Художественная культура первой половины XIX века. Конспект урока "Художественная культура России в первой половине XIX века. Живопись. Музыка. Архитектура"

Особенности развития и специфика культуры России

контрольная работа

Художественная культура России XIX века

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества - она оказала влияние на мировой культурный процесс.

Самой важной особенностью эпохи является скульптура, живопись, прикладное искусство, ансамблевое мышление при решении градостроительных задач.

Но развитие художественной культуры России было неравномерным, потому что во второй половине XIX века были постоянные спады или подъемы общественно-политической борьбы. И только расширение национальных связей повлияло на культурный процесс.

Большие события произошли в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и скульптуре, а также в театральном искусстве.

В развитии музыки в России знаменательным событием становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".

Творчество П. Чайковского повлияло на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

В изобразительном искусстве художники стараются передать социальный портрет эпохи через свои картины. Например, Е. Репина создал картину "Бурлаки на Волге", портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван".

Русская живопись решала общественные вопросы. Критический реализм стал ведущим направлением. Например, В.Г. Петров - показал много не очень хороших сторон жизни: "Сельский крестный ход на Пасхе" (из-за которой даже произошел общественный скандал - на картине изображен пьяный поп, упавший на крыльцо).

Репин и Суриков любили изображать на картинах реальную жизнь. Репин писал портреты. На полотнах Сурикова главным героем был русский народ. Также большое внимание художники уделяли пейзажу, природе. Картины Шишкина создают впечатление могущества и силы русской природы. Ширшов И.Е. Культурология. Теория и история культуры: учебное пособие. Мн., 2010, с. 134

Архитектура и скульптура. Очень известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.

Открытие памятника Пушкину в Москве (скульптор Опекушин) в июне 1880 года стало важным событием.

В архитектуре появились новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. Чаще стали встречаться узорчатые декоры, башенки. Также появлялись многоэтажные и многоквартирные дома.

Театральное искусство. Театр - это было единственное публичное место, ставшее серьезным культурным развлечением, действовавшие более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве были организованы артистические кружки и первый народный театр.

Малый театр занимал первое место в театральном мире, в котором руководителем постановок пьес был Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Также большими успехами пользовался Александрийский театр в Петербурге. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 2007, с. 190

Болгарская культура в эпоху Просвещения

болгарский национальный художественный ремесло Развитие болгарской художественной культуры в конце XVIII в. и в первые четыре десятилетия XIX в. протекало также довольно медленно, в мучительной борьбе со старыми средневековыми традициями...

Древнерусское искусство

Европейская культура XIX в.

Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

История художественной культуры

1. Какой смысл вкладывается в выражение «Культура суть личностный аспект истории»? Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности...

Культура Индии

С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий...

Культура России в XVIII в.

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Особенностью художественной культуры второй половины 19 века был нравственный максимализм и литературоцентризм. Это было время высшего расцвета реализма...

Культурно-исторические процессы XIX века и художественная литература

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность»...

Русская культура XIX века

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русское искусство в XIX веке

Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры...

Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Японии

Творчество К.С. Петрова-Водкина

Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры...

Всем известно, что в начале 19 века Россия стала отставать в экономическом и от Европы. Но эти отставания компенсировались резким взлетом культурной сферы. выражала На нее очень сильно повлияла Отечественная война с Францией в 1812 году.

Российское государство испытывало острую нужду в образованных, всесторонне развитых людях. С приходом в Россию капитализма, эта проблема стала наиболее актуальной, она и послужила толчком к развитию культуры. Очень часто правительство шло наперекор развивающейся отрасли. Передовые идеи литераторов, публицистов, художников не воспринимались всерьез императорами-консерваторами. Ситуация стремительно менялась, и уже очень скоро 19 век стали назовать «Золотым веком». А театр, литература и музыка России стали широко известны западной публике.

