Глазомер художника: «обыкновенное чудо». Развиваем глазомер у ребенка

Опытный и профессиональный художник способен определять размеры на бумаге и в жизни с поразительной точностью. Все практикующие художники обладают этой особенностью, но у кого-то она развита больше, у кого-то меньше. Глазомер — это способность без посторонних предметов (линейки, циркуля и т. д.) определять размеры и расстояния. Например, в качестве теста, можно попробовать начертить отрезок и отметить в нём середину. Если середина отмечена с погрешностью в 1 мм., то у Вас хороший глазомер. Развить глазомер может любой человек, но степень его точности будет разной. В силу особенности профессии, художник должен быть развит в этом отношении по определению. Ведь, чтобы нарисовать что-либо, нужно правильно определить размеры, пропорции, характер предмета. А это требует навыка. И здесь мы вплотную подходим к вопросу: как развить глазомер? Чтобы овладеть хорошим глазомером нужно сопоставлять размеры. Нужно постоянно сравнивать одно расстояние с другим, одну форму и другую форму, один фрагмент единого целого с другим фрагментом. Таким образом, художник «рассчитывает» расстояния в своём воображении.

Существуют несколько областей, где проявляется глазомер:

1. Определение параллельности объектов (линий). Например, нужно нарисовать окно. Художник рисует раму. А у рамы вертикальные бруски расположены параллельно. Если не иметь хороший глазомер, то рисунок окна будет кривым. Или человек оклеивает квартиру обоями. Стыки обоев можно проверить по отвесу, а можно отойти и увидеть своими глазами с точностью в несколько миллиметров.

2. Определение симметричности объекта. Когда художник рисует натюрморт из таких предметов, как кувшин, амфора, яблоко — нужно рисовать левые и правые стороны этих предметов симметрично. Глаз в этом случае сравнивает левую и правую сторону. Такое сопоставление позволяет художнику идеально передать форму этих предметов.

3. Определение пропорции объекта (объектов). Например, в портрете необходимо сходу определять размер головы к размеру плеча, размер плеча к размеру предплечья, размер предплечья, к размеру кисти руки… Без соотношения размеров рисунок не получится.

4. Определение характера формы объекта является вершиной в овладении всех вышеперечисленных навыков. Например, характер формы кувшина, подразумевает особенности ширины и высоты его частей. Кувшины бывают разные: с вытянутой горловиной, с широким основанием… Чтобы кувшин был похож на себя, художник должен определить все эти расстояния — и тогда, в голове выстраивается характер всей формы предмета.

Как видим, профессия накладывает свой отпечаток на человека. И хороший глазомер — это необходимая особенность художника, которую можно применить не только в изобразительном искусстве, но в самых разных областях жизни.

Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды»

В рамках освоения содержания дополнительной программы «Юное поколение выбирает стиль» учащиеся приобретают навыки работы по созданию индивидуальных предметов одежды. Наряду с освоением алгоритма творческой деятельности развивается аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность.

Одно из качеств, которым должен обладать модельер одежды – это точный глазомер. Этот качество помогает сразу оценивать пропорции фигуры, оценивать возможности будущего кроя, выбирать гармоничные варианты. Чтобы помочь учащимся, посещающим занятия детского объединения «Моделирование одежды» формировать, развивать и совершенствовать глазомер в структуру занятий включаются специальные упражнения, которые проводятся в качестве разминки для снятия мышечного напряжения.

Необходимо отметить, что хорошо развитый глазомер помогает в самых разных жизненных ситуациях. Например, при оценивании площади комнаты для размещения определенной мебели. Нужен глазомер, когда требуется достать какой-то предмет, определить примерное расстояние и т. д.

Упражнения на глазомер

    Определение промежутка

    У ведущего в руке 10 одинаковых монет. Он кладет три из них в один ряд так, чтобы они касались друг друга. Затем осторожно убирает среднюю монету. Задача играющего: разложить в одну линию остальные 8 монет с такими же промежутками, что получился между первой и третьей монетой. Ведущий проверяет результат одной из монет.

    Более сложным вариантом становится задача положить две монеты с таким промежутком, чтобы между ними можно было положить конкретное число монет (цифру озвучивает ведущий).

    Ведущий берет три одинаковые полоски картона. Задача играющего: положить две полоски, соединив их концы под углом так, чтобы при прикладывании третьей полоски получился равносторонний треугольник.

    Определение площади

    Ведущий демонстрирует группе какой-нибудь предмет небольшого размера. Это может быть ваза, книга, блокнот. Задача играющих детей: начертить на листе бумаги нижнее сечение, чтобы после помещения на него предмета они полностью совпали.

