Фториды в зубной пасте: быть или не быть (кариесу)? Презентация на тему "соединение фтора в быту и промышленности"


Фтор как химический элемент, – широко распространенный в природе не металл, который занимает 16 место среди элементов входящих в состав земной коры. Чаще всего в природе находится в виде труднорастворимых солей апатита, топаза, полевого шпата, креалита и др. (Моришна Г.И., Гапонюк Э.И., 1993).

На степень загрязнения почв фтором большое влияние оказывает вид сельскохозяйственных угодий. Так, по результатам крупномасштабного картирования в зоне Красноярского алюминиевого завода (пригородная зона г. Красноярска) площадь почв с чрезвычайно и высокоопасным загрязнением на сенокосах и пастбищах составляет 8,1 тыс. га или 25,7% от обследованных, а на пашне только 5,5% (5,4 тыс. га). Этот факт обусловлен тем, что в непахотных почвах фтор в основном концентрируется на самой поверхности почвы. В пахотных же почвах в результате систематической обработки, почвы легко перемешиваются и в результате взаимодействия с почвой фтор быстрее переходит в неактивные формы за счет процессов адсорбции и минералообразования (Танделов Ю.П., 1996; Кремленков Н.П., Гапонок Э.И., 1983).

Применение высоких доз фосфорных удобрений может привести к загрязнению почв фтором (Потатуева, Капаев, 1979; Крейдман Ж.Е., 1998; Антонов И.С., 1996). От применения балластных и концентрированных удобрений на дерново-подзолистых тяжелосуглинистых почвах, отмечено повышенное содержание водорастворимого фтора в верхнем горизонте. Регулярное внесение аммофоса, увеличила на 50% содержание подвижного фтора только в пахотном горизонте, почти не изменив его в слоях 20–50 см и 50–80 см (Антонов И.С., 1996).

По данным Потатуевой Ю.А. внесение навоза из расчета 10 т/га ежегодно, привело к повышению содержания в почве (дерново-подзолистой тяжелосуглинистой) водорастворимого фтора в 2 раза, количество которого достигало тех же величин, что и при систематическом внесении аммофоса.

По данным Ю.П. Танделова на мощном черноземе Мироновского НИИ селекции и семеноводства пшеницы в опыте с бессменной культурой кукурузой, где за время проведения опыта (1929–1974 гг.) было внесено Р2О5 2320 кг/га общее содержание фтора в почве возросло на 22–28%.

Длительное применение суперфосфата в опыте во ВНИИ сахарной свеклы и сахара, повысило содержание фтора в почве на 90% по сравнению с контролем.

Во Франции, где в течении длительного времени применяются высокие дозы минеральных удобрений содержание фтора в пище составляет 10 мг/кг сухого вещества в США интенсивно удобряемая кукуруза содержит фтор в концентрациях 8 мг/кг сухого вещества. Тогда как в нормальных условиях, фтора содержится в мг/кг: в зерне – 0,2–0,7; соломе – 2–7; картофеле – 0,2–0,9; в свекле – 0,2–0,6; в сене – 0,2–2,3.

Одним из источников загрязнения агросистем являются химические средства защиты растений. Так Н.Н. Мельниковым и Ю.А. Баскаковым (1962) установлено, что в течение длительного времени загрязнение агроэкосистем фтором происходило от применения пестицидов.

Имеются данные о снижении ферментативной активности некоторых почв при добавлении в почву NaF (Russel, Swiecicki, 1978). В эксперименте проведенном Г.В. Цаплиным (1994), на дерново-подзолистой, слабоокультуренной почве наблюдалось подщелачивание почвы, как следствие NaF. При высоком уровне загрязнения (1000 мг фтора на кг почвы) почва заплывала, нарушалась ее структура, появлялись признаки осолонцевания. Высокий уровень загрязнения вызывал деструкцию гумусовых веществ. Фтористые соединения могут оказать заметное влияние на почвенные микроорганизмы (Гапонюк Э.И. и др, 1981). При содержании фтора в почвах выше 1000 мг/кг наблюдается снижение активности почвенных микроорганизмов (уреазы, фосфатазы, дегидрогеназы) по сравнению с контролем. Фтористые соединения замедляют рост систематических групп почвенных микроорганизмов (Оглоблина Р.И., 1977).

