Гранин даниил александрович биография коротко. Умер Даниил Гранин. В его словах не было злобы и мести, они были важны для всей Европы. Детство и юные годы

Сегодня мы расскажем о таком известном писателе, как Даниил Гранин. Биография его, представленная в этой статье, описывает основные события его жизни и творчества.

Гранин Даниил Александрович появился на свет 1 января 1919 г. Родители писателя - лесник Герман Александр Данилович и его супруга Анна Бакировна. Родина Даниила - Курская область, село Волынь. О том, где появился на свет русский писатель Даниил Александрович Гранин, однако, имеются противоречивые сведения. Некоторые источники называют деревню, расположенную в Курской области, а в других указано, что он родился в Саратовской. Настоящая фамилия его - Герман. В начале своей литературной карьеры писатель взял псевдоним Даниил Гранин.

Биография его юных лет продолжит наш рассказ.

Переезд в Ленинград, учеба в политехническом институте

Даниил в семье был старшим ребенком. Вскоре после того, как он пошел в школу, его мать переехала вместе с ним в Ленинград. Даниил Герман окончил одну из лучших в то время школ, расположенную на улице Моховой, а затем поступил в политехнический институт. Именно в "политехе" он стал пробовать свои силы в качестве писателя. В журнале "Резец" в 1937 году появились 2 его дебютные работы. В 1941 году Даниил Александрович окончил в Ленинграде политехнический институт имени Калинова.

Служба в армии

По завершении учебы писатель Даниил Гранин работал на Кировском заводе инженером конструкторского бюро. Даниил Александрович отправился с народным ополчением заводчан в армию. Для того чтобы защищать Ленинград, он служил солдатом-добровольцем. Гранин сражался на Прибалтийском фронте. Он встретил победу в являясь уже командующим ротой тяжелых танков.

Подробнее о фронтовом пути Гранина

Писатель Даниил Александрович Гранин сражался на территории, входящей сегодня в состав Калининградской области. После того как началась война, он отправился в а затем и в армию. Гранин сражался в танковых войсках и в пехоте до конца 1944 года.

Писатель, рассказывая о своем фронтовом пути, отмечает, что в биографии его не было никаких военных маршей по Европе. Он участвовал в ликвидации Курляндской группировки, сражался в Кенигсберге, в Прибалтике. Шли ожесточенные бои с тяжелыми потерями. По окончании войны он безуспешно пытался разыскать товарищей из своей роты. Гранин ходил даже на встречи ветеранов танковых армий, однако в его собственном полку собраться было почти некому. В одной из бесед писатель отметил, что "невероятной случайностью" было для него уцелеть, в особенности в народном ополчении в 1941 году. Огромные потери понесли тогда русские солдаты. Даниил Александрович длительное время не касался военной темы в своих произведениях - было трудно вспоминать.

В научно-исследовательском институте, а также в Ленэнерго Даниил Гранин работал с 1945 года.

Начало литературного пути и самые известные произведения

Его литературный путь начался в 1937 году. Именно тогда были опубликованы первые рассказы Гранина - "Батькивщина" и "Возвращение Рульяка". В 1951 году на основе этих произведений была создана повесть "Генерал Коммуны", посвященная Ярославу Домбровскому, герою К числу самых известных творений писателя относятся такие романы, как "Искатели" (1954 год), "Иду на грозу" (1962 год), а также "Картина" (1980 год). Известен и написанный в 1987 году "Зубр", документально-биографический роман. Сюжет его основан на фактах, имевших место в действительности. Первый тираж произведения составил 4 тысячи экземпляров, а несколько позднее оно было напечатано в "Роман-Газете" уже в 4-х миллионах экземпляров. Популярностью пользуется также созданная в 1974 г. повесть, названная "Эта странная жизнь". Другие интересные повести - "Победа инженера Корсакова", "Наш комбат", "Собственное мнение", "Дождь в чужом городе" и др. Главное направление его творчества - реализм. Техническое образование сказалось в том, что почти все произведения Гранина посвящены поиску, научным изысканиям, борьбе между принципиальными учеными, ищущими и недаровитыми людьми, бюрократами, карьеристами.

"Блокадная книга"

В период с 1977 по 1981 год была создана "Блокадная книга" (в соавторстве с А. Адамовичем). После того как несколько глав произведения были напечатаны в "Новом мире", выход книги целиком был отложен. Только в 1984 году она увидела свет. Появление этого произведения стало настоящим событием российской общественной жизни. "Блокадная книга" представляет собой документальный труд, в котором рассказывается о муках, через которые прошел осажденный Ленинград, а также о героизме его жителей, которые вынуждены были существовать в нечеловеческих условиях. Произведение основано на устных и письменных свидетельствах жителей города.

