сердце художника и остаются неизменны на протяжении всего творческого пути.

Жизненная позиция и позиция в искусстве у Тутунджан практически неразделимы. Эта редкая внутренняя цельность человека и художника подтверждается не только творческими работами, но и многочисленными публикациями, в которых она никогда не изменяет себе. «Я родилась и живу на Земле, и мне не всё равно, какая она и что с ней будет», - говорит художница. «Искусство должно делать так, чтоб народ не только пел, но еще и выстоял в трудное время, чтобы народ был сильным и таким светлым, как ему предназначено быть. И если жить на свете, то надо жить, жить, как душа велит». Свою главную задачу Тутунджан видит в том, чтобы максимально искренно и достоверно передать самую сокровенную сущность души русского человека, «выразить своё время, свой народ…не „себя‟, не свою „индивидуальность‟, а именно - дух своей земли». «Больше всего мне интересна именно „душа‟ - мира, времени, состояния природы, целого народа или одного человека…». Как художнику, ей, в первую очередь, важно увидеть и услышать то, что, по её словам, является тем самым «стержнем жизни», «вечным ультразвуком прошлого», который, проходя через настоящее, укрепит будущее.

Соединение жизненного и творческого пути на уровне принципов и убеждений определило ещё одну особенность стиля Тутунджан. Для неё живопись и графика представляют единое целое. «Для меня это неделимо. Я - художник» - говорит она. И ещё: «…Я чувствую себя деревом: графика - мои корни, живопись - моя крона…».

По словам И. Б. Балашовой, Д. Т. Тутунджан «часто говорила друзьям, что шла путём своего кумира, выдающегося российского художника В. Е. Попкова», с которым она вполне могла быть знакома лично. Это не удивительно. Ведь Виктор Ефимович Попков был одним из тех, кто шёл впереди, прокладывая дорогу для позади идущих. Но в случае с Тутунджан это не было банальным подражанием. Скорее всего, перед нами единомыслие учителя и ученика. Как пишет Е Кибрик, для Попкова «никогда не была самоцелью форма его живописи… Он напоминал… человека, до предела охваченного образом, идеей, замыслом, возникшими в его воображении и требующими немедленного воплощения». Его «страстное стремление узнать жизнь, понять её, понять себя, свое место в жизни и удивительная искренность и честность, безбоязненность и прямота явно импонировали художнице. На наш взгляд, позиция Попкова в искусстве не просто укрепила Тутунджан в её собственных убеждениях, а помогла конкретизировать цели её творческого пути.

Творческое наследие Джанны Таджатовны Тутунджан, составляющее более шестисот живописных и графических произведений, необходимо продолжать изучать и знакомить с ним современного зрителя. Мы твёрдо убеждены в том, что и графика, и живопись Джанны Таджатовны Тутунджан, обладая высокой художественной и исторической ценностью, являются феноменом в отечественной культуре и должны занять достойное место среди памятников русского изобразительного искусства второй половины XX века.

Ю. Шелкова.

Молодая. 1967.

_______

Незабудки. 1969.

Гори ясно. 1976.

________________________________________________________

Последний конь. 1977.

_________________________________________________________

Гета. Памяти Г. Н. Бурмагиной. 1990.

Воронёнок. 1995.

_________________________________________________________

Плетея. 1964.

________________________________________________________

Не космос погодой правит. 1984. Цикл «Разговоры по правде, по совести»

_______________________________________________________________

«Расскажи про любовь…» 1990. Цикл «Разговоры по правде, по совести».

__________________________________________________________________

«Робята! Я ведь не солнце…» 1991. Цикл «Разговоры по правде, по совести». __________________________________________________________________

Рисунок к «Автопортрету». 1970.

=================================================================================

Тутунджан Джанна Таджатовна (22.09.1931 - 23.02.2011) - график, живописец. Родилась в Москве. Народный художник России с 2004, член-корреспондент РАХ с 2007. Лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2007. Постоянно жила и работала в Вологде с 1959. Училась в МГХИ им. В. И. Сурикова (1953 - 1959). Член Союза художников России с 1965. Участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок с 1959. Персональные выставки живописи и графики: Вологда (1969, 1981, 1991, 2001, 2005, 2006, 2011), Москва (1983, 2003, 2011), Ленинград (1983), Великий Новгород (2009), Данилов Ярославской области (2008), музеи Вологодской области (2000-е). Произведения художника находятся в коллекциях ВОКГ, ВГИАХМЗ, КБИАХМЗ, ЧерМО, НП "Галерея Красный Мост" (Вологда), в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных собраниях России. Литература : альманах "Художники Вологодской области XX века". Вологда, 2007. 320 с.; С. 274; Выдающиеся вологжане: Биографические очерки. Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. 568 с.; С. 524 - 527; Николай Баскаков. Джанна Тутунджан. Родники нашего берега. Вологда: ООО ПФ "Полиграф-периодика", 2014. 48 с.; С. 27; Джанна Таджатовна Тутунджан. Выставка живописи и графики, посвященная 80-летию со дня рождения художника. Каталог-альбом. Авт.-сост. И. Б. Балашова, научн. ред. В. В. Воропанов. Вологда, Полиграф-книга, 2011. - 136 с.; С. 112, с. 126-129.