19 века под влиянием идей классицизма оставила огромное количество шедевров. Картины писались художниками в большинстве случаев на библейскую тематику. Также часто можно было встретить мифологические сюжеты или портреты. Наша культура 19 века подарила истории двух выдающихся портретистов - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Именно они, кстати, оставили нам несколько потрясающе точных прижизненных портретов А.С. Пушкина. Еще один известный художник 19 века - Карл Брюллов. В 1803 году он побывал на раскопках древнего города Помпеи, который был разрушен Брюллов написал картину под названием «Последний день Помпеи», которая прославила его на всю Европу. Чуть позже прославился и живописец Александр Иванов. Около 20 лет жизни он посвятил работе над картиной «Явление Христа народу».

Преобразился в самом начале 19 века и театр. На сцене можно было увидеть как постановки зарубежных авторов, таких как Шиллер или Шекспир, так и отечественных. Особенной популярностью у публики пользовался Н.В. Кукольник. Он занимался написанием различных исторических пьес. Вслед за ними зрителям полюбились сатирические комедии Крылова и Фонвизина. Ближе к середине 19 века на театр огромное влияние оказывала литература. После разрешения на сцене состоялась большая премьера «Ревизора» (автор Н. В. Гоголь). Настоящим прорывом можно назвать оперу Глинки «Жизнь царя».

Русская культура 19 века особенно знаменательна литературой. Классицизм постепенно сменяется сентиментализмом, а затем романтизмом. Романтизм стал делиться на прогрессивный и консервативный. Основные деятели этого течения литературы: Кюхельбекер, Рылеев, Давыдов, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Жуковский. Также великие русские писатели Лермонтов, Пушкин, Гоголь иногда писали свои произведения в традициях романтизма. Далее наступает новый этап литературы - реализм. Основоположником принято считать Александра Сергеевича Пушкина. С выходом в свет его «Евгения Онегина», это течение литературы считается господствующим. «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник» - наиболее популярные реалистические произведения Пушкина. Настоящими сокровищами «Золотого века» можно назвать «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Героя нашего времени» Лермонтова. Творчество великих писателей и поэтов, таких как Некрасов Н. А. Тургенев И. С., Достоевский Ф. М., Толстой Л. Н. приходится на вторую часть 19 века, с того времени начинается развитие символизма, одного из ярчайших течений литературы.

Европейская культура 19 века тоже испытывала в это время изменения. Главную роль тут играла политика. Но культура 19 века в Европе резко отличалась от отечественной. Империализм диктовал Европе свои требования. В это время развитие театра и литературы несколько замедлилось, но началась новая эра европейской философии.

Особенностью мироотношения искусства 19 века является, с одной стороны, продолжение традиций 17 и 18 веков (развитие классицистической и барочной тенденций), с другой стороны – возникает интерес к новаторству и эксперименту в живописи, скульптуре и архитектуре. Причем интерес этот тесным образом связан с научными и техническими открытиями второй половины 19 века (изобретение

фотографии, например). Интерес к экспериментам и научное обоснование основ творчества приводит к появлению индивидуальных концепций творчества к концу

столетия, что потом станет основой многогранной и дробной структуры искусства в 20 веке. Искусство 19 столетия принято разделять на два периода, в соответствии с особенностями художественной жизни первой и второй половины века. Ведущим художественным центром в Западной Европе является Франция, в которой возникают основные стили и направления 19 века: «неоклассицизм», «романтизм», «реализм», «импрессионизм»,«неоимпрессионизм», «постимпрессионизм», «модерн».