Для валового фтора ПДК не определено. Степень загрязнения почв фтором оценивается по водо-растворимым формам, содержание которых не должно превышать 10 мг/кг почвы (Санитарные нормы, 1987).

Поступление фтора в растения, изменение его миграционных свойств в почве зависит от его общего содержания в почвах, форм его соединений, свойств почвы: кислотности, механического состава, минералогического состава, наличия карбонатов, окисления железа и алюминия.

Среди отечественных и зарубежных ученых давно установилось мнение, что щелочные и слабощелочные, богатые кальцием черноземы, каштановые почвы (в нашей республике они составляют более 90%) химически прочно связывают выпадающий на поверхность с аэровыбросами фтор, приводя его в нерастворимые флюоритные, фтораппатитовые и другие соединения (Антонов И.С., 1996).

Фтор влияет на метаболизм растений и способен вызывать снижение темпов поглощения кислорода, расстройства респираторной деятельности, снижение ассимиляции питательных веществ, уменьшение содержания хлорофилла, подавление синтеза крахмала, разрушение ДНК и РНК и ингибировать ряд других процессов.

Установлено, что фториды ингибируют ферменты: энолазу, фосфорглюкомутазу, фосфотазу (Власюк П.А, Мищенко В.Н., 1967).

Потатуева Ю.А. и Копаева М.Н. (1978) указывают на неравномерность распределения фтора по органам растений: большая его часть накапливается в корнях, чуть меньше его в вегетативной массе (солома, листья, стебли) и менее всего фтора содержится в зерне. По сообщению Беляковой Т.М. (1997) в культурных растениях фтор в основном накапливается в листьях и стеблях, меньше в плодах.

В своей работе Безикова О.А. (1997) прослеживает прямую связь между уровнем фтора в почве и накоплением его в соломе. При содержании фтора в почве 60,6 мг/кг в соломе его накапливалось 43, 7 мг/кг, при 17,6 мг/кг – 35,8, при 1,8 мг/кг – только 28,6 мг/кг. При этом на урожайность зерна это не оказывало ни какого влияния.

А. Хеннинг (1976, Германия) считает, что чувствительность растений к фтору наступает при очень высокой концентрации его в почве, для гречихи, например, 900 мг/кг.

Злаковые растения имеют ряд симптомов при действии на них фторидов высокой концентрации. Кончики листьев могут приобретать бледно-коричневый или даже белый цвет, хлоротические точки и полосы расположенные вдоль листа жилки по краю и направлению к кончику листа. Часто хлоратическая узкая полоса отделяет некротическую (мертвую) ткань от здоровой (Антонов И.С., 1996; Хольбваш Г., 1998).

Передерий О.Г. и Мишлевич Н.В. (1991) приводят данные, что содержание в луговой траве 60–71 мг/кг фторидов, не дает каких-либо видимых признаков поражения растений, тогда как ПДК фтора в траве 1,5 мг/кг. Есть сообщения авторов Орлова Д.С., Воробьевой Л.А., Мотузовой Г.С. и др. (1988), Морошиной Г.И., Гапонюк Э.И. (1993), Майкла Трешой (1998), что даже при наличии очень высоких концентраций фтора в листьях, еще не означает, что эти листья станут обязательно поврежденными. Десслер Х.Г. (1981) же утверждает, что местные растения отрицательно реагируют на наличие в воздухе токсических веществ даже в малых дозах, в зависимости от длительности экспозиции, это приводит к многочисленным нарушениям физиологических функций, угнетению и отмиранию отдельных групп клеток, участков тканей, что нередко приводит к гибели растений.

