Где происходит действие фильма скиф. В Крыму снимают историческое фэнтези «Скиф. Еды-Аскер: лестницы в иномирье

Запустила в производство историческую картину режиссера Рустама Мосафира по сценарию Мосафира и Вадима Голованова.

Действие фильма происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ушли в небытие гордые воины - скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц, «волков Ареса». Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание. Втянутый в междоусобные интриги он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они — враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе. Через дикий степной мир к пристанищу последних скифов, где их ждет почти неминуемая смерть… В фильме снимаются Алексей Фадеев, Юрий Цурило, Александр Кузнецов, Виталий Кравченко, Александр Пацевич и другие. «В главных ролях у нас пока еще малоизвестные актеры, - рассказал продюсерСергей Сельянов, - в том числе и потому, что мы не хотим продавать этот фильм как исторический. Звезды в эту историю не просятся. Нам не хотелось бы, чтобы на «Скифе» стояла печать исторического фильма. А именно такая ассоциация чаще всего бывает у зрителей, когда они видят хорошо знакомых актеров в роскошных костюмах той или иной эпохи. Нам хотелось новых лиц. Этот фильм - дерзкая попытка сделать не историческое костюмное кино, а фэнтезийное, с элементами мистики». Съемки проходят в Крыму и продлятся до конца осени.

Ниже - фото со съемок фильма:

Тмутаракань, XI век, смена эпох. Когда-то скифы были многочисленным народом, но теперь их почти не осталось. Потомки этих кочевников превратились в кровожадных наемных убийц и внушают ужас всем племенам, которые о них слышали. Во время набега на славян они похитили жену и ребенка у изгнанного князем (Юрий Цурило) ратника Лютобора (Алексей Фаддеев). Чтобы спасти родных, он отправляется в опасный путь, а его проводником становится пленный скиф Куница (Александр Кузнецов).



Режиссер фильма Рустам Мосафир сыграл роль степного воина (справа)

«О скифах никто толком не знает, - говорит Рустам Мосафир, - у них не было письменности, язык не сохранился. От них не осталось ничего, кроме курганов и отрывочных сведений в древних летописях. Но эти сведения - большое поле для фантазии! Меня завораживают их жестокие обычаи, то, что они сдирали с врагов кожу и делали из нее одежду. Это ужасно, но это производит огромное впечатление! Как у Мела Гибсона в «Апокалипсисе»: индейцы жестоки, у них кошмарные законы и жертвоприношения, но все равно мы смотрим кино об их жизни и не можем оторваться, и сочувствуем индейцам. Я очень надеюсь, что наше мрачное фэнтези будет производить такое же впечатление».


Князь Тмутараканский (Юрий Цурило) рассматривает новорожденного сына Лютобора



Жена Лютобора Татиана (Василиса Измайлова)

В действительности Тмутаракань находилась на Таманском полуострове. Фильм снимали не там, а по соседству - в Крыму. Пошли нестандартным путем: обычно племена славян живут в средней полосе, на берегах рек, а в «Скифе» славяне обитают у моря. Их поселение снимали под Керчью, на Азовском море, в красивейшей Генеральской бухте. Художник-постановщик Сергей Февралев работал над фильмом Карена Шахназарова «Анна Каренина» и для съемок вблизи этой бухты возвел японский городок времен Первой мировой войны. Тогда он и присмотрел Генералку. Другие создатели «Скифа» тоже прониклись этим диким пейзажем, степью и скалами. В бухте построили жилища славян и высоченную башню.


Ратник Лютобор (Алексей Фаддеев) отправляется в опасный путь, чтобы спасти родных

Работали весь октябрь и пару дней в декабре, любуясь свинцовым морем и ужасным ветром. «Это было прекрасно с эстетической точки зрения, - продолжает режиссер, - но ужасно с производственной. Когда рассказывали о съемках Ди Каприо в фильме «Выживший», я думал, попробовал бы он работать у нас! Наверняка он сразу после съемок прыгнул в дорогущий трейлер, и тепловые пушки моментально стали подавать тепло, а потом он на вертолете улетел в гостиницу. У нас же были реально суровые условия, мы все время жили вдали от цивилизации. Там очень холодно, особенно ближе к ноябрю, а артисты бегали полуголыми под дождем. Я на собственной шкуре испытал, как это тяжело, потому что сыграл одного из героев - степняка без определенной национальности. Роль не главная, но солидная. Художник по костюмам Надежда Васильева, работавшая на фильмах «Брат», «Салют-7» и «Матильда», одела нас в крутейшие костюмы. Но они были фантастически тяжелыми и неудобными! Металлические шлемы обледеневали, и никакие подкладки не спасали - голова все равно дико мерзла. Но это было здорово! Мы правдоподобнее играли. Прошли через боль и лишения, которые Ди Кап­рио, возможно, не пережил бы».



Поселение славян снимали под Керчью, в Генеральской бухте. На коне - режиссер Рустам Мосафир

Одним из главных испытаний был сильный ветер. В Генеральской бухте планировали снять сцену пыток: подвесить артиста за ноги на башне.


Справа - княжеский дружинник Всеслав (Александр Пацевич)

Но она, хоть и стояла на мощных сваях, все равно шаталась. Режиссер до последнего надеялся, что получится задействовать в этой сцене одного замечательного крымского актера, но ему так и не дали этого сделать - убедили, что ветер может раскачать башню так, что человек упадет с 15-метровой высоты. Пришлось разорвать героя лошадьми…



Одеяния этих скифских женщин и остальных героев создала художник по костюмам Надежда Васильева

Славян снимали под Керчью, а поселение берендеев - в окрестностях Ялты. Это было уже в ноябре. Сцену, в которой жене Лютобора грозило изнасилование, режиссер планировал выстроить в красивейшем месте, похожем на Гефсиманский сад. Съездив туда еще раз накануне, он убедился, что место подходит идеально. На съемки выехали в пять утра. Сев в машину, режиссер заснул. А когда проснулся, схватился за голову: вместо Гефсиманского сада были снега, достойные Аляски! За три часа намело сугробы. Мосафир упал в снег, сделал селфи и отправил его продюсеру картины Сергею Сельянову. Фото без слов говорило: шеф, все пропало. Посокрушавшись, решили было перенести съемки в Подмосковье, но потом поняли, что эта сцена вообще не нужна для развития сюжета. А ярких и жестоких эпизодов в «Скифе» и без нее предостаточно.

Все фото предоставлены пресс-службой кинокомпании СТВ

Фильмы, которые выйдут в 2018 году

Кадр из фильма

В экранизации романа Сергея Минаева главную роль играет Константин Хабенский. Его герой, писатель и телеведущий Владимир Богданов, понимает, что его заменил двойник. Тот отбирает у Владимира все - карьеру, деньги, женщин, дочь… Богданов лишается всего, чем дорожил, но признает, что «копия» лучше и честнее его. Только дочь писателя подозревает, что рядом с ней не ее папа.

В фильме снялись Юлия Хлынина, Федор Бондарчук, Анна Михалкова и Северия Янушаускайте.


Кадр из фильма

Леша, Слава, Камиль и Саша едут в Питер, причем трое из них даже не знают, зачем они это делают. Но причина и не важна - просто им очень хорошо вчетвером. «Мы, - рассказал Ростислав Хаит, - продолжаем говорить про женщин, но концентрация разговоров про них уменьшилась. Зато увеличилось количество рефлексий по поводу того, что раньше мы о женщинах говорили больше, а теперь… взрослеем».

Не могу сказать, ждал кто-нибудь или нет выхода на экраны блокбастера "Скиф". Вокруг этой исторической постановки не полыхал скандал, как в случае с "Матильдой". И по телевизору как-то об этом фильме молчали. Сам я о появлении этого фильма узнал буквально накануне. В общем, "скиф" подкрался незаметно — прямо как один из главных героев фильма.

А между тем постановка дорогая, с костюмами. История из древних времен. Даже, наверное, более древних, чем показывали нам год назад в известном фильме "Викинг". Если верить Википедии, скифы прекратили свое существование в IV веке до нашей эры. А обитали они на громадной территории — от Карпат и Молдовы на Западе до китайского Туркестана наВостоке. Также от скифского, оказывается, произошел осетинский язык.

Вооружившись этими познаниями, я пошел смотреть блокбастер. И немного опоздал. Пришел не к самому началу и не смог полюбоваться на серую печальную заставку "Фонд кино". Может, ее и не было. Но, судя по приведенным сайтом "Кинопоиск" цифрам бюджета — 150 миллионов рублей, — думается, без господдержки не обошлось.

Злые, опасные хипстеры

В зал я вошел в момент, когда на экране какой-то мужик в темноте мучил девушку. Та была привязана веревкой за запястья к потолку пещеры. Но уже скоро — через несколько минут — стало понятно, что мучают-то не девочку, а это мальчик такой. Более того, чуть ли не главный герой, суперубийца, скифский "волк"!

Конечно, этот скифский "волк" (в исполнении молодого актера Александра Кузнецова) потом много выпрыгивал из кустов, рычал, дрался, строил жуткие физиономии. Ну а я все пытался воспринять его героя серьезно. И не получалось. Потому что это был не хищник, а какой-то модный хипстер — с прической "ирокез" и татуированными висками.

А мучил хипстера хорошо подстриженный дядька с аккуратной бородкой, очень похожий на актера Владимира Епифанцева. Я даже какое-то время думал, что это он и есть. Потому что этот дядька говорил голосом Епифанцева, вел себя так же и даже мимикой соответствовал. Но все-таки это оказался актер Алексей Фаддеев. Он играл русского боярина. Тут, конечно, возникла минутка когнитивного диссонанса. Потому что какие бояре, когда последние скифы растворились в степях Евразии еще до нашей эры?

Но стоит ли позволять скучным фактам из летописей стоять на пути хорошей истории? И вот два этих героя блуждают по степям и горным склонам. Сверхзадача у них есть. Скифы похитили у боярина жену и маленького сына. Скифы — сплошь хипстеры. Не как монголо-татары в фильме "Легенда о Коловрате", конечно. Немножко другие. Но из той же серии. В "Коловрате" перед нами были некие эмогеи, а здесь, скорее, одичавшие панки, которые даже в диких условиях степных пампасов не забывают подкрашивать себе глаза.

Под олимпийским огнем

Фильм очень кровав. Даже в большей степени, чем "Викинг". Больше грязи, антисанитарии. Положительные герои выгрызают противникам кадыки, а уж горло перерезать для них — как приятного аппетита пожелать. В общем, багровый цвет занимает немалое место в колористической гамме фильма. Детям и слабонервным лучше не видеть.

Драки есть. Их много. Сделаны они примерно на троечку. Много замедленной съемки, когда герой замахивается-замахивается, а никак не ударит. Много же и невнятных мельканий. Золотой середины, когда видно, кто, кого и как лупит, практически нет. Финальная драка в скифском стойбище оказалась настолько унылой, что я даже стал под нее засыпать (это, кстати, был первый опыт засыпания именно под бойцовские эпизоды).

Оружие у скифов и всех прочих затейливое. То клинок в виде синусоиды, то нож в форме буквы "Г". А в самом финале герой-боярин воздымает над головой этакий кладенец в форме олимпийского факела "Сочи-2014". Вот абсолютно не шучу.

Костюмы и грим. Тут как раз все прекрасно, затейливо и изобретательно. Вообще, как и в случае с "Матильдой", у меня сложилось впечатление, что фильм поставили как раз костюмеры. Ну и чуть-чуть гримеры.

Намекнули, откуда стащили

К слову, в одном из бойцовских эпизодов "Скифа" герои попадают в плен к неким поклонникам Велеса. А это такие люди с очень сильно напудренными лицами. И бьют они в барабаны. И танцуют, притопывая.

Эти пляски с белыми лицами под примитивную перкуссию стали очень сильно мне что-то напоминать. Где-то я их видел. И вспомнил, где. В 1986 году японский режиссер Зого Ишии снял вместе с немецкой индустриальной группой Einsturzende Neubauten музыкальный (можно и в кавычках) фильм "1/2 человека". Там было много грохота. И вообще фильм очень жуткий. И, кстати, достаточно известный.

А ближе к финалу в японском фильме из заброшенных ангаров выходят их зловещие обитатели с отбеленными лицами и вот точно так же танцуют! И словно бы в пользу моего предположения на фоне плясок несколько раз мелькнул опознавательный знак немецких индустриалистов — иероглиф-"человечек". В общем, российские кинематографисты, как порядочные люди, намекнули, откуда стащили. Ну, наверное, и правильно сделали.

Концептуальный финал

В общем, до поры мое восприятие этого фильма дрейфовало где-то на отметке "3 балла" по пятибалльной шкале. А вот в финале случился у авторов сценария очень концептуальный сюжетный поворот, мгновенно опустивший мое восприятие этого костюмированного шабаша на уровень плинтуса (и даже, может, ниже). Поэтому сейчас будет безжалостный и концептуальный спойлер.

В самом финале происходит некая утряска временных координат. Потому что попадаем мы в Тьмутараканское княжество. Оно у нас (согласно Википедии) существовало в X-XII веках. То есть соседствовало со скифами примерно так же, как нынешняя Российская Федерация, допустим, с Византийской империей.

И вот татуированные, свеженакрашенные скифы просятся под руку Тьмутараканского князя. А тот, не дрогнув голосом, приказывает взять да и уничтожить всех скифов. Всего их человек 15-20. И княжеские лучники их берут и расстреливают. Вот так-то! Чувствуете, какие плохие русские?

Не будем объяснять, почему это полный бред. Но вот этим концептуальным моментом в головы всех пацанов-недорослей вбивается: "Ах, какие плохие русские! Они уничтожили скифов!". И не объяснишь ведь.

В общем, если хотите увидеть кровавую антинаучную дрянь, испортить себе и семье поход в кино — вам обязательно надо посмотреть "Скифа". Российский кинематограф, который я только-только зауважал за "Движение вверх", снова стремительно и позорно пал в моих глазах. Увы-увы.

Шокирующий кровавый исторический боевик о русском витязе, который отправляется на поиски похищенной степняками семьи.

На заре христианской Руси бравый боярин Лютобор (Алексей Фаддеев) служит князю Тьмутаракани (Юрий Цурило), чьи земли располагаются на южных рубежах страны и граничат с владениями степняков. Однажды Лютобор спасает жизнь правителю, когда на того покушаются наемники-скифы. В благодарность владыка становится крестным отцом боярского сына. Вскоре после этого скифы нападают на усадьбу Лютобора и берут в заложники его жену и младенца. После себя они оставляют записку, в которой требуют, чтобы боярин отравил князя. Лютобор обо всем рассказывает правителю, и тот имитирует отравление, дабы боярин смог отправиться в степь и вызволить семью. В качестве проводника Лютобор берет с собой пленного скифа Куницу (Александр Кузнецов) и заставляет его поклясться, что тот любой ценой поможет боярину в его миссии.

Может показаться неправдоподобным, что скифы в фильме поклоняются греческому богу Аресу, но это прямая цитата из Геродота

Что представляли собой Тьмутараканские земли в эпоху ранней Руси? Мы не так уж много об этом знаем, и начинающий режиссер Рустам Мосафир , который четыре года назад дебютировал в большом кино с таежным триллером «Беглецы », пользуется научной неопределенностью, чтобы проявить фантазию и изобразить экзотический край на перекрестке культур. Христиане, язычники, половцы, скифы… На юге Руси каждой твари по паре, и все они сосуществуют и тесно взаимодействуют - порой мирно, но преимущественно кроваво.

Русичи расширяют сферу своего влияния и враждуют между собой, половцы находятся с ними в ненадежном альянсе, язычники ловят чужаков и приносят их в жертву, скифы убивают для тех, кто готов им платить… Выжить в этом безжалостном мире, где за каждым деревом и камнем может прятаться убийца, способен лишь прирожденный воин, который бьется, даже когда истекает кровью. Могучий Лютобор - как раз такой человек, и на пути к родным он в паре с борзым бандитом Куницей прорубается сквозь целые отряды и племена. Причем начинает он с княжеских соратников, так как для конспирации правитель объявил охоту на Лютобора, якобы предателя и отравителя. Но жалеть жертв боярина не стоит - все они напрашиваются на кровопускание, и никто не нападает на Лютобора из-за одного лишь благородного чувства долга.

Как вы уже поняли, Мосафир снял жестокий, порой садистский боевик, который в своей кровавости иногда заходит на территорию шокирующего трэша вроде культового гонконгского фильма «История о Рикки ». Правда, в «Скифе» никто никого своими кишками не душит. Но, например, рвать друг друга в клочья персонажам доводится. Так что ни в коем случае не идите в кино, если у вас слабый желудок и если вы плохо реагируете на кровь. И, уж конечно, не пытайтесь провести с собой детей. Это самый настоящий «18+» по меркам любой страны мира.

В начале работы над фильмом предполагалось, что главную роль сыграет западный актер и что лента будет сориентирована на международный рынок

Что предлагает «Скиф» помимо средневековой мясорубки и впечатляющего природного разнообразия Крыма, где кино снималось? Преимущественно нераскрученных, но очень фактурных актеров во главе с атлетичным Алексеем Фаддеевым, активное заигрывание с языческой мистикой (капища, идолы и верования героев играют большую сюжетную роль), гомеопатические дозы юмора и мелодраматизма, лошадиные дозы мужского позерства… И смелое, вычурное визуальное решение с запоминающимися нарядами, прическами, гримом и масками.

Когда герои попадают в край лесных язычников, фильм становится откровенно галлюцинаторным, в прямом и в переносном смысле слова. Чувствуется сильное влияние постапокалиптических лент вроде сиквелов «Безумного Макса », причем «Безумный Макс 2 » и «Безумный Макс 3 » в картине почти прямо цитируются. Согласитесь, что написать такое можно отнюдь не о каждом российском историческом кино! Относиться к этому можно как угодно, но приятно, что Мусафир решителен в своем художественном видении и что он действует в рамках жанра (исторический фэнтези-боевик), который позволяет подобные стилистические эксперименты.

Оставалась только белая тропка на хребет Крокодила, каким бы странным ни казался этот маршрут. И точно — через несколько метров услужливая тропка, не видимая с развилки, нырнула под хвост гигантского каменного Крокодила.

Недолгий крутой спуск — и вот уже утих отсечённый горой ветер. Побежала тропка вдоль отвесной стены скалы, слева над головами нашими нависали известковые козырьки, а справа мерцали солнечные зайчики в зарослях на склоне. Засветились в траве белые поднежниковые полянки, синели яркие пролески, жёлтыми огоньками вспыхивали крокусы. Где-то там, справа за невысоким бугром, таилось искомое ущелье.

Пока мы шагали, снизу доносились голоса — кто-то блуждал среди камней и деревьев. То ли тоже в поисках, то ли просто проводя время на загородном пикнике. Вынырнув из какого-то оврага, группа взрослых с детьми спросила у нас дорогу к декорациям, но мы могли помочь им только предположениями. Хотя стояли как раз у верного поворота — по пока не очень торной тропке мы спустились в заросли, огибая становящиеся всё выше скалы. Как выяснилось чуть позже, не сверни мы вниз, через несколько метров вышли бы скальному коридору, ведущему в киношное скальное царство сверху. А так — по тропке среди леса и скал мы вынырнули на поляну, скрытую со всех сторон высокими отвесными стенами. И дружно защёлками фотоаппаратами — вместе в подоспевшей за нами компанией…

Действие фильма происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ушли в небытие гордые воины — скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц, «волков Ареса». Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание. Втянутый в междоусобные интриги, он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они — враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе. Через дикий степной мир к пристанищу последних скифов, где их ждёт почти неминуемая смерть…

«Это не исторический фильм в чистом виде, хотя его действие происходит около тысячи лет назад. Это фэнтези на основе нашего далекого прошлого, — поясняет продюсер, — когда на смену язычеству начали приходить новые цивилизационные формы, и между ними возникали серьёзные столкновения».
В центре картины три мира — славян, берендеев и скифов, под каждый из которых были созданы соответствующие декорации в трех различных уголках Крыма: под Керчью, вблизи Евпатории и в районе Ялты. «Славянское подворье у нас расположено на берегу моря, — рассказывает Сельянов, — берендеи живут в дремучем лесу, а скифы обитают посреди пустоши. Каждый из миров различается не только географически, но и по антуражу — костюмами, языком, постройками».

Трудно предположить, сколько эти декорации продержатся под натиском любопытствующих… Даже здоровые мужики норовят взобраться по связанным канатами из палок лестницам, растущим из земли и устремляющимся вверх. А дети и повально виснут гроздями. Мы терпеливо ожидали, пока все желающие запечатлятся на фоне лестниц и верхом на них. Но потом, когда явилась очередная группа экскурсантов, мы проникли через узкую щель в скале — наружу, за пределы ущелья. Тут был пронизанный солнцем подснежниковый лесок. Мы отыскали тайничок неподалёку от нашего потайного лаза и попили чайку, любуясь полянкой, заросшей белыми изящными цветками.

Вернувшись, долго ещё бродили по ущелью. Поднялись вверх — туда, где на скалах красовались колоритные рисунки, тоже наследие деятельности киношников. Чудесные подснежники густо росли на крутой тропе под уходящими вверх лестницами. Это было именно то место, куда мы вышли бы, если бы не свернули в овраг… А внизу, на полянке у головы божества, расположилась среди лестниц очередная группа школьников, и приведшая их учительница рассказывала им о житии скифов…

На обратном пути мы успели сделать ещё несколько кадров в ненадолго опустевшем ущелье. Новые любопытствующие уже подтягивалсь по тропке через овраг — правы геокэшеры, суббота не лучший день для посещения этого места!

На обратном пути нашли небольшую пещерку, куда Лена не преминула засунуть свой любопытный нос!

И мы отправились назад, к автобусу. Впрочем, время ещё было, и мы сделали небольшой крюк, чтобы полюбоваться сверху панорамой живописных окрестностей Красного Мака.

Проведя несколько приятных минут на конечной остановке Красного Мака — в ожидании автобуса и в компании дружелюбного рыжего котейки — мы отправились назад в Севастополь.