Государственный политехнический музей. Политех на вднх. Как доехать до «Научных лабораторий»

П ервые экспонаты в Политехническом музее появились в 1872 году. За полтора века коллекция выросла настолько, что залы ее не вмещают: часть собрания хранится в фондохранилище. Однако в это своеобразное музейное закулисье может попасть на экскурсию каждый посетитель. Представляем 5 наиболее ценных экспонатов из открытых фондов Политехнического музея .

Фотокамера Photographe Шевалье

Фотокамера Photographe - одно из первых поступлений в музей с московской Политехнической выставки 1872 года. Это ящичная магазинная дагерротипная фотокамера с комбинированным фотообъективом Р.V.С. (Photographe à Verres Combinés), в которой кассеты внутри кассетного магазина перемещаются вручную. И камеру, и фотообъектив сконструировал оптик и физик Шарль Луи Шевалье в 1840 году.

В 1843 году Сергей Левицкий, первый русский фотохудожник и придворный фотограф, путешествовал по Кавказу и делал там фотоснимки. Его камера была оснащена объективом P.V.C. Несколько своих лучших дагерротипов Левицкий послал Шарлю Шевалье. В 1849 году на Всемирной промышленной выставке в Париже за дагерротипы с видами Пятигорска и его окрестностей оптику Шевалье была присуждена золотая медаль. Это была первая высшая награда в истории фотографии. Так объектив Р.V.С. стал известен у современников - он был популярен у фотографов вплоть до 1860-х годов.

Телеграфный аппарат Павла Шиллинга

Телеграф Шиллинга - первый электромагнитный телеграф в мировой истории. Сегодня существуют только два подлинных аппарата Павла Шиллинга. Один из них хранится в Центральном музее связи в Санкт-Петербурге, другой - в экспозиции Политехнического музея . Оба аппарата отреставрировал в 1886 году - к столетию со дня рождения изобретателя - главный механик петербургского телеграфа Иван Деревянкин.

Член Петербургской академии наук Шиллинг впервые продемонстрировал «дальноизвещающую машину» в своей квартире в октябре 1832 года. Два аппарата первой в мире линии электромагнитного телеграфа стояли в разных комнатах. С помощью специального кода они передавали цифры и буквы со скоростью 10 знаков в минуту. Сеансы «связи» устраивались регулярно, их можно было посещать до рождественских праздников . На одной из демонстраций присутствовал император Николай I .

Изобретение электромагнитного аппарата стало важным научным событием: телеграфный код к аппарату заложил основы кодирования информации, которые используются и сегодня.

Ахроматический телескопический микроскоп Франца Эпинуса

В Политехническом музее хранится единственный экземпляр первого в мире ахроматического телескопического микроскопа, изготовленного мастером Иоганном Готлибом Тидеманом по проекту Франца Эпинуса.

Первый ахроматический микроскоп академик Петербургской академии наук Эпинус сконструировал в 1784 году. Он использовал наработки механика Леонарда Эйлера, которому принадлежала идея ахроматизации объектива, и математика Николая Фусса - он произвел необходимые расчеты. Качество изображения в микроскопе Эпинуса было на порядок выше: ахроматический объектив сглаживал часть помех.

В истории науки микроскоп Эпинуса занимает особое место. Это был первый микроскоп, созданный на основе математических расчётов, а не подбора линз опытным путем. Франц Эпинус о нем писал: «Мой новый микроскоп если и не заставит немедленно отказаться и забыть все те, которые существуют в настоящее время, то спустя немного лет нельзя будет найти никого, кто бы пользовался иными микроскопами, чем изобретённым мною» .

В 1805 году ректор Дерптского (ныне Тартуского) университета Георг Паррот заказал микроскоп у немецкого оптика Иоганна Тидемана. В 1827 году Петербургская академия наук приобрела у Дерптского университета один из этих микроскопов. Это помогло сохранить его для потомков: второй экземпляр погиб во время оккупации Тарту в 1942 году.