Некоторые растения настолько восприимчивы к загрязнению воздуха и почвы, что поражаются при концентрации фторидов незначительно превышающей фоновую. Это свойство растений используется в мониторинге загрязнения воздуха, почв и других средств, как метод биоиндикации и симптомологии (Антонов И.С., 1996).

Обнаружение симптомов на растениях, распределение пораженных растений на местности, влияние на вид растения описаны в работе Трешоу М. (1998).

Однако, в каких концентрациях фторидов в воздухе, воде, почве, в каких фазах произрастания растений проявляются эти отрицательные эффекты, имеются слишком мало официальных публикаций.

Реакция растений на загрязнение фтором даже до появления каких-либо симптомов токсичности, проявляется в ослаблении темпов роста, снижение урожайности. Однако наиболее опасным последствием фторидного загрязнения является накопление его в кормовых растениях (Miller, 1973). По данным Петрухина И.В. (1989) предельно допустимыми концентрациями фтора в кормах, принятыми в некоторых зарубежных странах являются:

Трава 1,5 (мг/кг);
- корнеплоды 2,3;
- сено 30,0;
- солома 15,0;
- зерновые корма 3,0.

При повышении этих значений существует вероятность заболевания животных флюорозом. Клинические признаки развиваются через 6 – 12 месяцев при поступлении фтора с водой, содержащей элемент в концентрациях от 5 мг/кг и выше или же с кормами, в которых уровень фтора превышает 100 мг/кг (Таланова Г.А., Хмелевский Б.Н., 1991). Допустимая концентрация фтора в ежегодном рационе составляет: для овец – 50, коров – 30, свиней – 70 мг/кг (Танделов Ю.П., 1997).

В республике Хакасия загрязнением фтором окружающей среды занимаются сотрудники станции агрохимической службы «Хакасская» Антонов И.С., Градобоева Н.А., Сачкова Г.В. и др., однако изучение данной проблемы требует дальнейших исследований, а нами сделана лишь незначительная попытка затронуть вопросы влияния фторосодержащих соединений на почву и естественный травостой.



На полках магазинов мы, как правило, видим фторированные зубные пасты или ополаскиватели для полости рта. Однако, многие люди в последнее время стараются избегать таких средств гигиены. Покупатели сомневаются в пользе для здоровья фтористого натрия из-за некоторой открывающейся информации об этой добавке. И это несмотря на заверения ряда стоматологов о важности фтора для зубной эмали. Почему же так происходит?
Вы когда-нибудь задумывались, почему фторированные пасты имеют такие предупреждающие надписи на этикетке, как: «Детям до 6 лет рекомендуется использовать зубную пасту размером с горошину и под присмотром взрослых», «Не глотать», «В случае попадания фторида внутрь обратитесь за медицинской помощью» и т.д.
Причина, по которой зубные пасты имеют предупреждающие надписи, заключается в защите их производителей от судебных процессов, связанных с отравлением фторидом. Не содержащие фтор зубные пасты обычно не имеют таких предупредительных этикеток, потому что у них нет ингредиентов, способных нанести серьезный вред организму.
Сегодня фторируется стоматологические пасты, водопроводная вода, и даже молоко. Фтор может содержаться в фосфорных удобрениях, следовательно, черный и зеленый чай (при выращивании которого используются фосфорные удобрения) может содержать фтор.
И еще один факт, на который важно обратить внимание. В ряде стран существует запрет на фторирование питьевой воды: Австрия, Бельгия, Китай, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Израиль, Япония, Люксембург, Нидерланды, Северная Ирландия, Норвегия, Шотландия, Швеция, Швейцария.
И это совсем не случайно. Когда в этих странах узнали о «пользе» фтора, то сразу приняли необходимое решение на законодательном уровне – запретили его использование. Поскольку теперь у вас существует большее понимание того, что причина наличия предостережений на этикетках фторированных зубных паст есть, давайте разберемся в различиях между природным и синтетическим фтором, чтобы знать, какого фторида следует избегать.