2. Характеристика искусства первой половины 19 века. Для первой половины 19 века в целом характерно продолжение традиций 18 века, то есть параллельное существование противоположных художественных явлений в относительной независимости друг от друга. К классицистической тенденции, основывающейся на принципах Просвещения, относятся неоклассицизм и реализм . К барочной тенденции, демонстрирующей уникальность индивидуальности, относится романтизм. Для неоклассицизма 19 века характерно учитывание опыта рококо, выражающееся в поиске такого эталона, который бы имел общечеловеческую значимость. Ярким представителем неоклассицизма в живописи является Огюст Доменик Энгр (1780 – 1867 гг.), излюбленным мотивом работ которого являлись одалиски и обнаженные купальщицы. Именно через женский образ, способный заразить своей эротической искушающей силой, по мнению Энгра, и можно раскрывать содержание классицистических идеалов. Неоклассицизм в живописи искал возможный путь примирения общепризнанных эталонов и неповторимой уникальности каждого отдельного человека. В архитектуре и скульптуре неоклассицизм продолжает развивать принципы классицизма 18 века: творчество Ж.Ж. Юве (Храм Славы в Париже, 1807 г.), Ж.Ф. Шальгрена (Триумфальная арка Звезды в Париже, 1806 – 1836 гг.), Р. Смерка (Британский музей в Лондоне, 1842 – 1847 гг.), Д. Нэша (Террасные дворцы в Риджент-парке, 1826 – 1827 гг.), Д. Соуна (Галерея Гавернор Корт Английского банка, 1803 г.), Ф. Шинкеля (Драматический театр в Берлине (1818 – 1821 гг.). Романтизм возникает как художественное явление, противопоставленное классицизму. В основе романтизма лежит пестование индивидуальности человека и представление о противопоставленности человеческого индивидуума миру. Основное положение эстетики романтизма - изображение нео­бычного (исключительного) героя в необычных (исключитель­ных) ситуациях. В. Гюго писал: «Обыденное - смерть искусст­ва». Этому принципу соответствовали художественные сред­ства романтизма: пафос, возвышенность, приподнятость языка и стиля, резкие контрасты, динамика, широкое использование фан­тастических и легендарных образов, гротеск.



