Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img1.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img2.jpg)
Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img3.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img4.jpg)
Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img5.jpg)
Начальное образование Глинка
Первые музыкальные впечатления
композитора - пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви. Кроме того, он увлекался
игрой оркестра крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасия Андреевича Глинки.
Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img6.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img7.jpg)
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img8.jpg)
В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img9.jpg)
По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».
В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img10.jpg)
Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.
Приехал в Италию в начале осени
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Г. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и сам много сочиняет в
«итальянском духе». Здесь он
ему приходит идея написать
оперу на русский сюжет.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img11.jpg)
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834 году известие
о смерти отца, Глинка решил
незамедлительно вернуться в Россию.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img12.jpg)
Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img13.jpg)
В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img14.jpg)
Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, - а фарфор.
Виельгорский
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img16.jpg)
В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/20/s_5881ad428d21b/img17.jpg)
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/41/40543/389/img6.jpg)
Слайд 1
Презентацию подготовила:
Вовк Ольга Григорьевна
учитель музыки
г.п Федоровский ХМАО-Югра
«Между небом и землёй…»
Слайд 2
Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки;
Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки;
Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»;
Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки;
Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
Слайд 3
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Слайд 4
Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного
Родина романса - Испания
Слайд 5
А. Алябьев
А. Гурилёв
С. Рахманинов
А. Варламов
П. Чайковский
Н. Римский-Корсаков
Г. Свиридов
Замечательные образцы русских романсов создали композиторы
Слайд 6
В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки
Слайд 7
Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки.
Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.
Слайд 8
Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.
Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»
Слайд 9
М Глинка – Н. Кукольник
«Прощание с Петербургом»
"Прощание с Петербургом", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году.
… «Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме...»
В этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок» - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!
Слайд 10
10
Нестор
Кукольник
Михаил
Глинка
романс
«Жаворонок»
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия - то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).
Слайд 11
Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».
1 слайд
Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет
2 слайд
3 слайд
Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .
4 слайд
Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».
5 слайд
В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.
6 слайд
7 слайд
Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
8 слайд
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.
9 слайд
10 слайд
В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
11 слайд
Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
12 слайд
В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.
13 слайд
По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_1.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_2.jpg)
Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_3.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_4.jpg)
Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_5.jpg)
Начальное образование Глинка
Первые музыкальные впечатления
композитора - пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви. Кроме того, он увлекался
игрой оркестра крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасия Андреевича Глинки.
Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_6.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_7.jpg)
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_8.jpg)
В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_9.jpg)
По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».
В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_10.jpg)
Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.
Приехал в Италию в начале осени
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Г. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и сам много сочиняет в
«итальянском духе». Здесь он
ему приходит идея написать
оперу на русский сюжет.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_11.jpg)
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834 году известие
о смерти отца, Глинка решил
незамедлительно вернуться в Россию.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_12.jpg)
Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_13.jpg)
В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_14.jpg)
Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, - а фарфор.
Виельгорский
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_15.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_16.jpg)
В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d5def945b26/img_user_file_55d5def945b26_17.jpg)