Фрида кало биография официальные источники. Кало, фрида. Творчество Фриды Кало как отражение жизни художницы

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней - то были костры индейцев - потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами». Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

Огнеземельцы, или фуэгины (исп. Fueguinos) - собирательное название аборигенов Огненной Земли на южной оконечности Южной Америки. В английском языке термин англ. Fuegians изначально относился только к яганам, обитавшим в южной части Огненной Земли, и лишь впоследствии распространился на все аборигенные народы архипелага.

Яга́ны (самоназвание - ямана, «живущие, люди» = ягхан) - индейский народ в Чили. Также именуются «ямара» и «текуэнче». Равным образом, понятие «фуэгины» (аборигены Огненной Земли) ранее относилось только к яганам.

Mamihlapinatapai (иногда пишут mamihlapinatapei) - слово из яганского языка. Оно указано в Книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».


Все огнеземельцы были кочевыми народами и не строили постоянных жилищ. Селькнамы, охотившиеся на гуанако, делали себе временные жилища из шестов и шкур. Прибрежные ямана и алакалуфы также сооружали временные жилища, сплавляясь на каноэ.

Значительная часть сведений о материальной и духовной культуре индейских племен Огненной Земли, которыми располагает мировая наука, содержится в опубликованных в 1925 году в Германии записках немецкого миссионера Мартина Гусинде, совершившего четыре экспедиции на острова в 1919-1923 годах. Мартин Гусинде посетил все три племени огнеземельцев, участвовал в их повседневной жизни, религиозных обрядах и даже прошел инициацию.

В целом материальная культура фуэгинов, к моменту прихода белых колонизаторов живших, по сути, в каменном веке, была довольно примитивной. Охотники она (селькнамы) пользовались простым луком и стрелами с каменными или костяными наконечниками, а также бола, напоминавшим традиционное охотничье оружие патагонцев-теуэльче; алакалуф и яганы били тюленей, китов и рыбу теми же стрелами и гарпунами.

Крайне суровые природные условия островов выработали у аборигенов особые методы приспособления к подобному климату и поразительную способность к выживанию в условиях пронизывающего дождя, ветра и сильных холодов. По словам Мартина Гусинде, женщины она имели специфическое телосложение с наличием выраженных жировых прослоек, помогавших им спать прямо на голых камнях. С другой стороны, такая феноменальная приспособляемость, вкупе с неразвитыми социальными и имущественными отношениями, заставила ряд исследователей предполагать, что огнеземельцы-фуэгины являются выродившимися потомками аборигенов с континента, возможно, чоно или теуэльче.

Адаптация к холодному климату сближала огнеземельцев и с эскимосами Арктики, а их смугло-черный оттенок кожи, широкий нос, волнистые волосы, рудименты плавательных перепонок между пальцами являются наследием древнейшей волны мигрантов, имевших австралоидные черты.

Первыми из европейцев с аборигенами Огненной Земли познакомились в 1519 году члены кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана. В 1578 году их видели англичане Френсиса Дрейка, но в контакт с ними не вступали (в отличие от патагонцев-техуэльче). В конце 1774 года, во время своего второго кругосветного плавания, острова Огненной Земли обследовал Джеймс Кук.

Заново «открыл» индейцев Огненной Земли в 1832 году Чарльз Дарвин, высадившийся на Огненной Земле во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Дарвин был поражен первобытным и примитивным видом аборигенов:

«Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ - вот так же, когда-то давно, сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза… Я мог произойти как от той смелой обезьянки … или того старого бабуина, … так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам, словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий».

Огненная Земля глазами Ч. Дарвина

В предыдущее плавание кораблей «Адвенчер» и «Бигль» с 1826 по 1830 г. капитан Фиц-Рой взял группу туземцев в качестве заложников за пропавшую шлюпку, из-за кражи которой партия, занимавшаяся съемкой, оказалась в большой опасности; некоторых из этих туземцев, а также одного ребенка, купленного за перламутровую пуговицу, он взял с собой в Англию и решил воспитать их и наставить в вере за свой собственный счет. Желание вернуть этих туземцев на родину было одним из главных мотивов, побудивших капитана Фиц-Роя предпринять настоящее плавание, и, прежде чем Адмиралтейство решило послать экспедицию, он великодушно нанял судно, чтобы самому отвезти их обратно.

Туземцев сопровождал миссионер Маттьюс; о нем и о туземцах капитан Фиц-Рой опубликовал полный и превосходный отчет. Первоначально отсюда было взято двое мужчин, один из которых умер в Англии от оспы, мальчик и маленькая девочка, и вот теперь у нас на борту находились Йорк Минстер, Джемми Баттон (его второе имя [пуговица] выражает собой ту «монету», за которую он был приобретен) и Фуэгия Баскет. Йорк Минстер был зрелый мужчина, низенький, толстый и сильный; нрава он был замкнутого, молчаливого и угрюмого, но, если его раздражали, он бурно вспыхивал; к немногим своим друзьям на корабле он привязывался очень сильно; способности у него были хорошие. Джемми Баттон был всеобщим любимцем, но был так же вспыльчив; выражение его лица сразу же говорило о приветливом нраве. Он был весел, часто смеялся и удивительно сочувствовал чужому страданию; когда в море бывало бурно, я часто немного страдал морской болезнью, и он обыкновенно подходил ко мне и говорил жалобным голосом: «Бедный, бедный малый!» Но сам факт, что человек может страдать морской болез­нью, ему, привыкшему к жизни на воде, казался слишком смешным, и он обыкновенно бывал принужден отвернуться в сторону, чтобы скрыть улыбку или смех, а затем уже повторял свое «Бедный, бедный малый!» Он был патриот и любил превозносить свое племя и свою страну, в которой, по его буквальному выражению, была «масса деревьев», а все остальные племена бранил; он упорно твердил, что в его стране нет дьявола. Джемми был низкого роста, толст и жирен, но гордился своей наружностью; он обычно носил перчатки, аккуратно подстригал волосы и бывал в отчаянии, если его начищенные до блеска башмаки пачкались. Ему нравилось любо­ваться на себя в зеркало, и один веселый маленький индейский мальчик с Рио-Негро, находившийся несколько месяцев на нашем корабле, вскоре подметил это и обыкновенно передразнивал его; Джемми, всегда немного ревновавшему к мальчугану за то внимание, которое тому уделяли, это отнюдь не нравилось, и он говаривал, чуть презрительно повернув голову: «Очень много жаворонок!» Когда я думал обо всех его многочисленных достоинствах, мне казалось особенно удивительным, что он принадлежит к одной и той же расе с теми жалкими, низко развитыми дикарями, которых мы впервые здесь встретили, и, без сомнения, отличается теми же особенностями, что и они. Наконец, Фуэгия Баскет была милая, скромная, сдержанная молодая девушка с довольно приятным, хотя иногда угрюмым, выражением лица; она очень скоро выучилась всему, особенно языкам. Эта способность проявилась у нее в том, как быстро она выучилась немного говорить по-португальски и по-испански, пока ее оставляли на короткое время на берегу в Рио-де-Жанейро и Монтевидео, а также в знании ею английского языка. Йорк Минстер очень ревниво относился ко всякому вниманию, которое ей уделялось: было ясно, что он решил на ней жениться, как только они поселятся на берегу.