Романтизм отрицает возможность какого-либо компромисса между общественными и личными идеалами, рождая понятие двумирия – миру реальному противопоставлен мир идеальный и переход из первого мира во второй возможен только через переживание смерти, то есть почти невозможен гармоничным путем. Принято выделять две разновидности романтизма.1) Активный романтизм – французский вариант, акцентирующий необходимость действенной позиции личности в мире. Для произведений активного романтизма характерно обращение к остроактуальным современным сюжетам, изображение человека в экстремальных ситуациях, сложные ракурсы и диагональные композиции, динамичность действия и использование шокирующих деталей. Представители: Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.), Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.).2) Созерцательный романтизм – немецкий и английский вариант, сосредотачивающий внимание на погружении человека в идеальный мир раздумий над своей судьбой и судьбой мира. Для произведений этого варианта романтизма характерно обращение к пейзажной живописи с обязательным присутствием человека, минимальный сюжет, «говорящие» названия. Представители: Уильям Тернер (1775 – 1851 гг.), Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840 гг.). Особый вариант романтизма представляет творчество английских художников, входящих в состав «Прерафаэлитского братства». Его участники видели свою задачу в реформировании живописи посредством обращения к традициям раннего Возрождения, соединяя их с национальной спецификой английской культуры. Прерафаэлиты провозглашали принцип индивидуальной трактовки ставших уже классическими сюжетов (религиозные, мифологические, исторические, литературные сюжеты), решая привычные сцены в русле национальной специфики и остро индивидуально. Представители: Джон Эверетт Миллес (1829 – 1896 гг.), Уильям Майкл Россетти (1829 – 1919 гг.), Уильям Холмант Хант (1827 – 1910 гг.). Середина 19 века - период формирования реализма в евро­пейском изобразительном искусстве. Реализм как художественное направление появляется в творчестве французских художников и отличается устойчивостью художественных приемов в творчестве разных художников. Наблюдается процесс сбли­жения искусства с повседневной действительностью, с жизнью народа, утверждается интерес к поэтическому пейзажу своей род­ной страны. Особенно ярко эти процессы воплощены во француз­ском искусстве. В основе реализма лежит вера в соответствие сущности явления его внешнему виду, а значит вера в возможность через точное и подробное изображение внешнего вида явления, предмета, события или человека передать сущность максимально объективно. По своей сути реализм очень близок классицизму и идеям Просвещения, но его характерной отличительной чертой является поиск объектов для изображения не в эталонной исключительной среде, а в типичной, повседневной. Представители: Оноре Домье (1808 – 1879 гг.), Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.), Камиль Коро (1796 – 1875 гг.). 3. Особенности искусства второй половины 19 века. Вторая половина 19 столетия в живописи и скульптуре характеризуется синтезированием различных художественных традиций и стилей в творчестве одного мастера, в результате чего возникают новые художественные явления, объединяющие некогда противоположные принципы. Ключевой фигурой для живописи второй половины 19 века является Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.), творчество которого можно определить как предимпрессионизм, для которого характерно: использование чистых цветов, цветные тени, живопись с натуры, «кадровость» композиции, совмещение нескольких художественных традиций. Направление импрессионизм получает свое название благодаря работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», выставленной на первой выставке художников, впоследствии объединенных этим названием. Для импрессионизма в целом характерно обращение к свето-цветовым эффектам как к главному объекту для живописания. Основной художественный метод импрессионизма – живопись чистыми цветами с использованием эффекта оптического смешения цветов в глазу зрителя. Импрессионисты ставили перед собой задачу живописания единой сущности бытия, которую они видели в наличии в этом мире света, проявленного через цвет. Именно поэтому сюжет их произведений – это изменение характера освещения, то есть изменение света – единой основы всего существующего в качестве видимого. По своим внешним художественным особенностям (неясность контуров, единство колорита, живописность, смутность, динамичность мазка) импрессионизм можно отнести к барочной тенденции в искусстве, но по своим задачам (фиксация объективной и единой сущности мира) импрессионизм может быть соотнесен с классицизмом. Представители: Клод Моне (1840 – 1926 гг.), Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.). Камиль Писсарро(1830 - 1903), Альфред Сислей(1839 - 1899), Эдуард Мане(1832 - 1883), Эдгар Дега(1834 - 1917) и др. Направление неоимпрессионизм представляет собой теоретическую стадию импрессионизма. Отличительной особенностью творческой манеры неоимпрессионистов является живопись раздельными мазками различной формы – дивизионизм. Этот метод основывается на теоретических разработках, связанных с оптическими эффектами цветов. Неоимпрессионисты продемонстрировали не только единую основу мира, но и иллюзорность его материальности и незыблемой явленности в качестве объективно существующего, поскольку формы и фон в их произведениях формируются в качестве таковых лишь при рассмотрении с определенного расстояния, тогда как вблизи это всего лишь холст, заполненный отдельными мазками красок. Основатели и представители: Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Тема 9 . Искусство Западной Европы и Америки конца 19 первой половины 20 ст. 1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. 2.Модерн и модернистские течения в искусстве 20 в.

