Характеристика евгения васильевича базарова. Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова. Сопоставление Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

    Евгений Базаров … Википедия

    Персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

    Русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия

    Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также, Евгений Васильевич (Словарь литературных типов). Сам Т. в письме к Случевскому считал, что Б. все таки подавляет все остальные лица романа (Катков находил, что я в нем представил апофеозу Современника). Приданные ему качества не… … Словарь литературных типов

    Базаров, Василий Иванович "Отцы и дети") - Смотри также Отставной штаб лекарь, 62 лет. Высокий, худощавый человек, со взъерошенными волосами и тонким орлиным носом. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже и рот немного шире, и он беспрестанно двигался,… … Словарь литературных типов

    - … Википедия

Книги

  • О t цы и де t и , Андреева Н.. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…
  • О t цы и де t и , Наталья Андреева. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…

Отцы и дети - вечная тема, которая никогда не потеряет своей актуальности. Сегодня мы - дети, не принимающие образ жизни родителей, а завтра мы - отцы, не понимающие поступки детей. Эта тема и стала основой романа Тургенева «Отцы и дети». Описан конфликт между поколениями и между социально-политическими убеждениями героев писался в 60-е годы, теперь уже позапрошлого столетия. А это время, когда усилились противоречия демократов и либералов в связи с вопросом об удалении

Иван Сергеевич родился в дворянской семье. Его мать, Варвара Николаевна, придерживалась строгих крепостнических обычаев и порядков в семье. Она считала, что телесные наказания - это универсальная мера внушения. Понятно, что наказывались не только провинившиеся крепостные, но и ее собственные дети. Их секли за все: за невыученный урок, непонятную шутку, за самую пустячную шалость. В этой жестокой домашней школе жизни Тургенев научился сострадать, до боли сочувствовать чужим мучениям. Но вернемся к теме нашей статьи.

Базаров - характеристика героя

«Отцы и дети» повествует о двух приятелях - Аркадий Кирсанов и Евгений последнего - это описание прагматика. Человек живет постоянной работой. Он не отвлекается на нежности, не признает искусство, красоту музыки или поэзии.

Для него природа - не что иное, как мастерская, которая удовлетворяет Он не замечает в ней красоты. Свобода, сильная воля, постоянный труд, честность, острый ум - в этом весь Базаров. Характеристика его отношений с родителями выявляет, что не такой уж он и «сухарь», и способен на такие чувства, как любовь и нежность. Евгений любит своих стариков, только тщательно это скрывает. Вспыхнувшая любовь к Одинцовой показывает его страстную, и в то же время сильную натуру. Он смог перебороть себя в самый разгар своей страсти. Основным идейным противником Базарова стал Павел Кирсанов.

Базаров и Кирсанов - сравнительная характеристика

Павел Петрович - истинный джентльмен с привычками аристократа. Он приверженец старых порядков. По его мнению, только аристократия способна развивать общество. Поэтому ему чужд, просто ненавистен Базаров. Характеристика их отношений такова: Кирсанов - ярый защитник старых порядков, а Базаров стремится искоренить эти порядки.

Павел Петрович не понимает, как можно не считаться с чужим мнением. Нигилистов он не признает, считает их слабыми и ненужными. И постоянно пытается вызвать своего противника на спор. Базаров же считает всякий спор ненужным сотрясанием воздуха. Но когда его все-таки вынуждают идти на этот спор, он высказывается жестко и прямолинейно.

Вообще, Тургенев передает несостоятельность обеих сторон. Хорошее старое, но уже застывшее состояние - это Кирсанов. Непонятное новое, но живое состояние - это Базаров. Характеристика несостоятельности Кирсанова состоит в том, что нельзя оставаться в одном состоянии, нужно двигаться вперед. А такие, как Базаров - это предвестники перемен. Но они еще не совершенны, они понимают, что нужно все менять, но не умеют делать это правильно. Нельзя полностью разрушать старое, не построив что-то новое. Но в любом случае - будущее принадлежит таким, как Евгений Базаров.

