Художественно прикладное искусство в доу. О декоративно-прикладной деятельности в детском саду

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Описание материала:
Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.
Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель:
- донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.
Задачи:
- Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;
- Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский.


В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.


Но наша задача во чтобы , то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.


Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.


Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.


Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Организация непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной тематике строится в два этапа:
Знакомство с народным промыслом
Обучение приемам лепки и рисования
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством.
Обучение детей начинаем с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей колоритностью, ни с чем несравнимой красотой, самобытностью исполнения. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к вятской игрушке, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия.
При знакомстве детей с дымковской игрушкой ставим перед собой следующие задачи:
Познакомить с дымковской игрушкой и сформировать любознательность к этому виду народного творчества.
Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству через лепку и расписывание дымковской игрушки.
Сформировать знания об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе.
Развить у детей эстетический вкус, формирование самостоятельности и творческих способностей.
Осуществлять патриотическое воспитание через изучение национального наследия.
Для решения этих задач, используем следующие методические приемы:
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности.
Работа с родителями.

В начале непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с дымковской игрушкой, рассматривают изделия, красочные иллюстрации. Дети с огромным интересом слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании дымковских игрушек с детьми, обращаем внимание на особенности дымковской росписи, на умение выражать свои впечатления от восприятия этих игрушек, подчеркнуть яркость и разнообразие цветов дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Таким образом, достигается цель – приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи. Ребята учатся рисовать некоторые элементы данной росписи: прямую линию (держа кисть вертикально от листа бумаги) и точку (тычком).
Это вызывает интерес к дымковской игрушке и чувство радости от первых эскизов.
В дальнейшей непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с новыми элементами – волнистая линия, круги, клетки, зерновидные формы а также закрепляют цветовую гамму. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи на бумаге, мы их прорисовываем в воздухе.
Не все дети справляются с заданиями. Поэтому я провожу индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования новых элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую использовали дымковские мастера. Во время проведения индивидуальной работы учитываю возможности и способности каждого ребенка.
Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на специфичность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.
Дидактическая игра «Картинки – близнецы»
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Дидактическая игра «Декоративная мозаика»
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Задачи: закреплять знания детей о «дымке», учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Найди аналогичный узор на готовом изделии»
Задачи: учить сравнивать картинки с отдельными дымковскими узорами и готовые глиняные игрушки, находить одинаковые элементы, развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без моей помощи учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.
На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, приглашала их на открытые занятия с целью показать родителям успехи их детей в освоении лепки и росписи дымковской игрушки. В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков у детей средней группы
по народному декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка.
Основные критерии:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму для дымковской росписи;
Знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются;
(простые элементы: точка-горошина, прямая линия, круг; сложные элементы: клеточка, дуга, волнистая линия, зерновидные формы).
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок украшает полностью всю глиняную заготовку, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
Ребенок украшает лишь переднюю часть фигуры;
Скученное изображение, сгруппированное в одной из частей фигуры.
5. Уровень самостоятельности выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу, дополняя изображение подходящими элементами;
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
Высокий уровень.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму для дымковской росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит и украшает полностью всю фигуру; используя простые и сложные элементы дымковской росписи; может самостоятельно выполнить работу, дополнить изображение подходящими элементами.
Выше среднего.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к дымковской игрушке, называет не все цвета дымковской росписи (не менее 5), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; украшает часть плоскостного силуэта, создает скученное изображение. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к дымковской игрушке, не знает цветовую гамму для дымковской игрушки (может назвать 2-3 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Я назвала свой проект «Цветное чудо», потому что на глазах детей действительно рождается чудо. Из бесформенной, нелепой глиняной массы, имеющей специфический цвет и даже запах, мы, подобно древним мастерам, создаём прекрасную игрушку, жизнерадостную по колориту, живую и динамическую по рисунку, пленяющую и очаровывающую детей, отвечающую их эстетическим чувствам.
В результате непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматривание иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Всё это будет способствовать развитию их творческих способностей. Непосредственно – образовательная деятельность и дидактические игры по дымковской росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Так как мы живём в России, детей необходимо знакомить с народным искусством русского народа.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Прекрасные образцы дымковского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества русского народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Дальнейшее изучение декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе позволит детям выработать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов дымковского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Дети закрепляют способы рисования дымковских узоров: круги различного диаметра, зерновидные формы, клетки, полоски, волнообразные мотивы. Ребята знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на глиняных заготовках.