Различия между природным и синтетическим фтором

Природный образец фторида – это не то же самое, что синтетическая промышленная версия (фторид натрия). Фторид, который содержится в природе, известен как фторид кальция. Этот природный минерал в природе встречается в виде флюорита преимущественно в земной коре и грунтовых водах на малых уровнях.

Синтетическая версия фторида называется фторид натрия, который является побочным продуктом фосфатной промышленности. Когда речь идет об этом синтетическом промышленном варианте, термин «фторид» используется для обозначения множества различных химических веществ, из которых состоит фторид, включая, но, не ограничиваясь ими: свинец, алюминий, кадмий, мышьяк, гидрофторосиликарную кислоту и даже радиоактивные материалы.
Во времена нацисткой Германии фторид натрия был передан заключенным в концентрационных лагерях, потому что нацистские врачи обнаружили, что его компоненты оказывают лоботомическое воздействие на заключенных, что делает их покорными и ими становится легче управлять.
Слышали ли вы когда-либо, что многие эксперты связывают фторид натрия с понижением IQ и возрастанием раковых болезней? Может ли в действительности этот токсин быть одной из основных причин этих проблем?

Почему важно уменьшить потребление фторида натрия

Если вы используете фторированную зубную пасту, крайне необходимо проявлять осмотрительность в отношении контроля количества, которое вы используете при чистке зубов, поскольку фторид кальция может биоаккумулироваться в организме.
Фтор способен постепенно накапливаться в организме, что со временем приводит к проблемам со здоровьем. Накопление фторидов ускоряется с возрастом, что рано или поздно дает о себе знать в виде развития дегенеративных заболеваний. Многие эксперты советуют избегать фторидов насколько это возможно.
Синтетический вариант фторида также был обнаружен в России в питьевой воде и молоке!!! Вода фторируется в России!

Фторирование – одна из операций, применяемых при подготовке питьевой воды. Ее проводят на станциях водоочистки. В качестве реагентов для фторирования воды применяют кремнефтористый натрий, фтористый натрий, кремнефтористый аммоний, кремнефтористоводородную кислоту.
Новое исследование, опубликованное в журнале Environmental Health Perspectives подтверждает, что фторированная вода вызывает повреждения головного мозга у детей .
«Это 24-е исследование, которое сделано этой ассоциацией», – объяснил Павел Коннетт, доктор философии, директор Fluoride Action Network (FAN). «У данного исследования есть сильные стороны по сравнению с предыдущими исследованиями, потому что авторы контролировали ключевые переменные совместно с дополнительной корреляцией, и обнаружили, что снижение IQ у детей напрямую зависит от содержания фтора в воде и крови детей…»
«В этом исследовании мы обнаружили значительное соотношение доза-реакция между уровнем фтора в сыворотке крови и IQ детей» – утверждают авторы исследования.
Хотя, уже имели место многочисленные исследования на протяжении многих лет по определению фтора, как нейротоксина, большинство основных медицинских работников в США проигнорировали эти исследования и впредь поддерживают идею фторирования воды. Но доказательства продолжают нарастать, и рано или поздно медицинское сообщество должно будет прислушаться к правде о фторе.

Повреждения органов, вызванные фторидами

Если потреблять фтористый натрий ежедневно, организм загрязняется этим синтетическим токсином, что может привести к различным видам проблем со здоровьем, включая, но, не ограничиваясь, сердечную болезнь и кальцификацию шишковидной железы.
Мозг очень чувствителен к фториду натрия, особенно шишковидная железа, расположенная в области четверохолмия среднего мозга. Она отвечает за выработку мелатонина, серотонина, адреногломерулотропина, диметилтриптамина.