Общество милосердия

Даниил Гранин в конце 1980 гг. создал Общество милосердия, первое в стране. Он способствовал его развитию на всей территории государства. В Германии и России в 1993 году появилась на свет книга "Разрушенное милосердие".

Общественная деятельность Гранина

Даниил Александрович неоднократно был избран в правление Союза писателей РСФСР и СССР. В 1989 году он был главой Советского ПЕН-Центра. Гранина в 2000 году наградили офицерским Ресто - орденом Германии за заслуги в деле взаимопонимания и примирения между Россией и Германией. Дмитрий Медведев 30 декабря 2008 года вручил ему - высшую российскую награду.

Даниил Гранин как очевидец блокады Ленинграда и участник войны нередко выступает в наши дни в различных СМИ. Он заявляет о том, что необходимо сохранить память о человеческих страданиях и о Победе, доставшейся так нелегко. Зимой 2014 года Даниил Гранин был приглашен в Бундестаг для того, чтобы прочитать доклад, посвященный блокаде Ленинграда. Гранин, выступая в России, память о войне связывает с реалиями современности: с пропастью между властью и народом, с коррупцией и другим.

Сообщение, вызвавшее мощный резонанс

Сообщение Даниила Александровича о ромовых бабах, производившихся зимой 1941-42 годов для высшей партийной номенклатуры города Ленинграда, вызвало особенно мощный резонанс. В прессе оно появилось в январе 2014 г. Все слои общества были возмущены этим фактом. Одни - эгоизмом партаппарата, который он вскрывал. Другие же обвинили Даниила Александровича в передергивании фактов. министр культуры РФ, был в числе таких обвинителей. Он назвал враньем слова Гранина, однако был вынужден позднее извиниться перед писателем.

Продолжение литературного творчества

В 2014 году Даниил Александрович отметил 95-летие. Он уже является признанным классиком литературы. Роман "Иду на грозу", а также "Блокадная книга" уже включены в учебники и хрестоматии по русской литературе 20 века. Однако, перешагнув девяностолетний рубеж, Даниил Гранин все еще остается действующим писателем, который не уступает в энергии и силе творчества новым поколениям литераторов. В 2012 году ему была присуждена премия "Большая книга" в двух номинациях - за роман "Мой лейтенант", а также за честь и достоинство, проявленные в литературе.

Большой известностью пользуется сегодня Даниил Гранин. Биография, национальность, творчество - все это интересно множеству наших современников. Мы рассказали о том, что нам известно о Данииле Александровиче. Очень многое для нашей страны сделал Даниил Гранин. Личная жизнь его неразрывно связана с судьбой Родины.

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июля 2017 г. на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин, почетный гражданин Санкт-Петербурга, соавтор знаменитой "Блокадной книги".

Происхождение и образование

Даниил Гранин родился 1 января 1919 г. в селе Волынь Курской губернии (ныне - Курская область) в семье лесника. Когда ему было семь лет, с матерью переехал в Ленинград.

Его настоящая фамилия - Герман.

В 1940 г. Гранин окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина (ныне - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), после чего работал инженером на Кировском заводе.

Участие в ВОВ и работа

В 1941 г. Гранин ушел на фронт добровольцем в составе народного ополчения завода. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.

После окончания войны он работал в "Ленэнерго", участвовал в восстановлении энергетического хозяйства Ленинграда после блокады. Также учился в аспирантуре при Ленинградском политехническом институте, опубликовал несколько статей по электротехнике.

С середины 1950-х гг. - профессиональный литератор.

Карьера писателя

Первые публикации - рассказы о Парижской коммуне в журнале "Резец" в 1937 г. На основе этих произведений Граниным в 1951 г. была создана историческая повесть "Ярослав Домбровский". Сам писатель своим творческим дебютом считает рассказ об аспирантах "Вариант второй", опубликованный в 1949 г. в литературном журнале "Звезда". В том же году он взял псевдоним Гранин по просьбе своего однофамильца, известного писателя Юрия Германа, заведовавшего в "Звезде" отделом прозы. Затем была напечатана повесть Гранина "Победа инженера Корсакова" (другое название - "Спор через океан", 1949), рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС "Новые друзья" (1952).