«Указатель часов всего земного шара» Для определения местного, церковного времени и географической долготы Петра Хавского

«Указатель часов всего земного шара» появился в те годы, когда идея унифицированной системы времяисчисления только зарождалась. Расчеты для часов подготовил специалист по русской хронологии Петр Хавский в 1850-е годы. В Политехническом музее хранится первый авторский экземпляр, который изготовил часовой мастер и гравер Дмитрий Гаврилов. На циферблате надпись: «Сочинение П. Хавского, а издание и устройство Д. Гаврилова». Сохранилось рекламное объявление, из которого ясно, что часовой выпускал приборы разного дизайна.

На циферблаты «Указателя часов» вынесены названия 135 городов, время и меридианы которых можно определить относительно нулевых точек - острова Ферро, Москвы, Парижа.

На приборе есть специальная шкала, позволяющая переводить церковное время в гражданское и наоборот. Как ее применять, Павел Хавский подробно рассказал в брошюре с описанием часов. Шкала помогала историкам, которые работали с древними летописями: с ее помощью ученые точно вычислили гражданское время Куликовской битвы 1380 года.

Автомобиль «Руссо-Балт К12/20»

В Политехническом музее хранится собрание уникальных автомобилей , изготовленных до 1918 года. Среди них есть российский автомобиль «Руссо-Балт К12/20» 1911 года. Это единственный сохранившийся до наших дней легковой автомобиль этой марки.

В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На «К12/20» с кузовами ландоле ездили известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.

Экспонат, который хранится в Политехническом музее, был обнаружен в 1963 году в городе Кимры Калининской области (сегодня - Тверская область). Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась: хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького , и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. К 50-летию Великой Октябрьской революции машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла свое место в экспозиции.

Благодарим за помощь в подготовке публикации и предоставленные иллюстрации

Пока историческое здание Политехнического музея закрыто на реконструкцию, на территории ВДНХ работает временная экспозиция музея. Мы назвали ее «Россия делает сама». Здесь можно узнать о легендарных российских ученых прошлого и настоящего, знаменитых и малоизвестных научных и технических разработках разных лет, поучаствовать в настоящих экспериментах. Над созданием экспозиции работали ученые, журналисты, дизайнеры, художники из разных городов нашей страны.

Время работы экспозиции:

ВТ–ПТ: 11:00–19:00
СБ–ВС: 11:00–21:00
ПН: выходной день
Кассы и гардероб закрываются за час до окончания работы экспозиции.
Последняя среда нечетного месяца ー санитарный день.

Стоимость билетов:

  • Взрослые ー 350 рублей в будние дни, 400 рублей в выходные дни
  • Дети до 16 лет ー бесплатно

Дети до 14 лет проходят на экспозицию только в сопровождении взрослых.
К оплате принимаются банковские карты.
Чтобы получить льготный или бесплатный билет, пожалуйста, покажите кассиру документ, подтверждающий льготы.

Льготные билеты:

  • Пенсионеры ー 150 рублей в будние дни, 200 рублей в выходные дни
  • Студенты ВУЗов ー 200 рублей в будние дни, 250 рублей в выходные дни (при себе необходимо иметь студенческий билет или карту ISIC/ITIC/IYTC)

Бесплатные билеты:

  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы
  • Инвалиды, участники Великой Отечественной войны
  • Сотрудники государственных музеев РФ и члены ICOM
  • Многодетные семьи.

Стоимость экскурсий:

  • индивидуальная группа 1–5 человек – от 2800 руб.;
  • индивидуальная группа 6–12 человек – 5400 руб.;
  • школьная группа 5–7 человек – 2200 руб.;
  • школьная группа 8–12 человек – от 3600 руб.;
  • детский день рождения 8−12 человек – 14800 руб.

Экскурсии

Обзорная экскурсия

Интересно будет детям и взрослым, причем как новичкам, так и тем, кто уже был в музее и теперь хочет подробнее изучить экспозицию.

Экскурсия поможет сформировать целостное представление о ключевых достижениях советской, российской и мировой науки и поразмышлять о неочевидных взаимосвязях технических, естественных и гуманитарных наук. Вы узнаете о семи важных для современной науки темах, каждой из которых посвящен отдельный зал.