Когда мозг и шишковидная железа насыщены слишком большим количеством фторида натрия, они не могут функционировать должным образом.
Типичными симптомами фторидной токсичности являются флюороз зубов, хроническая усталость, пониженный IQ, головные боли, потеря памяти, помутнение зрения, потеря слуха, расстройство сна, кальцификация шишковидной железы и неврологические проблемы. Эти проблемы со здоровьем приводят к отсутствию целостного мышления, творчества и навыкам критического мышления.
Фтор приводит к преждевременному старению, появлению морщин, плохому состоянию волос, ногтей. Суставной хрящ быстрее изнашивается, что увеличивает риск артрита.
Фтор способствует задержке кальция в костной ткани, в результате чего увеличивается ее плотность. Но от высокой степени кальцификации, кости становятся более хрупкими, и при ударе, либо падении они больше подвержены переломам. Несмотря на увеличение костной массы риск разрушения высок.
Фтор причиняет значительный ущерб слизистой оболочке желудка, кишечника, а также стенкам артерий, вен, гематоэнцефалическому барьеру. В результате этого может произойти кальцификация стенок сосудов, что в дальнейшем проводит к атеросклерозу и др.

Что можно сделать?

Многие исследователи считают, что фтор не имеет безопасной дозы. Даже незначительные регулярные дозы вызывают нагрузку на организм, укоряют старение, снижают здоровье, приводят к развитию хронических заболеваний.
Как только человек перестает употреблять фтористый натрий, организму становится легче устранить его из тела. Чем быстрее он будет покидать тело, тем быстрее здоровье начнет улучшаться.
Кто согласится повышать риск снижения интеллекта ребенка и своего собственного, в целях сокращения небольшого количества кариеса для зубов? Хотя и по этому вопросу – вопросу кариеса – тоже нет достаточных доказательств.

ИТАК:

1 Не используйте зубную пасту с добавлением фтора. К таким пастам относятся «Paradontax с фтором», «Colgate «Максимальная защита от кариеса», «Blend-a-Med с активным фтором». Здесь названия говорят сами за себя, но если вы хотите на 100% быть уверенными в том, что паста не содержит фтор, убедитесь, что в составе нет следующих соединений:
- Монофторофосфат;
- Фторид алюминия;
- Фторид натрия;
- Аминофторид (также может встречаться под названием олафлур);
- Фторид олова.
Зубные пасты без фтора: «Президент», «Сплат», «Рокс», «Асепта», «Новый жемчуг с кальцием» и ряд других зубных паст, состав которых вы можете изучать самостоятельно.

2 При покупке молока, изучайте состав продукта. Не приобретайте молоко с добавлением фторида натрия.

3 По возможности, приобретите многоступенчатую систему очистки воды, которая использует технологию обратного осмоса и установите ее в вашем доме. Такая очистка воды снизит риск токсичности фтора.

Проявляйте бдительность в вопросах, касающихся вашей безопасности и безопасности родных и близких, и будьте здоровы!

Слайд 2

ТЕМА УРОКА:

  • Слайд 3

    Слайд 4

    ВЕЛЕС-бог дикой природы и животных ПЕРУН- творец земных урожаев, податель пищи, установитель и покровитель земледелия.

    Слайд 5

    Водяной Леший

    Слайд 6

    Ограниченная численность живущих на планете людей позволяла удовлетворять свои потребности не прибегая к существенным изменениям в природе.

    Слайд 7

    Слайд 8

    В 20 веке отношения с природой существенно обострились.

  • Слайд 9

    Благодаря огромному количеству лекарств, все меньше болезней относят к разряду неизлечимых. Одновременно появились новые заболевания, связанные с последствиями использования лекарств, например аллергия.

    Слайд 10

    гмо

    Генномодифицированные продукты приносят огромную экономическую выгоду, НО наносят экологический вред, сказываясь на сортообразовании и, возможно, на здоровье людей. 10

    Слайд 11

    Мирный атом?

    Использование атомных станций приносит экономическую пользу и экологический вред.

    Слайд 12

    А теперь ребята, попробуйте сформулировать проблему, которой мы будем заниматься на уроке.

    ФТОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

    Слайд 13

    Итак, тема нашего урока: «СОЕДИНЕНИЯ ФТОРА. ПОЛЬЗА И ВРЕД».

  • Слайд 14

    Обсуждение проблемы использования соединений фтора, предлагаю провести в виде суда.