Известность Даниилу Гранину принес роман "Искатели" (1955). В 1956 г. история об изобретателе Андрее Лобанове была экранизирована режиссером Михаилом Шапиро. Судьбам ученых были посвящены и два следующих романа: "После свадьбы" (1958) и "Иду на грозу" (1962). Впоследствии были написаны документально-художественные повести о биологах Александре Любищеве ("Эта странная жизнь"; 1974) и Николае Тимофееве-Ресовском ("Зубр"; 1987), разработчиках атомной бомбы ("Выбор цели"; 1975) и другие биографические произведения о людях науки.

Теме Великой Отечественной войны посвящены повести "Наш комбат" (1968) и "Клавдия Вилор" (1976). В 1977-1981 гг. Гранин в соавторстве с писателем Алесем Адамовичем создал документальную хронику о Ленинграде времен войны "Блокадная книга". Она была частично напечатана в 1977 г. в "Новом мире", полностью опубликована в 1984 г., переиздана в 2013 г. Также о войне роман "Мой лейтенант…" (2011). Кроме того, в последние годы были опубликованы книги воспоминаний "Причуды моей памяти" (2009), "Все было не совсем так" (2010), "Заговор" (2014), "Человек не отсюда" (2014).

Общественная деятельность

Даниил Гранин неоднократно избирался членом правления и секретарем правления Союза писателей РСФСР и СССР, в 1989 г. возглавлял Советский ПЕН-Центр.

Помимо литературы, занимался общественной деятельностью. Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В конце 1980-х гг. был одним из инициаторов создания ленинградского общества "Милосердие". Возглавлял Общество друзей Российской национальной библиотеки. Был председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

Сценарист фильмов "Иду на грозу" (1965), "Первый посетитель" (1965), "Выбор цели" (1974), "Однофамилец" (1978), сериалов "Картина" (1985), "Поражение" (1987), "Петр Первый. Завещание" (2011).

Награды

Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственных премий СССР (1978) и России (2001, 2016). Награжден двумя орденами Ленина (1984, 1989), орденами Красной звезды (1942), Трудового Красного Знамени (1967), Дружбы народов (1979), Отечественной войны II степени (1985), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999), Святого апостола Андрея Первозванного (2008), Александра Невского (2013) и др. Имеет офицерский крест ордена "За заслуги перед Федеративной Республикой Германия". Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

Удостоен премии имени Александра Меня (2004), литературной Бунинской премии (2011), Царскосельской художественной премии (2012), премии Министерства обороны РФ в области культуры в номинации "Литературное искусство" (2017), премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (2017). В 2012 г. в рамках конкурса "Большая книга" получил первую премию за роман "Мой лейтенант…" и специальный приз "За честь и достоинство".

Был женат на Римме Майоровой (1918-2004), дочь Марина.

Именем Даниила Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.

Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

"Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры - фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха...

Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но...

Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает - он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны...

Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни

Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?".

О Сталине и миллионах

"... Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов - значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.

Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства...

И потом, запреты ведь только создают феномен "запретного плода". Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос... памятник Сталину! Из-под земли!"

О разнице между фашизмом и коммунизмом

"Шпеер едва ли не исключение - фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения. Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю... Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр - то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..

Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости... Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.

Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях. Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал. И трудно себе представить, как это возможно: читать "Воскресение" Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?"

О выступлении в бундестаге три года назад

"Было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить...

Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть - тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.

Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"

О блокаде Ленинграда

"Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.

Одна из высказанных официально гипотез - Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен - несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что "через неделю обязательно". Но так и не отдал приказа наступать.

Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг...

Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь..."

О чуде победы и Пушкине

"Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.

Но самое интересное все-таки - почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме - это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?

Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: "Почему вы проиграли войну?" Он не мог ответить, кроме как: "Потому что Америка вступила". Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?

Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа - это чудо. Вначале меня это возмутило: "А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?"

Но потом я вспомнил Пушкина. "Гроза двенадцатого года/ Настала - кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?" Это признание Пушкина - тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков".

Об отношении Европы к России

"Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом. Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века "гайки завинтил" Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. - Ред.)...

И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией... И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром".

О любви в жизни и книгах

"В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда - вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать...

Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть...

Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно... Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в "Анне Карениной" Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.

Вы знаете, что такое любовь - для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине "Прогулка". Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!

С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима".

О необъяснимом

"Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: "это вот так..." Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно...

Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!"

О вере

"Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще - это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная - результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.

Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина "Зубр". - Ред.). Когда ему задавали вопросы: "Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог", он отвечал: "Это не наше дело".

Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни".

О смыслах жизни

"Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: "Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того"... Но они не молятся: "Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца"...

Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме".

Что делать?

"Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это".

Девушки, паровозы и ни одного немца

Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде

Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта "Коридор бессмертия". Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво - "Дорога Победы", но у самих железнодорожников она "славилась" как "коридор смерти". Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис. Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин

Гранин читал сценарий "Коридора бессмертия", и первая его реакция, которую я помню: "Девочки настоящие, я знал таких".

Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.

Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.

И как говорил нам Гранин, война - не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.

Но вот один февральский день 1943 года - солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется... Что бы ни было - жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм. И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.

Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней - в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: "А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?" Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: "Тишиной".

Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.

Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.

Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера. Помню, в последний раз - мы были у него в конце мая - я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки. После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.

Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны - аскет, а с другой - ценил качество жизни.

В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом - озорной глаз. Вот таким он был - немного колючим и озорным.

Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!

Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и - неожиданно!

Странно, казалось бы.

Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное - характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.


Родился в 1919 году. Отец - Герман Александр Данилович, был лесником. Мать - Анна Бакировна. Супруга - Майорова Р. М. (1919 г. рожд.). Дочь - Чернышева Марина Данииловна (1945 г. рожд.).

Родители жили вдвоем в разных лесничествах Новгородчины и Псковщины. Отец был старше мамы на двадцать лет. У нее был хороший голос, все детство прошло под ее пение.

Были снежные зимы, стрельба, пожары, разливы рек - первые воспоминания мешаются со слышанными от матери рассказами о тех годах. В родных местах еще догорала Гражданская война, свирепствовали банды, вспыхивали мятежи. Детство раздвоилось: сначала оно было лесное, позже - городское. Обе эти струи, не смешиваясь, долго текли и так и остались в душе Д. Гранина раздельными. Детство лесное - это баня со снежным сугробом, куда прыгали распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи (а лыжи городские - узкие, на которых ходили по Неве до самого залива). Лучше всего помнятся горы пахучих желтых опилок вблизи пилорам, бревна, проходы лесобиржи, смолокурни, и сани, и волки, уют керосиновой лампы, вагонетки на лежневых дорогах.

Матери - горожанке, моднице, молодой, веселой - не сиделось в деревне. Поэтому она восприняла как благо переезд в Ленинград. Для мальчика потекло детство городское - учеба в школе, наезды отца с корзинами брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето - у него в лесу, в леспромхозе, зимою - в городе. Как старшего ребенка, его, первенца, каждый тянул к себе. Это не была размолвка, а было разное понимание счастья. Потом все разрешилось драмой - отца сослали в Сибирь, куда-то под Бийск, семья осталась в Ленинграде. Мать работала портнихой. И дома прирабатывала тем же. Появлялись дамы - приходили выбирать фасон, примеривать. Мать любила и не любила эту работу - любила потому, что могла проявить свой вкус, свою художественную натуру, не любила оттого, что жили бедно, сама одеться она не могла, молодость ее уходила на чужие наряды.

Отец после ссылки стал "лишенцем", ему было запрещено жить в больших городах. Д. Гранина, как сына "лишенца", не принимали в комсомол. Учился он в школе на Моховой. Там оставалось еще несколько преподавателей находившегося здесь до революции Тенишевского училища - одной из лучших русских гимназий. В кабинете физики ученики пользовались приборами времен Сименса-Гальске на толстых эбонитовых панелях с массивными латунными контактами. Каждый урок был как представление. Преподавал профессор Знаменский, потом его ученица-Ксения Николаевна. Длинный преподавательский стол был как сцена, где разыгрывалась феерия с участием луча света, разложенного призмами, электростатических машин, разрядов, вакуумных насосов.

У учительницы литературы не было никаких аппаратов, ничего, кроме любви к литературе. Она организовала литературный кружок, а большая часть класса стала сочинять стихи. Один из лучших школьных поэтов стал известным геологом, другой - математиком, третий - специалистом по русскому языку. Поэтом никто не стал.

Несмотря на интерес к литературе и истории, на семейном совете было признано, что инженерная специальность более надежная. Гранин поступил на электротехнический факультет Политехнического института, который окончил в 1940 году. Энергетика, автоматика, строительство гидростанций были тогда профессиями, исполненными романтики, как позже атомная и ядерная физика. Многие преподаватели и профессора участвовали еще в создании плана ГОЭЛРО. О них ходили легенды. Они были зачинателями отечественной электротехники, были своенравны, чудаковаты, каждый позволял себе быть личностью, иметь свой язык, сообщать свои взгляды, они спорили друг с другом, спорили с принятыми теориями, с пятилетним планом.

