«Герой нашего времени». Кратко

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

Образ Георгия Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Георгий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Георгий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Георгий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Георгий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Георгий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Георгий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Георгий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Георгий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Георгий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

/ / Герои романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Одним из наиболее известных и потрясающих произведений М.Ю. Лермонтова является его роман «Герой нашего времени». Очень ценно это произведение тем, что каждый герой представляет собой полноценную и живую личность, автору прекрасно удалось вложить во все образы душу и неподдельные эмоции.

Главные герои романа Лермонтова «Герой нашего времени»

– богатый офицер и центральный персонаж романа. Внешний облик Печорина явно ассоциируется с типичными аристократами того времени: дорогая одежда, приятные черты лица, тонкие белые пальцы. Выделяет из серой массы аристократов его довольно тяжелый, но в то же время, равнодушный взгляд.

Характер Печорина в большей степени складывается из отрицательных черт, но сам герой осознанно говорит о том, что является нехорошей личностью. Персонаж в течение произведения раскрывается как совершенно безнравственный, жестокий эгоист. Но другая сторона Печорина, которую читателю также удается застать в произведении, оказывается более приятной: в сущности своей, герой очень умен и решителен, обладает хорошей интуицией и нередко проявляет некую щедрость к другим людям.

Печорин родился и вырос в Петербурге, в самом центре светского общества, что, естественно, сильно отразилось на формировании его личности. Несомненно, такая жизнь очень избаловала его, поэтому на протяжении всего произведения можно заметить, как быстро ему наскучивали многие вещи, которые обыкновенному человеку показались бы невероятными. Для героя совершенно не ценны такие понятия, как привязанность, любовь, дружба, даже собственную жизнь он не очень-то ценит и умирает совершенным эгоистом.

Второстепенные герои романа Лермонтова «Герой нашего времени»

– персонаж романа, который играет важную роль в раскрытии истории Печорина. Этот герой является старым офицером, повидавшим множество испытаний в своей жизни. Уже в общении с Печориным заметно, насколько простым, приветливым и добродушным является Максим Максимыч. Он не скрывает собственных эмоций, абсолютно открыто и дружелюбно ведет себя не только с самим главным героем, но и с совершенно незнакомыми людьми. В отличие от Печорина, Максим Максимыч дорожит простыми человеческими элементами счастья, в том числе и знакомством с таким интересным человеком, как главный герой, который при их последней встрече лишь холодно протянул старому знакомому руку.

– молодая красавица, которая привлекла Печорина необычайно красивой внешностью. В течение повести образ героини раскрывается, и за большими черными глазами, читатель замечает душу Бэлы, простосердечной, веселой девушки, которая обучена танцам, рукоделиям, но невежественна, как было принято в её обществе в то время.

Бэла взаимно влюбляется в Печорина, но быстро ему наскучивает, как и все предметы его воздыхания в жизни. Это заставляет героиню страдать, а позже ее убивает Казбич.

– небогатый военный, который однажды становится приятелем Печорина. Герой очень образован, сентиментален, и в отличие от Печорина, совершенно не разбирается в людях и не может производить на женщин такого эффекта, как главный герой.

При этом, он очень хочет производить должное впечатление на всех окружающих его людей, и готов пойти ради этого на многие поступки. Оклеветав Печорина, Грушницкий вызывает его на дуэль, которая оканчивается неудачей, и это неудивительно. Так, Лермонтов показывает, что между Печориным и Грушницким чаша весов склоняется все же в сторону первого.

– молодая девушка с «бархатными» глазами. Героиня обладает весьма привлекательной внешностью и невероятной грацией, является завидной невестой, ведь помимо богатства в ней есть ум, гордость и, конечно же, все те умения, свойственные каждой уважающей себя девушке дворянского происхождения. Данная героиня является типичной представительницей своего сословия и судьба ее вполне предсказуема.

– герой, который знаком с Печориным. Он не слишком богат и не слишком красив, умен и порой насмешлив. Персонаж, как и главный герой, очень эгоистичный и видит человеческие души насквозь. Наверняка, именно эта внутренняя связь героев заставляет Печорина выбрать своим секундантом на дуэли именно доктора Вернера.

Цель: дать характеристики героям, определить роль каждого из них в романе.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”,одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целой эпохи. Каждая глава – это отдельная история, в которой, безусловно, есть свои главные герои. Объединяет их всех один персонаж – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на то, что Лермонтов сталкивает его со многими людьми, он очень одинок. Большинство читателей и критиков считают Печорина отрицательным персонажем. Он приносит лишь только боль, разочарования, а иногда и смерть.

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях главного героя и людей, с которыми ему суждено было встретиться (просмотр 1 слайда).

Говоря о романе, нельзя не заметить, что автор уделил большое внимание женским образам. Сам же Печорин предупреждает нас сразу, что к серьёзным отношениям он не готов.

(Слайд №2)

В произведении нашему герою предстоит встретиться с несколькими женщинами.

– Способен ли он полюбить, отдаться всецело этому чувству?

Печорин разочарован в любви, он находится в постоянном поиске, но, к сожалению, не находит то, что искал.