– это рассказ о самых амбициозных проектах по использованию ядерной энергии и одновременно о страшных последствиях ядерной войны. – как люди «приручали» молнию и что такое «Токамак». – о невидимых, но вполне ощутимых электромагнитных волнах. – о голограммах, неотличимых от реальных предметов. – о том, какие идеи ученые позаимствовали у природы. – о точных математических расчетах и первых роботах. – о том, как мечта о полете в космос стала реальностью.

Заказывая экскурсию, вы можете назвать наиболее интересные вам темы, и экскурсовод остановится на них подробнее.

Экскурсия «4 силы в природе»

Будет интересна старшеклассникам, плутающим в дебрях школьного курса физики и желающим соотнести теоретические знания с тем, что можно увидеть собственными глазами.

В мире действуют всего четыре силы, и в рамках этих четырех взаимодействий можно описать все явления природы, будь то падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок пингвина в воду или радиоактивный распад вещества. Это гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия.

Гравитационная сила, например, самая слабая из всех, но радиус ее действия бесконечен. У электромагнитной силы, являющейся сочетанием электрического и магнитного полей, тоже бесконечный радиус действия. Кроме сильного ядерного взаимодействия, открывшего нам атомную бомбу и атомные электростанции, известно и слабое ядерное взаимодействие. Яркий пример - это радиоактивный распад: зная время распада, можно определять возраст самых разных объектов из далекого прошлого. Иначе как бы еще ученые узнали, в какую эпоху жили динозавры?

Человечество постепенно осваивает и использует четыре силы в своих целях. В ходе экскурсии ребята узнают, где эти силы нам помогают, а где их приходится преодолевать.

Экскурсия «Бионика»

Будет интересна ученикам младших и средних классов вне зависимости от тяги к естественнонаучному или гуманитарному знанию.

В природе все идеально рассчитано. Она разумна, рациональна и изобретательна, поэтому ученые и инженеры всего мира пытаются заимствовать действующие в ней принципы. А какие технологии, придуманные природой, использует человек?

Изучением природного электричества - молний - ученые начали заниматься очень давно. Со временем смогли получить свою искусственную молнию – электрический разряд. Радиолокация, основанная на принципе отражения волн, родилась из наблюдения за поведением некоторых животных. Например, бабочки, летучие мыши, дельфины используют ультразвук, чтобы ориентироваться в пространстве и облетать препятствия. Ультразвуковые датчики в машинах хранят автомобиль от удара о бордюр при парковке и предупреждают водителя о наличии машины в «слепой зоне».

Даже способы перемещения в пространстве мы все время подсматриваем у природы: самолеты похожи на птиц, подводные лодки - на рыб. Принцип реактивного движения ракет - и тот взят у медузы, которая сокращением мускулов выталкивает из-под своего колоколообразного тела воду и получает толчок в обратном направлении. Подсказками природы человек пользуется и в быту: идея липучки для одежды, например, позаимствована у репейника.

В ходе экскурсии ребята узнают, какими еще открытиями и изобретениями человечество обязано наблюдению за природой.

Экскурсия Изобретения и изобретатели

На экскурсии посетители откроют для себя неизвестные ранее факты из жизни известных изобретателей, проникнут в ход их мыслей и вместе с ними пройдут путь от первых идей до воплощения изобретений в жизнь.Технические подробности останутся за рамками экскурсии, а в центре внимания окажутся личные истории, переживания, неожиданные повороты событий и судьбы. Экскурсанты выяснят, что изобретение Льва Термена было не просто новым музыкальным инструментом, но еще и кремлевской сигнализацией, откроют для себя трагическую историю Георга Рихмана и узнают первые слова, переданные Александром Поповым по радио.

Специальные программы

Лаборатория голографии

Политехнический музей приглашает в в павильоне №26 на ВДНХ. Посетителей экспозиции «Россия делает сама» ждет увлекательный эксперимент по созданию трехмерных изображений.

По выходным в лаборатории смогут заниматься дети старше 9 лет, их родители и взрослые, заинтересованные этой темой. На занятии посетители познакомятся с историей и методом технологии, а затем научатся делать голограммы самостоятельно.