Студенты ездили на практику на Кавказ, на Днепрогэс, работали на монтаже, ремонте, дежурили на пультах. На пятом курсе, в разгар дипломной работы, Гранин стал писать историческую повесть о Ярославе Домбровском. Писал не о том, что знал, чем занимался, а о том, чего не знал и не видел. Тут было и польское восстание 1863 года, и Парижская коммуна. Вместо технических книг он выписывал в Публичной библиотеке альбомы с видами Парижа. Об этом увлечении никто не знал. Писательства Гранин стыдился, а написанное казалось безобразным, жалкимени Но остановиться он не мог.

После окончания учебы Даниила Гранина направили на Кировский завод, где он начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях.

С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну. Однако пустили не сразу. Пришлось добиваться, хлопотать, чтобы сняли бронь. Война прошла для Гранина, не отпуская ни на день. В 1942 году на фронте он вступил в партию. Воевал на Ленинградском фронте, потом на Прибалтийском, был пехотинцем, танкистом, а кончал войну командиром роты тяжелых танков в Восточной Пруссии. В дни войны Гранин встретил любовь. Как только успели зарегистрироваться, так объявили тревогу, и они просидели, уже мужем и женой, несколько часов в бомбоубежище. Так началась семейная жизнь. Этим и надолго прервалась, до конца войны.

Всю блокадную зиму просидел в окопах под Пушкино. Потом послали в танковое училище и оттуда уже офицером-танкистом на фронт. Была контузия, было окружение, танковая атака, было отступление - все печали войны, все ее радости и ее грязь, всего нахлебался.

Доставшуюся послевоенную жизнь Гранин считал подарком. Ему повезло: первыми его товарищами в Союзе писателей стали поэты-фронтовики Анатолий Чивилихин, Сергей Орлов, Михаил Дудин. Они приняли молодого писателя в свое громкое, веселое содружество. А кроме того, был Дмитрий Остров, интересный прозаик, с которым Гранин познакомился на фронте в августе 1941 года, когда по дороге из штаба полка они вместе ночевали на сеновале, а проснувшись, обнаружили, что кругом немцы...

Именно Дмитрию Острову Гранин и принес в 1948 году свою первую законченную повесть о Ярославе Домбровском. Остров, похоже, повесть так и не прочитал, но тем не менее убедительно доказал другу, что если уж хочется писать, то писать надо про инженерную свою работу, про то, что знаешь, чем живешь. Ныне Гранин советует это молодым, видимо, позабыв, какими унылыми ему самому тогда показались подобные нравоучения.

Первые послевоенные годы были прекрасными. Тогда Гранин еще не думал стать профессиональным писателем, литература была для него всего лишь удовольствием, отдыхом, радостью. Кроме нее была работа - в Ленэнерго, в кабельной сети, где надо было восстанавливать разрушенное в блокаду энергохозяйство города: ремонтировать кабели, прокладывать новые, приводить в порядок подстанции, трансформаторное хозяйство. То и дело происходили аварии, не хватало мощностей. Поднимали с постели, ночью - авария! Надо было откуда-то перекидывать свет, добывать энергию погасшим больницам, водопроводу, школам. Переключать, ремонтировать... В те годы - 1945-1948 - кабельщики, энергетики, чувствовали себя самыми нужными и влиятельными людьми в городе. По мере того как энергохозяйство восстанавливалось, налаживалось, у Гранина таял интерес к эксплуатационной работе. Нормальный, безаварийный режим, которого добивались, вызывал удовлетворение и скуку. В это время в кабельной сети начались опыты по так называемым замкнутым сетям - проверялись расчеты новых типов электросетей. Даниил Гранин принял участие в эксперименте, и его давний интерес к электротехнике ожил.

В конце 1948 года Гранин вдруг написал рассказ, про аспирантов. Назывался он "Вариант второй". Даниил Александрович принес его в журнал "Звезда", где его встретил Юрий Павлович Герман, который ведал в журнале прозой. Его приветливость, простота и пленительная легкость отношения к литературе чрезвычайно помогли молодому писателю. Легкость Ю. П. Германа была свойством особым, редким в отечественной литературной жизни. Заключалось оно в том, что литература понималась им как дело веселое, счастливое при самом чистом, даже святом, отношении к нему. Гранину повезло. Потом уже ни у кого он не встречал такого празднично-озорного отношения, такого наслаждения, удовольствия от литературной работы. Рассказ был напечатан в 1949 году, почти без поправок. Был замечен критикой, расхвален, и автор решил, что отныне так и пойдет, что он будет писать, его сразу будут печатать, хвалить, славить и т.п.