    СУДЬЯ Секретарь Присяжные Обращаться к судье можно со словами: «Ваша Честь». В ходе процесса судья может дать слово команде или лишить его. На все возникающие вопросы может ответить Секретарь Суда. Присяжные обязаны выбрать Старшину, внимательно следить за ходом процесса и в конце заседания вынести свой вердикт. адвокаты обвинители

    Слайд 15

    Для ознакомления с делом Суд предоставляет материалы на пронумерованных листах и инструкции. Номер листа соответствует номеру жетона, который вы вытащили при входе в класс. Время для ознакомления с делом и подготовки к выступлению 10 минут. К каждому делу прилагается инструкция.

    Слайд 16

    Правила судебного заседания

    Суд будет рассматривать только научно доказанные факты. Каждое выступление нужно. начинать со слов: Моя позиция… Обоснование… Пример… Следовательно… В ходе процесса судья может дать вам слово или лишить его. Присяжные обязаны внимательно следить за ходом процесса и вынести своё мнение по данному вопросу.

    Слайд 17

    инструкции

    Разобрать листы с предложенным материалом о свойствах Фтора в соответствии с номером жетона. Выбрать лидера группы. Совместно обсудить полученное задание. Определить тему. Из предложенных фактов выбрать наиболее значимые, для использования их в качестве аргументов для защиты своей точки зрения. Распределить обязанности(изготовить постер, написать лозунг). Отметить факты, которые не войдут в выступление, но вызывают интерес. Определить порядок выступлений Каждое выступление нужно начинать со слов: Моя Позиция…. Обоснование- (довод)… Пример - (факты, иллюстрирующие довод); Следовательно (вывод) Обращаться к Судье можно со словами: «Ваша честь» Судья может дать слово команде или лишить его.

    Слайд 18

    Например:

    Ваша Честь, (Позиция) я выступаю за использование соединений Фтора (Обоснование) потому, что Фтор является жизненно необходимым элементом для организма. (Пример) при недостаточном (менее 0,5мг/л питьевой воды) потреблении Фтора в организме могут развиться различные заболевания зубов. (Следовательно) Я считаю, что соединения Фтора приносят пользу. ИЛИ: (Позиция) Ваша Честь, я выступаю за запрещение использования Фтора, (Обоснование) потому, что Фтор является нейротропным ядом (Пример) избыточные кол-ва Фтора нарушают обменные процессы в организме, угнетают тканевое дыхание (Следовательно) Соединения Фтора не должны использоваться в промышленности.

    Слайд 19

    Защита позиций проходит в виде «Живой линии»

    По диагоналям класса проведены линии, на которых через одинаковое расстояние нанесены метки. Каждый из учащихся выступая со своей точкой зрения, в случае одобрения Судьи, продвигается вперёд на одну метку. На полу в центре класса изображён круг, до которого и должен дойти представитель каждой из групп.

    Слайд 20

    «живая линия»

  • Слайд 21

    Создание постера

    К материалам каждого дела приложены рисунки, соответствующие рассматриваемым фактам Для изготовления постера необходимо из предложенных рисунков выбрать тот, который соответствует выбранному для озвучивания факту Вырезать рисунок и наклеить его на лист формата А3 Написать лозунг (идею, основную мысль) Поместить постер на классную доску.

    Слайд 22

    Подведение итогов.

    Далее идёт обсуждение. Секретарь: Ваша Честь, получилось так, что количество аргументов за использование Фтора, равно количеству аргументов против его использования, а постеры, изготовленные группами прекрасно отражают точку зрения команды. Судья: предлагаю заслушать мнение Присяжных. Выступает Старшина Присяжных… Судья: Лидеры групп, согласны ли вы с таким решением Присяжных? Ответ Лидеров групп… Судья: теперь давайте выслушаем наших уважаемых Присяжных:…

    Слайд 23

    Анализ работы групп:

    Учитель: Ребята, сегодня мы провели необычный урок. Что в нём было необычного? Ответы… Учитель: Появилась ли у вас какая-то позиция в отношении использования достижений науки, в частности, использования соединений Фтора? Ответы… Учитель: тогда давайте оценим свою работу используя «Линейки оценки», которые лежат у вас на столах. А теперь покажите, что у вас получилось. Молодцы! Всем спасибо! Было очень приятно с вами работать.