Занятия проводятся по средам и субботам с 12:00 до 18:00, каждое занимает 30–40 минут.

В другие дни проведение занятий возможно только по предварительной записи по телефону: +7 (495) 780−60−27.

Обратите внимание, что занятие проводится для группы не более 6 человек.

Посещение лаборатории голографии оплачивается дополнительно к входу экспозиции «Россия делает сама». Для взрослых общий билет на экспозицию и в новую лабораторию стоит 700 рублей, детский билет в лабораторию голографии – 500 рублей.

Цель - Марс

Школьники познакомятся с историей развития космонавтики, текущим положением дел и перспективами освоения космоса. Мы поговорим о невесомости, гравитации, вакууме, космическом излучении и об условиях жизни в космическом пространстве. Выслушаем идеи о том, как построить колонию на Марсе, поспорим о встречах с инопланетянами и помечтаем о полетах к другим звездным системам.

Участники занятия увидят макет ракетоплана Циолковского, скафандр для выхода в открытый космос, некоторые предметы быта со станции «Мир» и космическую оранжерею, в которой растения выращивают по специальной технологии. В период созревания урожая самые смелые ребята смогут попробовать овощи из нашей оранжереи.

Возраст: 12 – 16 лет.

Лаборатория биохакинга

Политехнический музей приглашает детей от 6 лет, их родителей и заинтересованных взрослых на занятия в . На занятии «Молекулярный парфюмер» мы узнаем, что такое запахи, почему они нас так волнуют и правда ли, что мы выбираем друзей и любимых по запаху. А главное – научимся «ловить» запахи в пробирку и смешивать из них самые настоящие духи. На занятие можно приносить специи, а также сильно пахнущие фрукты (например, цитрусовые) и полевые цветы, из которых вы хотите получить запах.

Обратите внимание: детей от 6 до 8 лет мы ждем непременно в сопровождении взрослых, отдельный билет для взрослого покупать не надо. Дети от 8 лет могут приходить без родителей, а если кто-то из взрослых все равно хочет присутствовать, ему потребуется билет.

Внимание! Занятия проводятся только по предварительной записи для групп от 5 до 12 человек. Чтобы записаться, пожалуйста, оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с вами по телефону.

«Сепулька. Версия 2.0» (9−15 лет)

Предлагаем ученикам средней школы занятия по конструированию из LEGO! В программе циклы по 4 занятия, на которых ученикам предстоит сконструировать свою версию наиболее популярных экспонатов музея.

Первый цикл посвящен всеми любимому роботу Сепульке. Мы подарим ему вторую жизнь при помощи конструктора Lego Technic и заодно познакомимся с основами инженерного проектирования, механики, геометрии и черчения. В конце цикла мы соберем действующую модель на радиоуправлении, причем ученики смогут не только воспользоваться нашей инструкцией, но и предложить свои варианты сборки.

Периодически мы проводим и второй цикл занятий, следите за анонсами. Мы спроектируем современный вариант стопоходящей машины Чебышева, изучим лямбда-механизм и другие способы преобразования вращательного движения.

Обе модели уникальны и разработаны преподавателем с чистого листа.

«Атомная энергетика: за или против» (10–11 класс)

Признать, что в науке существуют вопросы, не имеющие однозначного ответа, необходимо, чтобы избежать ошибок, цена которых может оказаться для человечества слишком высокой. Вот и мы не будем настаивать на том, что есть правильная точка зрения, а есть – неправильная.

Это занятие разработано специально для учащихся 10−11 классов специализированных школ с углубленным изучением физики. Занятие для старшеклассников «Атомная энергетика: за или против» мы изначально задумывали в дискуссионном формате, и проводится оно одновременно двумя экскурсоводами.

– Экскурсовод расскажет, как протекает цепная реакция, как можно контролировать этот процесс и использовать его для получения энергии, опишет и покажет конструкцию и принцип работы ядерного реактора.

– Затем они рассчитают, на какой период хватит запасов урана при условии, что все население Земли будет обеспечено электричеством.