    Педагог предлагает ограничить на листе бумаги площадь, на которой может поместиться утюг, которым они постоянно пользуются на занятиях. Сам утюг во время выполнения задания не демонстрируется.

    Изображение круга

На листе бумаги педагог отмечает точку примерно посередине и чертит сверху отрезок, по длине меньший половины ширины листа. Учащиеся, предварительно рассчитавшись по порядку, по очереди подходят и на глаз ставят точку, на расстоянии от намеченного педагогом центра, равном длине отрезка. Каждый свою точку подписывает полученным при расчете номером. Точность глазомера проверяется проведением от центра окружности с радиусом, равным отрезку, начерченному педагогом.

    Точность показа

Выходят два игрока. Им дается по метровой линейке, которая поворачивается лицевой стороной с делениями к группе. На тыльной стороне делений не должно быть. Они ставят линейки на стулья и показывают называемые ведущим значения, например 10 см, 25 см и т. д. Из числа учащихся выбирается один человек для записи результатов, которые затем сравниваются, и определяется победитель.

    Деление на равные части

Этот вид тренинга формирует очень важный навык для модельера – умение быстро и точно делить отрезок на равные части.

Игрокам на доске или на бумаге чертятся прямые линии произвольной длины, и предлагается разделить их без инструментов на заданное ведущим количество равных частей.

    Высота предметов

Подобную несложную тренировку можно проводить в любых условиях, показывая на предмет с целью определения его высоты. Выбираются объекты, размеры которых затем для сравнения можно измерить рулеткой или линейкой.

    Точное попадание

Учащиеся делятся на две команды. В каждой из них выбирается наблюдатель, который будет проверять работы соседей. Командам даются заранее подготовленные шаблоны. Это лист картона с вырезанными отверстиями различной геометрической формы – треугольные, круглые, прямоугольные, квадратные. Задача игроков вырезать, не примеряясь к шаблону, из бумаги фигуры, которые должны точно закрывать отверстия. Количество совпадений проверяют наблюдатели, прикладывая фигурки к шаблону.

    Определение длины

Педагог заранее чертит на бумаге линии разной длины, нумерует их и у себя записывает под каждым номером значение длины. Можно приготовить карточки для каждого ребенка и во время разминки попросить их на глаз определить длину отрезков, написав ее рядом с номером.

Для самостоятельного проведения тренингов на развитие глазомера, можно рекомендовать детям выполнять несложные упражнения.

    Прорисовывание без линейки параллельных линий на нелинованных листах бумаги.

    Нахождение центра окружности.

    Черчение без инструментов прямых углов.

    Проведение биссектрисы угла.

    Рисование повторяющихся геометрических фигур так, чтобы получалось орнаментальное изображение.

    На прогулках можно проводить тренировку глазомера, прикидывая примерное расстояние в шагах до какого-либо объекта с проверкой своей догадки на практике.

Эти несложные упражнения становятся очень важным инструментарием при развитии глазомера. При систематическом их применении достигается положительный результат с приобретением навыков, которые станут полезными в разнообразных жизненных ситуациях.

Упражнения для развития глазомера Штриховка и тушевка в рисунке — что выбрать?

Первый урок фактически является тестом на глазомер, умение проводить линии – прямые и кривые, выполнять штриховку и т.д.Это, пожалуй, единственная не творческая работа, но она позволит вам понять, где стоит еще позаниматься и, соответственно, уделить большее внимание и время самостоятельным дополнительным упражнениям.

Для выполнения задания нам понадобятся два листа бумаги формата А4 и мягкий хорошо отточенный карандаш (лучше несколько карандашей различной твердости). Бумага может быть любой – для черчения, рисования или просто принтерной. Карандаши художники затачивают с помощью скальпеля или макетного ножа, это позволяет получить более длинный и тонкий стержень. Ластик использовать не будем, но опыт показывает, что новички себя чувствуют гораздо увереннее, имея его под рукой.

Все задания, и это в том числе, лучше выполнять на наклонной поверхности – это может быть мольберт или просто доска, опирающаяся нижним краем вам на ноги, а серединой – в торец стола (если вы сидите на стуле за столом).

Лист 1

Лист бумаги расположите горизонтально. Мысленно разделите его пополам. В левой половине сверху и снизу разместите по 7 точек. Точки не должны быть расположены в геометрическом порядке (на одной линии или в узлах регулярной сетки).