Фамилия Тутунджан мне, вологодскому мальчишке, казалась особенно северной, а Джанна - именем какого-то тихого народа, таящегося по берегам бездонных лесных озер. Помню, как был удивлен, узнав, что имя и фамилия художницы исконно армянские.

Любимое окно

И в непогоду светит.

Чудесное. Оно -

Дороже всех на свете.

Счастливое окно.

Его заколотили.

Не думай, что к тебе

Пути мы позабыли.

Поверь - и полетит

К заветному дорога!

И снова буду я

У милого порога...

Джанна Тутунджан

А я ведь помню это окно...

Стояло лето в зените, грозовые тучи густо синели над лесом, а наш газик то нырял в овражки, то натужно скрипел в гору, то летел с горы, поднимая облака пыли. Так двадцать лет назад я на полном ходу влетел, пугая кур, в деревню Сергиевскую, в гости к художнице Джанне Тутунджан.

Я рос в Вологде и на выставки Тутунджан в картинную галерею ходил вместе с дедушкой. Дедушка с умилением находил в ее картинах свое деревенское детство, а я полюбил веселые чистые краски Тутунджан, ее просторы, снега и небо - все звонкое, как ее имя - Джанна.

Она переехала в Вологду из Москвы в 1961 году - вслед за мужем-художником Николаем Баскаковым.

...От двух корней моя основа:

Растила бабушка Снежкова,

А та, кем мне отец был дан,

Теплей и жарче всех южан...

Мороз и Солнце, как две силы -

Армения и ты, Россия.

А родилась я на Арбате,

И Сивцев Вражек - колыбель...

Вскоре Николай и Джанна купили домик на окраине деревни Сергиевской, куда приплыли по Сухоне на... самодельном плоту.

Про такие места, как Сергиевская, у нас привыкли говорить "глухая деревня", того не замечая, что глуше самых дальних деревушек у нас города. И чем больше город, тем он глуше, неотзывчивее на людское горе.

Как встретили Джанну в деревне, вспоминает Декабрина Шалашова (в письме к вологодской журналистке Н. Веселовой): "Прошел слух по деревне - художница к нам приезжает, летом жить будет, рисовать людей наших, дома. В большую перемену бегали всей школой смотреть на нее, как на диковинку. Незнакомых людей мало тогда в деревне бывало, не только телевизоров не было, радио не в каждой избе услышишь. К нам как-то фотограф в школу пришел, так мы его чуть не затоптали! А тут - художница, да еще с нерусской фамилией - как не посмотреть!..

А когда Тутунджан стала делать с меня первые наброски к картине "Молодая", я ей говорю: "Вот все художники красивых рисуют, а я вроде бы некрасивая, почему вы меня выбрали?" - "Ты еще не знаешь, какая ты красивая!" - улыбнувшись, ответила она мне...

И вот уже полвека как южное имя Джанны (а кличут ее многие Жданочкой) в Сергиевской так же привычно слуху, как местные названия: Шевденицы, Хавденицы, Тюреберь, Мадовицы...

"Самое любимое состояние: зимой жить одной на краю деревни, - рассказывает Джанна Таджатовна. - Днем пишу снега и людей. А вечером, когда истоплю свою печку, пойду вдоль верхнего или нижнего посада. И без стука открою любую дверь. И меня обдаст избяным теплом... И я буду рисовать и слушать, как пить, эту жизнь! И она будет проходить сквозь меня... А нагостившись, я пойду к себе, хмельная от счастья, общения с чем-то главным, неподдельным, высказанным живыми словами..."

Вот и в стихах Джанны все слова живые, родные.

Синица - синь.

Синица - сень.

Назавтра будет

Ясный день.

Назавтра будет синий март.

И снова солнышко -

В азарт!

И снова будет

Таять снег.

Придет опять

Тепло для всех.

Опять закапает капель,

За ней появится апрель.

И снова побегут ручьи.

В них уплывут, как бы ничьи,

Все мои горести и беды.

И доживу я до Победы...

Выставка произведений народного художника России Джанны Тутунджан открылась в Москве в художественной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Продлится выставка до конца апреля.