Для индивидуальной работы можно использовать следующие дидактические игры:
«Найди лишний орнамент», цель игры: закрепить знания детей элементов дымковского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.
«Составь узор из частей», цель: научить детей действиям синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов дымковского орнамента, развивать творчество и воображение.
«Дорисуй нужный элемент», цель: закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
«Найди дымковскую игрушку на картинке», цель: закрепить знания детей о дымковских игрушках (барыня, козлик, конь с седоком, карусель и другие).
«Что символизируют цвета в дымковских игрушках?», цель: закрепить знания детей о символике цветов дымковских узоров и учить связывать их с природой.
Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся сочетать различные виды дымковских узоров. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается лексикон дошкольников.
В подготовительной к школе группе у детей необходимо воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дошкольники учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи дымковского орнамента. Развивается декоративное творчество детей на основе усвоения русского народно - прикладного искусства. Дети составляют более сложные узоры на бумажных и глиняных заготовках на основе наглядных образцов дымковской игрушки.
В процессе приобщения детей средней группы к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:
Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
В процессе углубленного изучения народно-прикладного творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки, его символичном значении, связи с окружающей природой.
Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию: глиняные игрушки похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.
Таким образом, можно заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т.е. под руками - это дерево, глина, кость и т.д.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки.

Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.

Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку,их не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников. Показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

Развиваются композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;также развиваются умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

Находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагога осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Дикоротивно - прикладное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей .

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях :

Для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

Специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

Для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.) . Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол,пиала…)

В месте с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Как же нужно знакомить детейс декоративно - прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов) ;

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.

Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Надо подчеркивать, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Для приобщения детей к народно-прикладному искусству татарского народа, у нас в группе создан уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, тюбетейки, полотенца, посуду. В младших группах учим детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.

Татарская народная культура существует издревле и сегодня тоже украшает нашу жизнь. Я верю, что наши народные искусства расцветёт и в будущим, а среди творческих людей этой области появятся и наши воспитанники.

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»

Тема:Декоративно-прикладное искусство в детском саду .

Тимергалиева Фанзия Ахкамутдиновна,

воспитатель МБДОУ- Большенырсинский детский сад


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».

П роект

« Народные промыслы »

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы 5-6 лет №8.

Срок реализации: ноябрь 2016года май 2017 года.

Выполнил а : Иванова М.К.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;

- р азвивать художественно-творческие способности у детей;

- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:

Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

Работа с родителями;

- совместные работы с детьми;

Консультаци и для родителей;

Беседы;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;

Открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

Организация развивающей среды;

Организация образовательного процесса:

    в совместной образовательной деятельности;

    организация самостоятельной деятельности детей;

    взаимодействие с родителями.

Выбор содержания:

    изготовление поделок из соленого теста;

    рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

Беседы;

Чтение познавательной литературы.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)

3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории России.

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)

1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)

2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.

Январь

1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)

Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)

2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

Март

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Задачи:развивать устную речь.

1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Апрель

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Задачи:

Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.

2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)

Задачи:

Воспитавать интерес к изобразительному искусству.

Май

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Задачи:

Закрепить знания о народных промыслах.

Ожидаемые результаты

- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

- у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Консультаци и для родителей.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.

Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.

Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?

Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?

Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".

Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.

Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.

Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.

Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.


2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…

5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.

6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.

7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Познавательное развитие

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.

Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Литература

-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» М. 2009г.

-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014

- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014

- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.

- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.

-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.

-Весёлый самоделкин. М. 1995г.

-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.