Одним из главных героев романа «Отцы и дети» является Евгений Васильевич Базаров - молодой нигилист, студент медицинского университета, сын армейского врача и набожной помещицы. очень заметен в литературе и критике и является предметом постоянного обсуждения. Всё дело в том, какие черты вложил в него И.С. Тургенев. В Базарове удивительным образом сочетаются грубость и нежность, бесцеремонность и начитанность, чувственность и нигилизм. Отдельно следует рассматривать вопрос о том, как проявляет Базаров отношение к окружающим людям.

В своё время он считался героем общественности, когда было модным отрицание нематериальных вещей и ощущений. При том, что помимо Базарова в романе даны ещё несколько представителей подобного мировоззрения (Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников), именно Евгений является подлинным нигилистом. При всём своём желании продемонстрировать новизну взглядов, Аркадий до конца не верит в отрицание любви, веры и прочих чувств, иногда забывается, открывая своё истинное лицо.

Двое других сторонников нигилизма только кичатся своими взглядами, плохо понимая саму сущность явления. Но если к Кирсанову Базаров относится снисходительно, скорее, даже покровительствуя ему, то университетских знакомых Евгений откровенно презирает. Однако лучше всего могут продемонстрировать цитаты из текста. На этом основании следует провести анализ произведения, рассмотрев взаимосвязь героя с каждым из персонажей.

Базаров: отношение к окружающим

С одной стороны, герой циничен и эгоистичен. Впервые появившись в доме, он сразу и без стеснения в довольно развязной манере демонстрирует своё мировоззрение, критикует увлечение хозяина дома - Николая Петровича Кирсанова - поэзией, советуя ему вместо этого читать немецких материалистов. Базаров откровенно спорит с его братом, Павлом Петровичем Кирсановым, едва ли не высмеивая взгляды последнего, а позже и вовсе вызывает его на дуэль. Евгений умело манипулирует Аркадием, провоцируя его заменить книгу отца на предложенную Базаровым.

Но есть другая сторона того, как проявляет Базаров отношение к окружающим. Например, он демонстрирует небывалую деликатность, с симпатией и уважением относясь к возлюбленной Николая Петровича - Фенечке, простой девушке и служанке в доме Кирсановых. Он нежен с её ребёнком, чем сразу очаровывает мать. Также Евгений благородно выходит из дуэли с Кирсановым, не закончив её смертоубийством, а лишь прострелив Павлу Петровичу ногу. А к Аркадию и вовсе питает дружеские чувства, опекая его и стараясь направить на истинный путь по тропе нигилизма. В целом можно заключить, что отношение Е. Базарова к окружающим в романе «Отцы и дети» неоднозначное, и зависит от того, что представляют собой сами люди.

Образ Евгения Базарова

Базаров обладает весьма специфической, даже отталкивающей внешностью, у него длинные волосы, грубые руки, неряшливая одежда. Но при этом все окружающие удивительным образом проникаются к нему симпатией. Возможно, потому, что Евгений искренен в своих высказываниях, не лицемерит и не пытается понравиться всем вокруг, в отличие от того же Павла Петровича. Тургенев стремился создать именно такой образ, боясь, что за излишней прямолинейностью читатель не сумеет разглядеть истинную сущность Базарова и понять авторскую задумку. Главное противоречие в отношении Базарова к окружающим заключается в том, что хотя он и свято верует в свою идеологию, отрицает любые нематериальные вещи, он всё же не может устоять перед инстинктами и влюбляется в хорошую знакомую Аркадия - богатую и образованную вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Сначала он пытается побороть свои чувства, оправдывая себя тем, что впечатление на него произвело лишь «богатое тело» молодой женщины, будто специально созданное для (по его словам). Но затем нигилист поддаётся эмоциям и признаётся Одинцовой в чувствах. Любовь к Анне Сергеевне слегка пошатнула взгляды Базарова, но всё-таки не изменила их. Зато повлияла на Аркадия, который открыл свои чувства Екатерине - сестре Анны Сергеевны. Впоследствии младший Кирсанов женился на девушке.