Несмотря на то, что все трое неплохо говорили и понимали по-английски, исключительно трудно было получить у них подробные сведения об обычаях их земляков; частично это объясняется тем, что их явно затруднял выбор между двумя даже самыми простыми альтернативными понятиями. Каждый, кто имел дело с очень маленькими детьми, знает, как редко можно получить от них ответ даже на простой вопрос, черна или бела какая-нибудь вещь: понятия о черном и белом, по-видимому, попеременно заполняют их сознание. Так обстояло дело и с этими огнеземельцами, и оттого вообще невозможно было выяснить путем перекрестных вопросов, правильно ли мы поняли то, что они сказали. Зрение у них было удиви­тельно острое; хорошо известно, что моряки в результате долгого упражнения в состоянии различать далекие предметы гораздо лучше сухопутных жителей, но Йорк и Джемми в этом отношении оставляли далеко позади всех моряков на борту; несколько раз они объявляли, что за предмет виднеется вдали, и, несмотря на общее сомнение, правота их подтверждалась, когда прибегали к помощи подзорной трубы. Они были вполне осведомлены об этой своей способности, и Джемми, бывало, когда был не в ладу с вахтенным офицером, говорил: «Мой видит корабль, мой не говорит».

Любопытно было наблюдать, когда мы высадились, поведение дикарей в отношении Джемми Баттона; они сразу же заметили разницу между ними и нами и много толковали друг с другом по этому поводу. Старик обратился к Джемми с длинной речью, в которой, по-видимому, приглашал его остаться с ним. Но Джемми очень плохо понимал их язык, и, кроме того, он совершенно устыдился своих соотечественников. Когда затем на берег вышел Йорк Мин-стер, они приняли его таким же образом и сказали, что ему следует побриться, хотя на лице у него не было и двух десятков волосков, в то время как у нас у всех бороды не были даже подстрижены. Они рассматривали цвет его кожи и сравнивали с нашими. Когда один из нас обнажил руку, они выразили живейшее удивление и восхищение ее белизной, точь-в-точь как орангутанги, которых я наблюдал в зоологических садах. Нам казалось, что двух-трех офицеров, которые были ниже ростом и светлее, они приняли, несмотря на бороды, их украшавшие, за женщин нашего отряда. Самый высокий из огнеземельцев был явно очень обрадован, когда мы обратили внимание на его рост. Когда его поставили спина к спине с самым высоким из экипажа нашей шлюпки, он всячески старался забраться на более высокое место и привстать на цыпочки. Он раскрывал рот, чтобы показать свои зубы, поворачивал голову, чтобы показать себя в профиль, и все это проделывал с такой готовностью, что, я уверен, он считал себя первым красавцем на Огненной Земле. После того как у нас прошло первое чувство сильнейшего изумления, странная смесь удивления и подражания, которую обнаруживали эти дикари каждую минуту, казалась лишь чрезвычайно смешной.

На следующий день я попытался как-нибудь проникнуть в глубь страны. Огненную Землю можно представить себе как гористую страну, которая частично погрузилась в море, отчего глубокие заливы и бухты занимают те места, где должны были находиться долины. Склоны гор, за исключением открытого западного берега, от самой воды сплошь покрыты лесом. Деревья доходят до высоты от 1 000 до 1 500 футов, где сменяются полосой торфяника с очень мелкими альпийскими растениями; последняя в свою очередь сменяется поясом вечных снегов, который, согласно капитану Кингу, опускается в Магеллановом проливе до высоты от 3 000 до 4 000 футов. В любой части страны даже акр ровной земли - большая редкость. Я помню только один плоский клочок земли, близ бухты Голода, да еще один, несколько больший, близ рейда Гуре. И в том и в другом месте, как, впрочем, везде, поверхность покрыта толстым слоем топкого торфа. Даже в лесу не видно почвы под массой медленно гниющих растительных веществ, пропитанных водой и потому про­валивающихся под ногой.

Убедившись в том, что мои попытки проложить себе дорогу через леса почти безнадежны, я пошел по течению одного горного потока. Сначала я едва мог пробираться вперед из-за водопадов и множества поваленных деревьев; но вскоре русло потока стало несколько более открытым, так как разливы размыли его берега. В течение часа я продолжал медленно продвигаться вперед вдоль неровных камени­стых берегов и был щедро вознагражден величием открывшейся мне картины. Мрачная глубина ущелья вполне гармонировала с заметными повсюду следами потрясений. Везде лежали неправильной формы каменные громады и опрокинутые деревья; другие деревья хотя еще и держались прямо, но уже сгнили до самой сердцевины и готовы были упасть. Эта перепутанная масса полных жизни и погибших растений напомнила мне тропические леса; но тут было и различие: в этих тихих дебрях господствует, видимо, дух Смерти, а не Жизни. Я шел по течению, пока не достиг одного места, где большой оползень расчистил путь прямо по склону горы. По этой дороге я поднялся на значительную высоту, откуда открылась обширная панорама окружающих лесов. Все деревья принадлежат к одному виду бука - Fagus betuloides; число других видов бука, а также Drimys wintcri совсем незначительно2. Этот бук (Fagus betuloides) сохраняет свою листву круглый год, но она какого-то особенного буровато-зеленого цвета с желтым оттенком. Весь ландшафт, окрашенный в этот цвет, имеет мрачный, унылый вид, тем более что его не часто оживляют лучи солнца.

20 декабря. - Одну сторону бухты образует гора высотой около 1 500 футов, которую капитан Фиц-Рой назвал по имени сэра Дж. Банкса, в память о его злополучной экскурсии, стоившей жизни двоим его спутникам и едва не погубившей д-ра Соландера. Снежная метель - причина несчастья - произошла в середине января, соответствующего нашему июлю, и на широте Дарема! Мне очень хотелось взобраться на вершину этой горы, чтобы пособирать альпийские растения, потому что ниже очень мало каких бы то ни было цветов. Мы пошли по течению того же ручья, вдоль которого я шел накануне, пока он не иссяк, после чего были вынуждены пробираться вслепую между деревьями. Деревья из-за резких ветров были низкорослые, толстые и сгорбленные. Наконец мы достигли места, которое издали казалось ковром прекрасной зеленой травы, но, к нашей досаде, оказалось сплошной массой небольших буков, высотой от четырех до пяти футов. Они стояли тесно друг к другу, как бук к живой изгороди сада, и нам пришлось пробираться по этой ровной, но обманчивой с виду поверхности. Потрудившись еще немного, мы добрались до торфяника, а затем до обнаженной сланцевой породы.