К счастью, следующая же повесть - "Спор через океан", напечатанная в той же "Звезде", была жестоко раскритикована. Не за художественное несовершенство, что было бы справедливо, а за "преклонение перед Западом", которого в ней как раз и не было. Несправедливость эта удивила, возмутила Гранина, но не обескуражила. Необходимо заметить, что инженерная работа создавала прекрасное чувство независимости. Кроме того, его поддерживала честная взыскательность старших писателей - Веры Казимировны Кетлинской, Михаила Леонидовича Слонимского, Леонида Николаевича Рахманова. В Ленинграде в те годы еще сохранилась замечательная литературная среда - были живы Евгений Львович Шварц, Борис Михайлович Эйхенбаум, Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова, Вера Федоровна Панова, Сергей Львович Цимбал, Александр Ильич Гитович,- то разнообразие талантов и личностей, которое так необходимо в молодости. Но, может, более всего помогал Гранину участливый интерес ко всему, что он делал, Таи Григорьевны Лишиной, ее басовитая беспощадность и абсолютный вкус... Она работала в Бюро пропаганды Союза писателей. Многие писатели обязаны ей. У нее в комнатке постоянно читались новые стихи, обсуждались рассказы, книги, журналы...

Вскоре Даниил Гранин поступил в аспирантуру Политехнического института и одновременно приступил к роману "Искатели". К тому времени уже вышла многострадальная книга "Ярослав Домбровский". Параллельно Гранин занимался и электротехникой. Он напечатал несколько статей, перешел к проблемам электрической дуги. Однако эти таинственные, интересные занятия требовали времени и полной погруженности. По молодости, когда сил много, а времени еще больше, казалось, что можно совместить науку и литературу. И хотелось их совместить. Каждая из них тянула к себе все с большей силой и ревностью. Каждая была прекрасна. Пришел день, когда Гранин обнаружил в душе опасную трещину. Пришло время выбирать. Либо - либо. Вышел роман "Искатели", он имел успех. Появились деньги, можно было перестать держаться за свою аспирантскую стипендию. Но Гранин долго еще тянул, чего-то ждал, читал лекции, работая на полставки, никак не хотел отрываться от науки. Боялся, не верил в себя... В конце концов это произошло. Не уход в литературу, а уход из института. Впоследствии писатель иногда жалел, что сделал это слишком поздно, поздно стал писать всерьез, профессионально, но, бывало, жалел, что бросил науку. Лишь теперь Гранин начинает постигать смысл слов Александра Бенуа: "Величайшая роскошь, которую только может себе позволить человек, - всегда поступать так, как ему хочется".

Гранин писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве - все это было его темой, его окружением, его друзьями. Ему не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Он любил этих людей - своих героев, хотя жизнь их была небогата событиями. Изобразить ее внутреннее напряжение было нелегко. Еще труднее было ввести читателя в курс их работы, чтобы читатель понял суть их страстей и чтобы не прикладывать к роману схемы и формулы.

Решающим рубежом был для Гранина ХХ съезд партии. Он заставил по-иному увидеть и войну, и себя, и прошлое. По-иному - это значило увидеть ошибки войны, оценить мужество народа, солдат, самих себя...

В 60-е годы Гранину казалось, что успехи науки, и прежде всего физики, преобразят мир, судьбы человечества. Ученые-физики казались ему главными героями того времени. К 70-м тот период кончился, и в знак прощания писатель создал повесть "Однофамилец", где как-то попробовал осмыслить свое новое отношение к прежним своим увлечениям. Это не разочарование. Это избавление от излишних надежд.

Пережил Гранин и другое увлечение - путешествиями. Вместе с К. Г. Паустовским, Л. Н. Рахмановым, Расулом Гамзатовым, Сергеем Орловым они поехали в 1956 году в круиз вокруг Европы па теплоходе "Россия". Для каждого из них это был первый выезд за границу. Да не в одну страну, а сразу в шесть - это было открытие Европы. С тех пор Гранин стал много ездить, ездил далеко, через океаны - в Австралию, Кубу, Японию, США. Для него это была жажда увидеть, понять, сравнить. Ему довелось спускался на барже по Миссисипи, бродить по австралийскому бушу, жить у сельского врача в Луизиане, сидеть в английских кабачках, жить на острове Кюрасао, посетить множество музеев, галерей, храмов, бывать в разных семьях - испанских, шведских, итальянских. Кое о чем писателю удалось написать в своих путевых записках.

Постепенно жизнь сосредоточивалась на литературной работе. Романы, повести, сценарии, рецензии, очерки. Писатель пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики.

Говорят, что биография писателя - его книги. Среди написанных Д. А. Граниным - романы: "Блокадная книга" (в соавторстве с А. Адамовичем), "Зубр", "Эта странная жизнь". Писателю удалось сказать о ленинградской блокаде то, чего никто не говорил, рассказать о двух великих русских ученых, судьбу которых замалчивали. Среди других произведений - романы "Искатель", "Иду на грозу", "После свадьбы", "Картина", "Бегство в Россию", "Однофамилец", а также публицистические произведения, сценарии, путевые записки.