    Посмотреть все слайды

    В реакциях соединения из нескольких веществ образуется одно. Приведите уравнения реакций соединения, в которых сумма коэффициентов равна: а) 5; б) 7; в) 9. Напомним, что коэффициенты должны быть целыми числами.

    Чему равна минимально возможная сумма коэффициентов в уравнении реакции соединения? Приведите пример.

    Может ли эта сумма быть чётным числом? Если да, то приведите пример.

    Решение:

    а) 2Cu + O 2 = 2CuO или 2H 2 + O 2 = 2H 2 O

    б) 4Li + O 2 = 2Li 2 O

    в) 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 или 4Fe + 3O 2 = 2Fe 2 O 3

    Минимально возможная сумма коэффициентов – 3 (два реагента и один продукт), например

    C + O 2 = CO 2 или S + O 2 = SO 2

    Конечно, сумма коэффициентов может быть чётной, например:

    Na 2 O + H 2 O = 2NaOH или H 2 + Cl 2 = 2HCl

    N 2 + 3H 2 = 2NH 3 или 3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4

    Критерий оценивания: по 2 балла за каждое уравнение (в каждом пункте засчитывается только одно уравнение). Принимается любое разумное уравнение, удовлетворяющее условию задачи.

    Итого 10 баллов

    Задача 2. Вещество из водорода и кислорода

    Сложное вещество, в молекуле которого на один атом кислорода приходится один атом водорода, представляет собой неустойчивую жидкость, неограниченно смешивающуюся с водой. Разбавленный (3%) раствор этого вещества используется в медицине. Составьте молекулярную и структурную формулу этого вещества. Что произойдёт, если в водный раствор этого вещества внести щепотку оксида марганца(IV)? Запишите уравнение реакции.

    Решение

    Вещество, о котором идёт речь, – пероксид водорода. Его молекулярная формула H 2 O 2 . (3 балла) . Чтобы её составить, достаточно знать, что кислород имеет постоянную валентность, равную 2. Структурная формула

    4 балла

    При внесении оксида марганца пероксид водорода разлагается:

    2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2: 3 балла

    (1 балл , если записано неверное уравнение разложения на простые вещества).

    Оксид марганца выступает в роли катализатора.

    Итого 10 баллов

    Задача 3. Фториды в природе и в быту

    Природный минерал флюорит обладает интересными свойствами. Он имеет широкий спектр окраски: от розовых оттенков до фиолетовых. Окраску минералу придают примеси соединений различных металлов. После нагревания или облучения ультрафиолетовым светом минерал начинает светиться в темноте. Химический состав минерала: содержание кальция – 51,28 %, содержание фтора – 48,72 % по массе.

    1. Используя данные о химическом составе, выведите формулу минерала флюорита. Расчёты запишите.
    2. В каких средствах гигиены содержатся соединения фтора? В каких случаях нужно использовать это средство гигиены? Какое заболевание они предотвращают?

    Решение

    1) Ca: F = (51,28 / 40) : (48,72: 19) = 1: 2.

    Простейшая формула флюорита – CaF 2 .

    Определение формулы с расчётами – 5 баллов

    Определение формулы без расчётов, по валентностям – 1 балл

    2) Соединения фтора входят в состав зубных паст (2 балла) , такие пасты употребляют при недостатке фтора (1 балл) . При недостатке соединений фтора в организме развивается заболевание зубов – кариес (2 балла) .

    Итого 10 баллов

    Задача 4. Новое ракетное топливо

    Новое экспериментальное ракетное топливо представляет собой смесь тонкоизмельчённого льда и порошка алюминия, частицы которого по размеру в 500 раз меньше толщины волоса. При поджигании происходит химическая реакция, в которой образуются оксид и простое вещество. Напишите уравнение этой реакции.