Этот холм соединялся гребнем с другим, отстоявшим на несколько миль и более высоким, - так что на нем даже виднелись снеговые пятна. Так как было еще не поздно, я решил пройтись туда и по дороге пособирать растения. Это было бы очень трудно, если бы здесь не было прямой тропинки, протоптанной гуанако: животные эти, как овцы, всегда идут по одному и тому же пути. Добравшись до холма, мы обнаружили, что он самый высокий в ближайшей окрестности и воды с него текли к морю в противоположных направлениях. Перед нами широко открылась окрестная местность: к северу простиралось топкое болото, зато к югу открывался дикий, величественный пейзаж, подобающий Огненной Земле. В нем было какое-то таинственное величие: гора возвышалась за горой, их прорезали глубокие долины, и все покрывал густой, темный лесной массив. Даже воздух в этом климате, где один шторм с дождем, градом и мокрым снегом сменяет другой, кажется темнее, чем повсюду в других местах. Когда в Магеллановом проливе смотришь из бухты Голода прямо на юг, отдаленные каналы между горами кажутся такими мрачными, будто ведут за пределы этого мира...

Однако соотечественник Дарвина, английский исследователь Уильям Паркер Сноу, побывавший на Огненной Земле в 1855 году, пришел к совершенно иным выводам о тамошних жителях. Описывая их неопрятный внешний вид и первобытные привычки, Сноу отмечает: «…многие огнеземельцы, живущие на Восточных Островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел…» Позже учёный обнаружил, что аборигены «живут семьями»: «Я был свидетелем проявления глубокой любви и нежности по отношению к своим детям и друг ко другу», - пишет он. Сноу также свидетельствует, что местные женщины отличаются скромностью, а матери очень привязаны к своим детям.


Румынский авантбрист Джулиус Поппер, первым нашедший несметные запасы золота, у тела убитого индейца из племени "Она".

Начало колониальной эпохи на Огненной Земле положило конец оригинальной культуре местных индейцев. После того, как в 1886 году румынский авантюрист Джулиус Поппер нашел на Огненной Земле золото, сюда стали прибывать тысячи искателей наживы из стран Европы и Америки. Колонизаторам потребовалось немало усилий, чтобы сломить сопротивление местного населения, которое до их прихода более 50 лет успешно противостояло попыткам проникновения с «большой земли».

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями - туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.




В 1977 году на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации.

Вот некоторые из них:

- Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
- Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
- Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
- Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
- Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
- Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном - тогда уж они разыщут тебя.
- Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
- Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
- Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
- Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!

Когда европейцы, чилийцы и аргентинцы стали осваивать острова в середине XIX века, вместе с ними на Огненную Землю пришли и европейские болезни, такие, как корь и оспа, от которых огнеземельцы не имели иммунитета. Помимо этого, значительную роль в вымирании аборигенов сыграло традиционное отсутствие у них понятия частной собственности. Так, например, по словам Мартина Гусинде, охотники она (селькнамы) сильно страдали от завезённых колонизаторами на острова овечьих стад, интенсивно поедавших траву - основную пищу гуанако. После исчезновения последних они вынуждены были начать охоту на самих овец, вступив, таким образом, в конфликт с их владельцами, вооружёнными огнестрельным оружием. В результате численность как селькнамов, так и яганов резко уменьшилась с нескольких тысяч в середине XIX века до нескольких сот в начале XX века.

Не исключено, что значительную роль в их вымирании сыграла также утрата основных источников пропитания (киты и тюлени) из-за того, что их добычу освоили европейские и американские моряки. В настоящее время чистокровных фуэгинов не существует; последний индеец она умер в 1974 году, последний яган - в 1999 году.

Огнеземельцы говорили на нескольких неродственных языках. Языки кавескар и яган (ямана) считаются изолятами, тогда как селькнамы, как и родственные им теуэльче на материке, говорили на языке чонской семьи.

Огнеземельские языки отличались богатством. Индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор. Так, для состояния душевной подавленности яганы пользовались словом, означавшим период в жизни краба, когда он уже успел сбросить свой старый панцирь, новый же ещё не вырос. Понятие «прелюбодей» им подсказал сокол, который, отыскав себе жертву, неподвижно зависает над ней. Понятие «морщинистая кожа» совпадало с названием старой раковины, а «икота» - с названием завала из деревьев, перегородившего путь.

Огнеземельцам удавалось выражать различные нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон» - «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия, как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Слово «укомона» значило «метать копье в стаю рыб, не целясь ни в одну из них». Что же касается самоназвания яганов «ямана», это слово значило «жить, дышать, быть счастливым».

Послушайте, как забавно они пели:

Остальные необычные народные песни жителей Огненной земли можно услышать



Мартовским днем 1923 года 60 индейцев на лодках причалили к берегу пролива Бигла. На Огненной Земле стояло позднее лето, дождь немного стих, и воздух прогрелся до плюс девяти. Милю за милей пробирались индейцы по лабиринту островов и проток, чтобы только увидеть последний раз друга, единственного европейца, которого они приняли в свое племя.

Звали этого человека Мартин Гусинде, он был немец, родом из Бреслау (ныне - Вроцлав в Польше). На берег пролива он захватил пищу и подарки. В тот день он прощался навсегда с индейцами племени ямана и делал последние снимки. В последнюю минуту он «содрогнулся, взглянув на эту горсточку людей», - такие слова Мартин записал вечером в дневник; четыре года он вел его день за днем.

Люди, стоявшие перед Мартином, были немногие, оставшиеся из племени ямана, с доисторических времен населявшего южную оконечность Америки. Природные условия этих мест как бы направлены против человека: нескончаемые бури и снегопады, вечный холод, но индейцы приспособились к ним. Ни один белый человек не сравнился бы с ними в стойкости. У них был необычайно выразительный язык. И все же, и все же... «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», - записал Гусинде.

Мартин Гусинде увлекался этнографией и фотографией. Это удачное сочетание позволило запечатлеть повседневную жизнь индейцев, которую он наблюдал несколько лет. Он знал, что близится час их гибели, и не мог предотвратить его. Он лишь пытался сохранить в памяти человечества их обычаи, образ жизни - своими фотографиями, своими записями. Кроме того, ему хотелось - можно сказать, увы, постфактум - изменить дурную славу, что сложилась о них в Европе.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней - то были костры индейцев - потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля. И он, и последующие мореплаватели были убеждены, что открытые ими места были окраиной легендарной Южной Земли, континента, занимавшего, как тогда считали, территорию вокруг Южного полюса.