Евгений Базаров - герой современности

Таким образом, очевидно, что хотя герой излишне прямолинеен и даже слегка грубоват, он всё же является добрым и заботливым человеком, обладает некой внутренней харизмой. Главное достоинство его состоит в том, как искренне проявляет Базаров отношение к окружающим людям. Он не стремится понравиться всем вокруг, не выпячивает свои передовые взгляды, не кричит на каждом углу о далеко идущих планах, хотя они действительно таковы, ведь с помощью материализма Евгений стремится сделать мир лучше, осчастливить всех и каждого. Он преданно любит родителей и старается всего в жизни достичь самостоятельно. Именно эти черты делают его положительным персонажем в романе и позволяют отнести даже к героям нашего времени.


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение, точно отразившее суть эпохи. Дворянский класс уходил в прошлое, его потеснила разночинная интеллигенция. Конфликт двух поколений изображен на страницах романа на примере семьи Кирсановых и нигилиста Базарова.

Образ и характеристика Евгения Базарова станут отправной точкой, которая поможет лучше разобраться с идеей романа И.С. Тургенева.

Замысел Тургенева

В Евгении Базарове И.С. Тургенев воплотил образ молодого представителя недавно возникшего в обществе течения, нигилизма. Прототипом главного героя романа «Отцы и дети» стал уездный врач, с которым Тургенев познакомился во время путешествия по железной дороге. В этом человеке Иван Сергеевич разглядел большую внутреннюю силу, его общественно-политические взгляды поразили писателя. Тургенев вынашивает идею создания нового произведения и вспоминает эту встречу с молодым доктором.

Первая встреча

Впервые читатель встречает Базарова на почтовой станции, он прибывает вместе со своим товарищем и последователем, Аркадием Кирсановым. Внешность его сразу привлекает к себе повышенное внимание:

«Длинное и худое(лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Манера общения Базарова с окружающими людьми слегка развязна. Не претендуя на роскошь, он соглашается поступиться своим комфортом и отправляется вслед за Кирсановыми на тарантасе.

Базаров и Павел Петрович

Встреча Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым символизирует само столкновение двух поколений, либералов и демократов. Он весьма саркастично относится ко всему, что выходит за рамки его взглядов, но при этом является человеком простым и независимым от чужого мнения. Отрицая любовь, искусство и красоту, он отдает предпочтение реальному труду. В его уста вложена знаменитая фраза:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…».

Вступая в полемику с Павлом Петровичем о роли искусства и науки в жизни человека, он твердо отстаивает и аргументирует позицию. Старший Кирсанов и Базаров становятся непримиримыми оппонентами. Евгений не понимает стремления Павла Петровича к красоте и удобству, ему гораздо ближе труд обычных дворовых людей. После дуэли, в которой он ранит дядю Аркадия, Базаров обрабатывает рану Кирсанова и навсегда уезжает из Марьино.

Испытание любовью

Чтобы показать, насколько ошибался Базаров в своем абсолютном отрицании всего прекрасного, автор проводит его через испытание чувствами. Встретив Анну Сергеевну Одинцову, Евгений осознает, что перед ним уникальная женщина, совершенный образец. Со временем в его душе разгорается любовь к ней, но Одинцову пугает страсть Базарова. Анна Сергеевна дает ему строгую отповедь. Это действует на него, как удар хлыстом. Осознав, что любовь все-таки сильное чувство, и даже он подвержен ему, он внутренне страдает и отправляется домой к родителям.

Базаров и родители

Отношения Евгения Базарова с родителями весьма прохладны. Он любит своих стариков, но их образ жизни нагоняет смертельную тоску. Он все время стремится куда-нибудь уехать из родного дома. Мать немного боится его и старается не докучать своими вопросами. Отец безмерно гордится своим сыном, утверждая, что другого такого человека на земле нет:

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.