    1. В каком соотношении по массе надо смешать исходные вещества, чтобы они прореагировали полностью?
    2. Как Вы думаете, за счёт чего создаётся реактивная тяга?
    3. Новое топливо называется АЛИСА (пер. с англ.). Почему?

    Решение

    В результате реакции образуются оксид алюминия и водород. Уравнение реакции:

    2Al + 3H 2 O = Al 2 O 3 + 3H 2 4 балла

    На 2 атома алюминия массой 2 · 27 = 54 а. е. м. приходится 3 молекулы воды массой 3 · 18 = 54 а. е. м. Соотношение масс 1: 1. 4 балла

    Реакция идёт с большой скоростью, реактивная тяга создаётся выделяющимся водородом. 1 балл

    AL + ICE = ALICE 1 балл

    Итого 10 баллов

    Задача 5. Реакция горения

    При горении сложного вещества на воздухе образовались азот, углекислый газ и вода. Составьте формулу этого вещества, если известно, что в его состав входят атом углерода, атом азота и максимально возможное число атомов водорода. Помните, что валентность углерода равна 4, азота 3, а водорода 1. Составьте уравнение реакции горения.

    Решение

    Формула вещества, составленная согласно валентности, – CH 5 N

    (5 баллов за любую правильную формулу – молекулярную или структурную).

    (если в решении приводится формула HCN – 2 балла из 5 )

    Уравнение реакции горения:

    4CH 5 N + 9O 2 = 4CO 2 + 2N 2 + 10H 2 O 5 баллов

    (если приведено правильное уравнение сгорания HCN – 5 баллов )

    Итого 10 баллов

    Задача 6. Эксперименты с газами


    Пустую колбу закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили в стакан с водой (см. рисунок 1). Когда колбу плотно обхватили рукой, то из отверстия трубки начали выделяться пузырьки газа (см. рисунок 2).

    1. Почему выделяются пузырьки газа, когда колбу обхватывают рукой? Какой газ выделяется?
    2. Выделение газа из газоотводной трубки в данном случае является физическим или химическим явлением? Ответ поясните.
    3. Ученик собрал прибор, описанный в условии задачи (колба с пробкой и газоотводной трубкой). Однако, как он ни старался обхватить колбу рукой, пузырьки газа из газоотводной трубки не выделялись. Предложите возможное объяснение такого результата.
    4. Возможно ли эксперимент провести так, чтобы вода из стакана начала засасываться по трубке в колбу? Если да, то опишите, как это можно сделать. Не разрешается разбирать прибор и заполнять его специально каким-либо газом.
    5. Если колбу предварительно заполнить некоторым газом, а затем вставить пробку с газоотводной трубкой, конец которой опустить в воду, то можно наблюдать «фонтан». Вода под давлением будет подниматься в колбу и в конце опыта практически полностью заполнит её. Предложите вариант такого газа и объясните образование «фонтана» внутри колбы.

    Решение

    1) От тепла руки нагреваются стенки колбы и газ внутри колбы. При нагревании (если давление практически не изменяется) газы расширяются, их объём увеличивается. 2 балла

    Выделяются пузырьки воздуха, т.е. того газа, которым была заполнена колба (и газоотводная трубка) до опыта. 1 балл

    2) Это физический процесс, т.к. газы, входящие в состав воздуха, не претерпевают никаких химических превращений. Увеличивается только объём воздуха. 1 балл

    3) Возможно, ученик собрал негерметичный прибор. Воздух мог проходить через неплотное соединение колбы с пробкой или пробки с газоотводной трубкой.

    Другое возможное объяснение связано с тем, что колба была предварительно нагрета. Тепла руки было недостаточно.

    2 балла за любое разумное и обоснованное объяснение

    4) Да, возможно. Для этого колбу нужно охладить, например, льдом или холодной водой. Также колбу можно предварительно нагреть, а затем опустить конец газоотводной трубки в стакан с водой.

    /