– А после разделятся на группы для ролевой дискуссии – одна группа выступит в поддержку использования и развития атомной энергетики, а вторая – против.

«На урок без портфеля» (1–4 класс)

Прекрасно было бы, если бы школьные знания сами запрыгивали в голову, а любая теория сразу проверялась на практике! О такой школе можно только мечтать – одинаково любимыми в ней были бы все предметы: и математика, и биология, и музыка. А ведь в Политехе есть все, чтобы сделать обучение самым увлекательным и веселым занятием на свете! На музейном «уроке без портфеля» будет и музыка (узнаем все о терменвоксе), и информатика (разберемся, как работает гидрокомпьютер), и биология (выясним, чем природа помогла изобретателям). Плюс масса интересного о роботах, о том, как приручить молнию и можно ли жить на других планетах.


Продолжительность занятия – до 1 часа 30 минут.

«Школа без парты» (4–6 класс)

… и тогда великий Архимед воскликнул: «Эврика!» (что в переводе с греческого значит: «Нашел!»).

Красивая легенда о том, как Архимед открыл свой знаменитый закон, известна всем, даже школьникам. Но только взрослые понимают, что в реальности путь к научному открытию оказывается куда дольше и сложнее. А начинается он всегда с простого вопроса: «Почему?».

У школьников множество вопросов об окружающем мире, а энергии, любопытства и желания экспериментировать – еще больше. Именно таких любознательных и активных учеников ждет Политехнический музей на своей интерактивной экскурсии «Школа без парты».

Мы расскажем ребятам о том, как появилась идея реактивного движения, каким образом ученые научились использовать магнитные поля и почему листья на деревьях становятся желтыми. Ну, а кроме того - побываем в лаборатории голографии, узнаем историю изобретения голограммы, а в конце программы каждый школьник получит голограмму в подарок.
Но не будем раскрывать все секреты сразу. Приходите и удивляйтесь!

Предварительная запись обязательна (подробности по телефону: +7 495 780−60−27.

Продолжительность занятий: до 1 часа 30 минут.

Вступай в игру! (1−4 класс)

Весной территория Политехнического музея превратится в поле для игры. Казалось бы, бросай кубик, двигайся вперед, выполняй задания и ты сможешь прийти к финишу первым. Но все не так просто. Политех ломает привычные правила: ты не выберешься из игры, пока вся команда не наберет нужный вес. Вес чего? Об этом, конечно, можно узнать только в самом конце.

Необычные научные задания, эксперименты, измерения, вычисления - вот что ждет участников в музее. Хороший повод повторить математику, расширить знания об окружающем мире, немного заглянуть в физику, а главное - поиграть и поработать всем классом.

Программа подходит для проведения выпускного из начальной школы.
Длительность программы: 1 час 15 минут.

День рождения в Политехе

Поиск интересных идей для детского праздника – то, с чем сталкиваются все родители: кафе и клоуны рано или поздно надоедают, а день рождения-то каждый год! Требуются новые варианты, желательно – лучше прежних. Приходите праздновать день рождения в Политехнический музей, это точно будет увлекательно, да еще и познавательно. Нет, мы всецело за право детей расслабиться и не учиться 24 часа в сутки все 365 дней в году. Но вдруг именно в результате дня рождения в Политехе ребенок почувствует тягу к науке и сделает первый шаг на пути к будущей Нобелевской премии? Неплохой итог, что скажете?

Мы разработали и , которое именинник сможет торжественно вручить гостям.

Стоимость дня рождения в Политехе для группы до 12 человек – 14 800 рублей.

При желании за дополнительную плату можно организовать чаепитие в кафе 26 павильона.

Чтобы заказать день рождения или задать любые вопросы, звоните: +7 495 780−60−27.

Заказать экскурсию можно через форму на сайте или позвонив по телефону +7 495 780−60−27. Если вы делаете онлайн-заказ, пожалуйста, дождитесь, когда ваше бронирование подтвердят сотрудники музея. Оплатить экскурсию можно онлайн или на кассе музея. Пожалуйста, предупредите нас, если хотите послушать экскурсию на английском языке.