Лишь в 1616 году два голландских капитана обогнули мыс Горн и установили, что Огненная Земля - остров. Долго еще никто не интересовался этим заброшенным клочком суши, где вечно шел снег или бушевал ураган; о побережье его бились громадные волны, а суша была недоступна из-за ледников и заросших папоротниками лесов. Лишь спустя два столетия европейцы поближе познакомились с обитателями Огненной Земли.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями - туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году Мартин Гусинде впервые приехал на Огненную Землю, число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.

Мартину было тогда 32 года. Он был миссионером, преподавал в частной немецкой школе в Сантьяго. А в свободное время страстно занимался этнографическими исследованиями. Для этого приходилось брать отпуск за свой счет. Всего, чтобы изучить отдаленные уголки затерянных островов, Мартин Гусинде потратил в общей сложности 22 месяца. В 1925 году он вернулся в Европу и опубликовал свои записи в трех томах. На сегодняшний день его книги остаются самым обширным источником сведений о жизни огнеземельцев.

Остров населяли три народности. Племя, называвшее себя селькнамами, занималось охотой и кочевало по внутренним районам, придерживаясь троп, по которым передвигались гуанако, главный объект их охоты. Европейцы назвали это племя она. Важнейшую часть их имущества составляли лук и стрелы, кремень для высекания огня и толстая накидка из шкур гуанако. Чтобы спастись от холода, она натирали свои голые тела глиной и жиром гуанако. По ночам спали в хижинах, сложенных из бревен и мха, тесно прижимаясь к тлевшему костру.

Кроме них, на Огненной Земле жили и морские кочевники: ямана (их еще именуют ягана) и халаквулупы (в научной литературе - алакалуфы). Каждый день они плавали в лодках по лабиринтам проливов и проток. Алакалуфы населяли западное побережье, ямана - многочисленные островки близ мыса Горн. В лодке помещалась вся семья. В носовой части с гарпуном в руке сидел муж, напряженно высматривая тюленей. На другом конце лодки непрерывно гребла жена. Кроме того, ее обязанностью было нырять в ледяную воду за морскими ежами, а вечером привязывать лодку возле берега - поэтому островитяне учили плавать только девочек. Ветер, сырость, холод - даже при минусовой температуре индейцы оставались совершенно голыми. Не считать же одеждой кусок тюленьей шкуры величиной с носовой платок, с ремнем. Его передвигали по телу к самым замерзшим местам.

Из-за вечных холода и сырости морским кочевникам нужно было неустанно поддерживать огонь. Каждое утро, разбирая свои жалкие заслоны от ветра, они переносили в лодку тлеющие угли в плетенке и скупо кормили огонь мхом и ветками, пока не высаживались вечером на берег.

Гусинде побывал во всех трех племенах. Он жил с ними на стойбищах, участвовал в их свадьбах и похоронах, учился у знахаря и даже выдержал обряд инициации. Предчувствуя, что становится последним очевидцем гибнущих традиций, Гусинде, как одержимый, записывал все подробности виденного им.

Прежде всего надо было преодолеть страх индейцев перед фотокамерой. Он знал, что туземцы называют его «ловцом теней», и потому снимал очень осторожно. Среди сделанных им кадров - редки снятые скрытой камерой. В большинстве случаев фотографируемые индейцы специально готовились к съемкам, так что получились фотопортреты. Тщательно выбрав украшения, приняв подобающую позу, с глубокой серьезностью островитяне всматривались в объектив, которому предстояло сохранить последнюю память о них.

Из всех путешествий Гусинде самым трудным оказалось четвертое, длившееся более года. Четыре месяца из них он прожил среди она. Он спал на хворосте, ел полусырое мясо гуанако, умывался снегом и полностью завшивел. Затем два месяца этнограф провел в лабиринте островков у западного побережья Огненной Земли, пытаясь отыскать оставшихся индейцев алакалуфов. К тому времени их насчитывалось 250 человек. Все это время, не переставая, шел дождь, лишь изредка проглядывало солнце.

По его наблюдениям, у всех трех племен семья образовывала самостоятельную кочевую единицу с жестким разделением обязанностей между мужчиной и женщиной. Жизнь протекала в постоянных поисках пропитания. Они прерывались лишь праздниками, посвященными рождению и инициации, свадьбами и похоронами. Будни разнообразились еще ритуальными обрядами, когда люди обращались к духам природы.

Особое значение индейцы придавали воспитанию детей. Гусинде обнаружил, что матери из племени ямана в течение четырех лет хранили высушенную пуповину своих детей. Затем они ловили маленькую птичку - крапивника и приносили ребенку его пуповину и пойманную птицу; ребенок обвязывал пуповиной шею крапивника и отпускал его на волю. Поразительно, что, несмотря на все трудности кочевой жизни, индейцам удавалось четыре года хранить эти ломкие ленточки. Не говорит ли это о заботе, с которой матери относились к своим отпрыскам?

Самые глубокие представления о мировоззрении индейцев Гусинде получил во время инициации. Он был первым европейцем, которому ямана позволили участвовать в этом ритуале, знаменовавшем переход от детства к взрослой жизни. В течение нескольких месяцев испытуемым рассказывали заветы предков, этические принципы и посвящали в практические навыки своего племени. Им приходилось выдерживать тяжкие испытания. Долгое время они проводили в особо неудобной позе: голова наклонена, руки скрещены на груди, колени подобраны - порой десять дней подряд им не разрешалось расслабиться, вытянуть ноги; даже несколько часов сна им приходилось, повернувшись на бок, проводить в таком же положении. Зато как они умели отдыхать, даже скучившись на крохотном кусочке земли!

В первый раз ямана не позволили Гусинде делать записи. Но год спустя, во время другой инициации, ямана впервые разрешили ему зафиксировать на бумаге заповеди огнеземельцев.

Впрочем, не все ученые одинаково высоко ценят качество его обширных записей. Хотя Гусинде и удалось завоевать доверие индейцев, добровольно отвечавших на его бесчисленные вопросы, однако у него не было времени, чтобы изучить язык каждого из трех племен. Поэтому он зависел от не всегда знающего переводчика. К тому же к началу нашего века образ жизни огнеземельцев уже изменился из-за контактов с фермерами и миссионерами. Во многих семьях старинные обычаи и мифы бытовали лишь весьма отрывочно.