1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. Постимпрессионизм в живописи рубежа 19 – 20 веков представлен творчеством нескольких художников, объединенных не едиными творческими принципами, а идейной направленностью на поиск универсальных основ бытия человека. Еще одной общей чертой постимпрессионистов является не только синтезирование различных художественных традиций, но и выработка индивидуальных стилей. Сила дарования, масштабность личности каждого художника во многом стали причиной неизбежного распада содружества импрессионистов. Последняя совместная выставка импрессионистов в 1886 году, а всего их было восемь, убедительно показала, что пути художников разошлись. История импрессионизма как художественного течения завершилась, но борьба за новое искусство продолжалась. Теперь ее вели художники «постимпрессионизма» – периода в истории французского искусства с середины 80-х годов 19 века по 1906 год – год смерти последнего великого постимпрессиониста Сезанна. Постимпрессионизм – эпоха гениальных одиночек: Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.), Винсент Ван Гог (1853 – 1890 гг.), Поль Гоген (1848 – 1903 гг.), Анри Тулуз-Лотрек(1864 - 1901). Художники трагического, «проклятого» поколения дерзнули пойти своим путем, непонятые, отвергнутые современниками. Все они начинали с импрессионизма, но красота мгновений – далеко не все, чем жила душа и мысль человека в последние десятилетия богатого событиями 19 столетия. Потребность выразить в искусстве всю сложность ощущения жизни, все многообразие чувств, мыслей, представлений побуждало к поиску художественного языка более многопланового и универсального, чем импрессионистический, и при этом языка собственного: каждый из них мог сказать словами Шопенгауэра, предельно точно выразившего самоощущение личности этого времени: «Мир есть мое представление». Мастера постимпрессионизма значительно обогатили возможности использования цвета, как главного изобразительно - выразительного средства живописи, открыв дорогу новым поискам и экспериментам. Участник первых импрессионистских выставок, Сезанн («Игроки в карты», «Берега Марны», «Пьеро и Арлекин», «Каштаны и ферма в Жа де Буффан») продолжал работать на пленэре, применял в живописи метод оптического смешения красок, добиваясь синтеза цвета и формы. Голландец Винсент Ван Гог – художник с трагически короткой творческой жизнью («Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Подсолнухи», «Арльские дамы») сумел извлечь из цвета всю мощь его эмоциональной выразительности, нашел язык, на котором страстно и горячо выразил свои чувства, подняв их до общечеловеческого, символического звучания. Вершиной трудных исканий Поля Гогена («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «А, ты ревнуешь?», «Аве, Мария») стали полотна, созданные им в Океании, на острове Таити, где, как ему казалось, он обрел утраченную современным человеком связь с природой и вечностью. Художник острого взгляда Анри Тулуз-Лотрек («В кафе», «Танец в Мулен Руж», «В цирке Фернандо», «Салон на улице Мулен», афиши и театральный плакат) не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, но при этом писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора, за которым внимательные видели тоску и отчаяние. Влияние постимпрессионистов на художественные школы новейшего времени. «Наби» и «Ар Нуво» как завершающие этапы периода развития европейской культуры на рубеже веков.

НОУ ВПО "Институт управления"

Ярославский филиал


Контрольная работа

По дисциплине:

История отечественного государства и права

Культура России XIX века


Преподаватель: Сакулин М.Г.

Выполнил студент: Головкина Н.С.


Ярославль


Введение

1.1 Образование

1.2 Наука

1.3 Литература

1.4 Живопись и скульптура

1.5 Архитектура

1.6 Театр и музыка

2.1 Просвещение

2.2 Наука

2.3 Литература

2.4 Живопись и архитектура

2.5 Театр и музыка

Заключение

Библиографический список


Введение


История культуры России 19 в. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.

Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, музыку, театр, изобразительное искусство.

Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Правительство сознательно тормозило бурно развивающиеся процессы, активно боролось против общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостническая система не давала возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были чужды народу, у которого складывались собственные культурные представления и традиции.

Цели курсовой работы:

изучить различные аспекты русской культуры 19 века;

выявить основные направления развития культуры;

выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

культура россия петровский екатерининский

Глава 1. Культура России в первой половине XIX века


1.1 Образование


Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце 18 - первой половине 19в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян - гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения - военизированные кадетские училища .

Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры (поэты и писатели А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс, публицист Н.А. Данилевский, будущий министр народного просвещения Д.А. Толстой и др.)

Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, музыки, словесности, привитию хороших манер, живописи .

Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце 18в. и положивший начало женскому образованию в России. По его образцу открывались женские институты в других городах. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, историю, словесность, иностранные языки, танцы, музыку, различные виды домоводства. В начале 19в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование.

Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа .

Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского, созвучные общественным настроениям того времени. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н.А. Полевой, А.В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от 18в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине 19в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь .


1.2 Наука


В первой половине 19 в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К. Кайданова, И.Е. Дядьковского, К.Ф. Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы 19 в.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, медицины, биологии и механики. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первые пригородные электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в текстильной промышленности. Профессор Московского университета М.Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский ввел в практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 - 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М. Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду .

В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. Усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце ХVIII в. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции.

Тем не менее "История" Н.М. Карамзина имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала дальнейшему пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, драматические произведения А.К. Толстого, исторические романы И.И. Лаженчикова и Н.В. Кукольника.