Д. А. Гранин - Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, член Академии информатики, член Президентского Совета, президент Фонда Меншикова.

Д. Гранин создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения в стране. Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда, потом России, он был депутатом Ленсовета, членом обкома, во времена Горбачева - народным депутатом. Писатель воочию убедился, что политическая деятельность не для него. Осталось лишь разочарование.

Увлекается спортом и путешествиями.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Признанный классик русской литературы, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин. Он родился в 1919 году, когда страна только восстанавливалась после революции. В 21 год Гранин ушел на фронт – и спустя долгих четыре года, в 25 лет, после окончания боевых действий, он вернулся на родину, которой его силами и силами тысяч других таких же молодых людей предстояло возрождаться уже после тяжелой войны. В 30 лет Даниил Гранин уже печатался. К 1976 году он получил первую государственную награду. До последних дней своей жизни он писал, писал, писал…

Несмотря на то, что Даниил Александрович Гранин оставался нашим современником, о нем до сих пор многое неизвестно. Существуют разные мнения даже касательно его места рождения. Например, некоторые исследователи его творчества считают, что Гранин родился в Саратовской области, хотя официальная биография говорит о том, что это произошло под Курском.

1 января 1919 года, когда весь мир отмечал Новый год, лесник Александр Данилович Герман и его супруга Анна Бакировна встречали своего новорожденного сына Даниила. Никто не мог представить, каких высот добьется деревенский мальчик, родившийся в совершенно новой стране в абсолютно безумное время.

Когда Даниил подрос, родители приняли решение переехать в Ленинград, чтобы дать сыну достойное образование. Именно там, на Моховой улице близ Литейного проспекта, стояла школа, в которой юной Даниил Герман, по его воспоминаниям, «влюбился в учебу». Особенно ему нравились уроки физики, хотя при этом вторым важнейшим для него предметом, конечно же, была литература. За средним образованием, легко давшимся юноше, последовало высшее – однако тут не обошлось без колебаний. Даниил страстно любил историю, книги, литературу и язык, но родители настояли на своем: раз юноша интересуется физикой, то самым правильным будет поступить на инженерную специальность. Так будущий писатель оказался в Ленинградском политехническом институте (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

Даниил Гранин в 1940-е годы/ Фото: РИА "Новости"

Даниил Герман был принят на электромеханический факультет, который выдал ему диплом в 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны. Сразу по окончании вуза молодого специалиста сразу же взяли на работу на Кировский завод Северной столицы. В июле 1941 года именно оттуда 21-летний петербуржец добровольцем ушел на фронт в составе заводского народного ополчения. В будущем ни одно интервью прославленного писателя е обходилось без вопросов о войне, многие его тексты и книги были посвящены великой трагедии, у большинства читателей его имя неразрывно связано с Великой Отечественной войной. Особое место в его библиографии занимает «Блокадная книга» - сборник документальной прозы о блокаде Ленинграда (1941 – 1944), написанной в соавторстве с белорусским прозаиком Алесем Адамовичем. Его по праву называли «последним писателем Великой Отечественной войны».

Начало Великой Отечественной войны Даниил Герман встретил на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, затем воевал на Лужском рубеже, на Пулковых высотах. В 1943 году был откомандирован в Ульяновское танковое училище и далее воевал в войсках тяжелой артиллерии. Так он дослужился до командира танковой роты, в звании которого закончил в войну на территории Восточной Пруссии. В 1945 году, после Великой Отечественной войны, он вернулся к инженерной службе, занимался восстановлением энергетического хозяйства в послевоенном Ленинграде.

Даниил Гранин и Алесь Адамович на встрече с ветеранами-блокадниками. В центре - одна из героинь "Блокадной книги" Евгения Строганова/ Фото: Алексей Варфоломеев, РИА "Новости"

Хотя сам писатель считал своим литературным дебютом рассказ «Вариант второй», опубликованный в 1949 году в журнале «Звезда», его творческая карьера началась намного раньше. Еще до войны он писал рассказы о Парижской коммуне в журнал «Резец» - они датируются 1937 годом. Спустя многие годы он вернулся к ним и превратил короткие тексты в историческую повесть «Ярослав Домбровский». Но публикация в «Звезде» действительно открыла миру нового писателя- именно тогда, в 1949 году, уроженец Курской губернии Даниил Александрович Герман взял свой знаменитый псевдоним Гранин. Это произошло по просьбе журнального редактора отдела прозы, его однофамильца Юрия Германа. В том же году была напечатана «Победа инженера Корсакова» (1950). Он выбрал для своего творчества тему, которая была важна для всего СССР – науку и промышленность. Его героями были инженеры и ученые, исследователи и строители ГЭС. Много позже, уже став знаменитым писателем, он создал документальные биографические произведения, в которых рассказал истории биолога-генетика Николая Тимофеева-Ресовского (1987) и биолога и энтомолога Александра Любищева (1974), которые внесли большой вклад в развитие и популяризацию науки в СССР.