По этим кусочкам Гусинде восстанавливал, так сказать, «идеальную картину - доевропейского прошлого», справедливость которой никто уже не мог проверить. И вполне естественно, что эта картина, несмотря на трезвую и цепкую наблюдательность этнографа, все-таки сохранила в себе многое от его собственных представлений о том, что должны были думать и чувствовать индейцы. Как он сам признавался, им двигала идея, что индейцы Огненной Земли «как представители так называемых первобытных народов принадлежат к древнейшим из доступных нам сегодня человеческих групп... Моей целью было отыскать и сохранить сбереженные этим народом исконные человеческие ценности».

Миссионер Гусинде придерживался учения о верховном божестве, считая, что именно в отсталых культурах сохранилась древнейшая религия: вера в верховное божество, сотворившее мир и поддерживавшее миропорядок.

Впрочем, наибольшее место в его сочинениях занимают строго объективные описания повседневной жизни индейцев и их праздников. Эти записи содержат множество точных реалий и потому так же уникальны, как и многочисленные фотографии.

С помощью своего переводчика Гусинде познакомился с языками индейцев, о которых Чарлз Дарвин отозвался - увы! - так пренебрежительно. В действительности же языки отличались невероятным богатством - это относится ко всем трем языкам. С поразительной фантазией индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор.

Для состояния душевной подавленности ямана, например, пользовались словом, означавшим самый болезненный период в жизни краба, когда он уже успел сбросить свой старый панцирь, новый же еще не вырос. Понятие «прелюбодей» им подсказал сокол, который, отыскав себе жертву, неподвижно зависает над ней. Понятие «морщинистая кожа» совпадало с названием старой раковины, а «икота» - с названием завала из деревьев, перегородившего путь.

Огнеземельцам удавалось выражать тончайшие нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон»- «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия, как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Слово «укомона» значило «метать копье в стаю рыб, не целясь ни в одну из них». Что же касается их самоназвания «ямана», это слово значило «жить, дышать, быть счастливым».

Тем мартовским днем 1923 года Гусинде прощался с 60 выжившими людьми племени ямана. Хотя правительства Чили и Аргентины положили конец истреблению индейцев, смертоносного влияния алкоголя и занесенных приезжими болезней было уже не сдержать. В начале сороковых годов на Огненной Земле осталось всего около сотни индейцев.

Этнографический интерес Гусинде к первобытным народам и после того, как он вернулся в Европу, не угас, исследователь совершил еще путешествия к пигмеям в Конго, к бушменам в Калахари, к индейцам Венесуэлы и папуасам Новой Гвинеи. Он напечатал свыше 200 научных работ, выступал с лекциями по радио, преподавал в университетах Японии и США.

Мартин Гусинде скончался в возрасте 82 лет в 1969 году в Австрии. А спустя восемь лет на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.
По материалам иностранной печати подготовил А.ВОЛКОВ Фото из журнала «Geo»

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации и записанные Мартином Гусинде

Вот некоторые из них:

Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
- Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
- Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
- Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
- Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
- Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном - тогда уж они разыщут тебя.
- Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
- Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
- Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
- Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!
Как ни странно, но в интернете почти ничего нет о Мартине Гусинде (Martin Gusinde). Есть ссылки на отели, музеи, записанные им законы ямана, но нет его работ.
Эти откопала у той самой тетеньки nikolkaya, она купила его альбом в музее Пунта-Аренаса, когда была на Огненной Земле:)









Не знаю, кто досюда добрался... :) Нашла еще кусочек про другое племя - называвших себя селк"нам. Когда на архипелаге появились европейцы, численность племени начала резко сокращаться, и к 1923 году, когда племя посетил этнограф Мартин Гусинде, их оставалось всего несколько сотен. Ему удалось записать и сделать фотографии главного ритуала селк"нам - посвящения в мужчины. В 1974 году умерла последняя представительница этого племени.
Мифология этих индейцев весьма своеобразна. По преданиям, в давние времена власть в племени принадлежала женщинам, власть которых поддерживалась ужасными духами, во время ритуалов запугивавшими мужчин. Предводительницей была женщина-луна Кра. Её муж-солнце Кран, могучий шаман, выяснил, что наводящие ужас духи были лишь переодетыми женщинами. Мужчины подняли бунт и в жестоком бою убили многих из них, установив новый порядок. С той поры мужчины принимали вид духов и запугивали женщин.
Хаин, церемония посвящения в мужчины, основывалась на этом же мифе. Юноши 14-16 лет должны были выдержать испытание страхом. В ритуале, длившемся несколько недель, участвовали все мужчины племени.






А это главный шаман

Иногда мы называем людей дикарями только потому, что не понимаем их. А иной раз даже не пытаемся понять – настолько увлечены своими делами. Сейчас Чили и Аргентина бьются за право спасти от вымирания индейцев племени ямана.

Но если бы сто лет назад снежных индейцев не посчитали дикарями, то их и не пришлось бы спасать. Сто лет назад ямана были большим и процветающим племенем.

Земля холодного огня

Племя ямана живет буквально на краю света

Эти люди издавна жили там, где современное человечество чувствует себя некомфортно. Огненная Земля – настоящий край света. Холодный, суровый и неприветливый. В разгар лета может пойти мокрый снег, а океан зимой не замерзает лишь из-за штормов и течений. Именно на Огненной Земле расположен самый южный город мира – чилийский Пуэрто-Уильямс, где круглый год ощущается ледяное дыхание Антарктиды. Это даже не город, а поселок. Там доживают свой век несколько семей индейцев ямана – и это почти все, кто остался от удивительного, но так и не понятого белыми людьми народа.
Они либо греются на солнце в редкие погожие дни, либо роются в мусорных контейнерах, либо выпрашивают у военнослужащих спиртное и сигареты. Эти люди уже не умеют жить в гармонии с природой, как их предки, но так и не научились пользоваться благами цивилизации.
Первым из европейцев берегов Огненной Земли достиг Фернан Магеллан в 1520 году. Название открытой местности дали испанские матросы. Они шли через пролив ночью, а на берегу видели пламя сотен костров. В то время географы посчитали, что Огненная Земля – северная оконечность материка, который должен был располагаться вокруг Южного полюса. В 1616 году голландская экспедиция открыла мыс Горн и выяснила, что Огненная Земля – остров. Однако местность выглядела настолько непривлекательно, что всерьез обследовать ее решились только в 1774 году. Сделал это англичанин Георг Форстер. Он описал ямана как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Впрочем, осваивать остров европейцы не спешили. Мешал отвратительный климат – летом температура воздуха там редко поднимается выше 15 градусов.
Но индейцев это не смущало. Внутренние области Огненной Земли, покрытые лесом, занимали охотники селькнамы. На побережье жили рыболовы алакалуфы. Самую никчемную, по мнению европейцев, территорию занимали ямана. Они обитали на многочисленных мелких труднодоступных островках, разделенных узкими проливами, большую часть жизни проводя в своих лодках.

Снежные индейцы

Именно ямана больше всего поразили европейцев, так как были совершенно необычным народом. Племя делилось на семьи. У каждой семьи из имущества была только лодка, умело сшитая из кусков коры. Семьи создавались один раз и на всю жизнь, свадьбе сопутствовали пышные, по меркам ямана, обряды. Дети воспитывались в каждой семье индивидуально, вплоть до прохождения обряда инициации.
Ямана не признавали никакой одежды, лишь при самом сильном ветре накидывая на плечи кусок тюленьей шкуры. Они были морскими кочевниками и на берег выбирались, только чтобы укрыться от сильного шторма или собрать съедобные коренья и ракушки.
Вся семья проводила целые недели в лодке, блуждая между небольшими островками. Прямо в лодке индейцы поддерживали небольшой костерок. Старший мужчина располагался на носу, высматривая тюленей. Женщина в это время должна была грести. Кроме того, в ее обязанности входило нырять за морскими ежами, которые шли в пищу. Разделение труда было предельно четким, даже плавать ямана учили только девочек. А, к примеру, разжигать и поддерживать огонь – только мальчиков.
В случае надобности новые лодки изготавливали силами всего племени. Орудия охоты тоже принадлежали всем ямана, и после стоянки каждый индеец брал то, что попадалось под руку. Индивидуальной была только раскраска тел и лиц. При полном параде мужчины племени выглядели совершенно фантастически.
Морозоустойчивость ямана поражала воображение европейцев. Неделями индейцы находились на пронизывающем
ветру, под дождем и снегом. Они спокойно ныряли в ледяную воду и спали на голых скалах. Путешественников бросало в дрожь от одного только вида целого племени совершенно обнаженных людей, расположившихся на отдых при десятиградусном морозе на заснеженной поляне. Немудрено, что аборигенов Огненной Земли окрестили снежными индейцами.

Мистер Джемми Баттон

Обязательная раскраска мужчин племени

Весной 1830 года к одному из английских кораблей подплыли несколько индейских лодок. Ямана не умели торговать и рассчитывали лишь выклянчить что-нибудь у европейцев. Они совершенно не умели соотносить ценность предметов, отчего сделки получались на редкость нелепыми. Так и выменяли одного индейского юношу, названного потом Джемми Баттоном, на перламутровую пуговицу от мундира, а еще двоих – на банку консервов.
Трое молодых ямана были доставлены в Англию. Их постригли по тогдашней моде, переодели в европейское платье, обучили языку и манерам. Индейцы поразительно быстро освоились: научились пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом и поддерживать светскую беседу.
Английскому они тоже научились очень быстро. Британцы отмечали, что трое ямана стали исключительно воспитанными, покладистыми и приятными в обращении юношами.
Однако о своей жизни на Огненной Земле они говорить не любили. Не удалось европейцам понять и язык ямана. Он оказался слишком образным и по строению сильно отличался от европейских. С поразительной фантазией индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор.
После годичного пребывания в Англии ямана отправились на родину. Индейцев рассчитывали использовать как переводчиков и пропагандистов «образа жизни цивилизованного человека». Однако европейцев постигло разочарование. Едва оказавшись в привычной среде, индейцы тут же вернулись к старому образу жизни. Но только теперь они действительно стали дикарями. С них моментально слетел приобретенный лоск, но не вернулись очарование и загадочность, свойственные детям природы. Они просто забыли заветы предков.
Например, у ямана совершенно не было воровства, так как не существовало собственности. Однако побывавшие в Англии туземцы быстро привили соплеменникам страсть стяжательства. Теперь они тащили то, что плохо лежит, дрались из-за вещей, а все, что могли, ломали на части – чтобы по кусочку досталось каждому.
Возможно, именно поэтому молодой тогда натуралист Чарлз Дарвин, участвовавший в экспедиции, отозвался о ямана крайне презрительно: «Бедные, жалкие создания… с безобразными лицами». Их язык показался автору эволюционной теории «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью».
Презрение Дарвина прозвучало приговором не только ямана, но и их соседям алакалуфам и селькнамам. Европейцы как раз оценили то, что из-за сурового климата Огненной Земли у овец отрастает превосходная шерсть. Под пастбища и загоны стали расчищать любой пригодный клочок земли. Индейцы, естественно, всем мешали. Не знавшие частной собственности, они охотились на овец, разбирали ограды, жгли костры где придется. К тому же селькнамы хоть и были миролюбивы, но умели постоять за себя. Скоро за пару ушей аборигенов власти стали предлагать по фунту стерлингов. Охотники за головами убивали всех без разбора: вооруженных селькнамов и безобидных ямана. С того момента индейцы Огненной Земли были обречены. Тем более что в 1880 году на их острове нашли золото. Старатели очистили территорию за каких-то пять лет.

Последние кадры

Если бы не германский миссионер Мартин Гусинде, совершивший в 1918-1924 годах четыре экспедиции на Огненную Землю, от ямана не осталось бы вообще никакой памяти. К счастью, он вполне профессионально занимался этнографией и фотоделом. Гусинде стал единственным европейцем, которого ямана приняли в свое племя, обучили языку и разрешили присутствовать при всех обрядах.
Увы, к моменту первой экспедиции образ жизни огнеземельцев уже изменился из-за контактов с фермерами и миссионерами. Во многих семьях старинные обычаи и мифы знали лишь весьма отрывочно. Ямана не слишком любили фотографироваться и далеко не сразу разрешили любопытному пришельцу делать записи.
Гусинде допустили к обряду инициации – перехода из детской жизни во взрослую. В течение нескольких месяцев испытуемым рассказывали заветы предков, этические принципы и посвящали в практические навыки племени. Им приходилось выдерживать тяжкие испытания. Долгое время они проводили в особенно неудобной позе: голова наклонена, руки скрещены на груди, колени подобраны - порой десять дней подряд им не разрешалось расслабиться, вытянуть ноги, даже несколько часов сна им приходилось проводить в таком положении. Зато потом они умели отдыхать, даже скучившись на крохотном кусочке земли.
Гусинде доказал, что язык ямана вовсе не так примитивен, как считалось до него. Огнеземельцам удавалось выражать тончайшие нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон» – «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Что же касается их самоназвания – «ямана», – это слово значило «жить», «дышать», «быть счастливым».
Вернувшись в Европу, Гусинде издал результаты своих исследований, которые рассказали, пусть и не полностью, о быте и культуре ямана. Сделанные им фотографии являются и вовсе уникальными. В опубликованных материалах немецкий этнограф не согласился с точкой зрения Дарвина. Правительства Аргентины и Чили постарались немедленно прекратить истребление ямана, но было уже поздно. От восьмитысячного народа остались несколько сотен человек, пристрастившихся к алкоголю и разучившихся выживать в суровых условиях.

Аборигены Австралии, как считают ученые, появились на континенте по крайне мере 50 000 лет назад. Процесс заселения происходил в течение последнего Ледникового периода из Юго – Восточной Азии, хотя кто – то считает из Индии. Местные аборигены считаются «прототипами» древнего человека В этом можно убедиться, лишь взглянув на несколько фотографий – огромные, не свойственные современному человеку черты лица, томный взгляд, крупное непропорциональное тело.

Жили себе аборигены, пока не прибыли европейцы в конце 18 века и начали борьбу за территорию и воду. В тот период погибла немалая часть местного населения, к тому же завоеватели привезли «европейские» заболевания, которые лишили жизни более половины местного населения.


В результате войн, многие из аборигенов оказались в резервациях и не имели гражданских прав. Лишь в 1967 году коренных жителей признали гражданами, исчезли резервации, стали отдавать исторические земли, переименовывать названия, стали обращать внимание на искусство.

Это цивилизация считается наименее изученной и примитивной ныне существующей на нашей планете, а ученые называют аборигенов наиболее отсталыми (естественно, с нашей точки зрения) людьми. Хотя, не буду скрывать, я бы с ними согласилась.
«Белые» в отсутствии своей культуры, открывают галереи искусства, продают за совсем нескромные деньги картины аборигенов (от 3000 до 40 000 дол), создают мастерские, в которых можно прийти и вместе с аборигенами нарисовать картину. Сами же аборигены сдают земли в аренду, например известное Улуру. Ныне современные австралийские аборигены производят впечатление, не то что ужасающее, но как – то вводит вступр. Одеты в растянутые китайские футболки и штаны, неопрятные женщины, все это отталкивает. Они совсем другие, ходят толпами, из стороны в сторону, из магазина в магазин. В городах они смотрятся очень нелепо, местные жители пытаются не обращать на них внимания, такое ощущение, что даже самый последний иммигрант из чужеродной страны будет австралийским «белым» гражданам ближе, чем местный абориген.
Что они делают сейчас? Трудно сказать, австралийское государство платит им сейчас достаточные пособия, на которые можно неплохо существовать. Часто можно найти аборигена распивающим алкоголь, или валяющимся в парке или ночующим в русле пересохшей реки, (по – русски «бомж»)



Первый раз в жизни мне кого – то было неудобно и страшно фотографировать, то ли взгляд у них неадекватный, то ли казалось, что такая махина просто ударить может кулаком. Фотографировала я их в основном втайне, иногда из машины. Пару раз они за фото попросили денег.. 20 долларов. На вопрос, «можно ли тебя сфотографировать?» отвечали, что фотографируй его и показывали на соседа.

В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч...

На фото: дети όна (селькнам), фото конца XIX-го века. Впереди их ждала смерть от пули или болезни…

Будем в нашем обзоре двигаться в направлении, противоположном тому, которым человек пришёл в Америку - с юга на север.

Крайний юг Южной Америки - Огненная Земля, Патагония, юг Чили - представляет интерес в плане языков и этнографии коренного населения сразу в нескольких аспектах. Во-первых, как уже говорилось в первом нашем очерке, здесь обитали люди, которые, возможно, были потомками первых американцев. Во-вторых, культура коренных жителей Огненной Земли была весьма архаичной. В-третьих, наконец, весьма показательны судьбы индейских народов этого региона в период европейской колонизации.

На крайнем юге Америки, на южном побережье Огненной Земли, по берегам пролива Бигля, на островах Наварино, Осте и других вплоть до мыса Горн обитал самый южный народ Земли, возможно - древнейшие насельники Крайнего Юга - индейцы яган (в литературе известны также под своим самоназванием ямана, что значит буквально ‘живые люди’). Язык яганов не обнаруживает родства ни с каким из индейских языков. По образу жизни их (как и их западных соседей алакалуфов) с XIX-го века называли indígenas canoeros - туземцами каноэ, поскольку практически вся их жизнь проходила в непрерывных кочевьях в лодках, а основными занятиями были охота на морского зверя (преимущественно - тюленей, китов не добывали, но с радостью использовали выброшенные морем на берег их туши), рыболовство и сбор моллюсков в прибрежной полосе. При этом они не знали лука и стрел, во время стоянок строили самое примитивное жилище в виде остова из веток, покрытого шкурами, ветвями и корой. Социальные отношения были также простыми: описания этнографов дают картину полного первобытного равенства, отсутствия какой-либо социальной стратификации и верховенства женщин. Яганы практически не знали одежды: только, когда дул особенно холодный ветер, сидящий в лодке индеец мог просунуть голову в отверстие, вырезанное в тюленьей шкуре и прикрыться ею как заслоном от ветра. Следует иметь в виду, что в тех краях в январе температура на поднимается выше 18о, а в июле падает и до -18о, и постоянно дует влажный, холодный пронизывающий ветер. Спасением от холода и ветра служил тюлений жир и краска, которыми покрывали тело. Интересно, что женщины яганов, добывавшие моллюсков, постоянно плавали в море, не испытывая никакого дискомфорта (при этом редко, кто из мужчин умел плавать). Такие поразительные способности достигались в результате систематического закаливания: уже новорожденного ребёнка вместе с матерью обязательно погружали в воду, а затем купания продолжались. Исследователи отмечали, что средняя температура тела яганов была примерно на градус выше, чем у европейцев.

Судьба яганов во время европейской колонизации была печальной. Хотя они, в отличие от многих других коренных народов Америки не подверглись целенаправленному истреблению, сам непосредственный контакт с европейцами, начавшийся с первого контакта в 1828-м году с моряками брига «Бигль», на котором путешествовал Чарльз Дарвин, и на котором были увезены в Англию несколько похищенных у яганов детей, привёл к ужасным последствиям. Европейские болезни (оспа, сифилис и туберкулёз в первую очередь), к которым организм закалённых индейцев моря не обладал никаким иммунитетом, унесли жизни большинства коренных огнеземельцев. Попытки переселения индейцев в церковные миссии приводили к столь же плачевному результату: европейская одежда, которую их заставляли носить, провоцировала простуду и туберкулёз сама по себе и нередко служила источником заразы, а скученность и непривычный образ жизни способствовал эпидемиям. В начале XIX-го века по разным оценкам яганов было около трёх тысяч человек, в 1970-х годах на острове Наварино ещё жило пара десятков яганов, совершенно забывших свою традиционную культуру; сегодня осталась в живых, по-видимому, только одна старуха, ещё помнящая этот язык.

Другие «индейцы каноэ», западные соседи яганов, алакалуф (или кавескар, что значит на их языке просто ‘люди’), населяли архипелаги и фьорды от востока Огненной Земли на юге до чилийской провинции Айсен на севере и вели образ жизни, во многом сходный с яганами. Однако, их язык совершенно отличается от языка яганов и, как и последний, не обнаруживает сходства ни с одним из языков Америки. Об отличном от яганов происхождении алакалуфов свидетельствует и их антропологический тип: и те, и другие невысокого роста (150-160 сантиметров) и изящного телосложения, но если яганы похожи на многих других южноамериканских индейцев, имеющих много общего с азиатскими монголоидами: массивные скуластые лица, достаточно узкие раскосые глаза, прямой слабо выступающий нос, прямые жёсткие волосы, то среди алакалуфов часто попадаются люди с толстыми губами, широким носом с вогнутой спинкой, большими глазами, густыми бровями и вьющимися волосами - признаками, сближающими их скорее с представителями экваториальных типов (австралийскими аборигенами, негритосами Юго-Восточной Азии и др.). Это может указывать на очень древнее происхождение алакалуфов - от тех первых насельников Америки, которые были носителями древнейших недифференцированных антропологических типов Восточной Азии.

Алакалуфы столкнулись с теми же проблемами, что и яганы, и, несмотря на их изначально большую численность и более широкое расселение, сегодня этот народ также находится на грани исчезновения - предположительно, язык кавескар ещё помнят не более двух десятков человек.

От «индейцев каноэ» отличались культурой, языком и антропологическим типом «пешие индейцы» (indios a pie), жившие на Огненной Земле севернее яганов - όна (это название происходит из языка яганов) или селькнам и родственные им по языку ауш или манекенкен, вытесненные другими племенами на крайний юго-восток острова. Она охотились с луком и стрелами на гуанако, шкуры которых использовали для изготовления примитивной одежды (чаще всего - просто шкура, накинутая на плечи и, у мужчин, своеобразная шапочка «пирожком»). Внешне она отличались от низкорослых яганов и алакалуфов массивностью телосложения и достаточно высоким ростом (мужчины - 180 сантиметров). Она проникли на Огненную Землю с севера, из аргентинской Патагонии, на что указывает их сходство по антропологическому типу и языку с исконными обитателями Патагонии - индейцами теуэльче. Языки она, ауш и теуэльче лингвисты объединяют в языковую группу чон (от слова языка она, означающего ‘человек’). Возможно, языки чон имеют отдалённое родство с языками групп матагуай и гуайкуру, распространёнными в области Чако (на стыке северной Аргентины и Парагвая) - гуайкуру, матако, чороте и др.

Судьбы она и теуэльче были решены во второй половине девятнадцатого - первой половине двадцатого века во вполне североамериканском демократическом духе. Дело в том, что, когда в середине XIX-го века на Огненной Земле европейские колонисты начали превращать охотничьи угодья она (естественно, не спросив у последних позволения) в пастбища для овец, индейцы быстро поняли, что овцы представляют собой более лёгкую добычу, чем быстроногие гуанако. Так начался конфликт, приведший в конце XIX-го века к началу массового истребления индейцев она на Огненной Земле: против них организовывали карательные экспедиции и облавы, истребляя поголовно, хозяева крупных хозяйств платили своим пастухам деньги за уши, отрезанные у мёртвых (а случалось - и у живых) индейцев. Позже применялось и «химическое» и «бактериологическое» оружие: индейцам подбрасывали заражённую оспой одежду, отравляли ядами туши китов, овец или гуанако и т. д. - на юге Америки буквально повторялся опыт работы, проделанной несколькими десятилетиями ранее в США. В результате из примерно четырёх тысяч она, живших на Огненной Земле в середине XIX-го века, к концу его оставалось чуть более 700; в 1890-м году остатки народа были вывезены на остров Даусона, где практически все умерли от разразившейся там эпидемии. Трагедия завершилась в 1974-м году, со смертью Анхелы Лоих, последней из она.

Теуэльче жили на территории аргентинских провинций Чубут и Санта-Крус и дали имя всей южной части Южной Америки - Патагонией, то есть страной большеногих людей назвали её испанцы, когда увидели следы местных индейцев: во-первых, учитывая, что средний рост теуэльче был в целом ещё больше, чем у она, размеры их ног были уже достаточно велики, но следы казались огромными, поскольку обувью им служили довольно грубо обёрнутые вокруг ног куски шкур гуанако. Теуэльче охотились в аргентинской пампе на гуанако и страусов нанду с помощью лука и бола - древнего своеобразного орудия (и оружия, успешно применявшегося затем для борьбы с испанской конницей) в виде трёх камней, соединённых ремнём, которые, будучи брошены в ноги животного, обвивали их и валили жертву на землю. Освоившие в начале XIX-го века коневодство, сильные и многочисленные теуэльче представляли бόльшую проблему для демократических властей Аргентины, нежели немногие достаточно отсталые пешие она. Кроме того, начиная с XVIII-го века теуэльче попадают под влияние единственного индейского народа Америки, не покорившегося испанским колонизаторам - чилийских арауканов (мапуче), и свободная Араукания постепенно расширяет свои границы в Патагонии. Помните благородного Талькава из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна? Этот патагонец (то есть, скорее всего, теуэльче) носил вполне арауканское имя - сравните араук. тралькан ‘гром’; равным образом и сам этноним теуэльче имеет арауканское происхождение.

Арауканско-патагонская вольница была бельмом на глазу у молодой аргентинской демократии - особенно в 1870-х годах, когда власти соседнего Чили взялись за решение арауканской проблемы, и гордые мапуче были наконец лишены свое земли. В это же время арауканские вожди в Патагонии постоянно нападали на пограничные аргентинские форты, разрушали телеграфные линии, грабили скотоводов. В 1875-м году военный министр Адольфо Альсина представил план умиротворения патагонцев, который затем аргентинская армия под водительством генерала Хулио Архентино Рока реализовала, лицемерно назвав это деяние Conquista del desierto ‘Завоевание пустыни’. Вполне в стиле своих североамериканских предшественников (“Хороший индеец - мёртвый индеец”) Рока выразил и свои намерения: “Наше самоуважение как мужественного народа обязывает нас как можно скорее подавить - разумом или силой - эту горстку дикарей, которые разрушают наше богатство и препятствуют нам окончательно занять, во имя закона, прогресса и нашей собственной безопасности, самые богатые и плодородные земли Республики”. Теми же методами, что и она, теуэльче были уничтожены, и патагонская пампа была на деле превращена в пустыню. В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч теуэльче - но речь идёт о людях, полностью утративших свою идентичность, чаще всего - о метисах. Людей, которые помнят язык, сохранилось не более десятка.