Верхние 7 точек (все возможные пары) соедините прямыми линиями. Не обязательно это делать одной идеальной линией, которая строго начинается и заканчивается в точке. Главное – линии должны быть прямые. В нижней части все точки соедините плавными кривыми линиями. Они могут делать любые изгибы и петли, но не должны иметь изломов и углов.
Зачем нам нужны эти навыки?
При рисовании различных предметов сначала проводят оси симметрии, намечают пропорции по ширине и высоте, затем с помощью прямых и кривых линий соединяют полученные точки.
В рисунке, а особенно если это рисунок фигуры или лица человека, очень важно соблюдать пропорции. При несоблюдении пропорций лица узнать лицо становится все сложнее.

Портреты Джонни Деппа с верными и нарушенными пропорциями лица. Использованы рисунки Игоря Казарина

Упражнение на развитие глазомера заключается с делении отрезков на равные части. В правой половине от руки рисуем 9 параллельных горизонтальных отрезков. Дальше на глазок делим их на равные части: верхний – пополам, второй – на 3 части, следующий – на 4 и так до 10 частей.

Лист 2

Как в карандашном рисунке передать полутон? Для этого есть два варианта – тушевка и штриховка. Что выбрать?
Тушевка – получение полутона путем сплошного наложения штрихов без пробелов между ними. При штриховке между отдельными штрихами есть промежутки, поэтому к этому способу предъявляются более строгие требования.

Сравним возможности тушевки и штриховки при выполнении утемняющейся шкалы.
Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Кроме тог о, тушевка карандашом проявляет текстуру бумаги или поверхности, на которой она лежит. Поэтому ее не стоит применять на бумаге типа акварельной или пастельной, если не стоит задача сделать текстуру бумаги видимой.
Тушевку использовать , безусловно, можно, но в ограниченном числе случаев – например, для передачи гладкой текстуры изображаемой поверхности.
Второй лист расположите также горизонтально. Делим лист мысленно пополам, левую половину еще раз пополам. В левой четверти тренируемся выполнять штриховку в различных направлениях – по прямой, по дуге и т. д. Сложность в том, что если рука опирается на ребро ладони или на палец, она начинает работать как циркуль, и штрихи получаются не прямыми.

В следующей четверти второго листа от руки рисуем шкалу из 8 ступеней и заштриховываем ступени с наращиванием интенсивности: первая – самая светлая, вторая – темнее и т.д. Следите, чтобы штриховка ступеней выполнялась строго в их границах – исключены как выход за границы, так и вариант, когда штриховка не доходит до рамки.
Для равномерного покрытия штриховкой больших площадей художники применяют так называемую «конопатку» – штриховку под небольшим углом (примерно 20°).

В правой половине на глазок строим квадрат, проводим в нем диагонали, вписываем в квадрат окружность, дальше в эту окружность вписываем еще один квадрат и еще одну окружность. На пересечении окружностей, квадратов и диагоналей получаем фигуры, которые надо заштриховать в разных направлениях с разной интенсивностью.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же - что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки - дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

Посмотрите на эту картинку. Здесь общий вид законченного упражнения. Следуйте ему. Никаких линеек и циркулей!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer1-213x300.jpg 213w" title="глазомер1" width="533" />

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы.
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части - 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую - пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого - проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer5-300x175.jpg 300w" title="глазомер5" width="342" />

Замерили - одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно - откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний - на 5 частей.
Закончили с горизонтальными - делим вертикали.

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-6-151x300.jpg 151w" title="глазомер 6" width="250" />

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный - добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий - тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем - сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-3-215x300.jpg 215w" title="глазомер 3" width="574" />

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer2-199x300.jpg 199w" title="глазомер2" width="530" />

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева - такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

Изображение наращивается, усложняется… Результат - обалденный!

НО! Следите за тем, чтобы линии были четко симметричны. А иначе, зачем мы глазомер развивали и учились отрезки отмерять? Проверить себя можно, посмотрев на рисунок через зеркало - оно вам не соврет.

Нужно сказать, что я сама с первым кристаллом помучилась. Зато когда рука на первом набивается - от второго не оттащишь!

Нарисуйте парочку таких кристаллов. Будет желание - больше.

В завершении можете свой кристалл раскрасить, проявив свое чувства цвета и ритма. Но.. это уже совсем другая история..

Как развить глазомер? С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами. Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства. Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния. Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер - это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА: 1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку. 2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь. 3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку. 4. Сложные упражнения. Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться - меняйте линии их положения. Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном. Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.