Известность пришла к Гранину в 1955 году после публикации романа «Искатели» . История о советском ученом Андрее Лобанове понравилась всем - и коллегам, и читателям, и властям.Изобретатель не только пытается создать уникальный для того времени прибор – локатор для поиска мест разрыва телефонных сетей, но и ведет борьбу с бумажной волокитой и бюрократической системой во имя научных изысканий. После этой работы Гранина не только избрали делегатом на Второй съезд писателей, но и впервые в жизни экранизировали его роман. Полнометражный цветной фильм 1956 года был поставлен на «Ленфильме» Михаилом Шапиро. Публика была в восторге!

Спустя еще несколько лет писатель вновь оказался впереди коллег по цеху - его роман «Иду на грозу» стал открытием для советского читателя. Его называли прорывом, его считали лучшим романом года (если не десятилетия). В центре сюжета романа 1962 года снова оказались ученые, молодые физики Сергей и Олег. Еще студентами они начали изучать грозу и решили, что могут обуздать стихию. Их цель проста - они хотят научиться управлять вспышками молний и раскатами грома. Но в какой-то момент между друзьями возникает противоречие. Один считает, что в основе всего лежит поиск истины, в то время как другой готов пойти на все ради успеха. Экзистенциальный и психологический, по-своему революционный роман не прошел мимо читателей и стал настольной книгой своего и последующего поколений. «Иду на грозу» был дважды экранизирован - в 1965 на «Ленфильме» был снят одноименный фильм Сергея Микаэляна, а в 1987 на «Мосфильме» был подготовлен ремейк «Поражение» Булата Мансурова.

Наконец в 70-х имя Даниила Гранина вновь появилось на страницах газет и журналов. В «Новом мире» вышла подборка документальной прозы, которая позже была опубликована в виде «Блокадной книги». Она стала одной из самых обсуждаемых не только среди ленинградцев, но и по всей стране. Хроника блокады Ленинграда, пугающие документальные сюжеты прошлого стали открытием - многие читатели вступали в полемику с писателем, спорили с ним и обвиняли в фальсификации. Отметим, что первая часть «Блокадной книги» была опубликована в московском толстом литературном журнале неспроста. В «Новом мире» текст вышел еще в 1977 году, но в Ленинграде, где в те времена первым секретарем Ленинградского обкома КПСС был жесткий управленец Григорий Романов, был наложен запрет на печать блокадных историй Гранина и Адамовича. Книга появилась на свет лишь в 1984 году, после смены городского руководства и переезда Григория Романова в столицу.

До последних дней Даниил Гранин писал - за годы жизни он создал десятки крупных и малых произведений, среди которых «Обратный билет» , «Река времен» , «Зубр» , «Наш комбат» , «Неизвестный человек», «Вечера с Петром Великим», «Мой лейтенант» и многие другие. В библиографии Гранина встречаются шпионские и документальные романы, биографии советских и европейских ученых, повести и эссе, очерки о путешествиях и научные статьи.

Весной 2017 года в Москве была издана последняя книга Даниила Гранина «Она и все остальное» . Свежая работа лишь косвенно касалась военной темы - новый роман был написан в первую очередь о любви. Об отношениях питерского инженера и немки, изучающей наследие архитектора Шпреера, видного деятеля Третьего рейха. Критики даже успели сравнить его с бунинской прозой, настолько нетипичной для Гранина стала «Она и все остальное».

Даниил Гранин скончался 4 июля в Санкт-Петербурге. Писатель и общественный деятель, киносценарист и ветеран войны, он не дожил до 100-летнего юбилея всего полтора года. В 2017 году он был награжден президентом России Владимиром Путиным государственной премией «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Кроме того, он становился лауреатом государственных премий СССР и дважды РФ, а также Президента РФ. С 2005 года он носил звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Прощание с писателем пройдет в Таврическом музее Санкт-Петербурга 8 июля. В этот же день Даниил Гранин будет похоронен на Комаровском кладбище рядом с супругой.