Большую известность получили работы историков К.Д. Кавелина, Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне призирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за захоронение архаизмов, характерных для 18 в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использование многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Большое значение для решения этой проблемы имели создания словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности.

Разработка основ русского литературного языка окончательно завершилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .

1.3 Литература


Особого расцвета в первой половине 19 в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях и стремлениях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже 18 - 19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р. Державин. Главным представлением русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.)

Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен в России, в других европейских странах. В русском романтизме существовали два течения. В.А. Жуковский считался представителем "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с именами поэтов и писателей декабристов: К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием.

Большое значение для развития русской литературы имела деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечественные записки". На страницах этих журналов возникло новое явление для России - литературная критика. Журналы стали центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С. Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "… И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви .


1.4 Живопись и скульптура


В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов.

Ярким представителем романтизма в России был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат замечательный портреты В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Портрет А.С. Пушкина - молодого, овеянного политической славой - является одним из лучших созданий романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник - В.А. Тропинин. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек.

Влияние романтизма испытал К.П. Брюллов. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалась бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художников общественных перемен, грядущих крупных политических событий.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала событием в мировом искусстве. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет, продолжает волновать многие поколения зрителей.

В первой половине 19 в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г. Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" посвящены простым людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиции А.Г. Венецианова был П.А. Федотов. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже 18 - 19 вв. наметился подъем русской монументальной скульптуры. П.А. Мартос воздвиг первый в Москве памятник - Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47 - метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловский создал памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. И.П. Витали оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве. П.К. Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г .

1.5 Архитектура


Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .


1.6 Театр и музыка


В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

Глава 2. Культура России во второй половине XIX века


2.1 Просвещение


Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами .

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в. был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей .


2.2 Наука


Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.) .


2.3 Литература


Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм? стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства .


2.4 Живопись и архитектура


Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста").

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов) .


2.5 Театр и музыка


В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства". Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории .

Заключение


Россия прошла путь из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны - крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству - новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде "барскую забаву", развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию "как на чуждую расу" (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья - народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, "почвенное" и "просвещенное". Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, "почвенное" бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Библиографический список


1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2004. - с.95-98

Грегорьев А.А., Федорова В.И. История России с древнейших времен и до наших дней. - Красноярск: КГПУ, 2002. - с.104-106

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - Москва, 2000. - с.63-64

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 2003. - с.15-19.

Орлов А.С., Полунов А.Ю. Пособие по истории Отечества. - М., 2004. - с.27

Орлов А.С., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002. - с.119-120

Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине 19 века. - М., 2003. - с.65-70

Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19 века. - М., 1999. с. - 14

Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А. История России.100 экзаменационных ответов. - М. - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2003. с.77

Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России 19-20 в.М., 2005. с.171-182


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На вопрос Художественная культура России 19 века. заданный автором худосочие лучший ответ это Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п. , включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественный произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики
: Во второй половине 19 века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия жизненных проблем литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи.
Основным художественным направлением стал критический реализм. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов.)
Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. Ведущим в ней также стало направление критического реализма. (Передвижники Н. Н Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Г. Перов, братья В. Е. и К. Е. Маковские. Позднее к ним присоединились В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др.)
Вторая половина 19 в. – время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество “Могучей кучки”. Главный источник вдохновения композиторы, того времени, черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы “Могучей кучки” создали ряд бессмертных произведений.
Скульпторы и архитекторы 19 века. Наиболее известным скульптором второй половины 19 в. был М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: “Ермак”, “Иван Грозный”, “Пётр I”.
Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А. С. Пушкинау в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А. М. Опекушин. М. О. Микешен в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Новгороде в 1862 г. , в бронзе 129 скульптурных фигур.
В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики. Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль) . В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А. А. Семёнов и В. О. Шервуд) , Городской Думы (Д. Н. Чичагов) , Верхних торговых рядов (А. П. Померанцев) . Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.