Каждый месяц мы проводим 10 бесплатных экскурсий для посетителей с инвалидностью, детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей и других посетителей, нуждающихся в социальной поддержке.

Чтобы заказать бесплатную экскурсию, пожалуйста, позвоните нам по телефону +7 495 780−60−27 и расскажите о вашей группе. Мы подберем для вас программу и время посещения.

Политехнический музей - один из крупнейших научно-технических музеев мира. Он был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Политехнический музей всегда был популяризатором идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса. Здесь собраны и бережно хранятся устройства и предметы, иллюстрирующие этапы развития технической мысли.

В декабре 1991 года музей был объявлен особо ценным объектом российского культурного наследия.

Для чего мы работаем?

Мы открываем людям прошлое, настоящее и будущее науки. Работа музея - связывать воедино технические достижения прошлых лет, современные исследования и научные перспективы.

, посвященная достижениям российской науки, открылась в павильоне №26 на ВДНХ в апреле 2014 года. Структуру экспозиции определяют ключевые исторические экспонаты Политехнического музея, а также специально созданные интерактивные и мультимедийные объекты. Экспозиция «Россия делает сама» - ключевая площадкой Политеха на все время реконструкции исторического здания.

Впервые в истории российского музейного дела открывает широкой публике доступ в музейное хранилище; рассказывает, как собираются, хранятся и изучаются экспонаты.

Мы создаем территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента. Политехнический музей - один из центров популяризации науки для школьников, студентов, молодых специалистов.

- это практические занятия по биологии, математике, робототехнике, химии и физике для детей и подростков. Программа Научных лабораторий включает школьные уроки, кружки, разовые занятия, научные исследования, опыты и эксперименты, которые ведут молодые практикующие ученые. С 2014 года в Научных лабораториях появились специальные программы для выпускников по подготовке к ЕГЭ и программы для профориентации и выбора вуза для старшеклассников. С 2015 года занятия в Научных лабораториях стали проводиться и для взрослых.

Мы верим, что миром движут любопытство и созидание. Но без знаний любопытство не может стать созидательной силой. Поэтому главная цель всех наших проектов - просвещение.

- научно-просветительский проект Политехнического музея. Это место встречи современных ученых и специалистов в разных областях науки с детьми 7−14 лет.

Которой в 2014 году исполнилось 150 лет - одно из крупнейших в мире хранилищ научной и технической литературы. Сегодня фонд Политехнической библиотеки насчитывает 3,5 миллиона экземпляров книг и журналов, изданных в XVI–XXI веках на русском и иностранных языках. Начиная с 1921 года, библиотека получает обязательный бесплатный экземпляр каждого издания по естественным наукам и технике, вышедшего в России.

ежегодно собирает тысячи гостей. Атмосфера праздника под открытым небом, знакомство с учеными, выставки, инсталляции, лекции, интерактивные игры, участие в научных экспериментах дает детям и взрослым возможность ощутить себя частью живой научной среды.

проводится ежегодно с 2011 года. Сейчас в его программу входит не только документальное и научное кино, но и фильмы об открытиях и новых технологиях, меняющих мир на наших глазах. Неотъемлемой частью фестиваля стала дискуссионная программа: темы, поднятые в фестивальных картинах, обсуждают ведущие ученые, эксперты и популяризаторы науки.

«В настоящее время ведется устройство фундаментной плиты, свай и монолитных перекрытий. Помимо этого, специалисты воссоздают кирпичную кладку и реставрируют фасады. На объекте также приступили к монтажу башенного крана», - сказал О. Антосенко .

Он отметил, что работы ведутся по графику, отставаний нет.

С начала года Мосгосстройнадзор провел на объекте 32 проверки, в том числе совместно со специалистами Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве . Все выявленные нарушения были устранены в установленные сроки.

Напомним, здание Политехнического музея является памятником истории и культуры регионального значения, а Большая аудитория - объектом культурного наследия федерального значения.

Все работы на объекте выполняются в строгом соответствии с проектом, с учетом реставрационного задания и разрешения на реконструкцию, выданного Мосгорнаследием.