(Слайд №3)

Оказавшись в Пятигорске, он попадает в “водяное общество”. Что его ожидает там? Всё те же люди, завистливые интриганы, лишенные благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к ним. Чтобы позлить давнего знакомого Грушницкого, Печорин начинает ухаживать за Мери.

– При каких обстоятельствах происходит знакомство?

(Слайд №4)

  • Обратимся к описанию Мери.
  • Что привлекло в ней Печорина?
  • Как проявляется сомнение Мери в отношении чувств Печорина?
  • Как происходит объяснение с Мери? Какие чувства испытывает при этом Печорин?
  • Как заканчиваются их отношения?

По отношению к Мери Печорин, безусловно, поступил подло.

– Как вы считаете, для чего Печорин так больно ранит Мери?

– Как он сам относится к своему поступку?

Следующая героиня романа– Бэла. Это гордая черкешенка, которая не избежала встречи с Печориным.

(Слайд №5)

  • Чем привлекла Бэла Печорина?
  • Как ведёт себя в доме Печорина?
  • Почему она начала принимать ухаживания героя?
  • Кем считала себя Бэла в доме Печорина?
  • Была ли счастлива Бэла?
  • Когда почувствовала, что Печорин разлюбил её?
  • Была ли смерть Бэлы выходом для Печорина?
  • Какие чувства испытывает перед смертью?

Бэла привлекает Печорина своей дикостью, необузданностью. Увидев её, он уже не может совладать с собой. Добиться её расположения становится главной задачей для Печорина.

– Любил ли Печорин Бэлу?

Одним из главных женских образов является Вера. Это единственная героиня, к которой Печорин испытывает неподдельные чувства.

(Cлайд №6)

  • Вспомним описание Веры.
  • Были ли они знакомы с Печориным раньше?
  • Как Вера отреагировала на встречу?
  • Какие чувства испытывал Печорин к ней?
  • Что чувствует Вера, когда покидает Печорина?

Печорин глубоко переживает, когда узнаёт об отъезде Веры. Когда он скачет за ней, мы видим истинного Печорина, не скрывающего своих чувств и переживаний под маской безразличия.

Три героини, представленные нам, очень разные. Их объединяет одно– они любили Печорина.

– Любил ли он кого-нибудь из них?

В романе широко представлены и мужские образы. Возьмём лишь нескольких героев. Печорин тяжело сходился с людьми, считая мужскую дружбу чем-то ненужным и необязательным.

(Cлайд №7)

– Как вы считаете, справедливо ли мнение Печорина и почему он так считает?

(Cлайд №8)

  • Кто такой Максим Максимыч?
  • Описание героя.
  • При каких обстоятельствах они познакомились?
  • Что отличает Максима Максимыча от других героев?
  • Когда происходит следующая встреча и как её ожидает Максим Максимыч?

– Как можно объяснить поведение Печорина при встрече?

– Что напомнил ему Максим Максимыч?

Жестокость Печорина по отношению к старику– это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется обреченность героя на одиночество.

Одним из интереснейших героев романа является Грушницкий. Он полная противоположность Печорина. Вспомните встречу героев.

– Какие чувства испытывает Печорин?

(Cлайд №9)

  • Описание Грушницкого.
  • Что раздражает Печорина?
  • Что является смыслом жизни для Грушницкого?
  • Как характеризует героя сцена дуэли с Печориным?

Доктор Вернер – единственный человек, с которым Печорин находит общий язык. Они не друзья– приятели. Вместе они проводят много времени.

(Cлайд №10)

  • Описание Вернера
  • Черты характера.

– Что сближает героев?

– Почему расходятся их пути?

Печорин, как и Вернер, находится в конфликте с дворянским обществом. Но Вернер пассивен. Его протест ограничивается едкими насмешками исподтишка. Бездейственность Вернера оттеняет активность Печорина.

Мы рассмотрели характеры и поступки второстепенных героев. А что же Печорин?

(Cлайд №11)

  • Как описывает героя Максим Максимыч?
  • Что мы знаем о характере Печорина?
  • Что поражает в его внешности?
  • Как он относится к жизни?

Печорин очень одинок. Устав от высшего света, он отправляется на Кавказ, чтобы испытать новые ощущения, найти смысл жизни.

Печорин – нравственный калека, но он не родился таким. Его взрастило общество. Природа дала ему глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твёрдую волю. Он способен к благородным поступкам и гуманным порывам.

*Каково мнение Печорина о своей жизни?

В романе “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтов сознательно вводит такое количество второстепенных героев. В столкновении с ними раскрывается образ главного героя– Печорина. Все персонажи индивидуальны. В них нет ничего общего, но именно они позволяют нам понять сущность Печорина, дать его верную характеристику.

– Кто же виноват, что прекрасные порывы души Печорина были обречены?

Виновато общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

(Cлайд №12)

М.Ю.Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, рассказал “историю души человеческой”,сопоставил несколько типов человеческих характеров.

(Cлайд №13)

Нельзя дать однозначный ответ на вопрос: положительный или отрицательный герой Печорин. Но, безусловно, что это личность, заслуживающая наше внимание.

Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал