Где похоронен моцарт вольфганг амадей. От чего умер Вольфганг Амадей Моцарт? Путешествие по Европе

Случилась эта трагедия 5 декабря 1791 года. В 00.55 остановилось сердце величайшего композитора и музыканта человеческой цивилизации Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Знаменитый австриец умер в самом расцвете своих творческих сил. За полтора часа до полуночи он потерял сознание и встретил фатальный конец в беспамятстве. На момент смерти ему было 35 лет и 10 месяцев.

Этот талантливейший человек начал сочинять музыкальные произведения в 6-летним возрасте. Творческая деятельность продолжалась почти 30 лет, но богатства она не принесла. Объясняется это низким социальным статусом музыкантов, живших в XVIII веке. За шедевры им платили копейки. Ситуация изменилась лишь в следующем столетии, когда композиторы стали по-настоящему обеспеченными людьми.

Смерть Моцарта в таком молодом возрасте вызвала много кривотолков и слухов, так как болезнь, предшествовавшая кончине, была довольно странной. Вначале у музыканта начали отекать кисти рук и ступни, затем последовали приступы рвоты. Врачи осмотрели больного и сказали, что это острая сыпная лихорадка. Данный диагноз был занесён и в регистрационную книгу, в которую записывали всех умерших в городе Вене.

Вольфганг Амадей слёг в постель 20 ноября. Но родственники посчитали, что причиной заболевания стала напряжённая работа. Было много заказов, над которыми композитор трудился практически, без отдыха. Его одолевали кредиторы, а семья едва сводила концы с концами.

После кончины тело покойника раздулось, а трупного окоченения не наблюдалось. Ткани оставались эластичными, мягкими, что косвенно указывало на отравление. Масло в огонь подлила Констанца - жена композитора. Она заявила, что муж делился с ней подозрениями. Якобы он был уверен, что его медленно и уверенно травят ядом. Давали ему акву-тофану. Этот яд создала в XVII веке итальянская колдунья Джулия Тофина. Сделала она его на основе мышьяка. Смертельная отрава не имела вкуса, запаха, а жертву убивала медленно и незаметно.

Настораживал ещё один факт. За несколько месяцев до болезни к композитору пришёл загадочный незнакомец. Он заказа "Реквием" - траурную заупокойную мессу. Уже попав под влияние болезни, Вольфганг Амадей вдруг подумал, что это музыкальное произведение предназначено для него самого. Изощрённый злоумышленник решил жестоко посмеяться над великим человеком, считавшимся одним из лучших представителей Венской классической школы.

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II - императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: "Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы".

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек - Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина - красивая молодая женщина - брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине. Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием.

Похороны великого композитора

Для близких смерть Моцарта стала настоящей трагедией. Скорбная ситуация усугублялась полным безденежьем. Поэтому одного из величайших людей человеческой цивилизации похоронили по 3-му разряду. 7 декабря 1791 года гроб с телом покойного привезли в собор Св. Стефана. Там собралось всего несколько человек, близко знавших усопшего. Говорят, что среди провожающих был и Сальери.

Священник произнёс заупокойную проповедь. Причём перед ним стоял не один гроб, а целых 6. Уже в сумерках гробы погрузили в катафалк, и тот поехал на кладбище Св. Марка, которое находилось примерно в 5 км от собора. Провожающие не последовали за катафалком, так как было темно, холодно, сыро, и шёл мокрый снег. Все гробы опустили в одну общую могилу, и засыпали их землёй. Место захоронения не обозначили ни крестом, ни плитой. Даже не положили камень или палку для ориентира.

Памятник Моцарту Плачущий Ангел

Прошло 50 лет, и люди решили отдать дань уважения величайшему музыканту. Но точное место захоронения найти не смогли. Старых могильных холмиков было очень много, а под каким из них покоился прах композитора, никто сказать не мог. Смогли определить лишь примерный участок, и посадили в этом месте иву. В 1859 году вместо ивы поставили памятник, который получил название Плачущего Ангела. Затем памятник перенесли, но в настоящее время он находится на прежнем месте.

Официальная версия смерти Моцарта

Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз - острая сыпная лихорадка - не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Александр Семашко

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Когда речь заходит о классической музыке, большинство людей сразу же вспоминают Моцарта. И это не случайно, ведь он добился феноменальных успехов во всех музыкальных направлениях своего времени.

Сегодня произведения этого гения пользуются огромной популярностью во всем мире. Ученые неоднократно проводили исследования, связанные с положительным влиянием музыки Моцарта на психику человека.

При всем этом, если спросить у любого встречного, может ли он рассказать хотя бы один интересный факт из биографии Моцарта , – вряд ли он даст утвердительный ответ. А ведь – это кладезь человеческой мудрости!

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Вольфганга Моцарта ().

Самый известный портрет Моцарта

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе . Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным . Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение , он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе

Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в в 1764 г. Будучи в , он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.

Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.


Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле , чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Личная жизнь Моцарта

Единственной супругой Моцарта была Констанция Вебер, которую он повстречал в столице . Однако отцу не хотелось, чтобы его сын женился на этой девушке.

Ему казалось, что близкие родственники Констанции просто пытаются найти для нее выгодного мужа. Тем не менее, Вольфганг принял твердое решение, и в 1782 году они поженились.


Вольфганг Моцарт и его жена Констанция

В их семье родилось 6 детей, из которых выжило только трое.

Смерть Моцарта

В 1790 г. супруге Моцарта потребовалось дорогостоящее лечение, из-за чего он решил выступить с концертами во Франкфурте. Он был прекрасно принят публикой, но сборы от концертов оказались весьма скромны.

В 1791г., в последний год своей жизни, им была написана известная практически всем «Симфония 40», а также незаконченный «Реквием».

В это время он серьезно заболел: его руки и ноги сильно распухли и чувствовалась постоянная слабость. Одновременно с этим композитора мучили внезапные приступы рвоты.


«Последние часы жизни Моцарта», картина работы О’Нила, 1860 г.

Он был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Именно поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Официальной причиной его кончины считается ревматическая воспалительная лихорадка, хотя споры по данному вопросу ведутся биографами и сегодня.

Существует распространенное мнение о том, будто Моцарта отравил Антонио Сальери, который также был композитором. Но никаких достоверных подтверждений у этой версии нет.

Если вам понравилась краткая биография Моцарта – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Если же вы вообще любите биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реквием Моцарта (Requiem de Mozart - Lacrimosa - Karl Böhm - Sinfónica de Viena)

    ✪ Моцарт - Реквием (HD)

    ✪ Wolfgang Amadeus Mozart G Minor Over The Mosques

    ✪ Моцарт суперзвезда (документальный фильм) HD

    ✪ The Best of Mozart

    Субтитры

Последняя болезнь и смерть

Последняя болезнь Моцарта началась ещё в Праге , куда он приехал, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита », об этом свидетельствует Франц Ксавер Нимечек, автор первой биографии композитора . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром для Штадлера , писал «Реквием », дирижировал на премьере «Волшебной флейты » 30 сентября 1791 года.

Нимечек приводит рассказ его жены, Констанции о том, что незадолго до своей смерти на прогулке в Пратере , куда она отвезла мужа, чтобы он отвлёкся от мрачных мыслей, Моцарт стал говорить, что сочиняет «Реквием» для себя, что он скоро умрёт: «Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли». По книге Нимечека (1798), разговор состоялся не ранее второй половины октября, однако во втором её издании (1808) указано, что уже в Праге композитор предчувствовал смерть. В 1829 году Констанция рассказывала английскому композитору Новелло и его жене, что Моцарт за полгода до смерти говорил об отравлении, но, когда она назвала эту идею «абсурдной», Вольфганг согласился с ней .

За 2 дня до того, как окончательно слечь (18 ноября), Моцарт дирижировал при исполнении «Маленькой масонской кантаты». 20 ноября у Моцарта воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Детали смерти Моцарта описаны его ранним биографом - и будущим мужем Констанции - Георгом Николаусом фон Ниссеном. Ниссен взял сведения из записей, предоставленных ему сестрой Констанции, Софи Вебер. По её свидетельству, «[болезнь] началась с опухоли в руках и ногах, которые были почти полностью парализованы, позже начались внезапные приступы рвоты […] за два часа до своей смерти он остался в абсолютном сознании». Его тело опухло так, что он больше не мог сидеть в постели и двигаться без посторонней помощи.

Его лечил доктор Николаус Клоссет (нем. Nicolaus Closset ), домашний врач семьи с 1789 года. Для консультаций Клоссетом был приглашён доктор Саллаба (нем. Mathias von Sallaba ), врач Всеобщей больницы Вены. Во время последней болезни Моцарта применялись все средства, доступные медицине того времени: рвотное, холодные компрессы, кровопускание . Как позднее писал доктор Гюлденер фон Лобос, общавшийся с обоими врачами, Клоссет считал, что Моцарт болен серьёзно, и опасался осложнений на мозг. По декрету 1784 года, в случае смерти больного лечащий врач оставлял в его доме записку, составленную на родном языке, а не на латыни, где доступным неспециалисту образом указывались продолжительность заболевания и его характер. Записка адресовалась тем, кто должен был освидетельствовать тело и коротко определить род болезни. По предположению Карла Бера, диагноз «острая просовидная лихорадка» (нем. hitziges Freiselfieber ), значащийся в протоколе осмотра тела, исходит от Клоссета .

Моцарт умер после полуночи, 5 декабря 1791 года. По рассказам очевидцев, его отчаявшаяся жена бросилась на постель рядом с мужем, чтобы заразиться той же болезнью и умереть вслед за ним .

  • Констанция заболела и на похоронах мужа не присутствовала. Шестого декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана , где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер , слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер . Гроб, до того как его можно было отправить на кладбище, установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II , предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера . Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном .

    Впоследствии уже невозможно было определить, где был похоронен Моцарт. Всё это дало основание в дальнейшем для обвинения в скупости ван Свитена, якобы не сумевшего (или не пожелавшего) организовать великому композитору достойные похороны. На него также пали подозрения в стремлении скрыть могилу Моцарта, с этой же целью он будто удерживал Констанцию от посещения кладбища. Но вряд ли ван Свитен, умерший в 1803 году, виновен в том, что она побывала там только через семнадцать лет после похорон, по настоянию венского писателя Гризингера, и не смогла найти могилу . Через много лет Констанция, давая объяснение своего отсутствия на похоронах, указывала на то, что зима была «чрезвычайно суровой». Однако это не соответствует действительности: по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков. Бури, которая, по сообщению автора фельетона в венской газете Morgen Post (1855), якобы рассеяла провожающих у ворот Штубентор, не было .

    Рассказы о том, что могила композитора сразу затерялась, не соответствуют действительности: Альбрехтсбергер и его жена, а впоследствии и их внук, навещали её. О месте захоронения Моцарта были осведомлены также его ученик Фрейштедтлер, венские музыканты Карл Шоль и Иоганн Долежалек .

    Гипотезы

    Отравление

    Впервые предположение об отравлении возникло вскоре после смерти Моцарта. 12 декабря 1791 года корреспондент берлинской газеты Musikalisches Wochenblatt Георг Сиверс из Праги писал:

    В 1798 году в своей биографии Моцарта Нимечек поместил рассказ Констанции о разговоре с мужем в Пратере и словах Моцарта об отравлении. Трудно сказать, действительно ли состоялся этот разговор, о котором известно только от Констанции, но даже, если всё было так, как сказала она, доказательством отравления это служить не может. Позднее в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанции, Георгом Ниссеном (опубликована в 1828 году), помещены обширные сведения о ядах и в то же время отрицается, что композитор был отравлен .

    Сальери

    Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя - Сальери . К тому времени некогда блестящий композитор, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдая психическим расстройством, доживал свои дни в госпитале. Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны и Сальери. Ученик последнего, Игнац Мошелес , в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию:

    В некрологе Сальери, написанном Фридрихом Рохлицем и опубликованном лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» от 27 июня 1825 года, рассказывалось о последних днях жизни покойного:

    Однако Рохлиц не упоминает в связи с признаниями в «преступлениях», якобы сделанных Сальери, имени Моцарта.

    В мае 1824 года поэт Калисто Басси , итальянец, разбрасывал листовки в венском концертном зале (или раздавал перед входом в него), где проходило исполнение Девятой симфонии Бетховена. В оду, прославляющую Бетховена, Басси вставил строфы, посвящённые Моцарту, и стишок о некоем не названном по имени старце, о «бледной немочи… на стороне того, кто держит в руке кубок с ядом», о «зависти, ревности и черном злодеянии» . В стишке усмотрели выходку против Сальери, однако Басси, вызванный для объяснений к директору Придворной капеллы, утверждал, что не имел намерения задеть композитора. Тем не менее ему дали отповедь в прессе . Единственный экземпляр этой листовки, хранившийся в венском Дворце правосудия, погиб во время пожара 1927 года. Неизвестно, снимал ли до 1927 года кто-либо с неё копию

    С опровержением слухов ещё в 1824 году в миланском журнале выступил Джузеппе Карпани . В своей статье «Письмо г. Дж. Карпани в защиту маэстро Сальери, ложно обвинённого в отравлении маэстро Моцарта» он превознёс человеческие качества Сальери, утверждал, что он и Моцарт уважали друг друга. К статье Карпани было приложено свидетельство доктора фон Лобеса, получившего сведения о болезни и смерти Моцарта непосредственно от врачей, лечивших его .

    До настоящего момента нет никаких сведений о том, что Сальери делал какие-нибудь признания. В свидетельстве от 5 июня 1824 года, подтверждённом доктором Рериком, лечащим врачом Сальери, санитары, находившиеся неотлучно при старом композиторе с момента начала его болезни, утверждают, что никогда не слышали от него таких признаний .

    В случае же, если Моцарту была дана однократно смертельная доза, то Сальери сделать этого никак не мог: последний раз он виделся с Моцартом в конце лета 1791 года, и, как отмечал Ефрем Лихтенштейн: «…не известны такие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы» .

    Если же допустить, что Моцарт получал довольно длительное время яд небольшими порциями, то давать его композитору могли только те, кто постоянно находился с ним рядом .

    Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (). У Пушкина Сальери - безусловный талант, достигший славы упорным трудом - не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела . П. А. Катенин , отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:

    Пушкин изображает людей XVIII века, используя представления современной ему эпохи. Он создаёт характерного для романтизма героя-гения, одинокого, непонятого, которому противостоит враг. Но и Моцарт, и Сальери Пушкина далеки от реально существовавших Моцарта и Сальери. Тем не менее, в Советском Союзе, а позднее - в России, где авторитет Пушкина был непререкаем, художественный вымысел оказался сильнее жизненных фактов, (С. Фомичёв). По мнению музыковедов, именно произведение Пушкина способствовало распространению легенды об отравлении .

    В 1898 году на основе трагедии Пушкина было написано либретто одноимённой оперы Римского-Корсакова . В своей книге «Моцарт и Сальери, трагедия Пушкина, драматические сцены Римского-Корсакова», посвящённой произведениям Пушкина и Римского-Корсакова, Игорь Бэлза сообщал о записи предсмертной исповеди Сальери, признавшегося в отравлении Моцарта и даже когда и где «подсыпал ему яд». Запись якобы сделал его духовник . По словам Бэлзы, в 1928 году её нашёл и скопировал в венском архиве Гвидо Адлер и рассказывал о ней побывавшему в то время в Вене Борису Асафьеву . Однако ни в венских архивах, ни в архиве самого Адлера такого документа не было обнаружено. «Osterreichische Musikzeitschrift» в ноябре 1964 года по этому поводу писал: «А ведь даже в самой Вене никогда и никому не было известно о том, что, оказывается, существует письменная исповедь Сальери, где он признается в преступлении!» Не было и в бумагах Асафьева каких-либо сообщений об исповеди Сальери. Как отмечает Корти, Игорь Бэлза, сообщая об этой записи, ссылался исключительно на умерших к тому времени Адлера и Асафьева .

    Масоны

    Версия об отравлении Моцарта масонами впервые была высказана Даумером в серии рассказов о смерти Моцарта . В либретто последней оперы Моцарта «Волшебная флейта » использована символика «братства вольных каменщиков» (композитор и его отец были членами масонской ложи «Благоверность» с 1784 года) и изображается противостояние христианства и масонства. Но Моцарт не был уверен в истинности масонского пути. Композитор решил создать своё масонское общество - «Пещеру» - и поделился этими планами с музыкантом Антоном Штадлером . Штадлер будто бы поставил в известность масонов, которые дали ему задание отравить Моцарта . Сторонники версии обвиняют масонов Ван Свитена и Пухберга в организации «поспешных похорон», приписывают им инициативу захоронения композитора в общей могиле, якобы для того, чтобы скрыть следы преступления .

    Новое развитие гипотеза получила в 1910 году в книге Mehr Licht Германа Альвардта , который утверждал, что за масонами, убившими Моцарта, стояли евреи . В 1926 году Эрих и Матильда Людендорфы повторили эту версию. В 1936 году Матильда Людендорф в работе Mozarts Leben und Gewaltsamer Tod утверждала, что убийство немецкого композитора Моцарта было организовано «иудео-христианами» (или «иудео-римлянами»), а также «жидомасонами», иезуитами и якобинцами . Моцарт стал масоном под нажимом отца и подвергался преследованиям со стороны князя-архиепископа Зальцбурга Иеронима фон Коллоредо (тоже масона), потому что отказывался сочинять «итальянскую космополитическую музыку». Своё место в книге Людендорф нашли также история со Штедлером и план создания «Пещеры» .

    Масоны отравили Моцарта и по мнению докторов медицины Йоханнеса Дальхова, Гюнтера Дуды и Дитера Кернера . Раскрыв в «Волшебной флейте» секреты ордена, Моцарт обрёк себя на смерть. Масоны якобы совершили жертвоприношение в честь освящения своего нового храма. Знаменитый Реквием Моцарту был заказан именно масонами, так они дали знать композитору, что он избран жертвой .

    Абсурдность этой версии состоит в том, что содержание «Волшебной флейты» скорее преподносило идеи масонства, перекликающиеся с идеалами вольтерианства и великой французской революции , в самом выгодном свете. Подтверждением того, что венские масоны в восторге от новой оперы Моцарта, является заказ Масонской Кантаты, по сути ставшей его последним завершённым сочинением. В конце концов, автор либретто Эмануэль Шиканедер , также масон, остался жив, что опровергает версию о причастности масонов к отравлению Моцарта .

    Версия Кернера, Дальхова, Дуды

    Однако отравление сулемой сопровождается характерными внешними признаками, в том числе возникновением симптомов сулемовой почки и явлениями почечной недостаточности. Во время последней болезни Моцарта подобная клиническая картина, как отмечает Исаак Трахтенберг , у него не прослеживалась. При хроническом же отравлении у больного должны были наблюдаться признаки ртутного эретизма и мелкое дрожание рук, которое проявилось бы через изменение почерка. Тем не менее рукопись партитур последних произведений - «Волшебной флейты» и «Реквиема» - не содержат признаков «ртутного тремора» . Профессор Института истории медицины (Кёльн) Вильгельм Катнер в докладе «Решена ли загадка смерти Моцарта?», сделанном им в сентябре 1967 года на собрании Немецкого общества истории медицины, естествознания и техники, отмечал, что симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта, не подтверждают хронического отравления сулемой. К такому же выводу пришли в своё время дерматолог Алоис Грайтер (Гейдельберг) и токсиколог Йозеф Сайнер (Брно). Позднее, в 1970 году, Катнер указывал, что свидетельства дрожания рук Моцарта так и не были обнаружены, что в дискуссии признал и сам Кёрнер, но обещал представить доказательства .

    Констанция Моцарт и Зюсмайер

    Существует предположение, что Моцарт был отравлен Францем Ксавером Зюсмайером и своей женой Констанцией, которые были любовниками . В 1791 году Констанция родила мальчика , также названного Францем Ксавером. По слухам, это был сын не Моцарта, а его ученика Зюсмайера .

    Через много лет, в 1828 году, чтобы положить конец сплетням, Констанция в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, поместила анатомический рисунок левого уха своего первого мужа. Композитор имел его врождённый дефект, который из всех детей унаследовал только Франц Ксавер. Это обстоятельство сыграло роль в появлении ещё одного предположения о причинах смерти Моцарта, на этот раз естественных, сделанного американским патологом Артуром Раппопортом .

    Отравление при лечении

    Хофдемель. Убийство из ревности

    Через день после смерти Моцарта венский делопроизводитель верховного суда и масон Франц Хофдемель изувечил свою беременную жену Марию Магдалину бритвой и покончил с собой. Моцарт учил Магдалину Хофдемель игре на фортепиано и, видимо, вступил с нею в связь. Он посвятил своей ученице последний концерт для фортепиано и оркестра. Биографы XIX века замалчивали этот эпизод. Довольно долго в Вене сохранялось поверие, что Хофдемель избил Моцарта палкой, и тот умер от инсульта . По другой версии, масоны использовали Хофдемеля, чтобы устранить Моцарта с помощью яда. Известно, что о смерти делопроизводителя было сообщено только 10 декабря, чтобы эта трагедия никак не связывалась с кончиной Моцарта. Магдалина Хофдемель (нем. Maria Magdalena Hofdemel ) выжила и родила впоследствии мальчика, которого многие считали сыном Моцарта .

    Смерть по естественным причинам

    Системное ревматическое заболевание

    Профессор-терапевт Ефрем Лихтенштейн, опираясь на известные материалы, проанализировал историю болезни Моцарта. С раннего детства Вольфганг отличался слабым здоровьем. Напряжённый график концертных туров, в которых юного Моцарта и его сестру Наннерль сопровождал отец , отрицательно сказался на состоянии детей, главным образом, мальчика. О болезнях, преследовавших Вольфганга во время его первых путешествий, известно из писем Леопольда Моцарта . Связь между последовательно перенесёнными в это время заболеваниями отмечает и немецкий исследователь Герхард Бёме:

    Лихтенштейн также отмечает наблюдавшиеся впоследствии у Моцарта повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - мозговые расстройства. Всё свидетельствует о том, что композитор стал жертвой ревматической инфекции, поразившей сердце, мозг, почки, суставы. Как предполагает Лихтенштейн в своём эссе «История болезни и смерти Моцарта», в годы, наполненные тяжким трудом и нервными потрясениями, у Моцарта могло развиться нарушение кровообращения. Следствием этого явились отёки и асцит , который в ту эпоху врачи неверно считали самостоятельным заболеванием - водянкой. Современной медицине известно, что возможно скрытое протекание процесса сердечной декомпенсации, которая проявляется позднее через отёчность .

    Версия Раппопорта

    В 1981 году в Вене, на международном конгрессе клинической химии, американский патолог Артур Раппопорт выступил с докладом «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта» . В нём, опираясь на многолетние собственные наблюдения, Раппопорт утверждал о взаимосвязи между анатомическими деформациями уха, передаваемыми по наследству, и почечной болезнью. Патолог считает, что Моцарт имел врождённый дефект мочевого или почечного тракта. Эту теорию поддержал дерматолог Алоис Грайтер . Вялотекущая почечная болезнь была усугублена тем, что композитор заразился так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой. Чрезмерное кровопускание (по оценке Карла Бера , Моцарт из-за кровопусканий потерял не менее двух литров крови) довершило дело. Подводя итог, Раппопорт отметил: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убеждён в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом» . Когда позднее Марио Корти, работая над циклом передач «Моцарт и Сальери» на Радио «Свобода» , хотел взять интервью у Раппопорта, тот отказался, заявив, что у него неприятности в связи с высказанной им гипотезой .

    Смерть от последствий черепно-мозговых травм

    В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль , занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга .

    Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума , заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist . Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего - 30-35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни .

    Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции .

    См. также

    Примечания

    1. Геннадий Смолин. Гений и злодейство // «Вокруг Света ». - 2006. - № 1 .
    2. Моцарта убил не Сальери, а собственная мать? (неопр.) . «Аргументы и Факты» Aif.ru. Дата обращения 17 августа 2014.
    3. Николай Фёдоров. Моцарт: убийство со многими неизвестными // «Вокруг Света ». - 2015. - № 1 .
    4. , с. 54.
    5. , с. 60.
    6. , с. 43, 46-47.
    7. , с. 375-376.
    8. , с. 503.
    9. , с. 376.
    10. , с. 16.
    11. Как указывает Карл Бер, специально изучавший регламент похорон, принятый в Австрии в конце XVIII века, учитывая то обстоятельство, что перевозка покойников проходила в тёмное время суток, никаких траурных процессий не проводилось.
    12. , с. 504.
    13. , с. 81-82.
    14. , с. 82-83.
    15. , с. 83, 86.
    16. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    17. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
    18. , с. 75-78.
    19. , с. 503-504.
    20. , с. 87.
    21. Цит. по: Аберт Г.
    22. , с. 375.
    23. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    24. Цит. по: Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    25. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери
    26. Цитируется по Корти