После реконструкции здание будет приспособлено под современное использование. Обновленный музей разделят на две функциональные зоны: «музей-парк» и «классический музей».

В первой зоне разместят зону погрузки и ожидания прибывших коллекций, временные хранилища и выставки, лектории, «площадь и улица инноваций», центры юных инноваторов, ресторан и бар, музейный буфет, сувенирный киоск.

Также там предусмотрена административно-учебная зона с библиотекой, читальными залами, лабораториями, офисами, реставрационной мастерской.

Вторая зона, «классический музей», включает Большую аудиторию на 700 мест, фойе лектория и Большой аудитории, «галерею материи», «галерею энергии», «галерею информации», химическую лабораторию.

Частично новые выставочные помещения оборудуют в чердачных пространствах музея.

После реконструкции поток посетителей в двух музейных зданиях, одно из которых планируется построить за МКАД, в Сколково, увеличится в три раза и достигнет 1,5 млн человек в год.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина , реконструируют не только здание - поменяется вся концепция Политеха. Это будет не просто коллекция экспонатов, лекций и экскурсий, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов и образовательных проектов.

Информационная служба портала Стройкомплекса

Политехнический музей (Политех) по адресу , дом 3/4 является одним из первых научно-технических музеев планеты. Он был создан на основе экспонатов Политехнической выставки, проводившейся в городе Москве в 1872 году.

Сегодня главное здание Политехнического музея находится на реконструкции. Обновленный музей откроет свои двери в 2018 году.

Фото 1. Здание Политехнического музея на Новой площади, 3/4

История строительства Политеха

Возведение здания музея стало возможным благодаря тому, что в 1871 году Городская дума выделила на эти цели 500 тысяч рублей, а также передала участок земли в , 4. Непосредственно у Политехнический музей оказался в 1966 году, когда со стороны одного из его фасадов был снесен «дом Шипова» (он же - «Шиповская крепость), в котором располагалось до революции Императорское Человеколюбивое Общество.

Впервые экспозиция музея была представлена в 1872 году на , где она проходила во временно устроенном здании.


В 1877 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти был завершен проект центральной части нового музейного здания на нынешней Новой площади, 3/4. Строительными работами руководил архитектор Николай Александрович Шохин.

Южная часть Политехнического музея в Москве, в которой располагались также Лубянско-Ильинские торговые ряды, построили по проекту архитектора Николая Александровича Шохина спустя шесть лет - в 1883 году (строительные работы велись под руководством зодчих и его помощника ).


Северный корпус возвели в период с 1903 по 1907 годы. Проект был составлен архитектором Георгием Ивановичем Макаевым, а работами руководили Василий Иванович Ерамишанцев и .

Политехнический музей - это 190 тысяч предметов, порядка 150 коллекций различных тематик, а его библиотека насчитывает около 3,5 миллионов книжных и печатных изданий.


Некоторые исторические факты

  • основа первой экспозиции - экспонаты Всероссийской Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию рождения императора Петра I;
  • изначальное предназначение музейного комплекса - музей прикладных знаний. Его первая экспозиция насчитывала 9 отделов, рассказывающих о достижениях России в области прикладных наук, среди которых физика, химия, зодчество и др.;
  • в здании музея в 1907 году была открыта Большая аудитория, ставшая главной публичной площадкой города Москвы. Именно там проводили публичные научные опыты, читали лекции, проводили диспуты, различные литературные вечера. В разные годы здесь выступали ученые Нильс Бор, Константин Тимирязев, Илья Мечников, а также представители творческой интеллигенции Александр Блок, Булат Окуджава, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко и многие другие;
  • в годы Первой Мировой в здании на Новой площади, 3/4 были оборудованы лазареты для раненых солдат и офицерских чинов, функционировал рентгенологический кабинет, в котором проходили обследование больные всех московских больниц;
  • в Центральный институт политехнических знаний музей переименовали в 1919 году. Главным в его деятельности считалось проведение различных научных исследований, а также распространение в Стране Советов научных знаний и открытий в популярном для населения формате;